Научная статья на тему 'Электоральная конкуренция партий власти с партиями оппозиции в России и Казахстане (сравнительный анализ)'

Электоральная конкуренция партий власти с партиями оппозиции в России и Казахстане (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ОППОЗИЦИЯ / ПРОПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПАРТИИ / ОППОЗИЦИОННЫЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / POWER / OPPOSITION / PRO-PRESIDENTIAL PARTIES / OPPOSITION PARTIES / ELECTIONS / SUPER-PRESIDENTIAL REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казбекова Меруерт Аткайжиевна

В статье проведен сравнительный анализ последних парламентских выборов 2007 г. в Казахстане и России. Сделаны выводы о схожести политических процессов в этих странах. Власти сделали ставку на создание политической системы с одной доминирующей партией; в результате на выборах победили пропрезидентские партии: в Казахстане -НДП «Нур Отан» во главе с НА. Назарбаевым, в России «Единая Россия» во главе с ее лидером В.В. Путиным. Обе «партии власти» успешно использовали тактику рассеивания протестного электората и недопущения консолидации оппозиции вокруг единого центра, а также перехватили часть лозунгов оппозиции, что ослабило влияние коммунистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL RIVALRY BETWEEN RULING PARTIES AND PARTIES IN OPPOSITION IN RUSSIA AND IN KAZAKHSTAN (A COMPARATIVE ANALYSIS)

The article by M.A. Kazbekova carries a comparative analysis of the latest 2007 elections in Kazakhstan and in Russia. She draws conclusions that political processes in these countries were similar in many respects; the authorities have relied on the creation of a political system with one dominant party; as a result, pro-presidential parties won elections: in Kazakhstan this was People's Democratic Party «Nur Otan» headed by N.A. Nazarbayev and in Russia the winner party was "United Russia" headed by its leader V. V. Putin; both «parties in power» successfully employer the tactics of dissipating the protest-inclined electorate and preventing opposition's consolidation round a single center as well as by means of recapturing certain slogans of the opposition; in both countries during elections influence of communists has declined.

Текст научной работы на тему «Электоральная конкуренция партий власти с партиями оппозиции в России и Казахстане (сравнительный анализ)»

Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). - М., 1989.

Филиппов, А.Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. - 1995. - № 1.

© Головацкий Е.В., 2009

М.А. Казбекова

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ПАРТИЙ ВЛАСТИ

с партиями оппозиции в России и Казахстане

(Сравнительный анализ)

КАЗБЕКОВА Меруерт Аткайжиевна - аспирантка кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: meruert61@mail.ru)

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ последних парламентских выборов 2007 г. в Казахстане и России. Сделаны выводы о схожести политических процессов в этих странах. Власти сделали ставку на создание политической системы с одной доминирующей партией; в результате на выборах победили пропрезидентские партии: в Казахстане -НДП «Нур Отан» во главе с Н.А. Назарбаевым, в России - «Единая Россия» во главе с ее лидером В.В. Путиным. Обе «партии власти» успешно использовали тактику рассеивания протестного электората и недопущения консолидации оппозиции вокруг единого центра, а также перехватили часть лозунгов оппозиции, что ослабило влияние коммунистов. Ключевые слова: власть, оппозиция, пропрезидентские партии, оппозиционные партии, выборы, суперпрезидентская республика.

В структуре СНГ в последние годы Россия и Казахстан демонстрируют высокие и стабильные показатели развития, которые во многом были обеспечены экспортом энергоресурсов и конъюнктурно высоким ростом цен на них на мировых рынках. Свою дальнейшую стратегию политическая элита Казахстана обозначила через вхождение в число пятидесяти ведущих стран мира, а Россия - через создание «идеологии прорыва в будущее» и соответствующую ей политику. Главным приоритетом двух стран становится развитие человеческого потенциала и повышенное внимание к социальному сектору. Россия и Казахстан практически синхронно объявили о переходе к построению принципиально нового общества, основанного на высоком уровне развития человеческого капитала и экономики знаний.

В последние годы (еще до наступления мирового финансового кризиса) сложился благоприятный климат для продолжения политической модернизации, целью которой явилось развитие демократических процедур и институтов. В этой связи особый интерес представляет анализ избирательных кампаний и изменения партийного спектра в высших представительных органах власти России и Казахстана.

Следует отметить, что обе страны взяли курс на формирование принципиально новой партийной системы, основанной на крупных партиях, конкурирующих между собой. В российской практике об этом свидетельствуют положения закона «О политических партиях», по которым партия для регистрации должна иметь минимальную численность в 50 тыс. человек, иметь отделения не меньше чем в половине регионов России, причем в каждом должно насчитываться не менее 500 человек, для остальных допустимо не менее 250 членов*. Введение 7-процентного барьера на выборах в Государственную Думу также должно способствовать формированию крупных партий, реально выражающих интересы тех или иных социальных слоев. В Казахстане же требование в 50 тыс. членов было введено еще в 2002 г. в соответствии с законом «О партиях», а 7-процентный избирательный барьер существовал изначально.

Принципиальное отличие избирательной кампании в России от казахстанской заключается в том, что последние парламентские выборы 2007 г. проводились в условиях реальной многопартийности, которая сложилась в России еще 1990-е гг. Действующее же в Казахстане до лета 2007 г. выборное законодательство, предоставлявшее партиям лишь 10 мест в Ма-жилисе, не способствовало развитию партий и формированию устойчивой партийно-политической системы. Соответственно депутатский корпус нижней палаты парламента не представлял в полной мере весь расклад общественно-политических сил в стране. Партии этого этапа политической истории Казахстана проводили активную работу лишь в период избирательных кампаний, в то время как политическая партия только лишь тогда является полноценной единицей гражданского общества, когда постоянно и неразрывно связана с избирателями1.

* В марте 2009 г. Госдума РФ в первом чтении приняла предложенные Президентом Д.А. Медведевым поправки в закон «О политических партиях», которые снижают количество членов, необходимых для регистрации партии. С 1 января 2010 г минимальный порог численности партий будет снижен с 50 тыс. до 45 тыс. Также с 500 до 450 членов будет сокращена необходимая минимальная численность региональных отделений. С 1 января 2012 г минимальная численность партий, необходимая для их регистрации, будет сокращена до 40 тыс. членов, а в региональных отделениях - до 400 человек.

1 См.: Султанов, Б.К. Премьера пропорциональной системы // Выборы-2007 -новый этап в развитии политической системы Республики Казахстан. - Алматы, 2007. - С. 100.

В мае 2007 г. в Казахстане была проведена конституционная реформа. Ее цель - создание такой партийно-политической системы страны, которая будет функционировать на основе взаимодействия и конкуренции политических партий, где победившая партия формирует правительство, а проигравшие уходят в системную оппозицию, представляющую собой конструктивную силу, сотрудничающую с правящей партией. Были внесены также поправки в Конституцию Республики Казахстан, которые предусматривали увеличение численности депутатов нижней палаты парламента с 77 до 107 человек, из которых 98 избираются по партийным спискам, 9 - Ассамблеей народов Казахстана (АНК). Казахстан, как и Россия, отказался от мажоритарной системы выборов в пользу пропорциональной. Такая система способствует более адекватному представительству социальных групп. Мажоритарная электоральная формула сохранилась только в рамках выборов депутатов областных, районных и городских депутатов. Кроме того, в избирательную систему была введена практика фактической кооптации депутатов со стороны Ассамблеи народов Казахстана (АНК). Это дало возможность преодолеть недостатки мажоритарной системы, когда голоса избирателей, отданных за кандидата, проигравшего выборы, не находят реализации. Учитывая многонациональный состав населения Казахстана, избрание депутатов от АНК обеспечивает представительство в Мажилисе интересов этнических меньшинств.

Рассматриваемое нововведение должно было иметь следующие очевидные плюсы. Прежде всего, заметно возрастают возможности для действующих политических партий участвовать в законодательной деятельности. Также появляются шансы добиться определенного представительства в парламенте у партий, которые в силу разных причин его не имеют. Кроме того, у партий есть серьезный стимул для активизации предвыборной работы с населением (особенно в регионах) для увеличения численности потенциальных сторонников и избирателей. Наконец, конкуренция партий должна будет стимулировать конкуренцию идей. Борьба «за умы и голоса избирателей» дадут толчок развитию политического участия и идеологического выстраивания партийно-политического поля Казахстана на манер аналогичных систем в развитых зарубежных странах по схеме «правые» - «центр» - «левые».

Таковы были намерения. Практическое же осуществление «конституционной реформы» ознаменовалось Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2007 г. о роспуске Мажилиса Парламента 3-го созыва и назначении досрочных парламентских выборов 18 августа 2007 г. Помимо этого 20 августа прошла процедура избрания девяти депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана1. Следует отметить, что еще до ро-

1 Указ Президента Республики Казахстан «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан Третьего созыва и назначении внеочередных выборов де-

спуска парламента и конституционных изменений произошло объединение пропрезидентских политических сил. В партию «Отан» последовательно вошли сначала партия «Асар», затем Аграрная и Гражданская партии. В результате объединения партия «Отан» была переименована в партию «Нур Отан». Одновременно официальные власти попытались сузить партийное поле до двух-четырех крупных партий. По новому законодательству партии, преодолевшие 7-процентный избирательный барьер и завоевавшие депутатские места в парламенте, получают финансирование из государственного бюджета, другие партии вынуждены будут объединяться, чтобы избежать роли политических аутсайдеров.

Вслед за консолидацией пропрезидентских сил началось объединение оппозиционных партий. Партия «Настоящий Ак Жол» вошла в состав Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), а партия «Адилет» присоединилась к ДПК «Ак Жол». Объединение ОДСП и «Настоящего Ак Жола» было связано с тем, что обе партии имеют общие политические цели и электоральную базу, сформированную еще в период совместной деятельности в движении «За справедливый Казахстан» (ЗСК). Идти на выборы по отдельности им не имело смысла, что означало распылить свои силы, в итоге не преодолев барьер в 7%. Что касается партии «Адилет», то, несмотря на свою лояльность к властям, она не пользуется широкой известностью и популярностью среди населения. На парламентских выборах 2004 г. партия набрала лишь 0,76% голосов избирателей. Поэтому ее присоединение к ДПК «Ак Жол» давало лидерам «Адилета» потенциальную возможность получить депутатские мандаты.

Общей особенностью избирательных кампаний в России и Казахстане было то, что на парламентских выборах 2007 г., в отличие от предыдущих, были запрещены избирательные блоки, и партии вынуждены были объединяться. В частности, в Казахстане предвыборный блок «Бирлик», состоящий из партий «Ауыл» и «Патриоты Казахстана», был распущен, так и не начав свою агитационную работу.

ЦИК Казахстана зарегистрировала партийные списки семи политических партий, между которыми 18 июля 2007 г. была проведена жеребьевка, и в избирательном бюллетене они расположились в следующем порядке: 1. Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП); 2. Народно-демократическая партия «Нур Отан»; 3. Партия патриотов Казахстана (ППК); 4. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»; 5. Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» (ДПК «Ак Жол»); 6. Партия «Руханият»; 7. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). При этом в партийном списке «Нур Отан» числилось 126 человек, ДПК «Ак Жол» - 98; ОСДП - 80; «Ауыл» - 30; КНПК - 20; ППК - 11; «Руханият» - 9 человек.

путатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Казахстанская правда. -2007. - 21 июня.

Лидером избирательной кампании стала партия «Нур Отан», которую возглавил президент страны Н.А. Назарбаев, пользующийся большим доверием избирателей. В ее партийном списке оказались представлены 43 депутата Мажилиса 3-го созыва, члены правительства, акимы областей, городов и районов, ректоры и директора высших учебных заведений, руководители крупных национальных корпораций.

В предвыборной программе партии «Нур Отан» были выделены 5 приоритетных направлений работы: качество жизни, качество экономики, укрепление политической системы, стабильность в обществе и предсказуемая внешняя политика. При этом акцент сделан на ожиданиях населения, связанных с повышением уровня жизни1. Основной стратегический ресурс «Нур Отана» - отождествление партии с президентом Н.А. Назарбаевым и его политическим курсом. Вместе с тем независимые наблюдатели считали, что одновременно это является ее слабым местом, ибо партия выступает лишь ретранслятором, а не генератором идей и не может критиковать своего лидера за допущенные промахи и ошибки.

В ходе избирательной кампании никто не сомневался в победе партии «Нур Отан». Вопрос заключался лишь в том, сможет ли оппозиция преодолеть 7-процентный барьер и сформировать фракцию в парламенте. За «почетное» второе место реально боролись две партии - ОСДП и «Ак Жол». Во главе партии стояли известные лидеры - Ж. Туякбай и А. Бай-менов, которые баллотировались в 2005 г. на пост главы государства.

Предвыборная платформа партии «Ак Жол» была основана на политическом проекте «Ты достоин своей мечты», в которой выделялись шесть основных пунктов: работа и зарплата, человеческий капитал, жилье, решение проблем села, культура и духовность, коррупция, которые являются асимметричным ответом партии власти. При этом вопросы сконцентрированы вокруг проблем конкретного человека. Тем самым «Ак Жол» пыталась демонстрировать избирателям общественную рентабельность демократизма, равноправие граждан в жизненных возможностях и равенство перед законом. Необходимо заметить, что ДПК «Ак Жол» заняла второе место на парламентских выборах 2004 г., набрав 12,04% голосов. Однако после раскола партии в марте 2005 г. и поражения на президентских выборах ее лидера А. Байменова, набравшего всего 1,61% голосов, рейтинг партии «Ак Жол» значительно упал.

Предвыборная тактика ОСДП строилась на противоборстве с партией власти. Она возложила на «Нур Отан» всю ответственность за пороки казахстанского общества, среди которых коррумпированное и полицейское государство, олигархическая и сырьевая экономика, расколотое и демо-

1 См.: За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев: как мы улучшим жизнь каждого гражданина страны. Предвыборная платформа Народно-демократической партии «Нур Отан». - Астана, 2007.

рализованное общество. В свою очередь, ОСДП предложила избирателям свою политическую платформу «За новый Казахстан», в которой были обозначены 7 вопросов и 7 ответов партии на актуальные проблемы казахстанского общества: коррупция, рост цен и тарифов, снизившееся качество жизни, низкие пенсии, социальное расслоение, неравенство в распределении доходов от экспорта сырья, духовная и нравственная деградация общества.

Основной предвыборной особенностью ОСДП являлось предложение (по примеру ряда арабских государств) об участии граждан страны в сырьевых доходах Казахстана за счет изъятия природной ренты. Тем самым предложен способ связи личных интересов избирателя с политической платформой социал-демократов. На выборах поддержку ОСДП оказали члены незарегистрированной партии «Алга!» (ДВК) и компартия Казахстана (КПК), которая бойкотировала выборы по причине неприятия новой избирательной системы. Руководство КПК и «Алга!» (ДВК) призвало своих членов голосовать на выборах за партийный список ОСДП как реальной оппозиционной силы партии «Нур Отан».

Другие четыре партии - «Ауыл», Партия патриотов Казахстана, КНПК и «Руханият» - играли роль статистов, их рейтинг не превышал 2-3%. Тем не менее, эти «карликовые» партии смогли забрать голоса у ОСДП и партии «Ак Жол», тем самым увеличив процент голосов, поданных за «Нур Отан». В соответствии с законодательством Казахстана, голоса партий, не преодолевших 7-процентный барьер, распределяются между победителями по пропорциональной системе, что позволяет победившей партии увеличить число депутатских мест за счет аутсайдеров.

Накануне выборов было проведено несколько авторитетных социологических опросов населения, которые показывали определенную динамику и рост авторитета некоторых партий. За две недели до выборов, по данным Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП), проводившего с 30 июля по 4 августа 2007 г. республиканский опрос, за партию «Нур Отан» готовы были проголосовать 61,5% избирателей из числа граждан, решивших прийти на избирательные участки. Второе место заняла партия «Ак Жол» - 10,6%. На третьем месте ОСДП - 7,4%. Далее следуют КСДП «Ауыл» - 2,1%, Партия патриотов Казахстана - 1,5%, КНПК - 0,6%, партия «Руханият» - 0,1%.

Однако итоги парламентских выборов в Казахстане оказались неожиданными для ряда казахстанских политологов: партия «Нур Отан» набрала 88,41% голосов избирателей, став единственной партией, прошедшей в Мажилис. ОСДП набрала 4,54% голосов, партия «Ак Жол» - 3,09%, партия «Аыул» - 1,51%, КНПК - 1,29%, Партия патриотов Казахстана - 0,78%, партия «Руханият» - 0,37%.

Представители оппозиционных партий Казахстана - «Ак Жол» и ОСДП -не признали озвученных Центральной избирательной комиссией результатов парламентских выборов. Заместитель председателя ДПК «Ак Жол» Б. Нурмухамедов заявил, что по его данным, «Ак Жол» набрала на выборах около 12% голосов избирателей. Однако ЦИК озвучил мнение наблюдателей от СНГ, которые признали парламентские выборы в Казахстане свободными и транспарентными, соответствующими нормам действующего в государстве избирательного законодательства, общепринятым подходам к организации и проведению демократических выборов.

Победив на выборах, партия «Нур Отан» получила все 98 депутатских мест в Мажилисе. Выборы депутатов от Ассамблеи народов Казахстана также принесли победу этой партии. Таким образом, вопреки первоначальным замыслам, нижняя палата парламента стала однопартийной, а в республике сформировалась политическая система с одной доминирующей партией. Такая модель на протяжении длительного времени успешно функционировала в Индии, Малайзии, Сингапуре и Японии. В этой ситуации на партию «Нур Отан» возложена задача оказания публичной поддержки политическому курсу президента Н.А. Назарбаева.

Примерно по такому же сценарию развивались события в России. Однако в отличие от Казахстана, здесь парламентские выборы предшествовали президентским, а В.В. Путин принципиально отказался баллотироваться на пост президента в третий раз, что означало персональную смену власти. В этих условиях Кремль сделал ставку на «Единую Россию» как политическую силу, которая должна была обеспечить преемственность власти и образование партийно-политической системы с доминирующей партией как наиболее устойчивой, по мысли кремлевских политтехноло-гов. Основные усилия Администрации Президента были направлены на доминировании «Единой России» на всех уровнях: федеральном и региональном. Решительным шагом «Единой России» стало поглощение лояльных ей политических сил, когда единороссам удалось сформировать пропрезидентское большинство (то же самое происходило и в Казахстане). Затем последовало изменение выборного законодательства на региональном уровне и отмена выборности губернаторов, что обеспечило влияние «Единой России» в регионах.

Наконец, был увеличен избирательный барьер для прохождения партий в Госдуму до 7%, и принят новый закон «О политических партиях», который резко сократил количество партий в России. В частности, сложную процедуру перерегистрации из 46 партий смогли пройти 17 партий.

Эти изменения стали возможными благодаря тому, что «Единая Россия» на протяжении двух сроков подряд обладала конституционным большинством в Государственной Думе. Следует отметить, что в Казахстане пропрезидентская партия «Отан», а затем «Нур Отан» обладала

такими возможностями с 1999 г., т. е. на протяжении трех избирательных циклов.

В победе «Единой России» на парламентских выборах мало кто сомневался, в то же время сдали свои позиции коммунисты и «старые» либеральные партии. Семипроцентный барьер на выборах преодолели четыре партии: «Единая Россия» набрала 64,30% голосов; КПРФ - 11,57; ЛДПР -8,14 и впервые попавшая в Госдуму «Справедливая Россия» - 7,74%. Места в нижней палате были распределены следующим образом: «Единая Россия» получила 315 депутатских мандатов, КПРФ - 57, ЛДПР - 40, «Справедливая Россия» - 38.

Анализируя парламентские выборы в Казахстане и России, можно сделать следующие выводы.

1. Выборы в России и Казахстане в 2007 г. полностью проводились на пропорциональной основе (в Казахстане за небольшим исключением в связи с выборами 9 депутатов от АНК).

2. В выборах активное участие приняли пропрезидентские партии: в Казахстане - НДП «Нур Отан» во главе с Н.А. Назарбаевым, а в России -«Единая Россия» во главе с В.В. Путиным.

3. Обе «партии власти» успешно использовали тактику рассеивания протестного электората и недопущения консолидации оппозиции вокруг единого центра.

4. Власти России и Казахстана сократили возможности для маневра оппозиции, перехватив ряд ее лозунгов и консолидируя политическую элиту.

5. В обеих странах на выборах произошло ослабление влияния коммунистов. КПРФ была наиболее влиятельной оппозиционной силой в 1990-е гг. После поражения на президентских выборах 1996 г. она сделала ставку на стратегию «врастания во власть», но именно из-за этого в 2000-е гг. российские коммунисты оказываются на обочине политического процесса.

Высшим достижением казахстанских коммунистов были парламентские выборы 1999 г., когда они набрали 17% голосов. Однако они так и не смогли сформировать свою фракцию в Мажилисе Парламента 2-го созыва. Поэтому утверждать, что коммунисты играли такую же политическую роль в Казахстане, как КПРФ в России, не приходится. После раскола единой Компартии на КПК и КНПК обе организации обречены на медленную, неуклонную маргинализацию. В этой связи в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать возрождения коммунистического электората и расширения политического представительства коммунистов в парламентах как России, так и Казахстана.

6. Либеральные СПС и «Яблоко» в России играли роль полуоппозиции, ведь отдельные их представители в разное время входили в состав прави-

тельства. Стоит также отметить весьма успешную тактику партии «Ак Жол» в Казахстане, которая выражалась в лоббировании либеральных идей среди членов правительства и депутатов парламента, разделявших ее взгляды, но боявшихся их публично отстаивать (еще до раскола партии в феврале - марте 2005 г.).

7. Политическая практика в Казахстане показывает, что объединение оппозиционных партий различного спектра накануне выборов, в отличие от пропрезидентских партий, не ведет к увеличению их электората, а наоборот, вносит смятение в их ряды и приводит в дальнейшем к расколу. Так было с блоком КПК - ДВК во время парламентских выборов 2004 г. Аналогичное произошло с объединениями партий «Ак Жол» и «Адилет», а также ОСДП и «Настоящего Ак Жола» уже после выборов.

8. В целом, анализируя политическое развитие Казахстана на современном этапе, можно сделать вывод, что в данном процессе наблюдается прямая трансплантация российского опыта перехода от многопартийной системы к системе с одной доминирующей партии. При этом легитимность режима обеспечивается проведением эффективной политики в «суперпрезидентской республике», объединением элиты и поддержкой со стороны избирателей. Оппозиционным же партиям в такой системе предоставляется возможность бороться за консолидацию протестного электората и вырабатывать альтернативную программу действий и стратегии развития страны, которая позволит победить «партию власти», если, конечно, та потеряет доверие избирателей даже при активном использовании административного ресурса.

Список литературы

Указ Президента Республики Казахстан «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан Третьего созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Казахстанская правда. - 2007. - 21 июня

За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев: как мы улучшим жизнь каждого гражданина страны. Предвыборная платформа народно-демократической партии «Нур Отан». - Астана, 2007.

Султанов, Б.К. Премьера пропорциональной системы // Выборы-2007 -новый этап в развитии политической системы Республики Казахстан. - Ал-маты, 2007.

© Казбекова М.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.