потенциал применения в различных маркетинговых контекстах. Исследование выявило необходимость синхронизации инновационных NLP технологий с коммуникативными процессами компаний. Предполагается, что адаптивные AI-системы с самообучающимися и оптимизирующимися в реальном времени функциями смогут ответить на динамичные требования рынка (со стороны потребителей товаров и услуг) и обеспечить более гибкий подход к бизнес-процессам. Разработка гибких AI-платформ, которые легко интегрируются в маркетинговые структуры и адаптируются к эволюционирующим бизнес-стратегиям, станет ключом к созданию технологически эффективных корпоративных интеллектуальных информационных систем. Эти системы должны предоставлять компаниям не только способность реагировать на текущие потребности рынка, но и прогнозировать будущие тенденции потребительского поведения.
Источники:
1. Рассел Стюарт, Норвиг Питер. Искусственный интеллект. Современный подход. Том 1. Решение проблем. Знания и рассуждения Вильямс, 2021 г. ISBN: 978-5-907365-25-4.
2. Natural Language Processing with Python - Analyzing Text with the Natural Language Toolkit. Steven Bird, Ewan Klein, and Edward Loper. [Электронный_ресурс]. URL:https://www.nltk.org/book/.
3. Artificial Intelligence Index Report 2023. [Электронный ресурс]. URL:https://aiindex.stanford.edu/wp-content/uploads/2023/04/HAI_AI-Index-Report_2023.pdf
4. Искусственный интеллект (мировой рынок). [Электронный ресурс]. URL:https://www.tadviser.ra/mdex.php/.
5. Дэн Юрафски, ДжеймсХ. Мартин. Обработка речи и языка (3-е издание). [Электронный ресурс]. URL: https://web.stanford.edu/~jurafsky/slp3/.
6. How is NLP used for Marketing Analytics? | Analytics Steps. [Электронный ресурс]. URL:https://www.analyticssteps.com/blogs/how-nlp-used-marketing-analytics.
7. Рынок разговорного ИИ в России 2020-2025. [Электронный ресурс]. URL:https://ict.moscow/research/rynok-razgovornogo-ii-v-rossii-2020-2025/.
8. Natural Language Processing (NLP) Use Cases in Business - MobiDev. [Электронный ресурс]. URL:https://mobidev.biz/blog/natural-language-processing-nlp-use-cases-business.
9. Исследование. Рынок разговорного ИИ в России 2020-2025 | Умные чат-боты и голосовые ассистенты для сложных бизнес-задач. [Электронный ресурс]. URL:https://just-ai.com/blog/issledovanie-rynok-razgovornogo-ii-v-rossii-2020-2025.
EDN: RAKSYL
Е.К. Буканов - преподаватель кафедры медицинской физики, математики и информатики, Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Россия, [email protected],
E.K. Bukanov - lecturer, Department of Medical Physics, Mathematics and Computer Science, M. Gorky Donetsk State Medical University, Donetsk, Russia.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HEALTH CARE IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC UNDER THE CONDITIONS OF INTEGRATION
Аннотация. В статье рассматривается проблема интеграции системы государственного управления в области здравоохранения в Донецкой Народной Республике (ДНР). Базисом исследования являются федеральные законы, законы ДНР, Указы Президента России, приказы Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики. В работе используется опыт субъектов Российской Федерации (РФ) для формирования интегрированной структуры системы здравоохранения ДНР в РФ. Оценено текущее положение дел в системе здравоохранения ДНР. Проведено сравнение систем государственного управления в области здравоохранения в ДНР и РФ. Выявлены точки роста для эффективной интеграции в РФ. Обоснована необходимость развития новых форм оказания медицинской помощи в республике. Определены новые уровни системы здравоохранения ДНР в условиях интеграции. Предложена структура системы здравоохранения ДНР с учетом интеграции в РФ. Обозначен механизм финансирования системы здравоохранения ДНР после интеграции с РФ.
Abstract. The article deals with the problem of integration of public administration system in the field of health care in the Donetsk People's Republic (DPR). The basis of the study is federal laws, laws of the DPR, Decrees of the President of Russia, orders of the Ministry of Health of the Donetsk People's Republic. The work uses the experience of the subjects of the Russian Federation (RUS) to form an integrated structure of the health care system of the DNR in the RUS. The current state of affairs in the health care system of the DNR was assessed. The systems of state management in the field of health care in the DNR and the Russian Federation are compared. Growth points for effective integration in the Russian Federation were identified. The necessity of developing new forms of medical care in the republic was substantiated. New levels of the health care system in the DNR under the conditions of integration are defined. The structure of the health care system of the DNR is proposed, taking into account integration into the Russian Federation. The mechanism of financing the health care system of the DNR after integration with the Russian Federation is outlined.
Ключевые слова: система здравоохранения ДНР, трансформация, интеграция, система государственного управления, нормативно-правовая база.
Keywords: health care system of the DNR, transformation, integration, public administration system, legal and regulatory framework.
Введение
Опыт ведущих социально развитых государств, показывает, что чем выше уровень развития здравоохранения, тем более благополучным и продуктивным может быть общество [1]. Стремление к высокому уровню развития здравоохранения становится приоритетной задачей для многих стран, особенно для тех, где население стареет или где существует высокий уровень заболеваемости [2].
В Донецкой Народной Республике система здравоохранения была сформирована по модели государственной системы управления здравоохранением Н.А. Семашко, сохраняя ее основные принципы. С момента образования ДНР в 2014 г. и до принятия ее в состав Российской Федерации 30.09.2022 г. в республике осуществлялся процесс формирования собственной системы государственного управления в области здравоохранения, связанный с созданием собственных институций и разработкой проектов законодательных и иных нормативных правовых актов для органов государственной власти [3].
Основная часть
С 01.03.2023 г. на территории ДНР в соответствии с Федеральным законом № 16 от 17 февраля 2023 года «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в РФ ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области» [4] начали действовать нормы, обеспечивающие интеграцию в российское правовое поле сферы здравоохранения республики. Исходя из этого, можно предположить, что система здравоохранения ДНР получила новый импульс развития.
Стоит отметить, что для успешной интеграции системы здравоохранения ДНР в РФ необходимо решить целый ряд задач, ключевыми из которых являются:
1) интеграция нормативно-правой базы ДНР с законодательством РФ;
2) становление и развитие в ДНР цифровых платформ в сфере здравоохранения из РФ;
3) изменение структуры финансирования системы здравоохранения ДНР;
4) появление в республике страховой медицины.
Решение различных проблем, связанных с интеграцией системы здравоохранения ДНР в РФ, находится под личным контролем министра здравоохранения РФ. Это нашло свое отражение в реализации программ по комплексной трансформации и преобразованию системы государственного управления в области здравоохранения ДНР в соответствии с целями развития здравоохранения, установленными в «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [5].
Также особое внимание следует уделить проблеме разделения полномочий между системами здравоохранения ДНР и РФ. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 г. № 750 -р, часть организаций перейдет в федеральную собственность [6]. К таким организациям в сфере здравоохранения относятся:
1) Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького;
2) Институт неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака Министерства здравоохранения ДНР.
Это позволит медицинским организациям получить следующие преференции:
1) получение финансирования из федерального бюджета Российской Федерации;
2) участие в федеральных программах и проектах;
3) координация действий с другими организациями на федеральном уровне.
Один из показателей успешной интеграции - это цифровая трансформация в республике и развитие сервисов электронного здравоохранения:
1) внедрение системы ЕГИСЗ;
2) внедрение сервисов телемедицины;
3) развитие системы МИС и ГИС;
4) появление в республике электронных больничных листов и электронных рецептов.
За период с 2014 г. по 2021 г. система здравоохранения ДНР несколько раз реформировалась и к 2022 г. насчитывала 204 учреждения здравоохранения государственной и муниципальной формы собственности. Первичную помощь в ДНР оказывают 30 Центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), вторичную -120 городских и 5 районных больниц, третичную - 23 учреждения. Оставшиеся учреждения не оказывают непосредственную медицинскую помощь, а являются организациями, занимающимися надзором и подготовкой кадров для системы здравоохранения [3]. Следует отметить, что система здравоохранения республики во многом базируется исключительно на трех уровнях медицинской помощи, что в свою очередь не позволяет получать лечение людям, проживающим в отдаленных частях республики. Отсутствие медицинской помощи в отдаленных частях республики и вынуждает население заниматься самолечением или обращаться за помощью в центральные больницы республики, что не всегда возможно.
Не менее остро в республике стоит вопрос о медицинских учреждениях, которые специализируются на сложных клинических случаях и имеют научно-исследовательские лаборатории, финансирование которых осуществляется исключительно из местного бюджета. Следовательно, необходимо преобразовать систему здравоохранения ДНР таким образом, чтобы она стала соответствовать общероссийским стандартам. Для достижения этих целей необходимо выделить ключевые формы медицинских организаций республики и оценить их готовность к интеграции (таблица 1).
Таблица 1 - Формы подчинения медицинских организаций (составлено автором)
№ Категория организации Форма подчинения до интеграции Форма подчинения в соответствии стандартам РФ Статус интеграции Сдерживающие факторы
1 Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республиканская Федеральная Полностью не интегрирована Отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие организационной структуры
2 Лечебно-профилактические медицинские организации Республиканская Республиканская Частично интегрирована Отсутствие материально-технической базы, длительный переход к медицинским стандартам РФ
3 Медицинские образовательные организации Республиканская Федеральная Частично интегрирована Длительный переход к медицинским стандартам РФ
4 Медицинские организации особого типа Республиканская Федеральная Полностью не интегрирована Отсутствие материально-технической базы, отсутствие нормативно-правовой базы
Таким образом, для эффективной интеграции системы здравоохранения ДНР в РФ необходимо преодолеть сдерживающие факторы. В переходном периоде в ДНР необходимо сформировать многоуровневую систему здравоохранения, базирующуюся на стандартах и протоколах РФ. Следует учитывать, что существует ряд проблем, связанных с проведением военной операции на территории ДНР, кадровым дефицитом и архаичными подходами в организации здравоохранения. Данные факторы негативно сказываются на качестве и доступности не только медицинских услуг, но и лекарственных средств.
Отъезд из ДНР представителей Международного комитета Красного Креста привел к дефициту жизненно важных препаратов для людей, страдающих диабетом, и создал трудности в лечении пациентов с ВИЧ и СПИДом. Это, в свою очередь, приводит к увеличению числа новых случаев ВИЧ и повышению смертности в республике. Нехватка финансирования и международные санкции делают невозможным самостоятельную закупку этих лекарств министерством здравоохранения ДНР [7].
Дефицит медицинских кадров, превышающий 50 %, является серьезной проблемой для здравоохранения в республике. Ситуация с недостатком врачей в различных районах, следующая: Дебальцево - 54 %, Тельмановский район - 46,6 %, Снежное - 45,6 %, Горловка - 45,3 %, Харцызск - 41,9 %, Докучаевск - 38,3 %, Шах-терск: 35,2 % [8]. Эта проблема обусловлена следующими факторами:
1) массовым оттоком специалистов за пределы республики;
2) низкой оплатой труда медицинского персонала;
3) износом медицинской аппаратуры.
Отсутствие цифровизации снижает эффективность работы медицинского персонала и затрудняет поддержание контакта с пациентом для проведения профилактических мер. Используемые бумажные документы, которые пациенты регулярно теряют, приводят к потере уже существующей информации, что затрудняет процесс лечения. В ДНР на законодательном уровне не регулируются вопросы, связанные с использованием сервисов удаленного сбора данных и электронного взаимодействия между врачом и пациентом.
Особое внимание следует уделить проблеме оснащенности ЛПУ медицинской аппаратурой. Эта проблема вызвана следующими факторами:
1) оттоком высококвалифицированных специалистов;
2) нехваткой комплектующих и международными санкциями, которые создают препятствие для покупки медицинской аппаратуры и программного обеспечения за рубежом;
3) отсутствие в республике отечественных аналогов и государственных программ для их создания.
На государственном уровне отсутствует система межведомственного взаимодействия между министерством и ЛПУ, при этом коммуникация осуществляется через электронную почту или стационарную связь. Архаичные процессы, вызванные вертикальной структурой управления, не позволяют оперативно реагировать на различные эпидемиологические проблемы, и для их решения требуется согласование на всех уровнях системы здравоохранения. Процесс принятия решений осуществляется исключительно в форме бумажного документооборота. В самом министерстве здравоохранения и профильных организациях существует кадровый дефицит. Таким образом, существующие проблемы в системе здравоохранения ДНР носят системный характер, и решение их возможно только на уровне полной интеграции в РФ.
Основная задача интеграции - это преобразование системы здравоохранения ДНР в соответствии стандартам системы здравоохранения РФ. Ключевыми факторами успеха интеграции системы здравоохранения ДНР в РФ является приведение нормативно-правовой базы, стандартов и протоколов в республике в соответствии с РФ. Это приведет к полной трансформации уже существующей системы здравоохранения и позволит сформировать институты управления системой здравоохранения ДНР, а населению будет оказываться качественная медицинская помощь. В рамках переходного периода нами разработана интегрированная система государственного управления в области здравоохранения ДНР в РФ. Данная схема была сформирована с учетом опыта других регионов РФ и действующего законодательства (рисунок 1).
Росз дравнадз ор
Республиканская служба в сфере здравоохранения
Лабораторные центры
Федеральные медико-биологические агентства
Республиканская служба по контролю медицинских изделий
Республиканская служба по контролю медицинской деятельности
Республиканская служба лекарственных средств
Республиканская служба по контролю за соблюдением требований к подготовке и переподготовке ме дицинских кадров
Правительство РФ
РОСПОТРЕБНАДЗОР
. I ~
Федеральный фонд обязательного
Министерство здравоохранения РФ
Центральный аппарат
Федеральные научно-исследовательские институты
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования
РОСПОТРЕБНАД ЗОРА
Учреждения Федерального подчинения
Государствен ные научные центры
РОСПОТРЕБНАД ЗОРА
Федеральные медицинские университеты
ИНВХ им. Гусака
Фармацевтическое производство
Аптечные учреждения
ФГБОУ ВО ДонГМУ им.М.Горького
И
Медицинский колледж
Медицинский лицей
Федеральные
субъекты управления Министерства
РОСПО Т РЕБНАДЗОР А
Институт последипломного образования
Университет интернатуры и последипломного образования ФГБОУ ВО ДонГМУ 1 *
Медицинский совет
т
Министерство здравоохранения ДНР
Медицинские учреждения негосударственных форм собственности
Государственные учреждения в подчинении субъекта федерации
Лабораторные центры
Службы скорой помощи
Стоматологические центры
Городские больницы Республиканского подчинения
Центрально Республиканские больницы
Районные больницы Республиканского подчинения
Амбулатории Республиканского подчинения
Лабораторные центры
Центры протезно-ортопедические
Подразделения РЦЭМП и МК, станции и подстанции скорой медицинской помощи
Дом матери и ребенка
Республиканские центры судебной экспертизы
Стоматологические центры
Диспансеры
Учреждения восстановительного характера Республиканского подчинения
Центры реабилитации
Санатории
Центры
Центры
в ДНР
РОСП О Т РЕБНАДЗОРА
Рисунок 1 - Структура системы здравоохранения ДНР после интеграции в РФ (составлено автором)
Интеграция системы здравоохранения ДНР в РФ предполагает создание в республике многоуровневой системы оказания медицинской помощи. Это влечет за собой изменение форм подчинения медицинских организаций и появлению новых. Так переход организаций в федеральное подчинение предполагает изменение механизма финансирования, который предполагает финансирование из различных источников (рисунок 2).
Рисунок 2 - Механизм финансирования системы здравоохранения ДНР
(Составлено автором на основании [9-10])
Важную роль в изменении механизма финансирования играет возможность медицинских организаций оказывать платные медицинские услуги, что в свою очередь делает каждое отдельное ЛПУ не только конкурентоспособным, но также клиентоориентированным.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция системы государственного управления в области здравоохранения ДНР в РФ носит не точечный, а системный характер. Формирование многоуровневой системы здравоохранения и появление в республике федеральных институций по надзору в этой сфере, позволит ДНР соответствовать стандартам и регламентам РФ.
Внедрение в республике системы ОМС и платных медицинских услуг приведут к увеличению заработной платы медицинских работников. Также отдельное внимание будет уделено решению проблем, связанных с материально-техническим обеспечением в ЛПУ, а цифровизация системы здравоохранения позволит осуществлять в ДНР дистанционный мониторинг пациентов и развивать сельскую и мобильную формы оказания медицинской помощи. Интеграция системы здравоохранения ДНР в РФ сформирует предпосылки к становлению новых уровней взаимоотношений между контрагентами в связке «пациент - ЛПУ - пациент» и связке «ЛПУ -Министерство здравоохранения - Роспотребнадзор».
Источники:
Табиш С.А.: Здравоохранение в развивающихся странах: изменения и вызовы. Int J Sci Res. 2019, 8:1-6.
Эббинг Р. Здоровье, здравоохранение и старение населения в Европе: проблема прав человека для европейских систем здравоохранения. Европейский закон о здравоохранении. 2016; 23:435-452.
Долгошапка О.Н. Особенности работы системы здравоохранения Донецкой Народной Республики в условиях современных вызовов / О.Н. Долгошапка // Сборник науч-ных работ серии «Государственное управление». Вып. 18: Экономика и управление народным хозяйством / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». - Донецк: ДонАУиГС, 2020. - 273 с. Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в РФ ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области: Федеральный закон от 17.02.2023 No 16- ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://govemment.ra/docs/all/122274/ (дата обращения: 24.09.2023).
О принятии в федеральную собственность организаций: Распоряжение Прави-тель-ства Российской Федерации от 29.03.2023 № 750-р [Электронный ресурс] // Гарант.РУ. URL: https://base.garant.ru/406641583/ (дата обращения: 24.09.2023).
ВОЗ и МККК перестали поставлять ДНР и ЛНР жизненно важные препараты [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220524/preparaty-1790318688.html?ysclid=ln2bnqg9z2510748199. Глава ДНР назвал города и районы Республики с наибольшим дефицитом врачей [Электронный ресурс]. URL: https://dan-news.ru/obschestvo/glava-dnr-nazval-goroda-i-rajony-respubliki-s-naibolshim-deficitom-vrachej/?ysclid=ln2c5n6u7742369701.
Соболева Е.А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России / Е. А. Соболева // Финансы: теория и практика. - 2021. - Т. 25, № 3. - С. 127-149. -DOI 10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149. - EDN JKLJLX.
Растригина О.В. Развитие государственно-частного партнерства на рынке медицинских услуг: мировая и российская практика // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/74ECVN320.pdf.
5
6
9
10