Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система здравоохранения / здоровье населения / медицинская помощь / обязательное медицинское страхование / медицинские учреждения / медицинские кадры / качество медицинских услуг / health care system / public health / medical care / compulsory health insurance / medical institutions / medical personnel / quality of medical services

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ягмур Е.А.

Человеческий капитал является самой значимой составляющей любого современного государства, ценность которого исчисляется в его интеллектуальном и физическом потенциале, а также состоянии телесного и ментального здоровья. Эффективно функционирующая система здравоохранения – это показатель уровня развития государства, основа жизнедеятельности общества, сфера, способствующая улучшению качества жизни населения страны и росту ее популяции. Сохранение, воспроизводство жизни и здоровья человека происходит за счет пропаганды здорового образа жизни, реформирования системы первичной медицинской помощи, создания клинико-диагностических центров широкого спектра облуживания, реорганизации стационарной медицинской помощи, разработки и внедрения в практику целевых социально-медицинских программ, повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов. В статье сформулированы основные проблемы текущего состояния и направления развития сферы здравоохранения Донецкой Народной Республики. Проведен анализ ключевых вызовов и задач обеспечения экономической безопасности системы здравоохранения. Предложены рекомендации и разработаны флагманские проекты для обеспечения устойчивого развития системы здравоохранения и повышения качества медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR STRATEGIC MODERNIZATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Human capital is the most significant component of any modern state, the value of which is calculated in its intellectual and physical potential, as well as the state of physical and mental health. An effectively functioning health care system is an indicator of the level of development of the state, the basis of the life of society, an area that contributes to improving the quality of life of the country's population and the growth of its population. Preservation, reproduction of human life and health occurs through the promotion of a healthy lifestyle, reforming the primary health care system, the creation of clinical diagnostic centers for a wide range of services, the reorganization of inpatient medical care, the development and implementation of targeted social and medical programs, and improving the quality of medical care and resource efficiency. The article formulates the main problems of the current state and direction of development of the healthcare sector in the Donetsk People's Republic. An analysis of the key challenges and tasks of ensuring the economic security of the healthcare system was carried out. Recommendations have been proposed and flagship projects have been developed to ensure the sustainable development of the healthcare system and improve the quality of medical services.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 614.2:613.6.01 JEL I15

НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ягмур Е.А. канд. экон. наук, доцент, DipIFR-rus ACCA, старший научный сотрудник, ORCID 0000-0002-3677-4492, e-mail: yagmurkat@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. Человеческий капитал является самой значимой составляющей любого современного государства, ценность которого исчисляется в его интеллектуальном и физическом потенциале, а также состоянии телесного и ментального здоровья. Эффективно функционирующая система здравоохранения - это показатель уровня развития государства, основа жизнедеятельности общества, сфера, способствующая улучшению качества жизни населения страны и росту ее популяции.

Сохранение, воспроизводство жизни и здоровья человека происходит за счет пропаганды здорового образа жизни, реформирования системы первичной медицинской помощи, создания клинико-диагностичеких центров широкого спектра облуживания, реорганизации стационарной медицинской помощи, разработки

и внедрения в практику целевых социально-медицинских программ, повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

В статье сформулированы основные проблемы текущего состояния и направления развития сферы здравоохранения Донецкой Народной Республики. Проведен анализ ключевых вызовов и задач обеспечения экономической безопасности системы здравоохранения. Предложены рекомендации и разработаны флагманские проекты для обеспечения устойчивого развития системы здравоохранения и повышения качества медицинских услуг.

Ключевые слова: система здравоохранения, здоровье населения, медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, медицинские учреждения, медицинские кадры, качество медицинских услуг.

DIRECTIONS FOR STRATEGIC MODERNIZATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Yagmur E. A. Candidate in Economic Sciences, Associate Professor, DipIFR-rus ACCA, senior research associate, ORCID 0000-0002-3677-4492, e-mail: yagmurkat@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. Human capital is the most significant component of any modern state, the value of which is calculated in its intellectual and physical potential, as well as the state of physical and mental health. An effectively functioning health care system is

an indicator of the level of development of the state, the basis of the life of society, an area that contributes to improving the quality of life of the country's population and the growth of its population.

1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123Б000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».

© Е.А. Ягмур, 2023

Preservation, reproduction of human life and health occurs through the promotion of a healthy lifestyle, reforming the primary health care system, the creation of clinical diagnostic centers for a wide range of services, the reorganization of inpatient medical care, the development and implementation of targeted social and medical programs, and improving the quality of medical care and resource efficiency.

The article formulates the main problems of the current state and direction of development of the healthcare sector in the Donetsk People's Republic. An analysis of the key challenges and tasks of ensuring the economic security of the healthcare system was carried out. Recommendations have been proposed and flagship projects have been developed to ensure the sustainable development of the healthcare system and improve the quality of medical services.

Keywords: health care system, public health, medical care, compulsory health insurance, medical institutions, medical personnel, quality of medical services.

► Введение. В настоящее время основными проблемами системы здравоохранения Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), сдерживающими развитие отрасли и препятствующими ее результативной деятельности, являются:

Отсутствие системы медицинского страхования на территории Республики. Невозможность получения медицинской помощи за счет средств ОМС на территории Республики, а также недостаточность информированности населения о видах услуг, что можно получить за счет средств ОМС и порядок оформления документов, подтверждающих это право, приводит к тому, что часть заболеваний выявляется с большим опозданием, а назначенное лечение не проводится по причине отсутствия денежных средств у заболевшего.

Слабая и устаревшая материально-техническая база медицинских организаций (критический износ основных фондов, нехватка аппаратов ИВЛ, МРТ, КТ, высокоточного УЗИ). Существует проблема оказания высокоспециализированной помощи, прежде всего при сердечнососудистых и сосудисто-мозговых заболеваниях, болезнях органов пищеварения, дыхании, сахарном диабете и других эндокринных патологиях.

Острый дефицит в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для населения (в первую очередь сельских жителей). Отсутствие части реактивов даже в частных лабораториях для выявления онкопатологий, витаминно-минерального статуса и т. д.

Недоукомплектованность лечебно-профилактических учреждений специализированным персоналом и низкая зарплата у всех категорий медицинских работников. Вследствие усиления военной агрессии Вооруженных сил Украины остро возник недостаток медицинского персонала узкого профиля, связанного с массовым оттоком специалистов за пределы Республики. Потому работающие в настоящий момент медицинские работники часто подвергаются переутомлению и психологическим расстройствам из-за того, что становятся свидетелями травматических событий и предоставляют медицинские услуги в условиях большой перегруженности, ограниченных ресурсов, отсутствия необходимого оборудования, ухудшения медицинской инфраструктуры и отсутствия возможностей повышения квалификации.

Эмоционально-психологическая перегруженность населения вследствие обострения военных действий, ежедневных обстрелов жилых кварталов и тяжелых бытовых условий

Ограниченность доступа к медицине населения пожилого возраста, проживающего в пострадавших от военного

конфликта районах, страдающих от ряда хронических заболеваний, включая гипертонию, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

Невозможность получения медицинской помощи в сфере репродуктивного здоровья. Большинство услуг в сфере ре-продуктологии недоступны из-за отсутствия квалифицированных специалистов и закрытия системы направления для получения таких услуг. Учреждения, которые предоставляют такие услуги, сталкиваются с нехваткой основного диагностического оборудования и лекарственных средств, а также средств для планирования семьи для предоставления качественных услуг тем, кто в этом нуждается.

Недоступность высокотехнологичной медицинской помощи (пластическая хирургия и протезирование), поскольку в данный момент финансовые ресурсы и усилия медицинского персонала Республики идут на оказание первой медицинской помощи пострадавшим от обстрелов, подавления распространения Соу1ё-19 и другие плановые задачи по лечению от широкого спектра заболеваний обычной жизни любого территориального объединения.

Недостаточная профилактическая работа в отношении различных групп заболеваний. Невозможность проведения профосмотров в учебных заведениях при причине их дистанционной работы, отсутствие своевременной вакцинации детей, школьников и студентов от различных заболеваний согласно возрасту и календарю вакцинации, недоступность и недостаточность своевременной диагностики заболеваний для всех групп населения, в том числе трудоспособного возраста, в рамках ежегодных профосмотров.

Отсутствие интернет-(теле-) медицины, интернет-аптек.

Вопросы обеспечения качества жизни в Донецкой Народной Республике через призму охраны здоровья населения и

удовлетворенности уровнем медицинских услуг являются перспективными для научного поиска решений экономического развития региона, что обуславливает актуальность темы исследования.

► Обзор литературы. Отдельным моментам улучшения качества работы системы здравоохранения в Республике и в целом Российской Федерации посвятили свои работы целый ряд ученых, специализирующихся в вопросах медицины, экономики, социологии и психологии.

Кучковой В.В. [1, с. 210-216] уделяет внимание вопросам кадровой политики здравоохранения в ДНР и обеспечения оптимальной численности востребованного медицинского персонала, необходимых Республике специализаций и квалификаций. Сподарева Е.Г. [2, с. 149-153] определяет основные факторы, влияющие на здоровье населения, проводит сравнительный анализ финансирования здравоохранения с позиции Всемирной организации здравоохранения, выявляет основные проблемы финансирования здравоохранения в Республике, а также представляет возможные перспективы развития данной отрасли.

Кобякова О.С., Стародубов В.И., Халтурина Д. А. и др. [3, с. 575-578] выявляют ряд мер, перспективных для снижения смертности в России, а именно формирование здорового поведения у населения и профилактика смертности от внешних причин. Авторы акцентируют внимание на необходимости повышения эффективности вакцинопрофилактики и скринингов, а также популяризации методов генетического тестирования. Шкарин В.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Дьяченко Т.С. [4, с. 535-538] говорят о необходимости обеспечения кадрами первичного звена здравоохранения в РФ. Окулов М.В., Емельянов А.О., Пенюгина Е.Н., Золотарев П.Н., Догот Р.А. [5, с. 2933] считают, что кадры являются важной составляющей доступности первичной

медико-санитарной помощи взрослому населению. Тимаков И.В. [6, с. 11-12] рассуждает о необходимости пересмотра системы финансирования сферы здравоохранения, о возможности преобразования переходной бюджетно-страховой модели в полностью страховую или государственную систему здравоохранения. Таво-кин Е.П. [7, с. 43-44] раскрывает недостатки в работе механизма функционирования обязательного медицинского страхования и в оптимизации российской системы здравоохранения. Объектом исследования группы ученых Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко и Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского [8, с. 8-9] стало изучение роли современных демографических тенденций в совершенствовании государственной социально-экономической политики в сфере здравоохранения, а также определение влияния продолжительности и качества жизни населения на уровень демографической безопасности. Интересными являются мероприятия по снижению уровня смертности в Российской Федерации, предложенные Хамер Г.В. [9, с. 97-98], путем приобщения населения к правильному питанию и здоровому образу жизни, а также вовлечения людей пенсионного возраста в различные виды социальной и общественной жизни. Шандора Н. [10, с. 28-29] подчеркивает, что для эффективной цифрови-зации здравоохранения необходимо создать и обеспечить функционирование единой телемедицинской сети медицинских учреждений, а также совершенствовать и популяризировать мероприятия по внедрению электронных рецептов и электронной медицинской карты пациента.

Исследования зарубежных ученых посвящены изучению взаимосвязи степени обеспечения государством доступ-

ности медицинской помощи и показателями социального благополучия его населения. Так, Генанев Тимерга Нери, Ни-гату Дегу Терье, Хайманот Зелеке Тадессе и др. [11, с 587], подчеркивают, что именно уровень развития сферы здравоохранения существенно предопределяет качество жизни населения страны. Лалех Голамреж Элиаси, Хамидех Адделян Раси и др. иллюстрируют в своем исследовании [12, с. 28-29], что достойная медицинская помощь, особенно в пожилом возрасте, предопределяет продолжительность жизни и удовлетворенность ее качеством.

Несмотря на достаточно большое количество научных публикаций, посвященных исследованиям теоретико-методологических основ построения и развития сферы здравоохранения в Республике и РФ в целом, не в полной мере изученными остаются прикладные вопросы финансирования в системе здравоохранения, подготовки системой профессионального образования оптимального количества медицинских кадров, повышения качества и доступности медицинской помощи путем внедрения современных инновационных технологий.

Цель исследования - систематизация основных проблем развития сферы здравоохранения, а также разработка направлений ее модернизации для увеличения продолжительности и улучшения качества жизни населения Донецкой Народной Республики.

► Данные и методы. При проведении исследования использовались следующие методы: методы традиционной логики (анализ и синтез, моделирование, классификация) и эмпирические методы (наблюдение, описание, обобщение).

Систематизация и анализ информации для исследования осуществлялись на

основе официальных данных Министерс-

12 3

тва здравоохранения , средств массовой информации Донецкой Народной Республики [13-14] официальных сайтов с экономической информацией в Российской Федерации [15], прочих данных свободного доступа, имеющих определенную степень корректности подачи информации, также представлены результаты собственных размышлений автора, положенные в основу данной работы.

► Результаты исследования. Для

выработки эффективной стратегии поведения государственного регулятора в сфере здравоохранения представляется целесообразным сформулировать ключевые вызовы (рис. 1), что предстоит решить для модернизации отрасли на новой качественной основе, а также оценить степень приоритетности их влияния на конкретный сегмент объекта регулирования.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ

модернизации Республиканской сферы здравоохранения

НАСЕЛЕНИЕ

увеличение продолжительности жизни населения ДНР и рост численности его популяции в условиях продолжающихся боевых действий и последствий гуманитарной катастрофы

МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ

снижение дефицита высококвалифицированных медицинских кадров, среднего и младшего медицинского персонала

ОМС

повышение доступности медицинской и лекарственной помощи для населения путем внедрения системы обязательного повсеместного медицинского страхования

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи (нанотехнологий, биотехнологий, информационных и коммуникационных технологий) в условиях ограничений доступа населения к месту получения медицинских услуг, вследствие военного конфликта на территории проживания

Рисунок 1 - Векторы реновации системы здравоохранения ДНР Источник: составлено автором.

1 Александр Оприщенко доложил об итогах работы Министерства здравоохранения за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного совета ДНР. URL: https://dnrsovet.su/aleksandr-oprishhenko-dolozhil-ob-itogah-raboty-ministerstva-zdravoohraneniya-za-2020-god/ (дата обращения: 15.02.2023).

2 Анализ состояния розничного сегмента фармацевтического рынка Республики на 1 января 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республиканской службы лекарственных средств Министерства здравоохранения ДНР. URL: https://rsls-

dnr.nethouse.ru/posts/analiz-sostoianiia-roznichnogo-segmenta-farmatsevticheskogo-2021 (дата обращения: 28.02.2023).

3 Александр Оприщенко рассказал об итогах работы за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения ДНР. URL: https://mzdnr.ru/news/aleksandr-oprishchenko-rasskazal-ob-itogah-raboty-za-2021-god (дата обращения: 28.02.2023).

Развитие сферы здравоохранения в Республике должно осуществляться согласно Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года1 и Стратегии развития здравоохранения в Российской Феде-

2

рации на период до 2025 года и ориентироваться на создание эффективной системы, что даст возможность осуществления ранней диагностики и профилактики тяжелых заболеваний у всех групп населения, а также обеспечит распространение инновационных методов и технологий оказания медицинской помощи. Для модернизации сферы здравоохранения в РФ предполагается создание модели медицины, построенной на принципах: персо-нализации (индивидуализация оказания медицинских услуг каждому пациенту); предиктивности (прогноз здоровья пациента на основе молекулярно-генетических исследований); превентивности (профилактика заболеваний путем предупреждающих мероприятий); партисипативно-сти (вовлеченность пациента в процесс предупреждения заболеваний и мотивация осознанного желания быть здоровым).

Указанные выше принципы положены в основу разработки Программы реновации системы здравоохранения в Республике (табл. 1).

Флагманскими проектами, призванными способствовать социально-экономическому развитию региона в сфере здравоохранения могут быть представленные ниже.

Проект «Репродуктивный потенциал». Предполагаемые действия: проведение консультационно-разъяснительной работы в женских консультациях (перечень необходимых анализов для оценки репродуктивных возможностей, консультация профильных специалистов Республики), консультационная помощь в оформлении документов для получения разрешения на ЭКО за счет средств ОМС и поиск центра репродуктивного здоровья в разрезе близлежащей территории к району проживания, количество квот на ЭКО в год и т. д., привлечение для консультации профильных специалистов с других территорий РФ (очно - организация поездки пациента или врача к месту встречи, онлайн в рамках интернет-медицины).

Целевая аудитория: работоспособные граждане (супружеские пары от 25 до 45 лет, одинокие женщины от 30 до 40 лет), имеющие проблемы в репродуктивной сфере, связанной с физическим нездоровьем или психологической нагрузкой военных лет.

Проект «Ментальное возрождение». Предполагаемые действия: включения консультации психолога в программу профосмотра трудоспособного населения

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года: Прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 ноября 2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://econ-omy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_social no_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekono

micheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_pe-riod_do_2036_goda.html (дата обращения: 16.03.2023).

2 Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201906070052 (дата обращения: 16.03.2023).

Таблица 1 - Программа стратегического развития сферы здравоохранения ДНР

Задачи стратегического развития сферы здравоохранения Предполагаемые действия

Цель стратегии развития здравоохранения ДНР - перманентная профилактика заболеваний как фундамент сохранения здоровья, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни населения

А. Внедрение системы обязательного медицинского страхования и обеспечение ее качественного неформального функционирования на территории Республики. А.1. Пересмотреть принципы финансирования системы здравоохранения Республики, (найти альтернативные источники, кроме государственного и местного бюджетов). А.2. Развить систему медицинского страхования, при которой часть расходов будет финансироваться конечным потребителем медицинских услуг через накопленные средства в страховых компаниях. А.3. Заинтересовать компании-работодатели в компенсации своим работникам средств, потраченных на медицинские услуги. А.4. Привлечь частных инвесторов.

Б. Создание условий для наращивания и укрепления кадрового потенциала системы здравоохранения путем увеличения эффективности системы медицинского образования и усиления мотивации кадров посредством увеличения оплаты труда и социальных гарантий [13, с. 85]. Б.1. Увеличить число медицинского персонала всех уровней подготовки посредством проведения мониторинга кадровой потребности медицинских учреждений, в том числе определить количество работников пенсионного и предпенсионного возраста. Б.2. Разработать контрольных цифр приема по всем медицинским специальностям только по результатам мониторинга. Б.3.Вернуть обязательную отработку по распределению в медицинских учреждениях в течение 3 лет после выпуска. Б.4.Пересмотреть систему аттестации и переаттестации квалификационного уровня медицинского персонала (основа - опыт РФ по реализации независимой оценки уровня овладения обучающимися профессиональными компетенциями).

В. Формирование устойчивых моделей поведения для осознанного здорового образа жизни и обеспечение его пропаганды в СМИ, образовательных учреждениях, на рабочих местах [14, с. 144]. В.1. Реализовать мероприятия пропаганды здорового образа жизни. В.2. Провести профилактические мероприятия с целью формирования групп риска в отношении каждого вида заболевания (СОУГО-19, ВИЧ, онкопатология, заболевания ССД, психические и наркотические расстройства).

Г. Усиление роли превентивных методик купирования ряда заболеваний . Г.1. Обеспечить качественную диспансеризацию и льготную рецептуру отпуска лекарственных средств. Г.2. Восстановить календарь вакцинации, регулярность и своевременность диагностики. Г.3. Сформировать Комплекс мер государственной поддержки коммерческих организаций-работодателей, снижающих процент развития профессиональных заболеваний путем повышения заинтересованности работников в прохождении своевременных медицинских осмотров и компенсации затрат на диагностику и профилактику.

Д. Введение в действие здо-ровьесберегающих мероопри-ятий, обеспечивающих качество жизни населения и развитие репродуктивных технологий [16, с. 85]. Д.1. Обеспечить неформальное плановое прохождение профилактических осмотров по месту учебы или работы, популяризировать методы иммунопрофилактики. Д.2. Внедрить инновационные технологии в методики оказания медицинской помощи. Д.3. Восстановление и создание клиник вспомогательных репродуктивных технологий. Д.4. Обеспечение репродуктивных центров необходимым диагностическим оборудованием и лекарственными средствами.

Е. Обновление материально-технической базы учреждений здравоохранения и создание условий для их частичной самоокупаемости. Е.1. Улучшить материально-техническую базу заведений здравоохранения Республики по результатам анализа ресурсной обеспеченности медицинских учреждений, включая районы серьезно пострадавшие от военной агрессии ВСУ (по основным категориям предполагаемых расходов, таким как наличие/отсутствие зданий, степень их пригодности к эксплуатации по основному назначению, наличие/отсутствие необходимого оборудования и транспорта, полученные результаты соотнести с фактическим количеством потребителей медицинских услуг на указанных территориях).

Источник: составлено автором.

и детей, направление на консультацию психолога населения старшего возраста или граждан, имеющих ограничения здоровья, особенно полученных в результате военных действий, по заключению социального работника, кардиолога, эндокринолога или другого профильного специалиста по результатам обращений за медицинской помощью, проведение групп психологической поддержки в разрезе разных видов психологической помощи, терапевтические сеансы психологов для переключения состояний, завершенности ситуации потери.

Целевая аудитория: граждане Республики, испытывающие проблемы с ментальным здоровьем в повседневной жизни и рабочем процессе, связанные с потерей близких, здоровья в результате военных действий или психологической нагрузкой военных лет от отсутствия физической безопасности, тягот бытовых условий, а также неопределенности жизненных обстоятельств.

Проект «Дети войны». Предполагаемые действия:

1. Психологическая помощь детям, получившим нарушения физического и психологического здоровья от военной агрессии ВСУ, пережившим обстрелы и потерю близких родственников, друзей, соседей, посторонних людей на улицах города, лишившиеся жилья, чувства безопасности и привычного образа жизни по отдельным программам и методикам преодоления травмирующих событий в разрезе их видов.

2. Психологическая адаптация к мирной жизни (возможность очного обучения, посещения кружков и секций для всестороннего развития личности (спорт, творческие способности и т.п.)).

3. Развитие навыков социализации, частично утраченных за годы дистанционного образования.

Целевая аудитория: дети дошкольного и школьного возраста.

Проект «Воинская слава». Предполагаемые действия:

1. Психологическая адаптация к жизни после военной службы (принятие потери здоровья в результате увечий и травм, особенно приведших к полной ин-валидизации), создание условий для психологического внутреннего признания решения участвовать в специальной военной операции было правильным, ненапрасным и обеспечившим жизнь мирному населению.

2. Обеспечение идеологической поддержки общества (вера в результативность и правильность специальной военной операции (далее - СВО), отсутствие обесценивание военного подвига отдельными группами населения и др.).

3. Создание условий для быстрой инклюзии в полноценную общественную жизнь, путем проведения необходимых медицинских операций, в том числе в области пластической хирургии, а также обеспечение современными видами протезов и средствами перемещения лиц, участвовавших в проведении СВО.

Целевая аудитория: ветераны войны.

Проект «Старость не в тягость». Предполагаемые действия: проведение консультационно- разъяснительной работы по вопросам оформления полисов медицинского страхования, о виде услуг по ОМС и порядке действий, разъяснение особенностей применения цифровых технологий в сфере медицины (вызов врача, электронная запись к профильному специалисту, электронная медицинская книжка), а также адаптация терминов цифро-визации в словарь пожилого человека, создание групп психологической поддержки и клубов общения для одиноких людей старшего возраста.

Целевая аудитория: население старшего пенсионного возраста.

Результаты и ожидаемый эффект от реализации флагманских проектов: увеличение рождаемости, повышение качества жизни населения, рост популяции снижения смертности от суицидов и сердечнососудистых заболеваний, снижение эндокринных патологий и онкопатологий,

уменьшение агрессии и неконтролируемого поведения, увеличение продолжительности жизни.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья населения, а также снижения заболеваемости, смертности и инвалидности необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1. Создание дополнительных центров первичной медицинской помощи и обеспечение полноценного уровня их функционирования, финансируемого из бюджета.

2. Развитие сельского здравоохранения: создание или возобновление деятельности сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов и их оснащение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Предоставление государственной поддержки социальным аптекам и осуществление государственного контроля цен на лекарства и изделия медицинского назначения, а также обеспечение работы системы контроля качества лекарственных средств.

4. Восстановление центров репродуктивного здоровья и открытие новых. Обеспечение таких центров необходимым диагностическим оборудованием и лекарственными средствами.

5. Совершенствование кадровой политики путем развития системы планирования потребностей в медицинских кад-

► Литература

1. Кучковой В. В. Аспекты кадровой политики в здравоохранении Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] // Сборник научных работ серии «Государственное управление». Вып. 18: Экономика и управление народным хозяйством / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». Донецк: ДонАУиГС, 2020. С. 209-218. URL: https://donampa.ru/images/document/2021/zborn iki/gy1820_1.pdf (дата обращения: 02.03.2023).

2. Сподарева Е. Г. Финансирование здравоохранения в Донецкой Народной Республики: проблемы и перспективы // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 1(13). С. 148-154.

3. Перспективные меры по снижению смертности в России: аналитический обзор /

рах. Обеспечение подготовки специалистов общей врачебной практики и менеджеров здравоохранения в соответствии с установленными приоритетами.

6. Создание эффективной системы контроля и управления качеством медицинской помощи - Республиканской программы стандартизации и мониторинга качества медицинских услуг. Для оценки удовлетворенности населения качеством медицинских услуг и выявления причины их недовольства следует:

6.1. провести экспертную оценку каждой группы параметров, формирующих общую оценку качества медицинской помощи, основываясь на статистических данных, предоставленных Министерством здравоохранения, а также Министерством труда и социальной политики по запросу и необходимости;

6.2. осуществить социальное тестирование населения Республики по возрастным и гендерным параметрам, по уровню дохода и образования, по профессии и месту работы, по району проживания и доступу к социальной инфраструктуре и т.п. на предмет субъективной оценки удовлетворенности качеством медицинских услуг.

7. Развитие теле- и интернет-медицины. Повторные консультации у профильных специалистов можно проводить в режиме онлайн (расшифровка результатов анализов, коррекция дозы лекарственных препаратов и т.п.).

► References

1. Kuchkovoi V. V. (2020). Aspects of personnel policy in healthcare of the Donetsk People's Republic. Collection of scientific papers of the series "Public Administration". Issue 1S: Economics and management of the national economy. Donetsk: DonAUiGS. [In Russian] https://don-ampa.ru/images/docu-ment/2021/zborniki/gy1820_1.pdf

2. Spodareva E. G. (2019). Healthcare financing in the Donetsk People's Republic: problems and prospects. Economic Research Institute Journal, 1(13), 148-154. [In Russian]

3. Kobyakova O. S., Starodubov D. A., Halturina D. A., Zykov V. A., Zamyatnina E. S.

О.С. Кобякова, В.И. Стародубов, Д.А. Халтурина, В.А. Зыков, Т.С. Зубкова, Е.С. Замят-нина // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. № 65(6). С. 573-580. DOI: 10.47470/0044- 197X-2021-65-6-573-580

4. Актуальные вопросы кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения врачами-педиатрами участковыми на примере субъекта Российской Федерации / В.В. Шка-рин, В.В. Ивашева, О.С. Емельянова, Т.С. Дьяченко // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. № 65(6). С. 533-539. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-6-533-539

5. Кадры как важная составляющая доступности первичной медико-санитарной помощи взрослому населению крупного города / М.В. Окулов, А.О. Емельянов, Е.Н. Пенюгина, П.Н. Золотарев, Р.А. Догот [Электронный ресурс] // Медицина и организация здравоохранения. 2022. Том 7. № 1. С. 28-35. URL: http://ojs3.gpmu.org/index.php/medorg/article/vi ew/4079/4027 (дата обращения: 02.03.2023).

6. Тимаков И.В. Институциональные особенности финансирования российского здравоохранения // Дискуссия. 2020. Вып. 100. С. 6-14. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10061

7. Тавокин Е.П. О проблемах российского здравоохранения // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 1. С. 39-47. DOI: 10.34823/SGZ.2022.1.51743

8. Роль современных демографических тенденций в совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения / О.Ю. Александрова, С.М. Смбатян, Т.П. Васильева, А.А. Костанян, Н.Ю. Стасевич // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28(1). С. 5-11. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-1-5-11

9. Хамер Г.В. Уровень смертности в России: состояние и меры по ее снижению // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2(42). С. 91-99. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10268

10.Шандора Н. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы // Наука и инновации. 2020. №2. С. 38-43. DOI: 10.29235/1818-9857-2020-2-38-43

11.Neri G.T., Terye N.D., Tadesse H.Z., Abebaw W.K., Endalamaw T.M. Multivariate Analysis Approach on the Study of Quality of Life: A Case Study in Some Towns of Amhara Regional State, Ethiopia // American Journal of Theoretical and Applied Statistics. 2015. Vol. 4(6). P. 587-601. DOI: 10.11648/j.ajtas.2015 0406.31

Promising measures to reduce mortality in Russia: analytical review. Healthcare of the Russian Federation, 65(6), 573-580. [In Russian] https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-6-573-580

4. Shkarin V. V., Ivasheva V. V., Emel'yanova O. S., D'yachenko T. S. (2021). Topical issues of staffing of primary health care by district pediatricians on the example of a subject of the Russian Federation. Healthcare of the Russian Federation, 65(6), 533-539. [In Russian] https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-6-533-539

5. Okulov M. V., Emel'yanov A. O., Penyugina E. N., Zolotarev P. N., Dogot R. A. (2022). Personnel as an important component of the accessibility of primary health care to the adult population of a large city. Medicine and healthcare organization, 7(1), 28-35. [In Russian] URL: http://ojs3.gpmu.org/in-dex.php/medorg/article/view/4079/4027

6. Timakov I. V. (2020). Institutional features of Russian healthcare financing. Discussion, 100, 6-14. [In Russian] https://doi.org/10.24411/2077-7639-2019-10061

7. Tavokin E. P. (2022). About the problems of Russian healthcare. Social and humanitarian knowledge, 1, 39-47. [In Russian] https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.L51743

8. Aleksandrova O. Y., Smbatyan S. M., Vasil'eva T. P., Kostanyan A. A., Stasevich N.Y. (2020). The role of modern demographic trends in improving public health policy. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine, 28(1), 5-11. [In Russian] https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-5-11

9. Hamer G.V. (2020). Mortality rate in Russia: condition and measures to reduce it. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 3-2(42), 91-99. [In Russian] https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10268

10.Shandora N. (2020). Digitalization of the healthcare system: experience and prospects. Science and innovation, 2, 38-43. [In Russian] https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-2-38-43

11.Neri G. T., Terye N. D., Tadesse H. Z., Abebaw W. K., Endalamaw T. M. (2015). Multivariate Analysis Approach on the Study of Quality of Life: A Case Study in Some Towns of Amhara Regional State, Ethiopia. American Journal of Theoretical and Applied Statistics, 4(6), 587601. https://doi.org/10.11648/ j.ajtas.20150406.31

12. Eliasi L.G., Rasi H.A., Tavakoli A. Factors Affecting Quality of Life among Elderly Population in Iran // Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 5(1). P. 26-30. DOI: 10.11648/j .hss.20170501.15

13. Главные события в области здравоохранения за 2022 год [Электронный ресурс] // Все о ДНР. URL: https://vsednr.ru/glavnye-sobytiya-v-oblasti-zdravookhra/ (дата обращения: 06.03.2023).

14. Врачи ДНР осмотрели свыше 2,6 тыс. детей в рамках масштабной диспансеризации [Электронный ресурс] // Донецкое агентство новостей. URL: https://dan-news.ru/obsch-estvo/vrachi-dnr-osmotreli-svyshe-26-tys.-detej-v-ramkah-masshtabnoj -dispanserizacii/ (дата обращения: 06.03.2023).

15. Народный фронт и АНО «Красный круг» запускают совместную медицинскую гуманитарную миссию в новых регионах [Электронный ресурс] // Ассоциация Российских фармацевтических производителей. URL: https://arfp.ru/narodnyj -front-i-ano-krasnyj-krug-zapuskayut-sovmestnuyu-mediczinskuyu-gumanitarnuyu-missiyu-v-no-vyh-regionah/ (дата обращения: 06.03.2023).

16. Ягмур Е.А. Факторы обеспечения качества жизни населения как основа управления благосостоянием народа в новых субъектах Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2023. Т. 3. Вып. 1. С. 81-90. DOI: 10.34130/20704992-2023-3-1-81

17.Швец Ю.Ю. Структурные изменения в управлении устойчивым развитием в сфере здравоохранения [Электронный ресурс] // Экономика строительства и природопользования. 2019. № 2(71). С. 139-148. URL: http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2019/ 11/%D0%AD%D0%A1%D0%B8%D0%9F_201 9_2.pdf (дата обращения: 06.03.2023).

12. Eliasi L. G., Rasi H. A., Tavakoli A. (2017). Factors Affecting Quality of Life among Elderly Population in Iran. Humanities and Social Sciences, 5(1), 26-30. https://doi.org/10.11648/j.hss.20170501.15

13. The main events in the field of healthcare in 2022. [In Russian] https://vsednr.ru/glavnye-sobytiya-v-oblasti-zdravookhra/

14. DPR doctors examined over 2.6 thousand children as part of a large-scale medical examination. [In Russian] https://dan-news.ru/ob-schestvo/vrachi-dnr-osmotreli-svyshe-26-tys.-de-tej -v-ramkah-masshtabnoj -dispanserizacii/

15. The Popular Front and the Red Circle NGO launch a joint medical humanitarian mission in new regions. [In Russian] https://arfp.ru/narod-nyj -front-i-ano-krasnyj -krug-zapuskayut-sovmestnuyu-mediczinskuyu-gumanitarnuyu-missiyu-v-novyh-regionah/

^.Yagmur E. A. (2023). Factors for ensuring the quality of life of the population as the basis for managing the welfare of the people in the new subjects of the Russian Federation. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 1, 81-90. [In Russian] https://doi.org/10.34130/2070-4992-2023-3-1-81

17. Shvets Y.Y. (2019). Structural changes in the management of sustainable development in the health sector. Economics of construction and environmental management, 2(71), 139-148. [In Russian] http://science.cfuv.ru/wp-content/up-loads/2019/11/%D0%AD%D0%A 1%D0%B8% D0%9F_2019_2.pdf

Статья поступила в редакцию 17.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.