Научная статья на тему 'Развитие системы АПК за счет внедрения информационно-аналитических систем'

Развитие системы АПК за счет внедрения информационно-аналитических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / управление / системы поддержки приня-тия решений / информационное хранилище / система аналитической обра-ботки / эффективность / автоматизация процессов принятия решений / электронная сельскохозяйственная биржа / agribusiness / management / decision support systems / in-formation storage / analytical processing system / efficiency / automation of de-cision-making processes / electronic agricultural exchange

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабов Карахан Якубович, Эминова Нигара Эминовна

Обосновывается потребность в использовании в процессе управления системой АПК информационно-аналитических систем с целью принятия обоснованных решений. При этом особое внимание уделяется модулям аналитики, направленным на повышение эффективности управления от-раслью на базе использования ИТ-технологий, основанных на примене-нии математических методов и моделей. В дополнение к этому обосно-вывается необходимость создания в регионе электронной сельскохозяй-ственной торговой биржи в виде портала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SYSTEM AT THE ACCOUNT OF THE INTRODUCTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS

The need is substantiated for the use of information-analytical systems in the process of managing the agro-industrial complex system in order to make in-formed decisions. At the same time, special attention is paid to analytics mod-ules aimed at improving the efficiency of industry management based on the use of IT technologies based on the use of mathematical methods and models. In addition to this, the necessity of creating an electronic agricultural trading exchange in the region in the form of a portal is substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие системы АПК за счет внедрения информационно-аналитических систем»

5. Солодкий, А.И. Транспортная инфраструктура. Учебник и практикум / А.И. Солодкий, А.Э. Горев, Э.Д. Бондарева - М.: Юрайт, 2016 - 292с.

6. http://transportrussia.ru - Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России».

7. http://www.mintransdag.ru - официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан.

8. https://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

9. https://dagstat.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

10.http://www.rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

11.https://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба.

12.http://dagavtodor.ru/ - официальный сайт ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» Дагестанавтодор.

УДК 338.43(075.8) ББК 65.05

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10007

Раджабов Карахан Якубович - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета информационных технологий и управления, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Эминова Нигара Эминовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Rajabov Karahan Yakubovich - PhD in Economics, Dean of the Faculty of Information Technology and Management, Dagestan State University of National Economy

Eminova Nigara Eminovna - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АПК ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SYSTEM AT THE ACCOUNT OF THE INTRODUCTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS

Обосновывается потребность в использовании в процессе управления системой АПК информационно-аналитических систем с целью принятия обоснованных решений. При этом особое внимание уделяется модулям аналитики, направленным на повышение эффективности управления отраслью на базе использования ИТ-технологий, основанных на применении математических методов и моделей. В дополнение к этому обосновывается необходимость создания в регионе электронной сельскохозяйственной торговой биржи в виде портала.

Ключевые слова: АПК, управление, системы поддержки принятия решений, информационное хранилище, система аналитической обработки, эффективность, автоматизация процессов принятия решений, электронная сельскохозяйственная биржа.

The need is substantiated for the use of information-analytical systems in the process of managing the agro-industrial complex system in order to make informed decisions. At the same time, special attention is paid to analytics modules aimed at improving the efficiency of industry management based on the use of IT technologies based on the use of mathematical methods and models. In addition to this, the necessity of creating an electronic agricultural trading exchange in the region in the form of a portal is substantiated.

Keywords: agribusiness, management, decision support systems, information storage, analytical processing system, efficiency, automation of decision-making processes, electronic agricultural exchange.

Сельское хозяйство играет ключевую роль в экономическом росте страны. Поэтому перед АПК сегодня стоят огромные задачи. Это увеличение производительности труда в отрасли, экспорта продукции, возделывания высокорентабельных культур и выход на новые рынки сбыта.

В уходящем году продолжился «блицкриг» по открытию зарубежных рынков для российской продукции. Значимыми событиями, в частности, стали новые соглашения о поставках сои, рапса и шрота в Китай, открытие рынка свинины Вьетнама, первые поставки сахара в Грецию и Турцию. Доля агропромышленного комплекса в российском экспорте оценивается чуть менее 6 %. За 6 последних лет объём импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился на 29,1%, а экспорта увеличился на 23,5%.

При этом уже сегодня Россия является значимым экспортером продовольствия, вышла на первое место в мире по поставкам пшеницы. В 2019 году сельское хозяйство шестой год подряд получило урожай зерна, который превышает 100 млн. тонн. Собрано 120,6 млн. тонн против 113,3 млн. тонн в 2018 году. Нулевая экспортная пошлина на это зерно в 2019 году, в отличие от прошлых лет, была сразу продлена на два года, что подтверждает серьёзность намерений российских экспортёров в отношении мирового рынка зерна.

Сегодня для развития экспорта отечественной сельхозпродукции и в целом агропромышленного комплекса государством выделяются значительные ресурсы и принимаются меры поддержки. В целом же господдержка АПК РФ в 2020 г. увеличится до 321 млрд. руб. против 307 млрд. руб. в 2019 г. По прогнозу Минсельхоза, экспорт продукции АПК в 2019 г. составит 24-25 млрд. долларов против 25,8 млрд. долларов в 2018 г.

Таким образом, экспортные горизонты постепенно становятся основой, на которой планируется в дальнейшем развивать отрасль. Ориентация на задачу - довести экспорт продукции АПК к 2024 г. до 45 миллиардов долларов (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204) - скорректировала многие ранее привычные пути развития, подчинила себе методы руководства отраслью. В частности, в 2019 году Минсельхоз

начал заключать с компаниями так называемые соглашения о повышении конкурентоспособности. Они нацелены на увеличение производства востребованной за рубежом продукции и в связи с этим дают возможность сельхозпроизводителям получать льготные кредиты на краткосрочные и инвестиционные цели.

Кроме того, достижение этих показателей возможно при условии сохранения текущей динамики мер государственной поддержки с развитием международной кооперации. Как результат, разработаны госпрограммы отрасли по таким направлениям, как:

- «Комплексное развитие сельских территорий» (2020-2025 годы);

- «Развитие сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы»;

- «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

- «Научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы».

Растущий экспорт в этой сфере не сопровождается кардинальным увеличением доходов производителей, а отсутствие свободных финансовых ресурсов ограничивает потенциал для развития - эти задачи решаются либо за счет мер господдержки, либо путем кредитования. Сведения о расходах бюджета субъектов РФ на субсидии приведены в таблице 1 [4].

На данном этапе развития отрасли необходимо эффективно использовать современные информационные технологии с целью повышения эффективности российского АПК и снизить его издержки за счет оптимального и экономного использования имеющихся ресурсов [1].

Для поступательного развития АПК следует комплексно подойти к вопросам управления этой ключевой сферой экономики страны, нацеленной на ее экономическую безопасность, и для этого имеет смысл шире внедрять в имеющуюся практику управления отраслью системы поддержки принятия решений (СППР) [2]. СППР (DecisionSupportSystems, DSS) представляют собой компьютерную систему, которая за счет сбора и анализа больших объемов информации позволяет принимать научно -обоснованные решения организационного плана в бизнесе и предпринимательстве (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Примерная архитектура СППР

Таблица 1. Сведения о расходах бюджета субъекта РФ (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия (в млн.руб.), по состоянию на 14.11.19 г.

к £ Наименование федерального округа (ФО), субъекта РФ Всего субсидий бюджетам субъектов РФ

Лимиты Предусмотрено средств на текущий год Перечислено сельхозтоваропроизводителям на отчетную дату Фактический уровень финансирован ия за счет средств бюджета субъекта РФ, %

всего в т.ч. за счет средств всего в т.ч. за счет средств

федеральног о бюджета бюджета субъекта РФ федеральног о бюджета бюджета субъекта РФ

РФ, в т.ч.: 116184.12 139650.44 114719.12 24931.32 112375.15 92212.85 20162.30 17.94

1 Центральный Ф.О. 40150.68 45526.38 39310.02 6216.35 36614.08 31760.92 4853.16 13.25

2 Северо-Западный Ф.О. 5867.05 7648.45 5773.48 1874.97 6748.05 5049.97 1698.08 25.16

3 Южный Ф.О. 14269.81 16642.66 14259.77 2382.90 11126.91 9501.11 1625.80 14.61

4 Приволжский Ф.О. 22696.26 28764.40 22318.29 6446.11 24504.96 19122.83 5382.13 21.96

5 Уральский Ф.О. 4114.28 7505.79 4055.15 3450.64 6099.21 3395.17 2704.04 44.33

6 Сибирский Ф.О. 10686.34 13228.25 10656.40 2571.85 11877.19 9593.99 2283.20 19.22

7 Дальневосточный Ф.О. 5790.06 6560.18 5768.39 791.79 5501.25 4838.45 662.80 12.05

8 Северо-Кавказский Ф.О., в т.ч.: 12609.65 13774.32 12577.62 1196.71 9903.50 8950.42 953.09 9.62

Республика Дагестан 3031.70 3182.53 3031.70 150.83 2286.63 2172.29 114.33 5.00

Республика Ингушетия 680.56 710.83 680.38 30.44 178.50 169.57 8.93 5.00

Кабардино-Балкарская Республика 1755.06 1872.51 1752.26 120.25 1438.20 1339.07 99.13 6.89

Карачаево-Черкесская Республика 1031.91 1078.22 1030.65 47.57 827.94 789.10 38.84 4.69

Республика Северная Осетия - Алания 615.46 649.82 615.46 34.36 355.00 330.18 24.81 6.99

Чеченская Республика 1642.82 1737.58 1642.82 94.77 1418.18 1338.44 79.74 5.62

Ставропольский край 3852.15 4542.82 3824.35 718.48 3399.06 2811.75 587.31 17.28

В функциональной структуре СППР выделяют четыре базовых и основополагающих модуля:

- информационные хранилища данных (Data Warehouse);

- средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL-Extract, Transform, Load);

- многомерная база данных и средства анализа OLAP (Online Analytical Processing);

- средства Data Mining, позволяющие анализировать информацию в базе данных с целью выявления отклонений и имеющих место трендов без выяснения смыслового значения записей.

Применительно к системе АПК современная многофункциональная система поддержки принятия решений может иметь архитектуру, приведенную на рисунке 2.

Входящий Программ- Прикладные

поток ная систе- модели

информации ма управ-

ления

Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

Единая система информационного обеспечения АПК РФ

АИС Министерств сельского хозяйства регионов РФ

АИС сельскохозяйственных предприятий и организация

Документы

Внешние источники

й о

ю

(D ^

ел С

й е л

е д

о

у

а м е т с и С

Интерфейс системы

п

Лицо, принимающее решение (ЛПР)

Планы производства и процессов использования кормов_

Оптимизация производственной структуры с/х организации_

Моделирование производственно-отраслевой структуры агропромышленной организации Оптимизация состава и использования машинно-

тракторного парка фермерских хозяйств Оптимизация распределения и использования удобрений_

Прогнозирование урожайности с/х

культур_

Модели орошаемого земледелия_

Оптимизация структуры производства перерабатывающих предприятий АПК

Рисунок 2. Архитектура СППР АПК

СППР, как интерактивные системы, позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, анализировать ее, а также выявить существующие бизнес - модели. Отчёты предоставляются в удобном для восприятия виде, с использованием различных видов деловой графики (диаграммы, географические карты, приборные доски, графики). Всё это позволяет снизить затраты на обработку информации, необходимой для принятия управленческих решений в системе АПК, повысить их эффективность, оперативно реагировать на критические ситуации.

Поскольку хранилище данных формируется для оптимизации работы всей отрасли, имеет смысл диверсифицировать деятельность ИАС за счет формирования региональной сельскохозяйственной электронной торговой биржи (РСЭТБ). Наличие РСЭТБ позволит сформировать весь спектр предложений и спроса за счет наличия достоверной и оперативной информации о реализуемой и приобретаемой сельскохозяйственной продукции в режиме on-line. Это должно привести к образованию объективных рыночных цен на сельскохозяйственное сырье и продукцию. Размещение информации о продаже/покупке сельскохозяйственного сырья и продукции на РСЭТБ приведет к торговой кооперации с другими заинтересованными участниками.

Предлагаемый функционал для портала, который будет поддерживать деятельность РСЭТБ, позволит объединить сельхозпроизводителей, сельхозпереработчиков, промышленные и торговые предприятия

(см. рис. 3).

Рисунок 3. Кооперация в рамках региональной СЭТБ

Встроенный функционал способен предоставить большой спектр информационных, торговых, рейтинговых, рекламных, поисково-проверочных услуг и компьютерных технологий в сфере сельского хозяйства и промышленности.

РСЭТБ - это площадка бизнес коммуникаций, позволяющая быстро получать необходимую информацию, и эффективно взаимодействовать агропредприятиям между собой, крупными производителями и торгующими организациями, осуществлять поиск клиентов, минимизировать риски, проводить полноценное сотрудничество.

В процессах кооперации сельхозпроизводители размещают информацию о реализуемой продукции и получают отклик от потенциаль-

59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных покупателей. В свою очередь, переработчики сельскохозяйственной продукции получают доступ к сведениям о наличии сырья у сельхозпроизводителя в регионе, размещают информацию о закупе сырья и реализации готовой продукции. Промышленные предприятия могут разместить данные о своей продукции (например, о тракторах, комбайнах, удобрениях, гербицидах и др.), осуществлять сбор отзывов на продукцию. И наконец, торговые организации размещают информацию о реализуемом товаре для потенциальных покупателей.

Встроенные ИТ-технологии позволят разместить сельскохозяйственные и промышленные предприятия на карте для определения местоположения компаний, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, КФХ, агрохолдингов, и получить краткую информацию о виде деятельности и производимой продукции.

Электронная доска объявлений поможет выгодно и быстро продать или купить сельхозтехнику и сельскохозяйственную продукцию. РСЭТБ позволяет разместить и получить информацию о крупных оптовых партиях сельскохозяйственной продукции и продукции переработки промышленных предприятий.

Многие функционирующие СЭТБ [3] формируют бизнес-рейтинг надежности компаний, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, КФХ, предприятий пищевой промышленности, что очень важно в условиях рыночной экономики.

Важными аспектами при этом становятся вопросы безопасности бизнеса: экономической, юридической, информационной и кадровой. Собственники предприятий получают возможность значительно расширить информационное поле о себе, своем предприятии, производимой и реализуемой продукции, формируют необходимый собственный положительный имидж и торговую марку. Можно увеличить географию сбыта и закупки продукции.

Все это в целом существенно снижает экономические, налоговые и юридические риски, повышает рентабельность и конкурентоспособность.

Таким образом, работая в рамках современных информационно-аналитических систем, малые и средние сельскохозяйственные и агропромышленные предприятия становятся информационно обеспеченными и конкурентоспособными в своем сегменте, по отношению к крупным организациям, имеющим широкий штат различных специалистов.

Список литературы:

1. Иванов, П.В. и др. Экономико-математическое моделирование в АПК / Иванов П.В., Ткаченко И.В. - Ростов на Дону, Феникс, 2013. - 254с.

2. Ткаченко, В.В. Система поддержки принятия решений управления экономическими параметрами в растениеводстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - 2008. - №4. - С. 90-106.

3. https://atgarant.ru/exchange/info [Электронный ресурс] - Сельскохозяйственная торговая биржа.

4. https://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.