Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Бродецкий Андрей Борисович, Поляков Александр Александрович

В статье рассматривается проблема профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожных вузов. Уровень развития силовых способностей будущих специалистов на железнодорожном транспорте во многом определяет успешность адаптационных процессов к условиям реализации трудовой деятельности и снижение числа производственных браков, связанных с недостаточной профессиональной физической пригодностью. Обобщение педагогического опыта и результатов прикладных исследований позволило обосновать выбор основных средств, методов и методических приемов для комплексного развития основных мышечных групп; проявления силовых способностей при выполнении работы в преодолевающем, уступающем и статическом режимах; освоении техники выполнения подводящих и базовых силовых упражнений; динамики показателей физического развития студентов. Опытно -экспериментальная работа проводилась на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Выборочную совокупность составили 90 человек (юноши), прошедшие базовый курс общефизической подготовки. Что позволило провести входное тестирование, направленное на выявление уровня развития силовых способностей (низкий, средний, высокий) и сформировать группы с идентичными показателями для апробирования разработанных методик. Результаты исследования показали избирательную динамику в развитии показатели статической; динамической выносливости и скоростно-силовых качеств в соответствии с целевыми установками алгоритмов формирования силовых способностей и дозирования физических нагрузок в разработанных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Бродецкий Андрей Борисович, Поляков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING

The article deals with the problem of the professional-applied physical training of students of the railway universities. The level of development of the strength abilities of the future specialists in railway transport largely defines the success of adaptation processes to the conditions for the implementation of professional activities and the reduction in the number of production defects associated with insufficient professional physical suitability. The generalization of pedagogical experience and the results of applied research made it possible to substantiate the choice of fixed assets, methods and methodological techniques for the integrated development of the main muscle groups; manifestations of strength abilities when performing work in overcoming, yielding and static modes; mastering the technique of performing leading and basic strength exercises; dynamics of indicators of physical development of students. Experimental work was carried out on the basis of the Samara State Railway University. The sample consisted of 90 people (youth) who completed the basic course of general physical training. This made it possible to conduct the input testing aimed at identifying the level of development of strength abilities (low, medium, high) and form groups with identical indicators to test the developed methods. Research results showed selective dynamics in the development of static indicators; dynamic endurance and speed-strength qualities in accordance with the targets of the algorithms for the formation of strength abilities and dosing of physical activity in the developed programs.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Dvorkin, L.S. (2022), Athletic gymnastics. Teaching methodology: textbook for secondary vocational education, Yurayt Publishing House, Moscow

3. Issurin, V.B. (2016), Training of athletes of the XXI century: scientific foundations and construction of training, Sport, Moscow.

4. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, B.C. (2003), Theory and methods of physical education and sports: Textbook for students. higher textbook establishments, Academy, Moscow.

Контактная информация: e.a.b70@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Александр Александрович Поляков, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожных вузов. Уровень развития силовых способностей будущих специалистов на железнодорожном транспорте во многом определяет успешность адаптационных процессов к условиям реализации трудовой деятельности и снижение числа производственных браков, связанных с недостаточной профессиональной физической пригодностью. Обобщение педагогического опыта и результатов прикладных исследований позволило обосновать выбор основных средств, методов и методических приемов для комплексного развития основных мышечных групп; проявления силовых способностей при выполнении работы в преодолевающем, уступающем и статическом режимах; освоении техники выполнения подводящих и базовых силовых упражнений; динамики показателей физического развития студентов. Опытно--экспериментальная работа проводилась на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Выборочную совокупность составили 90 человек (юноши), прошедшие базовый курс общефизической подготовки. Что позволило провести входное тестирование, направленное на выявление уровня развития силовых способностей (низкий, средний, высокий) и сформировать группы с идентичными показателями для апробирования разработанных методик. Результаты исследования показали избирательную динамику в развитии показатели статической; динамической выносливости и скоростно-силовых качеств в соответствии с целевыми установками алгоритмов формирования силовых способностей и дозирования физических нагрузок в разработанных программах.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; профессиональная деятельность специалистов на железнодорожном транспорте, силовые способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p90-93

DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL

TRAINING

Irina Aleksandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Andrey Borisovich Brodetsky, the docent, Samara State Railway University, Alexander Alexandrovich

Polyakov, the senior teacher, Samara State Railway University, Samara

Abstract

The article deals with the problem of the professional-applied physical training of students of the railway universities. The level of development of the strength abilities of the future specialists in railway

transport largely defines the success of adaptation processes to the conditions for the implementation of professional activities and the reduction in the number of production defects associated with insufficient professional physical suitability. The generalization of pedagogical experience and the results of applied research made it possible to substantiate the choice of fixed assets, methods and methodological techniques for the integrated development of the main muscle groups; manifestations of strength abilities when performing work in overcoming, yielding and static modes; mastering the technique of performing leading and basic strength exercises; dynamics of indicators of physical development of students. Experimental work was carried out on the basis of the Samara State Railway University. The sample consisted of 90 people (youth) who completed the basic course of general physical training. This made it possible to conduct the input testing aimed at identifying the level of development of strength abilities (low, medium, high) and form groups with identical indicators to test the developed methods. Research results showed selective dynamics in the development of static indicators; dynamic endurance and speed-strength qualities in accordance with the targets of the algorithms for the formation of strength abilities and dosing of physical activity in the developed programs.

Keywords: professional-applied physical training; professional activity of specialists in railway transport, strength abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Атлетизм (силовая подготовка) является одним из основных разделов физического воспитания в железнодорожных вузах. Уровень развития силовых способностей определяет физическую готовность к реализации трудовых функций практически во всех видах профессиональной деятельности на транспорте. Высокий уровень физической напряженности, связанный с необходимостью передвижений по ограниченной опоре, преодолением различных препятствий, переноской грузов, вынужденной напряженной рабочей позой (положения приседа или полуприседа), характерен для специальностей строительного профиля, путевого хозяйства, служб электрообеспечения и локомотивных и вагонных депо [1, 4, 5]. Следовательно, актуализируется проблема комплексного развития силовых способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожных вузов.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение условий и основных видов деятельности специалистов на железнодорожном транспорте, анализ научной и методической литературы по проблемам развития силовых способностей и оптимизации тренировочных воздействий позволили обосновать выбор основных средств, методов и методических приемов для комплексного развития основных мышечных групп; проявления силовых способностей при выполнении работы в преодолевающем, уступающем и статическом режимах; освоения техники выполнения подводящих и базовых силовых упражнений; динамики показателей физического развития студентов, в том числе и коррекции телосложения [2, 3].

Экспериментальная работа проходила в два этапа. Выборочную совокупность составили 90 человек (юноши, студенты 2 курса Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС). Выбор данной совокупности обусловлен прохождением на первом курсе базового раздела общей физической подготовки.

Контрольное тестирование на первом этапе работы позволило выявить исходный уровень развития силовых способностей. В результате были отсеяны 40 студентов с самыми низкими и самыми высокими показателями. Базу для формирующего эксперимента составили 50 человек со средним уровнем развития силовых способностей, которые были разделены на две группы по 25 человек. Целью исследования было определение эффективности разработанных методик, направленных на развитие различных характеристик силовой выносливости, динамической и статической силы, скоростно-силовых способностей. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении третьего семестра. Структура занятий в каждой из групп была идентичной. Разминка, необходимая для подготовки

организма занимающихся к нагрузке. Содержание основной части определялось основными задачами: в первой группе доминирующими были статодинамические упражнения (около 70%), дополненные ударными и динамическими упражнениями; во второй группе использовались динамические упражнения с непредельным весом отягощения или сопротивления, основным являлся метод повторных упражнений (различные методические приемы позволяли варьировать уровень нагрузки).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность апробированных методик определялась после четырех месяцев занятий при помощи тестов, представленных в специальной литературе. В обеих группах наблюдался прирост по всем замеряемым показателям. Но в первой группе наиболее динамично развивались показатели, характеризующие уровень развития статической и динамической выносливости, а во второй группе максимальный прирост наблюдался по показателям скоростно-силовых качеств (таблица).

Таблица - Динамика развития силовых способностей студентов СамГУПС

Контрольные тесты Период Измеряемый показатель

Динамическая силовая выносливость

Первая группа Вторая группа

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 1 срез (до) 8,3±0,34 8,2±0,5

2 срез(после) 10,6±0,5 9±0,4

Трасты с грифом 20 кг (кол-во раз) 1 срез (до) 23±1,3 24±1

2 срез(после) 28±0,7 25±1,1

Ско ростно-силовая выносливость

Подъем туловища из положения лежа на время (30 сек; кол-во раз) 1 срез (до) 17±0,5 16±0,8

2 срез(после) 17±0,9 22±0,5

Прыжок в длину с места (см) 1 срез (до) 208±5 210±4,3

2 срез(после) 217±1,8 221 ±2,1

Статическая выносливость

Вис на перекладине с удержанием ног под углом 90 градусов (сек) 1 срез (до) 26±1,1 25±1,4

2 срез(после) 32±0,9 27±1

Упор сидя у стены, удержание позы (сек) 1 срез (до) 36±2,9 37±1,2

2 срез(после) 42±1,7 39±1,5

Полученные результаты позволят продолжить планомерную работу по совершенствованию программ силовой подготовки для студентов железнодорожных вузов, на основе учета анатомо-физиологических, психологических и социальных особенностей студенческого возраста, выделенных в соответствии с целевыми установками алгоритмов формирования силовых способностей и дозирования физических нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Д.О. Тенденции профессиональной подготовки инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта / Д.О. Белов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2021. - Том 27 № 2. - С. 77-81.

2. Белов Д.О. Атлетическая гимнастика как основное средство комплексного развития силовых способностей студентов / Д.О. Белов // Наука и культура России. - 2018. - Т. 1. - С. 242-244.

3. Бродецкий А.Б. Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов строительного профиля на транспорте средствами атлетической гимнастики / А.Б. Бродецкий, И.А. Васельцова, Л.Н. Черкасова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 4 (146). - С. 38-42.

4. Петров С.А. Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалистов диспетчерского аппарата службы движения управления дороги // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -. № 1 (59). - С. 73-77.

5. Vaseltsova I., Belov D., Zolkin A. [et al.] Essence and Structure of Professional Reliability of Railway Transport Specialists / I. Vaseltsova, D. Belov, A. Zolkin [et al.] // Transportation Research Pro-

cedia. - 2021. -№ 12. - P. 234-239.

REFERENCES

1. Belov, D.O. (2021), "Trends in the professional training of railway electrification engineers", Bulletin of the Samara University. History, Pedagogy, Philology, Vol. 27, No. 2, pp. 77-81.

2. Belov, D.O. (2018), "Athletic gymnastics as the main means of complex development of students strength abilities", Science and culture of Russia, Vol. 1. pp. 242-244.

3. Brodetsky, A.B., Vaseltsova, I.A. and Cherkasova, L.N. (2017), "Formation of professionally significant qualities of future construction specialists in transport by means of athletic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 38-42.

4. Petrov S.A. (2010), "Professiographic analysis of activity in the aspect of formation of psychophysical reliability of specialists of the dispatcher 's office of the road traffic control service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (59), pp. 73- 77.

5. Vaseltsova, I., Belov, D., Zolkin, A. et al. (2021), "Essence and Structure of Professional Reliability of Railway Transport Specialists", Transportation Research Procedia, No. 12, pp. 234-239.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 796.035

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)

Валентина Владимировна Вдовина, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Константиновна Смирнова, Дальневосточная государственная академия физической

культуры, Хабаровск

Аннотация

Введение. Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае определено как одно из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии края. В связи с этим, в исследовании мы рассматриваем особенности методов стимулирования лиц пожилого возраста к занятиям физической культурой и спортом. Цель нашего исследования - совершенствование системы физ-культурно-спортивной работы с людьми пожилого возраста в Хабаровском крае. Методы и организация исследования. Нами использованы методы: анализ и обобщение литературных источников, анализ статистических и документальных материалов, социологически опрос. На первом этапе исследования был проведён анализ научно-методической литературы и нормативно-правовой документации. На втором этапе исследования проводился анализ статистических данных. На третьем этапе были разработаны предложения по стимулированию, мотивированию граждан пожилого возраста Хабаровского края к занятиям физической культурой и спортом. Результаты и их обсуждение. В целях выявления проблемных вопросов в организации физкультурно-спортивной работы с лицами пожилого возраста в Хабаровском крае проведен социологический опрос, в котором приняли участие 150 жителей. Систематически занимаются физической культурой 44% граждан, 40% опрошенных больше года не занимались физической активностью. По итогам опроса нами сделан вывод, что большинство граждан пожилого возраста Хабаровского края имеют низкую физическую активность. Выводы. Проанализировав систему физкультурно-оздоровительной работы с гражданами пожилого возраста в Хабаровском крае, можно выделить наиболее действенные методы стимулирования вовлечения лиц данной возрастной группы к активному образу жизни. К этим методам относятся: проведение мероприятий для граждан данной возрастной категории и обеспечение доступности объектов спорта для занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: граждане пожилого возраста, система физкультурно-спортивной работы, уровень субъекта Российской Федерации, комплекс мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.