Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ)'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васельцова И.А., Белов Д.О.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения условий формирования психофизической надежности специалистов электроснабжения на железнодорожном транспорте. Современный социальный заказ не ограничивает требования к модельным характеристикам специалистов хозяйства электроснабжения железных дорог критериями полноты специализированных знаний и навыков, а включает также показатели физиологической, физической, психологической пригодности, позволяющие поддерживать нормативно необходимый уровень эффективности профессиональной деятельности. Контент-анализ текстов нормативных документов, которые являются основными критериями качества профессиональной подготовки специалистов выявил недостаточную представленность показателей, отражающих субъектные, деятельностные и коммуникативные аспекты профессиональной пригодности, степень адаптивности или устойчивости специалистов условиях комплексного воздействия факторов профессионального риска. Многофакторный анализ «надежности» как педагогической категории, изучение условий реализации профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог), позволили определить сущностные характеристики и структуру психофизической надежности специалистов хозяйства электроснабжения железных дорог как интегративного свойства личности, структура которого может быть представлена совокупностью мотивационно-ценностного, когнитивного и рефлексивно-деятельностного компонентов. Обоснован выбор спортивной дисциплины «атлетическая гимнастика» в качестве основного средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов специализации «Электроснабжение железных дорог». Статья предназначена для работников системы образования, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васельцова И.А., Белов Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ELECTRO-SUPPLY SPECIALISTS ОF RAILWAYS (EFFECTIVE CHARACTERISTICS, MEANS, METHODS OF FORMATION)

The relevance of the article is due to the need to study the conditions for the formation of psychophysical reliability of electro-supply specialists in railway transport. The modern social order does not limit the requirements for the model characteristics of specialists of the railway power supply industry to the criteria of completeness of specialized knowledge and skills, but also includes indicators of physiological, physical, psychological fitness, allowing to maintain the required level of efficiency of professional activity. Content analysis of the texts of normative documents, which are the main criteria for the quality of professional training of specialists, revealed an insufficient representation of indicators that reflect the subjective, activity and communicative aspects of professional suitability, the degree of adaptability or stability of specialists under the complex impact of occupational risk factors. A multivariate analysis of "reliability" as a pedagogical category, (the study of the conditions for the implementation of professional activities of railway electro-supply specialists) made it possible to determine the essential characteristics and structure of the psychophysical reliability of railway electro-supply specialists as an integrative personality trait, the structure of which can be represented by a combination of motivational-value, cognitive and reflexive-activity components. The choice of the sports discipline "athletic gymnastics" as the main means of professional and applied physical training of students of the specialization "Electro-supply of railways" is substantiated. The article is intended for employees of the education system, researchers.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ)»

УДК 378.172

К проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов электроснабжения железных дорог (результативная характеристика, средства, методы формирования)

On the problem of professional training of future electro-supply specialists оf railways (effective characteristics, means, methods of formation)

Васельцова И.А., Самарский государственный университет путей сообщения, irina_vaseltsova@mail. ru

Белов Д.О., Самарский государственный университет путей сообщения, danilzaza@mail.ru

Vaseltsova I., Samara State Railway University, irina_vaseltsova@mail.ru Belov D., Samara State Railway University, danilzaza@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.019

Ключевые слова: профессиональные риски, психофизическая надежность, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Keywords: professional risks, psychophysical reliability, professional-applied physical training.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения условий формирования психофизической надежности специалистов электроснабжения на железнодорожном транспорте. Современный социальный заказ не ограничивает требования к модельным характеристикам специалистов хозяйства электроснабжения железных дорог критериями полноты специализированных знаний и навыков, а включает также показатели физиологической, физической, психологической пригодности, позволяющие поддерживать нормативно необходимый уровень эффективности профессиональной деятельности. Контент-анализ текстов нормативных документов, которые являются основными критериями качества профессиональной подготовки специалистов выявил недостаточную представленность показателей, отражающих субъектные, деятельностные и коммуникативные аспекты профессиональной пригодности, степень адаптивности или устойчивости специалистов условиях комплексного воздействия факторов профессионального риска. Многофакторный анализ «надежности» как педагогической категории, изучение условий реализации профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог), позволили определить сущностные характеристики и структуру психофизической надежности специалистов хозяйства электроснабжения железных дорог как интегративного свойства личности, структура которого может быть представлена совокупностью мотивационно-ценностного, когнитивного и рефлексивно-деятельностного компонентов. Обоснован выбор спортивной дисциплины «атлетическая гимнастика» в качестве основного средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов специализации «Электроснабжение железных дорог». Статья предназначена для работников системы образования, исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the conditions for the formation ofpsychophysical reliability of electro-supply specialists in railway transport. The modern social order does not limit the requirements for the model characteristics of specialists of the railway power supply industry to the criteria of completeness of specialized knowledge and skills, but also includes indicators ofphysiological, physical, psychological fitness, allowing to maintain the required level of efficiency of professional activity. Content analysis of the texts of normative documents, which are the main criteria for the quality of professional training of specialists, revealed an insufficient representation of indicators that reflect the subjective, activity and communicative aspects of professional suitability, the degree of adaptability or stability of specialists under the complex impact of occupational risk factors. A multivariate analysis of "reliability" as a pedagogical category, (the study of the conditions for the implementation of professional activities of railway electro-supply specialists) made it possible to determine the essential characteristics and structure of the psychophysical reliability of railway electro-supply specialists as an integrative personality trait, the structure of which can be represented by a combination of motivational-value, cognitive and reflexive-activity components. The choice of the sports discipline "athletic gymnastics" as the main means of professional and applied physical training of students of the specialization "Electro-supply of railways" is substantiated. The article is intended for employees of the education system, researchers.

Введение. Модификация рыночных отношений, высокий темп изменений экономических, структурных, организационных, технико-технологических основ транспортного производства задают условия неопределенности, альтернативности, хаотичности и опасности развития профессиональной среды, тем самым увеличивая уровень влияния профессиональных рисков. Данный вызов определяет требования социального заказа к качественным характеристикам модели личности специалиста, диктуя необходимость формирования способностей, позволяющих оптимально быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессионального мира.

Профессиональная деятельность

специалистов железнодорожного транспорта развивается в логике сложно интегрированных социотехнических систем, осуществляя цепочку взаимодействий «человек - техника -производственная среда» и имеет высокую социально-технологическую значимость в организации безаварийного и бесперебойного движения, сохранности грузов и пассажиров. Развитие скоростного и высокоскоростного движения, постоянно увеличивающиеся потоки информации, нарастающий объем

обслуживаемых технических средств, интенсивность трудовых процессов требуют системного диагностического анализа, направленного на раскрытие резервных и узких мест, выработку профессиональных решений, необходимых для устранения обнаруженных недостатков при безусловном обеспечении безопасности и снижении уровня влияния профессиональных рисков.

Исследуя проблему реализации опасности ученые отмечают ее скрытый или потенциальный характер, который проявляется при определенных условиях. Базовые виды деятельности специалистов электроснабжения железных дорог направлены на решение задач по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию и контролю технических устройств; организацию действий коллектива; поддержание трудовой, технологической дисциплины, в том числе и в условиях внештатных ситуаций. Анализ нормативных документов (квалификационные и корпоративные требования к специалистам с высшим профессиональным образованием по специальности «Электроснабжение железных дорог»), прикладных исследований позволили конкретизировать условия реализации профессиональной деятельности, которые потенциально могут продуцировать ситуации риска. Действия по эксплуатации, техническому

обслуживанию и ремонту, где особое место занимает деятельность в условиях сбоев, отказов и аварийных ситуаций, подчинены графикам движения поездов и планам по предоставлению «технологических окон». В следствие чего ситуация опасности для работника задается совокупным негативным воздействием факторов внешней и производственной среды (температурные, шумовые, химические, электромагнитные и др. воздействия), высоким физическим напряжением, воздействующим на функциональные системы организма, опорно-двигательный аппарат. Последствия реализации технологических видов риска могут приводить к возникновению фаз некомпенсированного утомления, развитию хронических

профессионально обусловленных заболеваний, нарушению техники безопасности, травматизму и, в особо тяжелых случаях, к полной или частичной потере трудоспособности. Данные утверждения подтверждаются цифрами официальной статистики, отражающими достаточно высокий процент обращения специалистов железнодорожного транспорта в медицинские учреждения с заболеваниями дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, выбраковывания специалистов по показателям профпригодности при прохождении плановых осмотров, а совмещение двух и более хронических профессионально обусловленных заболеваний встречается в 10% зафиксированных случаев [1].

Для обеспечения надежного распределения электроэнергии по сети железных дорог необходима энергодиспетчерская система руководства, требующая отслеживания и обработки большого количества информации; отражения и удержания в мозгу пространственно-временной динамической модели состояния технических систем, представленной в виде мнемосхем; принятия решений в условиях неопределенности (ограниченные временные режимы, уровень личной ответственности, аварийные и нестандартные ситуации). Условия реализации данных профессиональных действий характеризуются высоким уровнем влияния психологических рисков, последствия которых могут проявляться в нарушениях сенсомоторики, психологических сдвигах, тревожности, снижении показателей эмоциональной и психологической устойчивости в следствии воздействия стресс-факторов.

Административное управление трудовыми ресурсами связано с необходимостью выбора порядка действий по организации эффективного взаимодействия коллектива, основанного на

оценке условий и анализе текущей ситуации, принятии управленческих решений,

позволяющих максимально эффективно решать профессиональные задачи. Необходимый уровень процессуальной самостоятельности и персонифицированной ответственности

определяется не только объемом специализированных знаний, гностических умений, но и актуализируется личным опытом проигрывания профессиональных ролей в конкретных условиях разрешения

профессиональных ситуаций. Для данного вида деятельности характерными являются факторы социального риска, последствия реализации которых могут выражаться для руководителя в утрате контроля, развитии ситуаций профессионального кризиса или

профессионального выгорания. Для коллектива в эскалации конфликта и дисциплинарных нарушениях.

Обеспечение безопасности профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог требует снижения частоты реализации опасностей, задающих ситуации риска, до социально-приемлемого уровня. Таким образом актуализируется проблема

профессиональной подготовки специалистов электроснабжения железных дорог, направленной на обеспечение соответствия физических, психологических и личностных качеств субъекта

профессиональной деятельности специфическим условиям ее реализации [1].

Материалы и методы исследования. В контексте исследуемой проблемы был проведен анализ образовательной программы (ОП) направления подготовки «Электроснабжение железных дорог» и корпоративных требований ОАО «РЖД» к знаниям, умениям и навыкам специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности по данной специальности. Метод контент-анализа текстов позволил осуществить процедуры формализации единиц анализа. В качестве которых использовались словосмыслы, отражающие субъектные, деятельностные и коммуникативные аспекты профессиональной пригодности; степень адаптивности или устойчивости специалистов условиях комплексного воздействия факторов профессионального риска. Высчитывалась встречаемость единиц (словосмыслов): надежность (Н), риск (Р), нормы здоровья (НЗ), психофизические качества (ПФК), функция внимания (ФВ), функциональная устойчивость организма (ФУО), ответственность (О), психическая саморегуляция (ПС),

профессиональные значимые физические качества (ПЗФК), безопасность (Б).

Обобщенные результаты эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты контент-анализа текстов корпоративных требований и рабочих программ дисциплин ОП (Специальность 23.05.05 направление подготовки «Электроснабжение железных дорог»)

......................................................................................... Число единиц Частота встречаемости

Н Р НЗ ПФК ФВ ФУО О ПС ПЗФК Б

Корпоративные требования 4965 14 0 0 2 0 0 4 0 0 22

Рабочие программы дисциплин 11972 26 3 14 3 7 5 4 2 12 52

Контент-анализ изучаемых текстов, которые являются основными критериями качества профессиональной подготовки специалистов, показал, не высокую встречаемость единиц анализа. В содержание ОП направления подготовки «Электроснабжение

железнодорожного транспорта» входят 66 учебных дисциплин соотношение встречаемости анализируемых словосмыслов представлено в десяти дисциплинах, относящихся к общепрофессиональной области знания, имеющих универсальный характер. Как ранее установлено одним из авторов статьи показатели личностных адаптационных проявлений психологического, деятельностного,

психофизиологического и физического

взаимодействия с изменяющимися технико-технологическими и природными условиями профессиональной среды в данных документах отражены недостаточно. Это позволило выявить противоречие между объективными

требованиями профессионального отбора ОАО «РЖД» к качествам специалистов электроснабжения железных дорог,

позволяющим оптимально адаптироваться и эффективно развиваться в условиях комплексного влияния профессиональных рисков и недостаточной представленностью

соответствующих педагогических средств их формирования. Учитывая, что результативной характеристикой профессиональной подготовки (в соответствии с компетентностным подходом)

является профессиональная компетентность в ее структуре необходимо наличие функционального потенциала специалиста (основа и ресурс), который будет позволять нивелировать уровень влияния профессиональных рисков. Воздействие факторов риска на элементы любых социотехнических систем приводят к нарушению ее оптимальных состояний и возникновению ошибок, травм, нарушений технологических процессов, сбоев, обусловленных «человеческим фактором». Способность системы сохранять качество функционирования при совокупном воздействии неблагоприятных факторов отражает понятие «надежность». Многофакторный анализ «надежности» как педагогической категории (О.Л. Осадчук, В.Б. Капустин, Г.С. Никифоров и др.) позволил определить его сущностную характеристику как интегративное свойство личности, содержательные показатели которого детерминированы опытом практической деятельности, качеством профессиональной подготовки и спецификой профессиональной деятельности [6;10]. В рамках деятельностного подхода в содержании надежности специалиста исследователи выделяли: поведенческие стратегии; форму доминирующей активности; работоспособность; своевременность в деятельности [4;7]. С позиций акмеологического подхода: индивидуальный стиль деятельности; моральную нормативность; профессиональную направленность [8]. В соответствии с субъектным подходом надежность специалиста является персонифицированной характеристикой и включает в себя мотивы, ценностные установки; профессиональный опыт и его синтез с

функциональными организма и резервами здоровья [10]. Отличительная черта надежности проявляется в ее основной функции (сохранение устойчивости). Устойчивость в данном контексте рассматривается не как статичная характеристика, а как свойство системы и ее элементов к поддержанию или целенаправленному изменению своих параметров в процессе противодействия негативным влияниям производственной и социальной среды для оптимально эффективного решения

профессиональных задач [5]. Идеи системно-функционального подхода позволили

рассматривать надежность как разно уровневую (иерархичную) систему, меняющую состав структурных элементов и их взаимосвязей при сохранении ведущей функции [2]. Мотивационно-ценностное звено,

актуализирующее способности, является запускным механизмом, позволяющим мобилизовать внутренние ресурсы для достижения цели. Самоактуализация и саморегуляция позволяют гибко реагировать в ситуациях риска (регуляторный механизм). К инструментам самоактуализации и

саморегуляции ученые относят не только интеллектуально-психические характеристики, но и немаловажную роль отводят физическим и физиологическим показателям (уровень развития профессионально значимых психологических и физических качеств, работоспособность, состояние функциональных систем организма, показатели, характеризующие состояние здоровья). Результаты анализа представлены на рисунке 1.

Содержание [деятельностно интегрированная совокупность взаимосвязанных физиологических, физических, психологических способностей и механизмов]

Основа-ресурс [совокупность профессионально значимых способностей]

Механизм реализации [мотивационно-ценностное и регулятивное звено]

Совокупность компонентов, детерминированных спецификой и особенностью профессиональной деятельности

Рисунок 1. -Логика определения сути и структуры психофизической надежности

Результаты исследования. Условия, в которых реализуются виды профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог, продуцируют ситуации рисков и определяют содержательное наполнение компонентов психофизической надежности. Противостояние ситуации опасности, заключающейся в комплексном воздействии негативных факторов производственной среды, функциональной и физической напряженности деятельности, требует наличия профессиональной направленности личности (устойчивых мотивов выбора профессиональной деятельности, осознание ее личной и социальной значимости). В данном аспекте профессионально значимой можно считать способность человека предвидеть результаты своей деятельности, организовывать ее, исходя из того, какую пользу или вред она может принести личности и обществу. Проблему направленности характеризуют динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность, вместе с тем сами тенденции определяются целями и задачами данной деятельности. Процессуальная самостоятельность, высокий уровень личной ответственности при принятии организационно-управленческих решений предполагает наличие устойчивой мотивации на достижение успеха в деятельности, оценки и корректировке наиболее эффективных способов достижения целей деятельности [3]. Ситуация неопределенности при решении профессиональных задач, как фактор психологического риска, сопряжена с требованиями разрешения проблемной ситуации и требует наличия познавательной мотивации, которая первично порождается в проблемной ситуации. Основным свойством познавательных мотивов является их не насыщение, что определяет тип и уровень активности обучающихся и вызывает необходимость реализации проблемного подхода в обучении студентов.

Когнитивный компонент способствует интеллектуальному освоению собственных показателей физического и функционального развития через генерацию новых знаний (оздоровительных, лечебно-профилактических, рекреационных, коммуникативных способов действий) трансформируя их в реальную деятельность, что предполагает практически неограниченные возможности для самокоррекции и саморазвития наиболее актуальных свойств личности в условиях высокого влияния профессиональных рисков.

Работая по данной теме одним из авторов установлено, что механизмы регуляции

адаптивности в поддержании нормативно уровня работоспособности имеют физиологическое (устойчивость функциональных систем организма) и физическое (наличие общей и специальной выносливости) основания и формируются в процессе реализации преобразовательной функции профессионально-прикладной физической подготовки.

Необходимость выполнения и совмещения сложно скоординированных действий в процессе эксплуатации и ремонта сложных технических систем требуют наличия доведенных до автоматизма двигательных навыков и заложенных в их основании психомоторных качеств (физических способностей). В соответствии с теорией гомеостатического регулирования сохранение постоянства (адаптации) физических и физиологических систем организма и осуществление их функций достигается непрерывным поддержанием стабильности путем противостояния

нарушающим эту стабильность внешним и внутренним факторам. Компенсируя

недостаточно развитые профессионально значимые качества организм увеличивает нагрузку на функциональные системы, что приводит к физиологическим сдвигам неблагоприятного характера и развитию профессионально обусловленных заболеваний. Что требует наличия рефлексивно-деятельностного компонента в структуре психофизической надежности.

Таким образом, психофизическую надежность специалистов электроснабжения на железнодорожном транспорте можно определить, как интегративное свойство личности, системообразующее мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный компоненты.

Для обоснования основного средства профессионально-прикладной физической

подготовки (базового вида спорта) использовали универсальную морфологическую матрицу-классификатор деятельности, разработанную Я.В. Чуб, которая позволит сопоставить структуру и характер профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог по степени совпадения существенных признаков со спортивными направлениями, которые реализуются в элективных дисциплинах (модули) по физической культуре и спорту» Самарского государственного университета путей сообщения [9]. Степень тождественности определяется по количеству совпадающих признаков. Обобщая результаты предыдущих исследований авторами конкретизированы концептуальные основания:

соотнесение функций профессионально-прикладной физической подготовки со спецификой профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог; теория переноса (психофизической

тождественности) в соответствии с которой освоение определенных двигательных навыков, развитие психологических и физических способностей в рамках одного вида деятельности, способствует освоению других видов деятельности, совпадающих по основным признакам; поиск новых профессиональных решений (технологических, операционных, управленческих) в ситуациях опасности, неопределенности, альтернативности требует условий профессионально-прикладной

физической подготовки, направленных на активизацию творческого мышления.

Универсальная морфологическая матрица-классификатор деятельности содержит семь классификационных признаков (П), которые конкретизируются вариантами их проявления (В). Профессиональная деятельность специалистов электроснабжения железных дорог

представляется следующей формулой: П1 -

(субъект деятельности) - В1*В2 - (человек, коллектив); П2 - (объект воздействий) -В3*В4*В5*В6 - (человек, информация, техника, технология); П3 - (средство воздействия на объект) - В3*В4*В5*В6 (техника, знаковая система, речь, человек); П4 (способ - метод воздействия) - В1*В3*В4*В5 -(исполнительский, познавательный,

преобразовательный, управленческий); П5 -(время (длительность) принятия решения) -В1*В2 - (оперативное, тактическое); П6 - (среда взаимодействия) - В1*В2*В4 - (техногенная, социальная, специальная); П7 - (условия межличностного взаимодействия) - В2*В5 -внутри группы (в команде), над группой. Выделяем композиционные формулы для видов спорта, представленных в рабочих программах (игровые: волейбол, футбол, баскетбол; циклические: легкая атлетика, плавание; ациклические: атлетическая гимнастика) и определяем степень совпадения признаков. Обобщенные результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Тождественность признаков деятельности и форм их проявления

Виды спорта (средства подготовки) Профессиональная деятельность инженеров-электрификаторов П1(В1*В2); П2(В3*В4*В5*В6); П3(В3*В4*В5*В6); П4(В1*В3*В4*В5); П5(В1*В2); П6(В1*В2*В4); П7(В2*В5)

Формула Совпадения

Игровые (волейбол, футбол, баскетбол) П1(В1*В2); П2(В2*В5*В6); П3(В4*В6); П4(В1*В4*В5*В6); П5(В1*В2); П6(В1*В2); П7(В2*В4*В5) 15

Циклические (легкая атлетика, плавание) П1(В1*В2); П2(В1*В2*В5); П3(В2*В6); П4(В1*В4*В5*В6); П5(В2); 6(В1*В2); П7(В1*В2*В3) 11

Ациклические (атлетическая гимнастика) П1(В1*В2); П2(В2*В4*В5*В6); П3(В2*В3*В6); П4(В1*В3*В4*В5*В6); П5(В1*В2); П6(В1*В2); П7(В1*В2*В5) 17

Результаты проведенного анализа выявили максимальное совпадение вариативных проявлений сущностных признаков

профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог с содержательным наполнением учебно-тренировочной деятельности спортивной дисциплины - атлетическая гимнастика. Это позволяет выбрать ее в качестве основного средства профессионально-прикладной

физической подготовки студентов специализации «Электроснабжение железных дорог».

Педагогические средства формирования психофизической надежности включают комплексы физических упражнений; методы поэтапного проектирования основы

двигательного действия, задачно-проблемный,

моделирования, игровой, соревновательный. Что позволит целенаправленно развивать

профессионально значимые психомоторные качества; комбинировать способы решения двигательных задач; формировать

функциональную устойчивость организма; осваивать максимально возможный фонд двигательных умений и навыков, максимально приближенных к рабочим динамическим стереотипам; формировать психологическую устойчивость, оперативное мышление и качества внимания.

Заключение. Проблема профессиональной реализации специалистов электроснабжения железных дорог в условиях комплексного влияния профессиональных рисков

(технологических, психологических, социальных)

требует наличия функционального потенциала, ориентированного на активную

профессиональную динамику и личностную модификацию. Психофизическая надежность, как результативная характеристика профессионально-прикладной физической подготовки,

представленная интегративным свойством личности в структуре, которого выделяются мотивационно-ценностный, когнитивный и рефлексивно-деятельностный компоненты будет способствовать решению данной задачи. Адекватность содержательного наполнения профессиональной деятельности данных специалистов с прикладным потенциалом спортивной дисциплины «атлетическая

гимнастика» обуславливает ее выбор в качестве основного инструментария формирования психофизической надежности. Эффективность применения активных методов обучения и специализированных комплексов физических упражнений будет выражаться ростом показателей в структуре психофизической надежности, что становится возможным, когда дидактическая система проектируется на корректной методологической основе, включающей современные подходы и принципы, с учетом специфики профессиональной деятельности, требований работодателя, профессиональных и образовательных стандартов.

Литература:

1. Белов Д.О. Профессиографический анализ деятельности специалистов хозяйства электроснабжения на железнодорожном транспорте / Д.О. Белов // Вестник Самарского университета. -2018. - Т. 24. - № 1. - С. 54- 59.

2. Васельцова И.А. Системно-функциональный подход в практике профессионально-прикладной физической подготовке студентов / И.А. Васельцова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная секция. - 2009. - №2 7. - С. 174-181.

3. Васельцова И.А., Тепляков В.Б., Белов Д.О. Контекстно-компетентностный подход в проектировании педагогических образовательных технологий обучения / И.А. Васельцова, В.Б. Тепляков, Д.О. Белов // Наука и образование транспорту / Материалы XI Международной научно-практической конференции (Самара 25-26 октября 2018 г.). - Самара: СамГУПС, 2018. - С. 245-247.

4. Гефеле О.Ф. Личность в ситуации риска: социально-философский анализ: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Гефеле Ольга Фридриховна. - М., 2004. - 151 с.

5. Дондуков С.Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности. На примере студентов

железнодорожного вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Ц. Дондуков. - Хабаровск, 2009. - 23 с.

6. Осадчук О.Л., Максименко Л.А. Понятие «надежность» в различных сферах жизнедеятельности человека: философские и этико-психологические аспекты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-1. - С. 167-173.

7. Руднева Т.И. Коммуникативная компетентность: фактор готовности к профессиональным рискам / Т.И. Руднева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 3. - С. 76-84.

8. Руднева Т.И. Профессиональная деятельность в ситуациях риска: коллективная монография / Т.И. Руднева, М.Н. Овсянникова, А.В. Огородников // Ваш Взгляд. - Сызрань. - 2014. - 323 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чуб Я.В. Формирование общепрофессиональной компетентности студентов средствами учебной дисциплины «Физическая культура» / Я.В. Чуб, В.П. Овечкин // Вестник высшей школы. - 2015. - № 3. - С. 79-82.

10. Vaseltsova I., Belov D., Zolkin A. [et al.]. Essence and Structure of Professional Reliability of Railway Transport Specialists // Transportation Research Procedia: 12. 2021. P. 234-239. - DOI: 10.1016/j.trpro.2022.01.039

References:

1. Belov D.O. Professiographic analysis of the activities of specialists in the economy of electricity supply in railway transport / D.O. Belov // Bulletin of the Samara University. - 2018. - T. 24. - № 1. - S. 54-59.

2. Vaseltsova I.A. System-functional approach in the practice of professional-applied physical training of students / I.A. Vaseltsova // Bulletin of the Samara State University. Humanitarian section. - 2009. - № 7. - S. 174181.

3. Vasel'tsova I.A., Teplyakov V.B., Belov D.O. Context-competence-based approach in designing pedagogical educational learning technologies / I.A. Vaseltsova, V.B. Teplyakov, D.O. Belov // Science and education in transport / Proceedings of the XI International

Scientific and Practical Conference (Samara, October 2526, 2018). - Samara: SamGUPS, 2018. - S. 245-247.

4. Gefele O.F. Personality in a risk situation: socio-philosophical analysis: dis. ... cand. philosoph. Sciences: 09.00.11 / Gefele Olga Fridrikhovna. - M., 2004. - 151 p.

5. Dondukov S.Ts. The need for security as a condition for the psychological readiness of a person for activity. On the example of students of a railway university: author. dis. ... cand. psychol. Sciences / S.Ts. Dondukov. -Khabarovsk, 2009. - 23 p.

6. Osadchuk O.L., Maksimenko L.A. The concept of "reliability" in various spheres of human life: philosophical and ethical-psychological aspects // International Journal of

Applied and Fundamental Research. - 2016. - № 3-1. - S. 167-173.

7. Rudneva T.I. Communicative competence: a factor of readiness for professional risks / T.I. Rudneva // Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology. - 2016. - № 3. - P. 76-84.

8. Rudneva T.I. Professional activity in risk situations: a collective monograph / T.I. Rudneva, M.N. Ovsyannikova, A.V. Ogorodnikov // Your View. - Sizran -2014. - 323 p.

9. Chub Ya.V. Formation of general professional competence of students by means of the discipline "Physical culture" / Ya.V. Chub, V.P. Ovechkin // Higher School Bulletin. - 2015. - № 3. - S. 79-82.

10. Vaseltsova I., Belov D., Zolkin A. [et al.]. Essence and Structure of Professional Reliability of Railway Transport Specialists // Transportation Research Procedia: 12. 2021. P. 234-239. - DOI: 10.1016/j.trpro.2022.01.039

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Васельцова Ирина Александровна (г. Самара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Самарского государственного университета путей сообщения, e-mail: irina_vaseltsova@mail.ru

Белов Даниил Олегович (г. Самара, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Самарского государственного университета путей сообщения, e-mail: danilzaza@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.