Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов железнодорожных вузов'

Формирование профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов железнодорожных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE OF HEALTH SAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Михайлова Ольга Николаевна, Черепанова Мария Александровна

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте в процессе профессионально-прикладной физической подготовки и обосновывается содержательное наполнение структурных компонентов и критериев оценки исследуемой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васельцова Ирина Александровна, Михайлова Ольга Николаевна, Черепанова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of health saving among the students of railway universities

The article substantiates the need for the formation of professional competence for the health saving of the students future specialists in railway transport in the process of the professionally applied physical training, and it substantiates the meaningful contents of the structural components and evaluation criteria of the studied competency.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов железнодорожных вузов»

навыков, что также подтверждается результатами эксперимента. Прирост результатов произошел во всех тестах. Соответственно, экспериментальная методика упражнений является эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугай, М.В. Формирование техники барьерного бега у мальчиков 12-13 лет, специализирующихся на дистанции 60 метров с барьерами / М.В. Бугай // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2019. - С. 30-33.

2. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.Т. Лях. - М. : Дивизион, 2006. - 290 с.

3. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования : монография / Ю. Войнар, С. Д. Бойченко, В. А. Барташ. - Минск : Харвест, 2001. - 319 с.

4. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфо-биохимический подход) : монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. - 384 с.

5. Есаулов, М.Н. Формирование психологии победителя при подготовке юных спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта / М.Н. Есаулов, Н.М. Ломакина, Л. Л. Абдулова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - Вып. 2. -С. 124-129.

6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Академия, 2005. - 272 с.

7. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В. В. Кузнецов. - М. : Советская Россия, 2005. - 208 с.

REFERENCES

1. Bugay M.V. (2019), "Formation of barrier running technique in boys 12-13 years, specializing in the distance of 60 meters with barriers", Physical culture, sports, tourism: scientific and methodological support, materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation, Perm, pp. 30-33.

2. Lyakh V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, Division, Moscow.

3. Voynar, Yu., Boychenko, S.D. and Bartash, V. A. (2001), The theory of sports - programming methodology: monograph, Harvest, Minsk.

4. Guba, V.P. (2012), Basics of sports training: methods of assessment and forecasting (morpho-biochemical approach): monograph, Soviet Sport, Moscow.

5. Esaulov, M.N., Lomakina, N.M. and Abdulova. L.L. (2017), "Formation of the psychology of the winner in preparing young athletes for competitions in various sports", Bulletin of Adygea State University. Ser. Pedagogy and psychology, Vol. 2, pp, 124-129.

6. Zheleznyak Yu.D. and Petrov, P.K. (2005), Fundamentals of scientific and methodological activity in physical culture and sport: textbook, Academy, Moscow.

7. Kuznetsov, V.V. (1975), Special power training of the athlete, Soviet Russia, Moscow.

Контактная информация: maksim559155@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2019

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Михайлова, кандидат социологических наук, доцент, Мария Александровна Черепанова, аспирант, Самарский государственный университет путей сообщения

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте в процессе

профессионально-прикладной физической подготовки и обосновывается содержательное наполнение структурных компонентов и критериев оценки исследуемой компетенции.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиональная компетентность здоровьесбережения

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HEALTH SAVING AMONG THE STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITIES Irina Aleksandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Mikhailova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Aleksandrovna Cherepanova, the post-graduate student, Samara State University of Railway University

Annotation

The article substantiates the need for the formation of professional competence for the health saving of the students - future specialists in railway transport in the process of the professionally applied physical training, and it substantiates the meaningful contents of the structural components and evaluation criteria of the studied competency.

Keywords: professional adaptation, professionally applied physical training, professional competence of health saving.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы поддержания и сохранения здоровья специалистов железнодорожной отрасли обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:

- высокий процент нарушений техники безопасности, технологий производства в управлении движения, связанный с человеческим фактором (снижение уровня работоспособности, рассеивание внимания на фоне утомления, необходимость принятия решений в нестандартных ситуациях в условиях высокой личной ответственности и недостаточных временных лимитов);

- комплексное влияние негативных воздействий производственной среды (шумы, вибрация, химическая и пылевая загрязненность воздуха, электромагнитное излучение; статическое электричество; изменение температурного баланса, физическое и нервно-эмоциональное напряжение др.) обуславливают снижение физиологических резервов организма (болезненные или пред болезненные состояния работников) и развитие профессионально обусловленных заболеваний (наличие листов нетрудоспособности), что приводит ухудшению производительности труда и как следствие экономическим потерям в отрасли [2].

В целом профессиональную деятельность специалистов железнодорожников можно охарактеризовать как высоко рискогенную. Профессиональные риски, с некоторой долей условности, можно квалифицировать по трем основаниям: биологические, связанные с состояниями человека и его здоровья; технологические, обусловленные развитием техники и технологий и создающие условия неопределенности в решении различных профессиональных задач; социальные, предопределенные необходимостью проигрывания различных социальных ролей, осуществления коммуникаций с коллегами по технологической цепи.

Успешность профессиональной адаптации молодых специалистов определяется уровнем взаимной интеграции системы профессиональной подготовки требованиям профессиональной деятельности, и что сегодня становится особенно актуальным, соответствием содержания образования перспективам развития производства, его технически, организационных и управленческих основ. Стремительное развитие технологий на железнодорожном транспорте существенно усложняет конструкции машин и механизмов; увеличение скоростей движения приводит к увеличению информационных потоков и возникновению новых форм взаимодействия человека и подвижного транспортного объекта, что усложняет требования к психофизической пригодности специалиста,

характеризующейся совокупностью физиологических, физических, психологических и личностных характеристик.

По данным официальной статистики случаи производственного травматизма чаще всего встречаются у наиболее молодой и трудоспособной части специалистов стаж работы, которых в отрасли составляет от 1 до 5 лет. Учеными доказано, что организм компенсируя недостаточный уровень профессионально значимых качеств перегружает другие системы организма, что приводит к повышенному его износу и развитию хронических заболеваний. По данным анализа состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» обращаемость специалистов железнодорожной отрасли с заболеваниями, обусловленными условиями и характером профессиональной деятельности (отравлениями, заболеваниями сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной системы, опорно-двигательного аппарата) более чем в два раза превышает показатель обращения населения в целом, а более чем в 12% случаев наблюдается сочетание двух и более профессионально обусловленных заболеваний, что актуализирует проблему формирования компетенции здоровьесбережения у студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), аккумулируя существенный потенциал физкультурной деятельности, реализует функцию физиологической, физической и психологической подготовки к конкретной профессиональной деятельности на основании изучения влияния условий и характера труда на специалиста; содержания его функциональных обязанностей; динамики работоспособности и основных показателей эффективности и качества труда; особенностей взаимодействия с коллегами по технологической цепи; анализа профессиональных вредностей и заболеваний, санитарно-гигиенических условий [3].

Анализ доступных нам научных материалов позволил выявить сложившиеся предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление проблемы формирования профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте: физиологические механизмы реализации прикладной функции физической культуры обоснованы в трудах Н.Е. Веденского, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Н. Крестовникова; подходы к постановке целей и задач профессионально-прикладной физической подготовки раскрыты Р.Т. Раевским, В.И. Ильиничем, С.А. Поли-евским, А.М. Максименко; основы профессиографического подхода к исследованию профессиональной деятельности изучались А.К. Марковой, А.И. Щербаковым; обоснованием средств профессионально-прикладной физической подготовки занимались Л.С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов, В.А. Садовский, Е.И. Царева).

Однако к разряду нерешенных относится вопрос об основной результативной характеристике профессионально-прикладной физической подготовки студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте - профессиональной компетенции здоро-вьесбережения.

С целью конкретизации содержания компонентных характеристик профессиональной компетенции здоровьесбережения студентов - будущих специалистов транспортной отрасли был проведен теоретический анализ исследуемой проблемы.

Методы исследований: анализ педагогических, социологических исследований, педагогической, психологической и нормативной литературы (аналитический); анкетирование, моделирование (эмпирический).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ текстов ГОС ВПО третьего поколения и 3+, а также соотношения содержания корпоративных требований ОАО «РЖД» к знаниям, умениям и навыкам специалиста с высшим образованием выявил, что знания по обеспечению безопасности

жизнедеятельности, владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья, функциональную устойчивость организма к негативным воздействиям внешней и производственной среды, находят свое отражение в исследуемых нормативных документах. Вместе с тем, необходимо отметить, что наиболее полно представлены такие компоненты как «знание» и «умение», тогда как такие понятия как «отношение», «готовность», «саморегуляция» почти не находят отражения в текстах.

При этом И. А. Зимняя полагает, что в содержании любой компетенции должны присутствовать такие компоненты как:

- готовность к проявлению компетенции (т.е. мотивационный аспект);

- владение знанием содержания компетенции (т.е. когнитивный аспект);

- опыт проявления компетенции в разнообразных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-смысловая регуляция процесса и результата проявления компетенции (рефлексивно поведенческий аспект).

В дальнейшем при рассмотрении компонентного состава и содержательного наполнения профессиональной компетенции здоровьесбережения мы будем опираться на данную логику, так как, по нашему мнению, она позволяет четко структурировать содержательные характеристики и детализировать показатели необходимые для оценивания уровня сформированности.

В контексте данного исследования, делающего акцент на специфике профессиональной деятельности специалистов железнодорожной отрасли, которая может быть представлена совокупностью видов деятельности (организационно-управленческая, технологическая, эксплуатационная), которые характеризуются высокой степенью функционального, психоэмоционального, операционального и информационного напряжения, а также комплексным воздействием факторов производственной среды целевой и основной результативной характеристикой ППФП будет является интегративная и динамически развивающаяся характеристика личности -профессиональная компетенция здоро-вьесбережения, которую можно рассматривать через совокупность компонентов: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-регулятивный, трансформация которых в реальные качества будет определяется факторами определяющими особенности профессиональной среды и влияющими на потенциальные изменения в ней, что соответствует основным направлениям реализации идей личностно-ориентиро-ванного образования.

Содержание выявленных компонентов ориентированно на устойчивость результатов: направленность на здоровый образ жизни; познавательная и двигательная активность, организующая и направляющая волевые усилия личности и практическую деятельность по овладению ценностями ФК, физическое и личностное самосовершенствование и профессиональное саморазвитие; способность организации приемов обучения, связи своих знаний с быстро меняющимися условиями профессиональной деятельности для развития функциональной устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней и производственной среды, профессионально значимых физических и психофизических качеств, формирования рабочих динамических стереотипов. Критериальным показателем проявления компетенции будет являться результат оценки качества личности, соотнесенного с компонентом компетенции.

Представим сущность основных компонентов компетенции здоровьесбережения студентов будущих специалистов на железнодорожном транспорте:

1. Мотивационно-ценностный компонент аккумулирует совокупность показателей физической, психологической, когнитивной и деятельностной готовности, выраженных в системе мотивов, интересов, установок, убеждений, формирующих направленность

личности, определяющих способность специалиста к адаптации в профессиональной и социальной среде (к организации, распорядку, инструкциям; групповым ценностям и нормам, стилю руководств, межличностным отношениям).

Доминирующий показатель будет определяться отношением к самой компетенции, деятельности, связанной с ней, соотнесенных с установкой личности. Следовательно, отношение к здоровью как величайшей ценности, понимание особенностей влияния социальной и профессиональной среды на физическое и психическое здоровье, готовностью к формированию здорового образа жизни, отказу от вредных привычек; готовность к регуляции физического и психического здоровья соотнесенные с профессиональными мотивами наиболее ярко будут выражены в направленности на профессиональное здоровьесбе-режение.

2. Когнитивный компонент аккумулирует знания о сущности физической культуры, уяснение обязательности здорового образа жизни, как важнейшего элемента, характеризующего уровень не только физической, но и общей культуры человека составляют основу процесса физического воспитания. При этом предполагается, что образовательная деятельность в сфере физической культуры должна представлять собой процесс передачи обучающимся социального опыта, состоящего минимум из трех блоков: специальных и теоретических сведений, опыта осуществления способов деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений субъектов физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, когнитивный компонент профессиональной компетенции здоровьесбережения будет интегрировать такие показатели, как прочные научно-предметные знания, направленность на самостоятельный поиск профессиональный знаний, способность студента быстро и точно распознавать предметы и явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами; создавать новые образы и формировать новые навыки; использовать нестандартные способы интеллектуальной деятельности; прогнозирование возможного развития психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности средствами физической культуры на основе имеющейся информации: условия и характер труда; формы (виды) труда; режим труда и отдыха. Следовательно, критерием когнитивного компонента является теоретическая подготовленность, которая, по утверждению З.И. Калмыковой, является основной с точки зрения познавательной деятельности, соотнесенная с приоритетами познания в связи с компетентностью.

3. Деятельностный компонент проявляется в триаде: знания, умения, навыки и, как подчеркивал Л. С. Рубинштейн, как только они освоены человеком, превращаются в личное достояние, ведут к развитию способностей. Развивающие, социализирующие и профессиональные возможности физического воспитания обуславливают необходимость использования средств физической культуры в соответствии с современным социокультурным и профессиональным аспектами, интересами и особенностями (возрастными, индивидуально- типологическими, личностно-мотивационными и др.), характерными для студенческого контингента, и определяют педагогические условия, стимулирующие процесс формирования профессиональной компетенции здоровьесбережения [1]. Особое внимание, следует обратить на основное противоречие профессионального обучения: овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной учебной деятельности. У них одна и та же психологическая структура, однако, содержательное наполнение каждого из структурных блоков разное (А.А. Вербицкий).

Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы человека, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека. Такой подход позволяет рассмотреть физическую подготовленность, как личностную характеристику, раскрыть ее формирование и в процессе профессионально-прикладной и физкультурно-оздоровительной деятельности, а, в конечном счете,

выявить ее место и роль во всестороннем и гармоническом развитии личности.

4. Рефлексивно-регулятивный компонент характеризует работу с фактическим знанием, содержащимся в сознании, и выявляет отклонение от образца, какими, в нашем случае, являются ценности здоровья, здорового образа жизни и другие ценности, относящиеся как к сфере сущего, так и к сфере должного. Осознание изменения внешних условий и оценка этого изменения приводят к возникновению у студента перспектив и возможности эволюционного развития. Рефлексия позволяет студенту осмыслить свой опыт и самоорганизоваться во имя конкретных целей. Способность к регуляции побуждений и действиям в связи с компетенцией, регуляции действий и психических процессов подчиняя их сознательным решениям, настойчивость, решительность, выдержка, готовность к преодолению препятствий на пути к цели, связанной с реализацией компетенции - все это и определяет рефлексивно-регулятивный компонент, а критерием сформированности данного компонента можно считать способность к самооцениванию, интегрирующую выделенные показатели.

Таким образом, в процессе формирования профессиональной компетенции здоро-вьесбережения будет формироваться система ценностных ориентаций личности, профессиональная направленность, ориентирующая студентов на самосовершенствование и саморазвитие путем накопления знаний и способов деятельности в реализации прикладной функции физической культуры, что будет способствовать повышению уровня их двигательной активности и физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова, И.А. Элементы здорового образа жизни в содержательном наполнении структурных компонентов психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности / И.А. Васельцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 23-27.

2. Васельцова, И.А. Профессиографический анализ инженерно-технической деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта в аспекте формирования психофизической надежности специалистов / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, С.А. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 40-45.

3. Белов, Д.О. Профессиональная подготовка специалистов транспортной отрасли средствами физической культуры / Д.О. Белов // Наука и образование транспорту. - 2017. - № 2. - С. 179180.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A. (2010), "Elements of a healthy lifestyle in the content of structural components of psychophysical readiness of students for professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, Vol. 70, pp. 23-27.

2. Vaseltsova, I.A., Brodetsky, A.B. and Petrov, S.A. (2016), "Professional analysis of engineering and technical activity at railway transport enterprises in the aspect of formation of psychophysical reliability of specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8, Vol. 138, pp. 40-45.

3. Belov, D.O. (2017), "Professional training of transport industry specialists by means of physical culture", Science and education, No. 2, pp. 179-180.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.