Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей студентов железнодорожных вузов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки'

Развитие силовых способностей студентов железнодорожных вузов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
844
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белов Даниил Олегович

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности авторских программ, направленных на развитие силовых способностей студентов железнодорожного вуза. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужил основой для определения показателей эффективности разработанных программ и позволил сформулировать дальнейшую гипотетическую позицию для продолжения исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белов Даниил Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of strength abilities of students of the railway universities in the process of professionally applied physical training

The article presents the results of the experimental work to identify the effectiveness of the author programs, aiming at developing the power abilities among the students of the Railway University. The analysis of the results of the experimental work has formed a basis for defining the indicators of efficiency of the developed programs and it has allowed formulating a further hypothetical position for continuation of researches.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей студентов железнодорожных вузов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки»

REFERENCES

4. Baryshnikova, O.G. and Bogacheva, E.V. (2017), "Analysis of the difficulties in performing tests by the All-Russian complex RLD by the student youth of the VSPU", The materials of the international scientifically-practical Conference "Identity as the object of psychological and pedagogical impact", SIC Aetherna, Chelyabinsk, pp. 31-33.

5. Bogacheva, E.V., Baryshnikova, O.G. and Stebletsov E.A. (2017), "Monitoring of readiness of the first-year students of Voronezh State Pedagogical University to pass tests of All-Russia physical culture and sports complex "Ready for Labour and Defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 26-29.

6. State requirements to the level of physical preparedness of the population when meeting the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense", available at: http: //www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya- muzhchin/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.12.2017

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Даниил Олегович Белов, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности авторских программ, направленных на развитие силовых способностей студентов железнодорожного вуза. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужил основой для определения показателей эффективности разработанных программ и позволил сформулировать дальнейшую гипотетическую позицию для продолжения исследований.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, силовые способности, атлетическая гимнастика.

DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF STUDENTS OF THE RAILWAY UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL

TRAINING Daniil Olegovich Belov, the senior teacher, Samara State Railway University, Samara

Annotation

The article presents the results of the experimental work to identify the effectiveness of the author programs, aiming at developing the power abilities among the students of the Railway University. The analysis of the results of the experimental work has formed a basis for defining the indicators of efficiency of the developed programs and it has allowed formulating a further hypothetical position for continuation of researches.

Keywords: professionally applied physical training, power abilities, athletic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Переориентация процесса физического воспитания студентов на позиции профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: неуклонное снижение уровня здоровья, показателей, характеризующих двигательную активность и физическую подготовленность учащейся молодежи. Данное положение приводит к обострению противоречия «требования современного производства - качество специалиста». Разрешение данного противоречия наиболее

актуально для транспортной отрасли, так как сформированность психологических, физических и социально-личностных качеств, а также функциональной устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям производственных факторов обуславливает не только эффективную деятельность специалистов, но и напрямую связано с безопасностью обеспечения движения поездов.

Анализ научной литературы, прикладных исследований показал, что условия труда специалистов строителей и электроснабженцев характеризуются высокой двигательной активностью (до 12 км за смену). Основные формы передвижений по ограниченной опоре (фермам, балкам для строителей и при выполнении высотных работ - техническое обслуживание воздушных и высоковольтных линий электропередач, устройства СЦБ для электроснабженцев) наклоны вперед до 200 за смену; висы на руках переноска тяжестей от 10 до 30 кг. Работа в условиях резких перепадов температур, на сквозняке; существенное загрязнение воздуха рабочей зоны, шумовые и вибрационные воздействия.

Следовательно, доминантными профессионально важными качествами для специалистов рассматриваемых специальностей, позволяющих сохранять высокую работоспособность, являются - общая выносливость; способность длительно выполнять работу, требующую приложения силы; силовая выносливость основных мышечных групп; волевые качества.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перспективным направлением роста эффективности физического воспитания студентов, по мнению ученых, является включение в содержание занятий новых или вызывающих наибольший интерес в студенческой среде видов спорта. На современном этапе, высокий интерес в молодежной среде вызывают различные фитнес направления силовой направленности, и, следовательно, средства атлетической гимнастики на основе применения силовых упражнений с отягощениями и без них, динамического и статического характера соответствуют выявленной потребности студентов.

Основными средствами развития силовых качеств являются различные силовые упражнения, вместе с тем каждое силовое упражнение характеризуется определенными физиологическими особенностями и оказывает то или иное специфическое воздействие на организм. Следовательно, выбор силовых упражнений обусловливается конкретными обучающими задачами, которые, в свою очередь определяют выбор и применение соответствующих методов.

В практическом плане методика всегда включает в себя эти три педагогические категории: задача-средство-метод. Выявленная зависимость позволила на основе анализа научной и специализированной литературы обосновать значение разных методов и методических приемов силовой подготовки для развития силовых способностей у студентов. На основании полученных материалов автором разработаны две программы различной направленности.

Содержание первой программы составляют 65-75% статодинамические упражнение и 25-35% остальные (динамические, ударные).

Данные по направленности силовой нагрузки на определённые группы мышц представлены в таблице:

Таблица - Основные группы мышц, задействованные в комплексе

№ Количество упражнений и группы мышц задействование в тренировочном комплексе № 1 Количество упражнений и группы мышц задействование в тренировочном комплексе №2

Статодинамические упражнения

1 Ноги Ноги

2 Грудь Спина

3 Трицепс Спина

4 Плечи Бицепс

5 Пресс Спина/Бицепс*

6 Плечи/трицепс* Ноги/Спина*

7 Грудь/ноги* Пресс

№ Количество упражнений и группы мышц задействование в тренировочном комплексе № 1 Количество упражнений и группы мышц задействование в тренировочном комплексе №2

Остальные упражнения

1 Ноги/грудь* Ноги/Ноги*

2 Трицепс/плечи* Плечи/Бицепс*

3 Плечи/пресс Пресс/Спина*

* - упражнения, которые буду варьироваться в зависимости от недели (четная/нечетная)

Методика силовой подготовки во второй программе включала преимущественно метод повторных 80% реализуемого в двух комплексах упражнений.

Данный метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением), включал различные методические приемы. Например, в каждом подходе выполнять упражнения «до отказа», но количество подходов ограничивать; в каждом подходе выполнять фиксированное количество повторений упражнения, а количество подходов - «до отказа»; выполнять «до отказа» и количество повторений, и количество подходов.

Применяли следующие приемы построения занятия:

1. Повторно-серийный прием: (5-6 повторений упражнения с весом 60-80% от максимального) х 2-4 подхода через 6 минут отдыха. Можно сделать 2-4 таких серий с отдыхом между ними 5-8 минут. Упражнения выполняются с предельной скоростью, темп повторений - невысокий.

Примечание:

1. До рабочих весов 3-4 разминочных подхода.

2. Поводящие упражнения считать от максимума.

3. Основные упражнения рекомендуется выполнять без экипировки, в отдельных случаях возможно применение мягких бинтов и пояса.

4. Упражнения на растяжку выполнять в конце каждой тренировки 10-15 минут.

5. Отдых между подходами 2-3 минуты.

Опытно-экспериментальная работа, цель которой апробировать разработанные методики развития силовых способностей, проводилась со студентами (юношами) первого курса Самарского государственного университета путей сообщения. Выборочную совокупность составили 60 человек. Работа проводилась в два этапа. На первом определялся уровень силовой подготовленности у студентов-юношей. Комплекс тестов включал два базовых упражнения: приседание со штангой на плечах и жим штанги лежа. Распределение веса штанги по весовым категориям осуществлялся на основании специальной таблицы (С.Е. Волжанин).

Было выявлено что в упражнении приседании со штангой что студентов с низким показателем подготовленности составляет - 38%, средним - 42%, высоким - 20%, а в упражнении жим штанги лежа, низкий уровень - 42%, средний - 35%, высокий 22%. На основании полученных данных в зависимости от уровня силовой подготовленности были сформированы две группы по 20 человек со средним уровнем подготовленности. Каждая группа занималась по собственной методике. Для испытуемых групп планировались два тренировочных занятия в неделю продолжительностью 90 мин. Эксперимент продолжался в течение учебного года. Комплекс тестов для определения уровня сформированности силовых способностей представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Комплекс тестов для определения силовых способностей

№ Содержательная характеристика теста Тестируемая характеристика Единица измерения

1 Жим штанги лежа Максимальная динамическая сила кг

2 Приседания со штангой Максимальная динамическая сила кг

3 Кистевая динамометрия Максимальная статическая сила кг

4 Подтягивание на перекладине Динамическая силовая выносливость кол-во раз

5 Отжимание в упоре лежа Динамическая силовая выносливость кол-во раз

№ Содержательная характеристика теста Тестируемая характеристика Единица измерения

6 «Трасты» фронтальный присед со швунгом штангой 25 кг. Динамическая силовая выносливость кол-во раз

7 Вис на высокой перекладине с удержанием прямых ног под углом 90° к туловищу Статическая силовая выносливость секунды

8 Упор лежа на локтях. «Планка» Статическая силовая выносливость секунды

9 Упор сидя 90° у стены. «Стульчик» Статическая силовая выносливость секунды

10 Прыжок в длину с места Скоростно-силовые способности см

11 Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд Скоростно-силовые способности кол-во раз

12 Подтягивание на перекладине на время (20 сек) Скоростно-силовые способности кол-во раз

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ массива полученных данных у контрольных групп показал, что в положительную сторону изменились все характеристики силовых способностей. Вместе с тем, необходимо отметить различия в положительной динамике развития силовой и динамической выносливости в группе № 1, где в основе реализуемой методики около 70 % составляли статодинамические упражнения для развития основных мышечных групп. Существенное повышение показателей скоростно-силовых способностей и максимальной динамической силы наблюдались во второй группе, где приоритетным в 80 % используемых упражнений был метод повторных усилий, а в качестве основных методических приемов использовался метод непредельных отягощений и интервальный повторно-серийный метод выполнения упражнений.

Результаты контрольных тестирований приведены в таблицах 2, 3, 4, 5.

Таблица 2 - Показатели динамической силы

Группы | Жим штанги лежа (кг) | Приседание со штангой (кг) | Кистевая динамометрия (кг)

контрольная группа № 1

До 50±2,5 57,5±3,0 37,2±2,8

После 57,5±0,7 72,5±1,2 41,7±0,7

1 2,61 2,55 3,1

Р <0,05 <0,05 <0,01

контрольная группа № 2

До 50±2,5 57,5±3,0 37,2±2,8

После 55±0,7 65±1,2 40,6±0,7

1 2,7 2,64 3,2

Р <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 3 - Показатели силовой выносливости

Группы Подтягивание на перекладине (раз) Отжимание в упоре лежа (раз) «Трасты» (раз)

контрольная группа № 1

До 7±0,8 17±1,3 25±1,2

После 9±0,4 23±0,6 29±0,9

1 2,2 2,67 2,2

Р <0,05 <0,05 <0,05

контрольная группа №2

До 7±0,8 17±1,3 25±1,2

После 8±0,4 20±0,6 27±1,0

1 2,25 2,69 2,32

Р <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 4 - Показатели статической выносливости

Группы Вис на высокой перекладине с удержанием прямых ног (сек) «Планка» (сек) «Стульчик» (сек)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контрольная группа № 1

До 25±1,2 45±3,8 37±2,9

После 31±1,0 55±2,5 42±1,3

1 2,97 3,02 2,66

Р <0,05 <0,01 <0,05

Группы Вис на высокой перекладине с удержанием прямых ног (сек) «Планка» (сек) «Стульчик» (сек)

контрольная группа №2

До 25±1,2 45±3,8 37±2,9

После 27±1,0 47±2,7 39±1,5

t 3,03 3,14 2,77

P <0,05 <0,01 <0,05

Таблица 5 - Показатели скоростно-силовых способностей

Группы Прыжок в длину с места (см) Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) Подтягивание на перекладине (20 сек)

контрольная группа № 1

До 210±4,0 17±0,9 7±0,5

После 217±2,0 17±0,8 8±0,4

t 3,92 1,78 1,14

P <0,01 <0,01 <0,01

контрольная группа №2

До 206±4,0 17±0,9 7±0,5

После 224±1,9 21±0,6 8±0,4

t 3,88 1,57 1,14

P <0,01 <0,01 <0,01

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужил основой для определения показателей эффективности разработанных программ и позволил сформулировать дальнейшую гипотетическую позицию для продолжения исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова, И.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов строительного профиля на транспорте средствами атлетической гимнастики / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, Л.Н. Черкасова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 38-42.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A., Brodetskiy, A.B. and Cherkasova, L.N. (2017), "Formation of professionally significant qualities of future specialists of building profile on transport by means of athletic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 38-42.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.01.2018

УДК 796.344

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАДМИНТОНИСТОВ

Владимир Николаевич Болгов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, старший преподаватель, Набережночелнинский институт (Приволжского) Казанского федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Измерение времени реакции является одним из перспективных методов исследованиях состояния спортсменов. Появление компьютерных технологий повысило интерес к разработке новых методик регистрации времени реакции. Для изучения влияния различных факторов на быстроту реакции, выявления особенностей двигательных реакций, свойств нервной системы была использована компьютерная программа «Реакциомер-6». В статье рассматриваются методические подходы к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.