С.В. ФИЛИППОВА
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В САРАТОВЕ И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Погребальная культура, несмотря на свою консервативность, улавливает и отражает социальные изменения, происходящие в обществе. Отношение к кладбищам, ушедшим близким, своим истокам во всем мире свидетельствует о культуре людей и нации в целом. Культура погребения — это часть общей культуры, связанная с сохранением духовных традиций, почитанием и укреплением преемственности поколений [8].
В советский период сфера ритуальных услуг отличалась высокой степенью государственного монополизма. Блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этой сфере услуг. В результате уровень похоронного обслуживания оставался низким, существовал дефицит ритуальной атрибутики и недостаток предприятий похоронного назначения. Состав похоронных услуг был крайне ограничен и не представлял комплекса всех необходимых операций, связанных с организацией и проведением похорон, что приводило к чрезмерным временным и материальным затратам со стороны населения. Со сменой политического и общественно-экономического курса в России произошли масштабные реформы, способствовавшие радикальному преобразованию похоронной отрасли. Эти изменения создали в нашем обществе новые реалии, благоприятную почву для развития похоронного дела. Автором данной статьи было проведено социологическое исследование с целью показать основные тенденции развития современной сферы ритуальных услуг.
Методические замечания
В основе методологии исследования лежала разработанная Т. Шаниным концепция «двойной рефлексивности», связывающая теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого исследования интерактивного типа, которому присущи вживание, глубинные интервью, а также коллективная интеллектуальная поддержка в режиме «длинного стола» [9].
Филиппова Светлана Валерьевна — аспирант кафедры социологии Саратовского государственного технического университета, преподаватель кафедры «Социальные и гуманитарные науки» Балаковского института техники, технологии и управления (филиал СГТУ). Адрес: Саратовская область, г. Балаково, ул. Бр. Захаровых, д. 152, кв. 62. Телефон: 8 (902) 042-18-64. Электронная почта: [email protected]
Социологическое исследование проведено в 2007-2008 гг. в городах Саратове и Балаково Саратовской области; оно включало 24 глубинных интервью. Их длительность в среднем составляла один час. В качестве респондентов выступали директора и работники ритуальных агентств (10 человек), председатели профсоюзов крупных организаций (3 человека), священнослужители (3 человека), потребители услуг (8 человек). Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий, целями и задачами исследования.
Интервью проводилось с помощью вопросника, который включал следующие тематические блоки: изменения, произошедшие в похоронной сфере в постперестроечный период, влияние церкви на сферу ритуального обслуживания, выявление структурных изменений сферы ритуальных услуг и их причин, тенденции развития данной сферы и возникающие в связи с этим социальные проблемы. В большинстве случаев интервью проводились в рабочих кабинетах респондентов в спокойной обстановке, как правило, без участия третьих лиц1.
Следует отметить, что система ритуальных услуг оказалась достаточно закрытой, труднодоступной для исследования. Возможно, это объясняется тем, что она связана с острой конкуренцией и активной деятельностью криминальных структур.
Структурные изменения сферы ритуальных услуг
В советское время организацией похорон, содержанием кладбищ, производством похоронных принадлежностей и памятников занимались специализированные организации и предприятия республиканских министерств жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и исполкомы местных советов народных депутатов. Отдельные функции похоронного обслуживания выполняли учреждения Министерства здравоохранения СССР [2]. Однако большинство респондентов, оценивая деятельность похоронных служб, отмечают, что в советское время отсутствовал необходимый состав учреждений похоронного назначения. Монополия государства на ритуальные услуги привела к тому, что в каждом городе существовало лишь по одному муниципальному предприятию, оказывавшему ритуальные услуги населению. В результате предприятия не справлялись с «потоком умерших», их родственникам приходилось «отстаивать очереди» и доставать ритуальную продукцию по «блату».
В советское время не было вообще альтернативы «Ритуалу». Это было единственное муниципальное предприятие в Саратове, которое этим занималось, да и в каждом городе так (директор ритуального агентства, Саратов, жен., 58лет, 18.10.2007).
1 Автор хотела бы поблагодарить И.Е. Штейнберга, Т.В. Темаева, А.А. Смолькина, А.С. Лобецкого за обсуждение результатов исследования.
Отношение населения к существовавшему положению дел в похоронной сфере сводится к оценкам респондентов в диапазоне от «было трудно» до «это было ужасно». В качестве примеров трудностей респонденты указывают на существовавший «дефицит» ритуальной продукции и ограниченный состав ритуальных услуг.
Раньше все было в дефиците. Приходишь в магазин, там похоронный уголок, и вот там по справке выдавали материал, платки. Гробы заказывали, в дело даже крашеные доски шли. Люди даже себе заранее гробы заказывали. По-видимому, это дефицит сказывался, желание запасаться. Раньше ничего не было, все сами делали (директор ритуального агентства, Балаково, жен., 62 года, 03.07.2007).
Люди сами хоронили. Агентства были, но в этих агентствах в лучшем случае продавали гробы. Я в Балаково еще в советские времена хоронил тетушку свою, так мне пришлось в выходной день искать гробовщика, искать лес, для того чтобы он сделал гроб, чтобы мне было, куда человека положить... Дефицит конечно был. Венки делали из бумаги и парафина, скручивали, красили, макали — получалось убожество. Эти убогие венки полежали там, они уже через месяц выцветали, становились безобразными. Они их складывали в кучу, бумагу сжигали, а каркас использовали дальше, и все идет своим чередом (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 53 года, 02.07.2007). Все было в дефиците, люди в очереди стояли, чтоб венки одни купить. Один только «Ритуал» работал, это была государственная контора на весь Саратов. Все было в дефиците и гробы, и венки — все в дефиците. Кто как мог, так и хоронил (агент ритуального агентства, жен., 36 лет, Саратов, 22.10.2007).
Организовать похороны в советское время было сложней. Во-первых, трудности в одеянии. Допустим, если человек не старый, а помоложе, трудно даже одеть его. Венки еще можно было купить, и то не откуда-то там, а вот бабушки делали. Вот едешь где-то возле ворот кладбища, там стояли бабушки с венками, цветами, там все и покупали (жен., 59 лет, Балаково, 14.03.2008).
Исходя из ответов респондентов, было установлено, что в последние годы сфера ритуальных услуг подверглась существенным структурным изменениям. Этому в первую очередь способствовали экономические и политические изменения в общественной жизни современной России. Повышенный спрос на ритуальную продукцию и услуги увеличил экономическую привлекательность похоронного дела, а произошедшие в начале 1990-х годов изменения политического режима и переход к рыночной экономике привели в эту сферу частный капитал. Похоронное дело стало рассматриваться как широкое поле для деятельности, и многие стремились освоить этот многообещающий рынок услуг. Все эти факторы повлияли на увеличение количества ритуальных агентств.
Занавес стал падать, так называемый железный, оттуда ветром подуло, и все это пошло потихоньку. А потом это стало деньгами нормальными
пахнуть, а если деньги есть, то сейчас любой ветер с деньгами, его сразу начинают хватать (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 51 год, 17.10.07).
Сегодня в России занято более пяти тысяч производственных предприятий по изготовлению похоронных аксессуаров, оказанию похоронных услуг. Это около пятидесяти тысяч кладбищ и четырнадцать крематориев. Из всех предприятий похоронной сферы 6% являются государственными, 44% — муниципальными, остальные находятся в частной собственности.
Ежегодно предприятия отрасли обеспечивают захоронение более 2,3 млн умерших. Объем оказываемых населению платных услуг составляет более 9 млрд. руб. Это — 6-8% от всего оборота сферы бытового обслуживания, что среди других ее направлений позволяет похоронной отрасли занимать третье место.
Сегодня в отрасли трудится около 100 тысяч человек. Это работники кладбищ и крематориев; приемщики и агенты бюро похоронных услуг; работники предприятий, производящих похоронные принадлежности (текстильщики, флористы, гробовщики и др.); камнеобработчики, литейщики и кузнецы, изготавливающие надмогильные сооружения; водители катафального транспорта; работники ЗАГСа, люди других профессий. Все они образуют единое профессиональное сообщество сферы похоронных услуг [5].
По данным правительства Саратовской области в лице Управления по ритуальным услугам на территории Саратовской области созданы и работают 67 ритуальных служб разной формы собственности, из которых в Саратове похоронным обслуживанием занимаются 20 ритуальных служб [4], а в Балаково — 5 ритуальных агентств.
В целом отмечается «хорошее отношение» респондентов к появлению большого количества ритуальных агентств. Можно предположить, что это связано со значительным сокращением временных затрат на организацию похорон. Кроме того, смерть в семье — явление крайне эпизодическое. Многие люди, сталкиваясь с этим впервые, находясь в сложном психо-эмоциональном, трагическом состоянии, испытывают крайнюю растерянность. Ритуальные агентства, беря на себя все заботы по организации похорон, оказывают психологическую поддержку родственникам умершего.
Сейчас много ритуальных агентств, 3 или 4, и это хорошо, я считаю. Иной раз некоторым лучше заплатить деньги и не нести в квартиру, чтобы он больше живым запомнился. Я считаю, что это правильно (председатель профсоюза, Балаково, муж., 65 лет, 15.05.2007). Когда есть ритуальные агентства — это очень хорошо. Когда умирает близкий человек, это так тяжело, не до чего, все как в тумане. Это большая помощь, подспорье, что они есть, что они появились. Сейчас это более цивильно, что ли, в том плане, что едешь туда, сюда, то на
второе кладбище, то на третье, кто-то там есть, кого-то нет, везти надо, могилки показывать, где место, еще запомнить надо (заместитель председателя профсоюза, Балаково, жен., 45 лет, 18.05.2007).
День рождения каждый год, а похороны один раз. Люди теряются, и им нужно помочь в этот момент, подсказать, как лучше сделать; я считаю, мы помогаем людям (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 51 год, 17.10.2007).
Ну, конечно, это хорошо, что сейчас есть ритуальные агентства. Возьмите наши старые пятиэтажки. Лифта нет, на пятый этаж занести его надо, там попрощаться, обратно вынести. Немыслимо в наших хрущевках, сколько народу приходит. А это пришел человек в траурный зал, постоял, простился. Умершего погрузили и повезли хоронить. А что толку, он дома две ночи лежит, от него начинает уже пахнуть. А в «Ритуале» он содержится при определенной температуре, посмотреть хоть на него, вид хоть у него нормальный, лицо, все это. А то ведь бывало, что закрывали гробы и хоронили, потому что невозможно было (жен., 57 лет, Балаково, 22.03.2008).
Для многих не осталось незамеченным появление специализированных периодических изданий по теории и практике похоронного дела, истории похоронной культуры, по основам религиозных обрядов, современным технологиям погребения и т. д. Следует отметить интерес респондентов, работающих в сфере похоронного дела, к проводимым тематическим выставкам, семинарам и конференциям, на которых демонстрируются новые разработки, а работники отрасли имеют возможность познакомиться с «достижениями» других, «перенять что-то полезное», обогатиться новыми идеями.
Мы выписываем журнал «Похоронный дом». Еще мы выписываем петербургский журнал «Реквием». Принимаем участие в выставках «Некрополь». В общем, стараемся не отставать (директор ритуального агентства, Балаково, жен., 62 года, 03.07.2007).
Сейчас в России проводится очень много выставок в Москве, Новосибирске. Мы часто ездим, смотрим, вообще полезно вот так ездить. На семинары те же. Даже просто со своими коллегами сел, переговорил. Выписываем специальные журналы (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 51 год, 11.10.2007).
До недавнего времени одним из факторов, препятствующих развитию сферы ритуальных услуг, являлся дефицит специалистов. В России научным обеспечением, в особенности подготовкой и переподготовкой кадров в этой области, никто не занимался — ситуация, парадоксальная в мировой практике. В развитых странах существует целая сеть специализированных похоронных организаций с развитым технологическим аппаратом, средними и высшими специализированными образовательными учреждениями, НИИ (в США), учебными институтами (в Великобритании), научными и методическими центрами [1]. В нашей стране не существовало ни одного учебного заведения,
которое бы осуществляло целенаправленную подготовку специалистов похоронного дела. Если ранее на работу в похоронную отрасль приходили люди, имеющие самое разное базовое образование, то сегодня такие высшие и средние специальные учебные заведения, как Новосибирский кооперативный техникум, Московский государственный университет сервиса, Институт похоронного дела ГАСИС, Институт обрядовой культуры (ИНОК) осуществляют подготовку кадров для похоронных служб.
В погоне за прибылью: обострение конкуренции в сфере ритуальных услуг
Похоронное дело из-за «постоянного спроса» стало прибыльным бизнесом, приносящим огромный доход. В связи с увеличением количества ритуальных агентств возникла острая конкуренция, которая способствует быстрому развитию данной сферы услуг. Некоторые респонденты отмечают, что для «выживания» в этом бизнесе агентства, следуя законам рынка, вынуждены расширять перечень предоставляемых услуг, увеличивать ассортимент ритуальной продукции и использовать новые методы и средства для привлечения клиентов.
Появились частные компании, которые занимаются погребением, ритуальным обслуживанием. Появилась конкуренция, а в результате этой конкуренции появилась та продукция, которую вы сейчас видите. А в советское время этой конкуренции не было. Венки делали из парафина, и это считалось нормально. А сейчас более цивильно стали делать. (директорритуального агентства, Саратов, жен., 58лет, 14.11.2007).
Респонденты, говоря о произошедших в постсоветское время изменениях в сфере похоронного дела, отмечают расширение спектра предлагаемых услуг. Сфера ритуального обслуживания столь разнообразна, что включает организацию и оформление церемонии захоронения и перезахоронения, предоставление специализированных услуг крематория и кладбища, транспортные услуги, бальзамирование, санитарную и косметическую обработку трупов, изготовление и установку надгробных сооружений, изготовление гробов, организацию необходимых религиозных обрядов (отпевание и проч.), содержание мест погребения, уход за могилой, реализацию специализированного оборудования и предметов ритуального характера для церемонии захоронения, информационную поддержку. Респонденты отмечаю, что все заботы, связанные с похоронами, от туалета покойного, предоставления гроба, необходимого транспорта до организации поминок, берут на себя ритуальные агентства. Кроме того, респонденты обращают внимание на появление самой разнообразной ритуальной продукции, отвечающей потребностям и возможностям любых слоев населения.
Гробы, если раньше были просто деревянные, обычные и в основном красные хлопчатобумажные и просто белая постель, то сейчас гробы
бывают не только деревянные, обтянутые тканью, из досок, а гробы идут более элитные, полированные, гравированные; и есть гробы с подсветкой, и есть гробы с музыкой, и есть гробы с кондиционером. Поэтому на каждую прослойку в нашем обществе есть свои ритуальные принадлежности (директор ритуального агентства, Саратов, жен., 58 лет, 14.11.2007).
Сейчас только деньги плати, тебе все сделают и даже поминки организуют. Причем и постное, и обычное меню. Раньше этого не было (жен., 59 лет, Балаково, 14.03.2008).
В последние годы для «удобства» клиентов ритуальные агентства стали использовать прогрессивный способ обслуживания — прием заказов на дому на организацию и проведение похорон. «По первому звонку» к родственникам умершего готов выехать специальный агент с прейскурантом и наглядными пособиями, в числе которых фотоальбомы с фотографиями гробов, венков и прочих атрибутов.
Следует отметить, что активный рост количества ритуальных агентств и прибыльность похоронного дела способствовали распространению в рассматриваемой сфере услуг недобросовестной конкуренции.
Я за честный бизнес... Не секрет, что многие скупают эту информацию у милиции, у врачей, у скорой помощи. Они дают информацию агентствам, которые им за это отстегивают. Это присутствует в нашем обществе. Участковые врачи, милиция — вот коррупция в этой сфере (директор ритуального агентства, Саратов, жен., 58 лет, 18.10.2007).
Кроме того, муниципальные предприятия, распоряжаясь местами на кладбищах, обладают исключительным правом выдачи разрешений на захоронение, чем часто злоупотребляют.
Так как они монополисты кладбища... они иногда злоупотребляют этим — не выписывают разрешение, пока они там не наберут определенное количество своих погребений (директор ритуального агентства, Саратов, жен., 58лет, 18.10.2007).
Муниципальное ритуальное агентство очень часто злоупотребляет своими полномочиями. Люди у нас делают заказ, мы все расписываем, определяем порядок. Они оплачивают заказ, едут к муниципалам за разрешением, а там им заявляют: «Нет, заказывайте у нас бригаду и катафалк или не дадим разрешение на захоронение» (директор ритуального агентства, жен., Балаково, 62 года, 23.04.2008).
Во избежание недобросовестной конкуренции между ритуальными агентствами зачастую заключаются «соглашения» о разделе рынка по территориальному или иным признакам. Тем не менее, в погоне за прибылью нередки случаи, когда одно ритуальное агентство «перехватывает» клиента у другого.
Бывало, когда другое агентство, пользуясь нашей занятостью, забирало трупы с нашей территории, лишая нас прибыльных клиентов. Пришлось разбираться. А так, соответственно, труп в морге, вызывается клиент,
звонок фирме — клиент твой. Тут, так сказать, есть свои нюансы, работаем. Это бизнес (директорритуального агентства, Балаково, муж., 51 год, 11.10. 2007).
Сегодня ритуальные агентства конкурируют не только за счет ценовой политики, качества предоставляемых услуг и выбора похоронной атрибутики, но и в умении оперативно получать информацию о будущих клиентах из нужных источников. Таким образом, развиваясь в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы, сфера ритуальных услуг вынуждена приспосабливаться к современным условиям.
Механизмы включения церкви в сферу ритуального обслуживания
Отличительной тенденцией последних лет является активное включение церкви в сферу ритуального обслуживания. В советское время религия находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, которые приводили к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, уменьшению их влияния на массы, ослаблению связей с ними, отходу от религии значительного числа людей и существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.
Годы перестройки и события самых последних лет изменили религиозную ситуацию в российском обществе. В процессе демократизации были устранены многие деформации недавнего прошлого в решении религиозного вопроса. Практически все респонденты сходятся во мнении, что сегодня отмечается рост активности религиозных организаций и верующих. Многие родственники умерших повсеместно стараются следовать религиозным погребальным обрядам. В подтверждение этому респонденты указывают на «увеличение количества отпеваний», на появление тенденции «больше ставить кресты».
Тем не менее, исходя из ответов респондентов, можно предположить, что в обыденном сознании распространено мнение о том, что религиозное возрождение затронуло, в основном, внешнюю сторону жизни общества. Большинство респондентов утверждают, что зачастую люди следуют религиозным обрядам под влиянием общественной моды, под давлением своего ближайшего окружения или по каким-то другим, например карьерным, соображениям. И: Вы сказали, что сейчас стало модно отпевать.
Р: Да, модно, и не больше, я считаю. От чистого сердца и по вере — это единицы, а так все делают сейчас. Ельцин стоял с подсвечником, и Путин сейчас креститься ходит, которые раньше были в КПСС, в свое время атеистами были стопроцентными. А сейчас они перестроились, и также народ стал. Сейчас всех отпевают. Это раньше было модно, и сейчас могу подтвердить, что это именно модно и не больше (председатель профсоюза, Балаково, муж., 65лет, 15.05.2007).
.Очень много стали ставить крестов. Я думаю, что здесь не столько убеждение, сколько веяние моды. Вы же видите, что сейчас очень многие наши руководители, которые были раньше отчаянными атеистами, а сейчас они ходят и по каждому поводу Бога вспоминают. Это что, вера? Нет, это не вера. Это веяние моды, я считаю. Это сейчас так надо, и они так делают, чтобы не быть белой вороной. А люди подражают всему этому (директор ритуального агентства, Саратов, жен., 45 лет, 14.11.2007).
В последнее время такое ощущение, что больше верующих. Такое впечатление, что люди уверовали в бога в последний момент. Такое ощущение, что повальное поверье пошло, все хотим верить. У меня такое ощущение, что это уже модно стало (помощник директора предприятия, изготавливающего надгробья, Балаково, муж., 26лет, 20.10.07). Это больше мода. Не верил, не верил, а тут поверил. Вот, понавешивают у себя на машине крестов, иконок и спереди, и сзади, чтобы уберечь себя. Что это — вера? (жен., 67 лет, Балаково, 14.03.2008).
Пытаясь вернуть свое влияние в сфере похоронных услуг, имевшее место в дореволюционный период, некоторые священнослужители выступают с предложениями о создании вероисповедальных участков на общих кладбищах или отдельных вероисповедальных кладбищ. При храмах стали появляться православные ритуальные службы, которые не только оказывают помощь в организации похорон, но и обеспечивают соблюдение всех традиций христианского погребения усопших. Кроме того, священнослужители по просьбе родственников проводят религиозные погребальные обряды за определенную плату.
При нашем храме создано похоронное бюро. Епископ нам дал указ, разрешающий нам открыть похоронное бюро. Открыли мы его в прошлом году. Оказываем все услуги: и одеваем, и транспорт у нас есть — микроавтобус, и отвозим на кладбище, и закапываем (священнослужитель, Балаково, муж., 26.07.2007).
Православные ритуальные службы уже созданы в Саратове, Ба-лаково, Екатеринбурге, Москве, Ярославле и других городах России [3, 6, 7]. Это достаточно новое явление, к которому в нашем обществе относятся неоднозначно. По мнению священнослужителей, ритуальные услуги не должны находиться в частных руках, потому что ритуальные агентства «что хотят, то у себя и творят». В подтверждение своих доводов священнослужители указывают на неудовлетворительное состояние кладбищ, проведение ритуальными агентствами погребальных обрядов не в полном соответствии с православными традициями и отсутствие у них «права хоронить». Создание православных похоронных служб при храмах, передача кладбищ в ведение церкви согласно опросам священнослужителей позволит «возродить православные традиции погребения христиан» и «навести порядок» в этой сфере.
Это все церковное было раньше. Это все было под крылом церкви. А в советское время все отняли... А сейчас вся эта сфера в частных руках. Даже уже не в государственных, а в частных руках. А они, частники, что хотят, то у себя и творят. Сейчас все перешло к частникам. У церкви ничего нет, все отобрали. Вот там кладбищенские храмы были, и церковь за кладбищем наблюдала, ухаживала, сохраняла, наводила порядок. А сейчас там не поймешь — где-то частные конторы, где-то государство. Там деревьями все заросло (священнослужитель, муж., Бала-ково, 25.07.2007).
Возьмите состояние кладбищ, которые сейчас есть, закрытие кладбищ, не выдерживаются сроки, те которые даже по закону положены. За старыми кладбищами практически ухода нет. У нас все бурьяном поросло. Мы пытаемся сейчас не так много, но хороним, но мало все равно. Мы привозим человека сюда в церковь, здесь проходит отпевание. Мы стараемся провести обряд погребения в полном соответствии с православными традициями. Раньше церковь ухаживала, а сейчас уход за кладбищами — это все муниципальное. Посмотрите, в каком они состоянии. Как могилу продать это они все, а если посмотреть за старым кладбищем. (священнослужитель, муж., Балаково, 26.07.2007).
Ритуальных агентств много и они все частные, их нельзя проконтролировать. Что у них там происходит? Какие у них там порядки? Какие у них там уставы ритуалов? Их много, и у всех разные руководители. И поэтому мы организовали похоронное бюро, чтоб у людей был выбор. Не хочу сюда в частный «Ритуал», а хочу в православный, чтоб чин отпевали и вещи положили, как положено, правильно, чтоб гроб как положено, чтоб все было правильно (священнослужитель, муж., Балаково, 28.07.2007).
Однако действия церкви по освоению сферы ритуальных услуг встречают противодействие со стороны похоронных служб, не желающих делить «прибыльный бизнес», считая, что церковь «занимается не своим делом». Кроме того, работники ритуальных агентств отмечают «халтуру» священнослужителей при проведении религиозных похоронных обрядов, считая, что «они сейчас перестали быть служителями культа, став служителями рубля».
На базе храма сейчас есть своя ритуальная контора, то есть сейчас и церковь лезет в этот бизнес (директор ритуального агентства, Балако-во, жен., 62 года, 03.07.2007).
У нас тут есть православная ритуальная контора. Вот по этому поводу приходил ко мне отец Александр. Он пришел ко мне и говорит: «Ну, давай, мне помогай.» Я ему говорю: «Ты понимаешь, ты пришел ко мне — к человеку, который руководит предприятием, которое выполняет эти услуги, и ты пришел и говоришь: «Дайте мне кусок этих услуг, я буду себе это делать». Вы как это себе представляете, дорогие товарищи попы? Сказать какие-то консультационные моменты, показать, какие мы услуги оказываем, пожалуйста, они у нас в прейскуранте все есть . А рассказывать о тонкостях, как это лучше сделать, ну, ты сам пойми —
это же коммерческая деятельность моя персональная, а ты ее хочешь». Ритуальный бизнес стал очень прибыльным, это хорошие деньги, и никто их делить не будет (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 51 год, 11.10.2007).
А сейчас я смотрю, как попы это делают, они туфтят на всю катушку. Они почитали там пару псалмов, причем не в кон, не в такт, не по сути, ну и все... Они вышли с кадилом, помахали, книжку почитали, быстренько деньги собрали с народа (директор ритуального агентства, Ба-лаково, муж., 53 года, 02.07.2007).
Сейчас до того все коммерционализировано, даже та же церковь. в ритуале отпевали моего знакомого, ну, такой набор слов. Я вот стоял минут пятнадцать, вышел вот, горят свечи, люди там убитые горем, близкие родственники. Что они там говорят, о чем они там? Получил свое и уехал (директор ритуального агентства, Балаково, муж., 51 год,
17.10.2007).
Отношение обычных граждан к появлению православной ритуальной службы двоякое. Одни респонденты считают создание православных похоронных служб и проведение обрядов за плату вынужденной мерой. По их мнению, церкви «сейчас очень тяжело развиваться» и «тоже надо как-то выживать».
Я считаю, что ничего плохого в этом нет. Церковь надо ремонтировать, восстанавливать. Они сами себя содержат. В храм, что, много пожертвований приносят? Нет. Раз они должны как-то существовать, значит надо что-то делать. Если это не спекуляция, а делается нормально все, что нужно, я считаю, что это нормально (жен., 56 лет, Балаково,
18.03.2008).
Им же тоже надо на что-то существовать. Такой штат они там содержат. Батюшки на пенсию не уходят. Им же на что-то надо жить, семьи содержать. Ну, до 70 лет он поработает, а потом ему надо на что-то жить
(жен., 57лет, Саратов, 22.03.2008).
Церкви сейчас тяжело. Все так дорого. Эти вот приходы. Девушки, которые там поют в хоре, они получают 1500 руб. Это очень мало. Люди ходят, но пожертвований дают мало (жен., 57 лет, Балаково, 29.02.2008).
Другие респонденты усматривают «ненормальность» в том, что церковь занимается далекой от ее призвания экономической деятельностью, вовлекаясь в денежно-рыночные отношения. Они считают, что организация похорон и продажа похоронных принадлежностей, а также проведение церковных погребальных обрядов за определенную плату «противоречит самой церкви, напоминая больше бизнес», где священнослужители выступают в роли торговцев.
Это они бюро придумали, чтобы деньги заработать. Это же бизнес (жен., 67лет, Балаково, 14.03.2008).
К созданию православного ритуального бюро я отношусь отрицательно, конечно. Потому что они не должны быть с этим связаны. Продавать ритуальную продукцию и оказывать услуги церковь не должна. На то
5 «Социологический журнал», № 4
есть ритуальные агентства. Испокон веков существовали гробовщики, которые изготавливали гробы и другую продукцию. Это всегда было отдельно. То, что они торгуют там крестиками, может это и допустимо, но я считаю, что они должны это делать не внутри церкви, а должна быть церковная лавочка рядом. На что-то мы и закрываем глаза (жен., 58 лет, Балаково, 17.03.2008).
Я сама наблюдала, как отпевают в церкви. Кого побыстрей, кого подольше. Чтобы дома отпеть, один священник брал 500 руб., а сейчас говорит: «Инфляция!», 700 руб. уже берет (заместитель председателя профсоюза, Балаково, жен., 45 лет, 18.05.2007).
Это бизнес, куда денешься? Многие ритуальные агентства делают все за деньги. Я понимаю, они там гроб организовали, сделали, они труд вложили свой, сделали памятник, выкопали могилу и т. д. А батюшка пришел, отпел и берет больше, чем ритуальная контора, которая именно вносит какой-то вклад, какой-то труд (председатель профсоюза, Бала-ково, муж., 65 лет, 15.05.2007).
Все подорожало, а все должно быть бесплатно, как раньше. Раньше все стоило копейки, а сейчас те же свечи — 20 руб., обедня, сорокоуст стоят 100 руб. А раньше стоило столько, сколько человек даст. У них тарифов не должно быть. Отпевание вообще должно быть бесплатное, батюшка должен отпевать бесплатно. Это грех брать деньги (жен., 57 лет, Балаково, 29.02.2008).
На наш взгляд, проблема не в том, что церковь стремится превратиться в корпорацию и сделать извлечение прибыли законом своей внутренней жизни. Возможно дело в том, что наше общество не может содержать свою церковь, понуждая ее в целях выживания зарабатывать самостоятельно предпринимательской деятельностью. Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда традиция государственной церкви оборвана, а традиции индивидуальной поддержки еще не выросли. Церковь выживает только тем, что коммерциализуется, вынужденная искать новые способы для того, чтобы обеспечить себе достойное существование. В результате церковная жизнь превращается в рыночное обслуживание «религиозных потребностей» населения.
Выводы
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что радикальные преобразования, произошедшие в постперестроечный период в Саратове и Саратовской области, привели к интенсивному развитию здесь сферы ритуальных услуг. В последние годы эта сфера подверглась существенным структурным изменениям. Если в советское время похоронная отрасль отличалась высокой степенью государственного монополизма, то сегодня рыночные отношения создали благоприятную почву для освоения ее частным сектором. Возникло большое количество ритуальных агентств, готовых за соответствующую плату оказать любую помощь в организации похорон.
Немаловажную роль в развитии сферы ритуальных услуг сыграли специализированные периодические издания по теории и практике похоронного дела, ежегодно проводимые тематические выставки, семинары, симпозиумы и конференции по погребальной тематике, информирующие специалистов о последних достижениях в отрасли. Положительной тенденцией последних лет является появление высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для похоронных служб с учетом особенностей современного развития сферы ритуальных услуг.
Следует отметить, что увеличение количества ритуальных агентств и прибыльность похоронного дела в Саратовской области привели к возникновению острой конкуренции не только между муниципальными и частными службами, но и между похоронными службами и церковью. Развитие рыночных отношений и конкурентной борьбы способствовали увеличению ассортимента ритуальной продукции, расширению состава ритуальных услуг, повышению качества похоронного обслуживания населения и улучшению организации работы ритуальных агентств. Однако в погоне за высокой прибылью между ритуальными агентствами получила распространение недобросовестная конкуренция.
В связи с политико-правовым и социально-экономическим процессом 1990-х годов, связанным с восстановлением в правах религиозной культуры, в последние годы отмечается активное включение церкви в сферу ритуального обслуживания, выраженное в создании православных похоронных служб при храмах, проведении религиозных погребальных обрядов за определенную плату, а также торговле ритуальными принадлежностями. Такого рода деятельность церкви свидетельствует о том, что в настоящее время наблюдается коммерциализации религиозных «услуг».
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранский Я. Новые подходы к профессиональной подготовке специалистов для похоронной сферы // Похоронный дом. 2007. № 1-2 [online]. Дата обращения к документу: 05.12.12. URL:<http://www.funeralportal.ru/article.php?ObjectId=482>.
2. Беньямовский Н.Д., Лимонад М.Ю., Тавровский А.Л. Здания и сооружения траурной гражданской обрядности. М.: Стройиздат, 1985. С. 4.
3. Епархиальная православная похоронная служба [online]. Дата обращения 08.01.09. URL: <http://www.info-
torg.ru/?page=firm&city=343&fid=10459&adr_id=1&price=14384345>.
4. О состоянии ритуального обслуживания и похоронного дела в Саратовской области [online]. Дата обращения 05.12.12. URL: <http://www.saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=9170>.
5. Прозоровский А.Г. Профессиональное сообщество специалистов похоронного дела [online]. Дата обращения 05.12.12. URL: <http://www.requiem.ru/publicism/sosiety>.
6. Ритуальная православная служба [online]. Дата обращения 05.12.12. URL: <http://www.rosritual.ru/ritual_services/rps>.
7. Ритуальный православный центр [online]. Дата обращения 05.12.12. URL: <http://www.tovaryplus.ru/pages/alfa-ritual.html>.
8. Сулоев А. Культура погребения умершего — показатель культуры общества // Похоронный дом. 2007. № 6-7 [online]. Дата обращения 05.12.12. URL: <http://www.funeralportal.ru/artide.php?ObjectId=658>
9. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 317-344.