Научная статья на тему 'Традиции и инновации в сфере похоронного дела'

Традиции и инновации в сфере похоронного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2690
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / КЛАДБИЩЕ / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТРАТИФИКАЦИЯ / FUNERAL BUSINESS / CEMETERY / CEREMONIAL SERVICES / STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елютина Марина Эдуардовна, Филиппова Светлана Валерьевна

Статья посвящена интерпретативному анализу результатов авторского исследования, направленного на выделение содержательных изменений в ритуальных похоронных практиках с точки зрения соотношения традиционного и инновационного в сфере похоронного дела. Авторы выделяют и анализируют направления развертывания внутреннего потенциала сферы похоронного дела: коммерциализация, плюрализация, профессионализация ритуальных услуг, усиление стратифицирующей функции похоронного дела. На этом фоне происходит реставрация старых и возникновение новых ритуальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and innovations in the field of funeral business

The given article is dedicated to the analysis focused on the interpretation of the data received from the research conducted to specify substantial changes in the burial rituals found in correlation with traditional and innovational funeral ceremonies existing in present-day society. The authors of the article find out and analyze directions and potential of the burial ceremonies business development, such as commercialization, pluralization, and professionalization of ceremonial services, restoring the old and originating the new ceremonial practices, intensification of stratifying functions within the burial ceremonies business.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в сфере похоронного дела»

УДК 393.05

М.Э. Елютина, С.В. Филиппова

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

Статья посвящена интерпретативному анализу результатов авторского исследования, направленного на выделение содержательных изменений в ритуальных похоронных практиках с точки зрения соотношения традиционного и инновационного в сфере похоронного дела. Авторы выделяют и анализируют направления развертывания внутреннего потенциала сферы похоронного дела: коммерциализация, плюрализация, профессионализация ритуальных услуг, усиление стратифицирующей функции похоронного дела. На этом фоне происходит реставрация старых и возникновение новых ритуальных практик.

Похоронное дело, кладбище, ритуальные услуги, стратификация.

M.E. Elyutina, S.V. Filippova TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE FIELD OF FUNERAL BUSINESS

The given article is dedicated to the analysis focused on the interpretation of the data received from the research conducted to specify substantial changes in the burial rituals found in correlation with traditional and innovational funeral ceremonies existing in present-day society.

The authors of the article find out and analyze directions and potential of the burial ceremonies business development, such as commercialization, pluralization, and professionalization of ceremonial services, restoring the old and originating the new ceremonial practices, intensification of stratifying functions within the burial ceremonies business.

Funeral business, cemetery, ceremonial services, stratification.

Проблема смерти - наиболее очевидная в своем соотнесении с жизнью и в то же время самая загадочная. Смерть - ситуация предельности. Само слово «смерть» создает ощущение сгущенности, в каком бы контексте оно ни встречалось, человек выделяет его и интонационно, и ритмически. В обыденном сознании смерть - мрачное слово, овеянное призраками ужасов и таинственным страхом. Поэтому оно заменяется эквивалентами: «отдать богу душу», «сыграть в ящик», «приказать долго жить», «почить в бозе».

Можно выделить две крайности в осознании феномена смерти: а) сюжетное рассмотрение бытия - без начала и конца, когда необходимость разработки этой проблемы упрятывается в прочный кокон снисхождения к собственным слабостям; б) излишняя метафоричность, которая делает проблему еще более непрозрачной и может вызвать лишь сильное чувство непредставимого; в такой презентации имеет место лишь обработанный звукоряд, формальная содержательность. Справедливости ради укажем на то, что сейчас в мыслительных поисках наметился определенный сдвиг познавательных интересов к

континуальности понимания бытия с началом и концом, к изучению социокультурных установок человека и общества в отношении смерти. Безусловно, существует историкокультурный инструментарий для анализа данного феномена в контексте традиций философского, исторического, социального исследования смерти: русские философы «серебряного века» М.А. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, И.В. Карсавин с позиции кардиогнозиса (духовной гигиены человеческого общения) рассматривали эмоциональноэтическую проекцию смерти на человеческое бытие, подчеркивали приоритет нравственного начала (любви, милосердия, уважения) к судьбе всякой личности; с позиции иррационального подхода (А. Шопенгауэр, Н. Гартман, Ф. Ницше) смерть интерпретируется как истина жизни в последней инстанции; в контексте космизации смерти (Э.В. Ильенков) смерть фиксируется как игра космических сил, накопление энтропии, выступает мерой дезорганизации, распада; анализ психологической составляющей смерти (В. Налимов) репрезентирует данный феномен с точки зрения деперсонализации сознания; М. Мамардашвили определяет смерть как фундаментальный символ сознания; Ф. Арьес, М. Вовель предприняли попытку типологизации культуры, где критерием выступает отношение к смерти.

Когнитивная ниша смерти, тем не менее, оказалась незаполненной. Запросы современной практики опережают теоретическое осмысление проблемы. Назовем, на наш взгляд, перспективные направления исследования. 1. Изменение динамики смерти. Прежде человек до самой смерти трудился, нередко в последние минуты жизни в полном сознании делал завещание своим детям, ныне наблюдается феномен ретардации (замедление танатогенеза), человек довольно долго угасает. Появилось беспрецедентное жизненное пространство человека, которое характеризуется негативно: оно не то, что было до него, но и не то, что будет после. Это жизненный промежуток, переходное, неоформленное расстояние между «уже нет» и «еще нет». Назрела необходимость выявления таких моделей поведения личности и общества, которые бы способствовали адаптации человека к феномену смерти. 2. Исследование референтного поля танатологических установок, представляющих амальгаму теологических, культурологических, гносеологических традиций. Отметим основные: теологическая установка, фиксирующая смерть как переход к жизни; индифферентная, рассматривающая смерть как ничто, не имеющее отношение к человеку; стоическая, характеризующая смерть как естественную неизбежность; тотальная - как изначальное стремление человека к разрушению, деструкции; утопическая - как нечто недопустимое, противоестественное; дистанцированная, интерпретирующая смерть как «твою» смерть, предполагающую позицию стороннего наблюдателя; драматическая, представляющая смерть как разлуку с близким, любимым существом, кончина которого переживается как личная трагедия. 3. Анализ различных уровней субъективного восприятия человеком смерти (сенситивный, эмоциональный, рациональный). Как утверждают специалисты, вопросы, связанные с феноменом смерти, впервые возникают в трехлетнем возрасте: «откуда я пришел?», «кто я?», «куда уйду?». В закамуфлированной интерпретации взрослых (это в лучшем случае, чаще вопрос остается без ответа) ребенок понимает смерть как предельную меру наказания. В таком виде вопрос «зависает» на неопределенный срок, под влиянием различных обстоятельств трансформируется в аффективно-смысловой сгусток. Возможные спонтанные трансмутации приводят к возникновению результата, имеющего двуликий кентаврический вид. Ситуация встречи со смертью может вызвать в данном случае искажение, разрушение внутреннего мира, инверсию смыслов существования. 4. Возрастной аспект отношения к смерти. Страх смерти присущ людям любого возраста (надо отметить, что страх смерти выполняет важные функции, оказывая влияние на стремление к сохранению собственной жизни и на уважение к жизни других). Однако молодыми смерть не воспринимается всерьез, она - просто имя, часть речи, аргумент в споре. Зачастую смерть для них - не более чем способ обозначить абсолютное выражение того или иного чувства, сверхпревосходная степень оценки чего-либо. Легкость, с которой молодые люди оперируют понятием смерти, указывает на еще инфантильную, незрелую стадию человеческого развития. «Смерть» для

молодого поколения - чаще всего абстрактная грамматическая категория. Она используется как орудие шантажа, орудие агрессии, как гибель, которую ищут, совмещая привлекательные черты воинского подвига и отсроченного самоубийства. Молодые люди смысловое содержание смерти нередко заполняют заимствованными, облегченными представлениями [1, с.58]. У старых людей мысль о смерти - это не мысль о, а мысль для. Вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни, наступает время, когда осознается трагизм временности. Пожилые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Причем в обсуждениях этой темы усиливается интерес к смыслообразующему и толковательному потенциалу религии. Еще один важный момент в жизни пожилых людей - ощущение включенности в непрерывную цепь умираний («умирать с другими умершими»). Теряя своих близких, знакомых, кумиров своей молодости, пожилой человек каждый раз становится «менее живым» [2, с.73-74]. 5. Социальная идентификация смерти как на институциональном, в рамках предлагаемых институтами похоронной культуры моделей репрезентации, так и на индивидуалистическом, зависящем от субъективных представлений и мнений, уровнях. Остановимся более подробно на проблеме социальной идентификации смерти, рассмотрим ее в контексте повседневности с точки зрения различных ритуальных похоронных практик. При этом совершенно ясно, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Поэтому знание направлений социальных изменений в области, непосредственно ориентированной на ситуацию смерти, может представить интересный интерпретационный материал для диагностики состояния современного общества в целом.

Авторами данной статьи была поставлена цель - содержательно с эмпирической точки зрения определить изменения ритуальных похоронных практик с учетом соотношения традиционного и инновационного в сфере похоронного дела. Сбор и анализ материала проводились по методике «двойной рефлексии» с помощью неструктурированного неформализованного интервью. Была применена целевая выборка (преднамеренно выбирались люди, представляющие информационно значимые случаи, о которых имелись предварительные сведения) [3, с.317-344]. Социологическое

исследование было проведено в 2007-2009 гг. в г. Саратове и г. Балаково Саратовской области и включало 46 глубинных интервью. В качестве респондентов выступали директора и работники ритуальных агентств (16 человек), председатели профсоюзных комитетов крупных организаций (3 человека), священнослужители (3 человека), потребители услуг (24 человека). Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий (интервью с новыми респондентами не давали нового понимания для раскрытия темы), а также целями и задачами исследования.

Структурные изменения сферы ритуальных услуг

В советский период сфера ритуальных услуг отличалась высокой степенью государственного монополизма. Организацией похорон, содержанием кладбищ, производством похоронных принадлежностей и памятников занимались специализированные организации и предприятия республиканских министерств жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и исполкомы местных советов народных депутатов [4, с.4]. Блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этой сфере услуг. Фактически в начале 90-х годов похоронная служба в г. Саратове была представлена единственным муниципальным унитарным похоронным предприятием «Ритуал», в хозяйственном ведении которого находились все кладбища. В результате этого похоронное обслуживание было далеко от современных требований. Предприятие не справлялось с «потоком умерших», их родственникам приходилось «отстаивать очереди» и доставать ритуальную продукцию «по блату», что рассматривалось как нормальный и естественный выход из данной ситуации. Кроме того, в советское время существовал дефицит ритуальной

атрибутики, а состав похоронных услуг был крайне ограничен и не представлял комплекса всех необходимых операций, связанных с организацией и проведением похорон.

В советское время не было вообще альтернативы «Ритуалу». Это было единственное муниципальное предприятие в Саратове, которое этим занималось, да и в каждом городе так (директорритуального агентства, г. Саратов, 18.10.2007).

Все было в дефиците, люди в очереди стояли, чтоб венки одни купить. Один только ритуал работал, это была государственная контора на весь г. Саратов. Все было в дефиците: и гробы, и венки. Кто как мог, так и хоронил (агент ритуального агентства, г. Саратов, 22.10.2007).

В 90-е годы смена экономической и общественной политики в нашей стране, а также осуществление реформ, направленных на становление свободного рынка, привели к значительным изменениям, в том числе в сфере ритуальных услуг. Стремительное развитие России под лозунгом рыночной экономики инициировало ориентацию похоронного дела на конъюнктуру рынка, происходит коммерциализация похоронной сферы. Деятельность по выполнению работ в сфере погребения и оказанию ритуальных услуг населению стала предпринимательской. В последние годы образовались сотни новых коммерческих организаций, которые в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широкого выбора функционально пригодных альтернатив ритуального обслуживания. В России начали осуществляться проекты развития частных кладбищ и кладбищ домашних животных, частных крематориев, началось строительство новых объектов траурной обрядности.

В начале ХХІ века похоронная отрасль - это широкая сеть производственных предприятий по изготовлению похоронных аксессуаров, оказанию похоронных услуг. Статистические данные фиксируют тот факт, что, к примеру, на территории Саратовской области созданы и работают 67 ритуальных служб разной формы собственности, из которых в г. Саратове похоронным обслуживанием занимаются 20 ритуальных служб, а в г. Балаково - 5 ритуальных агентств [5].

Следует отметить, что в целом отмечается «хорошее отношение» респондентов к появлению большого количества ритуальных агентств. Это связано с двумя моментами. Во-первых, со значительным сокращением временных затрат на организацию похорон. Во-вторых, ритуальные агентства, беря на себя все заботы по организации похорон, оказывают психологическую поддержку родственникам умершего, которые находятся в состоянии растерянности.

В погоне за прибылью: недобросовестная конкуренция

В связи с увеличением количества ритуальных агентств возникла острая конкуренция, которая способствует быстрому развитию сферы ритуальных услуг. Некоторые респонденты отмечают, что для «выживания» в этом бизнесе агентства, следуя законам рынка, вынуждены расширять перечень предоставляемых услуг, увеличивать ассортимент ритуальной продукции, предлагать более конкурентоспособные цены и использовать другие методы и средства для привлечения клиентов.

Появились частные компании, которые занимаются погребением, ритуальным обслуживанием. Появилась конкуренция, а в результате этой конкуренции появилась та продукция, которую вы сейчас видите. А в советское время этой конкуренции не было. Венки делали из парафина, и это считалось нормальным. А сейчас более цивильно стали делать... (директорритуального агентства, г. Саратов, 14.11.2007).

Помимо описанных приемов для увеличения прибыли ритуальные агентства нередко прибегают к нелегитимным практикам. В качестве примера такого рода практик респонденты указывают на «скупку» ритуальными агентствами информации об умерших у сотрудников правоохранительных органов и врачей, а также на имеющиеся нарушения антимонопольного законодательства. Муниципальные похоронные предприятия,

распоряжаясь местами на кладбищах, обладают исключительным правом выдачи

разрешений на захоронение, чем часто, по мнению респондентов, и злоупотребляют. В частности, муниципальное похоронное предприятие «Ритуал» для получения разрешения на захоронение граждан, требовало от частных похоронных служб передавать ему каждый третий заказ. Выполнение данного требования являлось обязательным условием оформления необходимых для погребения документов. Кроме того, МУСПП «Ритуал» установило частным фирмам запрет на прием заказов по погребению до полной загруженности его мощностей, а это примерно 20 заказов на погребение в день. Таким образом, муниципальное унитарное предприятие препятствовало доступу на рынок ритуальных услуг частным похоронным службам, что фактически делало невозможным осуществление ими их хозяйственной деятельности.

Я за честный бизнес. Не секрет, что многие скупают эту информацию у милиции, у врачей, у скорой помощи. Они дают информацию агентствам, которые им за это отстегивают (директорритуального агентства, г. Саратов, 18.10.2007).

Муниципальное ритуальное агентство диктует свои условия, манипулируя кладбищем. Много случаев в моей практике было. Приходят ко мне клиенты. Заказывают пакет услуг. Оплачивают их. Мы едем в муниципальное ритуальное агентство за разрешением на захоронение, а там говорят: «Нет, заказывайте у нас бригаду и катафалк или не дадим разрешение на захоронение» (директор ритуального агентства, г. Балаково, 23.04.2008).

Они монополисты кладбища, иногда злоупотребляют этим - не выписывают разрешение, пока они не наберут определенное количество своих погребений (директор ритуального агентства, г. Саратов, 18.10.2007).

Для того чтобы минимизировать возможность использования нелегитимных практик, между ритуальными агентствами заключаются «соглашения» о разделе рынка по территориальному или иному признаку. Однако в погоне за прибылью нередки случаи, когда одно ритуальное агентство «перехватывает» клиента у другого агентства.

Были случаи, когда другое агентство, пользуясь нашей занятостью, забирало трупы с нашей территории, лишая нас прибыльных клиентов. Пришлось разбираться. Обычно же происходит так: соответственно, труп в морге, вызывается клиент, звонок фирме - клиент твой. Тут, так сказать, есть свои нюансы, работаем. Это бизнес (директорритуального агентства, г. Балаково, 11.10. 2007).

Сегодня ритуальные агентства конкурируют между собой, используя не только такие механизмы, как ценовая политика, качество предоставляемых услуг, разнообразие ассортимента похоронной атрибутики, но и «умение оперативно получать информацию о будущих клиентах из нужных источников» (директор ритуального агентства, г. Балаково, 11.10.2007). Таким образом, развиваясь в

условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы, сфера ритуальных услуг вынуждена приспосабливаться к современным условиям.

Плюрализация ритуальных услуг

Респонденты, говоря о произошедших в постсоветское время изменениях в сфере похоронного дела, отмечают расширение спектра предлагаемых ритуальных услуг. Сегодня сфера похоронного дела обеспечивает комплексную последовательность действий: по организации и оформлению церемоний захоронения и перезахоронения; по предоставлению специализированных услуг (транспортные услуги, бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов); по изготовлению гробов, установке надгробных сооружений, организации необходимых религиозных обрядов; по содержанию мест погребения, уходу за могилой; по информационной поддержке. Все заботы, связанные с похоронами, от туалета покойника, предоставления гроба, необходимого транспорта до организации поминок, берут на себя ритуальные агентства.

Сейчас только деньги плати, тебе все сделают и даже поминки организуют. Причем, предложат на выбор или постное, или обычное меню. Раньше этого не было (жен., 59 лет, г. Балаково, 14.03.2008).

Мы предоставляем полный комплект услуг. В нашей конторе есть все необходимое. У нас даже есть церковные принадлежности, они все освященные, из церкви. У нас всегда есть в ассортименте и платочки, и тапочки, и одежда: для женщин - платья, для мужчин - костюмы (директор ритуального агентства, г. Саратов, 12.08.2008).

В последние годы для «удобства» клиентов ритуальными агентствами стал использоваться прогрессивный способ обслуживания - прием заказов на дому на организацию и проведение похорон. «По первому звонку» к родственникам умершего выезжает специальный агент с прейскурантом и наглядными пособиями, в числе которых фотоальбомы с фотографиями гробов, венков и прочих атрибутов. Теперь «потребитель услуг» может не прикладывать почти никаких усилий для организации похорон. Единственное, что он должен в условиях нынешнего разнообразного ритуального «предложения» - это совершить выбор: где, в чем, как, за сколько и по какому «ранжиру» хоронить своего близкого человека.

Респонденты отмечают, что в настоящее время происходит возобновление старых погребальных традиций. Ритуальные агентства, стремясь интегрировать интересы и приоритеты получателей услуг, предлагают своим клиентам семейные захоронения, которые были широко распространены в дореволюционной России. Любой человек еще при жизни может приобрести место на кладбище под семейное (родовое) захоронение. Сейчас это стало особенно актуальным в связи с тем, что существует дефицит земли под захоронения на кладбищах. Многие обеспеченные горожане устанавливают, к примеру, на семейных захоронениях склепы, построенные специальным мастером, вход в который знает только он и родственники умершего. Речь идет о создании некой охранной области, области неприкосновенности, вход в которую для других ограничен и дифференцирован. Эта приватная территория необходима для того, чтобы без помех переживать потерю близкого, оставаться самим собой, носителем аутентичной личности.

Среди новых ритуальных практик респонденты отмечают заключение прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг. Сегодня люди стали серьезнее относиться к «стоимости смерти» и поэтому все больше людей задумываются о «неизбежном» и планируют «наперед, на итоговый случай». Похоронные конторы стали учитывать это в своей деятельности, предоставляя возможность заключения прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг. Большинство клиентов, желающих заключить договор и заранее заказать весь комплект услуг, - это, как правило, одинокие пожилые люди, о которых некому позаботиться.

С некоторыми гражданами мы заключаем договор об оказании ритуальных услуг еще при жизни. Они сразу все оплачивают. Если происходит скачок цен, мы перезаключаем договор. Многие это делают для того, чтобы подстраховать себя. Это -либо совсем одинокие люди, у которых нет родственников, либо люди, которые считают, что они не нужны родственникам (директор ритуального агентства, г. Балаково, 09.10.2007).

Тенденцией последних лет стало появление организаторов (распорядителей) похорон. В ритуальных агентствах эту функцию зачастую выполняют сами агенты. Распорядитель похорон обязан оказывать помощь клиенту в организации похорон с учетом национальных традиций и религиозных обрядов, помогать в выборе места погребения, зала для обряда поминания, в подборе и приобретении предметов ритуала и в оказании прочих услуг, связанных с погребением. Организатор похорон ведет всю торжественноофициальную часть похорон. Он согласовывает время начала церемонии, выстраивает траурную процессию, производит построение колонны для движения на кладбище, а также следит за проведением обряда погребения.

Кроме того, среди инноваций в российской ритуальной сфере можно назвать кремацию с последующим созданием алмаза из праха умершего, создание слепка умершего родственника, а также возможность запуска нескольких граммов праха

покойного на космическую орбиту. Урну с прахом для доставки к месту погребения может сопровождать церемониймейстер или вызванный для этого представитель космического агентства [6, с.93].

Механизмы включения церкви в сферу ритуального обслуживания

Результаты проведенного исследования показали, что помимо ритуальных агентств, в борьбу за влияние в сфере похоронного дела активно включается церковь. Пытаясь вернуть свои лидирующие позиции в похоронной сфере, утраченные в советский период, православная церковь разрабатывает определенные проекты, направленные на снятие ограничений для участия церкви в ритуальных практиках. Так, некоторые священнослужители выступают с предложением о создании «вероисповедальных участков» на общих кладбищах или отдельных «вероисповедальных кладбищ». При храмах стали появляться православные ритуальные службы, которые не только оказывают помощь в организации похорон, но и обеспечивают соблюдение всех традиций христианского погребения усопших. Священнослужители, по просьбе родственников, проводят религиозные погребальные обряды за определенную плату. Православные ритуальные службы уже созданы в г. Саратове, в г. Балаково, в г. Екатеринбурге, в г. Москве, в г. Ярославле и в ряде других городов России. Их появление - достаточно новое явление, к которому в нашем обществе относятся неоднозначно. По мнению священнослужителей, ритуальные услуги не должны находиться в частных руках, потому что ритуальные агентства «что хотят, то у себя и творят». В качестве иллюстрации священнослужители указывают на неудовлетворительное состояние кладбищ, на проведение ритуальными агентствами погребальных обрядов не в полном соответствии с православными традициями, на отсутствие у них «права хоронить». Создание православных похоронных служб при храмах, передача кладбищ в ведение церкви позволят, по их мнению, «возродить православные традиции погребения христиан и навести порядок в этой сфере».

Ритуальных агентств много и они все частные, их нельзя проконтролировать. Что у них там происходит? Какие у них там порядки? Какие у них там уставы? Их много и у всех разные руководители. И поэтому мы организовали похоронное бюро, чтоб у людей был выбор (священнослужитель, муж., г. Балаково, 28.07.2007).

Однако действия церкви по освоению сферы ритуальных услуг встречают противодействие со стороны похоронных служб, не желающих делить «прибыльный бизнес». Работники ритуальных агентств отмечают, что церковь «занимается не своим делом», указывают на «недобросовестность» священнослужителей при проведении религиозных похоронных обрядов, считают, что «они перестали быть служителями культа, став служителями рубля».

Пришел ко мне священник, пришел к человеку, который руководит предприятием. А он пришел и говорит: «Дайте мне кусок этих услуг, я буду это делать». Вы как это себе представляете? Проконсультировать, показать, как и какие мы услуги оказываем, пожалуйста, они у нас в прейскуранте все есть. А рассказывать о тонкостях, как это лучше сделать, ну, это ни за что, это же коммерческая деятельность. Ритуальный бизнес стал очень прибыльным, это хорошие деньги, и никто их делить не собирается (директорритуального агентства, г. Балаково, 11.10.2007).

Отношение обычных граждан к появлению православной ритуальной службы двоякое. Одни респонденты считают создание православных похоронных служб и проведение обрядов за плату вынужденной мерой. По их мнению, церкви «сейчас очень тяжело развиваться» и «тоже надо как-то выживать». Другие респонденты усматривают «ненормальность» в том, что церковь занимается далекой от ее призвания экономической деятельностью, вовлекаясь в денежно-рыночные отношения. Они считают, что организация похорон и продажа похоронных принадлежностей, проведение церковных погребальных обрядов за определенную плату, «противоречит самой церкви, напоминая больше бизнес, где священнослужители выступают в роли торговцев».

На наш взгляд, сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда традиция государственной и общественной поддержки церкви оборвана, а традиция индивидуальной поддержки еще не сложилась. Церковь вынуждена искать новые способы для того, чтобы обеспечить себе достойное существование. В результате формируются практики рыночного обслуживания «религиозных потребностей» населения.

Механизм предоставления элитных мест на кладбище

В дореволюционной России распределение мест на кладбище происходило в соответствии с социальным статусом умершего. Существовало семь разрядов похорон и соответственно мест захоронений, при этом значимыми, структурирующими пространство элементами, выступали церковь и ограда кладбища. Самыми дорогими и почетными участками являлись места вокруг церкви или под церковью, которые предназначались для высших привилегированных сословий (духовенства и дворянства). Для низших сословий предназначались наиболее отдаленные места, расположенные у дальних краев кладбища. После прихода к власти большевиков устанавливаются одинаковые похороны, деление на разряды, как мест погребения, так и похорон, уничтожаются. Однако, отменив традиционные для дореволюционной России разрядные похороны, большевики ввели свою иерархию погребальных ритуалов в строгом соответствии с уровнем номенклатуры. В итоге общество было разделено на тех, кто имел право быть похороненным на почетном месте или на передних, ближайших к входу, участках и всех остальных советских людей.

В настоящее время, по действующему законодательству, каждому человеку после его смерти гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела. Для захоронения отдельных категорий граждан - военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ветеранов ВОВ на общественных кладбищах создаются специальные воинские участки - карты героев. Всех остальных умерших людей хоронят на общих основаниях, выделяя под захоронение плановые могилы. Однако проведенное исследование показало, что сегодня также можно говорить о дифференцированном отношении к умершим. Помимо законодательно закрепленной классификации, все места на кладбище неофициально подразделяются на престижные (элитные), где хоронят высокостатусных людей, плановые могилы и места «социальных захоронений», где хоронят так называемых «:безродных». Самыми элитными, а значит и дорогими участками считаются места, расположенные на центральных дорожках и у главных ворот кладбищ. Немаловажным фактором является и близкое расположение храма.

Согласно официальному прейскуранту, стоимость могилы на кладбище независимо от места расположения участка одинаковая и может меняться только от того, в какое время осуществляется захоронение (зимой или летом). Несмотря на институциональное закрепление порядка предоставления мест на кладбище, в настоящее время отмечается появление разного рода нелегитимных практик, связанных с ранжированием мест захоронений. Поскольку место расположения могилы всегда являлось важным показателем социального статуса умершего, многие стремятся получить лучшие места на кладбище. Респонденты подчеркивали, что приобретение элитного места непосредственно связано с материальным положением умершего и материальными возможностями людей, его хоронящих. Из-за высокого спроса элитные места всегда в дефиците, поэтому нередки случаи, когда захоронения на данных участках производятся по «договоренности» с администрацией кладбища. Например, в г. Саратове могилы на престижных участках огорожены оградами с немалым запасом и стоят в среднем 20000 рублей.

Всем известно, хочешь место получше - плати. Я вам так скажу: на нашем кладбище можно приобрести место заранее, поставить там оградку. Причем участок 2x2 будет стоить минимум 20000рублей (работник кладбища, г. Саратов, 15.09.2009).

Я вам могу сказать, что стоимость могилы зависит от участка. Это, конечно, все не официально. Если вы хотите место где-нибудь в середине или в начале кладбища -платите и вы его получите (агент ритуального агентства, г. Саратов, 05.06.2008).

Если получить понравившееся место по «договоренности» не представляется возможным, родственники умерших используют существующие «лазейки» в законодательстве. Например, оформление семейных захоронений фактически позволяет их владельцу продавать свободные места на своем участке посторонним людям. Кроме того, необходимо отметить высказывания респондентов, указывающих на случаи повторной продажи администрацией кладбища могил, которые ранее были оформлены под семейное захоронение.

Все богатые хотят быть похоронены рядом с картой героев. Это на краю 8 карты. Но этой картой заведует председатель общества ветеранов и администратор. Приносите мне разрешение... но они стали по-другому делать. Они там, когда хоронили кого-то, оформили договор семейного захоронения, чтоб у них было место, и они под эту марку, родственники, дают согласие на захоронение, хотя он им даже не родственник -там Иванов, Петров. У нас место есть, есть, пожалуйста, мы это место используем. Вот такими хитрыми путями (директор ритуального агентства, г. Балаково, 17.10.2007).

Может быть и такое - люди в свое время оформили родственное захоронение, приехали хоронить, а место занято. А люди платили. Так что у нас все возможно (директорритуального агентства, г. Балаково, 20.07.2009).

Помимо этого, на кладбище существуют тайные резервные места для захоронений, замаскированные под могилы - так называемые псевдомогилы. Сегодня это один из способов резервации мест на кладбище, используемый чиновниками для продажи престижных участков на кладбище.

У нас вот здесь на кладбище есть могила. Там лежит венок, уже стоит гранитный крест. Но нет никаких табличек, ничего. Все знают, что это будущая могила одного местного депутата (директорритуального агентства, г. Балаково, 18.11.2008).

Искусственное создание дефицита элитных мест на кладбище, повторная продажа могил, приобретение участков по «договоренности» - рыночные механизмы, активно используемые администрацией кладбища для получения прибыли. Существующие неформальные практики в приобретении элитных мест показывают, что сегодня кладбище превращается в рынок, где продажа мест под захоронение - рыночная услуга, а само место является таким же товаром, как и прочие.

Выводы

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что радикальные преобразования, произошедшие в постперестроечный период, привели к интенсивному развитию сферы ритуальных услуг. Развитие России под лозунгом рыночной экономики приводит к коммерциализации похоронного дела. Деятельность по выполнению работ в сфере погребения и оказанию ритуальных услуг населению стала предпринимательской. Появилось большое количество частных ритуальных агентств, готовых за соответствующую плату полностью освободить граждан, понесших тяжелую утрату, от всех забот, связанных с организацией похорон. Теперь «потребитель услуг», имеющий материальные средства, может не прикладывать почти никаких усилий для организации похорон. Все заботы, связанные с похоронами, от туалета покойника, предоставления гроба, необходимого транспорта, до организации поминок, берут на себя ритуальные агентства.

Следует отметить, что увеличение количества ритуальных агентств и прибыльность похоронного дела привели к возникновению острой конкуренции не только между муниципальными и частными похоронными службами, но и церковью. Развитие рыночных отношений и конкурентной борьбы в сфере ритуальных услуг способствовали увеличению ассортимента ритуальной продукции, расширению состава ритуальных услуг, повышению качества похоронного обслуживания населения и улучшению организации работы ритуальных агентств. Однако институциональное укрепление рыночной системы регулирования сферой похоронного дела сопровождается появлением разного рода

нелегитимных практик, связанных как с организацией похорон, так и с ранжированием мест захоронения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности / С.Б. Борисов // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 58-63.

2. Елютина М.Э. Социальная геронтология / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. М.: ИНФРА-М, 2004. 155 с.

3. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг,

Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009. 352 с.

(Серия «Качественные методы в социальных исследованиях»).

4. Беньямовский Н.Д. Здания и сооружения траурной гражданской обрядности / Н.Д. Беньямовский, М.Ю. Лимонад, А. Л. Тавровский. М.: Стройиздат, 1985. 164 с.

5. О состоянии ритуального обслуживания и похоронного дела в Саратовской области. кйр://’^^^ saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=9170.

6. Современные скорбные и траурные ритуалы России. Гражданский требник (сборник ритуалов) / под ред. М.Ю. Лимонада, П.Е. Уланова. М.: Издатель А.С. Акчурин,

2006. 200 с.

Елютина Марина Эдуардовна -

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Саратовского государственного технического университета

Elyutina Marina Eduardovna -

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of «Sociology»

of Saratov State Technical University

Филиппова Светлана Валерьевна

аспирант кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Filippova Svetlana Valerievna -

Postgraduate Student of the Department of «Sociology»

of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 09.04.10, принята к опубликованию 30.06.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.