Научная статья на тему 'Развитие сети оператора как средство рыночной экспансии'

Развитие сети оператора как средство рыночной экспансии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сети оператора как средство рыночной экспансии»

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОПЕРАТОРА КАК СРЕДСТВО РЫНОЧНОЙ

ЭКСПАНСИИ

А.Ю. Анисимов

Учитывая далеко не исчерпанные возможности России, операторы сотовой связи, как правило, придерживаются стратегии рыночной экспансии, поскольку перед каждой компанией-оператором встает проблема развития своей сети в других регионах, например, для того, чтобы обеспечить абонентам своего региона расширение внутрисетевого роуминга. Для реализации стратегии рыночной экспансии имеются две основные стратегии развития сотовой связи в регионах: покупка действующих операторов либо создание сети «с нуля» («^геепйеЫ»).

Каждая из этих двух стратегий имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинство покупки действующего регионального оператора в том, что ускоряется возврат вложенных инвестиций за счет использования уже действующей абонентской базы. Недостаток этой стратегии состоит в том, что могут возникнуть технические проблемы с совместимостью оборудования сетей компании-покупателя и регионального оператора, а также существует опасность резкого оттока нелояльных клиентов оператора к конкурентам. В стратегии «^геепйеЫ» технические проблемы такого рода исключаются заранее, так как создается единая инфраструктура с материнской компанией, но в то же время увеличиваются сроки создания такой инфраструктуры, набор и обучение персонала, рекламные расходы на продвижение новой торговой марки и т.д.

В последнее время наметилась тенденция комбинирования двух этих стратегий. По-видимому, такое поведение зависит не от приверженности оператора, а от конкретных особенностей того или иного региона. И если раньше стратегию «^геепйеЫ» использовала компания «Вымпелком», а «Мобильные ТелеСистемы» скупали региональных операторов, то сейчас они почти что одновременно перешли к применению смешанной стратегии на практике.

Скорее всего, выбор той или иной разновидности стратегии рыночной экспансии конкретного оператора зависит от количества операторов в данном регионе, т.е. от уровня конкуренции. Если в регионе уже существует несколько игроков, то нет никакой смысла создавать еще одного конкурента, тем самым снижая расценки на услуги и получая дополнительные потери средств. Гораздо выгоднее купить одного из существующих операторов и сразу же начать предлагать те же услуги, но уже под своей торговой маркой, и развивать сеть дальше. Если же на рынке присутствует только один или два оператора, то имеет смысл создать еще одного, так как существует достаточное количество потенциальных абонентов, которых можно привлечь к себе более низкими ценами, услугами, новыми для данного региона, и т.д.

Отдельно необходимо сказать о таком общероссийском GSM-операторе, как «МегаФон». При создании единой сети он не пошел ни одним из выше перечисленных путей. Компания «МегаФон» была образована в мае 2002 года в результате переименования и изменения организационно-правовой формы ЗАО «Северо-Западный GSM» и объединения с ЗАО «СоникДуо», ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Ново-сибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». Тем самым, ОАО «МегаФон» применило третье направление в развитии сети - объединение региональных операторов. Такая стратегия может оказаться эффективнее двух, описанных выше, она за меньшее время дает гораздо больший результат. Каждую из марок, входящую в единую сеть, хорошо знают жители регионов, где уже работает оператор, и можно сразу же заняться продвижением и развитием сети в других регионах, где она еще не работает. Но у компании «МегаФон» существует другая проблема: при выбранной ею стратегии развитие тормозит неизвестность марки. Особенно это чувствуется в таких регионах, как Москва, где его сеть начала работать сравнитель-

но недавно. Кроме того, сказываются и технические проблемы, такие как невозможность сразу же наладить бесперебойную работы всех систем и хорошее покрытие сети. Сразу же появляются большие расходы, связанные с рекламными кампаниями. В этом он уступает лидерам. Но есть и существенный плюс - относительно слабая загруженность его сети.

В табл. 1 приведены основные статистические показатели двух регионов - Московского и Северо-западного, а также федеральных округов, в которых они расположены, где наблюдается наибольшее развитие сотовой связи в России.

Ситуация с сетями МТС, «БиЛайн» и «Мегафон» в двух столицах обстоит совершенно по-разному. Если в Москве торговые марки «БиЛайн» и МТС широко известны, то в Санкт-Петербурге они начали работать только 2 года назад. До этого времени лидером в этом регионе являлся «Северо-Западный GSM» (ныне Северо-западный филиал ОАО «Мегафон»). Этот стратегически важный для двух наиболее крупных операторов регион долгое время оставался не охваченным из-за отсутствия лицензий. Только в 2002 году такая возможность появилась у этих операторов. ОАО «Мобильные Телесистемы» приобрело компанию «Телеком-XXI» и стало предоставлять услуги сотовой связи под торговой маркой МТС, а затем и ОАО «Вымпелком» ввело в эксплуатацию сеть, принадлежащую своей дочерней компании «Вымпелком-Регион», впоследствии поглощенной ОАО «Вымпелком».

Похожая ситуация произошла и на московском рынке сотовой связи. Первоначально на нем было два оператора стандарта GSM - ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ЗАО «КБ Импульс» (дочерняя компания ОАО «ВымпелКом», впоследствии поглощенная им). Они же по сей день считаются крупнейшими общероссийскими операторами с наибольшими территориями покрытия их сетями. В 2002 году вследствие получения лицензии на право предоставления услуг сотовой связи в московском регионе появилось ЗАО «Соник Дуо», дочерняя компания ОАО «МегаФон».

Перед новыми компаниями как в Санкт-Петербурге, так в Москве стояла непростая задача - в короткий срок привлечь как можно большее число абонентов. Сделать это можно было, лишь обеспечив приемлемую территорию покрытия, и существенно более низкими ценами, чем у конкурентов. Для этого было необходимо проведение рекламных кампаний, крупные вложения средств в развитие сети в конкретном регионе, предложением новых услуг и т.д. Отдельно необходимо сказать о стимулировании потенциальных клиентов к внутрисетевым вызовам; на них операторы в начале своей работы дают обычно высокие скидки.

ЦФО Москва + Московская область СЗФО Санкт-Петербург + Ленинградская область

Население 37991 10358+6627 13986 4669 +1671

Среднедушевые доходы населения в месяц (руб.) 5314 13672+3405 3849 4497 + 2390

Площадь (тыс. кв. км) 650,7 47,0 1677,9 85,9

Количество абонентов подвижной связи (тыс. аб.) нет данных 7184,3 (только Москва) нет данных 2205 (только Санкт-Петербург)

Таблица 1. Статистические показатели регионов

Литература

1. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Фин-пресс, 1998.

2. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж.,Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Проспект», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.