Научная статья на тему 'Развитие сделок РЕПО с центральным контрагентом в Российской Федерации'

Развитие сделок РЕПО с центральным контрагентом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНТРАГЕНТ / ФИНАНСЫ / РЕПО / КЛИРИНГ / SECURITIES MARKET / CENTRAL COUNTERPARTY / FINANCE / REPO / CLEARING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагин Александр Алексеевич, Глотова Ирина Ивановна, Томилина Елена Петровна, Кузьменко Ирина Петровна

В статье рассматриваются вопросы развития института центрального контрагента в России. Выявлены особенности проведения сделок РЕПО между участниками финансового рынка и центральным контрагентом. Рассмотрены риски консолидации финансовых ресурсов в рамках ответственности одной банковской структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of REPO transactions with the central counterparty in Russian Federation

The article deals with the development of the institution of the central counterparty in Russia. Revealed features of REPO between the game market and the central counterparty. The risks of consolidation of financial resources within the framework of a single banking structure are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие сделок РЕПО с центральным контрагентом в Российской Федерации»

2. Испулова С.Н. Социальные механизмы адаптации молодежи к современному рынка труда / С.Н. Испулова // Социальная политика и социология. - 2009. - № 8(50). - С. 41-46.

3. Маслова И. Институты российского рынка труда в механизме регулирования процессов занятости / И. Маслова // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2013. - №5. - С. 39-66.

4. Михайлова К.Н. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в Сибирских регионах / К.Н. Михайлова // Вестник Кемеровского

государственного университета. - 2010. - №1 (41). - С. 63-67.

5. Пономарева Ю.С. Проблема эффективности региональных механизмов трудоустройства молодежи в Пермском крае : материалы XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Пермь, 2015.-С. 222-226.

6. Прокопов Н.И. Практики и тенденции успешного трудоустройства молодежи / Н.И. Прокопов, С.Н. Антонюк, С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова // Высшее образование в России. - 2017. - №6. - С. 88-95.

DEVELOPMENT OF REPO TRANSACTIONS WITH THE CENTRAL COUNTERPARTY IN RUSSIAN FEDERATION

Smagin Aleksandr Alekseevich, Assistant

Clotova Irina Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor

Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor

Kuzmenko Irina Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article deals with the development of the institution of the central counterparty in Russia. Revealed features of REPO between the game market and the central counterparty. The risks of consolidation of financial resources within the framework of a single banking structure are considered.

Keywords: securities market; central counterparty; finance; repo; clearing.

УДК 336.763.3:378

© Смагин A.A., 2017 © Глотова ИМ, 2017 © Томилина Е.П., 2017 © Кузьменко И.П., 2017

РАЗВИТИЕ СДЕЛОКРЕПО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОНТРАГЕНТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы развития института центрального контрагента в России. Выявлены особенности проведения сделок РЕПО между участниками финансового рынка и центральным контрагентом. Рассмотрены риски консолидации финансовых ресурсов в рамках ответственности одной банковской структуры.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг; центральный контрагент; финансы; РЕПО; клиринг.

СМАГИН Александр Алексеевич, ассистент

ГЛОТОВА Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент

КУЗЬМЕНКО Ирина Петровна, кандидат экономических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Центральный контрагент-специализированная инфраструктурная организация национального финансового рынка, которая берет на себя основной кредитный риск контрагента, то есть риск невыполнения обязательства участника финансового рынка по поставке денежных средств или финансовых активов своим клиентам или другим участникам рынка. Центральный контрагент берет обязательства посредника между сторонами по сделке: покупателем для продавца и, наоборот, продавцом для покупателя, которые заменяют свои договорные отношения друг с другом аналогичными договорными обязательствами с центральным контрагентами].

Центральный контрагент предупреждает возникновение каскадной череды дефолтов на финансовых рынках. В качестве альтернативы участники рынка могут осуществлять сделки на двусторонней основе, используя внебиржевой рынок. Однако при угрозе дефолта нецентрализованный клиринг без участия центрального контрагента может значительно затянуться во времени и создать условия для "кризиса доверия". Удачный опыт центральных контрагентов в период глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. заставил регуляторов продвигать институт центрального контрагента и обязательный централизованный клиринг внебиржевых деривативов как

основное средство минимизации системного риска[2].

Система риск-менеджмента центрального контрагента должна отвечать двум общим требованиям:

- центральный контрагент должен располагать достаточным объёмом совокупных финансовых ресурсов для выполнения обязательств перед участниками клиринга, чтобы самому не превратиться в источник системного риска;

- политика центрального контрагента по управлению кредитным риском контрагента должна иметь минимальные искажающие эффекты на рынке, включая ограничение "сетевого эффекта", снижение процикличности и обеспечение непрерывности выполнения критических функций.

Глобальные стандарты для инфраструктурных организаций требуют, чтобы центральные контрагенты разработали и применяли правила и процедуры ликвидации последствий невыполнения обязательств участников клиринга. Предопределенные правила и процедуры должны позволить центральному контрагенту продолжать выполнять свои функции в случае неисполнения обязательств каким-либо участником. Кроме того, правила и процедуры должны определять порядок использования и пополнения ресурсов после дефолта участника клиринга.

Рисунок 1 - Децентрализованная система торговли с участием конгломерации системообразующих участников

- Системообразующий участник финансового рынка ~| - Незначительный участник финансового рынка ~| - Конечный потребитель финансовых услуг

Для управления кредитным риском контрагента центральные контрагенты придержива-

ются предопределенной очередности использования финансовых ресурсов или активов, которая получила название "каскад" (default waterfall). Каскад описывает последовательность уровней защиты, за счет которых центральный контрагент погашает потери от дефолта участников клиринга. Прохождение всех уровней защиты, то есть израсходование всех ресурсов, доступных центральному контрагенту, носит название "конец каскада" (end of the waterfall). Стандартная последовательность уровней защиты включает в себя исполь-зование[3]:

- средств индивидуального клирингового обеспечения (первоначальное гарантийное обеспечение или первоначальная маржа) участника, не исполнившего свои обязательства;

- взноса недобросовестного участника в коллективный гарантийный фонд;

- некоторой части собственных средств цен-! трального контрагента;

- средств коллективного гарантийного фонда, внесенные добросовестными участниками;

- дополнительных взносов в коллективный фонд добросовестных участников клиринга (рис. 2).

В России начало институту центрального контрагента было положено в 2007 году с создания ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр" (НКЦ) и проведения клиринга на валютном рынке. В 2008 году клиринг был распространены на рынок РЕПО, а год спустя - на срочный и фондовый рынки[3].

На 2017 год в России действует три центральных контрагента:

- НКЦ, дочерняя кредитная организация Группы "Московская Биржа";

- Клиринговый центр МФБ, обслуживающий Санкт-Петербургскую биржу и входящий в группу "НП РТС";

- Расчетно-депозитарная компания, осуществляющая клиринг на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже.

Наиболее большим влиянием на рынок ценных бумаг обладает банк "Национальный Клиринговый Центр", предоставляющий свои услуги на Московской Бирже.

Преимущества РЕПО с Центральным Контрагентом для профессиональных участников рынка ценных бумаг:

О си

-О Q-

LQ <

■=с

LO

си

к^ С Ё

255

ш S ъс и ш т

s о

X

о

СО

*

*

256

- торговля вне взаимных лимитов участников, единый лимит на центрального контрагента;

- возможность анонимной торговли;

- использование стандартных дисконтов;

- быстрое и удобное заключение сделок;

- возможность видеть рыночные ставки РЕПО по деньгам и ценным бумагам в режиме реального времени, подтвержденные заявками участников и их сделками;

- минимизация необходимых денег и ценных бумаг для расчетов в результате неттинга обязательств/требований по всем сделкам РЕПО с ЦК и Т+;

- снижение нагрузки на капитал участника рынка (балансовый неттинг по всем сделкам);

- единый надежный риск-менеджмент (требования кучастникам, обеспечение, достаточные гарантийные фонды и капитал ЦК позволяют установить большой лимит на операции с ЦК);

- увеличение ликвидности рынка РЕПО;

- единый контрагент для всех участников рынка (ЦК гарантирует исполнение обязательств по сделке РЕПО перед добросовестной стороной);

- в качестве обеспечения могут выступать как денежные средства, так и ценные бумаги.

Рисунок 2 - Централизованная система торговли с участием центрального контрагента

I - Центральный контрагент ~| - Системообразующий участник финансового рынка

- Конечный потребитель финансовых услуг

Особое внимание следует уделить механизму проведения расчетов по сделкам РЕПО и их специфике на Московской Бирже. Для исполнения обязательств по сделкам участники клиринга обязаны обеспечивать наличие денежных средств на счетах обеспечения или ценных бумаг на торговых разделах в НРД, по которым должны исполняться обязательства по сделке.

Исполнение обязательства по внесению компенсационного взноса осуществляется путем подачи участником клиринга в клирин-

говую систему поручения на внесение компенсационного взноса, также обязательства по внесению компенсационного взноса можно включить в специальный или срочный отчет на исполнение.

Исполнение сделок без предварительного обеспечения осуществляется путем подачи участниками клиринга в клиринговую систему отчетов на исполнение:

- отчет на исполнение - подается до 19:00 по каждой сделке, исполняется по итогам торгов;

- специальный отчет на исполнение - подается до 18:30 по нескольким сделкам, исполняется по итогам торгов;

- срочный отчет на исполнение - подается до 18:30 по одной или нескольким сделкам, исполняется в ходе торгов.

В случае включения в специальный или срочный отчет на исполнение нескольких сделок, процедура контроля обеспечения осуществляется понетто-обязательствам, рассчитанным по сделкам, включенным в один отчет.

При использовании специального отчета на исполнение участник клиринга должен убедиться, что процедура контроля обеспечения по предоставленному отчету пройдена.

Если процедура контроля обеспечения на момент 18.30 не пройдена (например, контрагент участника клиринга не исполнил своих обязательств), то участник клиринга до 19:00 должен подать отчеты на исполнение по каждой сделке. Указанные отчеты на исполнение должны быть зафиксированы в системе на момент 19:00. В противном случае считается, что оба контрагента не исполнили свои обязательства.

При этом центральный контрагент использует систему дифференциации своих клиентов на "добросовестных" и "недобросовестных". Порядок их разделения инициирует Центробанк, путем выпуска соответствующих рекомендаций.

В целях повышения устойчивости работы центрального контрагента разработана система гарантийных фондов. Так называемое "обеспечение под стресс" на валютном, фондовом и срочном рынках является дополнительным индивидуальным клиринговым обеспечением, которое рассчитывается исходя из объема риска по сделкам с частичным обеспечением, заключаемым участниками клиринга с центральным контрагентом на соответствующем рынке.

Требования к внесению Обеспечения под стресс возникают у участников клиринга, имеющих среднедневные позиции на рынке, отличающиеся в большую сторону от позиций остальных участников соответствующего рынка.

"Обеспечение под стресс" рассчитывается, начиная с 2016 года, в соответствии с методикой Центробанка. Указанное обеспечение рассчитывается каждый вторник и у участника есть пять рабочих дней для исполнения обязательств по внесению взноса.

НКЦ присваивает расчетный код для внесения обеспечения и направляет уведомление по ЭДО только тем участникам клиринга, у которых возникли обязательства по данному обеспечению. Полученный по ЭДО Расчетный код для внесения взноса участник клиринга указывает в назначении платежа.

Для приема средств в обеспечения под стресс НКЦ используются:

- клиринговые банковские счета НКЦ в НРД в соответствующей валюте (соответствуют клиринговым счетам для внесения индивидуального клирингового обеспечения на фондовом рынке);

- клиринговый счет депо НКЦ, открытый в НРД, на котором участнику клиринга открывается субсчет депо для учета обеспечения под стресс.

В случае если участник клиринга уже подавал в НРД дополнительное соглашение к договорам счетов депо и у него уже открыт субсчет депо для внесения взноса в гарантийные фонды в ценных бумагах, то субсчет депо для учета обеспечения под стресс НКЦ открывает автоматически. Отчет предоставляются только тем участникам^ которых возникают соответствующие требования.

В случае внесения участником в обеспечение под стресс иностранной валюты или цен-

ных бумаг НКЦ каждый Расчетный день перед началом торгов осуществляет переоценку стоимости указанных активов и в случае превышения порога выставления маржинального требования (500 тыс. руб.) - выставляет маржинальное требование по обеспечению. Такое маржинальное требование должно быть исполнено до 17:30 дня выставления.

Начиная с 2016 года НКЦ начисляет Участникам клиринга плату (проценты) за право использования денежных средств в российских рублях и долларах США. Проценты уплачиваются участнику клиринга в первый расчетный день месяца, следующего за отчетным. Данное условие позволяет повысить эффективность работы с профессиональными участниками и выполнить требования Центробанка по реализации динамичной смены ключевых ставок.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Глущенко И. И. Финансы инновационной дея- : тельности / И.И. Глущенко. - М.: ИП Глущенко В. В., 2014,- 116 с.

2. Кийосаки Роберт Руководство по инвестированию/ Роберт Кийосаки.- М.: Попурри, 2014.- 544 с.

3. Савчук В. П. Управление финансами предприятия / В.П. Савчук. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 480 с.

4. Сэндел Майкл Свободный рынок и регуляторы / Майкл Сэндел. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.-256 с.

5. Центральный контрагент на бирже МОЕХ [Электронный ресурс]: Режим доступа: ИНр:// www.moex.com/s665 (дата обращения: 05/12/2017)

О си

-О Q-

LQ <

■=с

LO

си

К*Г У Ё

257

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS ON COOPERATION OF LOSSES OF SOCIAL LICENSE BY GOLDEN SHAREHOLDING ENTERPRISES

Snitko Nikita Olegovich, Postgraduate student, Moscow State Geological Prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze, Moscow

Zaernyuk Victor Makarovich, DSc of Economics, Professor, Moscow State Geological Prospecting University named

after Sergo Ordzhonikidze, Moscow

Kim Maya Olegovna, General Director, KMC -RU, Moscow

An organizational mechanism for counteracting the loss of a social license in the field of gold mining is proposed, designed to help all parties of gold mining activities express their interests and concerns in a constructive manner, to determine the area of mutually beneficial cooperation in conflict prevention and resolution, which will ultimately contribute to economic and Social development of the region of the presence of a gold mining enterprise.

Keywords: social license; gold mining industry; social en vironment; information interaction; transparency; mediation.

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УТРА ТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ OTP А СЛИ

Предложен организационный механизм по противодействию утраты социальной лицензии в сфере золотодобычи, призванный оказать помощь всем сторонам золотодобывающей деятельности выражать свои интересы и опасения в конструктивной форме, определять область взаимовыгодного сотруд-

УДК 334.02 ВАК РФ 08.00.05

© Снитко Н.О., 2017 © Заернюк В.М., 2017 © Ким М.О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.