функции рекламы в значительной мере определяют принципы художественной организации рекламного пространства. В свою очередь, действенность рекламы во многом зависит и от ее эстетической ценности. В связи с этим встают вопросы анализа, как социальных факторов, так и выразительного языка и эстетической ценности рекламной информации.
Акцентируя внимание на языке рекламы, введем понятие рекламного сообщения, где реклама в большей мере выполняла сугубо информационную функцию, подчеркивая те или иные достоинства самих товаров. В современных условиях перенасыщенность рынка побудила искать новые формы рекламы, идущей не столько «от товара», сколько «от потребителя», его ожиданий и ценностных установок [3].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что реклама моды - тонкий инструмент воздействия, но сила ее бывает поистине огромной. Понятно, что влиять на потребителя можно только в том случае, если коммуникация действительно происходит, и рекламное сообщение устанавливает с потребителем психологический контакт. Рекламный текст может строиться различными путями: с использованием как рациональных аргументов, (низкая цена, хорошее качество и др.), так и эмоциональным образом -обращением к чувствам и наклонностям людей (в том числе и эстетическим). Давно замечено, что сами по себе аргументы, как бы они ни были убедительны, без «соответствующего оформления» - литературного, риторического или художественного - работают не так эффективно. Поэтому эстетическое начало в рекламном сообщении играет очень важную роль, а процесс эстетической организации рекламного сообщения оказывается одним из ключевых моментов рекламной практики.
Литература:
1. Банфи А. Избранное - М., 2005.
2. Кнозоров Ю.В. Структурно-типологические исследования. - М., 2002.
3. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие - М., 1996
4. Munro Т. The arts and their interrelations - N.Y., 1997.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Овсяникова Елена Алексеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород), Белгородский институт развития образования (г. Белгород); магистрант Гаркуша Елена Васильевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы, в сравнении с характеристиками самоотношения женщин, осужденным на короткие сроки. Далее описаны основне принципы разработки программы развития самоотношения осужденных женщин с целью последующей адаптации и реабилитации женщин после отбывания наказания. Приведены результаты статистическиго анализа результатов изучения факторов самоотношения женщин, участвующих в коррекционно-развивающей програмне по развитию самоотношения до и после участия в данной програмне.
Ключевые слова: самоотношение женщин, самоотношение осужденных женщин, самосознание женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы.
Annоtation. The article presents the results of a study of the characteristics of self-attitude of women sentenced to long terms of imprisonment, in comparison with the characteristics of self-attitude of women sentenced to short terms. The following describes the basic principles for the development of a program for the development of self-attitude of convicted women for the purpose of subsequent adaptation and rehabilitation of women after serving a sentence. The results of a statistical analysis of the results of studying the factors of self-attitude of women participating in the correctional-development program for the development of self-relation before and after participation in this program are given.
Keywords: self-attitude of women, self-attitude of convicted women, self-consciousness of women sentenced to long terms of imprisonment.
Введение. В настоящее время преступность стала существенно отличаться от преступности прошлых лет. Отличия наблюдаются как в количественных, так и в качественных характеристиках. В структуре преступности произошли глобальные изменения, криминальную активность начали проявлять представители тех социальных групп, которые ранее не проявляли столь яркой активности и для которых, данное поведение не было характерно. В значительной степени активизировалась и женская преступность [1].
Увеличилось количество женщин, которые совершают преступления, в большей степени свойственные мужчинам. К числу таких преступлений относятся: бандитизм, грабеж, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д. Получило распространение участие женщин в террористических актах, возрос объем совершаемых ими тяжких и особо тяжких преступлений, уровень организованности и профессионализма. В связи с феминизацией наркобизнеса возросло число женщин, которые занимаются хранением, сбытом, производством наркотических веществ, перевозкой, содержанием наркопритонов в своих домах [5].
Преступное поведение женщин отрицательно влияет на наше общество. Оно плохо сказывается на нравственно-психологической атмосфере общества, пагубно влияет на его институты и общности, в особенности на семью. Можно сказать что, женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности и культуры, отношения к базовым общечеловеческим ценностям [1].
Изучением проблемы женской преступности занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как В.А. Внуков, М.Н. Гернет, А. Герри, М.Н. Заменгоф, Н. Зеланд, А. Кетле, Ч. Ломброзо, Е.К. Краснушкин, Б.С. Маньковский, Г. Тард, П.Н. Тарновская, Г. Ферреро, Э. Ферри, Н.Г. Холзакова и др. [3].
Общие проблемы женской преступности рассматривали Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, Т.Н. Волкова, М. Н. Голоднюк, К. К. Горяинов, А.И. Долгова, И.В. Корзун, В.Н. Зырянов, В.Н. Кудрявцев, В.А. Кузнецов, Н.Ф. Кузнецова, Е.В. Кунц, Л.А. Меликошвили, Ю.Д. Блувштейн, М.П. Мелентьев, С.Ф. Милюков, А.С. Михлин, В.А. Серебрякова, Е.В. Середа, И.Б. Степанова, Д.А. Шестаков, Т.М. Явчуновская и многие другие [2].
Среди отечественных и зарубежных исследований проблемы самоотношения можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения. Д.В. Желателев, А.П. Корнилов, М.И. Лисина, Г.И. Морева, К. Роджерс, И.Г. Чеснова, С.Г. Якобсон исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. H.H. Авдеева, А. Адлер, Р. Берне, Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Савонько, В. Сатир, Э. Эриксон выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения [4].
Перечисленные научные труды в совокупности представляют солидную теоретическую базу для понимания проблемы женской преступности.
Осмысление феномена самоотношения личности женщины, совершившей правонарушение, а также его психологической коррекции является актуальной для психологической теории и практики.
Таким образом, целью нашего исследования мы определили изучение психологических особенностей самоотношения женщин осужденных к длительным срокам лишения свободы с последующей разработкой и апробацией программы психологического сопровождения данной категории осужденных.
Формулировка цели статьи. Представление результатов изучения психологических особенностей самоотношения женщин, осужденных на длительные сроки лишения свободы, а так же возможностей развития самоотношения осужденных женщин для последующей их адаптации и реабилитации после освобождения.
Изложение основного материала статьи. Результаты изучения самоотношения женщин, осужденных к длительным и короткими сроками лишения свободы с помощью методики С.Р. Пантелеева (МИС) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность факторов самоотношения женщин, осужденных к длительным и коротким срокам
лишения свободы (ср. балл)
Факторы самоотношения Женщины, осужденные к Женщины, осужденные к
длительным срокам лишения свободы (ср. балл) коротким срокам лишения свободы (ср. балл)
Закрытость 6 3,96
Самоуверенность 6,8 5,6
Саморуководство 5,96 5,24
Отраженное самоотношение 4,84 4,4
Самоценность 6,6 5,84
Самопринятие 5,1 4,6
Самопривязанность 6,8 5,28
Внутренняя конфликтность 3,84 5,16
Самообвинение 5,28 7
У женщин, осужденных с длительными сроками лишения свободы наиболее выражены такие факторы самоотношения как «самоуверенность» (ср.балл - 6,8), «самопривязанность» (ср.балл - 6,8), «самоценность» (ср.балл - 6,6), «закрытотость» (ср.балл - 6) и «саморуководство» (ср.балл - 5,96), что говорит об уверенности в себе, ориентации на успех своих начинаний только в привычной ситуации. Они избирательны в отношении к себе, испытывают ощущение малоценности, личной несостоятельности. При появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Могут проявлять выраженную способность к личному контролю только в привычных для себя условиях существования. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. При этом, они не готовы к самопознанию и самоизменению.
Менее выражены показатели по шкалам «самообвинение» (ср.балл -5,28), «самопринятие» (ср.балл -5,1) и «отраженное самоотношение» (ср.балл - 4,84). Данные осужденные женщины избирательно воспринимают отношение окружающих к себе, при этом часто приписывают другим какие-либо оценки собственной личности. Не всегда могут критиковать свои недостатки и принимать свои достоинства, склонные рассматривать собственную вину во всем происходящем. Часто негативно относятся к себе, но принимают такими, как есть, что свидетельствует о низком уровне готовности к саморазвитию.
Самые низкие показатели у осужденных к длительным срокам лишения свободы проявляются по шкале «внутренняя конфликтность» (ср.балл - 3,84). Это говорит о влиянии степени адаптированности осужденных на отношении к себе. Недооценка собственных успехов возникает при неожиданных трудностях.
У женщин, осужденных к коротким срокам лишения свободы, также присутствуют данные качества, но степень выраженности гораздо ниже. Наблюдается пик по шкале «самообвинение» (ср.балл -7). Эти осужденные склонны видеть в себе прежде всего недостатки, готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Реакции защиты собственного «Я» возникает в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Таким образом, можно сказать, что они имеют более высокую готовность к саморазвитию и самоизменениям.
Среднюю степень выраженности имеют факторы «самоценность» (ср.балл - 5,84), «самоуверенность» (ср.балл - 5,6), «самопривязанность» (ср.балл - 5,28), «саморуководство» (ср.балл - 5,24) и «самопринятие» (ср.балл -4,6). Данные осужденные женщины, также зависимы от ситуации, избирательны к себе, недооценивают или переоценивают ряд своих качеств.
Так же была проведена беседа с каждой осужденной. В ходе беседы было выявлено, что в большинстве случаев осужденные к длительным срокам лишения свободы не задумываются о своей дальнейшей судьбе, потеряли все социально-положительные связи, произошло отчуждение женщины от ее окружения: многих лишили родительских прав, у многих распались семьи, отвернулись родители. В результате нарушились формы взаимодействия с социальной средой, что стало препятствием к формированию у нее адекватной реакции на жизненные ситуации и враждебности по отношению к окружающим. Больше половины принадлежит к группе лиц трудоспособных, но без определенных занятий. Женщины, осужденные к коротким срокам лишения свободы, в меньшей степени криминально заражены. У них остались социально-положительные связи, они поддерживают отношения с детьми и родителями, они строят дальнейшие жизненные планы и характеризуются гораздо меньшей враждебностью по отношению к окружающим.
Главная цель психокоррекционной работы с осужденными женщинами, к длительным срокам лишения свободы - вернуть обществу человека, способного и готового жить по его правовым и нравственным нормам. Эти нормы должны сохраниться в психики человека, стать неотъемлемой частью его морали и личного долга.
Таким образом, была разработана программа развития самоотношения, которая включила в себя расширение представлений о себе, осознание и гармонизация отношения к себе, а так же работа с регулятивным компонентом самосознания, то есть развитие навыков саморегуляции на основе осознания своих мыслей, мотивов и чувств и приемов их коррекции.
Женщины, осужденные к длительным срокам лишения свободы, занимались по данной программе в течение 6 месяцев, а за тем была проведена повторная психологическая диагностика, данные которой сравнивались с результатами первичной диагностики.
Таблица 2
Выраженность факторов самоотношения участников экспериментальной группы до и после
эксперимента (ср. балл)
Факторы самоотношения До занятий (ср. балл) После занятий (ср. балл)
Закрытость 6 2,88
Самоуверенность 6,8 6,28
Саморуководство 5,96 8,16
Отраженное самоотношение 4,84 8,08
Самоценность 6,6 6,52
Самопринятие 5,1 5
Самопривязанность 6,8 2,56
Внутренняя конфликтность 3,84 3,52
Самообвинение 5,28 6,16
Анализируя выраженность показателей самоотношения у участников экспериментальной группы, можно отметить, что повысились показатели по «саморуководству» (ср.балл - 8,16), что является основой саморегуляции и способности управлять собой; «отражённому самоотношению» (ср.балл - 8,08) - это говорит о том, что осужденные стали думать, что люди лучшего о них мнения; «самообвинению» (ср.балл - 6,16), т.е они готовы брать на себя ответственность за свои поступки.
Снизились показатели «самопривязанности» (ср.балл - 2,56), что повышает готовность осужденных к изменениям; «закрытости» (ср.балл - 2,88), «внутренней конфликтности» (ср.балл - 3,52), что помогает снизить возможность депрессии и негативных мыслей.
Таблица 3
Значения T - критерия Стьюдента, при сравнении выраженности показателей самоотношения осужденных, вошедших в экспериментальную группу до и после формирующего эксперимента
Шкалы Начало эксперимента (ср.б0 Конец эксперимента (ср.б.) 1эмп
Закрытость 6 2,88 13,807**
Самоуверенность 6,8 6,28 2,831**
Саморуководство 5,96 8,16 6,351**
Отраж.самообвинение 4,84 8,08 10,947**
Самопривязанность 6,8 2,56 10,914**
Самообвинение 5,28 6,16 2,495*
Примечания** - р<0,01; * - р<0,05
Если рассматривать значимые различия по факторам в предварительном и итоговом замере (таблица 3), выявленные в ходе статистической обработки, то они наблюдаются по факторам: «закрытость» (Ме=2.88, tэмп=13,807, при р<0,01), «самоуверенность» (Ме=6,28, 1эмп=2,831, при р<0,01), «самопривязанность» (Ме=2,56, 1эмп=10,914, при р<0,01), «саморуководство» (Ме=8,16, 1эмп6,351, при р<0,01), «отраженное самообвинение» (Ме=8,08, 1эмп=10,947, при р<0,01). На достоверном уровне оказался показатель «самообвинение» (Ме=6,16, 1эмп=2,495, при р<0,05).
Анализируя динамику по показателям у каждого участника, можно наблюдать тенденцию к снижению завышенных показателей до адекватных значений, и сохранению адекватных значений на прежнем уровне.
Теперь рассмотрим результаты диагностики самоотношения в контрольной группе осужденных женщин (таблица 4).
Таблица 4
Выраженность факторов самоотношения участников контрольной группы до и после формирующего эксперимента (ср.балл)
Факторы самоотношения До занятий (ср. балл) После занятий (ср. балл)
Закрытость 6 7
Самоуверенность 6,8 6,16
Саморуководство 5,96 5,44
Отраженное самоотношение 4,84 4,64
Самоценность 6,6 6,4
Самопринятие 5,1 4,8
Самопривязанность 6,8 6,6
Внутренняя конфликтность 3,84 4,48
Самообвинение 5,28 6,08
Анализируя выраженность показателей самоотношения у участников контрольной группы, можно отметить, что изначальные показатели по факторам «самоуважения» и «аутосимпатии» преимущественно адекватные и завышенные, как и у участников экспериментальной группы.
Если рассматривать значимые различия по факторам в предварительном и итоговом замере контрольной группы (таблица 5), выявленные в ходе статистической обработки, то они наблюдаются по фактору: «закрытость» (Ме=7, 1эмп=3,873, при р<0,01).
Таблица 5
Значения T - критерия Стьюдента, при сравнении показателей самоотношения осужденных, вошедших в контрольную группу до и после формирующего эксперимента
Шкалы Начало эксперимента (ср.б0 Конец эксперимента (ср.б0 1эмп
Закрытость 6 7 3,873**
Самоуверенность 6,8 6,16 2,782*
Самообвинение 5,28 6,08 2.066*
Примечания** - р<0,01; * - р<0,05
На достоверном уровне различий оказались показатели по шкалам: «Самоуверенность» (Ме=6,16, 1эмп=2,782, при р<0,05) и «Самообвинение» (Ме=6,08, 1эмп=2,066, при р<0,05). Слишком большая вероятность ошибки (р>0,05) не позволяет рассматривать эти изменения как достоверные. Результаты статистического анализа показали, что в контрольной группе значимых изменений не наблюдается.
Таким образом, подтвердился тот факт, что разработанная и реализованная программа развития самоотношения эффективна, с точки зрения повышения готвности к саморазвитию и дальнейшим позитивным изменениям собственной жизни.
Выводы. Женщины, осужденные к длительным срокам лишения свободы более агрессивны, обладают более низкими мыслительными способностями, более импульсивны и конфликтны, по сравнению с женщинами, осужденными к коротким срокам лишения свободы. У них доминируют такие характеристики самоотношения как самоуверенность, самоценность и самопривязанность.
Следовательно, коррекция для данной категории женщин должна быть более длительной.
У женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы выше среднего уровень проявления физической агрессии. Имеется выраженная тенденция проявления отрицательных чувств посредством вербальных реакций. Высокий уровень подозрительности, обиды и раздражительности. Неустойчивость эмоциональных состояний, склонность к аффективному реагированию. Готовность к проявлению отрицательных эмоций в ответ на любые, даже маловыраженные стимулы (вспыльчивость, грубость). Высокий уровень негативизма.
Женщины, осужденные к длительным срокам лишения свободы избирательны в общении, подвержены аффективным переживаниям, характеризуются перепадами настроения в течение дня. Они имеют средний уровень развития способностей управлять своими эмоциональными состояниями, находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение, адекватно разряжать их в конкретный момент.
Программа психологического сопровождения женщин осуждённых на длительный срок лишения свободы, включающая мероприятия по развитию мыслительных способностей, снижению агрессивности, импульсивности и конфликтности, а так же развитию самоотношения и навыков саморегуляции будет способствовать более успешной адаптации и реабилитации после отбывания наказания.
Литература:
1. Аванесов Г.А. Криминология: Учебник / 5-е, перер. - М., Юнити, 2010 - 575 с.
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Росс. право, 1996. - 203 с.
3. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. - М.: Росс. право, 1992. - 449 с.
4. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1986. - № 4. -С. 146-154.
5. Деев В. Г., Ушатиков А. И., Ковалев О. Г., Казакова Е. Н. Психодиагностика осужденных / Учеб. Пособие. Рязань. РИПЭ Минюста Росс, 2000. - 352 с.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Овсяникова Елена Алексеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород), Белгородский институт развития образования (г. Белгород); магистрант Кондрина Екатерина Николаевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОТРЕБНОСТНОГО
КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ У ЖЕНЩИН
Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивационного и эмоционально -потребностного компонентов психологической готовности к родительству у женщин. Дана характеристика содержания мотивационного и эмоционально - потребностного компонентов психологической готовности к родительству у женщин, с учётом их возраста, стажа и формам супружества, количества детей в семье. Описаны основные принципы разработки программы развития мотивационного и эмоционально -потребностного компонентов психологической готовности родительству у женщин.
Ключевые слова: психологическая готовность, родительство, родительсике установки, отношение к ребенку, стиль родительского отношения.
Annotation. The article presents the results of a study of the motivational and emotionally necessary components of psychological readiness for parenting in women. The characteristics of the content of the motivational and emotionally necessary components of psychological readiness for parenting in women, taking into account their age, experience and forms of marriage, the number of children in a family, are given. The basic principles of developing a program for the development of a motivational and emotionally necessary component of psychological readiness for parenting in women are described.
Keywords: psychological readiness, parenting, parental attitude, attitude to the child, style of parenting attitude.
Введение. В последнее время интерес многих исследователей обращен к проблемам современной семьи. Изменения репродуктивного поведения, в том числе снижение рождаемости, трансформация родительских установок и позиций, стиля воспитания имеют значение не только в рамках одной конкретной семьи, но и в масштабах всего государства [21.
Родительство - это сложное образование, включающее такие феномены, как «отцовство» и «материнство», но, как подчеркивают исследователи в данной области Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих и др., не сводится к их простой совокупности [3].
Как отмечает Р. В. Овчарова, родители все больше нуждаются в помощи специалистов, причем консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска, они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье [4].
Изучением проблемы психологической готовности к родительству занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как А. Адлер, А.И. Антонов, О.С. Антонович, Т.В. Архиреева, Э. Берн, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, С.В. Ковалев, А.Е. Личко, Н.П. Мальтиникова, Р.В. Овчарова, К. Роджерс, Е.М. Савицкая, А.С. Спиваковская, 3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э.Г. Эйдемиллер и др. [1].
Родительство в психологическом аспекте исследуется в трудах Н.В. Богачева, М.О. Ермихиной, Т.В. Павлова. Стили родительского поведения выделяют ученые-психологи Е.О. Смирнова и М.В. Быкова. Е.Н. Васильева и А.В. Орлов выделяют и описывают функциональные родительские роли [5].
С точки зрения гендерного подхода феномен родительства исследован О.А. Ворониной, Т.А. Клименковой, И.Т. Неудачиной, Н.П. Романовой, Н.М Римашевской и др.
Перечисленные научные труды в совокупности представляют солидную теоретическую базу для понимания проблемы готовности к родительству.
Актуальность изучения психологической готовности к родительству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье, а также отсутствием адекватных представлений о родительстве.
Таким образом, целью нашего исследования мы определили изучение таких психологических условий готовности к родительству у женщин, как возраст, количество детей в семье, стаж и форма супружества.
Формулировка цели статьи. Представление результатов изучения мотивационного и эмоционально -потребностного компонентов психологической готовности к родительству у женщин разных возрастных групп, с разным стажем и формами супружества, а так же возможностей развития данных компонентов психологической готовности к родительству у женщин.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 24 до 40 лет. Общая выборка исследования составила 90 человек, мы разделили наших испытуемых на равные группы (первая группа испытуемых - стаж супружества 0-5 лет, вторая группа - стаж супружеских отношений - 5-10 лет и третья группа испытуемых со стажем более 10 лет). В каждой группе по 30 испытуемых. Каждая группа разделена еще по показателю - отсутствие детей в семье, наличие одного ребенка в семье и наличие двух и более детей.
Мы начали исследование с изучения особенности субъективного отношения к родительству с помощью рисуночной методики «Мой будущий ребенок» (О.А. Карабанова).