Научная статья на тему 'Развитие самоотношения подростков посредством фототерапии'

Развитие самоотношения подростков посредством фототерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
440
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ / СРЕДСТВА ФОТОТЕРАПИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ САМОИНТЕРЕСА / РАЗВИТИЕ САМОУВАЖЕНИЯ / РАЗВИТИЕ АУТОСИМПАТИИ / DEVELOPMENT OF SELF-ATTITUDE / PHOTOTHERAPY / ADOLESCENCE / DEVELOPMENT OF SELF-INTEREST / DEVELOPMENT OF SELF-ESTEEM / DEVELOPMENT OF SELF-SYMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Светлана Станиславовна, Позднякова Инга Олеговна, Судницына Виктория Михайловна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития самоотношения подростков в рамках школьного образования. Этот возрастной период является сензитивным для развития процессов самопознания и саморазвития. Однако в рамках образовательного процесса школы данной проблеме не уделяется должного внимания. Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию самоотношения подростков посредством фототерапии. Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), в котором приняли участие учащиеся 7-х классов в количестве 80 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (T критерий Вилкоксона, U критерий Манна-Уитни). Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением средств фототерапии. По итогам проделанной работы в экспериментальной группе произошли значимые изменения в шкалах глобального самоотношения (S), самоуважения (I) и самоинтереса (III) на уровне значимости р=0,01. В контрольной группе в шкалах глобального самоотношения (S) и самоуважения (I) на уровне значимости р =0,05. Значимость исследования: работа доказала эффективность использования средств фототерапии для развития самоотношения у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быкова Светлана Станиславовна, Позднякова Инга Олеговна, Судницына Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing adolescents' self-attitude by phototherapy

The relevance of the study is determined by the need to develop adolescents' self-attitude within the framework of school education. This age period is sensitive for the development of self-knowledge and self-development processes. However, in the school educational process, this issue does not receive enough attention. The aim of this study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the program for developing adolescents' self-attitude by phototherapy. The main research method was a pedagogical experiment (summative, formative, and control stages), which involved 80 7th-grade students. To confirm the reliability of the data, the methods of mathematical statistics were used (T Wilcoxon test, U Mann-Whitney test). The results of the study are presented in the form of a developed program using methods of phototherapy. As a result of the conducted work, significant changes took place in the experimental group in the scales of global self-attitude (S), self-esteem (I) and self-interest (III) at a significance level p = 0.01. In the control group, changes in the scales of global self-attitude (S) and self-esteem (I) at a significance level of p = 0.05 were identified. Significance of the study: the work proved the effectiveness of using phototherapy for the development of self-attitude in adolescents.

Текст научной работы на тему «Развитие самоотношения подростков посредством фототерапии»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojoumal.wordpress.com/archive19/19-06/ Дата публикации: 31.12.2019 УДК 377.1; 159.9

С. С. Быкова, И. О. ПоздняковА, В. М. СудницынА

Развитие самоотношения подростков посредством фототерапии

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития самоотношения подростков в рамках школьного образования. Этот возрастной период является сензитивным для развития процессов самопознания и саморазвития. Однако в рамках образовательного процесса школы данной проблеме не уделяется должного внимания. Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию самоотношения подростков посредством фототерапии.

Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), в котором приняли участие учащиеся 7-х классов в количестве 80 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (T - критерий Вилкоксона, U - критерий Манна-Уитни).

Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением средств фототерапии. По итогам проделанной работы в экспериментальной группе произошли значимые изменения в шкалах глобального самоотношения (S), самоуважения (I) и самоинтереса (III) на уровне значимости р=0,01. В контрольной группе - в шкалах глобального самоотношения (S) и самоуважения (I) на уровне значимости р =0,05.

Значимость исследования: работа доказала эффективность использования средств фототерапии для развития самоотношения у подростков.

Ключевые слова: развитие самоотношения, средства фототерапии, подростковый возраст, развитие самоинтереса, развитие самоуважения, развитие аутосимпатии

Ссылка для цитирования:

Быкова С. С., Позднякова И. О., Судницына В. М. Развитие самоотношения подростков посредством фототерапии // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 240-250. doi: 10.32744^е.2019.6.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Accepted: 24 September 2019 Published: 31 December 2019

S. S. BYKOVA, I. O. POZDNYAKOVA, V. M. SUDNITSYNA

Developing adolescents' self-attitude by phototherapy

The relevance of the study is determined by the need to develop adolescents' self-attitude within the framework of school education. This age period is sensitive for the development of self-knowledge and self-development processes. However, in the school educational process, this issue does not receive enough attention. The aim of this study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the program for developing adolescents' self-attitude by phototherapy.

The main research method was a pedagogical experiment (summative, formative, and control stages), which involved 80 7th-grade students. To confirm the reliability of the data, the methods of mathematical statistics were used (T - Wilcoxon test, U - MannWhitney test).

The results of the study are presented in the form of a developed program using methods of phototherapy. As a result of the conducted work, significant changes took place in the experimental group in the scales of global self-attitude (S), self-esteem (I) and self-interest (III) at a significance level p = 0.01. In the control group, changes in the scales of global self-attitude (S) and self-esteem (I) at a significance level of p = 0.05 were identified.

Significance of the study: the work proved the effectiveness of using phototherapy for the development of self-attitude in adolescents.

Key words: development of self-attitude, phototherapy, adolescence, development of self-interest, development of self-esteem, development of self-sympathy

For Reference:

Bykova, S. S., Pozdnyakova, I. O., & Sudnitsyna, V. M. (2019). Developing adolescents' self-attitude by phototherapy. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 42 (6), 240-250. doi: 10.32744/pse.2019.6.20

_Введение

роблема развития самоотношения подростков обусловлена тенденциями развития общества, которое предъявляет повышенные требования к современной личности, которая должна быть социально активна, проявлять потребность к саморазвитию, к достижению собственного успеха. В подтверждении сказанного в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования представлено описание образа выпускника, который также должен обладать такими качествами и компетенциями: «осознавать важность образования и самообразования», «социально активный», «уважать других людей» - все эти качества необходимы для развития положительного самоотношения личности.

Актуальность работы обусловлена имеющимся противоречием между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к выпускнику школы и содержательным аспектом работы, в недостаточной степени соответствующим поставленной задаче. Условием разрешения данного противоречия является разработанная развивающая программа, направленная на формирование самоотношения подростков.

Целью данной статьи явилось теоретическое обоснование и выявление эффективности программы по развитию самоотношения подростков средствами фототерапии. Основные задачи: раскрытие особенностей развития самоотношения подростков; определение возможностей фототерапии для развития самоотношения подростков; разработка и апробация программы развития самоотношения подростков посредством фототерапии; выявление динамики развития самоотношения подростков.

_Материалы и методы

• Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, синтез, обобщение.

• Эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.

• Математические методы: методы количественной обработки результатов исследования; методы математической статистики (Т - критерий Вилкоксона, и - критерий Манна-Уитни).

• Методика: Опросник самоотношения (ОСО) Столина-Пантилеева для выявления уровня выраженности самоотношения и его компонентов.

Базой исследования выступила КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска Кировской области, учащиеся 7-х классов в количестве 80 человек. Эксперимент проводился в 2018-2019 учебном году.

Исследование состояло из трех этапов:

На первом этапе - поисково-теоретический этап - понимание и постановка проблем исследования; определение цели, гипотезы исследования; составление плана исследования; определение уровней выраженности самоотношения подростков.

На втором экспериментальном этапе - проанализированы результаты педагогического эксперимента, включающие в себя разработку занятий по программе и их проведение.

Третий этап - обобщение результатов исследования. Проведен качественный и количественный анализ результатов и их теоретическое обоснование.

_Обзор литературных источников

Анализ российской психолого-педагогической литературы

Изучение проблемы самоотношения достаточно актуально у российских исследователей, но нет единого подхода к пониманию самого термина «самоотношение». Для описания самоотношения исследователи часто используют различные понятия, из-за чего возникают трудности в их интерпретации.

В отечественной литературе А. М. Колышко [3] анализирует несколько подходов к понятию самоотношения. Представители первого подхода - Ядов В. А. [11] в теории диспозиционной регуляции социального поведения и Д. Н. Узнадзе [9] в теории установки рассматривают самоотношение как установку или ее эмоциональный компонент. На этой основе определяют предрасположенность личности к определенному взаимодействию с социумом.

Второй подход рассматривается в рамках теории отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева [5], где самоотношение понимается как степень осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного источника социальной активности. Согласно данному подходу самоотношение есть устойчивая черта личности, оказывающая влияние на саморегуляцию личности.

Чеснокова И. И. [10] вводит термин «эмоционально-ценностное самоотношение - вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя». Таким образом, самоотношение представляет собой эмоциональную реакцию на пережитый опыт или события, происходящие с самой личностью.

Интересной представляется концепция В. В. Столина [8] и С. Р. Пантелеева [6], которая основана на идеях А. Н. Леонтьева [4] о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания. С этой позиции самоотношение - это целостная личностная система, которая обеспечивает переживание смысла «Я», определяемого, в конечном итоге, реальными жизненными отношениями субъекта. Это концепция является наиболее современной и подтвержденной результатами эмпирических исследований.

Н.К. Радина в самоотношении включает следующие компоненты: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Анализируя основные компоненты самоотношения и характер их взаимосвязи в обыденной жизни можно делать вывод о позитивном или негативном выражении самоотношения [7].

В соответствии с возрастными характеристиками необходимо выделить следующие особенности развития самоотношения:

• появление новообразования подросткового возраста - склонность к рефлексии (самопознание) способствует развитию самоотношения у подростка;

• влияние референтной группы (сверстников, родителей, учителей) на самоотношение подростка осуществляется через получение обратной связи, что позволяет составить объективную информацию о своем «Я»;

• посредством общение со сверстниками подросток получает информацию о себе и может сравнивать себя с другими.

Таким образом, в трудах отечественных ученых нет единого подхода к рассмотрению понятия самоотношения и его положения в структуре личности. В нашем исследовании мы придерживаемся актуального и современного подхода, предложенного В. В. Сталиным и С. Р. Пантелеевым [6; 8].

Анализ зарубежных исследований

Зарубежные исследователи не используют такое понятие как «самоотношение», заменяя его более широким - «саморазвитие» или «самооценка». Саморазвитие рассматривается в контексте разных теорий. Теория эволюции сознания Р. Кегана [20] -сравнительный анализ американских и венесуэльских подростков дает основание автору исследования полагать, что стадии Кегана идентичны для подростков из разных культур. Теория нарративного подхода, где автор, используя анализ историй из жизни самого подростка, дает ему возможность почувствовать в себе способность повлиять на ход собственной жизни [15].

Авторы многих зарубежных исследований обращаются к проблеме зависимости развития самооценки подростков от разных психологических и социальных факторов. Так, на самооценку влияет уровень интеллектуального развития подростков [16] в том числе, адекватная самооценка в этом возрасте является предиктором психического здоровья в дальнейшей жизни [17]. Роль семейного воспитания, семейное положение родителей также имеют значительное влияние на самооценку, а именно на развитие идентичности подростков [14]. В работе A. Mishra, S. S. Maheswarappa, M. Maity, S.Samu рассматривает проблема в контексте понимания родителями своего ребенка, который использует средства интернет для поддержании собственной самооценки.

Несмотря на то, что использование социальных сетей является одним из самых популярных видов деятельности среди подростков, в этой области недостаточно работ, обозначающих его влияние на самооценку. Авторы статьи констатируют, что 4,5% подростков попадают в группу риска, т.е. имеют заниженную самооценку и низкий уровень выраженности самоотношения при использовании социальных сетей. В качестве вывода предлагают реализовывать специальные программы профилактики в образовательных организациях [12].

Первые публикации по использованию фотографий для развития личности необходимо отнести к 1975 году, когда психолог Джуди Вайзер [1] стала использовать фото как самостоятельный инструмент терапии. После 1990 года благодаря этим разработкам различные формы фототерапии заинтересовали многих специалистов, работающих с личностными проблемами.

В современных публикациях зарубежных исследователей тема фототерапии как средства развития самоотношения представлена достаточно широко. Так, P. Li, L. Chang, T. H. H. Chua, R. S. M. Loh анализируют «селфи» подростков в социальной сети Instagram и выявляют зависимость между получением обратной связи от сверстников на фото и самооценкой подростков [13; 18].

А.И. Копытин предлагает использовать фотографии как средство коррекции психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. В рамках фототерапии может осуществляться как взаимодействие с уже готовыми фотографиями, так и процесс создания снимков самим человеком на определенную тему. Основным содержанием фототерапии является создание или восприятие фотографических образов, которое дополняется их обсуждением и разными видами творческой деятельности [2].

_Результаты исследования

В ходе констатирующего этапа эксперимента испытуемым был предложен тест опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева [6; 8]. По итогам эксперимента было определено, что в 7-х классах 35 подростков (44%) находятся на низком уровне выраженности глобального самоотношения, 17 подростков (21%) имеют выраженное самоотношение и 28 подростков (35%) с ярко выраженным глобальным самоотношением.

На основании результатов констатирующего эксперимента были выбраны: экспериментальная группа подростков в количестве 20 человек с низкими показателями выраженности самоотношения; контрольная группа 15 человек, имеющие также низкие показатели выраженности самоотношения.

Для подтверждения однородности сформированных групп был использован метод математической статистики, в частности критерий и Манна-Уитни, предназначенный для выявления различий между двумя независимыми выборками по уровню исследуемого признака. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по критерию и-Манна-Уитни

S I II III IV 1 2 3 4 5 6 7

и эмп 147,5 108,5 171,5 134,5 156 189 126 171 145,5 161,5 196,5 137,5

и кр 100 для р=0,05; 80 для р=0,01

Данные из таблицы 1 демонстрируют, что не существует статистически значительных различий по всем шкалам выраженности самоотношения в контрольной и экспериментальной группах, соответственно сформированные нами группы однородны.

В формирующем этапе эксперимента принимали участие 20 подростков экспериментальной группы. Для развития самоотношения подростков была разработана программа с использованием средств фототерапии. Программа включала в себя следующие разделы: развитие самоинтереса, развитие самоуважения и развитие ауто-симпатии (компоненты самоотношения).

В программу были включены занятия по созданию фотографий, с дальнейшей их обработкой и обсуждением. Структура каждого занятия предполагала обязательную разминку, основную часть и рефлексию. Приведем фрагмент одного из занятий из первого раздела «Развитие самоинтереса подростков».

Тема: «Природные стихии».

Цель занятия: развитие интереса подростка к своей личности.

Оборудование: фотоаппарат (2 шт.), карточки с заданиями, дополнительные материалы, связанные с проявлениями природных стихий (картинки, вещи, рисунки).

Для включения подростков в процесс работы каждое занятие начиналось с разминки. В качестве мотиватора работы выступала сюжетная фотография, при работе с которой необходимо было выявить замысел самого фотографа. При интерпретации замысла автора у подростков возникали разные идеи по поводу того, что изображено

на снимке, какую идеи нам хотел донести фотограф. Это упражнение применялось не только для того, чтобы включить подростков в работу, но дать понимание - фотография воспринимается каждым индивидуально и в результате не всегда совпадать с видением автора.

Далее на занятии была организована ситуация, когда при помощи ассоциативного метода сравнивались фотографии подростков с разными эмоциональными проявлениями с картинами природных стихий. Использование данного метода позволяло дать представление подросткам о различных типах поведения, чертах характера человека.

Практическая часть занятия включала непосредственно работу с фотоаппаратами. Разделение на подгруппы и использования двух единиц техники позволило достаточно сократить время выполнения задания по запечатлению природных стихий в «лице» самих подростков. Стоит отметить, что в итоге не было одинаковых фотографий, у каждого можно было увидеть индивидуальность в интерпретации идеи.

Второе занятие по данной теме имело цель: развитие интереса подростка к собственным мыслям и чувствам. На этом занятии подросткам предстояло обсудить получившиеся фотографии, а также дать характеристики разным природным стихиям.

Работа с фотографиями подростков, которые они сделали на предыдущем занятии, проходила с помощью подготовленных карточек с примерным описанием черт характера, которые приписывают разным природным стихиям. В ходе дискуссии подростки анализировали свои психологические личностные черты, качества с точки зрения их проявления в поведении. Обсуждение фотографий стало деликатным способом работы над повышением самооценки подростков.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное исследование уровня развития самоотношения подростков контрольной и экспериментальной групп. Для диагностики использовался тест опросник самоотношения (ОСО) В. В. Сто-лина, С. Р. Пантилеева [6; 8].

100 loo

100

90 SO 70 60 50 40 30 20 10 О

20

20

67

не выражен

НЭГдо □ ЭГ после В КГ до В КГ после

Рисунок 1 Сравнение результатов глобального самоотношения в контрольной и экспериментальной группах (до и после реализации программы)

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, отметим, что в экспериментальной группе количество испытуемых с невыраженным глобальным самоотношением сократилось на 60% и составило 40%, с выраженным - увеличилось на 40% и с ярко выраженным на 20%. По результатам можно сделать вывод, что разработанная программа позволила изменить отношение подростков к себе с негативного на позитивное, за счет развития составляющих его компонентов. У подростков появилась вера в собственные силы, самостоятельность, интерес к собственному «Я», что положительно скажется на дальнейшем формировании устойчивого выраженного самоотношения.

В контрольной группе количество испытуемых с невыраженным глобальным самоотношением сократилось на 33% и составила 67%, с выраженным увеличилось на 20% и с ярко выраженным на 13%. Если в подростковом возрасте развитию самоотношения не уделять должного внимания то, это может привести к формированию негативного или «хрупкого» неразвитого самоотношения, что является одной из причин асоциального поведения. При негативном самоотношении у подростков могут возникнуть трудности в общении, определении ценности своего «Я» и отсутствие уверенности в собственных силах.

Для того чтобы проверить достоверность изменений используем методы математической статистики, в частности - Т критерий Вилкоксона.

Таблица 2

Результаты изменений экспериментальной и контрольной групп по опроснику ОСО

Шкала Экспериментальная группа Контрольная группа

Тэмп Ткр (0,05) Ткр (0,01) Тэмп Ткр (0,05) Ткр (0,01)

Глобальное самоотншение (S) 8** 60 43 16,5* 21 12

Самоуважение (I) 31* 35 23 13,5* 25 15

Аутосимпатия (II) 63 60 43 43 21 12

Самоинтерес (III) 7** 35 23 28 21 12

Ожидаемое отношение других (IV) 101 47 32 51,5 25 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где:

* - принимается Н1 гипотеза на уровне значимости р=0,05; ** - принимается Н1 гипотеза на уровне значимости р=0,01.

Анализируя данные из таблицы 2 по шкале глобального самоотношения (S) в экспериментальной группе, произошли значимые изменения на уровне значимости р=0,01, соответственно вероятность ошибки равна 1%. По этой же шкале в контрольной группе Тэмп =16,5, данное значение попадает в зону неопределенности, но нами была принята гипотеза подтверждающая значительные изменения на уровне р=0,05, соответственно вероятность ошибки равна 5%. В целом в экспериментальной группе значимые изменения произошли в шкалах глобального самоотношения (S), самоуважения (I) и самоинтереса (III) на уровне значимости р=0,01. В контрольной группе произошли значимые изменения в шкалах глобального самоотношения (S) и самоуважения (I) на уровне значимости р=0,05. Таким образом, можно сделать вывод, что апробированная нами программа достаточно эффективна, так как установлены значительные изменения по 3 шкалам.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самоотношения подростков посредством фототерапии является достаточно эффективным. Средства фототерапии способствуют развитию интереса подростков к своему «Я», развитию самоуважения, аутосимпатии, что соответственно влияет на формирование самоотношения в целом.

_Обсуждение и выводы

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал разночтение в понимании понятия самоотношения. Изучение самоотношения проходит в рамках нескольких направлений, отражающих его сущность: как отношение субъекта к ситуации удовлетворения потребности; как степень осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя; как аффективную составляющую самосознания; как личностный смысл. В нашей работе мы опирались на понятие самоотношения как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла «Я», то есть «оценку личностью собственных черт по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации» [4, с. 215].

К особенностям развития самоотношения подростков следует отнести положения: развитие самоотношения в подростковом возрасте осуществляется продуктивнее, чем в другие возрастные периоды, так как данный возраст является сензитивным для исследуемого нами процесса; рефлексия является новообразованием подросткового возраста; развитие самоотношения подростков результативней проходит в референтном окружении - группе сверстников.

Разработанная и реализованная программа по развитию самоотношения подростков доказала целесообразность использования разных методов фототерапии. Особенно актуальным в данном направлении были методы с фотографиями на общие темы, которые способствовали проявлению чувств и эмоций у школьников, направляли их сознание на изучение различных граней своей личности, что способствовало познанию подростков самих себя.

В результате проделанной работы была выявлена динамика развития самоотношения, в экспериментальной группе на 60% снизилось количество испытуемых с низкой выраженностью глобального самоотношения. В ходе реализации программы были замечены качественные изменения в поведении подростков. Математические расчёты по критерию Т-Вилкоксона показали значительные изменения в выраженности самоотношения у подростков экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Вайзер Дж. Техники фототерапии. Исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов. Генезис, 2017. 424 с.

2. Копытин А.И. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике М.: Когнито-Центр, 2006. 192 с.

3. Колышко А.М. Психология самоотношения: учеб. пособие. ГрГУ. Гродно, 2004. 102 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А.А.). М.: Модэк МПСИ, 2004. 398 с.

6. Пантелеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания: хрестоматия по социал. психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2007. С. 208-229.

7. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в

семье. Вопросы психологии. 2000. №3. С 23-34.

8. Столин В.В. Самосознание личности. СПб.: Питер, 2007. 88 с.

9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. С.11-12.

10. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе Принципы развития в психологии. М. 1978. 316 с.

11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-105.

12. Bányai F., Zsila A., Király O., Maraz A., Elekes Z., Griffiths M. D., Demetrovics Z. Problematic social media use: Results from a large-scale nationally representative adolescent sample. PLoS ONE, 2017, vol. 12(1). doi: 10.1371/ journal.pone.0169839

13. Chua T. H. H., & Chang L. Follow me and like my beautiful selfies: Singapore teenage girls' engagement in self-presentation and peer comparison on social media. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 55, pp. 190-197. doi:10.1016/j.chb.2015.09.011

14. Chui W. H., & Wong M. Y. H. Association between parents' marital status and the development of purpose, hope, and self-esteem in adolescents in hong kong. Journal of Family Issues, 2017, vol. 38(6), pp. 820-838. doi: 10.1177/0192513X15606490

15. DeSocio J. E. Accessing self-development through narrative approaches in child and adolescent psychotherapy. Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, 2005, vol. 18(2), pp. 53-61. doi:10.1111/j.1744-6171.2005.00012.x

16. Furnham A., & Cheng H. Childhood intelligence, self-esteem, early trait neuroticism and behaviour adjustment as predictors of locus of control in teenagers. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 95, pp. 178-182. doi: 10.1016/j.paid.2016.02.054

17. Furnham A., & Cheng H. GHQ score changes from teenage to young adulthood. Journal of Psychiatric Research, 2019, vol. 113, pp. 46-50. doi: 10.1016/j.jpsychires.2019.03.006

18. Li P., Chang L., Chua T. H. H., & Loh R. S. M. "Likes" as KPI: An examination of teenage girls' perspective on peer feedback on instagram and its influence on coping response. Telematics and Informatics, 2018, vol. 35(7), pp. 1994-2005. doi: 10.1016/j.tele.2018.07.003

19. Mishra A., Maheswarappa S. S., Maity M., & Samu S. Teenagers' eWOM intentions: A nature vs nurture perspective. Marketing Intelligence and Planning, 2018, vol. 36(4), pp. 470-483. doi: 10.1108/MIP-09-2017-0186

20. Villegas-Reimers E. Self development of venezuelan adolescents: A test of kegan's theory and subject-object interview in another culture. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1996, vol. 27(1), pp. 25-36. doi: 10.1177/0022022196271002

REFERENCES

1. Wiser J. Phototherapy techniques. Explore the secrets of personal photos and family photo albums. Genesis Publ., 2017. 442 p. (in Russ.)

2. Kopytin A.I. Phototherapy: The use of photography in psychological practice. Moscow, Cognito Center Publ., 2006. 192 p. (in Russ.)

3. Kolyshko A.M. The Psychology of Self-Relations: Textbook. allowance. Grodno, GrSU Publ., 2004. 102 p. (in Russ.)

4. Leontiev A. N. Activity Consciousness. Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russ.)

5. Myasischev V.N. Psychology of relations: Selected psychological works (edited by A. Bodalev). Moscow, Modek MPSI Publ., 2004. 398 p. (in Russ.)

6. Panteleev S.R. Self Psychology of self-awareness: anthology on social. personality psychology / Comp. D.Ya. Raygorodsky. Samara, Ed. House "BAHRAKH-M", 2007, pp. 208-229. (in Russ.)

7. Radina N.K. The study of self-acceptance in children brought up in closed preschool institutions and in the family. Psychology issues, 2000, no. 3, pp. 23-34. (in Russ.)

8. Stolin V.V. Self-identity. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2007. 88 p. (in Russ.)

9. Uznadze D.N. Installation Psychology. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2001, pp. 11-12. (in Russ.)

10. Chesnokova I.I. Features of the development of self-consciousness in ontogenesis. Principles of development in psychology. Moscow, 1978, 316 p. (in Russ.)

11. Yadov V. A. About dispositional regulation of social behavior. Methodological problems of social psychology. Moscow, 1975, pp. 89-105. (in Russ.)

12. Banyai F., Zsila A., Kiraly O., Maraz A., Elekes Z., Griffiths M. D., Demetrovics Z. Problematic social media use: Results from a large-scale nationally representative adolescent sample. PLoS ONE, 2017, vol. 12(1). doi: 10.1371/ journal.pone.0169839

13. Chua T. H. H., & Chang L. Follow me and like my beautiful selfies: Singapore teenage girls' engagement in self-presentation and peer comparison on social media. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 55, pp. 190-197. doi:10.1016/j.chb.2015.09.011

14. Chui W. H., & Wong M. Y. H. Association between parents' marital status and the development of purpose,

hope, and self-esteem in adolescents in hong kong. Journal of Family Issues, 2017, vol. 38(6), pp. 820-838. doi: 10.1177/0192513X15606490

15. DeSocio J. E. Accessing self-development through narrative approaches in child and adolescent psychotherapy. Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, 2005, vol. 18(2), pp. 53-61. doi:10.1111/j.1744-6171.2005.00012.x

16. Furnham A., & Cheng H. Childhood intelligence, self-esteem, early trait neuroticism and behaviour adjustment as predictors of locus of control in teenagers. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 95, pp. 178-182. doi: 10.1016/j.paid.2016.02.054

17. Furnham A., & Cheng H. GHQ score changes from teenage to young adulthood. Journal of Psychiatric Research, 2019, vol. 113, pp. 46-50. doi: 10.1016/j.jpsychires.2019.03.006

18. Li P., Chang L., Chua T. H. H., & Loh R. S. M. "Likes" as KPI: An examination of teenage girls' perspective on peer feedback on instagram and its influence on coping response. Telematics and Informatics, 2018, vol. 35(7), pp. 1994-2005. doi: 10.1016/j.tele.2018.07.003

19. Mishra A., Maheswarappa S. S., Maity M., & Samu S. Teenagers' eWOM intentions: A nature vs nurture perspective. Marketing Intelligence and Planning, 2018, vol. 36(4), pp. 470-483. doi: 10.1108/MIP-09-2017-0186

20. Villegas-Reimers E. Self development of venezuelan adolescents: A test of kegan's theory and subject-object interview in another culture. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1996, vol. 27(1), pp. 25-36. doi: 10.1177/0022022196271002

Информация об авторах Быкова Светлана Станиславовна

(Россия, Киров) Доцент, кандидат педагогических наук Вятский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2382-0496

Information about the authors

Svetlana S. Bykova

(Russia, Kirov) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Vyatka State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2382-0496

Позднякова Инга Олеговна

(Россия, Иркутск) Доцент, кандидат психологических наук Иркутский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-9434-1639

Inga O. Pozdnyakova

(Russia, Irkutsk) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences Irkutsk State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-9434-1639

Судницына Виктория Михайловна

(Россия, Киров) Магистрант Вятский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3952-857X

Victoria M. Sudnitsyna

(Russia, Kirov) Undergraduate Vyatka State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3952-857X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.