УДК 159.9.07
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ТЕЛА ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ
Ирина С. Морозова1 *, Ксения Н. Белогай1 @2, *, Елена С. Каган1 @3, *
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 04.09.2017. Принята к печати 21.12.2017.
Ключевые слова:
образ тела, образ тела в подростковом возрасте, девочки-подростки, самоотношение; самооценка; функциональные характеристики тела.
Аннотация: В статье анализируются результаты исследования содержательных характеристик образа тела девочек-подростков. В эмпирическом исследовании принимали участие девочки 12-14 лет, занимающиеся фигурным катанием, и девочки, не занимающиеся спортом. Образ тела девочек двух групп исследовался при помощи опросных и проективных методов. Показано, что содержательные характеристики образа тела взаимосвязаны с параметрами самоотношения и самооценкой, не зависимо от того, занимается ли девочка спортом. При этом спортсменки выше оценивают функциональные характеристики тела - его активность и силу, девочки контрольной группы выше оценивают свою внешность. Показано, что разрыв между реальным и идеальным образом тела выше у спортсменок. Сравнение корреляционных матриц в двух группах показывает, что в группе спортсменок показатели самоотношения увязаны с оценкой тела, оценкой его силы, активности и функциональных характеристик, в контрольной группе показатели самоотношения увязаны как с функциональными характеристиками тела, так и с оценкой внешности.
Для цитирования: Морозова И. С., Белогай К. Н., Каган Е. С. Содержательные характеристики образа тела девочек-подростков, занимающихся фигурным катанием // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 147-152. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-147-152.
Интерес исследователей к изучению проблемы образа тела имеет в последние десятилетия все более устойчивый характер [1-3]. Термин «образ тела» ввел в своей книге «Образ и внешний вид человеческого тела» (The Imageand Appearance of the Human Body) в 1935 году П. Шильдер. Однако за полвека до этого доктором Э. Морселли было описано искажение образа тела (дисморфофобия) [цит. по: 4]. П. Шильдер переместил изучение образа тела из невропатологии в плоскость биопсихологии, определяя образ тела в своей работе как многогранный феномен. Рассматривая образ тела преимущественно как схему тела, П. Шильдер указывает, что образ тела обозначает картину собственного тела, какой она представлена индивиду в его сознании. Ощущения возникают тогда, когда индивид видит какую-то часть поверхности тела, у него присутствует тактильная, температурная, болевая чувствительность. Выделяют пропри-оцептивные и интероцептивные ощущения. Кроме того, есть непосредственное восприятие единства тела, которое превосходит ощущение. П. Шильдер называет это схемой тела или телесной схемой [цит. по: 5]. Используя точку зрения Х. Хэда (Head), исследователи рассматривают схему тела как трехмерный образ себя, который есть у каждого индивида. Пред-
полагается, что данный образ не является образом только ощущения или воображения, но также включает ментальные образы и представления [цит. по: 6].
В последние десятилетия все больше появляется исследований, посвященных отдельным этапам формирования образа тела, например в детском и подростковом возрасте, а также искажению образа тела у детей и взрослых с различными психосоматическими и соматическими патологиями. Значительное число западных работ на сегодняшний день посвящено конструированию методик для исследования образа тела [7], в том числе их компьютерных версий [8].
Один из методологических принципов анализа в психологии телесности гласит, что кроме двух традиционных аспектов развития ребенка - физического и психического - необходимо выделить еще один аспект - психосоматическое развитие, которое рассматривается как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов [3]. Специфика данной области исследования состоит в том, что феноменология нормального онтогенеза, с позиций психологии телесности, находится на стадии описания, в то время как уже описаны многие искажения психосоматического развития в ситуациях разного рода заболеваний.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ, проект № 17-36-00016.
Опираясь на достижения репродуктивной психологии, мы полагаем, что образ тела женщины теснейшим образом связан с репродуктивным возрастом женщины, такими событиями жизненного цикла, как беременность, рождение ребенка, лактация; в более поздние периоды онтогенеза - наступление менопаузы, в более ранние - менархе и становление менструального цикла [9]. Для описания нормального психосоматического развития необходимо описывать содержательные характеристики образа тела женщины на разных этапах онтогенеза в разных группах, а также охарактеризовать факторы риска в развитии образа тела.
Подростковый возраст - один из критических периодов в формировании образа женского тела - время, когда тело существенно изменяется в короткие сроки, у девочек появляется менархе, устанавливается менструальный цикл. Не в последнюю очередь из-за давления социальных стереотипов, подростковый и юношеский возраст критический относительно попадания девочки в группу риска в плане развития анорексии и других подобных нарушений. Подростковый возраст - это также время активного развития самосознания; рефлексия позволяет подростку критически оценить самого себя, обнаружить свои ресурсы и «слабые места». При этом образ тела - один из первых феноменов, подвергающийся рефлексивному анализу со стороны подростка. Большую роль в формировании образа в подростковом возрасте тела играет среда ребенка, субкультура, которая подталкивает его с пристрастием изучать и формировать отношение к своему телу. Мощным фактором в формировании образа тела является двигательная активность. С каждым годом в России растет число детей с избыточным весом. Причинами избыточного веса современного ребенка могут быть разные факторы: и генетическая предрасположенность, и экологический фактор; большой интерес представляет поведенческий фактор, в частности отсутствие достаточной двигательной активности. В ходе нашей работы важно сопоставить содержательные характеристики образа тела девочек подростков в двух группах: занимающихся и не занимающихся спортом. С одной стороны, спортивная деятельность оказывает положительное влияние на психосоматическое развитие, с другой стороны, профессиональный спорт выдвигает множество требований к личности, сам по себе он сложен и иногда противоречив, поэтому его влияние на становление личности не всегда однозначно.
Организация и методы исследования. Проведенное нами исследование было направлено на выявление содержательных характеристик образа тела девочек-подростков, занимающихся фигурным катанием, а также на выявление взаимосвязи этих характеристик с параметрами самоотношения. Исследование проводилось на базе «Детско-Юношеской Спортивной Школы № 6 по фигурному катанию на коньках» г. Кемерово и МБНОУ «Городской классический лицей» в 2017 г. В исследовании приняли участие 60 человек. Девочки, занимающиеся фигурным катанием (30 человек) составили экспериментальную группу, девоч-
ки, не занимающиеся спортом (30 человек) составили контрольную группу. Возраст девочек, принявших участие в исследовании от 13 до 16 лет, среднее значение - 14,5 лет. В работе были использованы опросные и проективные методы. К примеру, методика «Мое тело» К. Н. Белогай [10], методика «Жизненная динамика удовлетворенности внешним обликом» Е. В. Белугиной [11]; проективная рисуночная методика «Автопортрет», адаптированная Р. Бернсом; анкета; методика самооценки личности С. А. Будас-си; тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева. Статистическую обработку полученных результатов производили с помощью пакета прикладных программ Statistica v.6.0. Для сравнения выборочных средних в двух независимых группах использовался критерий Стьюдента (при уровне значимости р < 0,01). Для поиска взаимосвязей между параметрами самоотношения и характеристиками образа тела применялся корреляционный анализ (при уровне значимости р < 0,05). Также для обработки данных использовался дисперсионный анализ.
Обсуждениерезультатов. Сопоставим различия, полученные в характеристиках исследуемых групп подростков. Для выявления значимых различий в средних значениях показателей в сравниваемых группах применялся критерий Стъюдента (табл. 1). Девочкам-спортсменкам собственное тело видится активным и сильным, но при этом они в меньшей степени довольны своей внешностью. Девочки контрольной группы оценивают свое тело как достаточно слабое и не очень активное, но при этом они выше оценивают свою внешность.
Сопоставляя рисунки девочек, можем отметить, что статистически значимые различия между двумя группами имеются по нескольким признакам: реалистичность изображения (девочки, не занимающиеся спортом, изобразили свое тело более реалистично, чем фигуристки); фигуру в движении чаще изображали фигуристки (девочки рисовали свое тело в танцевальном движении, движении на коньках или просто себя идущую).
Девочки контрольной группы делали акцент в рисунке на груди и бедрах, фигуристки практически никак не выделяли свою грудь и бедра, таким образом, в рисунке реального тела девочки контрольной группы подчеркивают женственность своей фигуры. При этом фигуристки были склонны уделять внимание деталям (например прическе, «принтам» на одежде). К числу «часто встречающихся» элементов в рисунках испытуемых экспериментальной группы, мы отнесли прорисовывание своих мышц. По сути, девочки-фигуристки делают в рисунке акцент на роли «я - спортсменка», а девочки контрольной группы - на роли «я - девушка». Рисунки с изображением идеального тела получились ярче и проработаннее у фигуристок. Статистически значимые различия имеются по многим показателям. Спортсменки чаще рисовали себя в полный рост, в движении, с большим количеством аксессуаров. В этом рисунке, как и в первом, они не подчеркивали грудь и бедра. Еще можно отметить, что фигуристки активно использовали цветные карандаши
для изображения своего тела. Фигуристки изображали спортивную атрибутику, 50 % из них нарисовали себя на коньках, либо в платье для выступления. Сопоставляя два рисунка, мы обнаружили, что разница между изображением реального и идеального тела больше в экспериментальной группе.
В таблице 2 представлено распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к своему телу?». В целом ответы разделились на три группы: тело меня не устраивает; тело когда-то нравилось, сейчас не очень, или наоборот; меня все устраивает в моем теле.
Таблица 1. Сравнения средних показателей по методикам К. Н. Белогай и Е. В. Белугиной в исследуемых группах Table 1. Comparison of the Average Indicators according to K. N. Belogay and E. V. Belugina's methods
Экспериментальная группа Контрольная t-знач. Р
группа
Шкалы методики «Мое тело»
Принятие тела 2,83 5,37 -1,50 0,14
Внешний образ 1,07 4,17 -2,52 0,01
Функциональные характеристики 2,43 1,17 0,87 0,39
Сила 2,87 0,40 3,55 0,00
Активность 3,13 0,07 2,95 0,00
Оценка телосложения -1,53 0,30 -1,52 0,13
Методика Е. В. Белугиной
Внешний образ в 5 лет 9,03 8,60 0,83 0,41
Внешний образ в 10 лет 7,57 7,20 0,58 0,57
Внешний образ в настоящее время 5,23 6,10 -1,33 0,19
Прим.: шрифтом в таблице выделены значимые различия, p<0,01.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос анкеты «отношение к своему телу» Table 2. Distribution of answers to the "attitude to one's body" question
Параметры ответов Экспериментальная группа Контрольная группа
Частота % Частота %
Негативное отношение к своему телу 12 40 8 26,6
Вариативность отношения к своему телу 8 26,6 9 30
Позитивное отношение к своему телу 10 33,3 13 43,3
Необходимо отметить, что в группе фигуристок больше девочек, недовольных своим телом, что говорит о больших требованиях к себе, нежели у девочек, не занимающихся спортом. Все респонденты поясняли, до какого периода они были довольны своим телом - в большинстве случаев речь шла о 12 годах, т. е. периоде начала полового созревания. Появление изменений, связанных с этим моментом, вызывает недовольство почти у 38 % обследованных подростков. Среди фигуристок определено большее количество девочек, которые позитивно относились к своему телу до 12 лет и негативно относятся на данный момент.
Анализируя данные анкетного опроса, мы также обнаружили существенные различия между группами. Опрошенные девочки отвечали на вопросы о том, какие части тела их устраивают, а какие - нет. Девочек, занимающихся спортом, больше всего устаивают талия и руки, на втором месте был ответ «все не устраива-
ет», на третьем - «все устраивает». Лицом, бедрами, ягодицами и грудью девочки этой группы недовольны. Девочек, не занимающихся спортом, устраивают такие части тела, как талия, руки и ноги. В половину меньшее число девочек довольны бедрами, ягодицами и грудью. Существенно меньше тех, кто недоволен всеми параметрами своего тела и тех, кого тело полностью устраивает. Из всей выборки опрошенных девочек 83, 3 % хотят что-либо изменить в своем теле, при этом разницы между группами по данному вопросу не выявлено. Спортсменки больше всего хотят изменить ноги либо все. 16,6 % девочек этой группы желают похудеть. Девочки контрольной группы акцентируют свое внимание на изменении талии и рук. Также несколько испытуемых контрольной группы хотят стать выше (среди фигуристок таких нет). Среди фигуристок больше девочек, стремящихся похудеть, что связано с требованиями тренеров и спецификой спорта.
С помощью двухфакторного дисперсионного анализа исследовалось влияние отношения к своему телу на самооценку в исследуемых группах.
В обеих группах самооценка девочек, недовольных своим телом, примерно одинакова. В случае нейтрального отношения к своему телу самооценка несколько выше в экспериментальной группе, в случае
положительного отношения - наоборот, в контрольной. При этом в обеих обследованных группах самооценка девочек-подростков зависит от отношения к своему телу и, как и предполагалось, выше в группе девочек, довольных своим телом.
В таблице 3 представлены данные корреляционного анализа в экспериментальной группе.
Таблица 3. Содержательные характеристики образа тела во взаимосвязи с параметрами самоотношения - данные корреляционного анализа экспериментальной группы
Table 3. The content characteristics of the body image in relation to the parameters of the self-relationship - the data of the correlation analysis in the experimental group
Шкалы МИС и методики «Мое тело» Принятие тела Оценка внешности Функциональные характеристики Сила Активность Оценка телосложения
Глобальное самоотношение 0,49 0,50
Самоуважение 0,37 0,41 0,38
Аутосимпатия 0,38
Ожидаемое отношение от других 0,47
Самоинтерес 0,45
Самоуверенность 0,44 0,42 0,51 0,39
Отношение других 0,46
Саморуководство 0,47 0,39
Прим.: в таблице приведены значимые корреляции, p<0,05.
Все значимые корреляции между параметрами самоотношения и характеристиками образа тела являются прямыми. Наиболее тесно с образом тела у спортсменок связаны самоуважение и самоуверенность. Среди характеристик образа тела наибольшее число связей с самоотношением имеют функциональные характеристики и принятие своего тела. Также для самоотношения имеет значение, оценивает ли девочка свое тело как крупное (мелкое), тяжелое (легкое), полное (худое). Все полученные корреляционные связи легко объяснимы, учитывая специфику такого вида спорта, как фигурное катание.
В таблице 4 представлены данные корреляционного анализа во второй группе. Значимые корреляционные связи в контрольной группе также прямые. Принятие тела и функциональные его характеристики связаны в контрольной группе с параметрами самоотношения. В отличие от спортсменок, у девочек контрольной группы с самоотношением тесно связана оценка внешности, что для спортсменок оказалось не характерным.
Сформулируем основные выводы по проведенному исследованию. Анализируя проблему развития образа тела в подростковом возрасте, мы, как и предполагалось, находим множество взаимосвязей содержательных характеристик образа тела и параметров самоотношения в группе девочек-подростков. При этом характеристики образа тела взаимосвязаны с параметрами самоотношения, независимо от того, занимается ли девочка спортом. Сравнение корреляционных матриц в двух группах показывает, что в группе спортсменок показатели
самоотношения увязаны с оценкой тела, оценкой его силы, активности и функциональных характеристик, в контрольной группе показатели самоотношения увязаны как с функциональными характеристиками тела, так и с оценкой внешности. Дисперсионный анализ позволил подтвердить зависимость самооценки от принятия тела в двух группах - в обследованных группах самооценка девочек зависит от отношения к своему телу и выше в группе девочек, довольных своим телом. В целом спортсменки выше оценивают функциональные характеристики своего тела - его активность и силу, девочки контрольной группы выше оценивают свою внешность. По всем методикам прослеживается общая тенденция: спортсменки относятся к своему телу критичнее и строже по сравнению с девочками контрольной группы. Разрыв между образами реального и идеального тела выше в группе спортсменок. У девочек данной группы есть очень четкий проработанный образ идеального тела, однако реальное тело при этом существенно отличается от идеального. Получается, что образ тела у девочек-подростков достаточно противоречив и характеризуется существенным разрывом между реальным и идеальным вариантами. Профессиональное занятие таким видом спорта, как фигурное катание, на наш взгляд, скорее увеличивает проблемы в данной области, высокая интернальность спортсменок, их умение «работать над собой» и одновременно жёсткие требования к весу спортсменок в данном виде спорта повышают вероятность попадания девочек в группу риска относительно такого невроза, как анорексия.
Таблица 4. Содержательные характеристики образа тела во взаимосвязи с параметрами самоотношения - данные корреляционного анализа контрольной группы
Table 4. The Content Characteristics of the Image of the Body in Relation to the Parameters of the Self-Relationship - the Data of the Correlation Analysis in the Control Group
Шкалы МИС и методики «Мое тело» Принятие тела Оценка внешности Функциональные характеристики Сила Активность Оценка телосложения
Глобальное самоотношение 0,42 0,42 0,38
Самоуважение 0,40 0,37
Аутосимпатия 0,51 0,40
Ожидаемое отношение от других 0,37
Самоуверенно сть 0,42 0,37
Отношение других 0,47
Саморуководство 0,40
Самоинтерес 0,48 0,48
Самопонимание 0,40 0,40
Саморуководство 0,47 0,39
Прим.: в таблице приведены значимые корреляции, p<0,05.
Литература
1. Психосоматика: телесность и культура: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Николаевой. М.: Академический Проект, 2009. 311 с.
2. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
3. Николаева В. В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 119-126.
4. Фролова Ю. Г. Медицинская психология. 2-е изд., испр. Минск: Вышэйшая школа, 2011. 384 с.
5. Татаурова С. С. Актуальные проблемы исследования образа тела // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 8. Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2009. С. 142-154. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25396572 (дата обращения: 01.06.2017).
6. Gallagher S., Cole J. Body Schema and Body Image in a Deafferented Subject // Journal of Mind and Behavior. 1995. Vol. 16. P. 369-390.
7. Williamson D. A., Womble L. G., Zucker N. L., Reas D. L., White M. A., Blouin D. C. & Greenway F. L. Body image assessment for obesity (BIA-O): development of a new procedure // International Journal of Obesity. 2000. 24. P. 1326-1332.
8. Stewart T. M., Williamson D. A., Smeets M. A. M., Greenway F. L. A Computerized Assessment of Body Image: A Psychometric Study // Obesity Research. 2000. No. 9. P. 43-50.
9. Морозова И. С., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В., Отт Т. О. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье: монография. М.: Ленанд, 2015. 240 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=25102530 (дата обращения: 01.06.2017).
10. Белогай К. Н. Материнство и телесность женщины: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 240 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23367524 (дата обращения: 01.06.2017).
11. Белугина Е. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. ... канд. пси-хол. наук. Ростов н/Д, 2003. 199 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16009277 (дата обращения: 01.06.2017).
CHARACTERISTICS OF BODY IMAGE IN TEENAGE GIRLS ENGAGED IN FIGURE SKATING Irina S. Morozova1 *, Kseniia N. Belogai1 ®2' *, Elena S. Kagan1 *
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Received 04.09.2017. Accepted 21.12.2017.
Keywords: body image, body image in adolescence, teenage girls, self-relationship, self-evaluation, functional characteristics of the body.
Abstract: The paper features the results of the study of the body image content characteristics in adolescent girls. The empirical study involved 12-14 year-old girls engaged in figure skating, and those not engaged in sports. The body image analysis was based on questionnaires and projective methods. It has been revealed that the content characteristics of the body image are interrelated with the parameters of self-relationship and self-esteem, regardless of whether the girl is engaged in sports or not. At the same time, athletes mostly appreciate the functional characteristics of the body, i.e. its activity and strength, whereas the girls in the control group assess their appearance. The gap between the real and the ideal body images appears to be higher in athletes. Comparison of the correlation matrices in the two groups shows that, in the group of athletes, the self-relationship parameters are correlated with the body evaluation, the evaluation of its strength, activity and functional characteristics. In the control group, the self-relationship parameters are related both to the functional characteristics of the body and to the appearance evaluation.
For citation: Morozova I. S., Belogai K. N., Kagan E. S. Soderzhatel'nye kharakteristiki obraza tela devochek-podrostkov, zanimaiushchikhsia figurnym kataniem [Characteristics of Body Image in Teenage Girls Engaged In Figure Skating]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 1 (2018): 147-152. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-147-152.
References
1. Psikhosomatika: telesnost' i kul'tura [Psychosomatics physicality and culture]. Ed. Nikolaeva V. V. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2009, 311.
2. Tkhostov A. Sh. Psikhologiia telesnosti [Psychology of corporeality]. Moscow: Smysl, 2002, 287.
3. Nikolaeva V. V., Arina G. A. Kliniko-psihologicheskie problemy psihologii telesnosti [Clinical and psychological problems of the psychology of corporeality]. Psihologicheskii zhurnal = Psychological journal, 24, no. 1 (2003): 119-127.
4. Frolova Iu. G. Meditsinskaiapsikhologiia [Medical Psychology]. Minsk: Vysheishaia shkola, 2011, 334.
5. Tataurova S. S. Aktual'nye problemy issledovaniia obraza tela [Actual problems of the study of the image of the body]. Psikhologicheskii vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Psychological bulletin of the Ural State University]. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi universitet im. Gor'kogo A. M., vol. 8 (2009): 142154. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=25396572 (accessed 01.06.2017).
6. Gallagher S., Cole J. Body Schema and Body Image in a Deafferented Subject. Journal of Mind and Behavior, no. 16 (1995): 369-390.
7. Williamson D. A., Womble L. G., Zucker N. L., Reas D. L., White M. A., Blouin D. C. & Greenway F. L. Body image assessment for obesity (BIA-O): development of a new procedure. International Journal of Obesity, no. 24 (2000): 1326-1332.
8. Stewart T. M., Williamson D. A., Smeets M. A. M., Greenway F. L. A Computerized Assessment of Body Image: A Psychometric Study. Obesity Research, no. 9 (2000): 43-50.
9. Morozova I. S., Belogai K. N., Borisenko Iu. V., Ott T. O. Reguliatsiia reproduktivnogo povedeniia i reproduktivnoe zdorov'e [Regulation of reproductive behavior and reproductive health]. Moscow: Lenand, 2015, 240. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25102530 (accessed 01.06.2017).
10. Belogai K. N. Materinstvo i telesnost' zhenshhiny [Motherhood and corporality of women]. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet, 2014, 240. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23367524 (accessed 01.06.2017).
11. Belugina E. V. Otnoshenie k svoemu vneshnemu obliku v period serediny zhizni. Diss. kand. psikhol. nauk [Attitude to his appearance in the middle of life. Cand. psihol. Sci. Diss.]. Rostov-on-Don, 2003, 199. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16009277 (accessed 01.06.2017).
* The article was prepared with the financial support of the Department of Humanitarian and Social Sciences of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-36-00016.