Научная статья на тему 'Развитие самодеятельного изобразительного творчества на Кубани в 1950-1970-е гг.'

Развитие самодеятельного изобразительного творчества на Кубани в 1950-1970-е гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская культура / Краснодарский край / смотры / фестивали / конкурсы художественной самодеятельности / изобразительное самодеятельное искусство / изобразительная самодеятельность / Soviet culture / Krasnodar Territory / shows / festivals / competitions of amateur performances / fine amateur art / fine amateur performances

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гангур Н.А., Кабанок Е.А.

В статье на основе значительного корпуса архивных документов, в том числе и материалов из личного фонда, рассматриваются в диахронном срезе вопросы развития художественной самодеятельности в регионе и конкретно изобразительной самодеятельности. В общероссийском контексте выявляются условия и факторы ее развития в Краснодарском крае, динамика количественных и качественных изменений, формы функционирования и вовлечения населения в самодеятельное художественное творчество, роль специализированных институций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гангур Н.А., Кабанок Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Amateur Fine Creativity in the Kuban Region in the 1950– 1970s

The article notes that amateur performance is not a stylistic concept, but a social one. In Soviet society, it acted as a special form of art being, having its own artistic specificity, different from professional and traditional folk art. Amateur activity, having gone through a number of stages in its development, received a clear centralized leadership and regular forms of functioning – district, city, regional, republican, all-Russian / all-Union competitions, festivals, olympiads, within which exhibitions of fine and decorative arts were held. In the Kuban region, as well as throughout the country, the amateur art movement goes through certain stages of development, takes shape organizationally, is supported by the state, supervised by cultural institutions, trade unions, and integrated into a system of art education specially created for amateurs. Amateur art activity developed in several forms – the sphere of organized amateur activity (circles, fine arts for amateur artists); creative associations, clubs of amateur artists. In the Krasnodar Territory, the Krasnodar Regional House of Folk Art carried out the organizational and methodological management of amateur artistic creativity. The methodological council and methodological sections of the House of Creativity ensured the holding of reviews, competitions, festivals, studied and analyzed the problems of the development of folk art, developed appropriate recommendations, trained leaders of amateur art circles, and more. The patronage of amateur in the field of fine arts was provided by the Regional Branch of the Union of Soviet Artists of the RSFSR, the Krasnodar State Institute of Culture, the Krasnodar Art College. In the late 1950s, amateur art in the region was poorly developed, but the joint efforts of local government bodies, specialized cultural institutions, the regional branch of the Union of Artists, educational organizations, including the Krasnodar Institute of Culture, contributed not only to its quantitative, but also to its qualitative growth towards the end of the Soviet era. Amateur creativity has become a mass social and cultural movement, in the field of attraction of which tens of millions of people of various ages, professions and nationalities were involved.

Текст научной работы на тему «Развитие самодеятельного изобразительного творчества на Кубани в 1950-1970-е гг.»

9. Kazantseva, L.P. (2009) Muzykal'noe soderzhanie v kontekste kul'tury [Musical content in the field of cultural science]. Astrakhan: Volga.

10. Sokolov, O.V. (2013) K probleme tipologii muzykal'nykh zhanrov [On the problem of typology of musical genres]. Nizhny Novgorod: NNGK im. M.I. Glinki.

11. Artaud, P.-Y., Geay, G. (1980) Present day flutes. Paris: Jobert.

УДК 930.85

DOI: 10.24412/2070-075X-2022-4-45-58

Н.А. Гангур, Е.А. Кабанок

РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

НА КУБАНИ В 1950-1970-е гг.

В статье на основе значительного корпуса архивных документов, в том числе и материалов из личного фонда, рассматриваются в диахронном срезе вопросы развития художественной самодеятельности в регионе и конкретно изобразительной самодеятельности. В общероссийском контексте выявляются условия и факторы ее развития в Краснодарском крае, динамика количественных и качественных изменений, формы функционирования и вовлечения населения в самодеятельное художественное творчество, роль специализированных институций.

Ключевые слова: советская культура, Краснодарский край, смотры / фестивали / конкурсы художественной самодеятельности, изобразительное самодеятельное искусство / изобразительная самодеятельность.

На протяжении всего периода советской истории России довольно успешно развивалось художественное творчество трудящихся во всех его видах и проявлениях. Повсеместно создавались и функционировали кружки, студии, клубы, заочные курсы, учебные заведения для подготовки специальных кадров, работали научно-исследовательские институты. Художественная самодеятельность включала в свои ряды десятки миллионов людей различных возрастов, профессий и национальностей. В задачу движения входило раскрытие творческого потенциала, способностей каждого человека, создание возможности для самовыражения и обретения, помимо основной профессии, своего «второго призвания». Самодеятельности отводилась значимая роль в решении задач коммунистического воспитания молодежи, ее художественного развития. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. выходят специальные постановления ЦК КПСС, направленные на развитие и всемерную поддержку самодеятельного художественного творчества.

В то же время наметившаяся в последние десятилетия трансформация традиционных представлений о советской официальной культуре как гомогенной, «моностилистической», не поддающейся дифференциации, позволила по-новому взглянуть на этот феномен.

С другой стороны, положительный опыт, накопленный в советское время в части проведения масштабных фестивалей, смотров, организации домов и центров народного творчества, способов / форм его популяризации может и должен быть востребован и сегодня. Практика показывает, что в настоящее время возрождаются и активно развиваются традиции проведения краевых фестивалей-конкурсов народного художественного творчества («Во славу Кубани, на благо России»), детского художественного творчества («Адрес детства - Кубань»), ставшие весьма знаменательными событиями в культурной жизни Кубани. Выставки изобразительного и декора-

тивно-прикладного искусства репрезентируют широкую палитру видов / жанров - от вышивки до станковых работ. Развитию прикладного творчества, как и в советское время, во многом способствуют культурно-досуговые учреждения, при которых функционируют клубы прикладного искусства, творческие мастерские, любительские объединения художников / декоративно-прикладного творчества. История некоторых из них уходит корнями в советскую эпоху, как, например, народное объединение самодеятельных художников «Колорит» в городе-герое Новороссийске.

Сегодня государство стало уделять особое внимание сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации, а также воспитанию культуры и патриотизма у населения. С целью более эффективной реализации государственных программ различного уровня, разработки конкретных мер по развитию народного творчества, возникает необходимость в тщательном изучении и обобщении советского опыта.

Развитие самодеятельного искусства бурно проходило в рамках советской культурной парадигмы. Различные аспекты художественной самодеятельности и подходы к ее изучению стали предметом рассмотрения исследователей в контексте изучения советского искусства только в конце ХХ столетия. В 1970-е-1980-е сельская художественная самодеятельность получила освещение в работах А.В. Воронцова, В.М. Стри-ганова и др. [1; 2]. В очерках О.Д. Балдиной раскрываются различные аспекты любительского изобразительного творчества - история движения от любительства к организованным формам самодеятельности в послеоктябрьский период, творческие объединения и учебные заведения, создание первого в стране музея самодеятельного художественного творчества народов РСФСР и т.д. [3]. В трудах А.И. Арноль-дова, Л.Н. Когана рассмотрена социалистическая культура, в том числе и народная [4; 5; 6]. В 1990-е гг. вышел в свет трехтомник «Самодеятельное художественное творчество в СССР», в котором это явление анализируется в контексте всей народной культуры России [7]. В изданной в 2019 г. книге Н.А. Мусянковой развернута экспозиция работ самоучек, наивных художников и любителей, открываются новые факты, в целом расширяющие представление о бытовании примитива в советский период [8].

На региональном уровне изучение народного творчества / художественной самодеятельности проходило в русле исторического знания. А.Ю. Сорокина на материале Ставрополья и Кубани рассмотрела широкий спектр вопросов: государственная политика и практика, цели, задачи и функции народного творчества в советскую эпоху, способы его активизации и популяризации и т.д. [9]. В диссертации В.В. Гринева также на материале Ставрополья и Кубани исследуется практически тот же круг вопросов. История самодеятельности выстраивается в тесной взаимосвязи с экономической и национальной политикой, региональными особенностями [10]. При этом исследователи фокусируют свое внимание в основном на театральной и музыкальной самодеятельности. Творчество самодеятельных художников Кубани остается вне предметного поля изучения.

Объект исследования - народное художественное творчество советской эпохи. Предмет исследования - самодеятельное изобразительное творчество Кубани. Цель работы - выявить динамику развития самодеятельного изобразительного творчества в регионе и формы его популяризации в указанных хронологических рамках. Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть организационные и репрезентативные формы советской самодеятельности в сфере изобразительного творчества; определить характер взаимодействия профессионального и самодеятельного искусства; проанализировать способы активизации и популяризации изобразительной самодеятельности в регионе.

Эмпирическую базу исследования составили материалы Государственного архива Краснодарского края, в основном отложившиеся в фондах: Ф. Р-1671. Епифанцев

Виктор Петрович, заслуженный работник культуры РСФСР; Р-1731. Исполнительный комитет Краснодарского краевого Совета народный депутатов. Управление культуры. Краевой дом народного творчества. Ценным источником стали материалы из личного фонда В.П. Епифанцева, в 1950-1960-х гг. возглавлявшего Краснодарский краевой Дом народного творчества (ККДНТ). Годы деятельности Епифанцева в крае совпали с началом активизации художественной самодеятельности в целом по стране. Он выступал организатором городских и краевых конкурсов, фестивалей, смотров художественной самодеятельности. В фонде представлена методическая и справочная литература: статьи о сельских самодеятельных художниках Кубани, творческие отчеты о Всероссийском смотре художественной самодеятельности народного искусства Кубани (1965-1967); документы о состоянии и развитии народного творчества в крае и т.д. Они содержат интересный статистический, методический и обзорно-аналитический материал, освещающий различные аспекты развития художественной самодеятельности в Краснодарском крае. Материалы из личного фонда В.П. Епифанцева позволяют проследить эволюцию самодеятельного искусства не только с позиций сухого языка делового документооборота и статистики, но и с точки зрения современника - конкретной и яркой личности, непосредственно участвовавшей и в немалой степени влиявшей на процессы, происходившие в сфере любительского искусства на Кубани. Другим не менее обширным и репрезентативным источником являются документы из фонда Р-1731, содержащего материалы о детальности ККДНТ по руководству художественной самодеятельностью, организации многочисленных смотров, конкурсов, фестивалей и т.п.

Теоретические подходы к этому феномену зиждутся на понимании природы последнего, как специфической формы народного творчества, присущей исключительно советской культуре. Историко-культурный подход позволил проследить динамику развития самодеятельного художественного творчества Кубани в русле общекультурных процессов, происходивших в стране, а сравнительно-исторический метод - раскрыть сущность культурных явлений. Системный подход, выступающий в своем триединстве (единичное, особенное, общее), как и системно-функциональный, позволили рассмотреть самодеятельность как особую форму бытия искусства, имеющую свою художественную специфику и выполняющую определенные функции в обществе.

В статье на основе архивных документов рассматривается ранее не разрабатывавшийся пласт материала - самодеятельное изобразительное творчество Кубани, определяется круг вопросов, связанных с разработкой данной проблемы, и предпринимается попытка ее осмысления в диахронном срезе.

Понятие «самодеятельность в области изобразительного искусства» чаще всего употребляется в двух значениях: в широком смысле - как любительское занятие живописью, графикой, скульптурой, второе - как часть общей системы художественного творчества трудящихся в СССР [11. С. 336]. Самодеятельное творчество -явление стилистически разнохарактерное, разнородное. Долгое время к творчеству любителей подходили с уничижительными мерками, рассматривая его как ученическое, подражательное, не имеющее собственной ценности. Само слово «самодеятельность» приобрело негативную окраску, обозначая искусство «второго сорта». В немалой степени это было оправданно, так как формат проведения выставок (фойе клубов, кинотеатров) и качество работ не могли не порождать подобных оценок. После Всесоюзной выставки «Слава труду» (1974), поразившей зрителей и критиков многообразием композиционных, цветовых, сюжетных решений, индивидуальностью авторских подходов, за любителями все чаще стало закрепляться определение «народный», а самодеятельное искусство причислять к народному. Дефиниция «народное искусство» - очень емкое понятие. Народным искусством называли творчество мастеров художественных промыслов, крестьянских художников. Теперь в эту категорию вошли и художники-любители, самоучки разных профессий. Несмотря на условность

дивергенции, народное искусство и самодеятельное - не тождественные понятия. Народное искусство - это образная творческая система, складывавшаяся исторически на основе коллективности труда наших предков и преемственности традиции [4. С. 67]. В то время как самодеятельное творчество более индивидуально, не сковано вековыми устоями, традициями, канонами. При определенных условиях оно может перерасти либо в народное, либо в профессиональное. Первая тенденция, подспудно зревшая в предшествующие десятилетия, проявилась в начале 1970-х гг. Однако в этом русле развивалось не все самодеятельное творчество. Выставка высветила и другие тенденции. Одна из них, не менее устойчивая, выразилась в точном воспроизведении действительности («как на самом деле бывает»), другая - в стремлении к фантазированию, третья - в увлечении не столько красотой, сколько красивостью.

Начиная с середины 1960-х гг. проходит ряд знаменательных выставок самодеятельного искусства: Всесоюзная выставка самодеятельных художников и мастеров прикладного искусства (1967); Всесоюзная выставка в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970); Всероссийская выставка сельских художников (1973); Всесоюзная выставка «Слава труду» (1974); Всесоюзная выставка («Самодеятельные художники - Родине»), приуроченная к I Всесоюзному фестивалю самодеятельного художественного творчества трудящихся (1977); посвященные XXVI съезду КПСС, 60-летию образования СССР (под девизом «Мир, труд, коммунизм»). Выставка «Слава труду» была полностью посвящена изобразительному искусству. Важно, что она изменила устоявшееся мнение о самодеятельном творчестве как «вторичном», продемонстрировав разнообразие его форм, яркость, индивидуальность талантов. Знаменательно и место экспонирования работ - Манеж в самом центре Москвы. Здесь было представлено творчество художников, живущих в разных городах, селах, республиках и областях, а также известные в стране студии, творческие клубы - новые объединения художников-любителей. На этой выставке экспонировалось, а затем было закуплено для музея самодеятельного художественного творчества народов РСФСР в г. Суздале полотно кубанского художника-любителя А. Твердохвалова «Русская зима», массово тиражируемое в виде новогодней поздравительной открытки в 1970-е годы. После этой выставки любителей всего чаще стали называть «народными», так как в их работах ярко проявились самобытные черты народного искусства - особое чувство ритма, цвета, организации пространства и т.п.

К концу советской эпохи художественная самодеятельность развивалась в нескольких формах. Прежде всего, это сфера организованной самодеятельности, то есть творчество тех, кто, реализуя свои духовные запросы, досуг, занимается в студиях, кружках учреждений культуры под руководством педагога различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, осваивая приемы, техники, материалы профессионального искусства. В силу этого отдельные творческие работы учеников студий по своему мастерству приближаются к произведениям профессионалов, а их авторы впоследствии переходят в сферу профессионального искусства. Студии изобразительного искусства для художников-любителей создавались в крупных городах и промышленных центрах на предприятиях, заводах, комплексах и т.п. Большинству из них в 1970-е было присвоено звание народных.

В 1960-е гг. стали зарождаться объединения, содружества художников-любителей, получившие название творческих клубов художников-любителей. В начале 1980-х клубы самодеятельных художников стали возникать повсюду: при Домах народного творчества, управлениях культуры, клубах, учреждениях, предприятиях и даже ЖЭКах. В клубах широко использовалась творческая самодеятельность трудящихся в оформлении плакатов и выставок, создании «световых газет» и «окон сатиры».

С целью повышения организационно-методической работы и руководства самодеятельным художественным творчеством Краснодарского края в 1937 г. был создан Краснодарский краевой дом народного творчества. Большое внимание в его работе

уделялось вопросам подготовки кадров руководителей кружков художественной самодеятельности, как одной из главных проблем, решающих дальнейшее развитие народного творчества. Подготовка и переподготовка кадров проводилась путем создания курсов, вовлечения руководителей кружков в заочную систему обучения и проведения краткосрочных семинаров. При Доме народного творчества действовала вечерняя трехгодичная художественная студия, численный состав участников которой постоянно увеличивался. Большое распространение получила система заочного обучения. На заочных курсах Центрального ДНТ обучалось в конце 1950-х гг. из Краснодарского края около 200 художников и мастеров народно-прикладного искусства. Но все они получали консультации и проходили семинары при краевом доме народного творчества [12. Л. 3; 13. Л. 8; 14. Л. 20, 47; 15. Л. 53]. Методический совет и методические секции ККДНТ оказывали большую помощь органам культуры в развитии художественной самодеятельности. Они не только творчески обеспечивали проведение смотров, конкурсов, фестивалей, но и изучали, анализировали проблемы развития народного творчества, вырабатывали соответствующие рекомендации, проводили методические конференции, оказывали помощь в подготовке кадров и т.п. Краевой ДНТ, кроме того, создал совместно с Краснодарским институтом культуры три студии изобразительного искусства [13. Л. 24-25].

В краевом смотре художественной самодеятельности 1958 г. участвовала городская /сельская художественная самодеятельность, поэтому он явился одним из самых массовых за последние годы. Заключительный этап смотра - первая Декада народного творчества Кубани, проведенная в декабре 1958 г., превратилась в подлинный праздник народного искусства [16. Л. 14-15]. Однако смотр выявил отставание отдельных жанров художественной самодеятельности, в частности, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Краевой смотр и Декада народного творчества активизировали шефство профессиональных учреждений искусств над художественной самодеятельностью. Это шефство принимало все более конкретные формы. Краевое отделение Союза советских художников создало в Краснодаре самодеятельные художественные студии в домах культуры масложиркомбината, завода измерительных приборов, теплоэлектроцентрали.

Наступивший в 1960-е гг. пик развития художественной самодеятельности ознаменовался созданием Всероссийского хорового общества, объединившего самодеятельные коллективы и деятелей /мастеров профессионального искусства. При творческих союзах создаются общественные комиссии по работе на селе и шефской помощи художественной самодеятельности. Рост общественной активности профессиональных работников культуры отметил в своих статьях директор ККДНТ Епифанцев: «Деятели искусства - первые помощники партии в эстетическом воспитании трудящихся и особенно молодежи, развертывают решительную борьбу с безвкусицей в искусстве, в жизни, в быту. Отрадно, что все более активную роль в этом начинают играть творческие союзы и общественные организации работников искусств - отделений Союзов писателей, художников, журналистов...» [17. Л. 7, 8]. В Краснодарском художественном училище десятки самодеятельных художников заочного университета народных искусств под руководством московских художников проходили практические семинары / занятия [17. Л. 11].

В начале 1962 г. в крае функционировало 94 изобразительных кружка. В плане работы Краевого управления культуры было намечено в 1962 г., совместно с отделением Союза художников, создать студии изобразительного искусства во всех районных Домах культуры [17. Л. 24; 18, Л. 1].

В 1963-1965 гг. в регионе прошел смотр художественной самодеятельности в рамках Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, итоги которого стали предметом анализа не только органов культуры, но и партийного руководства края. В аналитической справке указаны критические замечания:

недостаточное количество кружков и участников самодеятельности, слабое развитие в крае отдельных видов и жанров народного творчества, в том числе и изобразительного. «Совершенно неудовлетворительно развиваются студии и кружки изобразительного искусства. Их в крае всего немногим более 20, и то при школах. В каждом районе десятки, а иногда и сотни любителей рисования, лепки, художественной вышивки. Но ими не занимаются ни районные отделы, ни районные и зональные Дома культуры. Краевое отделение Союза художников пока не проявляется должной активности в создании и организации работы изостудий на селе» [17. Л. 58-59].

Перед профессиональными учреждениями искусств была поставлена задача по «выращиванию» и повышению профессионального опыта кадров руководителей художественной самодеятельности. Анализ достижений и недостатков проведенного смотра показал, что необходимо шире развивать художественную самодеятельность, добиваться ее жанрового разнообразия, совершенствования репертуара, наполнения его «героическим» контентом [17. Л. 99].

На заседании Правления Краснодарской краевой организации Союза художников РСФСР, состоявшемся 25 июня 1969 г., обсуждался вопрос о формах взаимодействия профессиональных и самодеятельных художников. По итогам обсуждения был выработан ряд мер по развитию самодеятельного искусства. В частности, принято решение о создании при каждом Доме культуры клубов, студий или объединений самодеятельных художников и оказании им постоянной квалифицированной помощи [19. Л. 157, 162-163].

Залог нового подъема народного творчества виделся во все более активном участии в его развитии профессиональных коллективов и деятелей искусств. «Активная помощь художественной самодеятельности со стороны работников искусств - это не только их почетный долг и обязанность» (В.П. Епифанцев). В творческом содружестве и взаимном обогащении профессионального и самодеятельного искусства партия видела один из путей к созданию общенародной культуры будущего [17. Л. 14]. На XXI съезде КПСС в докладе Н.С. Хрущева прозвучала мысль о том, что по мере продвижения к коммунизму по-новому, в частности, встает вопрос о дальнейшем развитии советского искусства. До последнего времени усилия государства были направлены главным образом на развитие профессионального искусства. Теперь пришло время, когда самое широкое развитие должны получить все формы массовой художественной самодеятельности.

Стремление народных масс к культуре и художественному творчеству заставило работников культуры искать и находить новые формы обслуживания трудящихся. Именно в этот период в Краснодарском крае развернулась работа по созданию университетов культуры. Учреждения культуры при активном участии местных советов депутатов трудящихся и непосредственном руководстве партийных организаций создали в крае 78 университетов культуры, в которых занималось более 25 тысяч человек [14. Л. 28; 16. Л. 25-27]. Большим успехом у населения города Краснодара пользовался организованный при краевом художественном музее университет изобразительного искусства, который посещало свыше 100 человек [14. Л. 31].

Помощь профессиональных учреждений и учебных заведений самодеятельным коллективам оказывалась на постоянной основе. Так, все художники - члены Союза советских художников были распределены по районам и городам, в которых они консультировали любителей изоискусства, художников-оформителей районных домов культуры и т. д. Во многих учреждениях искусств были созданы общественные комиссии по шефской помощи сельской самодеятельности [13. Л. 27-28].

Широкую аудиторию и признание самодеятельное искусство приобрело на выставках различного уровня - от краевых /областных до всесоюзных. Они подводили итоги некоторого периода (5-6 лет) самодеятельной творческой деятельности и уровня ее восприятия. О значении выставок в современной художественной жизни хорошо

сказал В.М. Полевой: «Основной, самый мощный поток в развитии живописи образует теперь творчество, нацеленное на выставку, где оно и обретает свою общественную жизнь как явление искусства» [20].

В рассматриваемый период государство и общественность выступили активными пропагандистами и популяризаторами народного творчества, опираясь на уже имеющийся опыт проведения смотров, фестивалей, конкурсов самодеятельных коллективов. Проведение этих мероприятий позволило активизировать отдельные виды, жанры народного творчества, репертуар самодеятельности и деятельность учреждений культуры разной ведомственной принадлежности.

В сентябре-ноябре 1951 г. по решению бюро Краснодарского крайкома ВКП(б) и крайисполкома был проведен I краевой смотр художественной самодеятельности Кубани. Ежегодная практика их проведения продолжилась и в последующее время. Краевой смотр сельской художественной самодеятельности 1954 г. свидетельствовал о росте ее массовости - более 300 коллективов, объединяющих свыше 8 тыс. участников. Однако смотр показал, что в крае плохо было развито самодеятельное изобразительное и декоративно-прикладное искусство. «Изокружков при клубах и ДК не организовано, самодеятельных художников и мастеров народного прикладного искусства они не объединяют и не помогают в их творческом росте» [21. Л. 1-2, 7].

В середине 1950-х гг. на промпредприятиях и в учреждениях г. Краснодара и районных центрах наблюдается как творческий, так и организационный рост художественной самодеятельности, что поставило городскую смотровую комиссию перед необходимостью избрать новую форму для показа народных талантов [22. Л. 3]. Такая форма была одобрена городскими и краевыми организациями - это праздник народного творчества.

В 1955 г. в г. Краснодаре в салоне Художественного фонда СССР открылась выставка работ сельских самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства Краснодарского края. На ней экспонировалось более 150 работ: живопись, акварель, скульптура, резьба по дереву, художественные вышивки, ковроткачество и т.п. Немало работ было посвящено «образу современника, теме труда и борьбы за мир, отображению новых черт в родном пейзаже Советской Кубани» [23. Л. 1]. Общее внимание посетителей привлекли портреты кореновского культпросветработника В. Бернадина, выполненные маслом и сангиной («Секретарь комсомола», «Старик», «Мальчик»). Среди скульптурных работ выразительностью образов и сравнительной точностью художественного исполнения выделялись «Телятница» А. Юренко (гипс), «Чайковский» С. Третьякова (барельеф, самшит), «Богдан Хмельницкий» И. Криницына (дерево).

Выставка в Краснодаре подвела итоги первому сельскому смотру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, который проводился в течение апреля-июня 1955 г. Она активизировала сельских художников, позволила шире развернуть пропаганду изобразительного искусства, выявить десятки талантливых людей и продемонстрировала необходимость организации культурно-просветительскими учреждениями систематической работы с ними.

Вместе с тем смотр показал, что в развитии изобразительного искусства на селе имеются серьезные недостатки. Во многих районах края (Красноармейский, Новотитаровский, Советский, Крымский, Курганинский, районы Адыгейской АО и др.) самодеятельным художникам не уделялось должного внимания. Здесь не было создано кружков изобразительного искусства, не проводились выставки, причем отделы культуры не только не занимались талантливыми людьми, но даже не были осведомлены о них. Содержание большого числа работ, прошедших районные выставки, свидетельствовало о том, что с художниками и особенно с мастерами декоративно-прикладного искусства не велась работа, произведения их «страдали бедностью тематики и идейной неполноценностью» [23. Л. 3].

Как видно из критического обзора выставки В. Епифанцева, председателя оргкомитета первого сельского смотра изоискусства Кубани, художники практически обошли вниманием тему тружеников села. Не получила отражения в их работах и тема «героического труда» рабочего класса. На выставке было представлено немало произведений о молодежи, но большинство художников прошли мимо главных ее «патриотических дел» (освоение целины, учеба, на производстве, на стройках и т.п.). Не только критике подвергся жанрово-тематический репертуар, но и качество исполнения работ. Безусловно, многим самодеятельным художникам не хватило мастерства для воплощения интересных мыслей и задуманных образов [23. Л. 3].

Выход виделся в оказании помощи самодеятельным художникам культпросвет-учреждениями. На клубы и дома культуры возлагалась обязанность по организации изокружков, оказанию консультативной помощи, проведению с художниками учебной работы, привлечению их на заочные курсы ВДНТ им. Н.К. Крупской. Особо отмечалось, что в период смотра в большинстве районов без внимания остался такой важный участок изобразительного искусства, как оформительское творчество. В этой области в крае работали сотни самодеятельных художников, однако на выставках не было представлено ни плакатов, ни карикатур, ни эскизов декораций самодеятельных театров, ни образцов наглядной агитации.

В целом первый сельский смотр изобразительного искусства Кубани многому научил работников учреждений культуры. Главный его итог - привлечение активного внимания к этой важной отрасли народного творчества широкой общественности; смотр дал серьезный импульс для дальнейшего развития творчества любителей.

В 1958/1959 гг. был проведены конкурсы/смотры, посвященные юбилейной дате - 40-летию ВЛКСМ. Это был всплеск самодеятельности, о чем свидетельствует целый ряд таких мероприятий, проводимых различными ведомствами в течение года (число смотров/конкурсов доходило до двух десятков). В течение 1958 г. проведено 6 смотров художественной самодеятельности и изобразительного искусства; 4 выставки народного творчества, которые посетили более 30 тыс. человек. Значительным мероприятием стала Выставка народно-прикладного искусства РСФСР в г. Краснодаре, организованная совместно с Центральным домом народного творчества им. Крупской, которую посмотрели более 12 тыс. человек [13. Л. 3].

К концу 1950-х гг. практика проведения конкурсов/смотров, носившая хаотичный, внеплановый характер, была в целом упорядочена и направлена в единое русло. Именно в эти годы (1959/1960) в областях/краях, республиках состоялись выставки, смотры работ самодеятельных художников, по итогам которых в Москве была организована II Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников, на которой экспонировалось около 5000 работ. По сравнению с первой выставкой (1954) число представленных работ возросло в 2,5 раза. Смотры дали толчок развитию изо-самодеятельности, росту изостудий, галерей.

В 1 962 г. в регионах прошел смотр художественной самодеятельности. На Кубани в краевой выставке самодеятельных художников участвовали 70 человек, а организованная передвижная выставка позволила познакомиться жителям края с лучшими работами любителей. Говоря языком цифр, в регионе функционировало около 60 кружков и изостудий с количеством обучавшихся в них более 500 человек [9. С. 165].

Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности 1963-1965 гг. вызвал новый подъем культурно-просветительской работы и народного творчества на Кубани. Увеличилось число самодеятельных кружков и коллективов. Большую работу проводили художники-оформители клубов и Домов культуры. Характерной особенностью их работы стала активная пропаганда - в плакатах, стендах, художественных фотовыставках - задач и достижений работы колхозов/совхозов, бригад и звеньев по выполнению партийных решений, передовиков производства, а также

критика недостатков в «окнах сатиры», «молниях» и карикатурах. Показательной в этом отношении была работа художников-любителей в колхозе «Память Ленина» Тимашевского района, которой руководил Н.П. Бердник (Бердников). Непосредственно сам художник, ставший участником Всероссийской выставки художников-любителей, оформлял клуб, красные уголки. Популярностью пользовались работы новокубанского учителя П.М. Заиченко, выполнившего портреты лучших людей района («Телятница тетя Глаша»), Героев Социалистического Труда В. Светличного и В. Пер-вицкого; самодеятельного художника из Курганинского района А.В. Дмитриева (Портрет передовой доярки колхоза «Россия» Л. Никифоровой) и других. Известность за пределами области получили произведения скульптора-любителя майкопчанина Николая Кравченко, запечатлевшего лучших людей села [17. Л. 55; 24. Л. 18, 22].

В ходе проведения смотра в городах и районах края прошли выставки, на которых экспонировалось свыше 1500 работ более чем 800 самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Жюри отобрало на заключительную выставку 200 работ 91 художника-любителя разных профессий и возрастов -от учащихся до пенсионеров [24. Л. 17; 25. Л. 3; 26. С. 3]. Заключительный смотр проходил в Краснодаре в виде декады народного искусства с 15 по 24 декабря 1965 г. В ней приняли участие коллективы всех сельских районов края и Адыгейской автономной области. В рамках декады была проведена IV краевая выставка произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, на которой экспонировалось более 200 работ. По итогам выставки 49 художников были отмечены дипломами, работы трех художников и двух скульпторов (52 работы) рекомендованы на Всероссийскую выставку в Москву [27. С. 19]. В целом выставка продемонстрировала значительные успехи в развитии народного творчества. И одна из самых примечательных ее черт - массовый характер.

Несмотря на количественный рост участников художественной самодеятельности, средний уровень участия населения Кубани в творческих коллективах был ниже показателей многих областей/краев/автономных республик РСФСР. В художественной самодеятельности недостаточно участвовали рабочие и колхозники, механизаторы, а также сельская интеллигенция, специалисты сельского хозяйства [17. Л. 58].

Только были подведены итоги смотра сельской художественной самодеятельности, как в 1966/1967 годах стартовал Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства в честь 50-летия Октября, ставший самым массовым (11 млн человек) и репрезентативным событием в истории народного творчества [28. С. 233]. Он прошел под знаменем сохранения и развития его лучших традиций, в связи с чем особое внимание было уделено фольклору и фольклорным коллективам. В рамках Всероссийского смотра художественной самодеятельности прошли выставки, декады. В целях более широкого приобщения трудящихся к искусству еще большей активизации различных форм художественной самодеятельности в крае партийными организациями, органами культуры было признано необходимым: добиться более массового участия тружеников села, особенно работающих в сфере материального производства, в кружках художественной самодеятельности. В каждом клубе должны функционировать 5-6 кружков, изостудия и художественная агитбригада; необходимо было улучшить их материально-техническую базу, поднять уровень кадров руководителей художественной самодеятельности и др. [24. Л. 19-20; 29. Л. 1].

В 1970 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о проведении Всероссийского фестиваля искусств, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, который прошел под девизом «Искусство - народу!» (Ленинская Олимпиада). Это был один из масштабных и значительных фестивалей искусств, состоявший из ряда мероприятий. В программе фестиваля были намечены смотры профессиональных и самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей, кинофестивали, выставки изобразительного искусства и т.д. Мероприятия по

Олимпиаде народного искусства начались в городах и районах края с октября 1969 г. На состоявшейся в 1970 г. в Краснодаре краевой выставке работ прикладников-любителей было представлено более 200 произведений. Причем 60 из них экспонировались на зональной республиканской выставке, а 57 работ были представлены в экспозиции Всесоюзной выставки [30. Л. 30].

Следующий Всесоюзный смотр художественной самодеятельности был приурочен к 50-летию образования СССР, в рамках которого прошли крупные мероприятия всесоюзного и республиканского уровней в различных видах/жанрах народного творчества. Четвертым этапом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности стали краевые / областные выставки самодеятельных художников. В 1972-1973 гг. в рамках Всероссийского смотра состоялся краевой смотр сельской художественной самодеятельности Кубани, посвященный 50-летию образования СССР. Смотр прошел под знаком осуществления задач, выдвинутых XXIV съездом КПСС по дальнейшему повышению культурного уровня, улучшению эстетического и художественного воспитания советских людей, совершенствованию культурного обслуживания сельского населения. Краевая выставка сельских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства проходила в феврале-марте 1973 г. в Краснодаре [16. Л. 307].

В целях дальнейшего всестороннего развития самодеятельного творчества трудящихся ЦК КПСС принял Постановление о проведении раз в пять лет единого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся проходил в 1975/1977 гг. [31. Л. 25; 32. Л. 26, 29, 35]. Одной из главных задач фестиваля стал количественный и качественный рост самодеятельности, что нашло выражение в создании новых кружков и вовлечение в них новых участников художественной самодеятельности, укреплении материально-технической базы культурно-просветительских учреждений.

В фестивалях участвовали рабочие, колхозники, служащие, учащиеся профессионально-технических и средних специальных заведений, студенты вузов, воины Советской армии и Военно-Морского флота. Фестиваль проводился практически по всем видам искусства, в том числе изобразительному и декоративно-прикладному. В этот период в г. Новороссийске создается объединение любителей изобразительного искусства «Колорит», существующее и поныне [31. Л. 35, 137, 141]. Руководит творческим коллективом Людмила Аврамова, член Самодеятельных художников России. Состав коллектива всегда был разнообразен по возрасту, уровню профессиональной подготовки и основным профессиям. На протяжении более чем 40 лет объединение «Колорит» и его галерея являются одной из точек притяжения для горожан и гостей города.

На Всесоюзной выставке произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства 1977 г., посвященной 60-летию Октября, были представлены работы любителей из Краснодарского края. В частности, семь живописных произведений: преподавателя П.М. Боргоякова «После войны на полевом стане»; оформителя из Новороссийска Г.М. Вознюка «Курсанты», «На стройплощадке»; краснодарского инженера М.М. Спиридонова «Весенний натюрморт», «Элеватор»; преподавателя М.А. Фатеева «Кубанские степи»; краснодарского пенсионера А.Д. Хал-деева «Динамика Краснодара». Это был по признанию многих самый значительный фестиваль в истории советской художественный самодеятельности, отличавшийся массовостью и значительным количеством участников.

В сущности, самодеятельность, что признается всеми исследователями, - одно из ярчайших социальных явлений, свойственных советскому образу жизни, советской эпохе. Движение самодеятельности рассматривалось государством «как средство воспитания в каждом трудящемся гармонически, всесторонне развитой личности, как

один из важных факторов в создании богатой духовной культуры народа» [33]. Этим и обусловливается создание сети кружков, студий, очных/заочных форм художественного воспитания и обучения, организация многочисленных выставок, фестивалей, нередко приуроченных к знаменательным государственным датам, и специальные правительственные постановления 1978-1979 гг., нацеленные на дальнейшее развитие самодеятельного искусства.

В самодеятельности начиная с первых лет ее существования обозначились два русла. В первое вливаются художники-любители, тяготеющие к профессиональному искусству, основывающемуся на определенных школах мастерства, а в другое -талантливые самоучки из народа, связанные духовно с глубинными пластами национальных культур. Одной их форм самодеятельного изобразительного творчества советской эпохи была наглядная агитация, или агитационное искусство, которое становится сферой деятельности сотен самодеятельных художников, оформлявших сельские клубы, красные уголки, дома культуры, участвовавших в художественных агитбригадах.

Развитию самодеятельности в немалой степени способствовало шефское движение. В конце 1950-х гг. шефство профессиональных учреждений искусств над художественной самодеятельностью принимает все более конкретные формы (работа в комиссиях/жюри, проведение консультаций). Краевое отделение Союза советских художников создает в Краснодаре самодеятельные художественные студии в домах культуры ряда крупных предприятий. В 1960-е гг., на которые пришелся пик развития художественной самодеятельности, при творческих союзах, в том числе и художников, формируются общественные комиссии по работе на селе и шефской помощи самодеятельности.

Большой вклад в развитие и популяризацию самодеятельного творчества внесли специализированные учреждения - дома народного творчества и дома художественной самодеятельности, выставки различного уровня. Самодеятельное творчество стало массовым общественно-культурным движением. Кружки художественной самодеятельности на предприятиях, совхозах/колхозах, артелях, школах курировали и Дома творчества, и профсоюзные Дома художественной самодеятельности, создавались творческие ассоциации, объединения, клубы самодеятельных художников.

Росту художественной самодеятельности способствовали масштабные мероприятия - фестивали, смотры, конкурсы, которые проводились систематически и явились мощным толчком в развитии массовости самодеятельного изобразительного/прикладного творчества и повышения ее художественного уровня. И сегодня мы наблюдаем на Кубани подъем /возрождение крупных фестивалей, конкурсов, репрезентирующих различные виды/формы художественной самодеятельности, в том числе изобразительной /прикладной. И так же, как и в советское время, специалисты и деятели искусства, творческие работники оказывают поддержку и помощь любителям, а Краснодарский институт культуры продолжил эстафету в деле подготовки и переподготовки кадров руководителей для художественной самодеятельности, в том числе и в рамках реализации федерального национального проекта «Культура» («Творческие люди»).

Литература

1. Стриганов В.М. О некоторых проблемах развития сельской самодеятельности // Искусство миллионов: сб. статей по мат. Всесоюзной науч.-практич. конф. М., 1976.

2. Воронцов А. В. Досуг жителей села // Социология культуры: методология и практика культурно-просветительской деятельности: сб. науч. трудов. Л., 1982.

3. Балдина О.Д. Второе призвание: [Очерки]. М., 1983.

4. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М., 1984.

5. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979.

6. Коган Л.Н. К вопросу о роли народных масс в развитии духовного производства // Духовное производство и народная культура: сб. науч. трудов. Свердловск, 1988.

7. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х годов. СПб., 1999.

8. Мусянкова Н.А. Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах. М., 2019.

9. Сорокина А.Ю. История развития народного творчества Ставрополья и Кубани (1945-1985 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2003.

10. Гринев В.В. Развитие сельской художественной самодеятельности в 19451991 гг.: на примере Ставрополья и Кубани: дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2012.

11. Любительское художественное творчество в России XX века: Словарь. М.,

2010.

12. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 72.

13. ГАКК. Ф. Р- 1671. Оп. 1. Д. 73

14. ГАКК. Ф. Р- 1671. Оп. 1. Д. 74

15. ГАКК. Ф. Р- 1380. Оп. 1. Д. 37

16. ГАКК. Ф. Р- 1671. Оп. 1. Д. 71

17. ГАКК. Ф. Р- 1671. Оп. 1. Д. 24

18. ГАКК. Ф. Р- 1671. Оп. 1. Д. 89

19. ГАКК. Ф. Р- 1722. Оп. 1. Д. 92

20. Полевой В.М. О типологии изобразительного искусства // Советское искусствознание - 79. Вып. 2. М., 1980. С. 267-279.

21. ГАКК. Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 81.

22. ГАКК. Ф. Р-1380. Оп. 1. Д. 90.

23. ГАКК. Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 15.

24. ГАКК. Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 60.

25. ГАКК. Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 54.

26. Каталог краевой выставки произведений самодеятельного изобразительного искусства Кубани: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство. Краснодар, 1965.

27. Кикило И. За боевую и содержательную наглядную агитацию // Культурно-просветительская работа. 1965. № 9.

28. Каргин А С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. ГАКК. Ф. Р-1671. Оп. 1. Д. 91.

30. ГАКК. Ф. 1731. Оп. 1. Д. 123.

31. ГАКК. Ф. Р-697. Оп. 1. Д. 493.

32. ГАКК. Ф. Р-697. Оп. 1. Д. 521.

33. Самодеятельные художники: Репродукции с картин, представленных на всесоюзной выставке «Самодеятельные художники - Родине!». М., 1981.

Development of Amateur Fine Creativity in the Kuban Region in the 1950-1970s

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2022, 4 (87), 45-58. DOI: 10.24412/2070-075X-2022-4-45-58

Natalya A. Gangur, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: gansko@mail.ru

Ekaterina A. Kabanok, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: eak0206@mail.ru

Keywords: Soviet culture, Krasnodar Territory, shows/festivals/competitions of amateur performances, fine amateur art/fine amateur performances.

The article notes that amateur performance is not a stylistic concept, but a social one. In Soviet society, it acted as a special form of art being, having its own artistic specificity, different from professional and traditional folk art. Amateur activity, having gone through a number of stages in its development, received a clear centralized leadership and regular forms of functioning - district, city, regional, republican, all-Russian / all-Union competitions, festivals, olympiads, within which exhibitions of fine and decorative arts were held. In the Kuban region, as well as throughout the country, the amateur art movement goes through certain stages of development, takes shape organizationally, is supported by the state, supervised by cultural institutions, trade unions, and integrated into a system of art education specially created for amateurs. Amateur art activity developed in several forms - the sphere of organized amateur activity (circles, fine arts for amateur artists); creative associations, clubs of amateur artists. In the Krasnodar Territory, the Krasnodar Regional House of Folk Art carried out the organizational and methodological management of amateur artistic creativity. The methodological council and methodological sections of the House of Creativity ensured the holding of reviews, competitions, festivals, studied and analyzed the problems of the development of folk art, developed appropriate recommendations, trained leaders of amateur art circles, and more. The patronage of amateur in the field of fine arts was provided by the Regional Branch of the Union of Soviet Artists of the RSFSR, the Krasnodar State Institute of Culture, the Krasnodar Art College. In the late 1950s, amateur art in the region was poorly developed, but the joint efforts of local government bodies, specialized cultural institutions, the regional branch of the Union of Artists, educational organizations, including the Krasnodar Institute of Culture, contributed not only to its quantitative, but also to its qualitative growth towards the end of the Soviet era. Amateur creativity has become a mass social and cultural movement, in the field of attraction of which tens of millions of people of various ages, professions and nationalities were involved.

References

1. Striganov, V.M. (1976) O nekotoryh problemah razvitiya sel'skoj samodeyatel'nosti [On some problems of the development of rural amateur performance]. In: Demchenko, A.N. (ed.) Iskusstvo millionov [The Art of millions]. Moscow.

2. Voroncov, A.V. (1982) Dosug zhitelej sela [Leisure of villagers]. In: Sociologiya kul 'tury: metodologiya i praktika kul 'turno-prosvetitel 'skoj deyatel 'nosti [Sociology of culture: methodology and practice of cultural and educational activities]. Leningrad.

3. Baldina, O.D. (1983) Vtoroe prizvanie: [Ocherki] [The Second Vocation: [Essays]]. Moscow: Molodaya Gvardiya.

4. Arnol'dov, A.I. (1984) Socialisticheskaya kul'tura: teoriya i zhizn' [Socialist culture: theory and life]. Moscow: Politizdat.

5. Kogan, L.N. (1979) Hudozhestvennaya kul'tura i hudozhestvennoe vospitanie [Artistic culture and artistic education]. Moscow: Znanie.

6. Kogan, L.N. (1988) K voprosu o roli narodnyh mass v razvitii duhovnogo proizvodstva [To the question of the role of the masses in the development of spiritual production]. In: Duhovnoe proizvodstvo i narodnaya kul'tura [Spiritual production and folk culture]. Sverdlovsk: UrGU.

7. Solntseva, L.P. (ed.) (1999) Samodeyatel'noe hudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR: Ocherki istorii. Konec 1950-h - nachalo 1990-h godov [Amateur artistic

creativity in the USSR: Essays on history. Late 1950s - early 1990s]. Saint Petersburg: Dmitri) Bulanin.

8. Musyankova, N.A. (2019) Primitiv v kvadrate. Sovetskaya kul'turnaya politika i izobrazitel 'naya samodeyatel 'nost' v licah i faktah [Primitive squared. Soviet cultural policy and fine amateur performances in faces and facts]. Moscow: BuksMart.

9. Sorokina, A.Yu. (2003) Istoriya razvitiya narodnogo tvorchestva Stavropol'ya i Kubani (1945-1985 gg.) [History of the development of folk art in Stavropol and Kuban (1945-1985)]. History Cand. Diss. Diss. Stavropol'.

10. Grinev, V.V. (2012) Razvitie sel'skoj hudozhestvennoj samodeyatel'nosti v 19451991 gg.: na primere Stavropol'ya i Kubani [The development of rural amateur performances in 1945-1991: on the example of Stavropol and Kuban]. History Cand. Diss. Diss. Stavropol'.

11. Solntseva, L.P. (ed.) (2010) Lyubitel'skoe hudozhestvennoe tvorchestvo v Rossii XX veka [Amateur artistic creativity in Russia of the XX century]. Moscow: Progress-Tradiciya.

12. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

13. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

14. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

15. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

16. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

17. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

18. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

19. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

20. Polevoj, V.M. (1980) O tipologii izobrazitel'nogo iskusstva [On the typology of fine art]. In: Sovetskoe iskusstvoznanie - 79 [Soviet art history - 79]. Moscow: Sovetskij hudozhnik. Issue. 2. pp. 267-279.

21. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

22. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

23. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

24. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

25. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK).

26. Katalog kraevoj vystavki proizvedenij samodeyatel'nogo izobrazitel'nogo iskusstva Kubani: zhivopis', grafika, skul'ptura, prikladnoe iskusstvo [Catalog of the regional exhibition of works of amateur fine arts of the Kuban: painting, graphics, sculpture, applied art] (1965). Krasnodar.

27. Kikilo, I. (1965) Za boevuyu i soderzhatel'nuyu naglyadnuyu agitaciyu [For combat and meaningful visual agitation]. Kul'turno-prosvetitel'skaya rabota - Cultural and educational work. 9.

28. Kargin, A.S. (1988) Samodeyatel'noe hudozhestvennoe tvorchestvo: Istoriya. Teoriya. Praktika [Amateur artistic creativity: History. Theory. Practice]. Moscow: Vysshaya shkola.

29. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK). Fund P-1671. List 1. File 91.

30. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK). Fund P-1731. List 1. File 123.

31. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK). Fund P-697. List 1. File 493.

32. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK). Fund P-697. List 1. File 521.

33. Bel'skaya, T.B. (comp.) (1981) Samodeyatel'nye hudozhniki: Reprodukcii s kartin, predstavlennyh na vsesoyuznoj vystavke "Samodeyatel'nye hudozhniki -Rodine!" [Amateur artists: Reproductions from paintings presented at the all-Union exhibition "Amateur artists - to the Motherland!"] (1981). Moscow.

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1380. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1722. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1380. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

Fund P-1671. List 1

File 72.

File 73.

File 74.

File 37.

File 71.

File 24.

File 89.

File 92.

File 81.

File 90.

File 15.

File 60.

File 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.