Научная статья на тему 'Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения образования'

Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / СТРАХОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ / EDUCATION / FINANCIAL MECHANISM / INSURANCE / EDUCATIONAL CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргалеева Ирина Викторовна

Эта статья посвящена анализу внедрения рыночных механизмов финансирования в деятельность образовательных учреждений, призванных обеспечить инновационное развитие не только сферы образования, но и всей экономики в целом, приоритетными среди которых являются: государственная поддержка образовательных кредитов на получение профессионального образования, страхование, субсидирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Market Mechanisms of Financial Support of Education

The paper analyzes the implementation of market mechanisms of funding the activities of educational institutions aiming at innovational development not only of educational sphere, but economy in general. Top mechanisms among them are state support of student loans for getting professional education, insurance, financing.

Текст научной работы на тему «Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения образования»

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Экономика

УДК 378.3

Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения образования

Миргалеева И.В.

Доктор экономических наук,

доцент кафедры финансового менеджмента Бугульминского филиала Института экономики, управления и права (Казань)

Статья посвящена анализу внедрения рыночных механизмов финансирования в деятельность образовательных учреждений, призванных обеспечить инновационное развитие не только сферы образования, но и всей экономики в целом, приоритетными среди которых являются: государственная поддержка образовательных кредитов на получение профессионального образования, страхование, субсидирование.

Ключевые слова: образование, финансовый механизм, страхование, образовательный кредит.

Основными задачами политики модернизации образования являются обеспечение конкурентоспособной позиции России среди мировых лидеров в данной области, обеспечение национальной безопасности России, рост благосостояния ее граждан. Указанные задачи будут решаться, если в ближайшие годы достичь лучшего соотношения затрат и качества образования. С другой стороны, образовательные учреждения становятся полноправными участниками экономических рыночных отношений и полноправными субъектами рынка. Однако рыночные механизмы финансового обеспечения поддержки образования граждан пока нехарактерны для российской системы образования. Такие формы, как государственный кредит, образовательные ваучеры, субсидирование граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования и др., либо вообще не применяются, либо крайне неразвиты.

Новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов, будут способствовать привлечению дополнительных средств, доступности, эффективности образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлекут в образование конкурентоспособные кадры, поднимут его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Субсидирование как альтернативный источник финансирования профессионального образования. 74

Одним из главных принципов субсидирования является долевой характер. Государственные субсидии образовательных услуг - бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов на получение высшего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях. Интересен практический опыт субсидирования сферы высшего профессионального образования в Англии, где активно используются следующие методы субсидирования: целевые образовательные гранты; стипендии; дополнительная финансовая помощь (bursary). Государственное субсидирование предполагает бюджетный характер. Расходы федерального бюджета на систему высшего профессионального и среднего профессионального образования условно могут быть представлены в виде совокупности двух составляющих:

1. Объем финансирования, определяемый, исходя из расчета затрат на одного обучающегося студента;

2. Иных бюджетных ассигнований, в том числе и выделяемых на содержание основных фондов, на материально-техническое оснащение образовательных учреждений, проведение научных исследований и на прочие нужды. Говоря об ассигновании, мы понимаем выделение средств из федерального бюджета. Однако если эта система будет принята на государственном уровне, то ничто не мешает распространить ее на уровень регионов и муниципаль-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Экономика

ных образований. Если муниципальные власти заинтересованы, к примеру, в учителях, то они могут выделить средства и подобрать достойных кандидатов на обучение. Причем именно среди тех, кто не может поступить по общему конкурсу из-за слабой подготовки, или, например, среди тех, кто может поступить по общему конкурсу, но не имеет денег на проживание. В этом случае местные власти по окончании института получают готового специалиста для работы в своем регионе. Срок же отработки будет определяться договором в каждом конкретном случае или же на основании принятого образца. Таким образом, рынок субсидий будет более целевым, поскольку сам регион или муниципалитет лучше может определить потребность в тех или иных квалифицированных кадрах, чем центр.

Возможность делегирования функций по выбору направления выделения субсидий и формированию учебных мест региональным органам является другой особенностью государственной системы субсидирования. Поскольку одной из главных целей установления системы субсидирования является привлечение специалистов к работе в непопулярных секторах экономики, логичным является ограничение списка сфер образования, по которым будут предоставляться субсидии (педагоги, врачи и другие специальности). Таким образом, государственное субсидирование как дополнительный источник деятельности автономных образовательных учреждений сферы образования включает в себя следующие элементы: бюджетный источник, заключение трехстороннего договора и необходимость возвращения субсидии отработкой определенного срока по направлению, заказанному государством. Государственная субсидия поддерживается за счет федерального, регионального бюджетов и средств муниципальных образований.

Средства населения, предприятий и других инвесторов могут выступать источником частных субсидий на образование. Причем они могут принимать как чистую, так и смешанную форму (с участием государства). Смешанная форма может создаваться на основе специально организованных фондов, которые могут быть федерального или же регионального уровня. Предполагается, что помимо бюджетных средств здесь будут аккумулироваться и частные. На базе таких фондов могут возникнуть формы частногосударственного взаимодействия в области образования. Фонд может представлять собой структуру, в обязанности которой будет входить аккумулирование средств и принятие решений об их передаче тому или иному лицу, а также рассмотрение особых статей договора (например, о сроках возвращение субсидии). Механизм участия в таких фондах частных фирм представляется таким: компания предает средства в субсидиарный фонд, который в свою очередь обеспечит ее в нужное время необходимыми

специалистами. Данная форма взаимодействия государства и бизнеса поможет стабилизировать трудовой рынок, а также привлечет дополнительные средства, что облегчит нагрузку на бюджет (делая более доступной данную систему для небогатых регионов) или же высвободит дополнительные деньги на выдачу субсидий. Частные средства на предоставление субсидий (так называемые гранты) могут стать распространенной практикой автономных учреждений, которые, обладая большей самостоятельностью, могут эффективно удовлетворять потребности рынка труда необходимым количеством квалифицированных специалистов.

Внедрение системы субсидирования невозможно без погашения бюджетных задолженностей перед высшими учебными заведениями и без обеспечения стабильного повышение уровня бюджетных расходов на образование, создания условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу образования за счет формирования системы налоговых льгот и преференций для благотворителей и инвесторов, вкладывающих средства в образование, образовательных организаций. Что касается регионального уровня, то здесь также представляется целесообразной организация работы по принятию региональных нормативных актов и актов муниципальных образований в части утверждения региональных и местных нормативов бюджетного субсидирования образования с учетом региональных и местных особенностей.

Страхование в образовании способствует обеспечению непрерывного, качественного и доступного образования населения Республики Татарстан, созданию ресурсов для повышения материального благосостояния и социальной защиты работников образовательной сферы, защиты имущественных интересов сфер образования. Поиск новых форм финансирования высшего образования стимулирует расширение рынка платных образовательных услуг, в том числе через страховой рынок. Отсутствие специальных нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровне сдерживает возможность применения данного инструмента в качестве альтернативного источника финансирования в республике. Необходимо: разработать четкий механизм создания, функционирования и управления страховыми образовательными фондами; активно информировать потенциальных клиентов образовательных страховых фондов (родителей, работодателей, страховые компании, работники образовательных учреждений) о привлекательности данного механизма. Страхование в системе образования позволит обеспечить равную доступность для всех слоев населения региона; станет инструментом социальной поддержки работников сферы профессионального образования и дополнительного финансирования системы образования региона.

75

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Экономика

Исследование действующего механизма бюджетного финансирования учреждений образовательной сферы позволяет сделать вывод о наличии серьезных недостатков и проблем, связанных, в том числе, с ограниченностью реальных финансовых свобод, неэффективной организационно-правовой формой и отсутствием финансово-экономического механизма, адекватного современным рыночным условиям.

Литература:

1. Балашов А.В. Привлечение средств оплаты образовательных услуг через страховой рынок // Университетское управление: практика, анализ.

- 1998 г. - № 1. - С. 64-68

2. Миргалеева И.В. Формирование процесса управления автономными учреждениями системы образования. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 221 с.

3. Миргалеева И.В. Финансовый механизм управления образованием в регионе. - Йошкар-Ола: Изд-во МарГТУ, 2009. - 226 с.

4. Миргалеева И.В. Социально-экономические условия реформирования образования в РТ // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». - 2008. - № 3(41). - С. 106-108.

5. Миргалеева И.В., Жилина Н.Н. Региональная модель развития образования // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». - 2008.

- № 4(42). - С. 85-87.

6. Миргалеева И.В. Международный опыт развития финансово-экономического механизма системы образования // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». - 2009. - № 5(49). -С. 109-113.

Development of Market Mechanisms of Financial Support of Education

I. Mirgalieva

The Institute of Economics, Management and Law

The paper analyzes the implementation of market mechanisms offunding the activities of educational institutions aiming at innovational development not only of educational sphere, but economy in general. Top mechanisms among them are state support of student loans for getting professional education, insurance, financing.

Key words: education, financial mechanism, insurance.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.