рекламу средств;
• Удобство. RFM - сегментацию можно использовать как для интернет - магазинов (для рассылки и прямого маркетинга), так и для некоммерческих организаций;
• Лояльность. С помощью RFM - анализа можно уменьшить негативные моменты в работе с клиентами за счёт контролируемого таргетинга.
К минусам RFM - анализа относятся:
• Клиентская база. Успешность сегментации опирается на историю заказов и саму базу данных компании;
• Цикличность покупок. Сегментация плохо подходит для компаний, которые только единожды продают свой товар;
• Опыт сделок. Для того, чтобы RFM-анализ позволял получить сегменты покупателей - ему необходимо базироваться на истории сделок. Из - за этого нельзя предсказать поменяет ли покупатель сегмент в будущем или будет оставаться в своем;
• Сложность расчетов. Для того, чтобы рассчитать RFM сегменты нужно специальное ПО, так как при каждом установленном цикле происходит полный анализ базы данных, на основании которой потом и строятся RFM - оценки;
Список использованной литературы:
1. Железнова А. А., Лукьянова Н. Ю. Методика RFM-анализа клиентов торгового центра // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №5.1. - С. 34-36. - URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1562/ (дата обращения: 10.01.2020).
2. Шуклина З. Н., Уткина В. А., Прошина О. С. Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 483-488. - URL https://moluch.ru/archive/148/41843/ (дата обращения: 10.01.2020)
© Гончарук С И., Воробьёв С.П., 2020
УДК 338.46
Колодина К.И.
Оренбургский государственный университет
РАЗВИТИЕ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Аннотация
Данная статья содержит обзор рынка услуг дошкольного образования на примере Оренбургской области. В статье анализируются возможности повышения конкуренции на рынке дошкольного образования.
Ключевые слова
дошкольное образование, частно-государственное партнерство, социальная политика.
DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION MARKET IN THE REGION
This article provides an overview of the market of services of preschool education on the example of the Orenburg region. The possibilities of increasing competition in the market for pre-school education.
Современное общество ставит перед образовательной системой государства задачи, результатом решения которых должно стать гарантированно новое качество уровня образования, основными характеристиками которого являются гибкость, мобильность, инновационность.
Образовательная система самой первой ступени - дошкольного образования остается обособленной, несмотря на присутствие в ней частных детских садов.
Возможность реагирования на демографические спады и всплески должна характеризовать гибкость дошкольного образования, но это пока невозможно.
Поиск альтернативных вариантов обеспечения доступности дошкольного образования в периоды всплесков рождаемости предполагает привлечение частного сектора - как негосударственных дошкольных учреждений, так и индивидуальных предпринимателей (частных детских садов).
Развитие рынка услуг дошкольного образования позволит потребителю- родителям выбирать уровень, объем и качество дошкольных образовательных услуг [5].
Со стороны государства разрабатываются и внедряются специальные организационно-экономические модели, осуществление которых позволяет государству финансировать негосударственный сектор дошкольного образования.
Одной из таких моделей является модель частно-государственного партнерства, когда государство и частный бизнес вместе решают актуальные социально-экономические проблемы.
Формирование частного дошкольного образования происходит в рамках личностно-ориентированной парадигмы, а частные негосударственные образовательные учреждения заняты решением сложнейшей педагогической задачи по созданию условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания, что определяет их как педагогические экспериментальные площадки по внедрению в дошкольное образование актуальных методов и технологий.
Повышение рождаемости обострило проблему недостатка детских садов, которые были ликвидированы на местах, а помещения, которые они занимали - переданы либо под начальные школы, либо проданы. В таблице проанализированы особенности развития дошкольного образования в Российской Федерации за последние 25 лет.
Таблица 1
Дошкольное образование в Российской Федерации в период с 1990 по 2018 год [8]
Этап Особенности этапа и тенденции
Начало 90-х годов Количество ДОО достигает 88000. Большей частью детские сады принадлежат ведомствам, что обеспечивало наполнение материальной базы. 66% детей посещают дошкольные образовательные учреждения
Середина 90-х годов Идет сокращение числа садов из-за их передачи государству (муниципалитетам), отсутствие возможности их финансирования стало причиной ежегодного закрытия и перепрофилирования 4-5 тысяч детских садов. Количество детей, посещающих ДОО снизилось до 55%. Государство отреагировало на недостаток ДОО предоставлением неоплачиваемого отпуска родителя до достижения ребенком 3 лет. Выросла родительская плата за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения
Конец 90-х - начало 2000 годов Начинается выход из кризисной ситуации, темпы сокращения числа ДОО снижаются: например, в 2002 году было закрыто чуть более 1000 детских садов. 56% детей дошкольного возраста посещают детский сад, особенно востребованы группы младшего и ясельного возраста (до 3 лет)
2005 - 2010 годы Повышается рождаемость, появилась проблема недостатка детских дошкольных образовательных учреждений
2011 - 2016 гг. Кризис в дошкольном образовании. Охват детского населения местами в детском саду составляет 63%, но количество необходимых мест в ДОО не обеспечивается возможностями дошкольного образования. Начинается строительство новых детских садов, государство предлагает разнообразить формы дошкольного образования.
Сегодня увеличилась наполняемость детских садов: если на 1 ДОО в 2010 году приходилось 119 детей, то в 2018 - 148. Особенно нуждаются в предоставлении места в детском саду родители из небольших городов и сельской местности [5].
Государственная политика в дошкольном образовании состоит не только в перестройке современной системы дошкольного образования для соответствия ее требованиям времени, но и всемерном одобрении
государством частных инвестиций в дошкольное образование.
Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2019 года в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов по Оренбургской области было учтено 106,2 тыс. предприятий и организаций. Относительно уровня 2014 года их количество в регионе в 2018 году снизилось на 5,4 тыс. единиц (или на 4,8%). Вместе с тем, в сравнении с 2017 годом число действующих в регионе предприятий практически не изменилось (сокращение составило менее 1%), а количество официально прекративших деятельность компаний снизилось на 28,6% [7].
Таблица 2
Количество действующих, вновь созданных и ликвидированных организаций на территории
Оренбургской области [7].
Годы 2014 2015 2016 2017 2018
Количество действующих организаций
Всего, тыс. единиц 111525 114711 112011 106832 106155
В расчете на 1000 чел. населения, единиц 34,7 35,8 35,0 33,5 33,3
Количество вновь созданных организаций
Всего, тыс. единиц 11540 13088 12463 10833 10778
В расчете на 1000 чел. населения, единиц 3,6 4,1 3,9 3,4 3,4
Количество ликвидированных организаций
Всего, тыс. единиц 10004 12107 10696 16226 11582
В расчете на 1000 чел. населения, единиц 3,1 3,8 3,3 5,1 3,6
Таким образом, по структурным признакам современный уровень конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами в Оренбургской области является умеренным: вытеснение с региональных товарных рынков ряда организаций замещается количественно сопоставимым входом на них новых компаний. Так, на одну вновь созданную в 2018 году организацию в регионе приходилось 1,1 ликвидированных предприятий.
По итогам 2018 года уровень обеспеченности жителей Оренбургской области предприятиями на 1000 человек населения составил 33,3 единицы, что соответствует минимальному значению показателя за последние пять лет. Вместе с тем, в регионе наблюдается устойчивая тенденция сокращения обеспеченности населения организациями государственной и муниципальной формы собственности.
Таблица 3
Количество действующих организаций на территории Оренбургской области по формам собственности, единиц [7].
Годы 2014 2015 2016 2017 2018
Государственная и муниципальная форма собственности
Всего, тыс. единиц 4754 4616 4444 4263 4203
В расчете на 1000 чел. населения, единиц 1,5 1,4 1,4 1,3 1,3
Частная форма собственности
Всего, тыс. единиц 101723 105153 102648 97475 96265
В расчете на 1000 чел. населения, единиц 31,7 32,8 32,0 30,5 30,2
В абсолютном выражении количество предприятий государственного сектора региональной экономики в 2018 году к уровню 2014 года снизилось на 11,6%. В среднем за пятилетний период количество ежегодно ликвидируемых в Оренбургской области государственных и муниципальных предприятий в 3,2 раза превышало количество вновь создаваемых организаций данной формы собственности.
Тогда как в среднем на одну созданную в Оренбургской области организацию государственной или муниципальной форм собственности ежегодно приходилось 207 новых частных компаний [7].
Как результат, в условиях наращивания доли присутствия государства в российской экономике в целом в Оренбургской области за последние четыре года она фактически не изменялась. На протяжении 2015-2018 гг. удельный вес организаций государственной и муниципальной формы собственности в общем количестве организаций в регионе составляла 4,0%.
94.0% ■ 910% ' шМ - 913% 917% 916% 912% 90,7% ■
88.0.% ■
86.0%
810.%
810.% ■ 4>0% 4,0% 4,0%
80.0% 2014 2015 2016 2017 2018
Частная ФС
Гпгч'ляпсткянная {Чггтттгатта.тгьная^ ФС
11.0%
1 ио%
10.0%
9.0.%
8.0%
7.0%
6.0%
5.0.%
■Шй
3.0%
2.0.%
Рисунок 1 — Динамика удельного веса организаций государственной (муниципальной) и частной форм собственности в общем количестве организаций в Оренбургской области, процентов [7]
По предварительным данным, среди регионов Приволжского федерального округа в 2018 году в Оренбургской области доля предприятий государственной и муниципальной формы собственности минимальна.
Поддержка негосударственных дошкольных образовательных учреждений позволила обеспечить за 2014-2018 годы дополнительно 8% детей местами в детских садах, к 2020 году предполагается выйти на показатель 15% дополнительных мест.
Таким образом, государство пытается помочь частному бизнесу в образовании, законодательно регулируя негосударственные формы дошкольного образования и финансируя их на федеральном и региональном уровнях [5].
Существенным изменением стало уравнивание частного предпринимательства в образовании с государственным в правах и ответственности, предоставление финансовой поддержки и ряда налоговых льгот.
Поддерживают частные дошкольные образовательные учреждения и власти на местах, способствуя снижению сумм аренды под помещения для частных детских садов, заключая договора с частными детскими садами на предоставление подушевого финансирования. Законодательно определено, что субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку частным детским дошкольным образовательным учреждениям в виде: -финансовой помощи; -имущественной помощи; -информационной помощи; -консультационной поддержки; -налоговых льгот;
-размещения муниципального заказа на предоставление образовательных услуг.
Также предложено поддерживать частное дошкольное образование в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования персонала частных детских садов.
Действующая уже многие годы программа поддержки предпринимательства также определила сектор дошкольного образования как привилегированный, и бизнес-планы начинающих предпринимателей будут
~ 65 ~
финансироваться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Разрешено законодательно размещение детских садов (групп) в квартирах жилых домов, частных домах при их соответствии требованиям санитарных правил и норм.
Еще одной формой государственной поддержки стали налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей: предприниматель, зарегистрировавший ИП с видом деятельности в области предоставления образовательных услуг, имеет право на 0% ставку налога по УСН. Сроки таких каникул определяются регионами.
В настоящее время в Оренбургской области дошкольное образование и наблюдение за детьми обеспечивается в 484 образовательных учреждениях, из которых 388 - это дошкольные образовательные организации и 96 - общеобразовательные. Из 388 дошкольных образовательных организаций 364 (94%) находятся в муниципальной собственности, 8 организаций (2%) в федеральной собственности, 15 организаций (3,8%) в частной собственности [7].
Стандартом развития конкуренции предусмотрен целевой показатель: «Удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций (процентов)». На 1 января 2019 г. значение целевого показателя по Оренбургской области составляло - 3%.
Развитие рынка услуг дошкольного образования в Оренбургской области осуществляется путем обеспечения равного доступа к бюджетному финансированию по нормативу реализации программ дошкольного образования в образовательных учреждениях независимо от нормативно-правовых стандартов.
С 2014 г. Министерство образования и науки Оренбургской области предоставляет дотации из местного бюджета частным дошкольным учреждениям для приобретения учебно-методических материалов для проведения развивающих игр, а также для выплаты заработной платы обслуживающему персоналу. К сожалению, оплата коммунальных услуг и другие платежи по содержанию зданий не относятся к данной категории дотаций. Общий объем финансирования составил около 37400 тыс. руб. В 2018 г. в бюджете республики на эти же цели предусмотрено финансирование в размере 62500 тыс. руб.
В результате численность детей, посещающих частные дошкольные организации, за несколько лет увеличилась с двухсот до 1600 детей. Численность дошкольных учреждений частного сектора, применяющих стандарты дошкольного образования, увеличилась на 26,5%.
Наиболее успешно конкуренция на рынке дошкольного обучения развивается в г. Оренбурге. Администрация г. Оренбурга частным лицам предоставляет в безвозмездное пользование муниципальное имущество для организации дошкольного обучения и воспитания. Между муниципальными дошкольными учреждениями и индивидуальными предпринимателями заключено 27 договоров простого некоммерческого товарищества на передачу оборудования и оказания методической поддержки. В октябре 2018 г. было заключено соглашение о муниципально-частном сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем Ваниной И.С., предусматривающее безвозмездную передачу необходимого дошкольного имущества в муниципальное пользование сроком на 5 лет. Администрация г. Оренбурга обеспечивает финансирование содержания имущества частного партнера, за исключением расходов на текущий и капитальный ремонт. Комплектование детей осуществляется из муниципальной очереди по путевкам.
Вместе с тем, конкурентоспособность частных детских садов существенно уступает муниципальным, которые продолжают сохранять доминирующие позиции, прежде всего из-за ресурсной обеспеченности.
Частные детские сады не имеют стабильного массового спроса со стороны потребителей. На сегодняшний день, созданные места в частных детских садах остаются свободными, в связи с высоким размером родительской платы, снижающих спрос населения на предоставляемые услуги. Если в муниципальный детский сад родительская плата составляет в среднем 2,5 тыс. руб., то средняя стоимость услуг частного детского сада колеблется от 8 до 15 тыс. руб.
Развитию конкуренции должна содействовать система государственного и частного партнерства.
Возможности расширения системных механизмов рассматривалась на заседании Правительства Оренбургской области, прошедшем 24 ноября 2018 года.
Прежде всего, необходимо разработать механизмы по преодолению административных барьеров. В федеральном законодательстве отсутствуют нормы по финансовому обеспечению негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения. Для получения субсидии на оплату труда работников дошкольных учреждений, и приобретения материально-технической базы для проведения обучения негосударственных организаций должны выполнить процедуру перерегистрации в качестве некоммерческой организации, что ведет к дополнительным финансовым (15 тыс. рублей) и временным потерям (процедура перерегистрации занимает в среднем около 4 месяцев) [6].
Кроме того, для получения лицензии требуется выполнение всех необходимых требований к условиям санитарной и пожарной безопасности. Это требует многих предпринимателей дополнительных капитальных вложений. За последние годы существенные изменения внесены в СанПиН, также приняты СанПиНы для организации дошкольного образования в жилых помещениях. Вместе с тем, требования к нежилым помещениям, размещенным на первых этажах жилых домов, аналогии как для типового детского сада: необходимы пищеблок, прачечная, медкабинет. Исполнение требований к противопожарной безопасности для многих предпринимателей весьма затруднительно, и зачастую остаются невыполнимыми (требования к огнестойкости материалов здания, установка пожарного резервуара, противопожарные выходы и лестницы).
По итогам работы заседания Правительства Оренбургской области даны поручения Министерству образования и науки Оренбургской области по разработке «дорожной карты» по развитию ГЧП, созданию центра по методическому сопровождению негосударственных дошкольных учреждений, а также потенциальных частных партнеров, в сфере дошкольного обучения и воспитания. Органам местного самоуправления рекомендуется рассмотреть возможности по выравниванию стоимости услуг для потребителей путем финансирования частных садов расходов по оплате аренды помещений, коммунальных услуг и содержанию имущества в дошкольных учреждениях.
Предусмотренные мероприятия могут позволить отработать систему стимулирования, привлечения частных инвестиций в эту сферу, что может содействовать решению проблемы социальной устойчивости, повышению качества и развития конкуренции в сфере образования.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ от 7.05.2012г. №599 «О мерах по реализации государственной социальной политики»
2. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
4. Постановление Правительства РБ от 9 декабря 2014 г. № 616 «О нормативах финансового обеспечения получения дошкольного образования в Республике Башкорстан»
5. Антонюк А.С., Соловьев. Н.А. Состояние дошкольного образования в современных условиях модернизации системы образования // Экономика. Государство. Общество. - 2016 - №4. С.26-29.
6. Дапкунайте Е. И., Лукьянова А. А. Организационно-правовые аспекты деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций в современных социально-экономических условиях [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 24-28.
7. Федеральная служба государственной статистики - https://www.gks.ru/
8. Научная электронная библиотека - https://cyberleninka.ru/
©Колодина К.И., 2020