Научная статья на тему 'Развитие рынка транспортных услуг с использованием контрейлерных перевозок'

Развитие рынка транспортных услуг с использованием контрейлерных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1400
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНТРЕЙЛЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / АВТОПОЕЗД / ГРУЗ / ГРУЗООБОРОТ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ПЛАТФОРМА / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогавичене Л.И.

Предпринята попытка оценить перспективы развития контрейлерных перевозок в Российской Федерации. Уточнена сущность понятия, проведен сравнительный анализ видов контрейлерных перевозок, используемых на территории Европы, определены их недостатки и преимущества, а также описаны предпосылки развития таких перевозок в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the market of transportation services using piggyback transportation

The article includes a clarification of piggyback transportation essence; comparative analysis of existing types of piggyback transportation, using within Europe. The article also reveals advantages and disadvantages of piggyback transportation application as a combined type of transportation, as well as estimates the rationale and future development of piggyback transportation in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка транспортных услуг с использованием контрейлерных перевозок»

проблематика транспортных систем

УДК 338.656

Л. и. Рогавичене

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

развитие рынка транспортных услуг с использованием контрейлерных перевозок

Предпринята попытка оценить перспективы развития контрейлерных перевозок в Российской Федерации. Уточнена сущность понятия, проведен сравнительный анализ видов контрейлерных перевозок, используемых на территории Европы, определены их недостатки и преимущества, а также описаны предпосылки развития таких перевозок в России.

транспорт, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, контрейлерные перевозки, автопоезд, груз, грузооборот, объем перевозок, платформа, рынок транспортных услуг, экономика.

Введение

Роль транспорта в развитии экономики страны трудно переоценить. Транспорт является той уникальной инфраструктурной отраслью материального производства, без которой невозможно существование и развитие всех остальных отраслей народного хозяйства.

Целью настоящей статьи является определение перспектив развития контрейлерных перевозок в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

• уточнить понятие и сущность контрейлерных перевозок;

• выявить предпосылки развития;

• определить преимущества и недостатки контрейлерных перевозок;

• проанализировать объем перевозок грузов и грузооборота, осуществляемых железнодорожным и автомобильным транспортом;

• проанализировать использование контрейлерных перевозок в других странах;

• оценить текущее состояние и выявить перспективы развития контрейлерных перевозок на территории РФ.

5

Термин «контрейлер» («contrailer» - «con» от лат. «вместе» и «trailer» от англ. «тот, кто тянет, тащит») в американской интерпретации заменяется на «rail intermodal» или «piggiback».

Контрейлерные перевозки представляют собой комбинированные перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, осуществляются с помощью специализированных железнодорожных платформ для большегрузных автопоездов. Существуют различные виды контрейлерных перевозок, наиболее распространены перевозка автопоезда, полуприцепа или съемного кузова автомобиля на железнодорожной платформе (рис. 1).

Таким образом, контрейлерные перевозки реализуются двумя путями. Во-первых, это крепление колес автопоезда в глубоких зажимах на подушках на специализированной железнодорожной платформе. Тягачи с водителями следуют вместе с поездом, в котором предусмотрен пассажирский вагон. На станции назначения автопоезд самостоятельно выгружается и направляется к месту погрузки-разгрузки. Существенными недостатками такого пути реализации перевозок являются:

• необходимость включения в состав поезда пассажирского вагона для следующих водителей;

• человеческий фактор, так как требуется четкая явка водителей к месту загрузки.

И во-вторых, на железнодорожную платформу грузится полуприцеп или съемный кузов автомобиля, которые после доставки к месту назначения

ЙЗ1)

~Т7 ТУ —гггт

JH

DO пп п п

JH

ТУ п п о

и о о о

В

■ 11 rn I m 1111111111111111111111111111111 щ 11 гп 1111

ш

]

с

ШI

Ш2

II iHii W м mi mi м mi mi м mi mi in Minimi ми

Ш

c

iMiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniimiiii

Ш

а

б

в

6

Рис. 1. Автопоезд (а); полуприцеп (б); съемный кузов автомобиля (в) на железнодорожной платформе

встречает другой тягач и транспортирует непосредственно к грузополучателю. Преимуществом второго пути является отсутствие необходимости включения в железнодорожный состав пассажирского вагона, однако требуется содержать парк тягачей либо использовать услуги транспортных операторов.

Развитию контрейлерных перевозок способствует ряд объективных предпосылок.

1. Увеличение объемов перевозок грузов и грузооборота

Грузооборот железнодорожного и автомобильного транспорта в 19901995 гг. сократился на 40 %: с 6122 до 3688 млрд т-км, затем к 2011 г. он вырос до 4915 млрд т-км (рис. 2). Объем грузооборота 1990 г. до сих пор не достигнут.

Рис. 2. Динамика грузооборота железнодорожного и автомобильного транспорта в 1980-2011 гг., млрд т-км [5]

Статистические данные показывают, что объем грузооборота транспорта в России в 2012 г. вырос на 5 % по отношению к 2011 г. [5].

2. Рост цен на топливо

С 2008 по 2013 г. цены на дизельное топливо в России выросли на 56,16 %. На 1 января 2013 г. рост цен к январю 2012 г. составил 11,82 %.

3. Рост затрат на оплату труда водителей (рис. 3) [5]

4. Увеличение нагрузки на автомобильные дороги Контрейлерные перевозки, являясь комбинированным видом перевозок

грузов, имеют преимущества и недостатки, обусловленные характеристиками автомобильных и железнодорожных перевозок.

Преимущества:

• снижение логистических издержек за счет сокращения времени таможенного и пограничного контроля;

7

Рис. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

• снижение уровня загруженности автомобильных дорог;

• возможность доставки грузов в районы, где железная дорога является единственным связующим звеном;

• экономия топлива за счет сокращения расхода топлива на тонну перевозимого груза;

• возможность более быстрой и удобной доставки грузов;

• снижение рисков повреждения грузов в процессе перевозки;

• уменьшение нагрузки на автомобильные дороги и износа дорожного покрытия;

• увеличение срока эксплуатации автотранспортных средств;

• сокращение числа дорожно-транспортных происшествий;

• существенное снижение загрязнения окружающей среды;

• реализация принципа «от двери до двери».

Недостатки:

• необходимость приобретения специальных железнодорожных платформ и строительства требуемой инфраструктуры;

• необходимость перевозки значительной нетоварной массы - тягача, прицепа, полуприцепа;

• необходимость перевозки водителя (в некоторых случаях);

• ограничение по высотным габаритам путей следования грузов;

• отсутствие правовой базы для осуществления контрейлерных перевозок в России.

8

Использование контрейлерных перевозок дает синергетический эффект железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивает безопасность, надежность и мобильность перемещения грузов.

Предпосылки, благоприятно влияющие на развитие контрейлерных перевозок в России:

• возможность эффективного использования накопленного мирового опыта;

• наличие развитой железнодорожной сети и терминалов общего пользования;

• меньшие, чем в странах Евросоюза, габаритные ограничения.

Общий объем грузооборота транспорта в России за 2012 г. составил

4998,1 млрд т-км, из них 44,5 % приходится на железнодорожный транспорт, 5 % - на автомобильный, 2,5 % - водный, 0,1 % - воздушный, 48 % - трубопроводный [5].

По данным ОАО «РЖД», с помощью контрейлерных перевозок можно перемещать промышленные товары и товары массового потребления. По предварительным подсчетам, в течение одного года таким способом можно было бы перевезти 40 млн т разных грузов, т. е. около 2 млн транспортных средств [2].

В странах Евросоюза контрейлерные перевозки активно развиваются и составляют около трети всех железнодорожных грузовых перевозок. Так, объем контрейлерных перевозок составляет около 70 млн т в год, количество маршрутных отправок - около 21,5 тыс. [1].

По данным транспортного портала Trans-Atlas данный вид перевозок хорошо развит в европейских странах, таких как Австрия, Швейцария, Германия [4]. В США, Канаде, Германии контрейлерные перевозки получили развитие 30-40 лет назад, их ежегодный прирост составляет около 20 %. Для сокращения экологической нагрузки на окружающую среду (снижение выбросов СО2) и нагрузки на автодороги правительства европейских стран уделяют большое внимание развитию таких перевозок и финансируют соответствующие проекты. Железнодорожному транспорту за совершенные контрейлерные перевозки предоставляется государственная финансовая дотация, поскольку для железнодорожного транспорта они являются убыточными.

В таблице приведен сравнительный анализ систем контрейлерных перевозок в некоторых европейских странах.

В 2011 г. Российские железные дороги получили опыт использования контрейлерных перевозок, когда ОАО «РЖД» совместно с Финскими железными дорогами выполнило ряд пробных поездок по маршруту Хельсинки -Санкт-Петербург - Москва.

По данным от экспертов ОАО «РЖД» [2], структура затрат при реализации проекта контрейлерных перевозок будет иметь следующий вид:

• строительство контрейлерного терминала - 53-64 %;

• строительство железнодорожной инфраструктуры - 15-18 %; 9

9

от

Зарубежные системы контрейлерных перевозок

Система и страна использования Краткая характеристика Преимущества Примечание

Cargo Speed -Великобритания Каждый вагон состава останавливается над всплывающем механизмом, который поднимает и поворачивает платформу либо на 36° против часовой стрелки, либо на 144°-по часовой. При погрузке грузовик пересекает данную платформу, на ней фиксируется полуприцеп и освобождается от тягача. При разгрузке тягач подъезжает к повернутой с полуприцепом платформе, закрепляет его и отправляется с терминала 1. Не требуется использовать кран для погрузки или разгрузки полуприцепов; 2. Сокращаются потери времени тягача и ж/д состава; 3. Точное позиционирование вагонов, прибывающих на терминал; 4. Использование обеих сторон рельсового пути Финансируется Европейской комиссией и прикреплен к программе Key Action Land Transport and Marine Technologies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Flexi Waggon -Швеция Уникальная конструкция специализированного вагона («гибкий вагон») позволяет водителю самостоятельно производить операцию. Водитель нажимает кнопку на платформе, которая выдвигается в сторону относительно ж/д полотна, опускаются механические трапы (спереди или сзади платформы) и происходит погрузка или разгрузка транспортного средства 1. Применяется для грузовых автомобилей, автобусов, вагонов, контейнеров, частных автомобилей; 2. Не требуется строить специализированные терминалы; 3. Существенно сокращаются потери времени из-за простоя подвижного состава; 4. Погрузка и разгрузка возможна на любой твердой поверхности, способной удержать вес автомобиля с грузом; 5. Погрузка и разгрузка возможна в обе стороны относительно ж/д полотна; 6. Не требуется двигаться задним ходом; 7. При том же весе вагона грузоподъемность составляет 50 т, по сравнению с 44 т для аналогичных решений; 8. Допускается движение на высоких скоростях (до 120 км/ч) Погрузка или разгрузка тягача с полуприцепом занимает 10-15 мин

IT

Система и страна использования Краткая характеристика Преимущества Примечание

Modalohr -Франция Платформы состава оснащены специальным поворотным механизмом. Тягач с полуприцепом пересекает платформу и отцепляет полуприцеп, который возвращается в положение 0° относительно ж/д полотна 1. Не требуется использовать кран для погрузки или разгрузки полуприцепов; 2. Сокращение потерь времени тягача и ж/д состава; 3. Точное позиционирование вагонов, прибывающих на терминал; 4. Не требуется перевозить тягач; 5. Нет необходимости включать в состав пассажирский вагон для водителей Продолжительность погрузки или разгрузки всего состава на терминале не превышает 1 ч

Cargo Beamer -Германия Полуприцеп паркуется на подготовленную железнодорожную платформу в форме ванны, перемещаемую затем вместе с грузом на ж/д состав 1. Не требуется переоборудовать полуприцепы; 2. Не требуется использовать кран; 3. Погрузка всех существующих полуприцепов; 4. Нет периода ожидания тягачей, так как имеется возможность покинуть терминал сразу после отцеп-ления полуприцепа; 5. Минимальные периоды простоя ж/д состава; 6. Можно использовать на электрифицированных участках дороги; 7. Меньшая площадь терминала; 8. Сокращение времени перегрузочной операции при транспортировке по железной дороге разной ширины Требуется всего 15 мин для погрузки и разгрузки всего состава. Европейская комиссия финансирует проект Efficient Semi-trailer Transport on Rail Baltica (ESTRaB) с целью испытания и внедрения технологии на рынок

• подвижной состав - 11-26 %;

• погрузочно-разгрузочная техника - 0,3-0,4 %.

Средний период окупаемости вложенных инвестиций составит около 7-8 лет.

Шаг в будущее сделан в декабре 2012 г., когда со стапелей вагоностроительного предприятия сошла уникальная для нашей страны железнодорожная платформа со сниженным уровнем пола - 1100 см до железнодорожного полотна. На данную платформу можно грузить как контейнер, так и контрейлер.

Заключение

Согласно трехстороннему соглашению между ОАО «РЖД», ЗАО «Евросиб СПб - транспортные системы» и ООО «Инновационное вагоностроение», планируется изготовить не менее 1000-1500 платформ. Завод-изготовитель -ОАО «Рузхиммаш», входящее в промышленный холдинг транспортного машиностроения ОАО «Русская корпорация транспортного машиностроения» [2].

В перспективе планируется формирование поездов и новых вагонов-платформ, которые будут осуществлять грузоперевозки в двух направлениях: Финляндия - Россия и Европа - Беларусь - Россия - Казахстан.

В рамках транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. [3] необходимо создать программу по расширению контрейлерных грузовых перевозок и реализации мер государственной поддержки, чтобы сделать контрейлерные перевозки рентабельными для бизнеса.

Библиографический список

1. Информационный портал логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.loglink.ru.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581185.

3. Транспортный портал Trans-Atlas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.multimodal.trans-atlas.net/rus/.

4. Российские железные дороги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.

rzd.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

© Рогавичене Л. И., 2013

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.