Научная статья на тему 'Развитие рынка поисковой оптимизации в России'

Развитие рынка поисковой оптимизации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / SEO / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕРНЕТ / ВЕБ-САЙТ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / SEARCH ENGINE OPTIMIZATION / SEARCH SYSTEMS / INTERNET / WEBSITE / ONLINE ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагаров Бато Жаргалович

В статье рассмотрена эволюция развития поиска информации в Интернет от появления первых каталогов веб-сайтов до поисковых систем, учитывающих значимость веб-страниц и специфику поведения их посетителей. Проведен анализ борьбы поисковых систем с поисковой оптимизацией веб-сайтов. Выявлены негативные последствия развития данной сферы, в частности искажение результатов поисковой выдачи и появления множества веб-сайтов не имеющих информационной ценности. Выделены сегменты рынка поисковой оптимизации веб-сайтов и их особенности. Показаны основные направления монетизации сегментов рынка поисковой оптимизации. В заключение отмечены основные тенденции развития этого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the market of search optimization in Russia

The article covers web search evolution from the appearance of the earliest website catalogues up to search systems having a focus on importance of websites and behavior peculiarities of users. The article analytically traces how search systems have been hampering website search optimization. The article reveals negative consequences of development of, in particular, search results distortion and the appearance of numerous non-informative websites. The article highlights the search optimization market segments and their features. The article indicates main aspects of monetization of the search optimization market segments. The article ends up with making out basic tendencies in development of this market.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка поисковой оптимизации в России»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 9 • сентябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

развитие рынка поисковой оптимизации в россии

Тагаров Б.Ж. 1

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрена эволюция развития поиска информации в Интернет от появления первых каталогов веб-сайтов до поисковых систем, учитывающих значимость веб-страниц и специфику поведения их посетителей. Проведен анализ борьбы поисковых систем с поисковой оптимизацией вебсайтов. Выявлены негативные последствия развития данной сферы, в частности искажение результатов поисковой выдачи и появления множества веб-сайтов не имеющих информационной ценности. Выделены сегменты рынка поисковой оптимизации веб-сайтов и их особенности. Показаны основные направления монетизации сегментов рынка поисковой оптимизации. В заключение отмечены основные тенденции развития этого рынка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поисковая оптимизация, SEO, поисковые системы, Интернет, веб-сайт, интернет-экономика.

The development of the market of search optimization in Russia

Tagarov B.Zh. 1

1 Baikal State University, Russia

введение: эволюция поисковых систем

Вначале 1990-х, когда сеть Интернет начала делать первые шаги, вебсайтов было немного и их перечень можно было найти на сайте, размещенном на сервере ЦЕРН (Европейская организация по ядерным исследованиям), который поддерживал Тим Бернес-Ли1. С помощью этого ресурса пользователь Интернет мог найти любой нужный ему веб-сайт. В этот период развития Интернет он представлял интерес только для весьма узкой группы специалистов.

Через некоторое время, когда количество пользователей Интернет и интернет-ресурсов стало довольно велико, создание удобной навигационной системы стало коммерчески привлекательным проектом. Это привело к появлению мощных интернет-каталогов, сортирующих вебсайты по различным признакам и обладающих внутренней поисковой

1 Тим Бернес-Ли - глава Лаборатории информатики в Массачусетском технологическом институте, один из создателей Интернет, автор протокола HTTP, локатора URL, языка HTML.

системой, которая помогала посетителям каталога в нем быстро сориентироваться. Самым популярным каталогом в данный период времени был каталог Yahoo! [1].

Количество веб-сайтов в Интернет быстро росло и система навигации, основанная на поиске сайтов в структурированных каталогах, уже не могла удовлетворить возрастающие запросы пользователей2. Рост спроса на информацию и развитие технологий привели к возникновению программ, умеющих искать сайты в Интернет. Поэтому у интернет-каталогов появились конкуренты в лице поисковых систем, таких как: «Magellan», «Inktomi», «AltaVista» и пр. Кроме того, крупнейшие каталоги сами стали дополняться поисковыми машинами.

Борьба между поисковыми системами усиливалась. Должна была победить та система, которая наилучшим образом умела делать следующее: во-первых, быстро находить нужные пользователю веб-страницы; во-вторых, находить веб-страницы, содержание которых соответствует потребности пользователя; в-третьих, находить веб-страницы с качественной информацией. Другими словами, поисковая система должна быстро определить наиболее качественный релевантные веб-страницы и выдать их список пользователю. Первые поисковики при определении результата поисковой выдачи использовали анализ внутреннего содержания веб-страницы. Это позволяло, например, на основе анализа наличия искомых слов или фраз на странице, проранжировать найденные сайты по степени релевантности запросу пользователя.

В 1996 году Ларри Пейдж и Сергей Брин, будучи студентами Стэнфордского университета, разработали алгоритм PageRank, позволяющий оценить качество и зна-

2 В 1997 году в сети Интернет насчитывалось более 1 миллиона доменных имен.

ABSTRACT:_

The article covers web search evolution from the appearance of the earliest website catalogues up to search systems having a focus on importance of websites and behavior peculiarities of users. The article analytically traces how search systems have been hampering website search optimization. The article reveals negative consequences of development of, in particular, search results distortion and the appearance of numerous non-informative websites. The article highlights the search optimization market segments and their features. The article indicates main aspects of monetization of the search optimization market segments. The article ends up with making out basic tendencies in development of this market.

KEYWORDS: search engine optimization, SEO, search systems, the Internet, website, online economics

JEL Classification: 033, 014, D83 Received: 21.07.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tagarov B.Zh. (batot0rambler.ru)

CITATION:_

Tagarov B.Zh. (2018) Razvitie rynka poiskovoy optimizatsii v Rossii [The development of the market of search optimization in Russia]. Kreativnaya ekonomika. 12. (9). - 1373-1384. doi: 10.18334/ce.12.9.39379

чимость веб-страниц на основании анализа внешний по отношению к ним факторов [2] (Page, Brin, 1999). Данный алгоритм был основан на простой идее: чем больше веб-страниц ссылается на данную веб-страницу, тем большей значимостью обладает информация, находящаяся на ней. При этом алгоритм также учитывал значимость ссылающихся веб-страниц3. В зависимости от объема и качества ссылочной массы каждой странице присваивался числовой показатель от 0 до 10. В 1997 году ими был зарегистрирован домен google.com и была запущена полноценная поисковая система Google, использующая алгоритм PageRank. Таким образом, поисковик Google смог дать пользователям более качественные результаты выдачи, чем конкуренты и вскоре занял лидирующее положение в данной сфере.

В России история поисковых систем началась в 1996 году, когда на поисковой системе Altavista был реализован поиск с учётом русской морфологии и запущены российские поисковые системы Рамблер и Апорт. В 1997 году начала свою работу поисковая система Яндекс, использующая поисковые алгоритмы во многом похожие на те, что были у Google. В частности, Яндекс также учитывал при ранжировании найденных веб-страниц в выдаче их ссылочную массу. В отличие от Google, Яндекс присваивал числовой показатель не отдельным веб-страницам, а веб-сайтам. Показатель, используемый Яндекс, был назван ТИЦ (тематический индекс цитирования). Таким образом, Яндекс смог дать своим пользователем не только релевантную, но и качественную информацию. Это помогло Яндекс обогнать Рамблер в 2001 году и стать лидером российского рынка в поисковом сегменте.

Как только Интернет стал местом пребывания большой массы людей, его коммерческий потенциал стал очевиден. При этом, несмотря на огромное количество вебсайтов, основной доступ к ним осуществлялся через поисковые системы. Поскольку работа поисковых систем, как и многих других информационных технологий, сопряжена с сильным действием эффекта экономии на масштабе, данный рынок быстро монополизировался. В частности, в США и в мире лидером стал Google, а в России -Яндекс. На конец 2017 года доля поиска Яндекс на российском рынки, включая поиск с мобильных устройств составила 51,7% [3]. Кстати, Россия, наряду с Китаем, является одной из немногих стран, где на местную поисковую систему приходится более половины рынка. Например, на конец 2017 года доля Google в Индии составила 94,55%, в

3 Похожий алгоритм использовал Робин Ли, основатель китайской поисковой системы Baidu.

ОБ АВТОРЕ:_

Тагаров Бато Жаргалович, доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики (batot0rambler.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Тагаров Б.Ж. Развитие рынка поисковой оптимизации в России // Креативная экономика. - 2018. -Том 12. - № 9. - С. 1373-1384. doi: 10.18334/ce.12.9.39379

Великобритании - 82,83%, в Австралии - 89,11%, в Германии - 86,47% [4] (Shestakov, 2018).

Поэтому одним из главных способов привлечения посетителей на веб-сайт стала его поисковая оптимизация или SEO (search engine optimization). SEO можно определить как действия по повышению позиций веб-страниц в выдаче поисковых систем по определенным запросам целевой аудитории пользователей для повышения посещаемости веб-сайта и получения дохода с его посетителей. Поскольку количество вебсайтов в Интернет постоянно увеличивалось, а поисковый рынок все больше монополизировался, то сложилась ситуация, когда тысячи сайтов стали конкурировать между собой за попадание на верхние позиции в выдаче. Важность поисковой оптимизации сайта стала расти и все больше интернет-магазинов и интернет-журналов, желая повысить качество продвижения своих веб-сайтов, стали выносить работу по SEO на аутсорсинг [5] (Kazarina, 2018). Таким образом, SEO выделилось в отдельный вид деятельности.

Борьба поисковых систем с SE0

Суть поисковой оптимизации заключается в определении работы алгоритма поисковой системы и изменении внутренних и внешних свойств веб-страницы таким образом, чтобы поисковая система посчитала, что она обладает высоким уровнем релевантности запросу пользователя и высокой значимостью.

Когда поисковые системы обладали довольно примитивным алгоритмом ранжирования, основанном на анализе текста веб-страницы, SEO основывалось на насыщении текста страницы ключевыми словами, оптимизации заголовков и прочих внутренних факторов, которые владелец сайта мог легко изменить. Это приводило к повышению ценности веб-страницы для поисковой системы, но снижало ее информационную ценность для реального посетителя.

После появления алгоритмов, учитывающих внешние факторы (количество и качество веб-страниц, ссылающихся на данную веб-страницу), российские SEO-специалисты начали искусственным путем повышать значимость веб-страниц. В основном использовались следующие методы:

1. Создание большого количества веб-сайтов и размещение на них ссылок на продвигаемую веб-страницу;

2. Размещение ссылок на продвигаемую веб-страницу за определенную плату на чужих веб-страницах;

3. Размещение ссылок на продвигаемую веб-страницу в комментариях, форумах и профилях на чужих сайтах (своеобразный спам).

Данные алгоритмы не могли отличить веб-страницу, обладающую действительно высокой информационной ценностью для пользователя, от веб-страницы, чьи параметры были искусственно улучшены SEO-специалистами. В результате, в верхние

позиции результатов поисковой выдачи стали попадать не наиболее качественные веб-страницы, а продукты SEO, которые не всегда приносили реальной пользы для посетителей.

Естественно, подобная ситуация не могла устроить владельцев поисковых систем, поскольку, благодаря деятельности SEO-специалистов, качество результатов поиска стало ухудшаться. В 2003 году Google стал понижать позиции веб-страниц за скрытый текст, содержащий ключевые слова, а также позиции веб-сайтов с неуникальным контентом [6]. В 2009 году Яндекс запустил алгоритм, направленный на борьбу с веб-страницами, использующими, например, автогенерацию контента и созданными только для продажи ссылочных мест [7] (Grohovskij, 2011).

Увеличение производительности вычислительных систем и интеграция поисковиков с браузерами позволила сделать поисковые системы «умнее» и улучшить их алгоритмы определения ценности веб-страницы для пользователя, что затруднило работу по поисковой оптимизации. Другими словами вывести в верхние позиции результата поисковой выдачи некачественную веб-страницу с помощью ее искусственного улучшения (тем самым «обманув» поисковую систему) стало гораздо сложнее. Улучшение алгоритма заключалось в появлении у поисковой системы способности учитывать поведение посетителя веб-страницы. Например, если посетитель задал определенный запрос, попал на данную веб-страницу, полностью прочитал ее и, через некоторое время, вернулся на нее снова, то алгоритм отметит ее высокую ценность и поднимет в результатах выдачи.

Специалисты по SEO смогли подстроиться и под данный алгоритм, введенный Яндекс примерно в 2012-2013 годах. С помощью специального программного обеспечения и работников, выполняющих определенные действия на веб-странице по их указаниям, они стали имитировать интерес посетителя к нужным им ресурсам снова вводя поисковые системы в заблуждение. В свою очередь, Яндекс и Google научили свои алгоритмы вычислять чересчур откровенные способы накрутки поведенческих факторов и понижать подобные веб-страницы в результатах выдачи.

В декабре 2013 года, руководитель отдела веб-поиска Яндекса, Александр Садовский, на конференции, посвященной продвижению сайтов IBC Russia, объявил, что в начале 2014 года коммерческие запросы перестают подвергаться манипуляциям вебмастеров, использующих закупку ссылок. То есть, ссылки, проставленные на коммерческие проекты, не смогут повлиять на ранжирование в поисковых системах [8]. Тем не менее, практика показала, что Яндекс до сих пор принимает во внимание количество и качество ссылающихся веб-страниц.

В целом, проблема негативного влияния SEO на работу поисковых систем до сих пор актуальна и вряд ли может быть решена в ближайшее время. Как только специалисты из Яндекс и Google создают новые алгоритмы, мастера SEO находят новые способы искусственного повышения позиций продвигаемой веб-страницы. Для борьбы

4

с ними поисковые компании скрывают алгоритмы поиска и постоянно их меняют4, но, поскольку речь идет о компьютерной программе, работа алгоритмов довольно быстро вычисляется.

Тем не менее, общее направление в совершенствовании алгоритмов поисковых систем вырисовывается довольно четко. В 2016 году Google подключил к действующему алгоритму самообучающуюся систему RankBrain. На основе анализа общего смысла контента, а не слов по отдельности, он позволил строить выдачу, более тонко соответствующую запросу пользователя. В этом же году Яндекс запустил алгоритм «Палех», основанный на работе нейронных сетей [9]. Развитие искусственного интеллекта, big data5 [10] (Kostin, 2017), вычислительных мощностей и интеграции информационных технологий в единую систему рано или поздно приведут к тому, что на первые позиции будут выдвигаться веб-сайты, обладающие наибольшей полезностью для данного пользователя в данный момент времени.

РынокSE0

К сожалению, в настоящий момент не существует какой-либо достоверной статистики доходов на данном рынке. Причиной практически полного отсутствия глубоких исследований в этой области является теневой характер сделок у большей части продавцов и покупателей услуг SEO и ссылочных мест. Несмотря на это, SEO-агентство «Ашманов и партнеры» сделало экспертную оценку российского рынка SEO. По их мнению, объем этого рынка в 2016 году составил 13 млрд рублей [11]. Исследовательская компания Borrell Associates оценила объем мирового рынка SEO в 2016 году в 613 млрд долларов, следовательно, на Россию приходится 0,03% от мировых трат на SEO [12]. Постараемся проанализировать качественный аспект SEO-рынка.

Коммерческую деятельность, связанную с SEO в России можно разделить на следующие сегменты.

1. Услуги по продвижению веб-страниц по заданным запросам.

Данный рынок можно назвать первичным, поскольку он напрямую направлен на удовлетворения спроса со стороны владельцев сайтов, привлекающих целевую аудиторию. Особенностями рынка услуг SEO является сильнейшая асимметрия информации между заказчиками и исполнителями, отсутствие гарантии достижения требуемого результата, большой временной лаг между оказанием услуг и изменением позиций продвигаемых веб-страниц в результатах выдачи, а также высокая степень уникальности каждой услуги с точки зрения ценообразования.

4 Например, компания Google в 2016 году официально отказалось от открытой публикации показателя PageRank и обнулила его у всех сайтов. Судя по всему, поисковая система Яндекс идет по стопам Google, поскольку последнее обновление показателя ТИЦ было сделало в ноябре 2017 года.

5 Социально-экономический феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в том числе и о человеческом поведении..

Асимметрия информации является результатом, во-первых, специфичности и сложности данного вида деятельности для заказчика (например, для предпринимателя - владельца интернет-магазина), во-вторых, отсутствия возможности контролировать работу SEO-специалиста, который, как правило, работает удаленно и, кроме того, работает творчески, что не позволяет применить какие-либо количественные показатели к оценке его труда, в-третьих, заказчику практически невозможно определить затраты исполнителя на закупку ссылок, копирайтеров и т.п., поскольку почти все подобные услуги заказываются неофициально.

Проблемы, связанные с асимметрией информации усугубляет тот факт, что разрыв во времени между инвестициями в продвижение и получением результатов от проделанной работы обусловлен спецификой работы поисковых систем. Дело в том, что индексация изменений внутренних и внешних параметров веб-страниц происходит не мгновенно, а занимает некоторое время (для ряда качественных и популярных сайтов, являющихся лидерами в своих нишах, существуют исключения) - от нескольких дней до нескольких недель. Это связано с огромным количеством интернет-ресурсов, которые нужно обойти поисковой машине. Кроме того, как Яндекс, так и Google не изменяет позиции веб-страниц сразу же после индексации найденных изменений, а делают это через определенные промежутки времени (как правило, раз в несколько дней). Если же продвигаемая веб-страница является новой, то ее продвижение может занять еще больше времени, так поисковые системы при равных условиях стараются отдавать приоритет уже существующим материалам.

С точки зрения микроэкономики, борьба между веб-страницами за повышение позиций в результатах выдачи очень похожа на олигополию, так как, несмотря на огромное количество сайтов, борьба за позиции в выдаче по заданному запросу в большинстве случаев ведется между несколькими игроками. Что еще более важно, конкуренты за заданный запрос, как и олигополисты, зависят друг от друга, поскольку каждый из них может повлиять на стоимость позиции в результатах выдачи [13] (Gorev, 2003). Например, один из игроков решает вложить в продвижение веб-страницы большую сумму денег, чем конкуренты (допустим, он закупает больше ссылок на данную страницу с более качественных сайтов). Тогда, при прочих равных условиях, чтобы вернуть свои позиции его конкурентам придется в свою очередь повысить затраты на SEO. Получается, что оптимальный размер затрат на продвижение зависит от уровня затрат конкурентов.

Из-за данных особенностей работы по поисковой оптимизации, в ситуации, когда заказчик может оценить качество оказанных услуг только через несколько месяцев после окончания работ, а соответствие цены работ потраченным усилиям SEO-специалистов и сложности выполняемой задачи оценить и вовсе практически невозможно, на рынке SEO наблюдается высокий уровень оппортунистического поведения исполнителей.

2. Рынок торговли местами для размещения ссылок.

Поскольку внешняя ссылочная масса веб-страницы является одним из главных характеристик ее качества для поисковых систем, рост числа продвигаемых веб-страниц привел к росту спроса на размещение ссылок на сторонних интернет ресурсах. В результате, размещение ссылок на продвигаемые веб-страницы стало довольно прибыльным бизнесом для владельцев веб-сайтов6. Это привело, во-первых, к появлению большого количества веб-страниц, созданных только для размещения подобных ссылок и не имеющих реальной информационной ценности, и, во-вторых, к появлению посредников (бирж ссылок), которые помогали автоматизировать взаимодействие продавцов и покупателей мест для размещения ссылок. В России лидерство в данном виде деятельности быстро захватила основанная в 2008 году ссылочная биржа Sape. В 2010 году появилась биржа Trustlink, созданная для закупки ссылочных мест крупнейшим в России автоматическим сервисом для продвижения веб-сайтов SeoPult.

Ссылочные биржи позволили закупать и продавать огромное количество мест для размещения ссылок без особых усилий как SEO-специалистам, так и владельцам веб-сайтов (им достаточно было разместить предоставляемый биржей программный код на своем ресурсе). Следствием этого стало снижение порога вхождения в данный рынок, еще больший рост сайтов-многостраничников и возникновение единой системы ценообразования на продажу ссылочных мест. Биржи существовали за счет комиссии со сделок с ссылками, поэтому их главной задачей было привлечения в свою систему максимально большого количества владельцев веб-сайтов. Одним из эффективных инструментов достижения данной цели стали партнерские программы. Биржа платила вебмастеру, привлекшему новый веб-сайт, 5-10% от дохода, который этот интернет-ресурс на бирже генерировал.

Упорядочивание рынка ссылочных мест с помощью бирж привело к появлению вторичного рынка ссылок. Дело в том, что хотя в целом цена размещения на веб-страницах формировалась на основе взаимодействия спроса и предложения, главным объективным ценовым ориентиром стало значение ТИЦ сайта и PageRank веб-страницы. Чем большее значение имели эти показатели, тем за большую цену можно было продать место на веб-страницы. Естественно, владельцы веб-сайтов, зарабатывающих на биржах ссылок, сами закупали ссылочную массу, чтоб улучшить ТИЦ и PageRank. Возникла интересная ситуация: огромное количество ссылочных мест закупалось не для продвижения веб-страниц, а для того, чтобы увеличить привлекательность вебсайтов для продажи ссылочных мест. Причем, чем быстрее рос рынок SEO, тем большая доля продаж приходилось на вторичной рынок продажи ссылочных мест.

Развитие рынка торговли ссылочными местами все сильнее нарушало работу поисковых систем, так как вывод веб-страницы в верхние позиции результата выдачи все

6 Веб-сайт, состоящий из нескольких тысяч страниц (например, каталог фирм), мог приносить своему владельцу 100-500 рублей в сутки. С появлением бирж ссылок такие сайты создавались десятками тысяч..

больше зависел не от повышения ее реального качества, а от бюджета, выделенного на закупку ссылочных мест. Кроме того, показатели ТИЦ и PageRank перестали отражать значимость веб-сайта. Поэтому Google и в особенности Яндекс стали бороться с данным явлением создав алгоритмы, определяющие качество ссылки (естественная она или купленная). В результате, позиции веб-сайтов, закупающих ссылочные места в чрезмерном количестве, были понижены.

Однако, эксперименты SEO-специалистов показали, что Яндекс не смог полностью отказаться от учета ссылочной массы. Данная мера поисковых систем вызвала появление нового вида ссылочных бирж, которые предлагали размещение «вечных» ссылок. Данные ссылки размещались на веб-страницах вручную и встраивались в текст таким образом, что были совершенно неотличимы от естественных. Лидерами в этом сегменте в России стали биржа Gogetlinks, Blogun, Miralinks и Rotapost.

Также необходимо отметить, что в настоящий момент с одной стороны конкуренцию, а с другой - помощь специалистам по SEO в закупке ссылочных мест оказывают сервисы по автоматизированному продвижению веб-страниц. Данные сервисы (SeoPult, WebEffector, RooKee, MegaIndex) позволяют осуществить продвижение по нужным запросам без глубоких специальных знаний.

3. Рынок обучения SEO.

Рост доходов на российском SEO-рынке и относительно невысокий порог вхождения сделал его привлекательным для множества людей. Так как специальной литературы по SEO не было, информацию об этом виде деятельности искали в Интернет [14] (Anohov, 2017). Спрос на нее, а также желание заработать на партнерских программах, породили специфический вид блогов и форумов, где в непрерывном режиме шло обучение SEO. Данные интернет-ресурсы зарабатывали на контекстной рекламе и комиссии от привлечения новых клиентов в ссылочные биржи. Простые рецепты заработка, предложенные опытными вебмастерами, увеличили количество желающих попробовать себя в SEO и связанных с ним рынках. Во многом, именно массовое обучение всех желающих монетизации веб-сайтов на SEO-рынке привело на него множество дилетантов и стало причиной создания огромного количества веб-сайтов не имеющих ценности для пользователей Интернет.

В заключение необходимо отметить, что в настоящий момент российский рынок SEO переживает качественные изменения. В связи с борьбой Яндекс и Google с накруткой количественных характеристик веб-сайтов спрос на ссылочные места стал резко падать и количество веб-страниц, созданных только для этих целей стало уменьшаться. Доля интеллектуальной составляющей в SEO увеличивается и постепенно дело идет к тому, что SEO-специалисты начнут превращаться в маркетологов, то есть их работа будет заключаться в максимальном повышении ценности веб-страницы для конечного пользователя и ее продвижении в созданных для потребителя интернет-ресурсах. В связи с совершенствованием системы борьбы с преступлениями в цифровой экономике уменьшается доля так называемого «черного» SEO (прямой обман

пользователей и владельцев веб-сайтов) [15] (Suhodolov, Ivancov, Borisov, Spasennikov, 2017). В целом расходы на SEO, в связи с бурным ростом интернет-сегмента как российской, так и мировой экономики по прогнозам Borrell Associates будут расти [12]. В частности, компания отмечает, что мировой рынок SEO вырастет к 2020 году до 4,66 трлн долларов.

Заключение

1. Востребованность SEO обусловлена монополизацией рынка поисковых систем и ограниченностью коммерчески востребованных позиций в результатах поисковой выдачи. В США и в мире лидером среди поисковых систем стал Google, а в России -Яндекс. На конец 2017 года доля поиска Яндекс на российском рынке, включая поиск с мобильных устройств, составила 51,7%.

2. Действие специалистов по поисковой оптимизации привели к тому, что в верхние позиции результатов поисковой выдачи стали попадать не наиболее качественные веб-страницы, а продукты SEO, которые не всегда приносили реальной пользы для посетителей. Поисковые системы стали бороться с этим и понижать позиции веб-страниц с искусственно улучшенными внешними и внутренними показателями. В результате, целью SEO постепенно становится создание веб-страниц, обладающих максимальной полезностью для данного пользователя в данный момент времени.

3. В ходе развития SEO-рынка постепенно сложились следующие его основные сегменты:

1) рынок услуг по продвижению веб-страниц по заданным запросам;

2) рынок торговли местами для размещения ссылок;

3) рынок SEO-образования.

4. Рынок SEO-услуг обладает высокой степенью асимметричности информации между заказчиком и исполнителем, что порождает оппортунистическое поведение SEO-специалистов (завышение цен и ухудшение качества услуг), а также наличие большого числа низкоквалифицированных продавцов.

5. Рост значимости ссылочной массы для продвижения веб-страниц и появление бирж ссылок вызвали ажиотажный спрос на места для размещения ссылок. Это привело к тому, что вебмастера стали создавать множество веб-сайтов, не имеющих реальной потребительской ценности и пригодных только для торговли на биржах ссылок. Причем, огромное количество ссылочных мест закупалось не для продвижения веб-страниц, а для того, чтобы увеличить привлекательность веб-сайтов для продажи ссылочных мест. Рост вторичного рынка ссылок стал причиной перепроизводства некачественных веб-сайтов и падения цен на ссылочные места.

6. Привлечению новых игроков на данный рынок способствовало также появления большого числа блогов, занимающихся обучением монетизации SEO и зарабатывающих на партнерских программах ссылочных бирж и рекламе.

ИСТОЧНИКИ:

1. История Yahoo: Как вереница гендиректоров и бесконечные приобретения чуть не

погубили компанию. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/12468-yahoo-story.

2. Page L., Brin S. The PageRank Citation Ranking: Bringing Order to the Web // Technical

Report. Stanford InfoLab. - 1999. - p. 17.

3. Доля поиска «Яндекса» в Рунете рекордно упала, доля Google — рекордно подросла.

Roem.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://roem.ru/01-06-2017/251339/swifter-jack.

4. Шестаков О.О. Поисковое продвижение на западных рынках // Интернет-маркетинг.

- 2018. - № 2. - c. 96-108.

5. Казарина Л.А. Аутсорсинг функций как инструмент повышения конкурентоспо-

собности фирмы // Baikal Research Journal. - 2018. - № 1. - doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. SEO: как эволюционировала текстовая оптимизация?. Sostav.ru. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/evolyutsiya-tekstovoj-optimizatsii-29464. html.

7. Гроховский Л.О. Развитие отечественного рынка SEO: обзор периода 2000-2011 гг //

Интернет-маркетинг. - 2011. - № 2. - c. 94-103.

8. Не на кого сослаться. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL:https://lenta.ru/ articles/2013/12/11/nolink.

9. Какие тренды самого продвинутого в мире диджитал-рынка дошли до России.

Sostav.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/kakie-trendy-samogo-prodvinutogo-v-mire-didzhital-rynka-doshli-do-rossii-31706.html.

10. Костин К.Б. Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках// Российское предпринимательство. - 2017. - № 17. - c. 2451-2460.

- doi: 10.18334/rp.18.17.38251.

11. Рынок SEO будет трансформироваться - мнение экспертов. Sostav.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/kak-izmenitsya-rynok-seo-22224.html.

12. Report: Companies Will Spend $65 Billion On SEO In 2016. Mediapost.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mediapost.com/publications/article.

13. Горев В.П. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке // Известия Иркутской государственной экономической академии.

- 2003. - № 1. - c. 61-69.

14. Анохов И.В. От средств массового вещания к средствам массового соучастия // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - № 4. - c. 482-495. - doi: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).482-495.

15. Суходолов А.П. Иванцов С.В., Борисов С.В., Спасенников В.А. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использова-

нием информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - № 1. - с. 13-21. - doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(1).13-21.

REFERENCES:

Anokhov I.V. (2017). Ot sredstv massovogo veschaniya k sredstvam massovogo souchastiya [From Mass Broadcasting to Media Sharing]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 6 (4). 482-495. (in Russian). doi: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).482-495.

Gorev V.P. (2003). Strategicheskie konkurentnye preimuschestva firmy i puti ikh realizatsii na rynke [Strategic competitive advantages of a firm and the ways of their implementation in the market]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (1). 61-69. (in Russian).

Grokhovskiy L.O. (2011). Razvitie otechestvennogo rynka SEO: obzor perioda 20002011 gg [Development of the domestic SEO market: review of the period 20002011]. Internet Marketing. (2). 94-103. (in Russian).

Kazarina L.A. (2018). Autsorsing funktsiy kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti firmy[Outsourcing of Functions as a Tool of Increasing Company's Competitiveness]. Baikal Research Journal. 9 (1). (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).9.

Kostin K.B. (2017). Rol tsifrovyh tekhnologiy v prodvizhenii tovarov i uslug na globalnyh rynkakh [Role of digital technologies in promotion of goods and services in global markets]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (17). 2451-2460. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.17.38251.

Page L., Brin S. (1999). The PageRank Citation Ranking: Bringing Order to the Web Technical Report. Stanford InfoLab. 17.

Report: Companies Will Spend $65 Billion On SEO In 2016Mediapost.com. Retrieved from https://www.mediapost.com/publications/article

Shestakov O.O. (2018). Poiskovoe prodvizhenie na zapadnyh rynkakh [Search engine optimization in Western markets]. Internet Marketing. (2). 96-108. (in Russian).

Sukhodolov A.P. Ivantsov S.V., Borisov S.V., Spasennikov V.A. (2017). Aktualnye problemy preduprezhdeniya prestupleniy v sfere ekonomiki, sovershaemyh s ispolzovaniem informatsionno-telekommunikatsionnyh setey [Topical issues of preventing economic crimes committed with the use of information and telecommunication networks]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 11 (1). 13-21. (in Russian). doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(1).13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.