Ясно также, что текстильные предприятия, как и другие предприятия обрабатывающей промышленности, жизненно заинтересованы в кредитовании со стороны банков как на пополнение оборотных средств, так и на проведение технического перевооружения. И неоспоримой мерой поддержки отрасли в этом плане является субсидирование подобных кредитов со стороны федерального бюджета. В настоящее время, согласно правилам субсидирования, субсидии со стороны федерального бюджета для предприятий отрасли предоставляются в размере 2/3 ставки ЦБ РФ по кредитам на пополнение оборотных средств сроком до 1 года и по кредитам, направленным на техническое перевооружение, сроком до 5 лет.
Установленные короткие сроки кредитования являются для предприятий экономически невыгодными. Проведение существенных объемов инвестиций в отрасли за 5 лет и достижение окупаемости проекта за такой короткий срок объективно невозможно. Это не плановая модернизация, а «латание дыр». Ежегодные перекредитовки по кредитам на пополнение оборотных средств связаны с потерей предприятиями отрасли существенных сумм в виде комиссии банкам и выплат страховым компаниям.
При этом уже сами банки на фоне роста их устойчивости и выхода из кризиса, с одной стороны, и понимания необходимости снижения постоянных расходов предприятий отрасли на перекредитовки, с другой стороны, идут навстречу предприятиям в части увеличения сроков кредитования.
Так, для льнокомбината Вологодской области увеличены сроки кредитования со стороны Сбербанка РФ до 3 лет по кредитам на пополнение оборотных средств, а ОАО «Россельхозбанк» рассматривает предоставление инвестиционного кредита ОАО «Вологодский текстиль» сроком до 10 лет.
Поэтому задача срочного внесения изменений в правила субсидирования кредитов для предприятий отрасли в части увеличения сроков кредитов, подпадающих под действие субсидирования, является одной из первоочередных задач для поддержки со стороны государства.
Поскольку предприятия текстильной отрасли в силу своей специфики являются весьма энергоемкими, поскольку необходимо вложение существенных
затрат на продвижение продукции на отечественном рынке и за рубежом, не менее важной является возможность предоставления для предприятий-участников пилотных проектов субсидирования прямых затрат на энергоносители и продвижение продукции хотя бы на период инвестиционной фазы, т.е. самой сложной фазы в ходе реализации проектов.
В результате реализации пилотного проекта общий объем выпуска товарной текстильной продукции должен увеличиться до 8259 млн р. в год, выпуск готовых тканей - до 43,5 млн кв. м в год, прибыль должна превысить 2000 млн р.
В части сельскохозяйственного сектора планируется увеличение площадей посева льна до 20 тыс. га, валового сбора льносемян до 14 тыс. т, льноволокна до 34 тыс. т.
Успешная реализация пилотного проекта предусматривает высокий социально-экономический эффект по сельскохозяйственному и текстильному секторам: создание 2700 новых рабочих мест, рост заработной платы более чем в 4 раза, повышение производительности труда.
Только при условии последовательной реализации пилотных проектов, включенных в «Стратегию развития легкой промышленности...», наша текстильная промышленность способна избавиться от импортозависимости, перейти на выпуск конкурентоспособного и инновационного текстиля, увеличить производительность труда и объемы производства, а следовательно, занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках.
Список литературы
1. Долгосрочная целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 - 2012 годы»: утв. постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008, №1719.
2. Статистический ежегодник Вологодской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2009.
3. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.: утв. приказом Минпромторга РФ от 24.09.2009, № 853.
УДК 330.502
А.Н. Морозов, З.М. Магрупова, А.С. Еремеева РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛИЗИНГА НА ОСНОВЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ АКТИВОВ
В статье рассмотрены основные понятия, механизм и формы процесса секьюритизации активов, динамика развития рынка секьюритизации, на практических примерах обоснована специфика развития секьюритизации в России.
Лизинг, секьюритизация лизинга, лизинговые активы, лизинговые компании, лизинговые сделки, отрасли лизинга, ценные бумаги, фондовый рынок, управление рисками, эмиссия, инвестиции.
The paper considers basic concepts, mechanisms and forms of assets securitization, the dunamics of the securitization market, using practical examples substantiates the specifics of the securitization development in Russia.
Leasing, leasing securitization, leasing assets, leasing companies, leasing transactions, leasing industries, securities, stock market, risk management, emission, investment.
В последнее время среди источников финансирования все большее распространение получает такой механизм, как секьюритизация лизинговых активов. Это достаточно новый инструмент привлечения инвестиций, имеющий особое значение для развивающихся рынков.
Секьюритизация активов является одной из наиболее значительных финансовых инноваций. Возникнув всего лишь в конце 1970-х гг., этот инструмент уже захватил один из ведущих секторов рынка капиталов с оборотом в миллиарды долларов.
«Секьюритизация» происходит от английского securities - ценные бумаги и, тем самым, сразу указывает на фондовый рынок. Можно говорить о широком и узком понятиях секьюритизации. В первом случае речь идет о секьюритизации как о процессе расширения фондового рынка в мировом масштабе -тенденции разрастания рынка ценных бумаг, который захватывает все новые области на финансовом рынке. Во втором случае секьюритизация рассматривается как финансовый инструмент управления активами с целью минимизации рисков. Секьюритизация при этом рассматривается с точки зрения возможности трансформации неликвидных активов в ценные бумаги, обращаемые на вторичном рынке.
Стимулом развития секьюритизации можно справедливо считать распространение компьютерных и информационных технологий. Улучшение возможностей получения информации облегчило продажу размещаемых на рынке капитала ценных бумаг. Более низкие трансакционные издержки в результате развития компьютерных технологий позволили финансовым учреждениям при невысоких затратах формировать финансовый портфель из ссуд (например, ипотечных ссуд, т.е. закладных) различного номинала (зачастую менее 100 тыс. долл.). Номиналы и процентные платежи по «разнокалиберным» ссудам суммировались, после чего уже составляли единый номинал и единую величину процентных платежей, причитающихся по портфелю (пулу). Разделив портфель ссуд на стандартизованные части, финансовые учреждения могли затем продавать право требования на процентные и основные выплаты третьим лицам как обычные ценные бумаги. Таким образом, этот финансовый инструмент уже становится обращаемым.
Стандартизованные размеры появившихся в результате этого процесса новых финансовых активов делает их ликвидными ценными бумагами. А тот факт, что они фактически состоят из пакета ссуд, позволяет диверсифицировать риск, повышая, таким образом, их привлекательность. Финансовые учреждения, переоформляющие ссуды в ценные бумаги, получают прибыль за счет обслуживания ссуд (получения процентных и основных платежей по ссуде и последующей их выплаты владельцам этих ценных бумаг) и взимания комиссионных с третьей стороны за предоставление такой услуги.
Итак, с точки зрения управления рисками секьюритизация - это процесс распределения риска путем объединения прав требования в пул и затем выпуска ценных бумаг, обеспеченных данным пулом. Результат секьюритизации активов воплощается в ценных бумагах, обеспеченных пулом. Этими ценными бумагами могут быть облигации, акции или векселя, обеспеченные кредитными договорами либо другими причитающимися суммами.
На западе секьюритизация известна как ABS (от англ. asset-backed securitization - секьюритизация, обеспеченная активами).
Ценные бумаги, обеспеченные закладными, продолжают оставаться наиболее популярной формой секьюритизации. В настоящее время 2/3 всех закладных под жилье обращены в ценные бумаги. Ипотечные ценные бумаги, которые в англоязычной литературе называются MBS, являются лишь частным случаем ABS.
С развитием финансовых рынков, а также активными процессами глобализации секьюритизация начинает принимать все более разнообразные формы, в частности, реализуясь на рынке лизинговых активов.
Секьюритизация может применяться к различным активам, например, к будущим доходам от будущих продаж. ABS является одним из способов привлечения капитала, который базируется на технике обособления однородных активов с целью создания более или менее единого пула, с тем чтобы улучшить его общий финансовый рейтинг.
Секьюритизация является финансовой техникой, посредством которой владелец активов аккумулирует активы, которые будут в дальнейшем обеспечивать денежные поступления в портфель, и затем продает его предприятию по договору купли-продажи или по договору уступки права требования. Данное предприятие затем синхронизирует активы в пуле, под который выпускает ценные бумаги, после чего распространяет эти бумаги на рынке капитала, обслуживает их в течение всего срока действия и передает все полученные суммы владельцу. В этом смысле секьюритизация объединяет преимущества факторинга и финансирование путем эмиссии ценных бумаг.
Воспользовавшись договором факторинга, лизинговая компания может, соответственно, уступить право требования лизинговых платежей. Для аккумулирования средств, необходимых для покупки лизинговых контрактов, финансовый агент (SPV - Special Purpose Vehicle) будет выпускать ценные бумаги, покупателями которых будут инвестиционные банки, экспортно-импортные агентства и др.
Итак, SPV - компания (зачастую оффшорная), целью которой является покупка активов у их владельца, синхронизация активов в пуле и эмиссия и распространение ценных бумаг, обеспеченных этим пулом.
Следует отметить, что факт продажи портфеля имеет немаловажное значение, поскольку фактически
речь идет о передаче (или нейтрализации риска) банкротства. После продажи активов целевой компании их судьба больше не зависит от судьбы создателя: даже если он полностью разорится, выведенные активы останутся в целости и сохранности.
С этого момента главным действующим лицом, держателем портфеля активов выступает уже БРУ, которая и будет исполнять лизинговые контракты. Прежде чем покупать лизинговые контракты, проводится оценка ликвидности активов. Для этого в договоре купли-продажи или уступки прав по контракту предусматривается следующее:
- право возврата контракта;
- все обеспечение по первичному договору лизинга переходит БРУ;
-может быть выплачена сразу не вся сумма, а, скажем, 80 %.
Целевая компания подготавливает эмиссию собственных ценных бумаг. Обычно это долговые обязательства различного типа облигаций или векселей, обеспеченных предстоящими денежными поступлениями от купленных у создателя активов (лизинговых платежей). Как правило, для приобретения лизингового портфеля эмитируются акции или облигации. Новый собственник портфеля получает и распределяет поступления от лизинговых сделок.
Инвесторы, которые приобрели ценные бумаги новой компании, соответственно, получают долю от лизинговых поступлений. В результате этой операции для инвестора снижаются риски, поскольку новая компания обладает понятным и определенным набором активов с достаточно предсказуемыми поступлениями в виде лизинговых платежей; инвестиции осуществляются под конкретные, хорошо проверенные лизинговые сделки, по которым идут платежи, а не путем предоставления заемных средств лизинговой компании при выпуске необеспеченных ценных бумаг. В итоге за счет секьюритизации лизингодатель получает средства для новых лизинговых сделок, которые могут оказаться более выгодными по сравнению с банковскими кредитными ставками.
Секьюритизация позволяет повысить ликвидность рынка лизинговых услуг, увеличить объем свободных денежных средств для среднесрочного финансирования, поскольку обеспечивается более широкий выход на лизинговый рынок инвесторов в обход банков-посредников. Изначально появившись в США, секьюритизация сегодня широко распространена в Великобритании, Латинской Америке, Канаде, Европе и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 1).
С некоторого времени концепция секьюритизации начинает осваивать и российские просторы. Созданная осенью 2002 г. при Комитете Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам специальная рабочая группа призвана разра-
ботать законодательное обеспечение по секьюритизации, в результате чего возможно снизить стоимость заимствований для России и крупнейших российских компаний и способствовать появлению возможностей для менее рискованных капиталовложений [4]. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что возможны различные схемы реализации секьюритизации. Во многом это зависит от предмета секьюритизации, состава участников и характера передачи секьюритизируемого актива (рис. 2).
—э—США —в—Европа * Россия
Рис. 1. Динамика развития рынка секьюритизации (новые выпуски, млрд долл. США)
Кредиты 7,70 %
Лизинг 12%
MBS 19,10%
\
DPR 30,90 %
Кредитные • карты 10,80%
Автокредиты 19,40%
Рис. 2. Разбивка секьюритизаций по типам, Россия 2007 г.:
(Diversified Payment Rights, DPR) - выпуск облигаций;
MBS - ипотечные ценные бумаги
В будущем секьюритизация может стать мощным стимулом экономического прогресса, давая импульс к развитию таким секторам экономики, как банковское дело, жилищное и промышленное строительство, автомобильная промышленность и рынок потребительских товаров (рис. 3).
В среднем рост активов компаний в США составляет 8-12 %, что соответствует отношению к росту ВВП на уровне 3,5 - 4 %. Таким образом, при пересчете на Россию можно получить рост активов на уровне минимум 24 %.
ВВП Н Активы компаний
Рис. 3. Потенциал роста лизингового рынка, 2007 г.
2006-й год ознаменовался бурным развитием рынка секьюритизации в России. Развитие секьюритизации в России также началось с банковских активов. Только, в отличие от стран Запада, где первым и доминирующим классом активов всегда оставались ипотечные кредиты, в российской практике можно отметить иную специфику: дебютными активами для секьюритизации стали потребительские кредиты, автокредиты и платежи по кредитным картам [3, с. 34]. Первая сделка была реализована в 2004 г., когда Росбанк секьюритизировал поступления по кредитным картам. Вскоре успешному примеру последовали и другие российские банки, применив инструмент к новым активам: «Союз» (автокредиты), «Хоум Кредит» и «Русский стандарт» (потребительские кредиты), «Альфа-Банк» (платежные права). Первые пробные сделки по секьюритизации лизинговых платежей были также успешно апробированы в докризисный период [1, с. 19].
Первая сделка российской секьюритизации лизинга (т.н. «Красная стрела») была реализована весной 2006 г. группой лизинговых компаний (в т.ч. «Магистраль Финанс») по договорам лизинга с ОАО «Российские железные дороги». Стоимость сделки составила 12,573 млрд р., а в качестве предмета секьюритизации в сделке выступал портфель из семи лизинговых контрактов. Сделка «Красная стрела» -классический случай секьюритизации (true sale), при которой имеет место уступка прав требования по
договору лизинга и реальная продажа предмета лизинга. В результате секьюритизации были эмитированы обеспеченные еврооблигации сроком на 6 лет с доходностью 7,875 %; эмитентом облигаций выступила компания RAIL.
Вторая сделка российской секьюритизации лизинга была проведена летом 2007 г. Это был выпуск пятилетних евробондов, обеспеченных лизинговыми платежами компании ЗАО «Бизнес Альянс». В отличие от рассмотренной выше первой сделки true sale секьюритизации, эта сделка представляет собой пример синтетической секьюритизации, когда реальной продажи активов не происходит и они остаются на балансе лизинговой компании. Предметом секьюритизации в сделке выступали лизинговые платежи по текущим и будущим лизинговым контрактам от ОАО МОЭСК, а предмет лизинга - объекты городской инфраструктуры: линии электропередач, оборудование для городских энергосистем, залог которых выступал в структуре сделки в качестве дополнительного обеспечения. Доходность размещения составила 8,875 % [2, с. 29].
О том, что спрос на данный инструмент есть, говорят первые примеры проведенных сделок, а при оптимистичном сценарии развития событий можно было бы рассчитывать лет через семь на достойное место секьюритизации в числе инструментов заемного финансирования российской отрасли лизинга.
Список литературы
1. Об общих принципах секьюритизации и перспективах ее развития на российском рынке // Лизинг ревю. -2004. -№3.~ С. 3-32.
2. Солдатова, А.О. Секыоритизация лизинга: продолжение следует / А.О. Солдатова // Лизинг ревю. - 2007. -№6,-С. 3-36.
3. Солдатова, А.О. Секыоритизация лизинговых активов: марш-бросок в России / А.О. Солдатова // Лизинг ре-вю.-2006,-№4.-С. 3-40.
4. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
УДК 330. 378
Ю.М. Федорчук
МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА В ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭНДАУМЕНТ-ИНДУСТРИИ
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и управления целевым капиталом, выявления скрытых угроз и трудностей реализации, перспективы эндаумента в сфере образования.
Целевой капитал, инвестирование, эндаумент, управляющие компании.
The paper discusses theoretical and practical aspects of trust capital formation and management, identifies hidden dangers and difficulties of implementation and prospects for an education endowment.
Trust capital investment, endowment, management companies.