Развитие русской православной церкви в США Development of the Russian Orthodox Church in the USA
Нагорнова Татьяна Олеговна
Студент, ИГУ,
Россия, Иркутск nagornovatanya3101@gmail. com
Nagronova Tatyana Olegovna
Student, IGU
Russia, Irkutsk nagomovatanya3101@gmail.com
Аннотация.
Данная статья описывает развитие русской православной церкви в Америке, начиная с VIII века по настоящее время, зарождение церкви на Аляске и процесс формирования в условиях присвоение земли США и распространение по всей стране. Процесс развития православной отрасли в США был затруднен многими факторами: мигрантами, объединением с униатами, Первой мировой войной, сложными отношениями России с другими странами и влиянием протестантизма как основной религиозной ветвью. Главной особенностью православной церкви является ее уникальность в рамках других религиозных подразделений, ее постоянное развитие, несмотря на основополагающие идеи мессианства. В статье повествуется о нынешнем положении русской церкви США как о патриарших приходах на территории Мексики и Соединенных Штатов.
Annotation.
This article describes the development of the Russian Orthodox Church in America, from the VIII century to the present, the origin of the church in Alaska and the process of formation in the conditions of the appropriation of the land of the USA and the spread throughout the country. The process of development of the Orthodox branch in the United States was hampered by many factors: migrants, unification with the Uniates, the First World War, Russia's complicated relations with other countries and the influence of Protestantism as the main religious branch. The main feature of the Orthodox Church is its uniqueness within the framework of other religious divisions, its constant development, despite the fundamental ideas of Messianism. The article tells about the current situation of the Russian Church of the USA as patriarchal parishes on the territory of Mexico and the United States.
Ключевые слова: религия, русская православная церковь, влияние, епархия, развитие.
Key words: religion, russian orthodox church, influence, diocese, development.
На раннем этапе формирования культуры мировоззрение человека было представлялось на основе мифологии. «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие, индийские, китайские философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа, Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии» [4]. А религия, является неотложным звеном жизни человека и его духовной культуры.
«Исторически сложилось, что вера и политика в США неразрывно связаны друг с другом. Религия является полноценным игроком в сфере политики, влияя на процессы принятия политических решений, обусловливая это культурными основами американского общества...США являются страной, созданной на религиозном национальном патриотизме, проектом воплощения нового, идеального государства, где изначально основополагающей силой была религия. Ранние американские политики также несли на себе отпечаток религиозности, которая оказала влияние на тех, кто возглавлял американскую революцию и написал Конституцию. Религия выступает в качестве силы, влияющей на сознание народа, как связующий элемент многокультурного государства, как идеология» [3]. При анализе политической сферы США развитие религиозного аспекта является достаточно значимым фактором.
Исходя из данной цитаты, можно сделать вывод о том, что религия - первостепенная сфера влияния на американское общество. «В связи с возрождением процесса формирования духовной культуры в современном информационном обществе, церковь продолжает оказывать значительное влияние на формирование социокультурного глобального пространства во взаимосвязи не только с европейскими, но и с восточными государствами. Этот фактор отражается во многих аспектах. Посредством религии вырабатываются высокие моральные и боевые качества, формируются не только межконфессиональные, но и межкультурные связи. Данный феномен порождает развитие различных религиозных организаций в стране, одним из которых является появление Русской православной церкви»[4], зарождение которой началось в VIII в. и связано с прибытием русских миссионеров на американскую землю по решению российского правительства.
Русская православная церковь в США - поместная церковь на территории Соединенных Штатов, которая признается другими поместными церквями. С 1970 г. имеет автокефалию, предоставленную русской церковью.
До второй половины XIX в. деятельность РПЦ происходила в основном на Аляске, но позже, после продажи земли США, деятельность православной церкви была затруднена, что связано с непривычными условиями светского государства и ликвидацией Русско-американской компании.
Новый статус территории также обеспечивал непосредственное взаимодействие церкви с Министерством иностранных дел, что также влияло на усиление российской власти за рубежом. В связи с данным явлением существует предположение о создании Россией инструмента «мягкой силы» между США. В дальнейшем происходили изменения, связанные с огромным потоком миграции во второй половине XIX в., что привело к расширению деятельности русской православной церкви на Восток Америки за счет выходцев из Греции, Балкан и Восточной Европы, которые меняли этнический слой прихожан церкви. Важным этапом в данном процессе была адаптация русской духовной литературы для новых прихожан.
В начале XX в. православная церковь переживала изменения, связанные с принятием под свой контроль и юрисдикцию униатов, которые представляли собой сосуществование католицизма и православия при сохранении традиций православного обряда. Большую часть православных приходов составляли православные беженцы из Австро-Венгрии, которая поддерживала натянутые отношения с Россией, считая ее противником. Данным явлением можно сказать о том, что сложные отношения с Австро-Венгрией поддерживались за счет униатов и беженцев, которые продолжали существование церкви в США.
Позже, начиная с 1896 г., Российская империя прекращала финансирование православной церкви, что помогло улучшить отношения между США и Австро-Венгрией за счет нежелания со стороны православного государства оказывать влияние на выходцев из других государств. Позже, между Россией и Австро-Венгрией было подписано соглашение по Балканам.
Сложные взаимоотношения с мигрантами США у русской православной церкви не заканчивались. Следующим острым вопросом для церкви стали отношения с Константинопольский патриархатом. Патриархат признавал деятельность за пределами государства только своей юрисдикции, и конфронтация между подразделениями усиливалась до 1910 г. После, новый премьер-министр Греции пересмотрел отношения с Россией, что улучшило и взаимодействие между Константинопольским патриархатом и РПЦ.
Дальнейшее положение русской церкви ставило ее как основную православную ветвь в США. Несмотря на Первую мировую войну, которая могла тормозить развитие церкви, чисто приходов продолжало увеличиваться. Но в начале XX в. православие столкнулось с проблемой американского самоопределения, когда дети русских православных эмигрантов ассоциировали себя с протестантизмом и не признавали деятельность униатов. Данное явление связано с особенностью американского общества, а именно с идентичностью: «Идея исключительности породила высокий уровень самоидентичности американского народа и, как следствие,
формирование определенных ценностей, диктуемых религией, нарушение которых не могло не найти реакцию в обществе. США являются страной, созданной' на религиозном национальном патриотизме, проектом воплощения нового, идеального государства, где изначально основополагающей' силой' была религия» [3].
Из данного высказывания можно сделать вывод о том, что высшей ценностью для американца, даже в рамках рожденных от эмигрантов, является религиозное самоопределение, в основе которого лежит идеи мессианской мечты о свободе прав человека, слова при мире во всем мире.
С течением времени многие религиозные убеждения повлияли на нынешнее состояние православной церкви. В 1970 г. было подписано соглашение о автокефалии Русской церкви в США, что предоставляло правительство право в поддержании состояния церкви и объединяло православные направления в стране. Идеи американского протестантизма распространялись после и на идеи автокефалии. В это же время были созданы патриаршие приходы - подразделение православной церкви, объединяющее приходы Московского патриархата на территории США и Мексики [1].
В настоящее время Русская митрополия в США имеет признание не среди всех Поместных православных церквей, но данный факт не мешает развитию и процветанию церкви. На 2020 г. количество участников православной церкви в США составило 1 млн. человек.
Сравнивания православные приходы с другими приходами, которые преобладают на территории США, можно сказать о том, что в первую очередь они объединяли православных эмигрантов для поддержания состояния внутри чужой страны, и как было сказано выше, повышением уровня образования через изучение православной литературы.
Для сравнения уровня развития православной церкви в США можно взять в анализ статью «Русская Православная Церковь в Японии в начале XX века» как второй яркий пример развития православия за рубежом. В данной статье раскрывается идея влияния социальных институтов, а именно традиционных, как церковь, на решения политико-военных вопросов. Примером решения таких вопросов может быть русско-японская война 1904 г. В условиях войны русская церковь в Японии помогала сохранять численность прихожан, а также помогать российским военнопленным, регулировать вопросы со стороны религиозного уважения каждой из сторон. Деятельность русской православной церкви на территории Дальневосточной страны помогала в развитии православия в суровых военных условиях, в ограниченном финансировании и непринятии со стороны зарубежного государства [4].
Важным фактором в помощи деятельности церкви была политика США, направленная на установления демократических взглядов в Японии. Для осуществления данной политики штаты приняли немалое усилия для достижения поставленной цели, которая заключалась в уменьшении количества угроз со стороны восточного государства и снижения уровня вероятности повторения войны. В 1946 г., после второй мировой войны, оккупационные страны занялись разработкой новой Конституции, в которую входили исключительно демократические взгляды на ведение социальной и политической жизни. Основными моментами, которые важные в понимании демократии являются:
- ограничение власти Императора новым высшим органом власти - Парламентом;
- впервые основополагающим в стране провозглашался принцип народного суверенитета, и были устранены сословия;
- официально были закреплены права и свободы человека (в частности, равенство всех перед законом, право избирать должностных лиц, право на жизнь, свободу и счастье, свобода религии, мысли и совести);
- полный контроль над соблюдением данного документа был возложен на судебную систему [2].
Конституция была приняла в 1947 г. и действует по настоящее время.
Делая вывод из двух предоставленных примеров развития православного христианства за рубежом, можно сделать вывод о том, что пик расширения влияния начинается с начала XX века в строгих политических и военных условиях с целью решения вопросов со стороны идеологических факторов. При ограниченных ресурсах в обоих исторических моментах, русская православная церковь находила возможность для поддержания своего существования через адаптацию к условиям, которые выдвигали им страны, не теряя ключевую идеи создания приходов в других странах. Негласной поддержкой для православного развития в странах служили фундаментальные взгляды Америки на права и свободы, которые невидимой рукой давали развитие религиозной отрасли.
Подводя итог, следует сказать о том, что деятельность русской православной церкви в США можно разделить на несколько этапов: первый - когда было становления церкви на территории Аляски, второй -американский, после продажи земли и развитие деятельности на всей территории страны, и третий - объединение церкви с деятельностью других православных приходов, создание патриарших приходов не только на территории Соединенных штатов, но и на территории Мексики.
Развитие русской церкви на территории США влияло на развитие отношений России с другими странами, на поддержание состояния мигрантов внутри страны.
Список используемой литературы:
1. Аксёнов-Меерсон М. Православная церковь в Америке [Электронный ресурс] // Русский миссионерский портал Православной Церк- ви в Америке. URL: http://www.pravoslavie.us/RU/OCA-History.htm (дата обращения: 30.04.2018).
2. Стафиевская М. С., Федорова Т. В. Опыт продвижения демократии Соединенными Штатами в азиатских странах во второй половине XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 37. - С. 145-148. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771258.htm.
3. Степанов, А. В. Федорова Т.В. Значение протестантской церкви США в политической жизни государства // V Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба, Иркутск, 19-21 октября 2021 г. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. - С. 361-366. - EDN YKZKSM.
4. Степанов А. В., Федорова Т. В. Русская Православная Церковь в Японии в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 37. - С. 152-155. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771260.htm.
5. Шихалиева, У. К. Манипулятивная функция религиозной культуры / У. К. Шихалиева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2(31). - С. 293-300. - EDN PFPJEB.