удК 39
ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ
И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДИАСПОРЫ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Архимандрит Иларион (Мокрицкий), руководитель Отдела информации и связей с общественностью
Успенской Киево-Печерской Лавры
В статье рассматриваются вопросы появления и становления украинской диаспоры в США. Выявляются механизмы сохранения этнической идентичности, культурной самобытности, религиозного единства. Автор проанализировал исторические аспекты становления украинской православной диаспоры и выявил этапы ее развития. На основе широкого круга источников раскрыта история становления и современное положение украинской православной диаспоры в США. Проанализированы взаимоотношения украинских православных общин с Поместными Православными Церквами.
Ключевые слова: украинцы, миграции, православная диаспора, Поместные Православные Церкви.
FORMS OF HISTORICAL FORMATION AND CURRENT STATE OF THE UKRAINIAN ORTHODOX DIASPORA IN THE UNITED
STATES OF AMERICA
№ 1, 2020 (8)
Archimandrite Illarion (Mokritsky), Head of information and PR Department Dormition Kiev Pechersk Lavra
The article discusses the emergence and formation of the Ukrainian Diaspora in the United States. Mechanisms of preserving ethnic and cultural identity and religious unity are identified. The author analyzes historical aspects of the formation of the Ukrainian Orthodox Diaspora and identifies the stages of its development. Based on a wide range of sources, the author reveals the history of the formation and current situation of the Ukrainian Orthodox Diaspora in the United States. The author also analyzes the relationship of Ukrainian Orthodox communities with local Orthodox churches.
Keywords: Ukrainians, migration, Orthodox Diaspora, Local Orthodox Churches.
Эмиграция украинцев за пределы этнической земли имеет довольно глубокие и давние корни. Как пишет исследователь истории процессов переселения украинцев за пределы родной земли Дробко Е., «существует немало свидетельств о единичных переездах украинцев в другие страны еще в Средние века. Однако такие относительно немногочисленные случаи переселения украинцев в другие страны фактически никак не отображались в истории Украины в целом и не позволяли говорить о существовании украинской диаспоры» [6, с 304]. Все эти переезды можно назвать скорее миграциями внутри этнической территории, или временными переселениями в пограничье, или же единичными переселениями в ближнее зарубежье. Полноценные эмиграционные движения украинцев, характеризующиеся мощны-
■^государственно-конфессиональные отношения_
Архимандрит Иларион (Мокрицкий) «Формы исторического становления и современного состояния украинской православной диаспоры в Соединенных Штатах Америки»
ми эмиграционными волнами переселенцев, начались примерно с 70-х годов XIX в., особенно с западных земель Украины - Галичины, Буковины, Закарпатья [6, с. 304]. При этом считается, что переселенцами с указанных земель положено начало именно организованной эмиграционной волны, сформировавшей впоследствии диаспорные группы украинцев [9, с. 314-315]. Такие группы в первую очередь формировались в европейской и американской среде: первые эмигранты создавали конкретные группы поселений, которые уже можно было назвать украинской диаспорой. Первая официальная волна эмиграции украинцев началась со второй половины Х1Х в. и продлилась до начала ХХ в., в общем, до 1914 г. Этот период на рубеже двух веков принято называть началом первой волны массовой украинской эмиграции.
К американскому континенту украинцы добирались через Европу, часть из них оседала во многих западноевропейских странах. «По социальному статусу первые украинские иммигранты в Европе были безземельными крестьянами из Галичины и Закарпатья, стремившимися улучшить свое материальное положение» [5, с. 214]. Часто к ним примыкали и переселенцы из других западно-украинских земель - Волыни, Полесья, Буковины. «По разным данным, за период с 70-х годов XIX в. до 1914 года, первой волной эмиграции из Украины «унесло» около 500 тыс. человек» [6, с. 304]. «Только с подроссийских Холмщины, Волыни и Полесья за океан до Первой мировой войны эмигрировали 50 тыс. украинцев» [7, с. 632]. При этом украинцы составляли подавляющее большинство, иногда и стопроцентное, в новых православных общинах, организованных в местах поселения. Как отмечает ряд исследователей, к 1914 г. около 43% православного населения США составляли этнические украинцы, в некоторых церковных приходах численность последних достигала 80% [5, с. 214].
Первая эмиграционная волна имела, главным образом, социально-экономические мотивы, «диктовалась строгими экономическими законами: избыток рабочей силы в одном месте... стимулировал ее «перекачку» на другие территории или в другие страны, где в ней была потребность» [18, с. 29]. Таким образом, украинское население, стремясь освоить новые земли по экономическим причинам, сформировало и новую религиозную карту этих территорий. При этом следует учесть, что первыми переселенцами были в основном греко-католики Галичины, которые, эмигрировав зачастую большими партиями в США, там встречались с существованием православных приходов и теперь, почувствовав волю и отсутствие давления со стороны католичества, опять возвращались в Православие, к вере своих отцов.
Первые начатки православной веры «на Североамериканский континент были занесены через Аляску. Вместе с землепроходцами Семена Дежнева и Григория Ше-лихова в далекую Америку двигались русские монахи. Одним из них был великий святой преподобный Герман, который, оставив родной Валаамский монастырь, положил много трудов по просвещению коренных жителей Аляски» [10, с. 5]. Преподобному Герману Аляскинскому по праву принадлежит первенство просвещения жителей Америки [3, с. 9]. Вместе с тем просвещением Североамериканских земель занимались еще в XVIII в. и иноки Валаамского монастыря. Их трудами насаждено Православие в бывших русских Североамериканских владениях - на Аляске и Алеутских островах - среди алеутов, эскимосов, колошей и других племен. На этой территории сегодня действует Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке, объединяющая 89 приходов. Почти все духовенство составляют местные уроженцы, выпускники семинарии Преподобного Германа Аляскинского в Кадьяке [11, с. 43].
Позднее на тех же островах неутомимо и плодотворно трудился знаменитый миссионер XIX в. святитель Иннокентий Вениаминов, рукоположенный во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с пребыванием в Новоархангельске. Его трудами организована здесь отдельная епархия [14, с. 123]. С переходом Аляски и Алеутских островов во владение Соединенных Штатов Америки епархия эта оказалась за пределами России и получила наименование Алеутской и Североамериканской [15, с. 217].
В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в Нью-Йорк. Кафедральным собором стал построенный здесь в 1904 г. храм святителя Николая. В 1907 г. епархия была переименована в Русскую Православную Греко-кафолическую Церковь в Северной Америке [14, с. 124]. Сегодня это Православная Церковь в Америке. Миссионерская деятельность святителя Иннокентия, по праву названого апостолом Америки, охватывала тысячи километров территории Американского континента. Его труды немало способствовали повышению духовного уровня жителей Аляски. Как замечал в своих записках святитель о местных жителях, «некоторые умеют молиться от души, и не выказывая себя при людях и в церкви, но часто «вшед в клеть свою и затворив двери»» [10, с. 5]. Такая искренность в отношении к Богу не могла не сказаться благотворно и на всей жизни юных христиан: в тех же записках подчеркивается, что «во многих из тех, коими сильно овладевала чувственность, при помощи Дающего молящемуся видны большие успехи в исправлении себя, а в некоторых даже совершенное исправление» [10, с. 5].
Украинцы на Американском континенте также появились довольно рано, принеся сюда и зачатки православной веры [2, р. 385-401]. Достоверно точно «украинские имена присутствуют уже в первой американской переписи 1790 г.» [4, с. 142], то есть появление украинцев в Америке было задолго до этой даты. «В частности, в списках эмигрантов XVIII в. встречаем фамилии украинского происхождения - Николай Орих, Петр Луг, Даниил Звир, Антин Самбир и др. В 1809 г. в Сан-Франциско Россия заложила форт и колонию под названием Форт-Русь. Среди первых поселенцев этой колонии были и украинские казаки...» [8, с. 20]. Об этом в своей работе «В далекой стороне» И. Г. Тельман (1956) писал: «Среди русских мореплавателей XVIII века, бороздивших тихоокеанские воды, были и казаки из Украины. Многие из них вместе со своими российскими спутниками колонистами селились в «Русской Америке», на полуострове Аляска, на островах Алеутских, Кадьяк, Афогнак, Ситка и южнее на побережье, в Сан-Диего и других городах Калифорнии» [11, с. 22].
Исследователи сходятся в том, что первым официальным украинским эмигрантом в Америку был Андрей Онуфриевич Гончаренко, родившийся 19 августа 1832 г. на Киевщине. Выходец из семьи священника, он получил богословское образование и в 1857 г. прибыл в Грецию как иеродиакон Православной Церкви при русском посольстве. 1 января 1865 г. А. Гончаренко прибыл в Бостон, а оттуда переехал в Нью-Йорк, где занялся богословско-просветительской деятельностью в греческой и русской колониях. Заработав денег, он купил русский шрифт и уехал в Сан-Франциско для основания типографии. Там в 1868-1872 гг. издавал двухнедельник «Аляска Геральд» на русском и английском языках [8, с. 20-21]. Но началом массовой эмиграции украинцев в США все же считают 1877 г., когда группа крестьян-украинцев из Закарпатья и Галичины прибыла на шахты восточной Пенсильвании. С этого времени начинается массовая украинская трудовая эмиграция [8, с. 21-22]. «Этот период между 1877 и
2020 (8)
■^государственно-конфессиональные отношения_
Архимандрит Иларион (Мокрицкий) «Формы исторического становления и современного состояния украинской православной диаспоры в Соединенных Штатах Америки»
1899 гг. принято называть временем «первой волны» массовой украинской иммиграции в США. Численность ее, по оценкам разных исследователей, колеблется от 150 до 200 тысяч человек. Канадский историк украинского происхождения О. Герусь отмечал, что среди иммигрантов этого периода преобладали выходцы из Закарпатья, Буковины и Лемковщины. Кроме того, в Новый Свет ехали украинцы из Волынской, Екатеринославской, Киевской, Херсонской, Подольской губерний» [4, с. 142].
Украинские переселенцы «оседали преимущественно в городах, работая на металлообрабатывающих заводах Пенсильвании, Нью-Йорка, Нью-Джерси, Монтаны, Огайо, принимали участие в строительстве железных дорог. Как отмечает исследователь Э. Л. Нитобург, к 1914 г. около 43% русского православного населения США -этнические украинцы, в некоторых церковных приходах численность последних достигала 80%» [4, с. 143]. Гонимые за океан нищетой украинские крестьяне мечтали о будущей достойной жизни. В 1884 г. в местности Шенандоа в штате Пенсильвания возникла первая община из всех украинских эмигрантов, прибывших в США [8, с. 21]. Эти первые украинские поселенцы были по вероисповеданию греко-католиками. Свои первые церкви они построили в Гардентоне в 1897 г., в поселении Толстой - в 1898 г., в Стюартборне - в 1899 г. Но постоянных священников у переселенцев не было, только иногда заезжали украинские или французские католические [21, с. 472].
На рубеже Х!Х-ХХ вв. первые украинские эмигранты-униаты в Америке вернулись в Православие. Толчком к возврату этих поселенцев к вере отцов стало их недовольство «дискриминационной политикой Ватикана в управлении греко-католическими общинами за океаном, сам факт их подчинения латинским епископам, стремившимся приблизить Восточный обряд этих эмигрантов к обряду Латинскому, преследования украинских священников латинскими епископами, принуждение записывать греко-католические церкви и их имущество на римско-католические епископства и т. д.» [19, с. 20]. Тогда же верующие греко-католики приняли решение «вернуться к вере отцов - Православной Церкви» [13, с. 456]. Это был период массового перехода украинских греко-католиков в Православие [13, с. 462].
Процесс возвращения западно-украинских униатов в США в Православие был организован греко-католическим священником Алексием Товтом в 1891 г. Сам он был родом из Закарпатья, видный богослов, профессор канонического права. В марте 1891 г. «греко-католический приход в Миннеаполисе с о. Алексием Товтом перешел в юрисдикцию еп. Владимира (Соколовского) Русской Православной Миссии в Америке» [13, с. 457]. Со временем стараниями отца Алексия в Православие было возвращено более 50 приходов в Америке [21, с. 476]. Святейший Синод Русской Православной Церкви о принятии о. Алексия с его прихожанами в Православие констатировал: «Верные, эмигрировавшие из Карпатских гор в Америку, точнее 361 российский униат со своим настоятелем о. Алексием Товтом, были приняты в Православие» [13, с. 458].
В 1994 г. отец Алексий был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке (день памяти - 7 мая) как святой праведный Алексий Уилкс-Баррейский, исповедник и защитник Православия в Северной Америке.
На 1911 г. в США действовало 82 прихода Русской Православной Церкви, основу которых составляли около 20 тыс. бывших украинских греко-католиков [18, с. 51-52]. В 1916 г. из них была образована отдельная Питтсбургская епархия, первым епископом которой стал Преосвященный владыка Стефан Дзюбай [14, с. 124].
В 1919 г. еще одна группа украинцев из Закарпатья основывает Народную Греко-Православную Церковь в Америке. Эту группу украинских священников возглавляет о. Владимир Каськив. Все эти священники были рукоположены епископом Стефаном Дзюбаем и оставались в юрисдикции Русской Православной Миссии.
Митрополит Смоленский Кирилл пишет: «Христианское просвещение Североамериканского континента шло с двух сторон: с Запада - трудами православных миссионеров, и с Востока - через распространение европейской христианской цивилизации» [10, с. 6]. Поэтому значительную роль в формировании православного облика Америки сыграла и эмиграция, хлынувшая со стороны Европы, и которая была особенно многочисленной накануне Первой мировой войны. Большую роль в этом сыграл еще один великий просветитель Америки святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский. Святитель занимал американскую кафедру с 1898 по 1907 г. и за это небольшое время сумел оставить яркий след в истории Православия Америки. «Перенесение кафедры с западного побережья на восточное, закладка и строительство Свято-Никольского собора, первые хиротонии епископов в Америке, открытие в Миннеаполисе духовной семинарии - вот далеко не полный список славных дел епископа Алеутского и Аляскинского Тихона. Именно при нем православная паства Америки приобрела тот разноязыкий характер, который до сих пор отличает ее от верующих Старого Света» [10, с. 6]. Именно святителем Тихоном были организованы и значительные приходы из украинских переселенцев.
В 20-е годы XX столетия первой и самой значительной группой православных украинцев в Америке, организовавшейся как отдельная Церковь, стали как раз перешедшие из унии галичане и закарпатцы, которые впоследствии оформились как Украинская Православная Церковь в США. Эту церковь с 1918 до 1924 гг. иерархически возглавлял митрополит Антиохийского Экзархата в Северной Америке Герма-нос Шегеди (1870-1934). Это была самостоятельная церковная община, соборного устройства [21, с. 476].
При этом часть православных украинцев в США желала находиться под омофором Вселенской Патриархии. Собравшись на совещание в Алентавне в апреле 1929 г., украинцы приняли решение влиться в Константинопольский Патриархат как Украинская Православная Диоцезия [21, с. 476-477].
Вторая эмиграционная волна принесла в Америку православных переселенцев с Волыни и Буковины, значительную часть составляли и выходцы из Центральной и Южной Украины. Эти переселенцы в Америке «встретились с различными церковными деноминациями, которые радушно приглашали их к своим общинам, и даже создавали миссии для работы между украинцами» [13, с. 456]. Они также создавали и свои общины, которые окормляли православные священники Русской Православной Миссии [13, с. 457].
В межвоенный период в США переселились по разным данным от 15 до 40 тыс. украинцев. «Между 1921 и 1924 гг. становится заметным уменьшение численности украинцев, прибывающих из разных стран. Это было связано с принятием системы квот, которая определяла количество иммигрантов, допускаемых в США, из расчета трех процентов от общей численности уроженцев той или иной страны, проживавших в Америке на период до 1910 г. включительно. Накануне Второй мировой войны, после оккупации Германией Франции и других европейских стран, в США переезжа-
2020 (8)
■^государственно-конфессиональные отношения_
Архимандрит Иларион (Мокрицкий) «Формы исторического становления и современного состояния украинской православной диаспоры в Соединенных Штатах Америки»
ют европейские мигранты, среди которых было много лиц украинского. происхождения» [4, с. 143].
Значительные изменения в православной жизни украинской эмиграции наступили после Второй мировой войны [1, р. 167]. Произошел приток новых эмигрантов в Канаду и США и вливание их в русло церковной жизни этих стран, а также увеличилось количество украинских эмигрантов в странах Западной Европы, Южной Америки и Австралии. Наступил период стабилизации положения Украинской Православной Церкви, а со временем и переход из положения украинской эмиграции в украинскую диаспору. Среди украинских поселенцев родилось осознание уже постоянного пребывания в странах своего поселения и их участия в общественно-политической жизни тех стран [13, с. 463]. В середине XX в. «украинское православие в США вкоренилось, получило развитие» [19, с. 20].
После Второй мировой войны в 1947-1955 гг. «из лагерей для «перемещенных» лиц из Европы прибыло около 80 тыс. украинцев. С. В. Чернявский приводит статистические сведения, доводя число переселенцев до 150 тыс. человек. Иммигранты этой волны концентрировались в американских мегаполисах: Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, Буффало, Кливленде. Значительная часть иммиграции этого периода -люди с высоким образовательным статусом, среди которых были представители деловых кругов, преподаватели, инженеры, юристы» [4, с. 143].
В середине XX века в Украинской Православной Церкви в США была организована и до сих пор работает в Саут-Баунд-Бруке (штат Нью-Джерси) семинария Святой Софии [20, с. 479-480]. Рядом были основаны церковный центр, типография, развита издательская деятельность [13, с. 470]. Возле центра было построено большое кладбище с захоронениями выдающихся украинцев из всей диаспоры. На Американском континенте украинцы «не только строили храмы, но и с самого начала стремились поставить под свой контроль формирование общественной жизни и создавали при приходах местные общества взаимопомощи, которые получили название «братств» и «сестричеств»» [4, с. 143].
Наряду с церковными братствами «влиятельными являются различные общества взаимопомощи, помогающие адаптироваться в непривычных условиях» [4, с. 143]. Это было особенно актуально тем, что поселенцы зачастую ощущали недостаток финансовой и даже моральной поддержки. К началу 1960-х гг. в Америке насчитывалось 76 украинских школ от Бостона до Лос-Анджелеса. В школьную программу включались и религиозные предметы, но посещение этих занятий не было обязательным [4, с. 144].
В конце 1960-х и в 1970-х гг. в Северную Америку переселилось небольшое количество православных христиан украинского происхождения из Польши, Югославии и Чехословакии [18, с. 36]. До 1970 г. украинцы расселились в 35 штатах (включая округ Колумбия). К этому времени еще более поменялся их социальный и профессиональный состав, из крестьян и строителей украинцы превращались в учителей, медиков, политиков.
Современная украинская православная диаспора в США - самая крупная за пределами Евразии. На территории Америки «за короткий период между 1980 и 1990 гг. численность украинского сообщества возросла с 730 056 до 740 803 человек. Наибольшее количество украинцев проживает в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния, Мичиган, Огайо, Иллинойс, Коннектикут, Флори-
да и Массачусетс» [4, с. 143]. Новая перепись 1990 г. «зарегистрировала 740 тыс. лиц, указавших украинское происхождение, что составило 0,3% от всего населения США» [4, с. 144].
Сегодня большинство украинцев в США принадлежит к Украинской Православной Церкви США в юрисдикции Константинопольского Патриархата (с 1995 г.). 12 марта 1995 г. на Фанаре состоялось торжественное принятие украинских епископов в Константинопольский Патриархат и присвоение им титулов старогреческих престолов [20, с. 25]. Церковь имеет статус самоуправляемой.
Всего же в Америке проживает более 4 млн православных, из которых около 2 млн входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата [14, с. 125].
Перед вхождением в состав Вселенской Патриархии Церковь насчитывала около 200 приходов, а также приходы во многих других странах за пределами Американского государства. Еще с 1950 г. она издает ежемесячник «Украинское православное слово», а также ежегодный альманах «Украинский православный календарь». При приходах действуют многочисленные религиозные и общественные организации, хоры, школы. Административный и культурно-религиозный центр УПЦ в США находится в Саут-Баунд-Бруке (штат Нью-Джерси). Кроме органов управления церковной жизнью при центре действуют Богословский институт, архив-библиотека и музей, семинария Святой Софии [18, с. 69]. В Саут-Баунд-Бруке находится и кафедральный Свято-Андреевский собор.
УПЦ в США состоит из трех епархий: Центральной, Восточной и Западной. В Церкви около сотни священников и сто общин только в США. Устройство Церкви соборное. Наивысший ее орган - Собор, а между Соборами действует Совет Митрополии и Консистория. Митрополичья власть Церкви (митрополит УПЦ США - Антоний (Щерба)) распространена на приходы в Южной Америке, Европе, Австралии и в Новой Зеландии [21, с. 477].
В составе Американской Православной Церкви (официальное название -Православная Церковь в Америке) также состоят выходцы из Украины в тех епархиях, которые находятся на территории США (кроме Албанской, Болгарской и Румынской епископий), в частности и бывшие греко-католики Галичины и Закарпатья, принявшие на исходе XIX в. Православие, а также православные выходцы с Xолмщины, Волыни и Буковины. В основном украинские общины Церкви находятся в городах и окрестностях Нью-Йорка, Нью-Джерси, Сакраменто, Чикаго, Филадельфии, Кливленда, Сан-Франциско, Детройта. Самый высокий процент православных украинцев сегодня в СиетлТакоме (штат Вашингтон). Здесь в основном поселяются православные выходцы из Черновицкой, Волынской и Ровен-ской областей [12, с. 49].
В 1970 г. Американская Церковь получила статус автокефалии [14, с. 125]. Став автокефальной, Церковь «объединила до этого разрозненные многочисленные русские церкви и заявила свои права на историческое первенство. Это вызвало сопротивление греческих православных церквей в Америке» [20, с. 39], поэтому провозглашение автокефалии Американской Церкви не было признано большинством Поместных Православных Церквей [14, с. 125].
В начале 1990-х гг. Американская Церковь насчитывала свыше 450 приходов [10, с. 7]: «до 200 тысяч православных, свыше 200 храмов, 70 часовен и более 200 школ» [15, с. 218]. Сегодня Православная Церковь в Америке состоит из 16 епархий,
2020 (8)
■^государственно-конфессиональные отношения_
Архимандрит Иларион (Мокрицкий) «Формы исторического становления и современного состояния украинской православной диаспоры в Соединенных Штатах Америки»
включающих в себя более 500 приходов (в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле), и насчитывает около 1 млн верующих. Действуют 15 мужских и 10 женских монашеских общин, духовная академия и 2 духовные семинарии [14, с. 125]. Самым видным монастырем является ставропигиальный монастырь Святителя Тихона Задонского (мужской), расположенный в Северном Xанаане (штат Пенсильвания), освященный епископом Северной Америки, будущим патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном (Белавиным) [14, с. 128].
Среди высших духовных учебных заведений - Свято-Тихоновская духовная семинария, учрежденная в 1937 г. при монастыре Святителя Тихона Задонского, Свято-Владимирская духовная семинария (академия), размещенная в Крествуде (неподалеку от Нью-Йорка), и Свято-Германовская духовная семинария на Аляске [14, с. 129]. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард).
В состав американской паствы Русской Православной Церкви за границей также входят украинцы второй эмиграционной волны с Волыни, Надднепрянщины и Крыма. На 2008 г. Церковь насчитывала около 170 приходов на территории США. Возглавляет Церковь митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) [16, с. 24].
Перешедшие в Православие на рубеже XIX-XX вв. униаты из Западной Украины составляют паству Патриарших приходов в США, находящихся под управлением викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В настоящий момент их число составляет 31 приход [10, с. 8]. Викарный архиерей, временно управляющий приходами Московского Патриархата в Америке - епископ Сурожский Матфей (Андреев).
Часть украинской православной диаспоры находится также в составе Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, насчитывающей в США более 500 приходов [10, с. 7]. Украинцы (в основном переселенцы из Закарпатья) составляют в этой юрисдикции отдельную епархию.
Как видим, православие в Соединенных Штатах Америки имеет довольно давнюю историю. Более ста лет назад в поток православной жизни в Америке влились украинские эмигранты, со временем оформившиеся в православную украинскую диаспору. История православных украинцев в Америке похожа на историю в других странах эмиграции, когда покинувшие родные дома переселенцы начинали «с нуля» как свою хозяйственную жизнь, так и жизнь церковных общин. Первые поселенцы -украинцы греко-католики - именно здесь, на американской земле, ощутили призыв возвратиться к вере своих отцов - Православию, заложив тем самым будущий фундамент многих православных приходов в США. Сегодня украинская православная диаспора в США самая большая на Американском континенте - насчитывает сотни тысяч верных.
Украинцы при этом представлены в различных церковных юрисдикциях, как то: Украинская Православная Церковь США, Православная Церковь в Америке, Русская Православная Церковь за границей, Московский и Константинопольский Патриар-хаты. Будущее украинской православной диаспоры в США зависит от консолидации украинцев вокруг Православия, веры, которая помогала им выживать и развиваться в тяжелых условиях эмиграции.
список источников и литературы:
№ 1, 2020 (8)
1. Bociuvkiw B. The Ukrainian Autocephalos Orthodox Church in West Germany, 1945-1950 // The Refugee Experience. Edmonton, 1992.
2. Kuropas M. The Ukrainian-American Resettlement Efforts, 1944-1954 // The Refugee Experience. Ukrainian Displaced Persons after World War II. Edmonton, 1992. P. 385-401.
3. Афанасьев В. Н. Герман Аляскинский. Светило православия. М., 2006.
4. Бабута М. История формирования украинской диаспоры в Новом и Новейшем Свете (конец Х1Х-ХХ вв.) // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6.
5. Бабута М. Украинские этнолокальные группы в Восточной Европе (конец Х1Х-ХХ вв.) // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 321. № 6.
6. Дробко Е. Трудова мiграцiя та украТнська дiаcпора за кордоном // Ушверси-тетськ науковi записки. 2006. № 2 (18).
7. Енциклопедiя УкраТнознавства. Словникова частина / Гол. ред. В. Кубшович. Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1955-1957. Т. 2.
8. Зубалш О., Лановик Б., Трафяк М. lcторiя украТнськоТ дiаcпори : Навч. поаб-ник для студенлв вузiв. К. : 1ЗМН, 1998.
9. Кабузан В. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. М.: Наука, 2006.
10. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Православный фактор в истории российско-американских отношений // Церковь и время. 2003. № 4 (25).
11. Климент, митр. Калужский и Боровский. Аляска. Успешная миссия // Журнал Московской Патриархии. 2014. № 1.
12. Лопух В. «Четверта хвиля» шфаци до США: причини i мотивацп // Демо-графiя та со^альна економ^а. 2006. № 2.
13. Мшенко Т. УкраТнська Православна Церква дiаcпори в и шституцшному бага-томаштл // lcторiя релтТ в УкраТн : у 10 т. К. : УкраТнський видавничий консор^ум та УАР, 2003. Т. 9: Релтя i Церква в кторп украТнськоТ дiаcпори.
14. Поместные Православные Церкви: Сб. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
15. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 2000.
16. Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. Jоrdаnville ; NY : Но!у Trinity Mоnаstery, 2008.
17. Тельман I. Г. У далекш сторож. К., 1956.
18. Трощинський В., Шевченко А. УкраТнц в свт. К. : Альтернативи, 1999.
19. Филипович Л. УкраТнськ Церкви як чинник самощентиф^аци украшав у дiаcпорi // Icторiя релтТ в УкраТн : у 10 т. К. : УкраТнський видавничий консор^ум та УАР, 2003. Т. 9: Релтя i Церква в кторп украТнськоТ дiаcпори.
20. Хомчук О. УкраТнська Православна Церква в США - з Киевом чи 1стамбулом? Ч^аГо, 1997.
21. Ярмусь С. Формування феномену УкраТнського Православ'я в Америк // Icторiя релтТ в УкраТн : у 10 т. К. : УкраТнський видавничий консор^ум та УАР, 2003. Т. 9: Релтя i Церква в ктори украТнськоТ дiаcпори.
Рецензент: кандидат исторических наук, доцент В.Л. Данилов, Омская духовная семинария
tHWl&YtU^^ 217