56 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (25), 2017 УДК 332.1(470+571):620.3
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ: КЛАСТЕРИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ 2 Иншакова Елена Ивановна, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный университет, г.Волгоград, Россия
В статье аргументирована роль промышленных и инновационных территориальных кластеров в обеспечении инновационной модернизации экономики России. Охарактеризована современная динамика процессов кластеризации, в том числе в наноиндустрии РФ. Обоснован вывод о недостаточной степени организационной и экономической определенности формирующейся кластерной структуры российской наноиндустрии, а также о неравномерности пространственного распределения ее элементов. Аргументирована целесообразность развития нанотехнологических кластеров в регионах РФ в контексте стратегии их умной специализации.
Ключевые слова: наноиндустрия, модернизация экономики, кластер, кластерная политика, умная специализация региона.
Развитие наноиндустрии как направление инновационной модернизации российской экономики и повышения ее конкурентоспособности в условиях неблагоприятной внешней среды актуализирует проведение активной кластерной политики и системное развитие в регионах РФ инновационных нанотехнологических кластеров, функционирование которых направлено на реализацию конкурентного потенциала территорий. Наличие сильной положительной связи между развитием кластеров в стране и ее международной конкурентоспособностью подтверждают результаты расчетов индекса глобальной конкурентоспособности (GCI) по методологии Всемирного экономического форума и ранги стран в составляемых на этой основе рейтингах их глобальной конкурентоспособности. Так, в Германии, занимающей 4-5-е место в рейтингах GCI за 2015-2017 гг., созданы и функционируют 476 кластеров (включая 39 кластеров высоких технологий, в том числе 17 нанотехнологических кластеров), причем только на территории земли Баден-Вюртемберг их число достигло 103 единиц [7].
Однозначное представление о количестве кластеров, функционирующих в России (находящейся на 43-й позиции в рейтинге GCI 2016-2017 гг.), получить достаточно сложно. По информации Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ, в России созданы 112 кластеров, которые существенно различаются по уровню развития: 9 имею высокий уровень развития, 14 - средний, остальные - начальный. По данным проекта «Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и кластеров Россий-
2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Государственная политика РФ в сфере наноиндустрии в условиях неблагоприятной внешней среды» № 16-02-00591.
ской Федерации» Минпромторга России, на 2017 год количество кластеров составило 50 единиц, из них промышленных - 25.
Минэкономразвития России в период 2012-2015 гг. осуществило поддержку отобранных на конкурсной основе 27 пилотных инновационных территориальных кластеров (ПИТК), 11 из которых в рамках старта приоритетного проекта Минэкономразвития «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» [5] получили статус кластеров-лидеров. В октябре 2017 года после обсуждения промежуточных итогов осуществления проекта к кластерам-лидерам был добавлен объединенный инновационный кластер «Инноград науки и технологий» (Санкт-Петербург). В период до 2020 года этим кластерам будет оказана государственная финансовая поддержка в размере 1,25 млрд. руб.
Количество созданных российских кластеров, определяемое простым суммированием данных обоих министерств (без учета очевидного двойного счета), существенно отличается в меньшую сторону от данных Российской кластерной обсерватории, что актуализирует необходимость официального уточнения статистической информации по рассматриваемому стратегически важному направлению государственной промышленной и инновационной политики. В то же время, этих данных вполне достаточно чтобы сделать вывод о явном отставании России от мировых лидеров в процессах кластеризации национальной экономики.
Деятельность указанных выше кластеров, судя по информации, представленной на их официальных сайтах, в целом не относится к нанотехно-логической сфере. В то же время, в реализации ряда кластерных проектов (прежде всего, в ПИТК) в качестве государственного финансового института развития уже принимает или примет участие АО «РОСНАНО» (например, в проектах железногорского кластера инновационных технологий, на основе которого на территории Красноярска и Железногорска создан инновационный кластер Красноярского края «Технополис «Енисей» - победитель конкурса 2016 года). Более того, прямое инвестирование кластерных проектов, осуществляемое «РОСНАНО» и нанотехнологическими центрами ФИОП, предусмотрено в качестве инструмента поддержки развития кластеров-участников Стратегией рассматриваемого приоритетного проекта Минэкономразвития России [3, с. 18]. Достижение кластерами-лидерами заявленных стратегических целей в соответствии с требованиями проекта станет существенным фактором инновационного развития экономики регионов из аллокации, в том числе на основе создаваемых в кластерах нанотехнологий и их широкого производственного применения в массовом производстве товаров и услуг наноиндустрии.
В формируемых отечественных базах данных о кластерах в экономике РФ процессы кластеризации в наноиндустрии пока не получили содержательного и статистического отражения. Это стало следствием того, что образование нанотехнологических кластеров, несмотря на их критическую
значимость для ускорения перехода России к новому технологическому укладу, не получило такой институциональной и организационной поддержки со стороны исполнительных органов власти, как в отношении ПИТК, и в большей степени стало предметом внимания профильных государственных институтов развития.
С участием группы «РОСНАНО» в сфере национальной наноиндустрии с 2007 года созданы 6 инновационных кластеров: «Новые материалы (на-номатериалы)», «Наноэлектроника и фотоника», «Инновационная нано-биофармацевтика», «Покрытие и модификация поверхности», «Возобновляемая энергетика и энергоэффективность», «Ядерная медицина и медицинское приборостроение». Выручка первых 5 из них в 2016 году составила примерно 18,4% от выручки российской наноиндустрии в целом [1, с. 34]. В процессе формирования в настоящее время находятся еще 5 кластеров, которые должны быть созданы в течение 10 лет: «Промышленное хранение энергии», «Ветроэнергетика», «Гибкая электроника», «Наномо-дифицированные материалы», «Переработка твёрдых отходов». Комплексное развитие всех 11 нанотехнологических кластеров позволит к 2027 г. увеличить стоимостной объём рынка инвестиционных и конечных товаров российской наноиндустрии в 3,7 раза по сравнению с 2016 г., а объём инвестиций - почти в 4 раза [2].
Складывающаяся кластерная структура российской наноиндустрии пока не имеет необходимой организационной и экономической определенности, пространственное распределение ее элементов крайне неравномерно. В процессы кластерного развития наноиндустрии, причем достаточно асимметрично, вовлечены только 33 из 85 субъектов РФ: 24 нанотехнологиче-ских кластерных проекта осуществляются в Москве, 10 - в Московской области, 8 - в Санкт-Петербурге, по 3 - в Калуге, Владимире, Уфе, Екатеринбурге и т.д. [6, с. 10-11].
Вместе с тем, очевидно, что тотальное включение российских регионов в кластерное развитие наноиндустрии невозможно с учетом неравномерности ресурсного и инфраструктурного обеспечения промышленного и инновационного развития региональных хозяйственных систем. Поэтому развитие нанотехнологических кластеров в регионах РФ целесообразно осуществлять в контексте стратегии их «умной специализации» [8], переход к которой от традиционных региональных инновационных стратегий предусмотрен Европейской рамочной программой «Горизонт 2020» (20142020). В качестве основополагающего момента концепции умной специализации эксперты Европейской комиссии называют концентрацию «ресурсов знаний» и их связывание с ограниченным числом приоритетных видов деятельности, на основе чего страны и регионы могут стать и оставаться конкурентоспособными в глобальной экономике [9, с. 6]. Умная специализация призвана помочь регионам сфокусироваться на сильных сторонах их хозяйственных систем путем целенаправленного финансирования исследований в тех научных и технологических областях, в которых местные
отрасли промышленности, университеты и исследовательские центры уже имеют признанное лидерство или сильные предпосылки.
Стратегия умной специализации помогает избежать проблем ненужного дублирования исследовательской деятельности и «распыления» финансирования с риском снижения его воздействия на какую-либо ее область. Такая стратегия также способствует сотрудничеству между предприятиями, государственными структурами и институтами знаний в регионах и между регионами, содействуя развитию их экономики и укреплению конкурентных преимуществ на международном уровне [8].
Кластерный подход, по мнению К. Кетелса, члена Экспертного совета Платформы по умной специализации Европейского Союза, эффективен в том случае, когда экономика региона диверсифицирована, в определенных отраслях уже накоплена критическая масса, и кластер помогает полнее реализовать имеющийся потенциал. Однако, если нужны серьезные структурные изменения, а некоторые отрасли приходится создавать с нуля, лучше исходить из концепции умной специализации [4]. Этот вывод имеет большое значение для условий создания наноиндустрии во многих российских регионах, находящихся лишь в самом начале этого процесса.
Широкие перспективы использования стратегии умной специализации применительно к наноиндустрии обусловлены заложенными в механизме реализации этой стратегии возможностями утверждения, распространения и внедрения технологий общего применения (к числу которых относятся нанотехнологии) в целом ряде секторов.
Поэтому нанотехнологические кластеры как элементы хозяйственной системы региона релевантны стратегии умной специализации. Более того, они неизбежно окажутся в фокусе внимания разработчиков стратегий умной специализации во многих регионах. Кластеры оказывают серьезное влияние на развитие «умной специализации», они фактически являются инструментом развития региона, позволяющим укреплять те сферы, в которых у региона уже есть определенное преимущество [9]. Они позволяют фокусировать экономическую политику и концентрировать её в конкретной области. Кластерная политика направлена, в конечном счете, на то, чтобы объединить конечных производителей в цепочки создания ценностей.
Функционирование кластеров в наноиндустрии РФ станет действительно эффективным, если это будут не просто агломерации (участники которых рассматриваются как единое целое только вследствие их территориальной близости), а кластеры, действующие на основе ключевой идеи концепции умной специализации - сформированной сети устойчивых связей между всеми ее субъектами [4], с налаженной кооперацией, совместно реализуемыми проектами, разработанной программой развития и общим видением направлений ее осуществления.
В этом смысле разработка в регионах стратегий умной специализации может стать особенно полезной для кластерного развития наноиндустрии,
поскольку умная специализация направлена на использование возникающих новых связей между видами экономической деятельности, которые могут пересекать границы традиционного кластера [9, с. 4]. Возникновению и развитию этих связей будет способствовать инициирование кластеризации российской наноиндустрии «снизу», на основе определенных в ходе разработки стратегий умной специализации наиболее перспективных направлений деятельности конкретных регионов и выявленных препятствий для стимулирования создания нанотехнологических новаций и их широкого внедрения в региональных хозяйственных комплексах. Применение кластерного подхода в развитии наноиндустрии на принципах умной специализации становится перспективным направлением ускорения темпов ее роста в регионах и увеличения масштабов региональных рынков промежуточных и конечных товаров и услуг наноиндустрии.
Список литературы
1. Годовой отчет АО «РСНАНО» за 2016 год. - М., 2017. - 258 с.
2. До 2027 года в России будут созданы пять новых кластеров в сфере нанотехноло-гий // ITMO. NEWS. 5 Июня 2017. - URL: http://news.ifmo.ru/ru/startups_and_business/initiative/news/6716/
3. Инновационные кластеры - лидеры инвестиционной привлекательности мирового уровня: методические материалы / Е.А. Исланкина, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник, А.Е. Шадрин; Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 132 с.
4. Кристиан Кетелс о кластерах и умной специализации.- URL: http://innoclusters.ru/novosti/kristian-ketels-o-klasterah-i-umnoy-specializacii-prioritety-regionalnogo-razvitiya-dolzhny-imet-kachestvennuyu-dokazatelnuyu-bazu/.
5. Отобраны участники приоритетного проекта Минэкономразвития по развитию инновационных кластеров // Минэкономразвития: [сайт]. - URL: http://economy.gov.ru/ minec/ about/structure/ depino/2016191004.
6. Российская наноиндустрия: 2007-2017. - М.: РОСНАНО, 2017. - 27 с.
7. Cluster Search // Clusterplattform Deutschland: [web portal]. - URL: http://www.clusterplattform.de/SiteGlobals/CLUSTER/Forms/Suche/DE/Clustersuche_Form ular.html;jsessionid=51382CDF38FE3323048BDD9771B4FBDC?one0fTheseWords=Suchb egriff+eingeben.
8. Smart specialization: Building on Europe's strengths // HORIZON 2020. The EU Framework Programme for Research and Innovation. - URL: https://ec.europa.eu/ programmes/ horizon2020/ en/news/smart-specialisation-building-europes-strengths
9. The role of clusters in smart specialization strategies / European Commission, Directorate General for Research and Innovation. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. - 59 р.
Inshakova Elena Ivanovna, Doct. Econ. Sci., professor
(e-mail: [email protected])
Volgograd state university, Volgograd, Russia
DEVELOPMENT OF RUSSIAN NANOINDUSTRY: CLUSTERING IN THE
CONTEXT OF SMART SPECIALIZATION OF REGIONS
Abstract. The article argues the role of industrial and innovative territorial clusters in providing innovative modernization of Russian economy. The modern dynamics of clustering processes, including the nanoindustry of the Russian Federation, is characterized. The conclusion about the insufficient degree of organizational and economic certainty of the emerg-
ing cluster structure of Russian nanoindustry, as well as the uneven spatial distribution of its elements, is substantiated. The advisability of development of nanotechnological clusters in the regions of the Russian Federation is argued in the context of the strategy of their smart specialization.
Keywords: nanoindustry, modernization of economy, cluster, cluster policy, smart specialization of regions.
К ВОПРОСУ О МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТЕ ОТНОШЕНИЙ Калганов Игорь Александрович, начальник отдела финансирования корпоративных клиентов филиала ДБ АО «Сбербанк» в городе Петропавловск, Казахстан (e-mail: [email protected])
Целью маркетинга отношений является установление, поддержание и развитие приносящих прибыль взаимоотношений с клиентами и другими партнёрами таким образом, чтобы задачи задействованных сторон совпадали. Это достигается обоюдным обменом и исполнением обязательств. Когда и доверие, и обязательства - а не только что-то одно из них - присутствуют, это способствует повышению компетентности, производительности и эффективности взаимоотношений. В то время как продукты или услуги легко могут быть скопированы конкурентами, долгосрочные взаимоотношения имитировать сложно.
Ключевые слова: ценностная значимость, маркетинг отношений, цепочка менеджмента отношений.
Ряд авторов книг по маркетингу согласны с Гуммесоном (Gummesson, 2000) в том, что «сотрудничеству в рыночной экономике нужно уделять такое же внимание и придавать то же значение, что и конкуренции» [1]. Фактически любую деятельность в области маркетинга, любые проблемы, существующие системы или поведение на рынке можно объяснить и проконтролировать, сфокусировавшись на вовлеченных в процесс взаимоотношениях, что поможет определить наилучший вариант действий, проанализировать поведение и принять решение.
Менеджеры банков отбирают для исследования, прогнозирования и мониторинга только небольшую часть из всех возможных факторов, которые могут иметь отношение в настоящем или будущем к деятельности банка на рынке или его маркетингу. Они не могут отслеживать всю ситуацию, так же как не могут охватить своей деятельностью все сферы рынка. Часть макросреды, которую менеджеры банка выделяют для работы с ней же, называется вовлечённой средой. А то, какие факторы менеджеры считают необходимым выделить, зависит от их взглядов на собственный банк и его внешнее окружение.
В 50-е и 60-е годы, маркетинг перенял многие методы, инструменты и язык психологии, пытаясь понять потребительское поведение, а покупа-