УДК 342.5 ББК 67.400.1
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-44-46
NIION: 2015-0066-4/21-008 MOSURED: 77/27-011-2021-04-207
© Грудинин Н.С., 2021
Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА
Никита Сергеевич Грудинин,
доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук, доцент Московский государственный лингвистический университет (119034, Москва, Остоженка, д. 38)
Е-таП: [email protected]
Рецензент: Бабаев Рафаэль Гюльмамед оглы, кандидат юридических наук
Аннотация. Рассматривается влияние конституционной реформы 2020 года на развитие российской государственности. Автор статьи подчеркивает, что конституционная реформа 2020 года подвела черту под этапом становления современной российской государственности и ознаменовала переход к новому этапу - этапу развития. Реформа 2020 года позволила усилить влияние парламента на исполнительную власть, укрепила основы смешанной президентско-парламентской республики, уточнила число возможных президентских сроков, сблизила органы государственной власти и местного самоуправления. Данная реформа конституировала суверенитет российской государственности и ее целостность.
Ключевые слова: конституционная реформа, публичная власть, разделение властей, смешанная республика
DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATEHOOD IN THE CONTEXT OF THE 2020 CONSTITUTIONAL REFORM
Nikita S. Grudinin,
Associate Professor of the Department of International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow State Linguistic University (119034, Moscow, Ostozhenka, d. 38)
Abstract. The article considers the impact of the constitutional reform of 2020 on the development of Russian statehood. The author of the article emphasizes that the constitutional reform of 2020 drew a line under the stage of the formation of modern Russian statehood and marked the transition to a new stage - the stage of development. The 2020 reform allowed to strengthen the influence of parliament on the executive branch, strengthened the foundations of the mixed presidential-parliamentary republic, clarified the number of possible presidential terms, brought state authorities and local self-government closer. This reform constituted the sovereignty of Russian statehood and its integrity.
Keywords: constitutional reform, public power, separation of powers, mixed republic
Для цитирования: Грудинин Н.С. Развитие российской государственности в контексте конституционной реформы 2020 года. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):44-6.
Конституция любого государства, как известно, рано или поздно нуждается в изменении и обновлении. Однако при внесении поправок в Конституцию важно обеспечить стабильность и преемственность в развитии основ конституционного строя и отечественной государственности, а также избежать неоправданного изменения текста Конституции, искажающего внутриполитический баланс в обществе и государстве [1, с. 46]. Для того чтобы добиться решения данной задачи, необходимо четко понимать, какие цели преследует проводимая конституционная реформа, и к каким позитивным результатам она должна привести. Иными словами, любая конституционная реформа должна быть тщательно
продумана, иметь под собой необходимые основания и быть направлена на качественное развитие государственности и гражданского общества. В противном случае конституционная реформа грозит остаться незамеченной, а в отдельных случаях она и вовсе может нанести вред конституционному строю и превратиться в фактор, дестабилизирующий внутриполитическую обстановку в стране.
Конституционная реформа, прошедшая в Российской Федерации в 2020 году1, оказала существенное влияние на развитие отечественной го-
1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 1. Ст. 1416.
сударственности. Она подвела черту под этапом становления современной российской государственности и позволила перейти к следующему этапу - этапу развития и укрепления. Что же было сделано для укрепления государственности в рамках реформы 2020 года? Во-первых, уточнен порядок замещения должности Президента Российской Федерации. Если ранее одно и то же лицо не могло занимать должность Президента более двух сроков подряд, то теперь согласно ч. 3 ст. 81 Конституции Российской Федерации в редакции 2020 года одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков. Указанная поправка имеет принципиальное значение для развития института президентуры и российской государственности. До ее принятия одно и то же лицо не могло выдвигаться на должность Президента на третий срок подряд, однако могло занимать данную должность после определенного перерыва в третий и четвертый раз. В настоящее время срок полномочий Президента Российской Федерации ограничен возможностью двукратного избрания на должность и, следовательно, максимально 12 годами пребывания в должности.
Представляется, что ограничение полномочий Президента Российской Федерации двумя сроками по 6 лет каждый являет собой новый этап развития российской государственности. С одной стороны, отказ от прежней формулировки «не более двух сроков подряд» устраняет возможность более чем двукратного избрания на должность Президента Российской Федерации и исключает возможность неоправданно длительного пребывания у власти одного и того же лица. С другой стороны, ограничение срока пребывания в должности Президента потенциальными 12 годами свидетельствует о складывании базовых параметров российской политической системы и системы разделения властей. Очевидно, что в будущем государственность России будет основана на эффективном и последовательном разделении властей [2, с. 174], где личность и объем полномочий Президента страны будут значимыми, но не единственными факторами, определяющими направления развития внутренней и внешней политики России [3, с. 125]. Косвенным фактором, подтверждающим данную мысль, является усиление роли Государственного Совета Российской Феде-
рации, изменение существующего баланса внутри системы разделения властей, а также возможность для Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, войти в состав Совета Федерации Федерального Собрания и даже возглавить его.
Во-вторых, в рамках конституционной реформы 2020 года был определен вектор на укрепление российского парламентаризма и повышение роли Государственной Думы Федерального Собрания в процессе формирования Правительства Российской Федерации. Если ранее определение персонального состава Правительства России было прерогативой Президента страны, а Государственная Дума могла лишь давать согласие Президенту по предложенной им кандидатуре Председателя Правительства, то теперь ситуация кардинально изменилась. Государственная Дума утверждает в должности Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, а также большинство федеральных министров. Очевидно, что столь смелое политическое решение, позволяющее Государственной Думе влиять на персональный состав Правительства, свидетельствует о складывании в России основ многопартийной системы с одной традиционно доминирующей политической партией. Данная система стабильна и не позволяет манипулировать государственной политикой и развитием государства и общества случайным проектам и партиям-однодневкам. Она представляет собой партийную систему, в рамках которой соблюдается политический баланс, парламентское большинство несет политическую ответственность за принимаемые решения и законы, а также готово принять на себя бремя ответственности за успешное развитие страны, разделив его с исполнительной ветвью власти и Президентом.
Следует подчеркнуть, что одновременно с этим президентско-парламентская республика, которая была заложена в основу российской государственности в первоначальной редакции Конституции 1993 года, из законодательного установления постепенно переходит в практическую плоскость. Если ранее Правительство Российской Федерации целиком и полностью зависело от политической линии, проводимой Президентом страны, то теперь его деятельность также определяется позицией парламентского большинства в Государственной Думе.
№ 4/2021
Вестник экономической безопасности
45
Указанная модель приближает Россию к смешанной республике и свидетельствует об отходе от принципа «Президент отвечает за все». Новый принцип развития российской государственности на ближайшие десятилетия может быть сформулирован следующим образом: «Президент определяет развитие государства, а за реализацию ответственны Правительство и партийное большинство в Государственной Думе». На наш взгляд, данная формула позволяет совместить в себе принципы единоначалия и коллегиальности при реализации государственной политики, а также укрепляет взаимосвязи между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, сближает их в интересах развития российского государства и общества. Представляется, что такая позиция оправдана и должна в ближайшей и среднесрочной перспективе укрепить отечественную государственность.
Наконец, в-третьих, конституционная реформа 2020 года устранила недопонимание во взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как известно, первоначальная редакция Конституции 1993 года в определенной степени противопоставляла одни органы другим и не включала в свое содержание предпосылок для их слаженного функционирования в интересах развития российской государственности. Благодаря этому сложились предпосылки для рассогласования системы управления в масштабах государства [4, с. 112]. Вместе с тем, для нас очевидно, что в государстве не может существовать двух властей - государственной и муниципальной, это лишь разные уровни единой публичной власти, призванной реализовать политику развития общества и государства. Они не должны действовать асинхронно и принимать решения, противоречащие друг другу. Именно по этой причине в новой редакции Конституции была найдена удачная формулировка, которая гласит, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эф-
фективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» (ч. 3 ст. 132).
Таким образом, следует констатировать тот факт, что конституционная реформа 2020 года существенным образом укрепила российскую государственность. Она уточнила сроки президентских полномочий (максимальный срок - 12 лет), скорректировала баланс внутри системы разделения властей, приблизив законодательную ветвь власти к исполнительной и сделав ее ответственной за реализацию государственной политики. Данная реформа объединила институты местного самоуправления и государственной власти в рамках системы органов публичной власти, закрепив необходимость их взаимодействия в целях развития общества и государства, а также решения проблем конкретного человека. Однако главным достоинством данной реформы следует считать то, что она признала и конституировала суверенитет российской государственности и ее способность развиваться вне зависимости от внутриполитических изменений, а также от влияния извне.
Литература
1. Шахрай С.М. Конституция России: стабильность и развитие // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 46.
2. Чепунов О.И., Болдырева Е.В. К вопросу о конституционно-правовом совершенствовании публичной власти // КотоШейка: Философия. Социология. Право. 2021. Том 46. № 1. С. 174.
3. Комарова В.В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 8 (117). С. 25.
4. Макаренко А.С. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как основа формирования гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 12. С. 112.