Научная статья на тему 'Развитие российско-иранских отношений: состояние и перспективы'

Развитие российско-иранских отношений: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Иран / международные отношения / экономические отношения / перспективы сотрудничества / Russia / Iran / international relations / economic relations / prospects for cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скрябин Алексей, Скрябина Алёна Сергеевна

В статье рассматривается проблема и перспективы взаимоотношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран в рамках формирующегося нового положения России на мировой арене, начиная с 2022 г. Актуальность обуславливается текущими современными условиями, в которых Россия оказывается в экономической изоляции от европейских и североамериканских стран; очевидной становится необходимость наращивания экономического сотрудничества с азиатскими державами. Одной из тех стран, которые могут пойти на увеличение контактов в РФ, является Исламская Республика Иран, что порождает необходимость анализа потенциала взаимодействия двух держав. Целью исследования является выявление потенциала для экономического, политического и научно-технического сотрудничества, а также способы и перспективы его развития с использованием методов факторного анализа, анализа исторической ретроспективы и анализ проектов в различных сферах хозяйствования: военная промышленность, развитие железных дорог, создание торговых коридоров. Научная новизна исследования обуславливается предпринятой попыткой дать комплексное представление о состоянии современных российско-иранский отношений, которые переживают период подъема в связи со складывающимся новым миропорядком. Научная значимость работы определяется тем, что данные и выводы можно использовать для формирования адекватного представления о сущности современных российско-иранских отношений и прогнозирования их развития в будущем. Рассматривая различные отрасли экономик двух стран, анализируется потенциал для активизации и наращивании сотрудничества между двумя государствами, учитывая современный характер двусторонних отношений, формулируются прогнозы касательно потенциала будущего сотрудничества. Прогнозы развития отношений строятся из расчета различных сценариев и временных отрезков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russian-Iranian Relations: Current Status and Prospects

This article examines the problem and prospects of relations between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran within the framework of Russia's emerging new position on the world stage science 2022. The relevance is due to the fact that in conditions when Russia finds itself in economic isolation from European and North American countries, the need to increase economic cooperation with Asian powers becomes obvious. One of those countries that can increase contacts in the Russian Federation is the Islamic Republic of Iran, which makes it necessary to analyze the potential of interaction between the two powers. The purpose of this investigation is to identify the potential for economic, political, scientific and technical cooperation, as well as ways and prospects for its development. In the course of the study, the method of factor analysis, historical retrospective analysis was used and special emphasis was placed on the analysis of joint work on projects in various fields of management: military industry, railways, joint trade corridors. The scientific novelty of this study is due to the attempt made to give a comprehensive idea of modern Russian–Iranian relations, which are experiencing a period of recovery as a result of the new emerging world order. The scientific significance of the work is determined by the fact that the data and conclusions available in this article can be used to form an adequate idea of the essence of modern Russian–Iranian relations and predict the development of these relations in the future. Considering various sectors of the economies of the two countries, the potential for activating and increasing cooperation between the two states is analyzed. Considering the modern nature of bilateral relations, forecasts are formulated regarding the potential of future cooperation. Forecasts of the development of relations are formed from the calculation of various scenarios and time periods.

Текст научной работы на тему «Развитие российско-иранских отношений: состояние и перспективы»

научная статья УДК: 327

DOI: 10.48612/rg/RGW.26.2.2

Развитие российско-иранских отношений: состояние и перспективы

Скрябин Алексей н

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

н alex.skryabin02@gmail.com

Скрябина Алёна Сергеевна Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

ciel.desy@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема и перспективы взаимоотношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран в рамках формирующегося нового положения России на мировой арене, начиная с 2022 г. Актуальность обуславливается текущими современными условиями, в которых Россия оказывается в экономической изоляции от европейских и североамериканских стран; очевидной становится необходимость наращивания экономического сотрудничества с азиатскими державами. Одной из тех стран, которые могут пойти на увеличение контактов в РФ, является Исламская Республика Иран, что порождает необходимость анализа потенциала взаимодействия двух держав. Целью исследования является выявление потенциала для экономического, политического и научно -технического сотрудничества, а также способы и перспективы его развития с использованием методов факторного анализа, анализа исторической ретроспективы и анализ проектов в различных сферах хозяйствования: военная промышленность, развитие железных дорог, создание торговых коридоров. Научная новизна исследования обуславливается предпринятой попыткой дать комплексное представление о состоянии современных российско-иранский отношений, которые переживают период подъема в связи со складывающимся новым миропорядком. Научная значимость работы определяется тем, что данные и выводы можно использовать для формирования адекватного представления о сущности современных российско-иранских отношений и прогнозирования их развития в будущем. Рассматривая различные отрасли экономик двух стран, анализируется потенциал для активизации и наращивании сотрудничества между двумя государствами, учитывая современный характер двусторонних отношений, формулируются прогнозы касательно потенциала будущего сотрудничества. Прогнозы развития отношений строятся из расчета различных сценариев и временных отрезков.

Ключевые слова: Россия; Иран; международные отношения; экономические отношения; перспективы сотрудничества

Для цитирования: Скрябин А., Скрябина А.С. Развитие российско-иранских отношений: состояние и перспективы // Россия в глобальном мире. 2023. Т. 26. Вып. 2. C. 16-32. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.2.2

© Скрябин А., Скрябина А.С., 2023. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article UDC: 327

DOI: 10.48612/rg/RGW.26.2.2

Development of Russian-Iranian Relations: Current Status and Prospects

Oleksii Skriabin H

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

H alex.skryabin02@gmail.com

Alyona S. Skriabina Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

ciel.desy@yandex.ru

Abstract. This article examines the problem and prospects of relations between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran within the framework of Russia's emerging new position on the world stage science 2022. The relevance is due to the fact that in conditions when Russia finds itself in economic isolation from European and North American countries, the need to increase economic cooperation with Asian pow ers becomes obvious. One of those countries that can increase contacts in the Russian Federation is the Islamic Republic of Iran, which makes it necessary to analyze the potential of interaction between the two powers. The purpose of this investigation is to identify the potential for economic, political, scientific and technical cooperation, as well as ways and prospects for its development. In the course of the study, the method of factor analysis, historical retrospective analysis was used and special emphasis was placed on the analysis of joint work on projects in various fields of management: military industry, railways, joint trade corridors. The scientific novelty of this study is due to the attempt made to give a comprehensive idea of modern Russian-Iranian relations, which are experiencing a period of recovery as a result of the new emerging world order. The scientific significance of the work is determined by the fact that the data and conclusions available in this article can be used to form an adequate idea of the essence of modern Russian-Iranian relations and predict the development of these relations in the future. Considering various sectors of the economies of the two countries, the potential for activating and increasing cooperation between the two states is analyzed. Considering the modern nature of bilateral relations, forecasts are formulated regarding the potential of future cooperation. Forecasts of the development of relations are formed from the calculation of various scenarios and time periods.

Keywords: Russia; Iran; international relations; economic relations; prospects for cooperation

For citation: Skriabin, O., Skriabina, A.S. Development of Russian-Iranian Relations: Current Status and Prospects. Russia in the Global World. 2023. Vol. 26. Iss. 2. P. 16-32. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.2.2

© Skriabin, O., Skriabina, A.S., 2023. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Введение

История отношений Ирана и России, насчитывающая уже не одну сотню лет, никогда не отличалась особенно масштабными экономическими, культурными или политическими связями. По тем или иным причинам, политика России была зачастую направлена на более прогрессивный Европейский регион, оставляя Ближний Восток на втором плане. Несмотря на кажущуюся незначительность товарооборота и иных связей между двумя государствами, дипломатические отношения и «линия связи» не обрывалась никогда. В имперской, советской и современной истории России, вероятно, не было более благоприятного условия для формирования нового рода отношений между двумя державами. Несмотря на то, что улучшение двусторонних отношений, в данный момент, представляется скорее неизбежной вынужденной мерой, это ни в коем случае не говорит о незначительности или несерьезности связей. Учитывая современные условия, когда внешняя и внутренняя политика России привела к значительному ухудшению отношений с западными демократиями, активизация экономических, политических, культурных и прочих связей с восточным миром является необходимой мерой.

Степень разработанности данного вопроса отечественными и зарубежными исследователями является существенной, хотя и не избежала наличия «белых пятен». Так, многие исследователи, например, Сухарев О.С., Бордачев Т.В. или Ибадов Э.С., акцентируют своё внимание на санкциях, как факторе, который сближает Россию и Иран, анализируя опыт этих стран в борьбе с внешним давлением. Изучение дипломатических отношений, опираясь на историческую ретроспективу, представлено в трудах Бугаевой А.Г. и Ноибахуш Х.И., в которых исследуются двусторонние отношения, их перспективы и ключевые проблемы, порождающие недоверие между двумя акторами.

Материалы, результаты исследования и их обсуждение

Российские отношения с Ираном не являлись ключевым направлением отечественной внешней политики. [1, с. 31]. В условиях относительно благоприятных отношений со странами западного мира (ЕС, США, Канада) Россия всегда отдавала предпочтение поддержанию контактов именно с Западом, а не с азиатскими странами [2, с. 679]. Такая политика российского правительства вполне ясна; экономические выгоды,

которые можно извлечь из торговли с Западом, всегда перевешивали те бенефиции, которые можно был получить в Азии. Возможность обладать технологической базой, которая имеется у европейских стран, позволяла России не сосредотачиваться на развитии внутреннего производства и создании сложных технологических цепочек и капиталоемких отраслей. Такая позиция периферийного регионального игрока всецело отвечала политике России и устраивала западные элиты, но лишь до определенного времени. С процессом укрупнения и укрепления российского капитала в лице сырьевых олигополий начинается и движение российского политического класса в сторону расширения своей сферы влияния на близлежащие к РФ территории. Утраченное геополитическое влияние времен СССР, разорванные экономические связи и недостаточность человеческого капитала оказывало неизгладимое влияние на российскую внешнюю политику.

Попытки углубить распространение своего влияния на когда-то подконтрольные Москве территории привели к прямому столкновению интересов западных держав и России в современном конфликте. Поведение России на международной арене было воспринято большинством развитых стран как вероломное нарушение международного права, после чего в её отношении было введено более 10000 различных санкций [3], которые нанесли серьезный урон российской экономике.

Такая позиция России вынудила запустить политику «поворота на Восток» [4] в попытке ликвидировать утраченное экономическое сотрудничество с западным миром. Одним из ключевых игроков, который оказывает России поддержку в этой попытке, становится Исламская Республика Иран (далее ИРИ), которая сама не одно десятилетие выступает объектом санкционного давления. С момента революции 1979 г. ИРИ поступательно подвергается увеличивающемуся давлению, что затрагивает практически все ключевые отрасли экономики страны.

На фоне близости геополитического положения двух стран очевидным становится необходимость вывода двусторонних отношений на новый уровень, который соответствовал бы их внешнеполитическим интересам. Провозглашение уровня «стратегического партнерства» между двумя акторами является ключевым, а главное закономерным шагом в развитии российско-иранских отношений. Безусловно между двумя странами присутствует определенное недоверие, причиной которого

является непростое прошлое и настоящее: договор о разделе сфер влияния в Персии между Россией и Великобританией (1907), ввод советских и английских войск на территорию Ирана (1941), попытка отторжения Советским Союзом Южного Азербайджана (1946), афганская кампания (1979-1989) и советская позиция в ирано-иракской войне (1980-1988), поддержка Россией антииранских санкций в СБ ООН (1995-2011), очевидная внешнеполитическая ориентация Москвы на Запад (до 2014 г.) и несовпадение взглядов на решение сирийского вопроса [5]. Эти факторы служили тормозящим элементом российско-иранских отношений, как в экономической, так и в иных сферах. Но необходимо понимать, что степень изменения внешнеполитической ситуации после 24 февраля 2022 г. заставляет Россию и Иран идти на некоторые уступки, оставляя мелкие разногласия позади, чтобы иметь возможность оставаться конкурентоспособными на мировой арене и сохранить собственную территориальную целостность.

Несмотря на то, что страны имеют различные взгляды на решение сирийского конфликта или вопрос Каспия, такие позиции не становятся преградой для налаживания тесного экономического сотрудничества, которое выгодно двум акторам, особенно в условиях санкций со стороны западных стран. Это не говорит о том, что одна из сторон пойдет на радикальные уступки своих геостратегических интересов, а лишь о том, что это добавит почву для построения плодотворной дискуссии. Взгляды России и Ирана во многих вопросах, касающихся глобального мироустройства, совпадают. Так, обе страны не удовлетворены чрезмерным американским влиянием, что роднит их на почве так называемых «ревизионистских держав», которые стремятся к тому, чтобы сформировать новый, более справедливый миропорядок. В современной ситуации российская элита, находящаяся в относительной изоляции, идёт на сближение с практически любым игроком на мировой арене, который готов развивать с ней отношения.

Говоря о деловых торгово-экономических отношениях РФ и ИРИ, следует сделать акцент сразу на нескольких секторах, которые имеют значительный потенциал для развития в рамках двусторонних отношений. Со стороны России имеется возможность стимулировать сотрудничество в сфере энергетики [6], особенно учитывая, что Иран имеет проблемы с тем, чтобы перерабатывать сырьё в необходимых ему масштабах. Помимо

этого, союз России и Ирана в области энергоресурсов позволит двум странам сосредоточить в своих руках около 40% мировых запасов газа и 15% запасов нефти [7], что увеличит вес обоих игроков на мировой арене. Отталкиваясь от этой области сотрудничества, можно сразу оказаться и у следующей - геологоразведки (нефтегазовой, в первую очередь). Российская сторона обладает необходимыми технологиями, которые могут увеличить коэффициент добычи энергоресурсов из уже имеющихся месторождений и оказать помощь в разведке и поиске новых месторождений, которые, вероятно, имеются на иранской земле.

Область атомной энергетики также отлично подходит для налаживания тесных контактов, беря во внимание то, что ИРИ приняла план по увеличению производства мегаватт электроэнергии за счёт атомных станций. Россия к тому же имеет опыт сотрудничества с Ираном в области атомной энергетики, так, в 2012 г. была достроена и введена в эксплуатацию АЭС «Бушер» [8], проект которой был полностью реализован российскими специалистами. Имея технологии и специалистов, Россия укрепляет союз с Ираном путем использования таких рычагов. Менее приоритетными, но отнюдь не второстепенными можно назвать следующие отрасли: железнодорожное строительство [9], здравоохранение [10], сельскохозяйственное сотрудничество на разных уровнях (от малого бизнеса до государственного уровня), сотрудничество в сфере космоса и ВПК. Иран, находящийся под серьезными санкциями, которые были вызваны его ядерной программой и нарушениями прав и свобод своих граждан, заинтересован в инфраструктурной поддержке России так же, как и Россия сейчас заинтересована в ИРИ. Реализация межгосударственных проектов по типу АЭС «Бушер» или Соглашения о модернизации иранских железных дорог [11, с. 39], вероятно, станет обыденностью, которая не выбивается из общей практики двух стран.

Отдельно необходимо осветить российско-иранское сотрудничество в сфере железнодорожных перевозок и строительства соответствующей инфраструктуры. Тегеран активно развивает транспортную инфраструктуру, которая охватывает ближайших соседей (Армения, Афганистан, Туркменистан, Таджикистан, Пакистан и т.д.). Например, в 2017 г. было принято решение о выделении 1% годовых доходов страны от продажи нефти на развитие железных дорог в течение следующих пяти лет [12]. Иран имеет внушительные планы по строительству железнодорожных

сетей, особенно важным игроком в них предстает Китай с проектом «Один пояс, один путь». Ключевой проблемой, стоящей на пути быстрых темпов строительства железных дорог из Китая через территорию Ирана, является проблема замены железнодорожной колеи в странах Средней Азии, где её ширина равняется 1520 мм против 1435 мм, которые используются в Иране и Китае. Россия, как страна, которая обладает такой же, как и среднеазиатские республики постсоветской колеёй, могла бы сыграть положительную роль в этом проекте.

Но Иран может быть выгодным партнером России не только в качестве конечного экономического агента, но и в роли транзитной территории, через которую будет проходить российская продукция на внешние рынки (например, в Южную Азию). В рамках российско-иранского логистического коридора Север-Юг планируется сократить доставку грузов в Индию на 14 тысяч километров и примерно 40 дней по сравнению со средиземноморским маршрутом. В данный момент наиболее активные проекты: дноуглубление канала Волга-Дон (Россия планирует потратить около 1 млрд $ на то, чтобы связать Волгу с Азовским морем); расширение астраханского порта Солянка; строительство мультимодальных терминалов на иранской стороне Каспия; развитие железных дорог до нового иранского порта Чабахар, который даёт выход в Индийский океан, минуя Ормузский пролив. По некоторым оценкам такой проект может превосходить по значимости Северный Морской путь и быть сравнимым с открытием Суэцкого канала [13].

Следующим важнейшим сектором для экономического сотрудничества может стать развитие ВПК двух стран. ИРИ на протяжении многих лет удавалось развивать свою военную промышленность, даже находясь в условиях прямого санкционного давления, и за этот период они смогли добиться определенных успехов, особенно в ракетостроении и создании ударных беспилотных аппаратов [14]. Учитывая данные, которые публикуют разведки западных стран, можно прийти к выводу, что контакты в этой сфере уже ведутся и становятся только теснее. ВПК одна из тех областей экономики, сотрудничество в которой принесет выгоду в стратегическом масштабе обеим странам.

Проблемой же в данном вопросе выступает специфическая позиция ИРИ по допуску иностранных специалистов к проектам иранского ВПК.

Этот факт совсем не означает, что данную сферу в двусторонних отношениях следует обходить вниманием, но также, по нашему мнению, следует и не впадать в излишний оптимизм. Иран имеет опыт совместной работы над военными проектами: например, в 2009 г. иранской стороной была принята «Перспективная программа создания современной авиации Исламской Республики», которая предусматривала углубление связей с Украиной в создании современных пассажирских и транспортных самолетов. В июне 2009 г. Украина и Россия заключили с Ираном трехсторонний Меморандум о поставках 50 судов Ан148, созданных на базе Ан140. По схожей договоренности в сентябре 2010 г. предусматривалось поставить 30 Ан148 в собранном состоянии, а остальные - в виде комплектующих, из которых самолеты будут собирать на иранском предприятии HESA в городе Исфахан [15].

Ключевой особенностью в данном взаимодействии является подход руководства ИРИ к такому сотрудничеству: иранской стороне проще, с точки зрения собственной безопасности, создать отдельную ветвь ВПК, чем впускать иностранцев в свои цеха и конструкторские бюро. РФ всё ещё обладает серьезными технологическими успехами в собственной военной промышленности, что доказывают публикации зарубежных СМИ [16], а это порождает надежду на образование новых проектов и контактов в этой области между двумя государствами (даже таких отстраненных от прямой связи с иранским ВПК как проекты с самолётами «Ан»). Если же исходить из наиболее вероятного результата сотрудничества, то развитие этих отношений, как нам представляется, сведётся к продаже сырья, либо к торговле конечным продуктом. Ярким примером того, что это наиболее вероятный сценарий, являются поставки иранских дронов российской стороне в 2022-2023 гг. [17]. Помимо этого, в зарубежных СМИ регулярно встречаются данные о возможных поставках Ираном России ракет малой дальности и об отправке в Крым большого количества специалистов, которые обучают российских военных пользованию беспилотниками [18]. Безусловно, такие шаги не происходят только в одном направлении, о чём свидетельствуют возможные поставки российских истребителей Су-35 в ИРИ [19]. В массе своей такие заявления никак не комментируются официальными лицами.

Современный характер российско-иранских экономических отношений имеет положительную тенденцию, которая развивается в таком

ключе уже не первый год. Согласно официальным данным Центрального банка РФ, общий объем товарооборота между двумя странами на 2019 г. (за январь - сентябрь) составил 1 582 598 079 $, что оказалось на 25,58% больше в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. [20]. Эти цифры позволяют Ирану занять 47 место во внешнеторговом обороте России за 2019 г. Несмотря на низкую стартовую базу, уже к 2021 г. оборот внешней торговли России и Ирана составил 4,035 миллиарда $ (экспорт из России -3,068 млрд., импорт в Россию - 967,3 млрд.) [21].

Цифры за 2022г., в свою очередь, являются красноречивым показателем того, что для России теперь более важен Восток. За весь

2021 г. товарооборот РФ и ИРИ составил немногим более 4 млрд $, в

2022 г. эту сумму удалось превзойти всего за 10 месяцев, увеличив экспорт на 27%, а импорт на 10% [22]. Благоприятному наращиванию торговли способствовал и продленное в 2022 г. Соглашение о свободной торговле, которое подходило к концу [23].

Учитывая данную статистику, можно прийти к выводу, что отношения России и Ирана в экономической сфере не достигают грандиозных масштабов, но при этом наблюдается стабильное увеличение товарооборота между двумя странами. Отдельно хочется отметить темпы, которые вселяют надежду на увеличение экономического сотрудничества и в будущем. Анализируя структуру товарооборота двух стран, следует отметить, что по данным на 2019 г., 80,32% от всего объема экспорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (преимущественно злаки, жиры и масла животного или растительного происхождения); 7,61% - машины и оборудование; 7,52% - древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 2,82% - продукция химической промышленности. В свою очередь, импортирует Россия продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 79,5% (преимущественно овощи, фрукты, орехи и молочную продукцию), продукция химической промышленности - 8,84%, металлы и изделия из них - 3,43%, минеральные продукты - 2,37% [20]. Несмотря на то, что текущая статистика отражает конкретные данные за 2019 г., это нисколько не приуменьшает их актуальности, ведь качественного изменения в структуре внешнеторгового оборота между двумя державами не случилось. Как можно увидеть из этих данных, между двумя странами налажен товарооборот сельскохозяйственных товаров, тогда как доля

промышленной продукции в товарообороте катастрофически мала. Стимуляция данного сектора может привести к серьёзному положительному импульсу, который выведет двусторонние экономические отношения на новый уровень.

Дискуссия и прогнозы развития отношений

Принимая во внимание всё вышеописанное, следует предпринять попытку формулировки различных прогнозов, которые бы могли реалистично охарактеризовать будущее российско-иранских экономических отношений. Перед тем, как приступить к формулированию таких сценариев, необходимо учесть, что развитие российско-иранских и любых других отношений РФ в ближайшее время будет серьезно зависеть от того, как будут развиваться события российско-украинского конфликта.

Выстраивая краткосрочный сценарий (до 1 года) развития двусторонних российско-иранских отношений, можно прийти к достаточно оптимистичному заключению, о том, что в отношениях двух стран намечается положительные тенденции. Во многом такая линия будет обеспечиваться тем, что на российских рынок будут поступать промышленные товары из Ирана, заполняя тем самым нишу, которую оставили после себя европейские и американские компании. Помимо этого, можно ожидать рост рабочих мест для российских инженеров и специалистов в областях железнодорожного строительства, атомной энергетики и ВПК, которые будут ознаменованы новыми заказами и контрактами [24], что позволит уменьшить урон, полученный от разрыва контрактов с западными корпорациями. Учитывая тот факт, что товарооборот России и Ирана на протяжении последних 4 лет показывал стабильный рост [20], можно прийти к выводу, что современная ситуация лишь ускорит эти тенденции. Говоря о том, какими российско-иранские экономические отношения будут через год, можно с уверенностью сказать, что они будут направлены в сторону налаживания активного сотрудничества. Несмотря на столь позитивный анализ, следует понимать, что дистанция в 1 год не позволит приступить к реализации масштабных инфраструктурных или стратегических проектов, на проектирование и согласование которых могут уйти годы. Но можно заявить, что такие проекты будут находиться на повестке дня, а значит и будут в планах на их скорейшую реализацию.

Рассматривая более долгосрочные прогнозы (3 и более лет), следует воздержаться от чересчур оптимистичного взгляда. Учитывая темпы, с которыми происходят изменения на международной арене, следует понимать, что позиции России, Ирана, Китая, США, ЕС могут серьезно измениться из-за тех, или иных внешнеполитических условий. Россия, увеличивая своё сотрудничество с Ираном и с Китаем, не теряет надежду на возрождение отношений с ЕС.

Анализируя среднесрочную и долгосрочную перспективу, необходимо брать во внимание важность для России и других направлений экономической деятельности. В случае потенциального «выхода» из западной изоляции или попадания под большую зависимость от Китая, отношения с Ираном могут оказаться для России на уровне 2000-2010-х годов, что неизбежно приведёт к стагнации товарооборота и замораживанию перспективы стратегического сотрудничества.

Отдельно стоит рассмотреть положение, в котором находится иранская сторона и не исходит ли от неё потенциальной угрозы ухудшения отношений. Несмотря на то, что на данный момент в ИРИ проходят длительные и достаточно массовые протестные акции [25], которые сказываются на иранском режиме, на данный момент нет оснований полагать, что они приведут к качественному изменению иранской внешней политики или смогут «расшатать» существующую вертикаль власти. Потенциальную угрозу срыва налаживания российско-иранских отношений может нести конфронтация ИРИ и Израиля, как и обострение ближневосточной ситуации в целом. В случае начала полномасштабной военной кампании на Ближнем Востоке, очевидно, что один из ведущих игроков региона, которым является Иран, не останется в стороне. В случае такого развития событий дальнейшее развитие двусторонних связей может быть напрямую связано с результатом такого конфликта.

Заключение

Российско-иранские отношения в последние годы переживают определенный подъем, что обусловлено внешнеполитической ситуацией, в которую была вовлечена значительная часть мира. Ключевой характеристикой для столь серьезного сближения стало решительное дистанцирование западных государств от торговых, культурных, технологических и прочих отношений с Россией и закономерным

переносом российского центра интересов в сторону азиатского региона. Среди тех стран, с которыми Россия может и хочет выстраивать свои внешнеэкономические связи, отнюдь не последнее место занимает Исламская Республика Иран, которая много лет находится под санкционным давлением, но продолжает поступательное развитие в различных направлениях.

В процессе исследования удалось установить, что активизация экономических связей с Ираном является важным шагом, направленным в сторону диверсификации российского импорта и поиска новых рынков для российской продукции и специалистов. Для расширения всестороннего сотрудничества двум странам необходимо преодолеть незначительные препятствия, лежащие перед ними, а именно: взаимное недоверие, вызванное историческим прошлым двух стран и потенциально изменением интересов России, которая может сменить сотрудничество с Ираном на более выгодные экономические союзы [26, с. 222]; опасение расширения религиозного влияния Ирана на мусульманское население России. В текущих обстоятельствах, когда оба государства переживают серьезные экономические трудности, а также политические волнения, провоцируемые ими, существует возможность переступить через имеющиеся противоречия, что позволит вывести отношения между двумя державам к статусу «стратегического партнёрства» и, возможно, даже политическому союзу.

Сферы, в которых Россия и Иран могут найти общую почву для наращивания экономических отношений, включают в себя множество областей. Так, ключевыми отраслями можно назвать сотрудничество в сфере мирного атома, учитывая тот факт, что такой опыт уже имеется; взаимодействие в рамках ВПК; совместных инфраструктурных проектов (железнодорожная и энергетическая сфера). Не менее важной является агропромышленная сфера, помогающая ликвидировать нехватку сельскохозяйственной продукции, которая дала о себе знать после ухода западных инвестиций и компаний.

Говоря о перспективах развития двусторонних экономических отношений, необходимо принимать во внимание, что условие низкой экономической базы, имеющееся между ИРИ и РФ, позволит в краткосрочной или среднесрочной перспективе наблюдать количественный рост сотрудничества, что, безусловно, скажется

положительно на российско-иранских отношениях. Впервые авторами были выявлены факторы, которые могут обеспечить долгосрочное стратегическое сотрудничество между двумя странами. Такими условиями являются: последовательная политика двух акторов, в которой будут отсутствовать попытки обмана, манипуляции и попытки заключить какие-либо соглашения «за спиной» своего партнера; благоприятная внешнеполитическая ситуация, в рамках которой будет возможен качественный рост взаимодействия; формирование и поэтапное выполнение совместных крупных инфраструктурных, культурных и военно-промышленных проектов, которые создадут возможность в объединении усилий для решения поставленных задач. В случае отсутствия одного, или ряда вышеназванных факторов, вероятность того, что российско-иранские отношения будут процветать, отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бугаева А.Г. Российско-иранские торговые и дипломатические отношения первой половины XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №55. С. 30-36.

2. Филин Н.А., Раванди-Фадаи Л.М., Бурова А.Н. Российско-иранские отношения на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Международные отношения. 2016. Т. 16. №4. С. 677-682.

3. Против России введено более 10 000 санкций. 08.05.2022 // Караван Ярмарка: [сайт]. URL: https://www.karavantver.ru/protiv-rossii-vvedeno-bolee-10-000-sankcij/ (дата обращения: 12.01.2023).

4. Бордачев Т.В. Поворот России на Восток: между выбором и необходимостью. 02.09.2022 // Российский совет по международным делам. РСМД: [сайт]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/povorot-rossii-na-vostok-mezhdu-vyborom-i-neobkhodimostyu/ (дата обращения: 12.01.2023).

5. 16 причин иранского недоверия к России. 11.07.2014 // Российское Информационное Агентство Iran.ru: [сайт]. URL: http://www. iran.ru/news/analytics/94167/16_prichin_iranskogo_nedoveriya_k_Rossii (дата обращения: 12.01.2023).

6. Россия и Иран подписали 16 документов по сотрудничеству. 28.03.2017 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4132554 (дата обращения: 12.01.2023).

7. Иванов А.В. Курс доллара на Форексе упал ниже 49 рублей. 18.05.2015 // Биржевой лидер: [сайт]. URL: http://www.profi-forex.org/forex/entry1008255852.html (дата обращения: 12.01.2023).

8. Тимофеев И.Н. Пиррова победа? Опыт санкционной войны против Ирана. 20.04.2018 // Российский совет по международным делам. РСМД: [сайт]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/pirrova-pobeda-opyt-sanktsionnoy-voyny-protiv-irana/ (дата обращения: 14.01.2023).

9. СМИ: Россия и Иран заключили соглашение о развитии сотрудничества. 01.11.2022 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16218603 (дата обращения: 14.01.2023).

10. Россия и Иран подписали ряд важных документов. 04.11.2022 // ROGTEC Российские нефтегазовые технологии: [сайт]. URL: https://www.rogtecmagazine.com/россия-и-иран-подписали-ряд-важных-док^к^.т (дата обращения: 14.01.2023).

11. Федулов И.В. Проекты модернизации транспортной инфраструктуры Ирана // Восточная аналитика. 2016. № 4. С. 38-46.

12. Iran's Next Budget Focuses on Railroad, Environment, Water. 10.02.2017. Financial Tribune. First Iranian English Economic Daily. Available at https://financialtribune.com/articles/domestic-economy/59310/irans-next-budget-focuses-on-railroad-environmen-water (accessed: 18.01.2023).

13. Tirone, J., Motevalli, G. Russia and Iran Are Building a Trade Route That Defies Sanctions. The nations are investing upwards of $20 billion to ease passage of goods along waterways and railways. 21.12.2022. Bloomberg. Available at https://www.bloomberg.com/graphics/2022-russia-iran-trade-corridor/ (accessed: 18.01.2023).

14. Иранские беспилотные летательные аппараты семейства «САЙГА». 25.12.2021 // Армейский сборник: [сайт]. URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/370796/ (дата обращения: 18.01.2023).

15. Нагорный С.С. Проблеми та перспективи спiвробiтництва украши з iраном в економiчнiй сферг 12.10.2009. Refdb.ru. Available at https://refdb.ru/look/1747308.html (accessed: 18.01.2023).

16. Американские СМИ рассказали о возможностях российского С-500. 14.05.2022 // Радио Sputnik: [сайт]. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20220514/s-500-1788550597.html (дата обращения: 18.01.2023).

17. Иран признал поставки дронов России до начала спецоперации на Украине. 05.11.2022 // Информационное агентство РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/politics/05/11/2022/63662d899a79473faa7c59a9 (дата обращения: 18.01.2023).

18. Lederman, J., Kube, C. Iran May be Preparing to Arm Russia with Short-Range Ballistic Missiles. 01.11.2022 NEWS Available at https://www.nbcnews.com/news/world/iran-may-preparing-arm-russia-short-range-ballistic-missiles-rcna55101 (accessed: 18.01.2023).

19. ISW: Иран закупил у России истребители Су-35. 30.12.2022 // Информационное агентство Report: [сайт]. URL: https://report.az/ru/v-regione/isw-iranskij-rezhim-zakupil-u-rossii-istrebitel-su-35/ (дата обращения: 18.01.2023).

20. Внешняя торговля России с Ираном за 9 месяцев 2019 года. 14.11.2019 // Внешняя торговля России: [сайт]. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-11/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-iranom-za-9-mesyatsev-2019-g/ (дата обращения: 18.01.2023).

21. Оборот торговли между Россией и Ираном подскочил на 81,7% в 2021 году. 07.02.2022 // Агентство экономической информации «Прайм»: [сайт]. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220207/836007740.html (дата обращения: 18.01.2023).

22. Елисеева Ю. Двое в лодке: товарооборот России и Ирана достиг рекордных значений. 05.12.2022 // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/1434697/iuliia-eliseeva/dvoe-v-lodke-tovarooborot-rossii-i-irana-dostig-rekordnykh-znachenii (дата обращения: 18.01.2023).

23. Ратифицирован протокол о зоне свободной торговли ЕЭАС с Ираном. 05.07.2022 // Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации: [сайт]. URL: http://duma.gov.ru/news/54845/ (дата обращения: 23.01.2023).

24. Иран заявил, что передал РФ небольшое количество беспилотников до начала СВО. 05.11.2022 // Интерфакс: [сайт]. URL: https://www.interfax.ru/world/871155 (дата обращения: 23.01.2023).

25. В Иране задержали около 180 лидеров беспорядков, сообщили СМИ. 23.11.2019 // Информационное агентство РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/20191123/1561521335.html (дата обращения: 23.01.2023).

26. Ноибахуш Х.И. Эволюция отношений и перспективы развития Ирана и России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 4 (845). С. 218-225.

REFERENCES

1. Bugayeva A.G. Rossiysko-iranskiye torgovyye i diplomaticheskiye otnosheniya pervoy poloviny XIX veka [Russian-Iranian Trade and Diplomatic Relations in the First Half of the 19th Century]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2008. №55. S. 30-36. (In Russ.).

2. Filin N.A., Ravandi-Fadai L.M., Burova A.N. Rossiysko-iranskiye otnosheniya na sovremennom etape [Russian-Iranian Relations at the Present Stage]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2016. T. 16. №4. S. 677-682. (In Russ.).

3. Protiv Rossii vvedeno boleye 10 000 sanktsiy [More than 10,000 Sanctions have been Imposed Against Russia]. 08.05.2022. Karavan Yarmarka. Available at https://www.karavantver.ru/protiv-rossii-vvedeno-bolee-10-000-sankcij/ (accessed: 12.01.2023). (In Russ.).

4. Bordachev T.V. Povorot Rossii na Vostok: mezhdu vyborom i neobkhodimostyu. [Russia's Turn to the East: Between Choice and Necessity]. 02.09.2022. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam. RSMD. Available at https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/povorot-rossii-na-vostok-mezhdu-vyborom-i-neobkhodimostyu/ (accessed: 12.01.2023). (In Russ.).

5. 16 prichin iranskogo nedoveriya k Rossii [16 Reasons for Iranian Distrust of Russia]. 11.07.2014. Rossiyskoye informatsionnoye agentstvo Iran.ru. Available at http://www.iran.ru/news/analytics/94167/16_prichin_iranskogo_nedoveriya_k_Rossii (accessed: 12.01.2023). (In Russ.).

6. Rossiya i Iran podpisali 16 dokumentov po sotrudnichestvu [Russia and Iran Signed 16 Cooperation Documents]. 28.03.2017. TASS, Russian news agency. Available at https://tass.ru/ekonomika/4132554 (accessed: 12.01.2023). (In Russ.).

7. Ivanov A.V. Kurs dollara na Forekse upal nizhe 49 rubley [The Dollar Exchange Rate on Forex Fell Below 49 Rubles]. 18.05.2015. Birzhevoy lider. Available at http://www.profi-forex.org/forex/entry1008255852.html (accessed: 12.01.2023). (In Russ.).

8. Timofeyev I.N. Pirrova pobeda? Opyt sanktsionnoy voyny protiv Irana [Pyrrhic Victory? The Experience of the Sanctions War Against Iran]. 20.04.2018. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam. RSMD. Available at https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/pirrova-pobeda-opyt-sanktsionnoy-voyny-protiv-irana/ (accessed: 14.01.2023). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rossiya i Iran zaklyuchili soglasheniye o razvitii sotrudnichestva. [Russia and Iran Signed an Agreement on the Development of Cooperation]. 01.11.2022. TASS, Russian news agency. Available at https://tass.ru/ekonomika/16218603 (accessed: 14.01.2023). (In Russ.).

10. Rossiya i Iran podpisali ryad vazhnykh dokumentov [Russia and Iran Signed a Number of Important Documents]. 04.11.2022. ROGTEC Rossiyskiye neftegazovyye tekhnologi. Available at https://www.rogtecmagazine.com/россия-и-иран-подписали-ряд-важных-док/?1а^.ги (accessed: 14.01.2023). (In Russ.).

11. Fedulov I.V. Proyekty modernizatsii transportnoy infrastruktury Irana [Iranian Transport Infrastructure Modernization Projects]. Vostochnaya analitika. 2016. № 4. S. 38-46. (In Russ.).

12. Iran's Next Budget Focuses on Railroad, Environment, Water. 10.02.2017. Financial Tribune. First Iranian English Economic Daily. Available at https://financialtribune.com/articles/domestic-economy/59310/irans-next-budget-focuses-on-railroad-environmen-water (accessed: 18.01.2023).

13. Tirone, J., Motevalli, G. Russia and Iran Are Building a Trade Route That Defies Sanctions. The nations are investing upwards of $20 billion to ease passage of goods along waterways and railways. 21.12.2022. Bloomberg. Available at https://www.bloomberg.com/graphics/2022-russia-iran-trade-corridor/ (accessed: 18.01.2023).

14. Iranskiye bespilotnyye letatelnyye apparaty semeystva «SAYGA» [Iranian Unmanned Aerial Vehicles of the SAIGA Family]. 25.12.2021. Armeyskiy sbornik. Available at https://army.ric.mil.ru/Stati/item/370796/ (data obrashcheniya: 18.01.2023). (In Russ.).

15. Nagornyy S.S. Problemi ta perspektivi spivrobitnitstva ukraïni z iranom v yekonomichniy sferi [Problems and Prospects of Ukraine's Cooperation with Iran in the Economic Sphere.].12.10.2009. Refdb.ru. Available at https://refdb.ru/look/1747308.html (accessed: 18.01.2023) (in Ukr.).

16. Amerikanskiye SMI rasskazali o vozmozhnostyakh rossiyskogo S-500. [The American Media Talked about the Capabilities of the Russian]. 14.05.2022. Radio Sputnik. Available at https://radiosputnik.ria.ru/20220514/s-500-1788550597.html (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

17. Iran priznal postavki dronov Rossii do nachala spetsoperatsii na Ukraine [Iran Acknowledged the Supply of Drones to Russia before the Start of a Special Operation in Ukraine]. 05.11.2022. Informatsionnoye agentstvo RBK. Available at https://www.rbc.iu/politics/05/11/2022/63662d899a79473faa7c59a9 (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

18. Lederman, J., Kube, C. Iran May be Preparing to Arm Russia with Short-Range Ballistic Missiles. 01.11.2022 NEWS Available at https://www.nbcnews.com/news/world/iran-may-preparing-arm-russia-short-range-ballistic-missiles-rcna55101 (accessed: 18.01.2023).

19. ISW: Iran zakupil u Rossii istrebiteli Su-35 [WIS: Iran Bought Su-35 Fighter Jets from Russia]. 30.12.2022. Informatsionnoye agentstvo Report. Available at https://report.az/ru/v-regione/isw-iranskij-rezhim-zakupil-u-rossii-istrebitel-su-35/ (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

20. Vneshnyaya torgovlya Rossii s Iranom za 9 mesyatsev 2019 goda [Foreign Trade of Russia with Iran for 9 Months of 2019]. 14.11.2019. Vneshnyaya torgovlya Rossii. Available at https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-11/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-iranom-za-9-mesyatsev-2019-g/ (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

21. Oborot torgovli mezhdu Rossiyey i Iranom podskochil na 81,7% v 2021 godu [Trade Turnover between Russia and Iran Jumped 81.7% in 2021]. 07.02.2022. Agentstvo ekonomicheskoy informatsii «P raym». Available at https://1prime.ru/state_regulation/20220207/836007740.html (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

22. Yeliseyeva Yu.A. Dvoye v lodke: tovarooborot Rossii i Irana dostig rekordnykh znacheniy. [Two in a Boat: Trade between Russia and Iran Hit Record Highs]. 05.12.2022. Izvestiya. Available at https://iz.ru/1434697/iuliia-eliseeva/dvoe-v-lodke-tovarooborot-rossii-i-irana-dostig-rekordnykh-znachenii (accessed: 18.01.2023). (In Russ.).

23. Ratifitsirovan protokol o zone svobodnoy torgovli YeEAS s Iranom. [The Protocol on the EU Free Trade Zone with Iran was Ratified]. 05.07.2022. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Available at http://duma.gov.ru/news/54845/ (accessed: 23.01.2023). (In Russ.).

24. Iran zayavil, chto peredal RF nebolshoye kolichestvo bespilotnikov do nachala SVO. [Iran Said it Handed Over a Small Number of Drones to the Russian Federation before the Start of its Own]. 05.11.2022. Interfaks. Available at https://www.interfax.ru/world/871155 (accessed: 23.01.2023). (In Russ.).

25. V Irane zaderzhali okolo 180 liderov besporyadkov, soobshchili SMI. [About 180 Riot Leaders have been Detained in Iran, Media Reported]. 23.11.2019. Informatsionnoye agentstvo RIA Novosti. Available at https://ria.ru/20191123/1561521335.html (accessed: 23.01.2023). (In Russ.).

26. Noibakhush Kh.I. Evolyutsiya otnosheniy i perspektivy razvitiya Irana i Rossii [Evolution of Relations and Development Prospects of Iran and Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennyye nauki. 2021. № 4 (845). S. 218-225. (In Russ.).

Сведения об авторах / Information about authors

Скрябин Алексей - студент кафедры теории и истории международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail : alex. skryabin02@gmail. com

Скрябина Алёна Сергеевна - студентка кафедры теории и истории международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: ciel.desy@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Skriabin Oleksii - Student, Department of Theory and History of International Relations. Sankt Petersburg State University. E-mail : alex. skryabin02@gmail.com

Skriabina Alyona S. - Student, Department of Theory and History of International Relations.

Sankt Petersburg State University.

E-mail: ciel.desy@yandex.ru

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 04.02.2023. Одобрена после рецензирования 07.03.2023. Принята 09.03.2023. Received 04.02.2023. Approved after reviewing 07.03.2023. Accepted 09.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.