РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ: МОНИТОРИНГ И РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация. В условиях глобализации возрастает количество хозяйственных рисков, источники которых лежат за пределами национальной экономики. Особое место принадлежит рискам, возникающим в результате введения экономических санкций. Вместе с тем, санкции оказывают неоднозначное влияние на предпринимательские структуры с позиции управления рисками. В данной статье представлен анализ влияния экономических санкций на состояние российской экономики, и выявлены противоположные тенденции, выражающиеся как в усилении, так и в ослаблении хозяйственных рисков. На основе этого сделан вывод о необходимости построения системы мониторинга, позволяющей решать задачи по минимизации рисков. Автором предложены базовые этапы формирования системы мониторинга для управления рисками и повышения эффективности функционирования предпринимательских структур.
Ключевые слова. Предпринимательские структуры, хозяйственные риски, конкуренция, мониторинг, глобализация, экономические санкции, управленческие решения.
Zirchenko L.A.
DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMIC RISKS: THE MONITORING
AND MANAGEMENT DECISIONS
Abstract. In the conditions of globalization we can see an increase the number of economic risks, the sources of which lie outside the national economy. A special place belongs to the risks arising from the imposition of economic sanctions. However, the impact of sanctions on entrepreneurial structures from the position of the risk management is multiple-valued. This article analyses the impact of economic sanctions on the Russian economy and reveals the opposite trends, expressed both in strengthening and in weakening of economic risks. On this basis the conclusion about the necessity of monitoring system allowing solve the problem of risk minimization is made. The author proposes the basic stages of the monitoring system for increase the level of efficiency of entrepreneurial structures.
Keywords. Entrepreneurial structures, economic risks, competition, monitoring, globalization, economic sanctions, management decisions.
Процесс обеспечения высоких конкурентных позиций российских предприятий в глобальной экономике сегодня сдерживается действующими против нашей страны экономическими санкциями. Вместе с тем, санкции можно рассматривать как фактор, оказывающий влияние на функционирования отечественных предпринимательских структур. Это влияние может оцениваться с двух противоположных позиций: как ослабления, так и усиления существующих хозяйственных рисков.
ГРНТИ 06.81.12 ©Зирченко Л.А., 2018
Любовь Александровна Зирченко - соискатель Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с автором: 191011, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 13 (Russia, St. Petersburg, Petrozavodskaia str., 13). Тел.: +7 (921) 902-25-80. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.01.2018.
Минимизация хозяйственных рисков, в этой связи, обусловлена ограничением влияния конкурентов на деятельность российских предпринимательских структур, работающих на отечественном рынке. Это относится к тем предприятиям, деятельность которых ограничивается запретами на работу с иностранными контрагентами или поставку продукции из-за рубежа в рамках ответных мер российского правительства. Результатом становится снижение накала конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными предпринимательскими структурами, что наиболее заметно на рынке продовольственных товаров и на некоторых других отраслевых рынках.
Следует отметить, что отдельные представители предпринимательских кругов за последнее время неоднократно выступали с предложениями не только не смягчать, но даже усилить контрсанкции [2, с. 58]. Причина этого - в возникновении преимуществ для российского бизнеса вследствие увеличения спроса на отечественную продукцию в условиях прекращения поставок из стран, попавших в список продовольственного эмбарго. Если говорить об усилении хозяйственных рисков, то спектр влияния санкций здесь оказывается значительно шире и включает несколько компонентов:
• в рамках санкций для отдельных российских предприятий и производимых ими товаров/услуг оказывается полностью или частично ограниченным доступ на рынки ряда зарубежных стран. Это становится фактором, усиливающим хозяйственные риски в том случае, если экспортные поставки составляли значимую долю объема реализации этих компаний. Такое положение приводит к необходимости поиска новых рынков и контрагентов, что требует времени и инвестиций, а также несет в себе элемент неопределенности;
• ограничение доступа к зарубежным инновационным технологиям также является фактором риска. Риск обусловлен тем, что предприятия отдельных отраслей российской экономики уже давно находятся в зависимости от зарубежных технологий и поставок оборудования. В данном случае действие санкций обостряет проблемы, связанные с обновлением основного капитала и развитием производства. Говорить о том, что это помогает нашему реальному сектору развивать собственные технологии и производство по аналогии с сельским хозяйством следует с достаточной степенью осторожности. Это далеко не всегда «срабатывает» по отношению к ключевым технологиям и даже к отдельным ключевым проектам. Примером здесь могут послужить проблемы запуска теплоэлектростанции в Крыму из-за сложностей, связанных с оборудованием компании Siemens. Конечно, не следует считать указанную зависимость абсолютной, однако, если исходить из того, что в период глобализации усиливается роль межстрановой специализации, хозяйственные риски для предпринимательских структур РФ в условиях санкций многократно возрастают [1, с. 119];
• ограничение доступа к кредитным ресурсам и мировым финансовым площадкам привело к усложнению процедур, связанных с получением кредитов, и увеличению их стоимости. Российские банки далеко не всегда способны удовлетворять потребности отечественных предпринимательских структур в недорогих долгосрочных кредитах. Обусловленные этим проблемы в организации предпринимательской деятельности также можно рассматривать как фактор рисков. Следует отметить, что в результате стабилизации российской экономики, зафиксированной в 2017 г., произошло снижение стоимости кредитов для предпринимательских структур, так же, как и для физических лиц. Тем не менее, пока недостаточно оснований для того, чтобы оценивать эти события как фактор, способствующий экономическому развитию. Как нам представляется, на снижение стоимости кредитования повлияло, в первую очередь, сохраняющееся снижение спроса со стороны всех групп потребителей в денежных средствах, необходимых для развития.
При этом нельзя не обратить внимания и на некоторые положительные тенденции:
• снижение ключевой ставки породило оживление спроса на потребительские и иные виды кредитов со стороны домашних хозяйств. Это стимулирует производственную деятельность предпринимателей и снижает некоторые хозяйственные риски (например, риск возникновения остатков нереализованной продукции);
• значительное снижение спроса на импортные товары приводит к их замещению российскими аналогами, что стимулирует предпринимательскую инициативу отечественных производителей;
• некоторое оживление производственного сектора приостанавливает падение реальных доходов работников, что, в свою очередь, приводит к повышению индекса потребительской уверенности и росту спроса на различные товары и услуги, прежде всего - произведенные российскими предпринимателями;
• сохраняющийся низкий уровень доходов населения не позволяет российским потребителям активно приобретать новые товары длительного пользования. В этих условиях возникает альтернативное предложение услуг со стороны предпринимательских структур, занимающихся ремонтом автомобилей, бытовой техники, мебели и т.п.;
• ограничения на посещение стран, которые ввели против России санкции, действующие для некоторых категорий российских граждан, отражаются на увеличении спроса на туристические услуги, предлагаемые отечественными курортами, и способствуют развитию соответствующей инфраструктуры.
Таким образом, сегодня имеют место разнонаправленные процессы, влияющие на хозяйственные риски для российских предпринимательских структур под воздействием процессов, протекающих в мировой экономике [3, с. 12]. Оценивая их характер, можно заметить, что в сегодняшних условиях формируется значительно больше факторов, усиливающих риски. Природа этих рисков такова, что предпринимательские структуры практически лишены возможности оказывать на них влияние, применяя те или иные управленческие механизмы и инструменты, направленные на их устранение. Это объясняется тем, что санкции, введенные против нашей страны, изначально имели не экономические, а политические причины. Это подтверждается многочисленными выступлениями европейских политиков, ученых и предпринимателей, которые не поддерживают санкции, считая, что они несут значительные хозяйственные риски и для экономики стран Евросоюза [6].
В этих условиях следует оценить возможности российских предпринимателей по минимизации влияния санкций. Решение этой задачи во многом зависит от получения достоверной и оперативной информации о характере хозяйственных рисков, обусловленных факторами, формирующимися во внешней предпринимательской среде, в том числе - действием экономических санкций. Это требует от предпринимательских структур проведения мониторинга для определения направлений деятельности и выработки стратегии развития. Следует подчеркнуть, что любая предпринимательская структура, независимо от ее масштаба, отраслевой принадлежности и этапа жизненного цикла, нуждается в формировании качественной системы мониторинга, создающей основу для эффективного контроля и снижения хозяйственных рисков в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Базовую задачу, стоящую перед системой мониторинга хозяйственных рисков, возникающих во внешней среде, точнее - в глобальной экономике, можно представить как оценку совокупности текущих и перспективных угроз, возникающих по отношению к рынку, на котором работает предпринимательская структура. В качестве частной задачи может быть выделена оценка рисков, которые возникают перед предпринимательской структурой, если она внесена в санкционный список (существует потенциальный риск внесения), или предприниматель внесен в аналогичный список физических лиц. Безусловно, подобные риски, как и обусловленные ими действия в рамках мониторинга, следует рассматривать только по отношению к крупнейшим российским предпринимательским структурам.
Исходя из этого, обратимся к мониторингу хозяйственных рисков для предприятий, которые напрямую не фигурируют в санкционных списках. При этом заметим, что деятельность предпринимателей должна строиться на основе применения научного аппарата, который используется при решении таких задач, как оценка эффективности экономической деятельности, анализ конкуренции и конкурентных позиций фирмы, выявление угроз экономической и имиджевой опасности, анализ процессов развития отраслевой экономики, исследование тенденций глобализации и т.д.
Помимо этого, следует учитывать политическую природу действующих экономических санкций, а значит, и мировые политические процессы. В силу значительных временных, человеческих, интеллектуальных, финансовых и иных расходов организация мониторинга становится сложным и дорогостоящим мероприятием [4, с. 126]. Проводить мониторинг самостоятельно сегодня могут только крупные предпринимательские структуры и некоторые средние, в том случае, если их бизнес тесно связан с мировой экономикой и/или содержит зоны повышенного риска. Наличие сложностей не означает отказа от мониторинга, свидетельствуя лишь о возможности применения различных индивидуальных схем его проведения.
Аргументом в пользу этого является понимание того, что санкции, вероятно, будут сохраняться на протяжении длительного времени, и российским предпринимательским структурам следует не только адаптироваться к ним (по нашему мнению, это уже практически состоялось), но и обеспечивать дина-
мичное развитие в этих условиях. Заметим, что, согласно существующим прогнозам, по некоторым позициям можно ожидать расширения санкций, а по некоторым - смягчения. В этой связи проведение мониторинга должно обеспечивать выявление имеющихся взаимосвязей между санкциями и их влиянием на конкретные предпринимательские структуры.
Для определения степени хозяйственного риска оцениваться должны не только количественные, но и качественные изменения в процессе функционирования и развития предпринимательских структур. Сегодня это сопряжено с серьезными сложностями в оценке экономических факторов по причине политического характера санкций. В этой связи ряд направлений мониторинга становится предметом исключительно экспертной оценки, достоверность которой определяется квалификацией и прогностическими способностями предпринимателей и специалистов, привлекаемых для ее проведения. Исходя из этого, может быть предложен к использованию на практике общий подход к проведению мониторинга, который включает следующие базовые этапы:
1. Выявление хозяйственных рисков, возникающих в результате действия экономических санкций или появляющихся вследствие их расширения;
2. Осуществление группировки и классификации выявленных хозяйственных рисков по различным критериям (по сроку действия, по степени влияния, по отраслевой принадлежности, по используемым финансовым инструментам, по характеру воздействия и др.);
3. Оценка возможных последствий рисковых ситуаций;
4. Разработка предложений по минимизации действия хозяйственных рисков (с разбивкой по этапам) и определение направлений использования их возможных положительных эффектов (при наличии);
5. Анализ разработанных предложений и аудит их соответствия комплексу мер российского правительства по обеспечению реагирования на введенные санкции;
6. Реализация разработанных предложений и оценка получаемых результатов на каждом из определенных этапов (с возможностью корректировки);
7. Контроль полученных результатов;
8. Корректировка принятых решений или разработка новых (возврат к первому этапу).
Следует отметить особую важность временного фактора при принятии предпринимательскими структурами управленческих решений, в силу их инерционности и нехватки информации. Решение этой проблемы может быть связано с применением такого управленческого инструмента, как система сбалансированных показателей, позволяющая объединить в едином комплексе решение долгосрочных и краткосрочных задач [5]. В данном контексте долгосрочные задачи определяют направления совершенствования процесса адаптации предпринимательских структур к действующим санкциям, а краткосрочные намечают пути повышения результативности работы предпринимательских структур, отражающиеся на таких показателях, как величина дохода, объем прибыли, уровень конкурентоспособности, доля рынка и некоторые др.
Таким образом, принятие за основу данного предложения потребует проведения анализа хозяйственных рисков с использованием финансовых индикаторов, как основы, заложенной в систему сбалансированных показателей. Это соответствует требованиям современного этапа развития предпринимательства в период глобализации, поскольку обеспечивает устойчивую взаимосвязь между управляющей и управляемой системами на основе иерархической структуры и эффективной коммуникации между ее уровнями и звеньями и отражает достижение целевых результативных показателей работы предпринимательской структуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем. Коллективная монография / под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 706 с.
2. Лю Ч., Плотников В.А. Оценка степени воздействия внешних и внутренних факторов латентных рисков на объекты хозяйственной деятельности организации // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы Х11 международной научно-практической конференции. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2017. С. 57-63.
3. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Особенности государственного управления национальной экономикой в период глобализации // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 10-17.
4. Харламова Т.Л. Мониторинг устойчивости предприятия и его влияние на принятие управленческих решений // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета Российского государственного гидрометеорологического университета. Вып. 4. СПб.: Астерион, 2011. С. 123-130.
5. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b.mag-records.ru/article/horvat (дата обращения 19.11.2017).
6. Montoya J. A quién benefician las sanciones a Rusia? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expansion.com/2014/07/28/opinion/analisis/ 1406542687.html (дата обращения 05.12.2017).