Педагогика
УДК 37
РС! 10.21661/Г-112286 О.В. Чашкина
Развитие ритмических способностей у учащихся среднего школьного возраста
Аннотация
В данной статье рассматриваются системы развития ритмических способностей. Изучаются и анализируются системы развития ритмичности Ж. Далькроз, В.А. Гринер. Раскрывается понятие «ритм».
| Ключевые слова: ритм, ритмическая гимнастика, музыкально-ритмический этюд.
O.V. Chashkina
The development of rhythmic abilities among of secondary school age pupils
Abstract
This article is aimed to examine the system of development of rhythmic abilities. It is also studied and analyzed systems of development of rhythmicity of Jacques Dalcroze, V.A. Griner. The definition of the concept «rhythm» is revealed.
Keywords: rhythm, rhythmic gymnastics, musical-rhythmic etude.
Говоря о ритмических способностях учащихся среднего школьного возраста, не стоит забывать о проблеме нарушения психофизиологического здоровья детей. Данные нарушения проявляются в недостаточном физическом развитии, нервных срывах, нарушениях психики. И здесь нужно обратиться к влиянию музыки на организм человека, его психофизиологическое состояние. Воздействуя на эмоции, музыка благотворно влияет и на остальные центры организма. Особенно это можно отметить в характере ритмической музыки. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции организма. Прослушивая ритмичную музыку на занятиях танцем, прослеживается учащение частоты сердечных сокращений, расширение сосудов, повышение обмена веществ, увеличивается активность всего организма. В связи с этим повышается тонус организма, работоспособность, что в свою очередь плодотворно влияет на освоение ритма движения и музыки. Чем больше двигательной активности проявляют подростки, тем сильней возрастает их физическое развитие, включение моторных способностей. Обучающиеся в коллективе приобретают необходимые знания, умения и навыки в двигательной сфере.
Ритм относят не только к сфере музыки, но и к любой другой сфере искусства. Он тесно связан с раз-
личными видами искусства: танцем, музыкой, поэзией. Ритм - это основа мелодического высказывания. Ритм - это равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении) [4, с. 680]. Ритм-э-то музыкальная организация во времени.
Для танца ритм является главным признаком, так же как и для поэзии. Роль ритма велика, но неодинакова в различных культурах. Например, в культуре Африки ритм выносится на первое место, а в лирических и протяжных русских песнях отступает на второй план. Танцевальная культура русского народа неразрывно связана с музыкой. Слияние танцевального движения и музыки в одном ритме сопровождалось рифмованным напевом. Это наполняло организм человека жизненной силой, энергией, положительными эмоциями. Родиной ритма считается Греция, именно там танец исполнялся под ритмичное пение его участников. Это явление можно проследить и на примере русских хороводов, где в основе лежит многократное повторение метрических элементов. Ритм является стимулом для движений в танце, он оказывает влияние на эмоции человека. При взаимодействии ритма с музыкой происходит зарождение танцевального движения. Несмотря на это музыка имеет свою форму и ритмическую организацию. Ритм в танце имеет свою специфику, он
Pedagogy
выражается в четкости подъемов и спадов, выделении акцентов и частей музыкального произведения.
Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз изучал проблемы воспитания ритмичности. Его интерес к ритму был подкреплен открытием школы ритмической гимнастики под Дрезденом в местечке Хеллерау в 1910 году. Он первый ввел термин «ритмическая гимнастика». Система Далькроза была направлена на развитие чувства ритма у музыкантов посредством включения в уроки физических упражнений. Главной его идеей было формирование гармонично развитого человека.
В школе проводились занятия по специальным программам. Вместе с этим проводились курсы ритмической гимнастики для профессиональной подготовки учителей. Посещать уроки могли все желающие, в обучение входило изучение таких дисциплин, как ритмическая гимнастика, сольфеджио, импровизация, дыхание, хор, пластика и танец. На уроках в школе умело сочеталось использование мимики, гимнастики, музыки и танца. Система Далькроза в значительной степени повлияла на становление ритмической гимнастики в России. С появлением его последователей система гармоничного развития человека стала известной во всем мире. Переживая изменения и преобразования, эта система используется и по сей день, активно входя в состав уроков различных жанров.
Суть системы Далькроза заключалась в исполнении различных физических упражнений под ритмическую музыку. В состав упражнений входили: бег, прыжки, ходьба, движение руками, туловищем. Все это способствовало повышению физической нагрузки, но вместе с тем и не позволяло переутомляться организму. Он воплотил музыку в движении, что легло в основу его системы «ритмическая гимнастика». Его первоначальной целью было внесение художественной составляющей в гимнастические упражнения. В своей системе главной он выделял музыку, так как она четко регулировала движения, давала представления о пространстве.
Активное применение эта система нашла на уроках хореокоррекции. Партерная гимнастика, как один из ее видов, вводится в изучение детьми с первого года поступления в хореографический коллектив. Делается это специально для развития профессиональных данных ребенка. Коррекционные упражнения гармонично связаны с ритмичной музыкой, что позволяет с ранних лет привить ребенку музыкальность, ритмичность и точность в исполнении движений. Многие занятия могут проходить в игровой форме, что влияет на развитие воображения и повышает интерес детей. Во многих хореографических коллективах партерной гимнастикой занимаются и дети, и подростки с целью корректировки физических данных. В подростковом возрасте влияние музыкального материала возрастает, он становится выразительнее, темп ускоряется, движения усложняются. В связи с этим рекомендуется начинать развивать ритмические способности ребенка еще в дошкольном возрасте.
В России развитие ритмической гимнастики начинается с 1907 года. Последователь Далькроза и его ученик С. М. Волконский связывал музыкальный ритм с моторикой человека. Представленный им комплекс упражнений способствовал развитию моторных привычек, укреплял память, развивал устойчивость, внимание, творческую фантазию. Он считал, что через развитие нервной системы можно добиться развития чувства ритма, и как следствие, улучшения у ученика способностей игры на музыкальных инструментах, пения, танца.
В 1909 году с лекции Н.Г. Гейман-Александро-вой произошел новый сдвиг в развитии ритмической гимнастики. Происходит ее активная пропаганда. По предмету ритмической гимнастики читаются лекции, печатаются статьи. В широкие массы выходят первые периодические издания «Листки курсов ритмической гимнастики». Открываются курсы ритмической гимнастики в Питере и Москве.
В ходе исследований В.М. Бехтерев отметил, что удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и состояние удовольствия или, наоборот, ускорение пульсации крови с соответствующим ощущением усталости и неудовольствия. Мажорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют [3, с. 216].
Русско-грузинский физиолог И.Р. Тарханов экспериментально проследил влияние музыкального материала на дыхательную, сердечно-сосудистую системы. В итоге выяснилось, что мажорная ритмичная музыка увеличивает работоспособность мышц.
Данные исследования мы можем использовать и в работе с детьми в хореографическом коллективе. В зависимости от степени психофизиологической развитости ребенка можно использовать различный музыкальный материал с целью корректировки профессиональных данных учеников. Опираясь на проведенные исследования, нам в значительной степени легче проследить влияние музыкального ритмического материала на воспитанников коллектива. При прослушивании музыкального материала в подростковом возрасте формируется двигательная активность, слушание и анализирование музыкального материала, запоминание его ритмической составляющей. Дети понимают, что музыка плотно связанна с танцем, она задает ему свой неповторимый темп развития.
Еще одной системой развития ритмичности стала система музыкально-ритмических этюдов, разработанная Верой Александровной Гринер. Функция этюдов соответствует спектаклю, где особое значение отводится музыкальному материалу. При воздействии на обучающихся музыка стимулирует фантазию и позволяет прочувствовать ритм. Музыкально - ритмические этюды помогают не только развить музыкальный ритм, но и раскрыться при овладении актерской ритмичностью. В таких этюдах происходит рассмотрение внешнего и внутреннего ритма, а также их взаимодействие. Понятие ритм можно понимать по-разному. Б.М. Теплов го-
Interactive science | 6 • 2016
47
Педагогика
ворит, что «музыкальный ритм является выражением некоторого эмоционального содержания» и что «чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу» [1, с. 284].
Внешний ритм рассматривается как рисунок движений. Его мы можем зафиксировать зрительным путем. Внешний ритм проявляется под воздействием внутреннего и не может существовать раздельно. Выступления на сцене невозможны при использовании только одного ритма внешнего или внутреннего.
Под внутренним ритмом мы понимаем такое душевное состояние, которое рождается под влиянием определенных предлагаемых обстоятельств. Внутренний ритм определяет интенсивность переживаний актера, руководит его поведением. Станиславский называет его «не внешне видимым, а лишь внутренне ощутимым» [2, с. 152].
Необходимо отметить, что во время пребывания на сцене исполнитель не всегда находится в динамике, он может находиться и в статичных положениях. Данный метод направлен на работу развития ритма в статике. Актер, лишаясь внешней динамики, начинает искать выход внутренней ритмичности в правильном распределении мускульной энергии по телу. Каждая поза человека должна быть обоснована. Для каждого движения рук, ног туловища должна быть своя причина. Актера помещают в определенные предлагаемые обстоятельства с соответствующим музыкальным материалом. Роль музыки в этюдах рассматривается по-разному: она может быть подобрана специально к предлагаемым обстоятельствам, может быть спонтанной, и уже предлагаемая ситуация будет зависеть от нее. Сюжет этюда должен быть простым и должен отражать ситуации из жизни. Музыкальные этюды раз-
вивают у актеров чувство ритма, позволяют наиболее четко установить временные рамки композиции и выполнение поставленных задач.
Еще к одному из методов развития ритмичности можно отнести ритмический рисунок. Заключается он в разнообразной группировке длительностей. Исполнять его можно на хлопках, шагах, игре пальцев. Начинать изучение ритмических рисунков нужно с простых группировок. В дальнейшем рисунок может усложняться, ускоряться, могут вводиться синкопы и паузы различной длительности.
Все вышеперечисленные методы В.А. Гринева вводила в практическую деятельность для воспитания чувства ритма у актеров. Создавались различные игровые моменты и ситуации, в которых учащиеся должны были с большей вероятностью повторить и воспроизвести ритмический рисунок.
Таким образом, проанализировав литературу по развитию ритмических способностей средних школьников, можно отметить, что ритмичная музыка оказывает положительное влияние на весь организм человека, его психофизиологическое состояние. Система Ж. Далькроза была направлена на развитие чувства ритма у музыкантов посредством включения в уроки физических упражнений. Главной его идеей было формирование гармонично развитого человека. В.А. Гринер разработала систему музыкально - ритмических этюдов. Функция этюдов соответствует спектаклю, где особое значение отводится музыкальному материалу. Музыкально - ритмические этюды помогают не только развить музыкальный ритм, но и раскрыться при овладении актерской ритмичностью. В настоящее время эти системы активно включаются и в работу актеров, хореографов и музыкантов.
Литература
1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. - Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - 334 с.
2. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1955. - Т. 3. - 508 с.
3. Лозовская Р.И. Музыка и танец: вопросы взаимодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп, 2004. - 240 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.