Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЗИЛИАНТНОСТИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ РЕЗИЛИАНТНОСТИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Кристина Викторовна, Иванова Кристина Алексеевна

Наше исследование посвящено феномену резилиантности или способности восстанавливаться перед лицом неприятностей или риска. Особое внимание обращено на резилиантность в кросскультурном аспекте. Исследование проходило на двух уровнях: теоретическом и практическом. В рамках работы была создана «мини-концепция» резилиантности и на её основе был разработан авторский опросник. Валидность практических результатов подтверждена математическими и статистическими методами анализа данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE ADVANCEMENT: CROSS-CULTURAL ASPECT

Our research is devoted to the phenomenon of resilience or the capacity to spring back and rebound in the face of significant adversity or risk. Special attention was focused at the cross- cultural aspect of resilience existence. The research was conducted through theoretical and empirical stages. A new questioner based on the authorized “mini-concept” of resilience was created within this scientific research. The validity of the practical effects was confirmed with mathematical and statistics methods.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЗИЛИАНТНОСТИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ»

Дети должны были решить ряд задач, каждая из которых относилась к одному из двух типов. Для решения задач первого типа надо было удержать идею неизменности плотности вещества при определенных манипуляциях с телом (разрезание на части и пр.). В задачах второго типа следовало ориентироваться на одновременное изменение двух раздельно представленных величин, учитывая сохранение между ними некоторой связи.

Результаты показали, что изначально уровень оперирования относительными понятиями у наших испытуемых является низким. При этом в задачах, требующих применения относительного понятия в той или иной форме, ошибок было допущено намного больше.

Показательным был анализ ошибок в задачах, требующих различения способов оперирования с величинами абсолютного и относительного характера:

• "перенос" изменения одной величины на изменение другой;

• вместо пропорциональных отношений рассматривается разность (на сколько изменилось одно, на столько и же и другое)

• определение изменений величин без видимого учета их связи с другими величинами (ответы «с потолка»).

Характерным является и то, что количество правильно отвечавших на вопросы учеников 7 класса (изучавших разделы «плотность вещества», «закон Архимеда») мало отличается от числа правильно ответивших шестиклассников, не проходивших пропедевтический курс. Это можно трактовать как указание на то, что без определенным образом организованного обучения (организации материальных действий детей в определенной предметной среде) относительные понятия у детей раньше определенного возраста (14-15 лет согласно Ж.Пиаже) не формируются.

Результаты, предъявленные учащимися по окончании формирующего эксперимента, заметно отличаются как от их собственных ответов, так и от ответов старших ребят. При решении задач, связанных с относительными понятиями (плотность, концентрация) значительно увеличилось количество правильных ответов. Кроме того, изменились допускаемые детьми ошибки. Так, практически все дети ориентируются на оба параметра, хотя некоторые вместо пропорционального отношения продолжают использовать разностное (стоит отметить, что число детей, использовавшее разностное отношение вместо пропорционального уменьшилось в 2 раза). Кроме того, дети, прошедшие обучение по экспериментальной программе,

отвечали на вопросы более аккуратно и сопровождали ответы осмысленными объяснениями, в то время как в первой серии многие дети отвечали наугад и не могли обосновать свое решение. Большинство ответов в первой серии были односложными, типа «да»/«нет», «всплы-вет»/«утонет».

Таким образом, можно заключить, что именно выполнение разделенных действий является тем условием, которое позволяет успешно сформировать относительные понятия у детей в сравнительно раннем возрасте - 1012 лет.

Анализ проведенного нами пропедевтического курса и его результатов показывает, что как массовые ошибки, так и возможности их преодоления вплотную связаны с типом организованной в классе учебной ситуации. Непосредственный эксперимент с «обычными» предметами лишь иллюстрирует понятие, но не приводит к его формированию у большинства учащихся. Изменение ситуации «пробы» на целенаправленные действия по достижению желаемого результата, (опробование операционального содержания, связанного с введением понятия, в основе которого лежит отношение) позволяет сформировать относительные понятия у детей в достаточно раннем возрасте, 10-12 лет.

Полученные нами результаты экспериментального преподавания данного фрагмента в условиях, максимально приближенных к условиям обычного обучения в классе, показали принципиальную возможность и основные черты организации продуктивного учебного продвижения учащихся 6 классов в усвоении заданной системы понятий с нужным качеством выполнения учебных и учебно-тренировочных заданий. Дополнительным достоинством данного пропедевтического курса является значительная заинтересованность учащихся учебным процессом (это показывают наблюдения и анализ урока). Все это позволяет говорить об эффективности внедрения специальных деятельностно-ориентированных пропедевтических курсов, в которых условия образования понятий будут представлены учащимся в их практической деятельности.

Литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Соч., т.3, с.5-328 // М., 1983

2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды // М., 1969, 659с.

3. Piajet J., Inhelder B. The early growth of logic in the child. // London, Routledge & Kegan Paul, 1964, 302p.

РАЗВИТИЕ РЕЗИЛИАНТНОСТИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Воробьева Кристина Викторовна

Студент, Санкт-Петербургский Государственный, Политехнический университет, г. Санкт-Петербург

Иванова Кристина Алексеевна

Студент, Санкт-Петербургский Государственный, Политехнический университет, г. Санкт-Петербург RESILIENCE ADVANCEMENT: CROSS-CULTURAL ASPECT

Vorobyova Kristina, Student, Saint Petersburg State, Polytechnic University, Saint-Petersburg Ivanova Kristina, Student, Saint Petersburg State, Polytechnic University, Saint-Petersburg АННОТАЦИЯ

Наше исследование посвящено феномену резилиантности или способности восстанавливаться перед лицом неприятностей или риска. Особое внимание обращено на резилиантность в кросскультурном аспекте. Исследование проходило на двух уровнях: теоретическом и практическом. В рамках работы была создана «мини -концепция»

резилиантности и на её основе был разработан авторский опросник. Валидность практических результатов подтверждена математическими и статистическими методами анализа данных.

ABSTRACT

Our research is devoted to the phenomenon of resilience or the capacity to spring back and rebound in the face of significant adversity or risk. Special attention was focused at the cross- cultural aspect of resilience existence. The research was conducted through theoretical and empirical stages. A new questioner based on the authorized "mini-concept" of resilience was created within this scientific research. The validity of the practical effects was confirmed with mathematical and statistics methods.

Ключевые слова: резилиантность, интернальные факторы, экстернальные факторы.

Key words: resilience, internal factors, external factors.

Вы когда-нибудь наблюдали за игрой в баскетбол? Мяч, в процессе игры, от сильного удара игрока ударяется об пол и взлетает еще выше. Так и человек, подобно мячу, способен, под влиянием негативных факторов, задействовать свои внутренние ресурсы и «взлететь».

Эта способность сделать рывок и достигнуть еще больших высот называется резилиантностью. Данный феномен является объектом нашего исследования.

За последние несколько десятилетий исследования в области резилиантности становятся все более популярными. Сегодня ученые рассматривают психологию и смежные ей дисциплины с разных ракурсов. Если ранее отправной точкой для анализа человеческой природы было то, что «стакан наполовину пуст», то сегодня произошел переход к более позитивному утверждению, что «стакан наполовину полон».

Целью нашей работы является создание собственной концепции феномена резилиантности и её изучение в кросскультурном аспекте. Исследование включало теоретический и практический этапы.

В качестве основных исследовательских методов были использованы: анализ и систематизация современных научно-исследовательских источников, опрос, наблюдение, математико-статистические методы обработки полученных данных.

Существует немалое количество подходов к интерпретации понятия «резилиантность». Термин «резилиантность» происходит от латинского слова «resilire»-вскаки-вать. В Оксфордском словаре английского языка данный термин переводится как «способность выдерживать психологическую нагрузку и восстанавливаться в сложных обстоятельствах»^]. Некоторые ученые рассматривают резилиантность как личностную характеристику человека, принимая во внимания тот факт, что личности с высоким уровнем резилиантности присущ определенный набор качеств (оптимизм, любознательность, способность определять и осмыслять проблемы (К. Коннор, Дж. Дэвидсон). Другие ученые придерживаются точки зрения, что резилиантность - это динамический процесс, способствующий положительной адаптации в рамках той или иной ситуации [2] (Henderson, 2002).

Авторы работы придерживаются определения, в соответствии с которым резилиантность - это «способность индивида или группы индивидов успешно справляться с неблагоприятными ситуациями. Данная способность изменяется с течением времени, благоприятное влияние на неё оказывают защитные факторы и внешние обстоятельства» [3] (Mangham, McGrath, Reid, &Stewart, 1995) Вышеприведенное определение привлекло наше внимание тем, что резилиантность в нем рассматривается не как постоянная характеристика индивида, а как способность, которая может быть развита со временем.

Резилиантность можно рассматривать в различных контекстах, в первую очередь экологическом, который включает личностные качества (интернальные факторы, копинговые умения) и ресурсы (экстернальные факторы, семейное воспитание, социальная поддержка). Резилиантность как процесс и многофакторный концепт, включает в себя факторы индивидуального, социального и социокультурного наполнения.

Аналитический обзор имеющихся исследований в обозначенной области позволил нам выделить следующие основные направления работ: теоретико-концептуальные, методологические, структурно-содержательные, развивающие и интервенциональные аспекты резилиантности.

Следующие факторы, по мнению ученых, оказывают значимое влияние на уровень резилиантности: набор личностных качеств, внешние факторы, социальное окружение. Именно они были заложены в основу нашего исследования. Исходя из этого было сделано предположение, что показатели резилиантности у людей, социально-культурные условия которых различаются, будут варьироваться.

В основу авторской «мини-концепции» легли следующие составляющие: эмоциональная устойчивость (ЭУ), система ценностей (СЦ), вера в собственные силы (ВС), социальная гибкость (СГ), социальная информативность (СИ) и социальная поддержка (СП).

Резилиантность невозможно представить без эмоциональной устойчивости, которая уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях [4].

Не менее важна и система ценностей человека, то есть система основополагающих идей и убеждений личности, сформированная под влиянием культурных традиций, образов и идеалов общества. Она служит критерием при оценке и выборе правильного решения, является основой для рационального поведения в условиях стресса.

Резилиантная личность характеризуется верой в свои способности эффективно справляться с жизненными вызовами и ситуациями. Вера в собственные силы это своего рода предпосылки для развития резилиантности. Ре-зилиантные люди имеют так называемый внутренний ло-кус контроля; такие люди верят, что события в их жизни происходят в большей степени под влиянием их собственного поведения, а не как результат «судьбы», «злого рока» или действий других людей.

Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому, социальная гибкость это еще одна важная составляющая резилиантности, на наш взгляд. Это способность адаптироваться к различным социальным

условиям, группам людей и видам общественной деятельности. Социальная гибкость помогает человеку сочетать нравственные правила, социально-ролевые ожидания, коммуникативную и профессиональную компетентность в действиях по «сценарию победителя» в соответствии с актуальной ситуацией [7] (Валиева,2014).

Социальная информативность, то есть знание основных принципов функционирования социального мира, также помогает ориентироваться в трудной ситуации и справляться с ней. То, насколько хорошо человек знаком с особенностями и возможными сценариями развития событий в трудных условиях влияет на уровень резилиант-ности личности.

Последней составляющей в нашей «мини-концепции» является социальная поддержка, благодаря которой человек остается включенным в происходящие события и отношения окружающих его людей даже в моменты осложнения обстановки. Он старается позитивно влиять на результаты изменений, происходящих вокруг, не впа-

Количество

дает в беспомощное и пассивное состояние и максимально старается найти лучшее решение для повседневных проблем. Продумывая область применения своих усилий, представитель резилиантной группы четко определяет, какие ситуационные характеристики открыты к изменению.

Как уже было сказано, целью нашей работы является исследование резилиантности в кросскультурном аспекте. И с этой целью был проведен опрос представителей различных культур. Мы акцентировали свое внимание на представителях австралийской, американской и российской культур в возрасте от 20 до 30 лет.

В качестве репрезентативной выборки выступили более 182 респондента (таб.1). В ходе нашего исследования был задействован авторский многоуровневый опросник, включающий 33 пункта. Оригинальный вариант опросника был составлен на русском языке и впоследствии переведен на английский язык для представителей Австралии и США.

Таблица1

респондентов

Страна Количество опрошенных

Австралия 32

Россия 105

США 45

Оощее число опрошенных 182

Были выявлены средние показатели резилиантности по трем странам (Австралии, России и США) (рис.1). Самые высокие показатели отмечены у американских ре-

спондентов - 3,95 балла (из 5 возможных). Чуть ниже расположились представители России (0,21) и Австралии

(0,28).

Уровень резилиантности

Рисунок 1. Средние показатели резилиантности по России, США и Австралии

Интерпретация результатов корреляционного анализа позволила нам выделить группы факторов, наиболее тесно взаимосвязанных между собой. Если рассматривать показатели, отражающие резилиантность в рамках российской культуры (рис.2), то наиболее значимую связь показали такие элементы как система ценностей и вера в себя. Также сильная корреляция была выявлена между социальной гибкостью и эмоциональной устойчивостью.

Говоря о результатах представителей американской культуры (рис.3), стоит обратить внимание на то, что

здесь присутствует огромное количество сильных корреляционных связей. Наиболее значимая наблюдается между верой в себя и системой ценностей. Следует обратить внимание на тот факт, что элемент социальная гибкость имеет очень сильные корреляции почти со всеми оставшимися составляющими.

У представителей австралийской культуры наблюдается небольшая отрицательная корреляция между социальной гибкостью и верой в себя (рис.4). В то время как система ценностей и эмоциональная устойчивость находятся в наиболее сильной корреляционной связи.

Рисунок 2. Корреляционная плеяда результатов российских респондентов

Рисунок 3. Корреляционная плеяда результатов американских респондентов

Интерпретация результатов факторного анализа показала, что превалирующим фактором при определении уровня резилиантности среди российских респондентов оказалась система ценностей, как и у представителей австралийской культуры. Однако у австралийцев это не единственный значимый элемент. Для них не менее важна и социальная поддержка. Факторный анализ результатов представителей американской культуры позволил выявить существенное преобладание социальной гибкости.

Говоря о социальной информативности следует отметить, что она оказывает наименьшее влияние на уровень резилиантности во всех трех культурах.

Таким образом, можно сделать вывод, что резили-антность это многофакторный концепт, включающий в себя индивидуальные, социальные и социокультурные составляющие, имеющие общие и частные взаимосвязи и зависимости. Это подтвердили результаты математико-статистического анализа данных. Уровень развития резилиантности может отражать культурные особенности разных народов и этнических групп, и, как результат, отличаться по структурно-содержательному наполнению.

В итоге, на сегодняшний день уровень резилиантности в рамках американской культуры превалирует, на втором месте оказались представители России и на третьем - Австралии.

Рисунок 4. Корреляционная плеяда результатов австралийских респондентов

Список литературы

1. Julie Ann Pooley, Lynne Cohen, Resilience: A Definition in Context// Edith Cowan University, Volume 22 № 1 December 2010.

2. Luttar S., Cichetty D., Becker B. The construct of resilience: the critical evaluation and guidelines for future work // Child Development. 2000. Vol. 71(3). P. 543-562.

3. Mangham, C., McGrath, P., Reid, G., &Sterwart, M. Resiliency: Relevance to Health Promotion Discussion Paper// Ontario Health Promotion E-Bulletin, OHPE Bulletin 78, Volume 1998, No. 78

4. Nun Henderson, Fostering Resiliency in Children and Youth: Four Basic Steps for Families, Educators, and Other Caring Adults // Corwin Press.2002.

5. Oxford dictionary of English. Oxford University Press, 3rd revised edition // C.Soanes, C. Stevenson A. 2010. 2112 p.

6. Sharon Buckmaster, Exploring the concept of resiliency: Getting more of a Hot Commodity // Fielding Graduate Institute. 2003.

7. Валиева Ф.И., Резилиантность: подходы, модели, концепции // Вести СПбГУ. Выпуск 1 (Серия 12). -СПб, 2014 С.78 - 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.