Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТОРГОВЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ БУХАРЕ И НА ПАМИРЕ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ'

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТОРГОВЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ БУХАРЕ И НА ПАМИРЕ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЕМЕСЛО / ТОРГОВЛЯ / ГОРНОЕ ДЕЛО / ЭМИРАТ / ЗЕМЛЯ / ВЛАСТЬ / АДМИНИСТРАЦИЯ / ФЕОДАЛ / ДЕСПОТИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ECONOMICS / CRAFT / TRADE / MOUNTAIN ISSUE / EMIRATE / LAND / POWER / ADMINISTRATION / FEUDAL / DESPOTISM / EXPLOITATION / SOCIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карамалишоев К.Н., Мирзоев Ф.А.

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития Восточной Бухары и Памира в конце ХIХ - начале ХХ вв. На основе материалы таджикских и русских исследователей приведены факты о развитие таких сфер хозяйство как ремесленное производство, торговля, земля и землепользование, горное дело и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRAFT PRODUCTION, TRADE AND LAND USING IN THE EAST BUKHАRА AND PAMIRE AT THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES

The article considers issues of serial- economic development of East Bukhаrа and Pamir at the end of XIX and beginning of XX centuries. According to research of Tajik and Russian researchers there are facts of development of areas, such as craft production, trade, land and land using, mountain issues and so on.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТОРГОВЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ БУХАРЕ И НА ПАМИРЕ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ»

Х,амин тавр, ба колхозной вилоят доимо супориш дода мешуд, ки барои бомуваффакият ба анчом расонидани вазифаи мух,ими баланд бардоштани мах,сулнокии хдйвонот х,амаи чорах,оро бинанд. Мех,наткашони хочагии кишлоки вилоят тамоми кувваи худро барои тараккй додан ва ичро гардидани накшаи давлатии тараккиёти чорводории чамъиятй ва бартараф намудани камбудих,оро дар ин сох,а равона намуданд.

АДАБИЁТ

11. Хрсоботи муовини раиси хочагии кишлоки ВМКБ аз 1-ноябри соли 1952 // Бойгонии давлатии ВМКБ, Делои №5. Ф 2. Оп 5, Ед. хр. 23.

2. Хочагии кишлоки Точикистон. № 8. Сталинобод, 1958.

СОСТОЯНИЕ СКОТОВОДСТА В ГБАО В 50-Е ГОДЫ XX в.

В статье говорится о состоянии скотоводства в ГБАО в 50-е годы XX века. В области скотоводства в рассматриваемый период были достигнуты заметные успехи. Из года в год увеличивалось поголовье скота. Но вместе с успехами в этой области существовали и недостатки. Например, за скотом плохо ухаживали и из-за различных заболеваний наблюдался падеж скота. Автор отмечает, что эти недостатки быгли вовремя ликвидированы.

Ключевые слова: состояние, скотоводство, ГБАО, рассматриваемый период, увеличивать, успех, существовать, недостатки, падеж скота, ликвидировать.

CONDITION OF CATTLE BREEDING IN GBAO IN THE MIDDLE OF 1950'S

The given article deals with the condition of cattle breeding in GBAO in the middle of1950's. In this area in the period under review there was some visible success. Year after year the number of cattle increased. But along with the success in this area there were some shortcomings. For example, they didn t take good care for cattle and because of different diseases there was a fall of cattle. The author mentions that all these shortcomings were stopped in time.

Keywords: condition, cattle, breeding, GBAO, under review, increase, success, exist, shortcomings, fall of cattle, stop.

Сведения об авторе:

Бадавлатова Рамзия Бодавлатовна - соискатель кафедры истории таджикского народа факультета Таджигского государственного педагогического университета имени С. Айнй.

About the author:

Badavlatova Ramziay Bodavlatovna - the researcher of the department of history of Tajik nation of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.

УДК 9+33 (575.3)

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТОРГОВЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ БУХАРЕ И НА ПАМИРЕ В КОНЦЕ XIX -

НАЧАЛЕ XX вв.

Мирзоев Ф.А.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Карамалишоев К.Н.

Технологический университет Таджикистана

Ремесленное производство является жизненно важноым направленем в деятельности таджиков, что в своей совокупности может дать реальную картину разрозненного сведения, имеющихся в работах русских ученых, путешественников и представителей военно-политических кругов, а также таджикских исследователей историков прошлого столетия.

Судя по сведенм и существующим материалам, этот вид деятельности горцев соответствовал патриархально - феодальным потребностям местного населения. В рамках хозяйственной потребности местного населения сузили значение ремесла такие элементы как, господствующее положение натурального хозяйства, фактически полное отсутствие товарно-денежных отношений в Восточной Бухаре и на Памире в конце XIX и начале ХХ века. За исключением крайних малозаметных примеров, ремесленное производство, фактически не отделилось от земледелия и скотоводства.

Тем не менее, в работах русских авторов имеются многочисленные примеры искусство, изготовления предметов домашнего обихода. Заметное развитие получил кузнечное дело, ткацкое производство, кожевенное, гончарное, деревообделочное и прочие виды ремесла и кустарного производства. О достаточном развитии выше названных видов ремесла свидетельствуют и факты последней четверти ХХ века, то есть в некоторых отдалённых местах сохранились эти виды ремесленного мастерства, и население пользовалось предметами, орудиями, которые изготавливались, разними мастерами ремесла.

Однако, как отмечает Б.Искандаров в своих исследованиях - не смотря, на усилия местного населения и развития выше перечисленных занятий экономика Восточной Бухары и Памира находилась на очень низкой ступени своего развития. В обиходе населения, особенно жителей высокогорного района, отделённых от культурных центров, было очень мало орудий, а те которыми они пользовались, были самого примитивного устройство. Такое слабое развитие народного хозяйства не было в состоянии удовлетворить растущие потребности населения. Правители и чиновники по этой причине взимали всевозможными условиями все «соки» из крестьян, что в итоге привело к большому упадку экономики страны.

Согласно словам академика, население Памира испокон веков имела тесные торговые связи с соседними государствами. Трудности природных условий, ограниченность товарного производства ставили жителей Памира перед необходимостью приобретения основной части орудий труда, предметов быта и недостаточно производимых продуктов первой необходимости из других областей и сопредельных стран. Значит, эти регионы не могли развиваться без развитии торговых отношений и товарообмена с соседними странами.

Исследователем в его трудах, приводится немало примеров о сохранении традиционных торговых связей население Памира с соседними государствами в ассортименте товаров, привозимых на Памир о том, что по причине фактического отсутствия товарно-денежных отношений горцы предпочитали простой или примитивные виды товарообмена.

Серьёзным толчком для развития торговли и начало внедрение товарно-денежных отношений стало открытие торговой лавочки при Памирском отряде. Позже в целях создания условий для конкуренции и несколько объективного урегулирования цен в Хороге был открыт базар. Главным ассортиментом товаров или предметами торговли стали, привозимые из Кашгара и Оша русские ситцы, мота, железные изделия, мыло, шелковые платки и др. мелочи.

Конечно, в рамках одного исследования нет возможности осветить все вопросы и проблемы темы. Однако можно остановиться на некоторых из них. Мы думаем, что рассмотрение вопросов и проблем налоговой системы и налогообложения, землепользования и земельных отношений общею состояния экономики этих регионов, сословного деления и других социально-экономических вопросов является очень важным научно-исследовательским исследованием.

Весьма очевидно, что на основе всех процессов возникших на всей территории Средней Азии происходил процесс развития экономики и политики Восточной Бухары и Памира, то есть они были теснейшим образом связаны между собой.

Исследователь отмечает, что в силу ряда причин они отличались между собой некоторыми отличиями и своеобразием, и на наш взгляд всё это в основном было связано главным образом с феодальной раздроблённостью всего среднеазиатского региона в целом, и отсутствием единого централизованного государство на протяжение всех предыдущих веков раннего и среднего средневековья. Такой долгий исторический процесс особенно наблюдается в высокогорных районах Шугнана, Рушана, Вахана, Дарваза, Ванча, Язгуляма, Каратегина, Куляба, Балджуана, и мн. др., которые начиная с периода правления Аштарханидов (1599-1747 гг) являлись фактически полу самостоятельными владениями и по наследству управлялись местными феодалами (шахами). В этих районах, то есть в Восточной Бухаре и на Памире основа феодальной собственности - земля, была сосредоточена в руках таких светских и духовных феодалов как миры, шахи и прочие феодальные владетели. Какая собственность закреплялось за ними юридически [1].

В то же время характеристике социально-экономических отношений высокогорных регионов необходимо исходит из общего положения, о том как в условиях классового общества в силу разделения общественного труда происходит дальнейшее раздробление земли. Как мы видим из содержания источников и опубликованных трудов исследователя, основная причина процесса социального и экономического преобразования в земельном отношении в горных районах это, прежде всего в районах Восточной Бухары и на Памире сильно ускоряется процесс купли и продажи земли, и это приводит к концентрации собственности в руках крупных богатых феодалов и скотоводов. Вследствие чего разорённые слои населения попадали под власть таких феодалов. Все они подвергались феодальной эксплуатации и в процессе работы в хозяйстве феодалов получили ХА часть и в большинстве случаев меньше части долю урожая. Это уже само по себе говорит о сложном социально-экономическом и политическом положении населения.

Непосредственный производитель в основном эксплуатировался на основе феодальной собственности земли, что стало основой экономической эксплуатации населения. На плечи масс крестьян также легла обработка всей земли, строительство каналов и арыков (ирригационная система -как таковая), выращивание урожая, сбор урожая, и естественно весь доход от земли поступал в пользу хозяина. Кроме того они облагались ещё многочисленными налогами, о чём поговорим позже. Крестьянин также выполнял повинности, которые имели различные свои формы. Такая система действовала и в равнине и в горных местах Восточной Бухары и Памира - Западном Памире (Шугнан, Рушан, Вахан, Дарваз). Но здесь ещё в большинстве случаев пока сохранялись и элементы патриархального строя.

Как и во все; Средней Азии, в этих районах тоже все земли подразделялись на следующие виды: государственный (амляковые), частновладельческие (мульки хурр и мульки холис), вакуфные-принадлежащие духовным учреждениям и лицам занимающимся религиозными и проповедями и учениями[2].

Частновладельческие земле - «мульки хурр» и «мульки холис» были очень великими и их ограниченность было вызвано отчасти тем, что причисляя тот или иной участок земли к категории «мульк-и-холис», правительством, как верховный собственник, тем самым было вынуждено отказаться от дальнейшего взимания подале, предоставляя урожай с него полностью тому лицу, которому он был пожалован.

Судья по исследованиям и фактам приведённым в трудах Б.Гафурова в Восточной Бухаре до Октябрьской революции эмирские земли составляли -12,5%, амлячные-55,8%, вакуфные-24,2% и мильковые не более 2-3%., однако на Памире по словам Б.Искандарова - подобной положения с некоторыми различиями имело место[3].

Здесь, так же как и в Бухаре и Коканде, наряду с номинальными верховными собственниками земле - местными владельцами, существовали крупные феодалы. В условиях феодальной раздробленности даже те земли, которые считались государственными и казенными могли находиться фактически у верховного собственника лишь в зависимости от его реальной военно-политической силы[4, с.565].

Согласно рассуждениям Б.Искандарова нельзя согласиться с мнением К.Мирзаева, что амлячная земля во всех случаях отличалась тем, что здесь собственниками являлись не отдельные феодалы, а мощное централизованное государственное объединение феодалов во главе с эмиром. Это утверждение не учитывает раздробленности феодальных отношений в Бухарском эмирате[4, с.23]. БИскандаров также не согласен с мнением Н.Латыпова в трактовке данного вопроса при исследовании земельных отношений в Дарвазском бекстве. Н.Латыпов утверждает, что основой аграрных отношений в Восточной Бухаре была феодально-теократическая собственность на землю и на воду централизованного государство во главе с эмиром[5]. Исходя из этого, автор этих слов упускает наличие феодальной раздробленности в Бухарском эмирате и в его восточных районах.

Вышеприведённые факты исследований разных авторов имеют противоречивый характер, но больше всего можно согласиться с академиком в том, что в названые периоды истории таджикского народа чётко наблюдается феодальная раздробленность, отсутствие какой-либо централизованной власти. Поэтому в своих трудах учёный отмечает, что на территории Восточной Бухары и Памира земельная собственность и землепользование имели свои отличительные особенности по отношению этой политики в самом Бухарском ханстве.

Действовал и другой порядок земельной политики. Как уже отмечалось выше основой аграрных отношений в Восточной Бухаре была феодально-теократическая собственность на землю и на воду, поэтому согласно мусульманскому законодательству все земли во всём мире принадлежат Богу. Это мистическая фикция осуществляется фактически тем, что верховное обладание над землями передана Богом тени его на земли: пророка Ислама, а от него оно перешло к наместникам его: Имамам, Халифам и прочим светским властителям. Однако, право верховной собственности на землю отнюдь не исключало частное феодальное земельное собственность, поскольку с точки зрения шариата покупка земли считалась делом полезным [6, с.51-52-53]. Поэтому крупные государственные земли в Бухаре постепенно в ХУП-ХГХ вв. стали переходит в собственность частных собственников. Этот процесс происходило и в условиях Восточной Бухары и Памира, независимо от оторванности от остальной части Средней Азии.

Согласно исследованиям источников, как письменных, так и устных ученый утверждает, что в Восточной Бухаре и на Памире население должно было пользоваться общинными землями, но этими категориями земли распоряжались представители господствующих классов. Они в горных и в длинных районах раздавались феодалам в виде «танхо», иногда некоторые чиновники и феодалы самовольно захватывали общинные земли. Всё это свидетельствует о том, что феодалы, миры, беки, шахи в горных районах являлись полноправными и фактическими хозяевами всех видов и категорий

земли, которые существовали в конце Х1Х и начале ХХ века в Восточной Бухаре и на Памире и равнинных территориях Каратегина, Гиссара и т.д.

Как известно, представители духовенства тоже имели очень сильное влияние на общественно политическую жизнь общество в исследуемый период, и поэтому это верховное сословие тоже не оставалась в стороне. Им выделялись земельные участки значительных размеров. О чём свидетельствуют следующие факты - так, в окрестностях Каратага Гиссарского бекства в пользу «вакуфа» было отведено свыше 400 батманов неполивной земли (ляльми), в кишлаке Чузы (Каратагское амлякдарство) - 60 батманов поливной земли (Оби). Все доходы от этих земель шли в пользу мударрисов и прочих должностных лиц Каратагского медресе [7].

Землепользование и землевладение, утверждает Б.Искандаров, в других районах Восточной Бухары и на Памире, несмотря на некоторые различия, в конечном итоге были такими же, как и в других областях Бухары. При этом, если формы землевладения в Кулябском бекстве были в основном сходными с формами землевладения в Гиссаре и Каратагине, то в Шугнане и Вахане они были близки к тем формам, которые существовали в Давазском бекстве. Учитывая все изложенные материалы исследователей относительно вопросс земли и землепользования мы получаем сведения о широком практиковании системы пожалования правителями земельных участков своим приближенным. Такая система действовала и в высокогорных районах Дарваза, Шугнана, Вахана и Рушана. Однако, здесь ощущался острый недостаток пригодной для обработки участок земли, а пожалование насилие строго классовый характер и они производились правителями-мирами, шахами. То есть этими мирами они стремились укрепить свою власть в окрестностях своих владений. Это обоснованно на основе сохранившихся земельных актов. Как отмечают Б.Искандаров: они являются достоверным источником по интересующему нас вопросу, так как в социально-экономической и политической жизни Восточной Бухары и Памира, несмотря на некоторые сдвиги, не произошло до середины Х1Х в. сколько-нибудь существенных изменений.

Судя по существующим источникам и трудам академика, правители бекств Восточной Бухары и шахств Памира не распоряжались участками пахотных земель, пожалованными садами, приусадебными участками, пастбищами и другими землями.

Обладателями крупных участков охотных и других видов земли были свитские и духовые феодалы, что было закономерно для феодального строя и всего средневековья. Завещатель жертвовал в пользу сейида своё движимое и недвижимое имущество. Следовательно, как и в других районах Средней Азии, здесь поступали в пользу духовенство не только земли, но и другие виды имущества.

В пользу духовенства выделялись и другие пожертвования, о чём существуют устные источники, полученные от старожилов Западного Памира. К примеру, бездетные семьи в конце своих дней иногда завещали свое имущество религиозным учреждениям.

Существуют факты, когда местные духовные власти, получив в вакуф землю, ее использовали в своих корыстных интересах. Иногда духовные лица, представители духовной власти в Восточной Бухаре, путём покупки приобретали в свой личный фонд участки земли, которые могли быть засеяны россияне зерно.

Климатические условия равнинных районов Восточной Бухары и части Западного Памира позволяли вести земледелие, как на орошаемых землях, так и на богарных. Последние (приведённым данным по материалам исследований Б.И. Искандарова) - составляли 20-30 % всеобрабатываемой площади. В горных районах, в том числе в Дарвазе, Шугнане и Вахаке, богарные земли занимали не более 15 -20% возделываемой земли. Согласно материалам исследований разных авторов и в том числе академика Б.Искандарова: - исключительно важное значение, как для развития земледелия, так и для скотоводства играла Гиссарская долина. Побывавший здесь в. конце 70-х годов XIX в. Н.А.Маев подчеркивал, что Гиссарский край с Сурхан по своим климатическим условия и естественным богатством занимал первое место в юго - восточной части Таджикистан. Главными культурами как в Сурхане, так и Гиссаре, помимо пшеницы и ячменя, были рис и лен (как масличная культура). Возделывались также бахчевые и огородные культуры: капуста, арбузы, дыни, морковь, огурцы, редька, лук, стручковый перец; выращивались яблоки, вишни и другие[8, с. 173].

В Кулябском бекстве хорошо было развито скотоводство и производство хлеба, а также это бекство славилось и солёными промыслами. Муминабадская Долина обеспечивала продуктами местное население и частично Давазское бекство. Этот район считался главным земледельческим в бекстве.

Так очевидно, что население Каратегина тоже в основном занималось земледелием, и обеспечение продуктами было осуществлено за счёт дехканство и обработки пахотных земель. Не смотря на горный характер местности здесь, качество почвы, достаточное количество земли способствовали развитию сельского хозяйства -земледелия. Пшеница и ячмень являлись важнейшими сельскохозяйственными культурами в Каратигенсокй долине.

По данным капитана Кузнецова, занимавшегося статистическом исследованием Каратегина, -годовой сбор пшеницы и ячменя лишь по четырём амлякдарствам, выражался приблизительно 77 370 чайреков, или 386 850 пудов[9, с. 17]. По различным данным русских офицеров генерального штаба население Дарваза, Язгулема, Ванча и Пянджа всегда ощущали острую нужду в хлебных продуктах. На основании собранных Февралевым материалов Н.Юхновский писал: «Население Дарваза поддерживает свое существование отхождение промыслами в Фергане и даже в Ташкенте, потому что занятие земледелием по недостатку годной для культуры земли не дает средств и для самого умеренного пропитания. В Дарвазе чистым пшеничным хлебом пользуются только немногие из жителей. Пшеничную муку мешают с мукой из бобов, а в долине рек Ванч, Язгулем и Пяндж делают муку даже из сушёных ягод тутового дерева, горного волка и других горно-плодовых растений»[10].

Земледелие и скотоводство являлись и главным занятием жителей Западного Памира, и они производили такие земледельческие культуры как: пшеница, джугара, просо, ячмень, горох, бобы; из овощей - лук, дыни, арбузы. В Восточной Бухаре и на Памире скотоводство тоже имело такое значение как земледелие. Однако для этого рода занятий большие возможности имелись в долине Курган-Тюбе, в горах Гиссара и Каратага, а также в Балджуане и Каратегине. Развивалась натуральное хозяйство.

Для мирного развития экономики, по мнению Б.И.Искандарова, была централизованна власть и идентичность народа и страны в целом. Памирская область, Восточная Бухара имели достаточные водные ресурсы, полезные ископаемые и при правильном, умелом, прагматичном использование таких богатств можно было, не только улучшить социально-экономическое положение народа, но и повысить темп развития экономики.

Как уже отмечалось выше на Памире и в Восточной Бухаре, особенно в высокогорье господствовало натуральное хозяйство, так как в некоторых районах получили развитие некоторые товарно-денежные отношения. Из-за отсутствия каких-либо путей сообщения высокогорья и других объективных причин население было лишено связл с внешним рынком. Жители сами изготовлями все необходимые продукты и предметы быта для внутреннего потребления, что и является основным признаком натурального хозяйства.

Гиссарская долина, в отношении рынка и производство товаров кустарного изделия для сбыта, имела наиболее богатый рынок. Этот район Словения производством алачи ( узорчатой материи), которую вырабатывали главным образом каратигские мастера. По свидетельству Г.Е.Грум-Гржимайло, гиссарская алача была «известна далеко за границами Гиссарского бекства»[ 11, с. 104].

Ткани грубые шерстяные также изготовлялись в Каратегине, из привезенного хлопка также ткали бязь и мату. Из пуха диких и домашних коз и бараньей шерсти в ареале сукно, употребляемое для зимних чекменей. Что касается развития горного дела, то здесь была развита добыча железной руды, золота соли - каменная и озерная, серебряных, свинцовых, медных руд. Местные правители поощряли железоделательное производство. С этой целью они иногда освобождали от податей наиболее крупных промышленников. Г.Е.Грум-Гржимайло отмечал, что кроме Гиссара, железоделательного производства было довольно развито в Дарвазе [12, с. 104].

Итак, из вышеизложенного фактического материала по исследованиям академика Б.Искандарова и других русских, советских исследователей можно сделать вывод, что изолированность Восточной Бухары и Памира очень сильно отразилась на экономике, социальной сфере, на общественно-политическом строе. Также, судя по источникам и существующим материалом, которые явствуют, население Памирского района значительно отставало в своём историческом развитии от других города и областе Средней Азии в конце Х1Х и начале ХХ века. Население Восточной Бухары и Памира тоже пережили процессы, связанные с хозяйственной отсталостью и застоем экономике господствующей по всей территории Средней Азии уже со второй половины века.

Однако, даже вследствие развития экономических связей с великими государствами как Россия, этот застой не был ликвидирован ко второй половины Х1Х века. Наблюдается господство феодальной раздробленности, весь Бухарский эмират был разделем на отдельные владения, то есть не было обеспечена единая целая государственность. Социально-экономическое положение огромных масс населения ухудшалось год за годом. О чём свидетельствуют рост недовольства, неоднократные выступления и восстания против государствующих слоев населения, что является отдельным предметом исторического исследования и анализа

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов П.И. Хозяйство джуйбарских шейхов. «К истории феодального землевладения в Средней Азии», Москва. 1954.

2. Минаев И. Сведения о странах по верховье Амударьи, СПб., 1879.

3. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1, Москва. 1955

4. Брагинский И.С. К вопросу о периодизации истории народов Средней Азии и Казахстана в досоветскую эпоху. «Материалы научной сессии, посвященной истории региона в дооктябрьский период», Ташкент, 1955,. 565с.

5. Мирзаев К.М. Амлячная форма феодальной земельной собственности в Бухарском ханстве, Ташкент, 1954, 23с.

6. Латыпов Н.К. К вопросу о земельных отношениях в Дарвазсюм бекстве к концу Х1Х и начале XX вв., Сталинабад, 1955.

7. Торнау Г. Особенности мусульманского права, СПб., 1892, С.51-55.

8. Хамраев К. К вопросу о феодальных отношениях в Гиссарском бекстве Бухарском эмирате в конце Х1Х и начале ХХ вв., Сталинабад, 1955.

9. Маев Н.А Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник, изд. Туркестанского статистического комитета, вып. 5, СПб., 1879. 173с.

10. Кузнецов А. - офицер генерального штаба. Краткое статистическое описание Каратегина «сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии», вып. ХХХ111,СПб., 1888, 17с.

11. «Туркестанские ведомости», 8 .1Х. 1894.

12. Грум-Грижимайло. Очерки Памирских стран. ИИРГО, т. ХХ11. Вып. 2, СПб., 1886. С. 104.

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТОРГОВЛИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ БУХАРЕ И НА ПАМИРЕ В КОНЦЕ XIX -

НАЧАЛЕ XX ВВ.

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития Восточной Бухары и Памира в конце XIX - начале XX вв. На основе материалы таджикских и русских исследователей приведены факты о развитие таких сфер хозяйство как ремесленное производство, торговля, земля и землепользование, горное дело и др.

Ключевые слова: экономика, ремесло, торговля, горное дело, эмират, земля, власть, администрация, феодал, деспотия, эксплуатация, социальный.

DEVELOPMENT OF CRAFT PRODUCTION, TRADE AND LAND USING IN THE EAST BUKHАRА AND PAMIRE AT THE END OF XIX AND BEGINNING OF XX CENTURIES.

The article considers issues of serial- economic development of East Bukhаrа and Pamir at the end of XIX and beginning of XX centuries. According to research of Tajik and Russian researchers there are facts of development ofareas, such as craft production, trade, land and land using, mountain issues and so on

Keyword: economics, craft, trade, mountain issue, Emirate, Land, Power, administration, feudal, despotism, exploitation, social. Сведение об авторах:

Карамалишоев К.Н. - старший преподаватель кафедры история и права Технологического университета Таджикистана, Е - mail: Sosim_08@mail.ru .Тел: (+992) 93-832-27-68.

Мирзоев Ф.А. старший преподаватель кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. СадриддинаАйни, тел: (+992)908332526. About the author:

Karamalishoev K.N. - senior teacher of the department of history and law. Technological University of Tajikistan. Е-mail: sosim_08@mail.ru/ Phone: (+992) 93-832-27-68. Mirzoev F.A. - senior teacher of the Chairof History of the Department of General History of the History Faculty, Tajik State Pedagogical university named after Sadriddin Aini, phone: (+992908332526).

УДК-9 (с53) ББК-63.3 (2Т) СОБЫТИЯ 1916 ГОДА: НЕ НАЗРЕВШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНО-

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА

Усмонов Н.Н.

Таджикский государственный университета права, бизнеса и политики

Восстание 1916 года - общее историческое событие для народов Центральной Азии, особенно для таджиков, явившися одним из ярких проявлений всеобщего кризиса в Российской империи в конце XIX - и начала ХХ века. Его вызывал комплекс социально-политических и экономических причин, и кроме того активная переселенческая политика царизма и массовое изъятие земель у коренного населения края, усиление колониального гнёта, непомерное увеличение налогов, почти в 15 раз, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.