Научная статья на тему 'Развитие рельсового производства в России и его влияние на рынок железнодорожных перевозок продукции черной металлургии'

Развитие рельсового производства в России и его влияние на рынок железнодорожных перевозок продукции черной металлургии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛЬСОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Влада Владимировна

В последние годы в Российской Федерации активно развивается производство рельсовой продукции в связи с планами по новому железнодорожному строительству и политикой ОАО «РЖД» в области импортозамещения. В статье рассматриваются современная ситуация в сегменте производства рельсового проката, тенденции развития отрасли и взаимосвязь изменений со структурой железнодорожных перевозок черных металлов. Кроме того, в статье рассмотрены особенности перевозок рельсовой продукции железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова Влада Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рельсового производства в России и его влияние на рынок железнодорожных перевозок продукции черной металлургии»

УДК 669.018.294.2:625.143

в в. Чернова РАЗВИТИЕ РЕЛЬСОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРОДУКЦИИ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Аннотация. В последние годы в Российской Федерации активно развивается производство рельсовой продукции в связи с планами по новому железнодорожному строительству и политикой ОАО «РЖД» в области импортозамещения. В статье рассматриваются современная ситуация в сегменте производства рельсового проката, тенденции развития отрасли и взаимосвязь изменений со структурой железнодорожных перевозок черных металлов. Кроме того, в статье рассмотрены особенности перевозок рельсовой продукции железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: рельсовая продукция, железнодорожный транспорт, импор-тозамещение.

Vlada Chernova DEVELOPMENT OF RAILWAY PRODUCTION

IN RUSSIA AND ITS IMPACT ON THE MARKET OF RAIL TRANSPORTATION OF PRODUCTION OF FERROUS METAL INDUSTRY

Annotation. In recent years the Russian Federation is actively developing in the production of rails due to the plans for a new railway construction and the policy of «Russian Railways» in the field of import substitution. The article discusses the present situation in the segment of rails production, industry trends and changes and its impact on the structure of rail transportation of ferrous metals. More than that, the article describes the features of transportation of rail products by railways. Keywords: rail products, railway transport, import substitution.

В наши дни актуальными становятся вопросы, связанные с состоянием рельсового производства в России. Это вызвано большими планами по развитию высокоскоростного железнодорож-ного движения, а также строительству новых железнодорожных линий, которые предусмотрены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. Другой, не менее важной причиной для активного развития отечественного производства рельсов в сегодняшней международной ситуации является необходимость укрепления экономической безопасности страны.

Рельсы - это стальные профилированные прокатные изделия в виде полос, элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образующие рельсовую колею, непосредственно воспринимающую давление колес подвижного состава. Рельсы являются продукцией железнодорожного назначения. В эту группу также входят колеса и оси. В соответствии с классификационным подходом, как правило, рельсы относят к продукции 3-го передела (готовый прокат), однако в ряде классификаторов, например, в HS / ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), они относятся к металлоизделиям, а следовательно - к продукции 4-го передела.

Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по объему производства рельсов, по количеству разработок и исследований, направленных на повышение их качества. На сегодняшний день в нашей стране существуют два основных производителя рельсовой продукции - ООО «ЕвразХолдинг» и ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ОАО «Мечел»). Первый произ-

© Чернова В.В., 2015

водитель ООО «ЕвразХолдинг» имеет в своей структуре ОАО «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат» (ОАО «Евраз НТМК») и ОАО «Евраз Объединенный Западносибирский металлургический комбинат» (ОАО «Евраз ЗСМК»),

В рамках долгосрочного сотрудничества между ОАО «РЖД» и ООО «Торговая Компания «ЕвразХолдинг» в декабре 2012 г. был заключен договор на период с 2013 по 2017 г. В документе были определены объемы ежегодных поставок транспортного металлопроката по всей номенклатуре, с учетом принципиально новых видов рельсовой продукции. Этим договором были определены следующие пропорции закупки рельсовой продукции холдинга:

- в 2014 г. - 72 % от общей потребности ОАО «РЖД»;

- с 2015 по 2017 г. - ежегодно по 65 % от общей потребности.

В 2013 г. в Новокузнецке, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ОАО «Евраз ЗСМК»), прошло торжественное собрание и пуск (движение по участку отгрузки) первых 100-метровых рельсов. Производство инновационной продукции стало возможно благодаря масштабной реконструкции предприятия. Было произведено техническое перевооружение цеха по производству рельсобалочной продукции. Проект был реализован в два этапа. На первом этапе была произведена реконструкция отделения объемной закалки рельсов, включая замену части транспортного оборудования, монтаж линии неразрушающего контроля качества и трех отделочных линий. Этап был завершен в октябре 2010 г. С 2011 г. вся производимая рельсовая продукция подвергается процессу вакуу-мирования. Внедрение такой инновации позволило поставить холдингу в период 2011-2012 гг. на нужды ОАО «РЖД» более 30 тыс. т рельсов категории «В» (термоупрочненных, высшего качества). Второй этап реконструкции, включавший масштабные работы по замене основных агрегатов прокатного стана и монтаж нового технологического оборудования в рельсобалочном цехе, потребовал полной остановки производства с апреля 2012 по январь 2013 г. В результате был создан практически новый рельсобалочный цех, технические и технологические возможности которого на сегодняшний день позволяют производить дифференцированно-термоупрочненные рельсы длиной до 100 м, соответствующие международным стандартам [1]. Производственная мощность рельсобалочного цеха ОАО «Евраз ЗСМК» после реконструкции составляет 950 тыс. т рельсового проката в год. Такой объем выпуска может полностью удовлетворить потребности ОАО «РЖД». Начало производства нового типа рельсов в России открыло возможности для масштабного развития скоростных и высокоскоро -стных железнодорожных магистралей.

В конце 2014 г. на 130-й Межведомственной «Рельсовой комиссии», проходившей в Новокузнецке, компания ООО «ЕвразХолдинг» заявила о планах освоения производства рельсов низкотемпературной надежности, а уже в феврале 2015 г. вице-президент ООО «ЕвразХолдинг» по продажам заявил о том, что такое производство освоено. Рельсы обладают повышенной прочностью и могут эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +40 °С. Более того, срок их эксплуатации в условиях Крайнего Севера в 2,5-3 раза больше обычного. Руководство компании надеется, что проект «Восточный полигон», направленный на реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, будет базироваться на рельсах ООО «ЕвразХолдинг». Важно отметить, что такие рельсы актуальны не только для Российской Федерации, но и для Канады, скандинавских стран.

Кроме того, у производителей есть опыт выпуска железнодорожной продукции для жаркого климата - ООО «ЕвразХолдинг» поставляет рельсы в Узбекистан и Туркменистан. В портфеле компании есть рельсы для скоростного совмещенного движения, позволяющие обеспечить пассажирам повышенный комфорт и безопасность на высокоскоростных магистралях. Гибкость производства позволяет производить специальные рельсы для разных участков пути, что способствует уменьшению количества ремонтов полотна и значительно повышает эффективность его использования.

В 2014 г. ООО «ЕвразХолдинг» получили Т81-сертификат на рельсы, который разрешает их

использование в Европе. Компания также продолжает осваивать новые виды продукции, профили по зарубежным стандартам. Рассматривается возможность производства рельсов с увеличенной высотой головки и бенитных рельсов. ООО «ЕвразХолдинг» активно ищет новые рынки сбыта: Китай, Латинская Америка, Ближний Восток, Юго - Восточная Азия. Недавно, например, подписаны первые контракты на поставку рельсов ОАО «Евраз ЗСМК» в Бразилию, также заключено соглашение с крупнейшей торговой компанией страны Cisa Trading, которая будет продвигать продажи российской продукции в регионе, оказывать клиентам техническую и логистическую поддержку [3].

Вторым крупнейшим производителем рельсовой продукции в России является ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ОАО «Мечел»). В рамках реализации инвестиционного проекта по строительству универсального рельсобалочного стана (УРБС) на Челябинском металлургическом заводе в ноябре 2008 г. между ОАО «РЖД» и ОАО «Челябинский металлургический комбинат» был заключен долгосрочный договор поставки рельсовой продукции на период до 2030 г. Проектная производственная мощность УРБС - более 1 млн т рельсов и фасонного проката в год, объем инвестиций в проект составил свыше 500 млн долл. США. 16 июля 2013 г. УРБС на Челябинском металлургическом комбинате был введен в эксплуатацию. В ходе горячих испытаний нового универсального рельсобалочного стана была успешно проведена первая прокатка железнодорожных рельсов Р-65 длиной 100 метров. Это один из типов рельсового проката, который способен производить универсальный рельсобалочный стан. С выходом на проектные показатели объем поставок рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости для скоростного совмещенного и высокоскоростного движения, а также рельсов для эксплуатации в условиях низких температур составит до 400 тыс. т в год. Выпуск новой продукции обеспечит ОАО «РЖД» и предприятия строительной индустрии металлопродукцией высокого качества по конкурентным ценам и снизит их зависимость от импортных поставок. В июле 2014 г. ОАО «Челябинский металлургический комбинат» отправил партию рельсов Р-65 для расширения пропускной способности железной дороги Улак - Эльга - подъездного пути к Эльгинскому месторождению коксующихся углей. Поставленная партия рельсов позволит проложить 25 км технологических путей для Эльгинского угольного комплекса.

В начале 2015 г. был подписан протокол, закрепляющий статус ОАО «Челябинский металлургический комбинат» как потенциального поставщика рельсов для Deutsche Bahn AG. Сторонами достигнута договоренность о проведении ОАО «Челябинский металлургический комбинат» необходимых мероприятий для получения сертификата TSI о соответствии рельсов техническим условиям, которые предъявляются к железнодорожной инфраструктуре в странах Европейского союза. Наряду с этим, металлургический комбинат начинает испытания для получения допуска на эксплуатацию рельсов в железнодорожной сети компании DB Netz AG, обслуживающей железные дороги Германии. Испытания будут проходить, в том числе, в условиях высокоскоростного движения [4].

До преобразований рельсобалочного производства в Российской Федерации зарубежные образцы рельсов в сравнении с продукцией отечественных производителей показывали свое явное превосходство. ОАО «РЖД» закупало иностранные 100-метровые рельсы для веток скоростного сообщения Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Хельсинки. Ежегодно ОАО «РЖД» закупает до 950 тыс. т всех категорий рельсового проката и около 100 тыс. т рельсовых скреплений. Основным поставщиком железнодорожной продукции для компании до настоящего времени остается ООО «ЕвразХолдинг». Так, в 2012 г. физический объем централизованных закупок ОАО «РЖД» продукции черной металлургии железнодорожного назначения составил около 792 тыс. т, в том числе, по видам продукции:

- рельсы и рельсовый прокат - 676 тыс. т;

- колеса, бандажи, оси и прочие металлоемкие изделия подвижного состава - 78,9 тыс. т;

- продукция общего назначения (листовой и сортовой прокат, трубная продукция и т.д.) -36,9 тыс. т.

В 2013 г. РЖД закупили 950 тыс. т рельсов, из них 20 % были иностранного производства, остальные поставил ООО «ЕвразХолдинг». Объем закупок рельсов типа Р-65 зарубежного производст-ва ОАО «ТД РЖД» в первом полугодии 2013 г. составил 165,2 тыс. т, в том числе рельсов по контракту с компанией «Фестальпине Шинен ГмбХ» (Австрия) 84,2 тыс. т и рельсов по контракту с компанией «Мицуи энд Ко., Лтд.» (Япония) 81 тыс. т. Объем закупок рельсов типа Р-65 зарубежного производства во втором полугодии 2013 г. составил около 25 тыс. т (в их числе были рельсы австрийского и японского производства).

Предварительное распределение объемов закупки рельсового проката по поставщикам на 2014 г. выглядело следующим образом:

- ООО «ТК «ЕвразХолдинг» - 595 тыс. т, из которыхтермообработанные рельсы 490 тыс. т;

- импортные рельсы (Япония) - 100 тыс. т - все рельсы высшей категории качества;

- ОАО «ЧМК» (ОАО «Мечел») - 135 тыс. т - все рельсы повышенного качества с дифференцированной закалкой.

Договорами из общего объема поставки рельсового проката в 2014 г. была предусмотрена закупка рельсов 100-метровой длины, в том числе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» - 250 тыс. т, ОАО «ЧМК» - 135 тыс. т. Однако с января 2014 г. ОАО «РЖД» перестали покупать импортные рельсы. Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов в июле 2013 г. сообщал о планах железнодорожной монополии с 2015 г. уйти от импорта и перейти на использование рельсов исключительно российского производства. В конце 2013 г. «Торговый дом РЖД», как было сказано выше, прорабатывал возможность приобретать рельсы у японской Nippon Steel и в 2014 году, но решил отказаться от них. Вместо импортных ОАО «РЖД» приняло решение закупать рельсы у ООО «ЕвразХолдинг» и ОАО «Мечела». Так, в 2014 г. железнодорожная монополия снизила общий объем закупок и начала закупки рельсов у ОАО «Мечела» - 100-130 тысяч т, остальные потребности по-прежнему покрывали поставки компании ООО «ЕвразХолдинг» [6].

В соответствии с прогнозными расчетами ОАО «РЖД», объемы закупки рельсового проката на 2015 и 2016 г. будут находится в пределах объемов закупок 2014 г. - 830 тыс. т в год, при этом прогнозное распределение объемов закупки между поставщиками складывается следующим образом - 65 % ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и 35 % «ОАО «Мечел», а именно:

- ООО «ЕвразХолдинг» - 540 тыс. т, в том числе рельсы 100-метров длины до 260 тыс. т;

- ОАО «ЧМК» (ОАО «Мечел») - 290 тыс. т, весь объем высококачественные рельсы 100-метровой длины.

Перспективный ежегодный объем закупки рельсовых скреплений в период 2014-2016 гг. составит до 120 тыс. т, в том числе от ООО «ТК «ЕвразХолдинг» - до 70 тыс. т. Ежегодные объемы закупки стрелочной продукции в период 2014-2016 гг. по прогнозам составят: стрелочные переводы -до 3500 комплектов, ремкомплекты - до 10 500 комплектов, крестовины - до 10 000 шт. (или около 170 тыс. т). При закупках продукции неотъемлемым процессом является доставка продукции к местам потребления. Помимо железнодорожного транспорта для перевозок рельсовой продукции используются автомобильный транспорт (бортовые длинномеры большой грузоподъемности), а также водный транспорт. Также рельсовая продукция может перевозиться с помощью морского железнодо -рожного парома (примером тому служит поставка продукции ОАО «Евраз ЗСМК» в июне 2014 г. на немецкий завод Deutsche Bahn). Однако при существующей возможности использования различных

видов транспорта для перевозки рельсов наиболее удобным и распространенным способом (в особенности, при транспортировке длинномерных рельсов) является железнодорожная перевозка.

При перевозке железнодорожных рельсов длиной 12,5 м продукция загружается в полувагоны или на платформы. При загрузке на железнодорожную платформу по краям устанавливаются четыре пары стоек, которые фиксируют рельсы и не позволяют им рассыпаться во время перевозки. После загрузки парные стойки, расположенные друг напротив друга, связываются проволокой не тоньше 6 мм, причем, как минимум, в пять нитей. Рельсы до 12,5 м перевозятся на четырехосной железнодорожной платформе. При этом, продукция укладывается в несколько ярусов. При перевозке железнодорожных рельсов их для надежности связывают проволокой, протянутой через болтовые отверстия каждого яруса. Допускается транспортировка железнодорожных рельсов разной длины. В этом случае вниз укладываются рельсы максимальной длины, а верхние ярусы состоят из железнодорожных рельсов меньшей длины. Все ярусы также скрепляются путем протягивания проволоки через болтовые соединения. Перевозка железнодорожных рельсов регламентируется техническими условиями, утвержденными Министерством путей сообщения в 2003 г. [5].

В 2014 г. предприятие ОАО «Евраз ЗСМК» освоило технологию транспортировки 100-метровых рельсов. Такая перевозка осуществляется на сцепе из семи платформ. Сцеп сделан так, что на поворотах концы рельсов могут смещаться относительно оси, а центральная часть остается неподвижной. Сначала специалисты протестировали на железнодорожных путях комбината, как сцеп будет вести себя при разгоне, соударении и торможении. После этого была произведена пробная транспортировка до ближайшей станции - в Барабинске, которая прошла успешно. По пути в Барабинск сцеп прошел самый крутой из возможных поворотов при транспортировке 100-метровых рельсов - радиусом 260 м. В настоящее время готовятся разрешительные документы на перевозку крупногабаритного груза. Ранее ООО «ЕвразХолдинг» предлагал ОАО «РЖД» построить в Новокузнецке рельсосвароч-ное предприятие и соединять рельсы в 800-метровые плети, после чего их сразу можно будет доставлять к местам укладки [2].

Изменение некоторых показателей в потреблении рельсовой продукции компанией ОАО «РЖД» заметно влияет на структуру железнодорожных перевозок данной группы груза. В 2014 г. общий объем железнодорожных перевозок рельсов по сети железных дорог России составил 7,8 млн т, что ниже уровня 2013 г. на 1,9 млн т (-24%). Падение объемов железнодорожных перевозок рельсов объясняется, как было сказано выше, снижением объемов закупок продукции в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Из общего объема перевозок рельсов в 2013 г. импортные поставки составили 0,3 млн т, а в 2014 г. импортных поставок рельсовой продукции не было.

Очевидно, что в связи с уже реализуемым импортозамещением перевозки рельсов для потребления будут осуществляться исключительно во внутрироссийском сообщении, что, несомненно, укрепит независимость российских железных дорог от поставок иностранных партнеров, а также простимулирует как ОАО «РЖД» на развитие железнодорожного строительства и высокоскоростного сообщения, так и российских производителей на дальнейшую модернизацию и внедрение инноваций в сегмент производства рельсового проката.

Библиографический список

1. Белоглазова Д. От сертификата к тендеру // Гудок. - 2015. - № 22. - С. 6.

2. ЕВРАЗ готов к транспортировке 100-метровых рельсов // Металлоснабжение и сбыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metalinfo.ru (дата обращения: 04.03.2015);

3. Коппель А. Рельсы с сибирской закалкой // Гудок. - 2014. - № 204. - С. 4.

4. Мечел получил статус потенциального поставщика для Deutsche Bahn // РИА-НОВОСТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ria.ru (дата обращения: 04.03.2015).

5. Особенности железнодорожной перевозки рельс.// Диспетчер грузоперевозок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dispetcher-gruzoperevozok.biz (дата обращения: 04.03.2015).

6. РЖД больше не покупают импортные рельсы // ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rzd.ru (дата обращения: 04.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.