УДК 656.078.11: 334.025
А.И. Николин
К.т.н., заведующий лабораторией отделения «Сварка» АО «ВНИИЖТ» (АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»)
г. Москва, Российская Федерация А.В. Николина
Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление» Электростальский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»
г. Электросталь, Российская Федерация
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬСОСВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЕГО НА АУТСОРСИНГ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос сварки рельсовых плетей в условиях рельсосварочных предприятий. Представлены этапы оптимизации рельсосварочного комплекса ОАО «РЖД»; а также оценены дополнительные затраты на проектно-изыскательские работы, закупку оборудования и прочее. Определены маршруты транспортировки изготовленных рельсов с использованием специальной техники.
Ключевые слова
Аутсорсинг; реформа железнодорожного транспорта; сварные рельсы; рельсосварочные предприятия;
производственные мощности.
Annotation
The article discusses the welding rail lashes in terms of rail-welding enterprises. The stages of optimization of rail-welding complex of JSC "RZD"; and estimated additional costs of design and survey works, equipment purchase and so on. Determined the routes of transportation of rails are made using a special technique.
Keywords
Outsourcing; reform of railway transport; price outsourcer; welded rails; rail-welding enterprises; production capacity.
В работе [1] авторами указаны основные проблемы и направления развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. Одним из приоритетных этапов реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте является вывод из ОАО «РЖД» непрофильных функций и передачу их сторонним организациям в целях сокращения издержек и высвобождения численности работников ОАО «РЖД».
Одной из непрофильных функций в путевом хозяйстве ОАО «РЖД» является производство сварных рельсов и рельсовых плетей в стационарных условиях рельсосварочных предприятий.
В современных условиях сварка рельсовых плетей из новых и старогодных рельсов, а также ремонт старогодных рельсов (репрофилирование) осуществляется производственными мощностями 13-ти рельсосварочных предприятий (РСП), переданных в аренду ООО «РСП-М» (РСП-1 Октябрьской железной дороги, РСП-18 Московской железной дороги, РСП-17 Горьковской железной дороги, РСП-8 Северной железной дороги, РСП-31 Северо-Кавказской железной дороги, РСП-2 Приволжской железной дороги, РСП-36 Куйбышевской железной дороги, РСП-4 Свердловской железной дороги, РСП-7 Красноярской железной дороги, РСП-29 Западно-Сибирской железной дороги, РСП-32 Восточно-Сибирской железной дороги, РСП-37 Забайкальской железной дороги, РСП-19 Дальневосточной железной дороги), а также РСП-13 ст. Металлургическая Южно-Уральской железной дороги, которое находится в собственности ООО «РСП-М» (рис. 1). При этом РСП-1, РСП-13 и РСП-29 имеют возможность производить сварку рельсов различной номинальной длины 25 и 100 метров.
Рисунок 1 - Схема расположения РСП по территории РФ
В рамках выполнения Программы структурной реформы предполагается проведение оптимизации рельсосварочного комплекса ОАО «РЖД» с разбивкой на 2 этапа, где:
I этап - период оптимизации до 1 января 2018 г.,
II этап - период оптимизации до 1 января 2019 г.
I этап оптимизации предусматривает закрытие 9-ти РСП (РСП-21, РСП-3, РСП-18, РСП-27, РСП-36, РСП-20, РСП-4, РСП-15, РСП-37) с сохранением 9 (девяти) РСП для производства основных рельсосварочных работ.
При этом возможны следующие направления производства:
а) сварка старогодных рельсов в рельсовые плети силами 8-ми РСП с годовой производственной мощностью в объеме 194 тыс. тонн или 1650 км пути;
б) сварка новых рельсов в рельсовые плети при условии двух вариантов (с учетом возможности сварки рельсов различной номинальной длины):
- 1 вариант - сварка рельсов длиной 25 и 100 метров при участии 8-ми РСП с годовой производственной мощностью в объеме 1126 тыс. тонн или 8666 км пути;
- 2 вариант - сварка рельсов длиной 25 метров при участии 7-ми РСП с годовой производственной мощностью в объеме 638 тыс. тонн или 4911 км пути.
II этап оптимизации предусматривает закрытие 2-ух РСП (РСП-1, РСП-31) с сохранением 7 (семи) РСП для производства основных рельсосварочных работ.
При этом возможны следующие направления производства:
а) сварка старогодных рельсов в рельсовые плети силами 7-ми РСП с годовой производственной мощностью в объеме 194 тыс. тонн или 1650 км пути;
б) сварка новых рельсов в рельсовые плети при условии трех вариантов (с учетом возможности сварки рельсов различной номинальной длины):
- 1 вариант - сварка рельсов длиной 25 и 100 метров при участии 7-ми РСП с годовой производственной мощностью в объеме 1367 тыс. тонн или 10527 км пути;
- 2 вариант - сварка рельсов номинальной длиной 25 метров при участии 6-ти РСП с годовой производственной мощностью в объеме 596 тыс. тонн или 4591 км пути;
- 3 вариант - сварка рельсов длиной 25 и 100 метров при участии 6-ти РСП с годовой производственной мощностью в объеме 967 тыс. тонн или 7450 км пути.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Следует отметить, что РСП-17 Горьковской железной дороги, РСП-2 Приволжской железной дороги и РСП-32 Восточно-Сибирской железной дороги запланированы к использованию как универсальные предприятия, с возможностью производить сварку рельсов различной номинальной длины 25 и 100 метров. В целях развития и увеличения производственной мощности РСП-17 (с 912 км пути до 1590 км пути) и РСП-2 (с 1215 км пути до 2040 км пути) необходимо произвести модернизацию предприятий путем строительства склада-накопителя под 100-метровые рельсы. По предварительным расчетам общие затраты на проектно-изыскательные работы, путевое и дорожное развитие, изготовление и закупку нестандартного оборудования, строительство склада составят 148,8 - 159,35 млн. рублей, в том числе:
- РСП-17: 88,8 - 94,35 млн. рублей;
- РСП-2: 60 - 65 млн. рублей.
Структура затрат на строительство складов-накопителей под 100-метровые рельсы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Структура затрат на строительство складов-накопителей под 100-метровые рельсы
Наименование статей затрат Доля затрат, %
РСП-2 РСП-17
1. Строительство склада 54,3 53,0
2.Изготовление, закупка комплектующих и монтаж нестандартного оборудования склада 31,0 31,7
3. Путевое и дорожное развитие 4,7 5,3
4.Проектно-изыскательские работы 10,0 10,0
Кроме того, необходимо отметить необходимость сохранения предприятий РСП-32 ВосточноСибирской железной дороги, РСП-7 Красноярской железной дороги, РСП-29 Западно-Сибирской железной дороги, РСП-19 Дальневосточной железной дороги, имеющих стратегическое значение для обеспечения нужд Восточного полигона.
Поставка 100 метровых рельсов в рельсосварочные предприятия будет осуществляться двумя металлургическими комбинатами: Челябинским металлургическим комбинатом (ЧМК, г. Челябинск) ЮжноУральской ж.д. и Западно-Сибирским металлургическим комбинатом (ЗСМК, г. Новокузнецк) ЗападноСибирской ж.д. При этом транспортировку с данных комбинатов запланировано осуществлять в следующем порядке: ЧМК осуществляет доставку 100 метровых рельсов в РСП-13 Южно-Уральской ж.д. и после реконструкции для РСП-2 Приволжской ж.д. и РСП-17 Горьковской ж.д, ЗСМК осуществляет поставку в РСП-32 Восточно-Сибирской ж.д. и РСП-29 Западно-Сибирской ж.д. Также ЗСМК будет осуществляться поставка 25 метровых рельсов в РСП-7 Красноярской ж.д. и РСП-19 Дальневосточной ж.д.
Для перевозки 100 метровых рельсов запланировано использовать специализированные рельсовозные составы модели 0ПР-100 и ЯВРЗ. Модель 0ПР-100 имеет 3 яруса и перевозит 1,8 км пути, модель ЯВРЗ имеет 5 ярусов с возможностью перевозки 3 км пути.
Поставка 100 метровых рельсов из ЧМК будет осуществляться 23 рельсовозными составами модели 0ПР-100, из них: 6 составов необходимо использовать для поставки в РСП-13, 8 составов для доставки в РСП-17 и 9 составов в РСП-2.
Поставка 100 метровых рельсов из ЗСМК планируется осуществлять 17 рельсовозными составами модели ЯВРЗ, из них: 9 составов необходимо использовать для поставки в РСП-29 и 8 составов для доставки в РСП-32.
Рассмотрим производственные мощности ресльсосварочных предприятий при сварке 25- и 100-метровых рельсов (рис. 2-3).
Согласно представленным данным, можно сделать вывод, что наибольшее количество новых и старогодных рельсов длиной 25 м предполагается производить на территории Приволжской ж.д., Горьковской ж.д., Северной ж.д., Свердловской ж.д., Западно-Сибирской ж.д., Восточно-Сибирской ж.д., Забайкальской ж.д. Наименьшую долю в общее производство будет вносить РСП-31 (Северо-Кавказская ж.д.) только за счет сварки старогодных рельсов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
По производству 100-метровых рельсов лидерами являются РСП-13 (Южно-Уральская ж.д.) и РСП-2 (Приволжская ж.д.).
Рисунок 2 - Мощность рельсосварочных предприятий при сварке 25-метровых рельсов
Рисунок 3 - Мощность рельсосварочных предприятий при сварке 100-метровых рельсов
Проведенные расчеты технико-экономических показателей оптимизации логистической схемы организации рельсосварочного производства при передаче его на аутсорсинг показывают эффективность ее использования в условиях реформирования рельсосварочных предприятий. Список использованной литературы:
1. Николин А. И., Гудков А. В., Николина А. В. Экономическая эффективность передачи на аутсорсинг отдельных видов работ в сфере железнодорожного транспорта / Новые задачи экономики и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - 354 с.
2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (часть III) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы,
постановления Правительства РФ, нормативные акты. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана.
© Николин А.И., Николина А.В., 2016
УДК 336.01
О.Н. Пакова
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,
А.З. Хасанов магистрант направления подготовки «Финансы и кредит» ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Проведен обзор сложившихся и возможных проблем, связанных с мировой глобализацией; рассмотрены развивающиеся страны Азии как реальные конкуренты США и развитых стран Западной Европы.
Ключевые слова Глобализация, протекционизм, Brexit, экспорт, импорт, Азия.
Глобализация - это всеобщая взаимозависимость всех субъектов мировой экономики в условиях открытой системы экономических, общественно-политических и культурных связей на основе современных информационных технологий. Глобализация - не новый феномен. Начиная с середины XIX в. произошло, по крайней мере, два эпизода глобализации. Самый последний период глобализации берет свое начало сразу после окончания Второй Мировой войны. Он связан с появлением новых транспортных технологий и технологий связи, характеризуется усиленным развитием международной торговли и экономическим ростом.
Современный этап интеграции мировых экономических систем отличается развитием финансовой глобализации. Наблюдается рост финансовой корреляции национальных финансовых систем в связи с увеличением количества международных операций и объемов межгосударственных потоков капитала, более быстрого и широкого распространения технологий [1, с. 29].
Особенностью глобализации является более глубокая интеграция стран в товарных рынках, рынках труда и капитала. Однако многие страны сегодня по-прежнему стремятся ограничить ввоз более дешевых иностранных товаров, отток трудовых ресурсов.
Известны различные способы защиты национальной экономики: ограничение объема или стоимости импортируемых товаров; субсидии производителям (как пример - Европейская единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая выплаты фермерам); субсидии экспортерам; манипуляции с валютным курсом с целью сохранить дешевизну национальной валюты, чтобы экспорт был привлекательнее импорта; чрезмерная бюрократия. Подобная политика протекционизма, на наш взгляд, не стимулирует рост национальной экономики, а, наоборот, ведет к обеднению населения. Это же подтверждается и теорией сравнительного преимущества Д. Рикардо, согласно которой страны, специализирующиеся на производстве определенных товаров и торгующие ими с другими странами, богатеют и процветают.
В международной торговле товарами явными лидерами являются США, Китай, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Индонезия и страны Западной Европы (свыше 500 млрд. USD). Россия входит во вторую группу (от 200 до 500 млрд. USD).