УДК 338.48-44(1-751.2)-027.541
РАЗВИТИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье раскрываются формы и методы развития регулируемого туризма на особо охраняемых природных территориях муниципального уровня в рамках Одинцовского района Московской области как муниципального образования. При этом указываются проблемы, которые стоят на пути эффективного развития этого вида туризма.
Ключевые слова: регулируемый туризм, муниципальный уровень, природные территории, экологический туризм, рекреационные учреждения, развитие.
THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN Svyat°slav Surkov PROTECTED NATURAL TERRITORIES MUNICIPAL
LEVEL
Annotation. The article describes the forms and methods of development of ecological tourism in protected areas the municipal level within the Odintsovo district of the Moscow region as a municipality. It includes the problems that stand in the way of effective development of this kind of tourism.
Keywords: adjustable tourism, municipal level, natural areas, ecological tourism, recreational establishments, development.
Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий, статус которых определяется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и является базовым звеном для сохранения биологического разнообразия и развития регулируемого туризма. Одним из важнейших его принципов является сохранение природных ресурсов. Вместо потребительского отношения (вырубки лесов, добычи ископаемых и т.д.) извлечения материальных благ идет без каких-либо изменений окружающей среды. Люди тесно связаны с окружающей средой, но некоторые виды деятельности вызывают ее глобальные изменения. С каждым годом человечество все чаще и чаще задумывается о сохранении природных богатств и грамотном их использовании [1; 2; 3; 4; 5].
В последнее время регулируемый туризм выделился в отдельное направление, который активно развивается и считается одним из самых перспективных. Регулируемый туризм - особый сектор туристической отрасли, который подразумевает стремление в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений и активному отдыху на природе. При этом традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Этот вид туризма имеет целый ряд преимуществ: располагается в наиболее живописных, привлекательных и интересных с познавательной точки зрения местах. Обладает системой обслуживания туристских групп, отработанными маршрутами, опытом организации просветительской работы и подготовленным персоналом и осуществляется по строго определенным пешеходным тропам.
Усиление внимания развитию регулируемого туризма в регионах обусловлено высоким туристическим потенциалом, который используется слабо. Рассмотрим опыт организации регулируемого туризма на районном муниципальном уровне, в частности в Одинцовском районе Московской области. В этом районе прекрасные условия для развития этого вида туризма. Биоклиматические условия района достаточно комфортны для проживания, отдыха и лечения туристов. В целом они соответствуют щадяще - трениирующему режиму летом и тренирующему зимой. По климатическим условиям район благоприятен как для летнего, так и для зимнего отдыха. В настоящее время Одинцовский район является объектом туристского притяжения. По территории района проложено множество турист-ско-экскурсионных маршрутов. Местные экскурсионные бюро проводят экскурсии по музеям и территориям района. В районе есть маршруты, которые пользуются особой популярностью:
Н.В. Карпов С.В. Сурков
Nikita Karpov
© Карпов Н.В., Сурков С.В., 2015
религиозный с посещением Саввино-Сторожевского монастыря; военно-патриотический с посещением Танкового музея в Кубинке; литературно-художественный с посещением картинной галереи «Сосны». Маршрутно-познавательный туризм самый популярный вид туризма в Одинцовском районе. Рекреационная сеть района широко развита, на территории Одинцовского района в среднем расположено 11 санаториев, 15 домов отдыха, 4 базы отдыха, 13 пансионатов, причем локализация рекреационных учреждений отмечается в Звенигородской части района. Наличие такого количества рекреационных учреждений позволяет развивать лечебно-оздоровительный, спортивный, деловой, конгрессный и другие виды туризма, однако экологический туризм практически не развит.
Целью экологического туризма служит охрана природы, что заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более десяти процентов туристского рынка, а темпы его роста в два три раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма. Развитие данного вида туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Следует иметь в виду, что туристы, приезжающие с экологическими целями, хотя пока и немногочисленны, представляют собой растущий рыночный сегмент. Их, прежде всего, интересует природная среда и традиционные формы культуры. Учитывая богатое природное наследие и климатические данные, которыми славится Одинцовский район, следует ожидать активного роста этого сегмента на перспективу. Развитие этого вида туризма в настоящее время сдерживает юридическая неопределенность в распределении прав и полномочий владения и распоряжения ресурсами ООПТ между частными, муниципальными, региональными (уровень субъектов федерации) и федеральными пользователями. Во многих странах территории заповедников и национальных парков являются не только природоохранными территориями, но и важными центрами туризма, которые приносят весьма существенный доход государствам, территориальным образованиям и компаниям, использующим их для развития туризма.
В последнее время в стране ведется работа по решению проблемы сосуществования туризма и природных территорий. Процесс вовлечения в туристское использование затрагивает сегодня все виды природных территорий. Туристская и рекреационная деятельность организуется не только в национальных и природных парках, где является одной из задач, но и в заповедниках и заказниках. На этих территориях можно организовать пешие, горные, конные маршруты, а также рафтинг. Основной эффект развития организованного туризма на природных территориях носит социальный характер -воспитание экологической культуры населения, однако возможен и экономический эффект от развития экологического туризма в форме платных экскурсий, мероприятий оздоровительного и спортивного характера на специализированных учебно-экскурсионных и спортивных трассах природных парков. Возможен и международный экологический туризм, эффективность которого значительно выше, так как привлечение туристов из-за рубежа; это могло бы принести дополнительные поступления в бюджет, что позволило бы увеличить расход на природоохранные мероприятия, научные исследования в пределах этих территорий.
Перспективность использования указанных выше местностей в целях туризма объясняется высокой степенью доступности. Туризм здесь можно развивать на потреблении имеющихся ресурсов, вследствие чего себестоимость туристского продукта в целом будет невелика. Очевидно, что развитие организованной рекреационно-туристической деятельности на природных территориях открывает новые возможности для удовлетворения потребностей туристов, улучшения качества жизни местного населения и сохранения качества окружающей среды. Туризм не только может выступать как способ рационального использования объектов природного наследия, но и должен стимулировать их охрану и восстановление как необходимое условие своего развития. Развитие массового туризма на природных территориях представляется невозможным. Но ограниченный, познавательный, а не развлекательный. «Здесь слушают птиц, а не транзисторы», тщательно регламентированный туризм на природных территориях с учетом их размеров, специфики, традиций только поднимет рейтинг, повысит социальную значимость этих территорий, будет способствовать росту их авторитета в глазах населения и органов власти. А также стать дополнительным и веским аргументом против непрекращаю-
щихся попыток вовлечь природные ресурсы природных территорий в иные формы хозяйственной деятельности.
При этом развитие указанного вида туризма тормозит ряд проблем, к числу которых можно отнести следующие.
1. Отсутствие ощутимых экономических стимулов для развития познавательного маршрутного туризма. На зарплату и размеры доходов администрации природных территорий и парков эта деятельность существенно не влияет (в силу ряда причин), кроме того, нынешняя социально-экономическая ситуация стимулирует администрацию этих учреждений скорее на бездействие, чем на самостоятельное «зарабатывание» денег.
2. Экологический туризм требует профессионального подхода. В тоже время ощущается острейший дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере при отсутствии системы подготовки и повышения квалификации своих работников. Следствием этого является слабое понимание работниками природных территорий и парков специфики организации познавательного туризма, сути туроператорской деятельности, ценовой политики, важности рекламы, маркетинга, информационного обеспечения посетителей.
3. Значительные изъяны в законодательстве, предельно осложняющие деятельность ООПТ. Это касается управления лесами, регулирования земельных отношений, организации охраны территорий, что едва ли способствует эффективной работе, в том числе в части экологического туризма.
3. Ценообразование. Зачастую, стараясь увеличить доходы, идут не путем увеличения объемов туристической деятельности и расширения перечня платных услуг, а путем неоправданного взвинчивания цен либо, пытаясь брать плату за все, что можно. Все это не способствует развитию регулируемого туризма в ООПТ.
4. Отсутствие оборудованные должным образом экологические тропы и маршруты. В большинстве случаях можно говорить о протоптанных дорогах и иных направлениях движения - но не об экологических тропах и маршрутах.
5. Недостаток информации. В частности, лишь немногие могут похвастаться собственным интернет-сайтом, причем далеко не на каждом из них желающие посетить эти территории могут найти необходимую информацию.
В системе природных территорий зарубежных стран один из неотъемлемых элементов регулируемого туризма - демонстрация посетителям диких животных в естественных условиях. В отечественных ООПТ зверя мало, он «нахлестанный» и близко не подпускает, да и организаторов туризма в наших парках эта проблема волнует мало. А напрасно, потому что демонстрация посетителям животных в естественных условиях - это: важный элемент привлекательности экологического туризма; важнейший элемент экологического просвещения, воспитания и природоохранной пропаганды, формирования поддержки природных территорий со стороны широких слоев населения; существенный природоохранный фактор, дающий дополнительные гарантии поддержания естественной численности диких животных.
Анализ факторов внутреннего и внешнего характера, препятствующих развитию туризма, показывает, что действия по его развитию должны быть направлены на укреплении слабых сторон и предупреждении угроз для ООПТ, с одной стороны, и на максимальном использовании сильных сторон и благоприятных возможностей, с другой стороны. Поэтому можно предложить следующие основные стратегические направления развития туризма на ООПТ на уровне района:
- широкое внедрение механизмов совместного со всеми заинтересованными сторонами и структурами управления ООПТ района туризмом на территории парков и природных территорий с целью открытия доступа к новым ресурсам и возможностям, обеспечения учета интересов заинтересованных сторон, формированию комплексного подхода к решению проблем территории, достижения целей устойчивого развития;
- обеспечение прозрачности политики в сфере туризма и готовность к сотрудничеству;
- внедрение эффективной системы управления туристскими потоками на природных территориях (прием посетителей, информационные услуги, экскурсионно-познавательная программа, контроль за числом посетителей и их поведением в природе, обеспечение правопорядка и безопасности, предоставление услуг гидов-проводников, природоохранное благоустройство территории и т. д.);
- применение элементов маркетинга при территориальном и проектном планировании объектов и элементов обустройства в рекреационной зоне и зоне познавательного туризма, а также при разработке стратегии перспективного развития территории, формировании туристского предложения, организации обслуживания посетителей и т. п.;
- повышение рекреационной и инвестиционной привлекательности территории;
- пошаговое развитие туризма на природных территориях с максимальной опорой на существующие ресурсы и возможности;
- кадровое обеспечение стратегии развития регулируемого туризма и отдыха;
- активизация предпринимательских инициатив в сфере туризма.
Для развития указанного вида туризма в районе представляется необходимым проведение следующих мероприятий.
- Инвентаризация и систематизация имеющихся в районе туристских ресурсов, определение предельно допустимой нагрузки для экологической защиты и организации воспроизводства экологических систем.
- Анализ и прогнозирование московского (подмосковного) туристского рынка с определением «своих» ниш.
- Создание специализированных модулей туризма и отдыха на базе уникальных ресурсов различных ООПТ района (например, модуль «Спортивная рыбалка - Нарские острова») и разработка на этой основе не стандартных сценариев туристско-рекреационного обслуживания.
- Разработка и внедрение комплексной компьютерной информационной системы «Туризм и отдых» для организации статистического учета и анализа показателей состояния и тенденций развития туристско-рекреационной сферы и повышения ее эффективности.
- Создание в структуре администрации Одинцовского района комитета по туризму, главной задачей которого должна была стать разработка политики в сфере туристско-рекреационной деятельности в масштабах района, пропаганда района как туристского центра, координация туристско-рекреационной деятельностью района.
- Создание при главе администрации района Координационного Совета по туризму. Главные функции: анализ состояния и динамики развития туристско-рекреационной деятельности, разработка предложений. Решения Совета носят рекомендательный характер.
- Создание Муниципальной туристской корпорации. Основные функции: привлечение инвестиций, финансирование строительства и реконструкции туристских объектов, инвестирование инновационных проектов; создание при корпорации Фонда развития туризма, финансирующего пропаганду района, как туристского центра, мероприятия по защите и охране окружающей среды и культурно-исторических памятников, разработку инновационных проектов и прочее.
- Формирование правового и экономического механизмов стимулирования развития тури-стско-рекреационной сферы в районе, включая:
• принятие соответствующих постановлений, местных нормативно-правовых актов и соглашений руководства района с заинтересованными сторонами (в Москве и Московской области, СНГ и ряде зарубежных стран) о сотрудничестве в этой сфере;
• создание благоприятных налоговых и кредито-финансовых условий для стимулирования туристско-рекреационной сферы района;
• поиск и привлечение внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций.
Ожидаемый результат осуществления указанных мероприятий - формирование высокодоходного и многопрофильного туристско-рекреационного комплекса, соответствующего мировым стандартам с одной стороны и важный социально-экономический эффект, с другой. Развитие регулируемого туризма на базе существующих и проектируемых ООПТ района может стать доминирующей отраслью в экономической сфере экономики района, дать стимул и дополнительные финансовые источники развития комплекса особо охраняемых природных территорий.
Библиографический список
1. Асеев, А. Д. Продовольственная безопасность в системе инновационной безопасности Российской безопасности / А. Д. Асеев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 8. - С. 8-14.
2. Волох, В. А. Трудовая миграция: состояние и регулирование / В. А. Волох // Служба занятости. - 2014 -№ 2. - С. 28-31.
3. Гимазова, Ю. В. От «фабрик мысли» к «центрам публичной политики»: международный опыт и перспективы / Ю. В. Гимазова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 17. - С. 154-158.
4. Соколов, Н. Н. Глобализация как социально-инновационый процесс трансформации общества / Н. Н. Соколов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 25. - С. 212-215.
5. Туровский, А. А. Трансформация процесса экспериментирования в транзитарной экономике : дис. ... д-ра экон. наук / А. А. Туровский. - Тамбов, 2002. - 310 с.