Научная статья на тему 'Развитие регулирования учета в странах с переходной экономикой и исследование экономических последствий интернационализации положений по бухгалтерскому учету на примере Китая'

Развитие регулирования учета в странах с переходной экономикой и исследование экономических последствий интернационализации положений по бухгалтерскому учету на примере Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ КИТАЙСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ НА ПРЕДПРИЯТИИ / NEW CHINESE ACCOUNTING STANDARDS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / INTERNATIONAL COOPERATION / РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ACCOUNTING REFORM / КИТАЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линь Сунь, Осипов Михаил Алексеевич, Абдалова Елена Борисовна

В первой части статьи рассказывается о реформировании национальной системы бухгалтерского учета в Китае c 1978 г. Этот процесс разделен на четыре этапа. Вторая часть статьи посвящена текущему этапу, начавшемуся в 2007 г., со вступлением в силу новых китайских положений по бухгалтерскому учету на предприятии. Подробно описаны результаты применения новых положений, дана их объективная оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of accounting regulation in transition economy countries and research on economic consequences of accounting standards internationalization, an example of China

First part of this article deals with national accounting reforms in China since 1978. This process divided in four stages. Second part of this article is devoted to the present stage which started in 2007 with adoption of new Chinese Accounting Standards. Results of application of new standards described in details and objectively assessed.

Текст научной работы на тему «Развитие регулирования учета в странах с переходной экономикой и исследование экономических последствий интернационализации положений по бухгалтерскому учету на примере Китая»

СУНЬ ЛИНЬ, М.А. ОСИПОВ, Е.Б. АБДАЛОВА

Сунь ЛИНЬ — доктор экономических наук, доцент, заместитель руководителя Центра изучения общественной экономики при университете Фудань (Китай).

В 2001 г. окончила Киевский университет, в 2004 г. прошла постдокторскую программу на факультете менеджмента в Университете Фудань. С 2004 г. по настоящее время работает на кафедре общественной экономики экономического факультета Университета Фудань.

Автор 8 учебных пособий и свыше 30 научных работ, в том числе 1 монографии.

Сфера научных интересов — государственная экономика, теория человеческого капитала, финансы компании и т. д.

Михаил Алексеевич ОСИПОВ — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита СПбГУЭФ.

Окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».

Автор более 40 научных работ.

Сфера научных интересов — корпоративное управление, управление инвестиционной деятельностью, корпоративная отчетность

Елена Борисовна АБДАЛОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита СПбГУЭФ.

В 1988 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». С 1994 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ. Имеет практический опыт работы в сфере учета, аудита и консалтинга.

Автор более 40 научных публикаций.

Сфера научных интересов — теория бухгалтерского учета, МСФО, реформирование бухгалтерского учета. учетно-информационные системы.

^

РАЗВИТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕТА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ

История развития регулирования бухгалтерского учета в Китае

Процессы глобализации современной экономики поставили перед всеми странами общую задачу поиска единого информационного языка бизнеса, а именно единого языка финансовой отчетности [1]. Китайская Народная Республика не является исключением из этого списка мировых держав. В статье рассматривается история становления и развития современного процесса регулирования порядка учета и составления финансовой отчетности в Китае.

Процесс реформирования системы регулирования бухгалтерского учета в Китае можно охарактеризовать как постепенный и последовательный [2]. Со времени принятия Политики реформ и открытости развитие регулирования бухгалтерского учета в Китае прошло четыре этапа, которые можно охарактеризовать следующими особенностями экономического развития и соответствующей ему системы учета и отчетности.

Первый этап (1978-1992 гг.) — характеризуется наличием товарной экономики. Отчетность о деятельности отдельных компаний не представлялась в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Второй этап (1992-2000 гг.) — это период привлечения иностранных инвестиции, создание системы бухгалтерского учета для пилотных акционерных обществ.

Третий этап (2001-2007 гг.) — для этого периода характерно параллельное существование китайской (национальной) системы бухгалтерского учета и положений по бухгалтерскому учету, частично интегрированных с МСФО.

Четвертый этап (с 2007 г. по настоящее время) — период интеграции национальных стандартов с МСФО, в течение которого китайские положения по бухгалтерскому учету по своей сути были приведены в соответствие с нормами МСФО.

Рассмотрим характеристику развития процесса регулирования бухгалтерского учета и его содержание для каждого из этих этапов.

Первый этап характеризуется восстановлением общественного экономического порядка, постепенным становлением режима регулирования бухгалтерского учета. В 1985 г. вступил в силу Закон о бухгалтерском учете. Это событие стало кульминацией построения системы бухгалтерского учета этого периода. Изданные в тот же период постановления, в частности Постановление о бухгалтерском учете на предприятиях с иностранным участием, в значительной степени напрямую использовали распространенные в рыночной экономике методы и процедуры бухгалтерского учета, создали основу для преодоления старой модели регулирования учета и сближения с международной практикой.

Второй этап характеризуется тем, что впервые в истории китайского бухгалтерского учета осуществляются внутригосударственная координация и начальная интеграция с МСФО. В мае 1992 г. Министерство финансов и Государственная комиссия по реформированию системы бухгалтерского учета для проведения эксперимента с предприятиями акционерного типа издали совместный нормативный акт «Бухгалтерский учет на пилотных АО» (Yang Ji Wan, 1994). Этот акт явился началом сближения бухгалтерского учета внутри страны с принятыми международными подходами. В тот же год в Китае официально изданы «Положения по бухгалтерскому учету на предприятии». Режим бухгалтерского учета был разделен по 13 индустриям. Предприятия больше не делились для целей организации и ведения бухгалтерского учета по принципу владения и хозяйствования, а внутри индустрии использовался один учетный режим. Такие нормативные акты, как «Бухгалтерский учет на пилотных АО», «Положения по бухгалтерскому учету на предприятии», и отраслевые различия режима бухгалтерского учета являются признаками серьезного общегосударственного реформирования китайской системы бухгалтерского учета. В январе 1998 г. официально вступил в силу нормативный акт «Бухгалтерский учет ООО». В этом же году было принято 8 новых положений по бухгалтерскому учету. Одно за другим они стали использоваться в компаниях, акции которых котировались на биржах, т. е. начался про-

ГРНТИ 06.35.01

© Сунь Линь, М.А. Осипов, Е.Б. Абдалова, 2012

цесс использования модели одновременного применения новых положений по бухгалтерскому учету и системы ранее принятого бухгалтерского учета, что явилось попыткой координирования национальных положений по бухгалтерскому учету с международными стандартами финансовой отчетности. Можно выделить следующие особенности организации бухгалтерского учета в Китае, сложившиеся в этот период и определившие направления его дальнейшего развития:

— использование принятого в международной практике дебетно-кредитного метода ведения счетов и системы бухгалтерских отчетов;

— ускорение темпов сближения с МСФО в отношении оценки и признания прибыли;

— впервые в акционерных компаниях осуществлен неразделяемый на индустрии режим бухгалтерского учета, что явилось полезным опытом при издании «Режима бухгалтерского учета на предприятии».

Третий этап (2001-2006 гг.) характеризуется параллельностью ведения китайской национальной системы бухгалтерского учета и положений по бухгалтерскому учету компаний. На национальном уровне был введен единый порядок бухгалтерского учета на предприятиях, частично согласованный с МСФО.

Для регулирования бухгалтерской отчетности предприятий, представления полной и достоверной бухгалтерской информации в декабре 2000 г. издан нормативный акт «Режим бухгалтерского учета на предприятиях», который с 1 января 2001 г. вступил в силу для ООО. Таким образом, впервые предприятия перестали делить по отраслям и характеристикам, по всей стране стал действовать единый режим бухгалтерского учета, единая система бухгалтерского учета предприятий [3].

На этой стадии можно выделить следующие сложившиеся особенности регулирования бухгалтерского учета китайских предприятий:

— осуществлено частичное согласование норм китайского национального режима бухгалтерского учета с нормами МСФО;

— сфера использования принципа устойчивого развития значительно расширена;

— укреплен такой принцип бухгалтерского учета, как преобладание сущности над формой;

— сделан акцент на сопоставимости учетной информации предприятия;

— введено ограничение применения справедливой стоимости в отношении реструктуризации долга и неденежных операций, которые олицетворяли китайскую специфику развития экономики на этом историческом отрезке времени.

Таким образом, с 90-х годов XX в., в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и реформирования экономической системы, в Китае проведены три значительные реформы в области регулирования бухгалтерского учета, поэтапно осуществлено внутригосударственное и международное урегулирование норм бухгалтерского учета, созданы совместимые с национальной экономической системой и уровнем экономического развития положения по бухгалтерскому учету, что в конечном счете позволило достигнуть сопоставимости бухгалтерской информации и повышения ее качества.

С 2006 г. китайские национальные положения по бухгалтерскому учету компаний по своей сущности соответствуют нормам МСФО.

В феврале 2006 г. Министерство финансов официально объявило о новой системе положений по бухгалтерскому учету, которая вступила в силу с 1 января 2007 г. Новая система положений по бухгалтерскому учету состоит из одного основного и 38 отдельных положений по бухгалтерскому учету: по обычным видам деятельности, товарам, долгосрочным вложениям в капитал и т. п. Одновременно были приняты положения, которые регулировали порядок признания и оценки операций в отдельных отраслях экономики, особых видов деятельности (например, разработка нефти и газа), финансовых инструментов и т. д. Следующая группа — положения, нормы которых специально направлены на регулирование вопросов формирования финансовой отчетности. К этой группе положений можно отнести представление финансовых отчетов, отчет о движении денежных средств и т. д., которые касаются индустриальных предприятий, финансового, страхового, сельскохозяйственного и других секторов экономики. В результате реформ в области регулирования бухгалтерского учета была сформирована и научно обоснована полная система норм бухгалтерского учета с четким разделением по уровням.

Новые положения были приняты в соответствии с нормами МСФО. Все вышеназванные мероприятия направлены на формирование финансовой отчетности предприятий, которая должна представлять связанную, правдивую, надежную, справедливую информацию, чтобы пользователи отчет-

ности могли принимать обоснованные решения на основе доступной информации. Даны четкие определения и условия признания таких элементов бухгалтерского учета, как актив, обязательство, капитал, доходы, расходы, прибыль. Особый акцент сделан на достоверности и надежности статей бухгалтерского баланса, заполнены белые пятна в постановлениях о бухгалтерском процессе в отношении новых видов деятельности в условиях рыночной экономики, еще более уменьшен разрыв между национальными нормами регулирования бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности.

Последствия применения в Китае новых положений по бухгалтерскому учету 2007 г. (2007-2009 гг.)

По состоянию на апрель 2010 г. фондовые биржи в Шанхае и Шэньчжене насчитывали 1774 зарегистрированных компании, которые представили годовой отчет за 2009 г., из них 873 — в Шанхае, в том числе 485 крупных, 358 малых и средних и 58 инновационных компаний в Шэньчжене. Среди 1774 листинговых фирм 1744 нефинансового и 30 компаний финансового сектора. Общая сумма активов 1774 фирм составила 61 897,073 млрд юаней, по сравнению с 2008 г. рост составил 24,32 %; сумма собственного капитала — 9354,482 млрд юаней, рост за год — 16,6 %; осуществлена прибыль в объеме 1446,639 млрд юаней, рост за год — 312,518 млрд юаней, или 27,67 %; объем чистой прибыли — 1132,225 млрд юаней, рост за год составил 238,155 млрд юаней, или 26,64 % [1]. На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что в 2009 г. показатели листинговых компаний соответствовали состоянию экономики страны в целом. Макроэкономическая политика государства привела к появлению признаков выхода из финансового кризиса и восстановлению роста экономики Китая. В то же время стали проявляться экономические последствия применения положений по бухгалтерскому учету, введенных в действие с 2007 г. для листинговых компаний. Можно выделить следующие пять эффективных последствий результата принятия и внедрения новых положений по бухгалтерскому учету.

1. Утвержденные положения по бухгалтерскому учету, такие как политика учета обесценения активов и политика учета собственных научных разработок, способствовали устойчивому развитию листинговых компаний.

Положение по бухгалтерскому учету по обесценению активов определило следующий порядок оценки статей баланса, при котором каждая статья актива компаний, как внеоборотная, так и оборотная, должна была объективно представлять их стоимость, предотвращая искусственное увеличение прибыли путем раздувания стоимости активов. Одновременно нормы положения указывали на то, что начисляемый убыток от обесценения долгосрочных активов не подлежит восстановлению. В 2006 г. листинговыми компаниями был начислен убыток от обесценения в размере 44,27 млрд юаней, а с 2007 г., после начала действия положения и в течение последующих трех лет, начисленный убыток от обесценения составил соответственно 143,264 млрд, 396,348 млрд, 168,967 млрд юаней. В среднем в течение трех лет сумма ежегодно начисленного убытка от обесценения активов выросла на 236,193 млрд юаней, по сравнению с начислениями, которые выполняли компании до введения в действие норм вышеназванного положения. Это значительно снизило «раздутость» различных статей актива листинговых компаний, усилило потенциал их развития. На биржах Шанхая и Шэньчженя компании за три года в целом прекратили показывать в балансах восстановление убытка от обесценения активов, что эффективно подействовало на поведение некоторых фирм, которые манипулировали прибылью через его восстановление.

Принятие и введение такого положения по бухгалтерскому учету, как политика учета собственных научных разработок, были направлены на поддержание и стимулирование компаний в увеличении вложений в НИОКР и инновации. Теперь соответствующие требованиям признания расходы на НИОКР на стадии разработки можно было капитализировать, т. е. они могли формировать нематериальные активы компаний. Необходимо отметить, что до внедрения данного положения расходы на НИОКР полностью вычитались из прибыли отчетного периода, что напрямую влияло на активность компаний в области вложений в НИОКР и инновации. Изменение методологии учета расходов на НИОКР привело к непрерывному росту нематериальных активов, способствуя качественному повышению уровня развития компаний. За первые три года действия данного положения по бухгалтерскому учету капитализация собственных расходов на НИОКР листинговыми компаниями достигла соответственно 2721 млн, 7532 млн и 10 417 млн юаней и имеет тенденцию к росту с каждым годом.

Среднегодовые расходы на НИОКР составили 6890 млн юаней и в среднем выросли на 153,22 %, что отражает положительный эффект учетной политики капитализации расходов на НИОКР.

Следующим шагом стало принятие и введение в действие положения по бухгалтерскому учету условных событий. В соответствии с этим положением компании должны рассчитывать и признавать вероятности возникновения потерь от определенных рисков, возникающих в результате их деятельности. Возникающие при этом убытки уменьшают финансовый результат отчетного периода, что в большой степени предотвратило слишком раннее распределение прибыли компаний. В качестве таких условных событий положение рассматривает нерешенные судебные разбирательства, выданные гарантии по долгам, гарантии качества товаров, контракты с возможными потерями и условными обязательствами при их реструктуризации.

Положения по бухгалтерскому учету берут за основу стоимость приобретения, осторожно вводят понятие справедливой стоимости, что позволяет избежать негативного влияния измерения по справедливой стоимости на финансовую отчетность китайских компаний и национальный рынок капитала. Положения используют понятие справедливой стоимости, но, учитывая реальную ситуацию на развивающемся рынке в условиях переходной экономики Китая, продолжают опираться на понятие стоимости приобретения, а в отношении справедливой стоимости утверждают строгие ограничения ее применения. В Китае справедливая стоимость используется в основном для оценки акций, облигаций, инвестиций в недвижимость, признания операций по объединению и реструктуризации компаний и т. д.

2. Вновь принятые положения по бухгалтерскому учету унифицировали форму и требования к раскрытию информации в финансовой отчетности, повысили качество бухгалтерской информации компаний, способствовали улучшению и развитию китайского рынка капитала.

Созданная система нормативных актов в области бухгалтерского учета предприятий унифицировала регулирование системы финансовой отчетности. Установленная положениями по бухгалтерскому учету система финансовой отчетности в основном состоит из двух частей. Первая — формы финансовой отчетности, которые включают бухгалтерский баланс, отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала, а также консолидированную отчетность; вторая — приложения.

Данные, представляемые в финансовой отчетности, должны основываться на нормах действующих положений по бухгалтерскому учету на предприятиях, а также подтверждаться подписью и печатью ответственного лица, на которого возложена ответственность за достоверность и полноту финансовой отчетности. С 1 января 2007 г. нормы положений по бухгалтерскому учету непосредственно стали применяться и при заполнении бухгалтерских документов, реестров бухгалтерских счетов и составлении отчетности, т. е. на всем протяжении цикла учетных работ. Финансовая отчетность перед официальным представлением проходит аудиторскую проверку. Это означает, что применение в Китае положений по бухгалтерскому учету не ограничивается лишь уровнем отчетности компаний, а затрагивает все стадии учетного цикла для признания и оценки хозяйственных операций и событий после отчетной даты. Это важный и отличительный признак принятых китайских положений по бухгалтерскому учету по сравнению с некоторыми другими странами, а также фундаментальная основа повышения качества информации финансовой отчетности компаний.

Применение учетной политики и составление финансовой отчетности в листинговых компаниях осуществляются большей частью посредством системы программного обеспечения, что привело к повышению качества и эффективности применения положений по бухгалтерскому учету. Использование систем программного обеспечения для ведения учета и формирования показателей финансовой отчетности на основе установленных норм позволяет соблюдать принцип сопоставимости информации с точки зрения формы представления информации и ее содержания. Такая информация, отвечающая критерию сопоставимости, позволяет сопоставить результаты работы разных компаний в одном или в различных секторах экономики (финансовых и нефинансовых). Реализация данного принципа делает возможным сопоставление показателей деятельности одной компании за различные отчетные периоды, что также является важным показателем повышения качества бухгалтерской информации.

3. Эффективность принятых и введенных в действие положений по бухгалтерскому учету прошло международную оценочную проверку Всемирного банка, ЕС и др., что содействовало увеличению международных потоков капитала с участием Китая.

Проведена работа по сближению норм китайских положений по бухгалтерскому учету и гонконгских положений по бухгалтерскому учету. Китайский комитет бухгалтеров и гонконгская гильдия бухгалтеров 6 декабря 2007 г. подписали «Совместное заявление об эквивалентности китайских и гонконгских положений по бухгалтерскому учету». Эти два органа совместно с Советом МСФО создали рабочий механизм для сближения положений по бухгалтерскому учету национальных и международных стандартов. Из анализа годовых отчетов за 2007 г. видно, что после начала применения положений по бухгалтерскому учету представленные годовые отчеты китайских листинговых компаний, одновременно выпускающих акции типа А и Н , в целом не отличаются от гонконгских. Эквивалентность китайских и гонконгских положений значительно снизила затраты внутренних компаний, зарегистрированных на гонконгской бирже, на привлечение финансовых средств и составление финансовой отчетности, а также эффективно содействовала привлечению финансовых средств китайскими компаниями на гонконгской бирже и совместному развитию рынка капитала Китая и Гонконга.

Китайские положения по бухгалтерскому учету получили признание Европейского Сообщества. Европейская комиссия многократно самостоятельно организовывала исследования применения положений по бухгалтерскому учету на предприятиях китайских листинговых компаний. Результатом исследований стал вывод о том, что китайские положения по бухгалтерскому учету успешно применяются предприятиями. 22 апреля 2008 г. в Еврокомиссии был сделан официальный доклад по вопросу эквивалентности положений по бухгалтерскому учету Китая нормам МСФО. Еврокомиссия дала разрешение китайским эмитентам ценных бумаг при выходе на европейский рынок до конца 2011 г. представлять финансовые отчеты, сформированные с использованием китайских положений по бухгалтерскому учету. Таким компаниям не требуется вносить изменения в финансовую отчетность согласно используемым в границах ЕС МСФО.

Китайские положения получили полное признание Всемирного банка. На сегодняшний день Всемирный банк провел бухгалтерскую и аудиторскую оценку более чем в 100 странах мира. Ориентиром бухгалтерской и аудиторской оценки Всемирного банка являются стандарты, получившие международное признание, т. е. МСФО и МСА. Оценка, проводимая Всемирным банком, затрагивала правовую структуру, разработку и внедрение бухгалтерских и аудиторских стандартов, бухгалтерскую профессию, образование и подготовку специалистов в области учета, аудита и многие другие аспекты. В ноябре 2008 г. Министерство финансов Китая создало Национальную оценочную комиссию (NSC). Структуры Министерства приняли на себя координационную и вспомогательную работу в течение всего процесса оценки, что способствовало проведению всеобъемлющей оценки Всемирным банком. На основе серии анкетных опросов, исследований компаний и других работ, проведенных в течение года, Всемирный банк 29 октября 2009 г. завершил и официально огласил в Пекине «Доклад о бухгалтерской и аудиторской оценке Китая». Всемирный банк в полной мере признал успехи принятия и внедрения положений по бухгалтерскому учету и аудиту, а также назвал их хорошим примером для других стран. Этот вывод впервые был получен от влиятельной международной организации, самостоятельно проводившей всестороннюю системную оценку в отношении построения, сближения с международными стандартами и эффективного применения китайских положений по бухгалтерскому учету и аудиту.

4. Эффективное применение, сближение и эквивалентность положений по бухгалтерскому учету компаний в 2007 г. значительно ускорило развитие аудиторской деятельности в Китае.

Применение положений по бухгалтерскому учету на крупных и средних предприятиях потребовало от широкого круга бухгалтеров овладения навыками использования этих положений, в отношении листинговых и нелистинговых компаний, умения проводить аудиторскую проверку и оказывать связанные с ней услуги, а также представлять аудиторское заключение. На данный момент зарегистрировано около 7600 китайских бухгалтерских фирм, которые оказывают аудиторские и сопутствующие аудиту услуги. В этих фирмах трудится более 90 000 квалифицированных аудиторов. С 2007 по 2009 г. число аудиторов в бухгалтерских фирмах, которые имеют сертификацию в областях, связанных с ценными бумагами и фьючерсами, возросло с 12 659 до 18 851. Количество листинговых компаний, прошедших аудит китайскими бухгалтерскими фирмами, тоже постепенно растет — с 1471 до 1676, или 94,48 % всех листинговых компаний [2].

То есть акции типа А на китайских биржах и акции типа Н на Гонконгской бирже.

Принятие положений по бухгалтерскому учету компаний, совместимых с международными стандартами финансовой отчетности, способствовало прекращению политики двойного аудита листинго-вых компаний. Необходимо отметить, что до этого момента уже был введен особый доступ и режим лицензирования для аудиторских фирм, которые проводили аудит листинговых компаний на территории Китая. Согласно этой политике, несмотря на то, что листинговые компании использовали услуги китайских аудиторских фирм для проведения аудита, они по-прежнему должны были проводить дополнительный аудит с участием международной аудиторской фирмы в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности. На практике международные аудиторские фирмы становились приоритетным выбором листинговых компаний, что негативно сказывалось на развитии китайских аудиторских фирм. С 1 января 2007 г. во всех китайских листинговых и нелистинговых, крупных и средних компаниях стали применяться новые положения учета, вследствие чего политика двойного аудита потеряла смысл. Отмена политики двойного аудита была достигнута благодаря активному содействию Министерства финансов. С 2007 по 2009 г. доход от проведения аудита китайских аудиторских фирм вырос с 4819 до 8021 млн юаней, среднегодовой рост составил 33,23 %, увеличение рынка аудиторских услуг во многом способствовало ускоренному развитию профессии китайских аудиторов.

В октябре 2009 г. Кабинет Государственного совета выразил «Мнение Министерства финансов по поводу ускорения развития профессии китайских аудиторов» (Государственный совет. 2009. № 56) с целью укрупнения аудиторских фирм. Таким образом, в 2010 г. в Китае количество публичных аудиторских фирм уменьшилось со 105 в 2002 г. до 54, среди них 5 фирм с годовым доходом более 500 млн юаней, 7 фирм с доходом в пределах 300-500 млн юаней.

5. В 2007 г. положения по бухгалтерскому учету стали повсеместно, без изъятий применяться компаниями, что стало основой участия Китая в создании единых мировых стандартов финансовой отчетности высокого качества.

Всемирный финансовый кризис 2008 г. оказал большое влияние на сближение национального бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности и его дальнейшее развитие. Организованный для целей преодоления мирового финансового кризиса саммит «Большой двадцатки» (G20) и Совет по финансовой стабильности (FSB) после системного исследования причин и способов преодоления финансового кризиса предложили создать единые мировые стандарты бухгалтерского учета высокого качества, основой формирования которых были выбраны МСФО. Эти организации неоднократно обращались с просьбой к членам G20 и другим странам ускорить темпы сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными стандартами. На этом фоне США, Япония, Бразилия, Канада, Индия, Корея и другие страны поддержали тенденцию к сближению стандартов финансовой отчетности, предложили так называемую «дорожную карту» или план действий. Китай как самая большая в мире развивающаяся страна с формирующейся рыночной экономикой поддерживает процесс международного сближения стандартов бухгалтерского учета. На фоне глобализации мировой экономики этот процесс является рациональным решением проблемы удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей учетной информации и характеризует общую тенденцию развития финансовой отчетности. 2 апреля 2010 г. Министерство финансов Китая издало «Дорожную карту сближения китайских положений и МСФО». Применение Дорожной карты привело к повышению информационной прозрачности финансовой отчетности и международной конкурентоспособности китайских компаний. Предпринятые меры позволили своевременно формулировать проблемные вопросы китайской специфики развития экономики для решения их в Совете МСФО (IASB), способствуют здоровому развитию китайских компаний и рынка капитала, защищают экономические интересы страны.

Положения бухгалтерского учета уже вышли за рамки бухгалтерской профессии и стали включать публично возложенную ответственность. Китайские положения и МСФО продолжают сближение.

С 2000 г., основываясь на незаконченности построения китайской системы положений по бухгалтерскому учету и не-осуществленности их сближения с международными, полномочные органы объявили о политике двойного аудита и постановили, что листинговые компании финансового типа, компании, единовременно выпускающие акции количеством более 300 млн (300 млн включительно), а также компании с иностранным участием, выпускающие акции на китайской бирже (акции типа В), помимо установленного законодательством аудита, должны нанимать международную бухгалтерскую фирму для дополнительного аудита.

Поставлена задача до конца 2012 г. завершить внесение поправок в китайские положения по бухгалтерскому учету с целью приведения их в оптимальное соответствие с нормами МСФО. Предполагаем, что единые мировые стандарты финансовой отчетности высокого качества должны учитывать реальную ситуацию в Китае как развивающейся стране с переходной экономикой. Одновременно Китай должен всесторонне, углубленно и активно участвовать в создании МСФО, усиливать влияние и право голоса Китая в процессе принятия новых норм МСФО, а также изменения и совершенствования ранее принятых норм МСФО.

В заключение отметим, что с момента принятия в 2007 г. положений по бухгалтерскому учету листинговые компании стали повсеместно и эффективно применять их для формирования отчетной информации. Положения по бухгалтерскому учету направлены на предотвращение преследования краткосрочных целей поведения компаний в процессе формирования отчетной информации, способствуют устойчивому развитию компаний, повышению качества их бухгалтерской информации, улучшению и развитию рынка капитала, ускоренному развитию профессии аудиторов и сближению национальных положений по бухгалтерскому учету с международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, в полной мере проявились экономические последствия применения новых китайских положений по бухгалтерскому учету для компаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пивоваров И.С. Институциональные перемены и модернизация // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 9-14.

2. Feng Qiao Gen. Изменение и развитие системы бухгалтерского учета в Китае // Научная газета Пекинского индустриального университета, 2005. Iйсезон.

3. Liu Yu Ting, Wang Peng, Xue Jie. Экономические эффекты применения положений по бухгалтерскому учету на предприятии — основано на анализе финансовой отчетности 2009 года листинговых компаний // Исследование бухгалтерского учета. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.