Р. П. Киселёв
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрена кластерная политика, нацеленная на развитие промышленных интегрированных структур, которая становится приоритетным направлением в поисках выхода из рецессии и восстановления динамики роста экономики для федеральных властей. Кластеры принципиально и качественно меняют структуру спроса на продукцию малого и среднего бизнеса. Ключевым вопросом при реализации эффективной региональной промышленной кластеризации является вопрос идентификации и классификации промышленных кластеров на территории регионов.
Ключевые слова
Промышленный кластер, региональная кластеризация, реинжиниринг, классификация, кластерная политика.
R. P. Kiseliov
DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS IN A RECESSION
Annotation
Article considers cluster policy aimed at the development of integrated industrial structures, which is becoming a priority in search of a way out of recession and restore growth dynamics of the economy for Federal government. Clusters are fundamentally and qualitatively change the structure of demand for products of small and medium business. The key issue in implementing an effective regional industrial clustering is the issue of identification and classification of industrial clusters in the regions.
Keywords
Industrial cluster, regional cluster, reengineering, classification, cluster policy.
2016 № 3 (55) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Проблемы создания и формирования кластеров промышленного сектора, а также координация их развития в российской экономике в рецессионное время являются актуальным вопросом для многих исследований отечественных ученых-экономистов.
Практикой многих развитых стран подтверждено, что реинжиниринг национального хозяйства на основе кластерной политики, его региональных и производственных подсистем является катализатором процесса повышения эффективности производства и его конкурентоспособности, увеличения благосостояния населения.
Процесс замедления развития экономики сказывается на всех ее областях и практически невозможно его разрешить без государственного вмешательства и увеличения инвестиционного потока в отрасли.
Кластерная политика становится приоритетным направлением в поисках выхода из рецессии и восстановления динамики роста экономики для федеральных властей. Уже приняты и работают в действии государственные документы, направленные на реализацию кластерной структуры отраслей.
Таким образом, рассматриваемое в настоящей работе научное исследование процессов формирования и развития промышленных кластеров региона является актуальным аспектом как в научном, так и практическом значениях.
Исследуя литературные источники отечественных экономистов, не очевидны четкие границы характерных признаков для определения промышленного кластера, его перспективные характеристики и достаточное условие необходимых компонентов. Также дискуссионными остаются вопросы автоматической классификации кластеров, этапов мер по его созданию, реализации и внедрению. Кроме того, наиболее остро в практическом применении наблюдается недостаточная разработанность и масштабность
реализации методов формирования промышленных кластеров.
Разные регионы испытывают различного рода ограничение в ресурсах: материальные, финансовые, трудовые, образовательные, природные и т. д., что сдерживает развитие экономических показателей. Регионы, исторически сложившиеся как промышленные, особенно ощущают на себе рецессионные процессы. Именно в таких условиях особую важность приобретает создание и реализация стратегии, направленной на развитие этих территорий и обеспечение его конкурентоспособной инновационной продукции. К таким стратегическим мерам относятся создание ТОР (территорий опережающего развития), т. е. своего рода особые экономические зоны и кластеров. ТОР является по своей сути прообразом кластеров. Кластеры, в отличие от территорий опережающего развития, подразумевают инновации, серьезные вложения в научно-исследовательскую базу, взаимосвязь основных и смежных отраслей, вследствие чего предполагается инвестиционный поток на постоянной основе.
Под территориально-промышленным кластером понимается интеграция предприятий отраслевой производственной сферы, хозяйствующих в одном регионе и относящихся к определенной госкомпании, являющейся главным потребителем выпускаемой продукции. Ключевым вопросом при реализации эффективной региональной промышленной кластеризации является вопрос идентификации и классификации промышленных кластеров на территории регионов. При исторически сложившейся конъюнктуре рынка совершенно ограничен доступ к достоверной информации о различных кооперационных связях региональных промышленных предприятий. Кроме того, в период рецессии появляются все новые вопросы и проблемы, связанные с реализацией мер, направленных на повышение конкурентоспособности промышленных корпораций
на кластерной основе. К таким вопросам относятся: выявление факторов, составляющих условий создания устойчивых конкурентных преимуществ региональных промышленных кластеров, а также разработки соответствующих механизмов и инструментов повышения их конкурентоспособности. Особенно остро эта проблема встала в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в результате чего остро назрели проблемы конкурентоспособности российских предприятий в условиях глобальной конкуренции. Региональный промышленный кластер может являться конкурентоспособным при условии достаточности и конструктивности его ресурсного потенциала, направленного на эффективное использование региональных ресурсов и производство конкурентоспособной продукции. Функционирование
кластера должно быть правильно организовано при использовании эффективного его управления. С позиции вовлечения иностранного капитала для региональных властей основным моментом является создание кластерной промышленной структуры и повышения конкурентоспособности входящих в него корпораций, и, как следствие, улучшения социально-экономического положения региона в целом [6, с. 32-33].
Основное отличие кластерных образований от других организационных форм глобализационных производственных процессов состоит в создании внутреннего конкурирующего климата с лидирующей позицией на рынке.
Промышленное производство в регионах РФ в период с 2007 по 2015 г. проявлялось по-разному — были периоды увеличения, но были и спады (табл. 1).
Таблица 1 — Индексы производства по видам экономической деятельности
Российской Федерации
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Промышленное производство 1) 106,8 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7 96,6
из него:
добыча полезных ископаемых 2) 103,3 100,4 97,2 103,8 101,8 101,0 101,1 101,4 100,3
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 102,7 100,1 98,9 103,6 101,2 100,7 100,9 101,4 100,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 104,0 101,1 83,9 104,9 106,6 103,4 102,3 101,6 102,2
обрабатывающие производства 2) 110,5 100,5 84,8 110,6 108,0 105,1 100,5 102,1 94,6
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 107,3 101,9 100,3 103,2 103,9 104,1 100,6 102,5 102,0
текстильное и швейное производство 99,5 94,6 83,9 108,8 100,8 100,7 104,3 97,5 88,3
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 102,3 99,7 98,5 119,9 105,7 98,1 95,6 97,2 88,6
обработка древесины и производство изделий из дерева 107,9 99,9 76,9 113,4 110,2 96,2 108,0 94,7 96,6
Продолжение табл. 1
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
целлюлозно-бумажное
производство; издательская и полиграфическая 108,3 100,3 84,1 103,1 106,5 105,8 94,8 100,4 93,7
деятельность
производство кокса и нефтепродуктов 102,8 102,8 99,4 106,0 103,8 103,1 102,3 105,7 100,3
химическое производство 106,6 95,4 94,6 110,6 109,5 104,1 105,4 100,1 106,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 125,5 122,8 87,1 124,4 111,4 112,8 105,9 107,5 96,3
производство прочих неметаллических 108,3 97,1 66,8 114,5 107,4 110,7 98,0 101,8 92,2
минеральных продуктов
металлургическое
производство и производство готовых 104,5 97,8 83,6 112,4 107,0 104,8 100,0 100,6 93,5
металлических изделии
производство машин и оборудования 126,7 99,5 66,8 115,2 111,1 102,7 96,6 92,2 88,9
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 110,9 92,6 68,4 118,9 111,9 106,4 99,0 99,5 92,1
производство транспортных средств и оборудования 107,8 100,4 68,5 127,2 117,2 110,3 102,2 108,5 91,5
прочие производства 104,6 98,3 81,6 120,6 105,3 102,6 95,4 102,7 94,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2) 99,4 100,6 97,3 102,2 100,2 101,3 97,5 99,9 98,4
К процессам торможения создания промышленных кластеров относятся:
- неэффективные системы управления на региональном и местном уровнях;
- противоречивые процессы экономической и промышленной сфер;
- недостаточное финансирование научно-исследовательских прикладных работ.
Объекты малого и среднего бизнеса могут являться поставщиками российской высокотехнологичной продукции для инициализации благоприятной среды для внедрения различных инноваций, новых технологий, функционирования базы нормативного регулирования по взаимодействию участников кластера, ликвидация административных ограничений, зарождение ком-
плексного аспекта по развитию региона и страны в целом, создание и увеличение новых рабочих мест.
Основным ядром промышленного кластера является производственная сфера с участием государственной компании с развитой инфраструктурой, созданная при поддержке государства и удовлетворяющая всем запросам кластерных образований: начиная от обучения кадров и заканчивая логистикой и маркетингом.
Кластеры функционируют по принципу «тройной спирали»: бизнес — государство — наука. Прочное взаимодействие производственных компаний и исследовательских институтов, а также подключение к процессу местных органов управления, оказывает существенную
поддержку и способствует формированию благоприятной среды за счет эффективной политики в различных сферах, а также через создание инновационных научно-исследовательских центров, университетов, транспортной и энергетической инфраструктуры и т. д. Кроме того, кластеры могут укрепить и увеличить количество производственных предприятий, способных организовать импортозамещение, а также создать достаточное количество высокопроизводительных рабочих мест.
Кластеризация экономики — это значимый инструмент бизнеса. Общество, находящееся в рамках рыночной экономики, создает свод правил взаимодействия между субъектами через законодательные акты, финансовую сферу, институты поддержки и т. д. Поэтому кластер, действующий в рамках данного свода правил, это и есть определенным образом организованная площадка, позволяющая успешно функционировать крупным фирмам, малому бизнесу, поставщикам, объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. За счет эффективных и конструктивных партнерских отношений между конкурирующими предприятиями в кластере и достигается эффект синергии.
Кластерная политика характеризуется тем, что основной аспект уделяется тесноте взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера для упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в частности для установления прочных лидирующих позиций на внешних рынках, инициализации партнерских научно-исследовательских институтов, совместного взаимодействия в использовании баз знаний. Создание кластеров с интеграционной платформой является катализатором для эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Библиографический список
1. Delgado, M., Porter, M. E., Stern, S. Clusters and entrepreneurship // Journal of Economic Geography. US Census Bureau Center for Economic Studies Paper. — 2010. — № CES-WP-10-31.
2. Цикличность развития экономики и управление конкурентными преимуществами. — СПб. : Полторак, 2011.
3. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. — 2003. — № 5.
4. Сакал, П., Хрдинова, Г., Шмид, Я. Кластеры как основа перехода на инновационное производство // Проблемы развития территории. — 2012. — Вып. 3 (59). — С. 44-49.
5. Сапир, Е. В., Карачев, И. А. Определение перспективных направлений стратегии кластерного строительства в регионе на основе формирования геоэкономического атласа (на примере Ярославской области) // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 17 (392). — С. 22-40.
6. Портер, М. Международная конкуренция. — М. : Международные отношения, 1993.
7. Тяглов, С. Г., Краснокутский, П. А. Проблемы реализации кластерной политики как стратегического направления долгосрочного социально-экономического развития регионов // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2011. — № 5. — C. 114-120.
8. Тяглов, С. Г., Федорова, Я. В. Развитие государственно-частного партнерства в регионе: инфраструктурные проекты Ростовской области // Управление инновациями. — Новочеркасск, 2014.
9. Тяглов, С. Г., Киселев, Р. П. Производственный механизм регулирования в условиях глобальной нестабильности // Институты и механизмы регулирования в условиях глобальной нестабильности : моногр. — Ростов н/Д, 2014. — С. 222-230.
Bibliographic list
1 Delgado, M., Porter, M. E., Stern, S. Clusters and entrepreneurship // Journal of Economic Geography. US Census Bureau Center for Economic Studies Paper. — 2010. — № CES-WP-10-31.
2. Cyclical development of economics and management of competitive advantages. — SPb. : Poltorak, 2011.
3. Cihan, T. V. Cluster theory of economic development // Theoretic-practice proven. — 2003. — № 5.
4. Sakal, P., Hrdinova, G., Schmid, J. Clusters as basis of innovative production // Problem resolution. — 2012. — Vol. 3 (59). — P. 44-49.
5. Sapir, E. V., Karachiov, I. A. Identification of perspective directions of strategy of cluster development in the region through developing geo-economic Atlas (on example of Yaroslavl region) //
Regional Economics: theory and practice. — 2015. — № 17 (392). — P. 22-40.
6. Porter, M. International competition. — M. : International relations, 1993.
7. Tyaglov, S. G., Krasnokutskiy, P. A. Implementation issues of cluster policy as a strategic direction for long-term socio-economic development of regions // Vestnik of Russian economic university named by G. V. Plekhanov. — 2011. — № 5. — P. 114-120.
8 Tyaglov, S. G., Fyodorov Y. V. Development of public-private partnership in regions: infrastructure projects in Rostov region // Innovation Management. — 2014.
9 Tyaglov, S. G. Kiseliov, R. P.
Production regulation mechanism in the global instability // Institutes and mechanisms of regulation in context of global instability : monograph, 2014. — P. 222-230.