Научная статья на тему 'Оценка потенциала импортозамещения на продовольственных рынках на примере Приволжского федерального округа'

Оценка потенциала импортозамещения на продовольственных рынках на примере Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ / ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD MARKETS / POTENTIAL FOR IMPORT SUBSTITUTION / RESOURCE POTENTIAL / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прущак Олеся Владимировна

В статье с ориентиром на вызовы современной рыночной экономики определены методологические положения повышения потенциала импортозамещения на продовольственных рынках. Выявлено влияние проектов импортозамещения на изменение межотраслевых пропорций и структурную перестройку как региональной, так и национальной экономики. Обоснованы основные требования к повышению импортозамещающего потенциала региона: укрепление продовольственной независимости; активизация воспроизводственных процессов; наиболее полное использование ресурсного потенциала; обеспечение оптимального соотношения между возможностями аграрного производства и удовлетворением потребностей населения; оптимальное размещение объектов АПК на территории региона. Оценен уровень сформированности продовольственного потенциала импортозамещения в разрезе регионов Приволжского федерального округа, что позволило провести типологизацию регионов в зависимости от уровня сформированности потенциала импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focusses on the challenges of a modern market economy and studies methodological guidelines for increasing the potential for import substitution in the food market. The impact of import substitution projects on the changes in sectoral structure and sectoral proportions of both regional and national economies are revealed. The author identifi es the main requirements for increasing regional import-substituting potential: ensuring food independence, boosting reproduction processes, making full use of the resource potential, ensuring an optimal balance between the capacity of agricultural production and meeting the needs of population, optimal placement of agricultural facilities in the region. The level of food production potential for import substitution purposes in the regions of the Volga Federal District is assessed; different regions are classifi ed according to their potential of import substitution.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала импортозамещения на продовольственных рынках на примере Приволжского федерального округа»

ISSN 1994-5094 ♦-

101 -♦

Olesya Vladimirovna Prushchak,

Doctor of Economics,

professor of the department of marketing,

economics of enterprises and organizations

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.43(470.4)

Олеся Владимировна Прущак,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

о.pruchakiiiyandex.ru

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье с ориентиром на вызовы современной рыночной экономики определены методологические положения повышения потенциала импортозамещения на продовольственных рынках. Выявлено влияние проектов импортозамещения на изменение межотраслевых пропорций и структурную перестройку как региональной, так и национальной экономики. Обоснованы основные требования к повышению импортозамещающего потенциала региона: укрепление продовольственной независимости; активизация воспроизводственных процессов; наиболее полное использование ресурсного потенциала; обеспечение оптимального соотношения между возможностями аграрного производства и удовлетворением потребностей населения; оптимальное размещение объектов АПК на территории региона. Оценен уровень сформированности продовольственного потенциала импортозамещения в разрезе регионов Приволжского федерального округа, что позволило провести типологизацию регионов в зависимости от уровня сформированности потенциала импортозамещения.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственные рынки, потенциал импортозамещения, ресурсный потенциал, устойчивое развитие.

ASSESSMENT OF IMPORT SUBSTITUTION POTENTIAL IN THE FOOD MARKET OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

The article focusses on the challenges of a modern market economy and studies methodological guidelines for increasing the potential for import substitution in the food market. The impact of import substitution projects on the changes in sectoral structure and sectoral proportions of both regional and national economies are revealed. The author identifies the main requirements for increasing regional import-substituting potential: ensuring food independence, boosting reproduction processes, making full use of the resource potential, ensuring an optimal balance between the capacity of agricultural production and meeting the needs of population, optimal placement of agricultural facilities in the region. The level of food production potential for import substitution purposes in the regions of the Volga Federal District is assessed; different regions are classified according to their potential of import substitution.

Keywords: agro-industrial complex, food markets, potential for import substitution, resource potential, sustainable development.

В современных условиях активной трансформации мирохозяйственных связей актуализируется разработка мероприятий, направленных на повышение потенциала продовольственного импортозамещения. Реализация проектов импортозамещения меняет межотраслевые пропорции и влияет на структурную перестройку как региональной, так и национальной экономики.

Для выхода на траекторию устойчивого социально-экономического развития в рамках политики повышения потенциала импортозамещения необходимо обосновать методы оценки потенциала импортозамещения, соответствующие современным условиям. Потенциал импортозамещения на уровне продовольственного рынка можно определить как совокупность его системных, качественных и количественных характеристик, влияющих не только на устойчивость, безопасность и сбалансированность, но и на конкурентоспособность импортозамещающего производства продукции в масштабах, согласованных со стратегическими целями регионального развития [2].

В последнее время экономический рост стал национальной идеей, а ее экономическое выраже-

ние состоит в увеличении объема производства в расчете на душу населения, повышении уровня жизни населения людей и более полном удовлетворении потребностей за счет роста реальной заработной платы и доходов. Сюда же следует отнести реализацию программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды. Обеспечение экономического роста связано с решением вопросов рационального использования собственных ограниченных ресурсов в контексте наращивания производственного потенциала, более эффективного распределения и обмена, оптимального удовлетворения потребностей населения в продовольствии [4].

Учитывая активное внимание научного сообщества к вопросам повышения потенциала импорто-замещения, очевидна потребность более глубокой проработки методологических положений формирования и развития потенциала импортозамещения на продовольственных рынках как объективного требования к воспроизводственному процессу в отраслях агропромышленного комплекса с целью обеспечения конкурентоспособности и эффективности его деятельности.

102 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

Есть основания полагать, что наиболее востребованной составляющей экономики, обеспечивающей расширенное воспроизводство факторов производства и материальных благ и определяющей возможности повышения благосостояния населения, является регион. Поэтому направления политики наращивания потенциала импортозамещения следует разрабатывать на региональном уровне, впоследствии переходя на национальный уровень.

На основании исследования факторов, определяющих импортозамещающий потенциал на продовольственных рынках, можно выделить основные требования к повышению импортозамещающего потенциала региона. К ним относят:

- продовольственную независимость или самообеспеченность;

- замкнутость воспроизводственного цикла;

- оптимальное соотношение между возможностями аграрного производства и удовлетворением потребностей населения;

- оптимальное размещение объектов АПК на территории региона.

При этом следует отметить, что оценка регионального потенциала без его взаимной увязки с общероссийскими показателями представляется несколько ограниченной. Это связано с тем, что региональная экономика, будучи самостоятельной и отчасти автономной, все же представляет собой лишь составную часть национальной экономики. Каждый регион имеет собственный потенциал импортозамещения, однако его уровень развития, масштаб и направленность зависят от той роли, которую регион выполняет в российской экономике с учетом его отраслевой специализации. Поэтому определение корреляционных связей состояния и ориентиров развития страны и регионов должно стать отправной точкой исследования регионального потенциала импортозамещения [5].

Потенциал импортозамещения на продовольственных рынках региона можно определить как уровень организации и развития обособленного экономического пространства, включающего различные по локализации структурные образования, взаимодействие которых обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии.

Ключевым вопросом при обосновании методов оценки потенциала импортозамещения является выбор критерия оценки региональных факторов. В условиях трансформации мирохозяйственных связей таким критерием может стать полное использование ресурсного потенциала региона. Определим методологические положения повышения потенциала импортозамещения на продовольственных рынках, ориентируясь на вызовы современной рыночной экономики:

- эффективное использование регионального ресурсно-сырьевого потенциала, обеспечение полной занятости, оптимальное взаимодействие интеллектуальных и капитальных ресурсов в воспроизводственном процессе, сохранение рациональности в распределении и потреблении продовольствия -все это способствует сохранению территориальной

целостности и экономической независимости региона, а также формированию его потенциала им-портозамещения;

- в целях стимулирования деятельности регионального агропромышленного комплекса необходимо оптимальное сочетание экономических, социальных, институциональных, национальных, культурных и других факторов;

- повышение потенциала импортозамещения на продовольственных рынках возможно только в условиях перманентного роста доходов, сбережений, инвестиций и производительности труда с сохранением естественного уровня безработицы.

Для исследования с представленных методологических позиций потенциала импортозамещения на продовольственных рынках предлагается использовать проблемно-ориентированные оценки, которые позволяют выявить ростоформирующие и лимитирующие факторы его реализации. Использование проблемно-ориентированных оценок предполагает постановку следующих принципиальных требований к выбору системы показателей:

- использование объективных количественных оценок, базирующихся на официальных статистических данных;

- возможность проведения сравнительного анализа уровня сформированности потенциала импор-тозамещения для различных регионов;

- возможность выявления узких мест реализации проектов импортозамещения на продовольственных рынках; возможность характеризовать состояние экономической системы в динамике, выявляя тренды и направления развития в целях объективной оценки устойчивости происходящих изменений.

С учетом этого методика оценки потенциала продовольственного импортозамещения, основанная на законах классической экономической теории и анализе наиболее значимых в данном контексте показателей, может быть основана на применением следующей формулы [4]:

£ = 1ВРП х 1ВРП х /ВРП

7ППСХ 1ПЦ 1 ЦП

где /ВРП - индекс физического объема валового регионального продукта в постоянных ценах (доля к предыдущему году), %; 1ППСХ - индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах (доля к предыдущему году),%; I - индексы потребительских цен на продовольственные товары (декабрь к декабрю предыдущего года), %; I - индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции и приобретения товаров и услуг сельскохозяйственными организациями (доля к предыдущему году), %. При этом используемы в формуле соотношения

^в^шс* «ц 7ВРП/7ЦП характеризуют изменение предельного продукта относительно возрастающих

или сокращающихся факторов производства. Данная методика дает возможность сравнивать регионы по уровню сформированности их потенциалов продовольственного импортозамещения.

НБЫ1994-5094 ♦-

103 -♦

В табл. 1 представлены индексы физического объема валового регионального продукта в постоянных ценах за период 2010-2017 гг.

Как для РФ в целом, так и для большинства регионов Приволжского федерального округа очевидна тенденция снижения индексов физического объема ВРП за исследуемый период. Исключение составляют Ульяновская, Пензенская и Саратовская области.

Анализ выявил значительный рост индексов производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств (табл. 2). За 2010-2017 гг. производство сельскохозяйственной продукции вырос-

ло в среднем по России на 15,6%, по регионам Приволжского федерального округа - на 39,6%. Наибольший прирост отмечен в Башкортостане (59,2%), Татарстане (55,3%), Ульяновской области (47,9%), Оренбургской области (47,5%). По Саратовской области прирост составил 35,7%, что несколько ниже средних показателей по регионам Поволжья.

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями, сократились в среднем по РФ на 25,4%, по регионам ПФО - на 27,6%. Не стала исключением и Саратовская область, где индекс цен

Таблица 1

Индексы физического объема валового регионального продукта (в постоянных ценах),

% к предыдущему году [3]

Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%

РФ 104,6 105,4 103,1 101,8 101,3 99,4 100,8 101,5 97,0

Приволжский федеральный округ 105,5 106,8 104,1 102,4 102,0 98,7 100,5 101,9 96,6

Республика Башкортостан 105,2 108,2 104,4 102,6 101,9 98,3 100,5 102,8 97,7

Республика Марий Эл 105,6 106,0 109,8 101,9 106,0 103,2 94,7 95,3 90,2

Республика Мордовия 104,8 109,4 102,1 102,5 108,1 101,1 103,6 103,9 99,1

Республика Татарстан 104,3 105,7 105,5 102,4 102,1 100,0 101,0 102,8 98,6

Удмуртская Республика 104,7 104,8 103,3 102,7 101,0 99,8 101,7 100,4 95,9

Чувашская Республика 103,3 106,7 106,2 98,1 100,2 97,3 100,6 100,1 96,9

Пермский край 107,4 108,3 100,6 100,8 103,3 99,6 96,7 98,1 91,3

Кировская область 104,6 104,8 101,8 100,6 102,2 99,2 99,6 99,8 95,4

Нижегородская область 107,5 106,9 103,8 102,0 102,9 96,5 103,0 101,7 94,6

Оренбургская область 104,5 105,1 102,5 102,2 99,3 96,1 99,1 100,1 95,8

Пензенская область 101,8 107,9 106,7 104,6 103,5 103,9 97,0 103,8 102,0

Самарская область 108,5 105,9 105,0 104,2 101,9 97,0 97,8 101,1 93,2

Саратовская область 102,1 108,0 105,9 104,3 100,3 99,0 100,9 102,1 100,0

Ульяновская область 105,1 107,9 102,5 102,0 100,5 98,1 101,8 111,2 105,8

Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%

РФ 88,7 123,0 95,2 105,8 103,5 102,6 104,8 102,5 115,6

Приволжский федеральный округ 74,0 140,1 93,8 104,2 104,2 101,6 105,8 103 139,2

Республика Башкортостан 65,2 142,9 87,2 116,6 100,9 103,1 100,9 103,8 159,2

Республика Марий Эл 87,5 126,7 113,4 109,2 115,2 110,3 95,6 97,6 111,5

Республика Мордовия 73,0 143,6 98,3 100,3 107,6 105,6 107,5 102,6 140,5

Республика Татарстан 67,8 150,5 92,5 98,6 102,9 104,9 104,3 105,3 155,3

Удмуртская Республика 87,1 121,5 97,4 96,0 112,4 100,6 99,6 100,3 115,2

Чувашская Республика 73,6 140,5 100,7 89,1 101,3 107,3 100,5 101,4 137,8

Пермский край 92,5 123,1 94,2 96,6 100,9 98,6 99,7 99,9 108,0

Кировская область 88,1 112,1 94,8 93,7 109,6 99,1 104,1 96,3 109,3

Нижегородская область 79,5 121,5 100,3 100,1 104,4 102,4 100,1 100,3 126,2

Оренбургская область 73,9 147,7 84,7 108,7 100,5 100,1 110,4 109,0 147,5

Пензенская область 72,9 150,4 101,4 101,7 102,9 115,5 106,1 96,0 131,7

Самарская область 69,9 149,7 107,1 106,2 103,8 93,5 115,0 101,8 145,6

Саратовская область 77,4 134,8 87,4 113,1 107,1 90,1 115,1 105,0 135,7

Ульяновская область 72,0 177,3 88,2 106,4 100,9 95,6 116,7 106,5 147,9

Таблица 2

Индексы производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году [3]

104 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

производителей сельскохозяйственной продукции за 2010-2017 гг. сократился на 27,9% (табл. 3).

Есть все основания полагать, что устойчивое снижение индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции способствует укреплению потенциала продовольственного импортозамещения как по России в целом, так и по регионам Поволжья.

Следует отметить также устойчивую тенденцию сокращения индекса потребительских цен на товары и услуги за 2010-2017 гг. Так в среднем по России этот показатель в 2017 г. составил 87,9% от уровня 2010 г., а по регионам Приволжского федерального округа - 87,9% соответственно (табл. 4).

Используя приведенную выше методику оценки потенциала импортозамещения на продовольственных рынках, основанную на сопоставлении изменения предельного продукта относительно изменяющихся факторов производства, сравним сформи-рованность потенциалов продовольственного им-портозамещения регионов Приволжского федерального округа (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная методика оценки уровня импортозамещения позволяет провести типологизацию регионов. В зависимости от уровня сформированности потенциала импортозамещения можно выделить три кластера регионов.

Таблица 3

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями, % к декабрю предыдущего года [3]

Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%

РФ 123,6 94,9 110,8 102,7 114,1 108,5 101,8 92,2 74,6

Приволжский федеральный округ 127,8 90,4 107,5 110,4 110,3 109,1 103,5 92,5 72,4

Республика Башкортостан 145,1 80,3 137,4 103,3 104,3 121,5 99,9 90,6 62,4

Республика Марий Эл 117,5 102,7 103,8 102,9 129,0 102,5 105,9 84,1 71,6

Республика Мордовия 121,9 98,8 109,9 109,9 106,0 108,7 102,8 93,2 76,5

Республика Татарстан 126,4 93,7 105,4 116,7 109,8 105,8 106,2 95,1 75,2

Удмуртская Республика 124,2 99,9 100,5 119,3 112,4 100,0 109,9 89,4 72,0

Чувашская Республика 135,6 80,4 105,4 110,7 115,7 99,6 96,3 93,6 69,0

Пермский край 133,8 96,1 104,5 109,7 109,1 107,6 105,6 89,6 67,0

Кировская область 123,1 96,8 105,0 114,1 110,5 103,2 109,2 100,2 81,4

Нижегородская область 132,9 89,6 105,8 116,1 111,8 105,9 103,2 90,6 68,2

Оренбургская область 125,9 95,4 106,7 107,3 106,4 115,7 102,0 93,1 73,9

Пензенская область 116,1 85,7 104,5 106,6 113,2 115,2 103,2 93,4 80,5

Самарская область 112,2 99,3 109,9 98,0 123,4 117,6 100,3 90,7 80,9

Саратовская область 131,5 87,8 114,3 102,3 108,7 114,1 98,3 94,8 72,1

Ульяновская область 128,6 100,0 115,2 107,4 107,8 112,3 99,3 93,5 72,7

Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%

РФ 112,9 103,9 107,5 107,3 115,4 114,0 104,6 101,1 89,5

Приволжский федеральный округ 114,1 103,8 107,1 106,9 115,7 112,3 104,1 100,3 87,9

Республика Башкортостан 114,5 104,2 108,5 105,8 115,4 110,7 104,3 100,6 87,9

Республика Марий Эл 116,7 102,7 106,6 109,5 117,2 113,8 104,6 100,3 85,9

Республика Мордовия 113,8 102,1 106,3 108,4 116,8 110,8 104,2 100,5 88,3

Республика Татарстан 112,0 104,0 105,9 107,9 114,2 112,0 103,3 101,3 90,5

Удмуртская Республика 116,7 103,7 108,8 108,8 112,2 110,3 102,9 100,0 85,7

Чувашская Республика 114,7 102,2 105,6 106,3 116,7 112,3 102,9 99,1 86,4

Пермский край 115,3 104,0 108,2 106,2 113,9 114,3 104,8 100,2 86,9

Кировская область 115,5 103,9 108,2 109,0 115,9 111,5 104,0 99,9 86,5

Нижегородская область 114,1 104,5 107,6 108,2 116,6 111,5 104,8 100,4 88,0

Оренбургская область 115,3 103,4 107,8 105,5 115,4 111,0 103,2 100,7 87,3

Пензенская область 113,1 103,2 106,3 107,0 115,4 111,1 103,3 100,6 88,9

Самарская область 113,7 103,6 106,4 106,6 118,7 115,6 105,2 99,5 87,6

Саратовская область 111,6 103,4 105,6 105,2 115,2 111,7 102,7 99,0 88,6

Ульяновская область 115,1 104,3 105,8 106,9 117,3 115,0 105,5 101,4 88,0

Таблица 4

Индексы потребительских цен на товары и услуги, % к предыдущему году [3]

ISSN 1994-5094 105 ♦-♦

Таблица 5

Оценка сформированности потенциала продовольственного импортозамещения регионов

Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%

РФ 0,924 0,966 0,967 0,905 0,763 0,774 0,918 1,095 118,4

Приволжский федеральный округ 1,088 0,927 1,044 0,873 0,798 0,772 0,891 1,107 101,8

Республика Башкортостан 1,075 1,060 0,876 0,848 0,871 0,685 0,965 1,149 106,9

Республика Марий Эл 0,982 0,891 1,056 0,860 0,684 0,854 0,801 1,051 107,1

Республика Мордовия 1,136 0,903 0,927 0,901 0,949 0,813 0,966 1,167 102,7

Республика Татарстан 1,182 0,805 1,138 0,864 0,825 0,804 0,901 1,071 90,6

Удмуртская Республика 0,910 0,915 1,036 0,869 0,727 0,896 0,934 1,129 124,1

Чувашская Республика 0,963 1,052 1,069 0,900 0,736 0,767 1,023 1,066 110,7

Пермский край 0,868 1,032 0,955 0,910 0,879 0,814 0,820 1,053 121,3

Кировская область 0,914 1,021 0,979 0,874 0,761 0,856 0,836 1,031 112,9

Нижегородская область 1,030 1,074 0,980 0,843 0,801 0,743 1,010 1,153 111,9

Оренбургская область 1,064 0,797 1,105 0,868 0,793 0,691 0,838 0,982 92,3

Пензенская область 1,103 0,944 1,078 0,987 0,824 0,759 0,807 1,240 112,4

Самарская область 1,433 0,771 0,925 1,020 0,696 0,718 0,771 1,124 78,4

Саратовская область 0,937 1,029 1,126 0,933 0,752 0,845 0,885 1,081 115,4

Ульяновская область 1,089 0,679 1,002 0,869 0,796 0,765 0,863 1,362 125,1

К первому кластеру отнесены регионы-лидеры, обладающие лучшими базовыми условиями и высоким уровнем сформированности потенциала импортозамещения. По данным 2017 г., регионы-лидеры представляют: Ульяновская область, Пензенская область, Республика Мордовия.

Ко второму кластеру отнесены перспективные регионы со средним уровнем базовых условий, определяющих средний уровень сформированности потенциала импортозамещения: Пермский край, Чувашская Республика, Республика Татарстан, Саратовская область, Самарская область и Удмуртская Республика. Эти регионы имеют близкий к среднему по ПФО уровень сформированности потенциала импортозамещения на продовольственных рынках.

К третьему кластеру можно отнести регионы-реципиенты, находящиеся в худших базовых условиях, что обусловливает низкий уровень сформи-рованности потенциала импортозамещения. Низким уровнем сформированности потенциала им-портозамещения отличаются: Оренбургская область, Кировская область, Республика Марий Эл.

Системная оценка потенциала импортозамеще-ния на продовольственных рынках способствует выявлению территориальных проблем в процессе реализации политики импортозамещения. При проведении такой оценки целесообразно выделять ресурсную, организационно-управленческую и результативную компоненты, определяющие как возможности наращивания потенциала импортоза-мещения, так и соответствие стратегическим целям регионального развития. Такой подход способствует устранению структурных диспропорций административно-территориальных образований и позволит ускорить темпы экономического роста [1].

При оценке уровня сформированности потенциала импортозамещения следует учитывать, что

часть продукции может производиться иностранными компаниями на территории России. Такие товары в статистической отчетности оцениваются как отечественные, хотя представляют собой локализацию производства продукции зарубежных производителей территории России и не снижают уровень импортозависимости отечественной промышленности. Наиболее ярким примером может послужить продукция пищевой промышленности.

Поскольку развитие потенциала импортозамеще-ния влияет на структурные сдвиги в территориальной хозяйственной системе и изменение межотраслевых пропорций, все решения о реализации инвестиционных проектов по производству импортозамещающей продукции должны быть согласованы со стратегией развития региона. Такое требование можно использовать в качестве критерия оптимального развития потенциала импортозамещения.

1. Киреева Н.А., Заводило О.В. Институциональные условия функционирования регионального агропромышленного комплекса (на примере Саратовской области) // Аграрный научный журнал. 2017. № 10. С. 77-83.

2. Киреева Н., Сухорукова А. Импортозамещение как стратегия достижения продовольственной безопасности России: проблемы, пути решения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 4. С. 44-50.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. URL: htth://www.gks.ru.

4. Смирнов В.В. Повышение потенциала продовольственного импортозамещения регионов Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 418-425. URL: http://www.auditfin.eom/fin/2015/1/fin_2015_11_rus_08_ 13.pdf.

5. Федоськина Л.А. Оценка потенциала импортозаме-щения региона: теория и практика на примере республики Мордовии // Российская экономика: теория и практика. 2016. № 3. С. 130-144. URL: https://eyberleninka.ru/artiele/v/otsen-ka-potentsiala-importozamesehemya-regiona-teoriya-i-praktika-na-primere-respubliki-mordovii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.