Научная статья на тему 'Развитие региональной политики формирования и наращивания инвестиционного потенциала'

Развитие региональной политики формирования и наращивания инвестиционного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной политики формирования и наращивания инвестиционного потенциала»

№ 3 / 2015_____________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

Значительное влияние на реализацию производственного риска также оказывают низкая техническая эффективность и надежность оборудования. Перебои в поставках материалов и комплектующих изделий, вредность производства - все это может привести к повышению уровня производственного риска, а также реализации рисковой ситуации.

Проводя анализ показателей, характеризующих рискообразующие факторы, можно выделить те факторы, которые являются доминирующими и оказывают максимальное влияние на концентрацию производственного риска. Следовательно, управляющие и менеджеры должны, в первую очередь, обратить внимание именно на эти факторы.

Стоит отметить, что каждый из вышеизложенных рискообразующих факторов в той или иной степени влияет на реализацию рисковой ситуации. Именно поэтому крайне важно проводить постоянный мониторинг факторов риска, а также оценивать возможность наступления рискового события и вероятный ущерб в случае его реализации. По этой причине необходимо проводить расчет показателей, которые будут играть важную роль в контроле, оценке и предупреждение рисковых событий. В случае повышения вероятности реализации данного риска, предприятие будет готово и сможет провести ряд мероприятий по снижению вероятности его реализации либо снижению уровня ущерба в случае реализации риска.

Список использованной литературы:

1. Денисенко В.И., Дьяченко А.П. Оценка производственного риска на машиностроительных предприятиях // Проблемы анализа риска. - том 5, №3. -2008. - С. 22-38.

2. Ивашкевич В.Б., Бухгалтерский управленческий учет: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: Инфра -М, 2011. — 576 с.

3. Каспина Р.Г., Шнейдман Л.З. Новый подход к формированию корпоротивной отчетности

нефтяных компаний [Текст] // Нефтяное хозяйство.-2013.-№ 9.С.14-17.

4. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник для вузов / Гетьман В.Г., Рожнова О.В., Каспина Р.Г. и др.; под ред. В.Г. Гетьмана.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Инфра-М.- 2013.- 558 с.

5. Шигаев А.И. Контроллинг стратегии развития предприятия: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»/ А.ИШигаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

© Л.Ф.Хазеев, 2015

УДК 336

А.С. Хакимов

аспирант

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАРАЩИВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА Аннотация

В статье представлены теоретико-методические аспекты формирования и наращивания инвестиционного потенциала региона, показана роль и значимость государственной поддержки в процессе развития социальноэкономической системы региона, охарактеризованы и обоснованы перспективы регионального развития через эффективные секторы производственной инфраструктуры и важнейшие виды наукоемких и стратегических производств.

Ключевые слова

Региональная политика, инвестиционный потенциал, развитие социально-экономической системы региона.

Необходимый государству на данном этапе развития мировых торгово-экономических взаимосвязей, стремительный подъем российской экономики, переход на иной технологический уровень, минимизация

- 58 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

энергоемкости производства невозможны без инвестиционного процесса, не секрет, что без инвестиций нет экономического роста. Теоретико-методические аспекты формирования и наращивания инвестиционного потенциала региона, ориентарованы на инвестиционную политику государства субсидирования стратегических отраслей народного хозяйства. Но данный процесс не может быть спроектирован и осуществлен без участия частных инвесторов, без структурной трансформации институционального развития, направленного на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечивая собственные и мировые потребности по приоритетным направлениям.

Региональная политика предполагает целостное и динамичное развитие всех отраслей народного хозяйства страны, совершенствование обоснованной и эффективной комплексной экономической политики государства, предусматривающей наличие инвестиционной, структурной, промышленной, внешнеторговой и научно-технических составляющих, тесно взаимосвязанных между собой. Формирование современного уровня прибыльной привлекательности, методик формирования эффективных инвестиционных процессов, привлекает повышенный научный интерес, как методика воздействия экономической политики, ориентированной на федеральном уровне на интересы субъектов экономического рынка.

На наш взгляд, региональная инвестиционная политика, являясь структурной составляющей мезоэкономической системы, лаконична связана с нею, имеет совместные цели, принципы, особенности региональной политики и общую концептуальную базу.

Используя системный подход, Аладьин В.А. сформулировал следующее определение региональной инвестиционной сферы, которая, по его мнению, «представляет собой открытую инвестиционную систему, внутренняя структура которой состоит из совокупности взаимосвязанных объектов инвестирования и субъектов инвестиционного процесса (инвесторов и пользователей), осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона. На входе такой системы находятся внешние инвестиции, как в материальной, так и в денежной форме, а на выходе - поступающий за пределы региона доход от эксплуатации введенного объекта инвестиций, продукция и услуги [1, с. 24]».

В рамках исследования понятия и современных подходов формирования и развития региональной инвестиционной политики, следует понимать и принимать ее как комплекс реализации экономических механизмов, задействованных в процессе активизации инвестиционной активности и блпгоприятно отражаясь на рост показателей привлекательности инвестиционного климата региона.

В период Советского Союза региональную инвестиционную политику проводил союзный центр. Причем, бывшие союзные республики не были экономически самостоятельными субъектами. Именно центр решал, для каких республик и регионов требуются дополнительные финансовые средства. Свыше 90% государственных капитальных вложений осуществлялось из союзного бюджета. Еще одной особенностью региональной инвестиционной политики, проводимой союзным центром, была преимущественно предметная (отраслевая) специализация хозяйства регионов по типу: Урал - металл, тяжелое оборудование, Восточная Сибирь - лес, Кузбасс - уголь, Тюмень - нефть и газ и т.д. [2].

Теоретико-методические основы формирования и наращивания инвестиционного потенциала региона, рассматривают как характерную особенность российского рынка инвестиций, выявляя заметную структурную дифференциацию инвестиционного формата в основном по отдельным секторам экономики и по регионам.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие [2].

- 59 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

Системно-аналитическое исследование научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне [4, с. 32]:

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- поиск источников финансирования структурных преобразований;

- повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

- усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

- снижение инвестиционных рисков и т.д.

Существенную значимость содержит осуществление инвестиционной политики с учетом своеобразных обстоятельств и особенностей, желание территориальных образований реализовать конкурентные преимущества для привлечения финансовых средств.

На наш взгляд, на современном этапе развития экономики, определяющей чертой региональной политики инвестиционного процесса должен стать приоритет инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование, культура, наука, подготовка кадров) и в природный капитал (охрана окружающей среды, рациональное природопользование) через эффективные секторы производственной инфраструктуры и важнейшие виды наукоемких и стратегических производств.

Финансовое состояние хозяйствующих в регионе субъектов - это первичная мотивация к вложению средств, но более крупными факторами, влияющими на инвестиционную активность в регионе, являются политические ожидания, экологическая обстановка и экономическая конъюнктура рынка инвестиций, в том числе динамика инфляционного процесса, уровень налогообложения, ставка рефинансирования инвестиций, конкурентоспособность продукции, уровень монополизма в инвестиционной сфере. Инвестиционная активность стимулируется через рост реализуемых инвестиционных ресурсов и эффективность их использования в приоритетных секторах материального производства и социальной сферы, которые определяют процесс расширенного воспроизводства, темпы экономического роста региона.

В результате к стратегическим задачам региональной инвестиционной политики следует отнести:

- повышение общей инвестиционной привлекательности региона;

- снижение инвестиционных рисков;

- увеличение инвестиционных ресурсов региона за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного капитала (в том числе иностранного), а также сбережений населения;

- создание эффективно работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;

- формирование здоровой конкурентной среды;

- аккумулирование региональных инвестиционных ресурсов на развитие приоритетных сфер экономики и передачи для реализации наиболее востребованных направлений технико-технологического развития;

- анализ и определение объектов и направлений, приемлемых с точки зрения эффективности инвестирования и др.

Тактические инвестиционные задачи предполагают мобильность их постановки, они могут меняться по мере изменения ситуации в регионе и в стране в целом.

Тактические инвестиционные задачи региональной инвестиционной политики могут быть представлены несколько иначе:

- создание развитой инфраструктуры финансово-банковских расчетов между субъектами регионального инвестиционного рынка;

- насыщение потребности реального и потенциального секторов экономики ликвидными оборотными средствами;

- активизация каналов для инвестирования привлеченных капиталов;

- эффективное использование региональных ресурсов, природных богатств и научно-технического потенциал региона.

- 60 -

____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Отметим, что в совокупности с государственной и отраслевой политикой, в каждом регионе разрабатывается собственная инвестиционная политика, представляющая собой совокупность мер, которые способствуют мобилизации инвестиционных, а также определению приоритетных направлений их использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов, созданию благоприятного инвестиционного климата. Как правило, региональная политика на практике предполагает наличие двух составляющих: стратегической (формирование системы мероприятий долгосрочного характера) и оперативнотактической (способы и методы решения текущих задач, конкретизация возможности реализации стратегических целей).

Список использованной литературы

1. Аладьин В.В., Янин О.Е. Проблемы формирования комплексной системы социальной защиты населения в регионе и ее инвестиционного обеспечения. М., 2001.

2. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-200б.-№3.

3. Грохолинский А., Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 2006, №6.

4. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /- М. : Буквица, 2004.

© А.С. Хакимов, 2015

УДК 336 (574)

К.Е. Хасенова

к.э.н., и.о. доцента кафедры «Финансы» ГУ имени Шакарима г. Семей г. Семей, Республика Казахстан

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рассмотрим основные показатели развития банковской системы Республики Казахстан на основе стандартных показателей, используя официальные данные Национального Банка Казахстана за 2012-2013 гг.

В Республике Казахстан количество банков второго уровня (БВУ) по ссостоянию на 1 января 2014 года - 38, в том числе банки со 100% участием государства в уставном капитале - 1, банки второго уровня с иностранным участием - 17, дочерние банки второго уровня - 14, количество филиалов банков второго уровня - 378 [1].

В таблице 1 представлена роль банковского сектора в экономике Казахстана.

Таблица 1

Роль банковского сектора в экономике Казахстана

Наименование показателя/дата 01.01.2013 01.01.2014

ВВП млрд тенге 30 347 34291

Отношение активов к ВВП, % 45,7 45,1

Отношение ссудного портфеля к ВВП, % 38,4 38,9

Отношение вкладов клиентов к ВВП, % 28,1 28,7

Коэффициент размещения части средств во внутренние активы 1,145 1,133

По состоянию на 1 января 2014 года активы банков второго уровня РК составили 15 461,7 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2013 года на 1 581,8 млрд. тенге или на 11,4% за счет увеличения статей: наличные деньги, аффинированные драгметаллы и корреспондентские счета на 474,3 млрд. тенге или на 32,1%, банковские займы и операции «обратное РЕПО» на 1 723,9 млрд. тенге или на 14,8%, прочие активы на 482,0 млн. тенге или на 22,5% [2].

Рассмотрим структуру совокупных активов банковского сектора Республики Казахстан по данным таблицы 2.

- 61 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.