УДК 323(470)
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE DEVELOPMENT OF THE CRIMEAN REPUBLIC REGIONAL ETHNOPOLITICAL SYSTEM IN MODERN CONDITIONS
С.С. Сметанников S.S. Smetannikov
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Московская, 164
Stolypin Volga Region Institute of Administration — the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 164 Moskovskaya St., Saratov, 410012, Russia
E-mail: sergey@smetannikov.info, aerevar@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей формирования этнополитической системы Крыма и современных этнополитических процессов, протекающих на территории Республики Крым после её присоединения к Российской Федерации. Рассматривается проблема воздействия исламского фактора на региональную этнопо-литическую систему, анализируются причины иностранного воздействия на этнополитические процессы Крыма. Выявляются основные направления государственной политики по развитию этнополитической системы и снижению воздействия внешних факторов на региональную политическую систему, а также по профилактике конфликтов на этноконфессиональной почве. В статье определяются перспективы развития этнополитической системы Республики Крым и предлагаются практические меры по повышению её устойчивости.
Abstract
The article is devoted to the research of formation characteristics of the Crimean ethnopolitical system and modern ethnopolitical processes which are taking place on the territory of The Republic of Crimea after it's accession to Russian Federation. It considers the problem of Islamic factor effect on the regional ethnopolitical system, analyzes the reasons of foreign impact on the ethnopolitical processes of Crimea. The article reveals the vectors of Crimean state policy of ethnopolitical system development and decreasing the impact of external factors on the regional political system and also prevention of conflicts based on ethno-confessional grounds. The article considers the Crimean eth-nopolitical system development perspective and proposes tactical measures to increase it's stability.
Ключевые слова: Крым, Республика Крым, крымско-татарская община, этнополитическая система региона, этнополитический процесс, этнополитика, исламский фактор.
Key words: Crimea, The Republic of Crimea, The Crimean Tatar Community, Ethnopolitical System of The Region, Ethnopolitical Process, Ethnopolitics, Islamic Factor.
Региональные политические процессы, происходящие в Крыму, стали объектом возросшего научного интереса после воссоединения полуострова с Российской Федерацией по результатам Всекрымского референдума 16 марта 2014 г. Повышенный международный интерес к крымскому полуострову и желание исследовать происходящие на его территории политические процессы связаны, прежде всего, с его уникальной этнополитической структурой, имеющей глубокие исторические корни. И действительно - Республика Крым является одним из уникальнейших регионов Российской Федерации, где на небольшой территории проживают представители многих народов, исповедующих различные конфессии.
В эпоху Древнего мира полуостров Крым был домом для кочевых народов, на его территории располагались греческие, римские, византийские колонии и поселения; позже здесь закончил формироваться крымско-татарский этнос. При этом в городах и селах Крыма на протяжение длительного времени совместно проживали представители различных народов и религиозных течений, что обусловило его особую региональную этническую структуру. Общее историческое прошлое сформировало в Крыму специфическую культурно-историческую систему, региональное сообщество, которое смогло не просто подняться, восстать во время кризиса власти на Украине, но и изменить свою государственную принадлежность в сложных международных условиях и под постоянным внешним давлением.
Основу этнополитической структуры полуострова составляют три доминирующих этноса: русские (67,9%), украинцы (15,68%) и крымские татары (10,57%). При этом в Республике Крым
численность славянского населения немного ниже, чем в городе Севастополе, и общая картина деления населения по этническому составу выглядит следующим образом: численность русского населения составляет 65,2%, украинского - 15,99%, крымско-татарского - 12,59%^ Помимо этого, в Республике Крым проживают представители других многочисленных этнических групп: татары, белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки, молдаване, евреи, корейцы, греки и другие.
Подобная картина начала формироваться после присоединения полуострова к Российской империи. Во время правления Екатерины II этно-религиозный состав населения Крыма начал изменяться, в скором времени приняв облик, близкий к современности - доминирующее положение от крымско-татарского населения перешло к славянскому.
Известно, что к 1 января 1913 года в Таврической губернии по имеющимся данным проживало 2 011 938 человек2, из которых 70,8% составляли русские, следом за ними шли татары (13% населения) и представители прочих национальностей: немцы, евреи, болгары, поляки, армяне, эсты, молдаване, турки, чехи и цыгане.
Причиной изменения этнического состава полуострова стала масштабная миграция населения: эмиграция крымских татар в Турцию и переселение на территорию Крыма славянского, немецкого, шведского и армянского населения3.
При этом России удалось выстроить на полуострове привычную для себя этнополитическую систему, в которой удалось совместить как доминирование славянского этноса, так и сохранить национальную самобытность крымско-татарского населения. Здесь важно отметить проводимую политику - освоение новых территорий всегда происходило в условиях сохранения культурно-исторического прошлого присоединённых народов. Более того, Россия, в отличие от стран западного мира, не стремилась к насильственной христианизации новых территорий (хотя и занималась переселением христианского населения на новоприобретённые владения). Так мусульманское население Поволжья, Средней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья могло исповедовать ислам и не подвергалось гонениям. Безусловно, в истории имелись примеры исключений из этого правила, однако они не являлись системными - российское руководство всегда стремилось найти максимально мягкий подход к каждому присоединенному региону.
Подобные меры позволили сохранить в Крыму достаточно крупную крымско-татарскую общину, которая во времена краха Российской империи продемонстрировала достаточно высокий уровень демократических ценностей, когда с целью создания на территории полуострова независимого государства под национально-татарской гегемонией был создан татарский национальный парламент «Курултай», куда вошли четыре женщины4. Сложно не согласиться с тем фактом, что это был весьма демократичный шаг для исламского мира, и это подчёркивает эффективность российской политики по снижению воздействия традиционного ислама на мусульманские народы империи.
Во времена Советского Союза подобная политика продолжилась, однако борьба с религией и депортация крымских татар не способствовала их интеграции в советское общество и скорее привела к росту неприязни в межнациональных отношениях. Развал СССР привёл к массовому возвращению крымских татар на родину, где никто не следил за медленно возрастающей ролью традиционного ислама. На территории полуострова стали появляться различные религиозные международные организации, радикальные проповедники, вербовщики и прочие лица, дестабилизирующие и без того сложную этнополитическую систему полуострова. На территории Крыма появились зарубежные фундаменталистские и радикальные исламские организации, в частности, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Ат-Такфир-валь-Хиджра» и «Ихван аль-Муслимун»5. Началась активная пропаганда радикального ислама и широкое воздействие на умы населения Крыма.
Всё это привело к тому, что этнополитическая система полуострова к 2010 году находилась в весьма сложной обстановке и любая кризисная ситуация могла привести к возникновению конфликта на этно-религиозной почве6.
1 Доклад об итогах федерального статистического наблюдения «Перепись населения в Крымском федеральном округе» со Ю0-процентным охватом населения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/perepis_krim.html (29.01.2017).
2 Андриевский Ф.Н. 1915. Статистический справочник Таврической губернии: Ч. 1 Статистический очерк Таврической губернии. Ч. 2. Список населенных пунктов по уездам: Бердянскому, Днепровскому, Мелитопольскому, Перекопскому, Евпаторийскому, Симферопольскому, Феодосийскому и Ялтинскому / сост. Ф.Н. Андриевский; под ред. М.Е. Бенен-сона. Симферополь. С. 4.
3 Меджитова Р.И. 2015. Миграционные процессы в Таврической губернии в XIX в. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды научно-практической конференции (20 мая 2015 г.). Симферополь. С. 52.
4 Хаяли Р.И. 2014. Провозглашение Крымской народной республики и принятие «Основных законов крымскотатарского Курултая» (декабрь 1917 года - январь 1918 года) // Науковий вюник Ужгородського нацюнального утверситету: С^я: Право. Ужгород. Вип. 24. Т. 1. С. 117.
5 Нунуев С.-Х.М. 2015. Политическая институционализация исламских объединений в условиях многосоставного общества (по материалам Автономной Республики Крым) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. № 11 (61): в 3-х ч. Ч. I. C. 123.
6 Гарас Л.Н. 2011. Эволюция межконфессиональных отношений в Автономной Республике Крым в условиях демократизации // Вюник СевНТУ: зб. наук. пр. Серiя Фшоа^я. Севастополь. Вип. 115/2011. С. 145.
Кризис власти на Украине и последовавшее за ним присоединение Крыма к Российской Федерации лишь усугубило положение. Региональная этнополитическая система стала объектом резко возросшего внимания со стороны международного сообщества. Стремление Украины и поддерживающих её государств вернуть полуостров обратно привело к усилению внешнего давления на этнополитическую структуру полуострова с целью её дестабилизации и снижения политических дивидендов, полученных Москвой после Всекрымского референдума 16 марта 2014 г. Это создало угрозу для национальной безопасности России.
Во-первых, опасность кроится в традиционном сильном воздействии исламского фактора на этнополитическую систему Крыма - ислам в этом регионе всегда имел довольно противоречивое воздействие на структуру межнациональных отношений. А нынешнее воздействие международных радикальных и экстремистских организаций на эти отношения в целом является пагубным, и отсутствие эффективного механизма противодействия этому влиянию существенно усугубляет эт-нополитическую ситуацию в регионе. Повышенное внимание международного сообщества дополнительно подогревает интерес некоторых организаций радикального толка к ситуации в Крыму. И как результат - России пришлось активизировать борьбу с организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», начать борьбу с проукраински настроенным «Меджлисом», чтобы противодействовать попыткам украинского руководства разжигать ситуацию на полуострове изнутри через противопоставление крымско-татарского населения русскому.
Во-вторых, серьёзную опасность для этнополитической структуры полуострова представляет внешнее иностранное воздействие. Современная Украина всячески старается воздействовать на этнополитическую ситуацию, пытается разжечь конфликты на территории полуострова, используя для этого в том числе и диверсионные группы. Не менее сильным является и информационно-пропагандистское воздействие на крымско-татарское и украинское население полуострова. Активная пропаганда и дезинформация повышают риски в отношении этнополитической сферы, снижая любые усилия российской стороны по сглаживанию этнополитической напряжённости. Выступления украинского руководства о притеснении крымских татар не раз подвергались критике из Москвы. В частности, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявлял, что «как правило, все, что мы слышали до этого, не имеет под собой каких-либо оснований и абсолютно не отражает реальное положение дел, которое существует в Крыму1».
В действительности российское руководство активно занимается вопросами защиты крымско-татарского населения и стремится к поддерживанию межнационального мира на территории Крыма, уважая права и интересы всех этнических групп.
Интеграция крымских татар в общероссийский социум оказалась одним из приоритетов власти Российской Федерации практически с самого начала вхождения Крыма в состав России. Ещё во время разработки проекта Конституции Республики Крым в конституционную комиссию по выработке положений Основного закона Республики Крым в составе Российской Федерации был включен Лентун Безазиев - депутат нескольких советов высшего представительного органа автономии, в 2010-2014 гг. председатель Совета представителей крымских татар при Президенте Украины. При его содействии была разработана Конституция Крыма, принятая 11 апреля 2014 года, включившая в себя ряд революционных положений, предоставив крымским татарам права, которые у них были во время нахождения Крыма в составе Украины. Так в преамбуле Конституции было закреплено понятие «многонациональный народ Республики Крым», а в статье 10 крымскотатарский язык наряду с русским и украинским был провозглашён «государственным языком» Республики Крым2.
Широкое развитие на территории полуострова получила система некоммерческих организаций. В 2014 году двенадцать НКО получили в общей сложности около 30 млн. руб. из президентских грантов на проекты, связанные с деятельностью по развитию Крыма. В частности - на проекты, связанные с мониторингом этнополитических процессов на территории полуострова3.
Развивается в Республике Крым и система общественных организаций - их число постоянно растет. На территории полуострова появились ранее невводимые должности, вроде уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, появились своя Торгово-промышленная палата, отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», отделения Общероссийского общественного объединения «Деловая Россия», Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, Ассоциации фермеров и землевладельцев Крыма, Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя, Ассоциации малых отелей Крыма, Объединения предпринимателей рынков Крыма, ассоциации «Торговля Крыма», Объединения организаций работодателей и другие. 24 июня 2014 года при прокуратуре Республики Крым создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, в число чле-
1 Песков Д.: в Кремле считают заявления Порошенко о притеснении крымских татар голословными. URL: http://tass.ru/politika/2277578 (29.01.2017).
2 Крымские татары и Россия: пути интеграции: Доклад Московского бюро по правам человека. URL: http://pravorf.org/doc/Crimean_Tatars_012015.pdf (29.01.2017).
3 Крым вписали в гранты // Коммерсантъ. 2014. № 196. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2599484 (29.01.2017).
нов которого вошёл ряд представителей общественных организаций. Более того, уже 30 июня 20l4 года состоялось первое заседание Общественной палаты Республики Крым1.
Важно отметить, что в интересах формирования этнополитической стабильности на полуострове с целью недопущения возникновения различных конфликтов на этно-религиозной почве идёт развитие системы общественных объединений, призванных регулировать социальные отношения между отдельными этническими общностями. Так, для ослабления позиций радикально настроенного «Меджлиса крымскотатарского народа», деятельность которого была запрещена в России, а его лидерам был запрещён въезд на территории России, в Крыму была создана организация «Крымское единство» («Къырым бирлиги»), которая сразу же была «захвачена» республиканскими властями с целью её внедрения в региональное и российское политическое пространство2.
И это не единственные случаи. Таким образом, мы видим, что среди российского руководства существует особое понимание этнополитической ситуации в Крыму. Руководство страны успешно формирует основы государственной политики, направленные на недопущение возникновения этнических конфликтов на полуострове, а государственные органы вполне успешно их реализуют, даже несмотря на некоторые пробелы, в особенности связанные со сложной экономической ситуацией в стране.
Обеспечение стабильности и развития этнополитической системы с целью снижения этнорелигиозной напряжённости и недопущения возникновения конфликтов на территории Крыма связано, прежде всего, с комплексным подходом к созданию эффективной региональной социально-экономической системы с развитой инфраструктурой и не имеющей проблем в политико-правовой сфере. Стабильность экономической ситуации на полуострове, её планомерное улучшение и развитие, а также обеспечение защиты прав и законных интересов всех этно-религиозных групп населения гарантирует внутреннюю стабильность на территории Крыма и успешное формирование гражданского общества, воспринимающего себя как неотъемлемую часть Российской Федерации. Одновременно с этим важно не только обеспечить защиту региона от иностранного вмешательства со стороны диверсионных групп и воздействия радикального ислама, но и создать положительный информационный фон в мировых СМИ, обеспечить приток иностранных туристов; иными словами - сделать Крым частью глобального экономического рынка, избавив его население от воздействия санкций. Обеспечение экономического роста и стабильной, безопасной жизни проживающего на его территории населения - вот ключевые рекомендации, гарантирующие успешное развитие Крыма и его этнополитической системы.
Библиография References
1. Андриевский Ф.Н. l9l5- Статистический справочник Таврической губернии: Ч. l Статистический очерк Таврической губернии. Ч. 2. Список населенных пунктов по уездам: Бердянскому, Днепровскому, Мелитопольскому, Перекопскому, Евпаторийскому, Симферопольскому, Феодосийскому и Ялтинскому / сост. Ф.Н. Андриевский; под ред. М.Е. Бененсона. Симферополь: Типография Таврического губернского земства.
Andrievskii F.N. 1915. Statisticheskii spravochnik Tavricheskoi gubernii: Ch. 1 Statisticheskii ocherk Tav-richeskoi gubernii. Ch. 2. Spisok naselennykh punktov po uezdam: Berdianskomu, Dneprovskomu, Melitopol'skomu, Perekopskomu, Evpatoriiskomu, Simferopol'skomu, Feodosiiskomu i Ialtinskomu / sost. F. N. Andrievskii; pod red. M. E. Benensona // Simferopol': Tipografiia Tavricheskogo gubernskogo zemstva.
2. Гарас Л.Н. 20ll. Эволюция межконфессиональных отношений в Автономной Республике Крым в условиях демократизации // Вгсник СевНТУ: зб. наук. пр. Серiя Фiлософiя. Севастополь: Изд-во СевНТУ. Вип. ii5/2011. С. l4l-l46.
Garas L.N. 2011. Evoliutsiia mezhkonfessional'nykh otnoshenii v Avtonomnoi Respublike Krym v usloviiakh demokratizatsii // Visnik SevNTU: zb. nauk. pr. Seriia Filosofiia. Sevastopol': Izd-vo SevNTU. Vip. 115/2011. S. 141-146.
3. Крым вписали в гранты // Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». URL: http: //www.kommersant.ru/doc/2599484 (29.01.2017).
Krym vpisali v granty // Ofitsial'nyi sait gazety «Kommersant"». URL: http://www.kommersant.ru/doc/2599484 (29.01.2017).
4. Крымские татары и Россия: пути интеграции: Доклад Московского бюро по правам человека / / Официальный сайт Московского бюро по правам человека. URL: http://pravorf.org/doc/Crimean_Tatars_012015.pdf (29.01.2017).
Krymskie tatary i Rossiia: puti integratsii: Doklad Moskovskogo biuro po pravam cheloveka // Ofitsial'nyi sait Moskovskogo biuro po pravam cheloveka. URL: http://pravorf.org/doc/Crimean_Tatars_012015.pdf (29.01.2017).
5. Меджитова Р.И. 20l5. Миграционные процессы в Таврической губернии в XIX в. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды научно-практической конференции (20 мая 20l5 г.). Симферополь: ИП Бровко А. С. 49-54.
1 При прокуратуре Республики Крым создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. URL: http://rkproc.ru/news/pri-prokurature-respubliki-krym-sozdan-obshchestvennyy-sovet-po-zashchite-malogo-i-srednego (29.01.2017).
2 Сметанников С.С. 2015. Региональные политические процессы в Республике Крым: современные тенденции // Современные технологии государственного управления: экономика, политика, право: сб. науч. трудов. Саратов. С. 121-122.
Medzhitova R.I. 2015. Migratsionnye protsessy v Tavricheskoi gubernii v XIX v. // Aktual'nye problemy gumani-tarnykh nauk: Trudy nauchno-prakticheskoi konferentsii (20 maia 2015 g.). Simferopol': IP Brovko A. S. 49-54.
6. Нунуев С.-Х.М. 2015. Политическая институционализация исламских объединений в условиях многосоставного общества (по материалам Автономной Республики Крым) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. № 11 (6l): в 3-х ч. Ч. I. C. 120-125.
Nunuev S.-Kh.M. 2015. Politicheskaia institutsionalizatsiia islamskikh ob"edinenii v usloviiakh mnog-osostavnogo obshchestva (po materialam Avtonomnoi Respubliki Krym) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota. № 11 (61): v 3-kh ch. Ch. I. C. 120-125.
7. Об итогах федерального статистического наблюдения «Перепись населения в Крымском федеральном округе» со 100-процентным охватом населения: доклад / Материалы заседания круглого стола, посвященного предварительным итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по национальному составу, родному языку и гражданству // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/perepis_krim.html (29.01.2017).
Ob itogakh federal'nogo statisticheskogo nabliudeniia «Perepis' naseleniia v Krymskom federal'nom okruge» so 100-protsentnym okhvatom naseleniia: doklad / Materialy zasedaniia kruglogo stola, posviashchennogo predvaritel'nym itogam perepisi naseleniia v Krymskom federal'nom okruge po natsional'nomu sostavu, rodnomu iazyku i grazhdanstvu. // Ofitsial'nyi sait federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/perepis_krim.html (29.01.2017).
S. Песков: в Кремле считают заявления Порошенко о притеснении крымских татар голословными // Сетевое издание «ТАСС». URL: http://tass.ru/politika/227757S (29.01.2017).
Peskov D.: v Kremle schitaiut zaiavleniia Poroshenko o pritesnenii krymskikh tatar goloslovnymi // Setevoe izdanie «TASS». URL: http://tass.ru/politika/2277578 (29.01.2017).
9. При прокуратуре Республики Крым создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса // Официальный сайт Прокуратуры Республики Крым. URL: http://rkproc.ru/news/pri-prokurature-respubliki-krym-sozdan-obshchestvennyy-sovet-po-zashchite-malogo-i-srednego (29.01.2017).
Pri prokurature Respubliki Krym sozdan Obshchestvennyi sovet po zashchite malogo i srednego biznesa // Ofitsial'nyi sait Prokuratury Respubliki Krym. URL: http://rkproc.ru/news/pri-prokurature-respubliki-krym-sozdan-obshchestvennyy-sovet-po-zashchite-malogo-i-srednego (29.01.2017).
10. Сметанников С.С. 20l5. Региональные политические процессы в Республике Крым: современные тенденции // Современные технологии государственного управления: экономика, политика, право: сб. науч. трудов. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина. С. 121-122.
Smetannikov S.S. 2015. Regional'nye politicheskie protsessy v Respublike Krym: sovremennye tendentsii // Sovremennye tekhnologii gosudarstvennogo upravleniia: ekonomika, politika, pravo: sb. nauch. trudov. Saratov: Povolzhskii institut upravleniia im. P.A. Stolypina. S. 121-122.
11. Хаяли Р.И. 2014. Провозглашение Крымской народной республики и принятие «Основных законов крымскотатарского Курултая» (декабрь 1917 года - январь 1918 года) // Науковий вгсник Ужгородського нацюнального ушверситету: Серiя: Право. Ужгород: Видавничий дiм «Гельветика». Вип. 24. Т. 1. С. 116-120.
Khaiali R.I. 2014. Provozglashenie Krymskoi narodnoi respubliki i priniatie «Osnovnykh zakonov krymsko-tatarskogo Kurultaia» (dekabr' 1917 goda - ianvar' 1918 goda) // Naukovii visnik Uzhgorods'kogo natsional'nogo universitetu: Seriia: Pravo. Uzhgorod: Vidavnichii dim «Gel'vetika». Vip. 24. T. 1. S. 116-120.