РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
М. С. КЛИМЕНКО Волгоградский государственный университет
Проблемы интеграции российской промышленности в мировую экономику, высокая степень конкуренции на мировых и отечественных рынках предполагают формирование на определенных уровнях хозяйственной системы механизмов устойчивого развития экономики промышленных комплексов. Конкурентоспособность промышленных комплексов основана на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг. С другой стороны, конкурентоспособность региональных промышленных комплексов определяется условиями и спецификой территориального образования, в рамках которого они функционируют. Для обеспечения собственной конкурентоспособности регион, как территориальное образование, нуждается в эффективной системе организации хозяйственной деятельности, основанной на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг, производимых промышленным сектором экономики региона. Подобные системы на уровне региона исследователи определяют как территориальный маркетинг.
В отечественной научной литературе можно встретить множество понятий, в той или иной степени отражающих вопросы маркетингового подхода к управлению территорией в условиях рыночной экономики. Каждая из этих категорий имеет как общие черты, так и отличные, частные характеристики. В раскрытии сущности понятия «территориальный маркетинг» можно выделить экономико-географический и маркетинговый подходы. Представителями экономико-географического подхода являются А. М. Лавров, В. С. Сурнин, В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова и др.
По мнению В. И. Бутова, региональный маркетинг — это образ мышления и действий руководителей регионального уровня, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности в регионе, в основе которой — стремление
удовлетворить выявленные потребности конкретных людей, групп потребителей, предприятий как в данном регионе, так и за его пределами (действие на избранных рынках) в соответствующих товарах
— готовой продукции, технологии, услугах, информации и т. д. [7].
Другим подходом в определении сущности управления регионом в условиях рыночной экономики является маркетинговый подход. К представителям этого направления относятся А. Л. Гапоненко, Г. В. Гутман, Е. П. Голубков и ряд других авторов. Так, А. Л. Гапоненко приводит примеры регионального маркетинга, который формирует систему мер по привлечению в регион новых экономических агентов, способствующих его процветанию в целом [9].
Среди множества определений можно отметить, что «маркетинг региональный» равнозначен «маркетингу территориальному». По мнению А. П. Панкрухина, «... территориальный маркетинг
— это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он может быть рассмотрен как маркетинг территорий или как маркетинг на территории». «Маркетинг территорий — маркетинг, рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляемый как внутри, так и за ее пределами и нацеленный на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах ее внутренних, а также тех внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована»; «... маркетинг на (внутри) территории — аспект понимания термина «территориальный маркетинг», обозначающий уровень и конкретные характеристики развития маркетинговых отношений субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров и услуг» [14].
В то же время вопросы взаимосвязи маркетинга с промышленной политикой не получили должного освещения в исследованиях, хотя исследователями отмечается их взаимообусловленность.
Основными факторами развития промышленного сектора региона, по мнению исследователей, являются как конкурентоспособность промышленных предприятий, так и конкурентоспособность самого региона. Поэтому концепцию территориального маркетинга как системы организации хозяйственной деятельности, основанной на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг, целесообразно рассматривать как один из базовых аспектов региональной промышленной политики.
Применяемый в настоящее время сравнительный анализ развития регионов и отраслей экономики на основе данных государственной статистики не позволяет получить объективную оценку направления развития региона и его секторов экономики.
Интерес для исследования представляют про-мышленно развитые регионы, в которых процесс промышленного развития наиболее формализован в виде сложившихся вертикальных и горизонтальных связей между промышленными предприятиями. В промышленно развитых регионах предприятия выходят на рынок не как самостоятельные, автономные производители, а как хозяйствующие субъекты в сети взаимных связей, касающихся совместного использования природных, технологических, финансовых, интеллектуальных, кадровых и иных ресурсов. Кроме того, реальные взаимоотношения конкретных промышленных предприятий внутри рассматриваемых сообществ далеки от постоянства или стабильности. В промышленном секторе экономики региона происходят непрерывные перемены, и любое предприятие может менять свою роль в этих взаимоотношениях. Еще одна особенность, отличающая промышленный сектор экономики региона от обычной цепочки прироста стоимости, заключается в том, что в промышленном секторе экономики региона трудно выделить конкретный центр власти и административного управления.
Среди конкурентных преимуществ промышленного сектора экономики региона особое место занимает накопленный производственный потенциал. Хозяйственный комплекс региона характеризуется определенной степенью интеграции и взаимозависимости рынков. С одной стороны, это обеспечивает необходимую устойчивость контактов предприятий, смежных по технологической цепочке, и представляет определенные гарантии
сбыта производимой продукции, однако, с другой стороны, ориентация преимущественно на внутрирегиональную торговлю объективно ведет к консервации сложившихся производственных схем, снижению требований к качеству продукции и утрате ее конкурентоспособности на общероссийском и мировых рынках.
Разработка региональной промышленной политики предполагает исследование совокупности технологических процессов по каждому из основных производимых видов продукции, работ, услуг в данном регионе, а также в прилегающих регионах, выявление недостающих этапов, исключение дублирующих элементов и на этой основе формирование полноценной «цепочки ценностей», которая будет подчеркивать конкурентные преимущества определенной территории или региона. Формирование региональной промышленной политики — достаточно сложная задача, имеющая не только экономическую, но и социальную, экологическую, институциональную и иные составляющие.
Сложность системы регионального маркетинга обусловлена тем, что положительный эффект может быть достигнут только в случае пересечения интересов государственной власти, представителей промышленных предприятий реального сектора экономики региона, а также наличия потенциала развития региона, который впоследствии должен быть реализован благодаря совместным усилиям заинтересованных сторон.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день регионы России не имеют сформированной системы территориального маркетинга. Даже в наиболее развитых регионах можно наблюдать только начало ее становления. Об этом свидетельствуют методы, используемые регионами для продвижения производимой внутри них продукции, такие как проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, организация форумов и круглых столов и т. д.
Для анализа эффективности систем территориального маркетинга в данном исследовании рассмотрены методы и достижения отдельных регионов Южного и Приволжского федеральных округов в области продвижения промышленных предприятий регионов как «инвестиционного товара», а также продвижения продукции, выпускаемой на этих предприятиях.
В табл. 1 представлено сравнение успешного применения методов территориального маркетинга, а также приведены изменения основных показателей, характеризующих деятельность региона и его инвестиционную привлекательность за пос-
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
47
ледние 8 лет. Оценки рассматриваемых регионов проставлены по 5-балльной шкале (от худшего — 1, к лучшему — 5).
В целях продвижения товаров астраханских производителей на внутренние и внешний рынки постоянно проводится работа по привлечению к участию промышленных предприятий в проводимых выставочно-ярмарочных мероприятиях как на территории Астраханской области, так и за ее пределами1.
К перспективным отраслям для привлечения инвестиций в Астраханской области относятся нефтегазодобыча, транспортный комплекс, судостроение, жилищное строительство и производство строительных материалов, рыбохозяйственной комплекс, туризм, агропромышленный комплекс, энергетика.
В целях повышения конкурентоспособности региона в Астраханской области создана база регионального законодательства в сфере инвестиционной деятельности, дающая право на льготное налогообложение организациям, реализующим инвестиционные проекты, которым присвоен специальный статус.
В целях долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения создается областной фонд муниципального развития. Кроме того, элементами системы территориального маркетинга, реализующейся на территории Астраханской области, являются:
• предоставление возможности инвесторам получения бюджетного кредита;
• субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам;
• государственные гарантии для получения кредитов;
• налоговые преференции;
• льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности. Органы власти оказывают инвесторам содействие в осуществлении процедур регистрации, оформления прав собственности и других процессов, в которых прямо или косвенно задействованы подведомственные учреждения.
1 В частности, в мае 2007 г. в Москве проведена конференция «Российское машиностроение — нефтегазовому комплексу Сибири» с участием представителей машиностроительных предприятий Астраханского региона. В октябре в Волгограде проведена XIV специализированная выставка-ярмарка товаров текстильной, легкой промышленности и народных художественных промыслов «Лазоревый цветок» с участием представителей предприятий легкой промышленности области и др.
В Саратовской области с начала 2008 г. вступили в силу региональные законы, предоставляющие налоговые льготы для инвесторов. Для предпринимателей, отчисляющих налог на прибыль в местный бюджет, налоговая ставка снизилась на 4 % и составляет 13,5 %. Именно с этим фактом эксперты связывают увеличение числа инвесторов в Саратовском регионе. Организации-инвесторы также освобождены от уплаты налога на транспортные средства, приобретенные для реализации регионального проекта. Льготами могут воспользоваться предприятия, которые зарегистрированы на территории области после 1 января 2008 г. и сумма инвестиций которых составляет не менее 50 млн руб. (для строительных компаний эта сумма должна составить не менее 650 млн руб.). Максимальный срок действия льготы составляет пять лет.
Кроме того, ослабление налогового режима — не единственный инструмент стимулирования активности промышленных предприятий на территории Саратовской области. Дополнительным инструментом привлечения инвесторов и стимулирования активности является выделение логистически выгодных земельных участков для строительства новых объектов промышленности.
В области строится немало логистических комплексов класса «А» объемом инвестиций более 2 млрд руб. каждый. Возводят их компании «Авалон», «Евразия логистик», «Международное логистическое партнерство». Строительство складов в регионе призвано обеспечить создание инфраструктуры по управлению грузовыми транспортными потоками, а также включение в транспортно-логистическую цепочку всей страны [12].
В течение следующего десятилетия региональные власти ожидают увеличения производств, построенных на привлеченные средства. Представители бизнеса, перечисляя причины своих вложений в реализацию крупных проектов в Саратовской области, ссылаются на дешевую по сравнению со многими регионами страны электроэнергию. Это объясняется тем, что в регионе находятся Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, ТЭЦ. К числу крупных инвесторов, изъявивших намерение привести капиталы в Саратовский регион, относятся «Северсталь», ООО «Синекс-Недвижимость», ООО «ЕвроДон».
По инициативе региональных властей Краснодарского края разработана стратегия развития промышленности, где указан перечень мероприятий по повышению конкурентоспособности региона и привлечению инвестиционных средств в его промышленный комплекс. Из всех исследуемых
Таблица 1
Сравнение успешности применения методов территориального маркетинга в регионах Южного и Поволжского федеральных округов
Регион
Критерий Астраханская область Саратовская область Краснодарский край Волгоградская область
Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий 4 3 5 5
Модернизация нормативно-правовой базы в целях привлечения инвестиций 4 4 4 4
Наличие и реализация сформулированной 1 1 5 1
промышленной политики
Налаживание связей с иностранными 2 2 5 4
инвесторами
Вложения в инфраструктуру региона 2 3 5 2
Прирост ВРП в 1998—2006 гг., % 837 757 908 862
Прирост инвестиций в 1998—2006 гг., % 1 091 800 1 258 894
Рейтинг 13 13 24 16
регионов лишь в Краснодарском крае разработана система, наиболее полно соответствующая требованиям, предъявляемым к системе территориального маркетинга. Основными мероприятиями системы являются:
• проведение встреч, семинаров, круглых столов с участием потенциальных инвесторов;
• рассылка предложений потенциальным инвесторам к участию в отраслевых выставках;
• разработка сайта департамента и презентационных материалов на русском и английском языках;
• повышение прозрачности и открытости информации об открытых акционерных обществах путем подготовки и публикации ежегодных годовых отчетов с проведением ежегодного конкурса «Лучший годовой отчет»;
• проведение мероприятий по участию промышленных предприятий края в программе «Кубань-Качество» с ежегодным конкурсом и награждением победителей;
• проведение совместно со специализированными организациями обучающих семинаров по сертификации продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам систем менеджмента качества ISO;
• размещение аналитической информации о развитии промышленности края на сайте департамента и в печатных изданиях;
• проведение мероприятий по активизации выхода предприятий на фондовый рынок. Оценить вклад описанной системы в конечный
результат проблематично из-за большого числа факторов, влияющих на него. Тем не менее, прирост инвестиций в основной капитал в экономике
края за шесть месяцев 2008 г. составил 112 млрд руб., что на 20,7 % выше уровня того же периода прошлого года [15].
Государственные инвестиции направлены преимущественно на выполнение федеральных и краевых целевых программ. На территории края в 2008 г. реализуется 16 федеральных целевых программ. Годовой лимит их финансирования составляет 47,1 млрд руб., из которых около половины — 22,2 млрд — инвестиции в основной капитал. В первом полугодии 2008 г. поступило 48 % средств, предусмотренных на год. Капитальные вложения профинансированы на 51 % [15].
Промышленность Волгоградской области по многим показателям занимает ведущие позиции в промышленном производстве Южного федерального округа. На долю волгоградской промышленности приходится около 23 % объемов производства Южного федерального округа.
Основные субъекты территориального маркетинга в регионе — Администрация Волгоградской области, Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области, Волгоградская торгово-промышленная палата и др. В системе территориального маркетинга во главу угла ставится развитие внешнеэкономических связей. Так, с каждым годом все более тесные контакты налаживаются с Китаем. Уже достигнута договоренность о строительстве в Волгоградской области сборочного завода сельскохозяйственной техники китайского производства. Работает Президентская программа подготовки управленческих кадров на промышленных предприятиях. Кроме того, Волгоградская область — постоянный участник выставочных мероприятий промышленной направленности. Точ-
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
49
Млрд руб.
500
450 400 350 300 250 200 150 100 50
1998
Краснодарский край Волгоградская область
ками внутреннего роста в рамках системы территориального маркетинга области являются крупные промышленные предприятия, продукция которых пользуется спросом как на внутрироссийс-ком, так и на мировых рынках. Для стимулирования конкурентоспособности таких предприятий в регионе разработана промышленная политика, а также ряд программ частно государственного партнерства.
Результаты работы систем регионального территориального маркетинга целесообразно оценивать по двум основным показателям:
• валовой региональный продукт на душу населения (рис. 1), характеризующий эффективность влияния системы территориального маркетинга на точки роста региона;
• величина инвестиций в основной капитал, характеризующая эффективность продвижения промышленных предприятий как «инвестиционного товара» (рис. 2). Анализ показывает, что устойчивая тенденция роста обоих показателей наблюдается в Краснодарском крае. Анализ системы регионального маркетинга данного региона показал, что она наиболее полно соответствует требованиям, предъявляемым к системам территориального маркетинга. Данное обстоятельство подтверждает факт того, что система территориального маркетинга является одной из базовых аспектов региональной промышленной политики.
При разработке стратегии развития промышленного комплекса органам исполнительной власти, курирующим развитие промышленного сектора экономики региона, целесообразно вырабатывать цели, задачи и критерии развития промышленного сектора экономики региона совместно с представителями промышленности, принимая во внимание при этом стратегию устойчивого развития региона,
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005 2006 Год
] Астраханская область ] Саратовская область
Рис. 1. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998—2006 гг.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Мр://ц^. gks. гоЛэа^&ее/Ь01_19/1вв'^^^ ехе^е.М000/угр98-06.Ыт
Млрд руб. 160
1998
1999
2000
2001
Краснодарский край Волгоградская область
2002 2003 2004 2005 2006 Год
□ Астраханская область
□ Саратовская область
Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www. gks. ro/scripts/db_met/dbmet. cgi
и схемой территориального планирования. Реализация промышленной политики должна осуществляться через региональные целевые программы и, в первую очередь, через программу развития промышленности. Результаты регулирующего воздействия программных мероприятий на развитие промышленного сектора экономики региона будут оцениваться в рамках системы территориального маркетинга.
В условиях современной экономики регионов товарами являются не только выпускаемая про-
дукция, но и промышленные предприятия и сами регионы с их промышленными комплексами в качестве инвестиционных товаров, что обусловливает необходимость уделять особое внимание территориальному маркетингу в разработке и реализации основных (обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленного сектора) и приоритетных (способствующих решению конкретных проблем и задач развития региона) направлений развития промышленного сектора экономики региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 56—64.
2. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. С. 93
3. Блинов А. О. Территориальный маркетинг и управление развитием муниципального образования // Маркетинг. 2002. № 2. С. 75—83.
4. Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. — М.: Экономика, 1997.
5. Браверман А. А Средство преодоления кризиса и развития // Маркетолог. 1999. № 1. С. 11—12.
6. Бурлюкина Е., Секерин В., Васильченко Н. Экологический маркетинг в современном обществе // Маркетинг. 2002. № 4. С. 16—28.
7. Бутов В. И. Россия и ее регионы. 2007. С. 178-180.
8. Волкова М. К вопросу истории теории маркетинга // Маркетинг. 2001, № 4. С. 113—120.
9. Гапоненко al. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. — М.: Омега-Л., 2004. — 472 с.
10. Голубков Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 2. С. 33—36.
11. Лукин А. Л. Профессиональные услуги по развитию маркетинговой деятельности на предприятиях //Маркетинг. 2002, № 3, с. 72—77.
12. Материалы конференции «Логистика. Товародвижение. Снабжение». — М., ВНТИЦ, 2006. С. 20—25.
13. Официальный сайт государственной статистики. http://www. gks. ru/scripts/db inet/dbinet. cgi.
14. Панкрухин A. П. Маркетинг территорий.
— 2-е изд., доп. (Серия «Маркетинг для профессионалов»). — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.
15. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2007. Статистический сборник.
— М.: Росстат, 2007. С. 325—350.
16. Ресурсы регионов России. — М.: ВНТИЦ, 1999. С. 6—9.
17. ТАСИС: Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций. — СПб.: Институт «Ев-роград», 1996.
18. Черномаз П.«Маркетинговая география» // Бизнес-Информ. 1997, № 23. С. 68
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]