РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В КООРДИНАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
С. В. МАКАР, кандидат географических наук,доцент, старший научный сотрудник Центра исследований проблем развития экономики
E-mail: [email protected] Институт финансово-экономических исследований Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
Уточняются преемственность взаимосвязи и комп-лементарности компонент отраслевого и регионального стратегического планирования, предлагается использование нового элемента - лесного паспорта региона, что позволит соединить отраслевую и региональную специфики развития лесного потенциала, конкретизировать информационное поле. Выделяются методы построения стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала.
Ключевые слова:лесной потенциал, стратегическое планирование, региональное развитие, комплемен-тарность, З^ОТ-анализ, лесной паспорт региона, единое информационное пространство, стратегия устойчивого развития регионального лесного потенциала.
Лесной потенциал — природно-экономичес-кий объект, имеющий сложную пространственную структуру, многофункциональное значение, длительный цикл естественного воспроизводства, обладающий комплексообразующими свойствами. Императивы его реализации и дальнейшего развития приводят к необходимости междисциплинарных исследований, что определяет постановку задачи — исследование развития регионального лесного потенциала с помощью категорий регионального стратегического планирования. Публикации научного характера по данному направлению можно объединить в два блока: 1) отраслевого стратегического лесоуправления (А. В. Антонов, 2008 [1]; H.A. Моисеев, 2005 [6]; А.П. Петров, 2007 [7]; А. И. Писаренко,
В. В. Страхов, 2008 [8]; Л. М. Чернякевич, 2009 [15] идр.);
2) регионального стратегического планирования социально-экономического развития территорий (О. Ф. Балацкий и др., 2006 [16]; А. Л. Гапоненко, 2001 [2]; Г. В. Гутман и др., 2001 [3]; В. В. Ивантеридр., 2007 [10]; Д. С. Львов, А. Г. Гранберг и др., 2004 [13]; Т.Г. Розанова, 2004 [12] и др.).
Как в отраслевом, так и в региональном направлении достигнуты существенные результаты в построении методологии и методики стратегического планирования, однако наука и практика сталкиваются с проблемой некомплементарности этих двух направлений. Исследование возможных аспектов сопряженного стратегического планирования — отличительная чертаданного исследования.
Стратегическое планирование территориального лесопользования направлено на преодоление низкой эффективности использования лесного потенциала России и ее регионов, что в свою очередь связано с решением ряда других проблем, в частности, невысокой точностью оценки лесного потенциала; слабым контролем за использованием лесов; незначительным объемом лесохозяйствен-ных мероприятий (в связи с низким техническим уровнем и дефицитом кадров); недостаточным развитием мощностей по глубокой переработке древесного сырья.
Стратегия реализации и развития регионального лесного потенциала, исходя из сложившейся
ситуации, должна основываться на взаимосвязи ряда стратегических компонент: государственной политики в сфере лесного хозяйства; государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации; Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Стратегия—2020); стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации (Лесная стратегия); государственном стратегическом планировании территорий РФ; Схемах территориального планирования, лесном планировании и др.
Стратегическое планирование в развитии регионального лесного потенциала имеет ряд особенностей. Отправной точкой следует считать позицию государства в данном вопросе, поскольку использование лесов и сохранение лесного потенциала отнесено к общегосударственным интересам. Цели лесной политики — создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, т.е. соблюдение требований непрерывного, рационального использования лесов; повышение доходов от использования лесных ресурсов; своевременное и качественное воспроизводство лесов; использование и сохранение не только ресурсного, но и рекреационного, экологического потенциалов, а также биологического разнообразия. Лесная политика определяется лесным законодательством. К особенностями нового лесного законодательства (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ в ред. от 27.12.2009) относят децентрализацию системы управления лесами; расширение перечня разрешенных видов использования лесов; ответственность лесного бизнеса за ведение лесного хозяйства; создание лесной инфраструктуры; переход на аукционный способ передачи лесов в аренду; формирование перечня инвестиционных лесных проектов в области освоения лесов; переход в использовании лесов от разрешительного принципа к планируемому.
Как основной отраслевой документ стратегического планирования на долгосрочный период — Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [15] основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Отраслевыми приоритетами — направлениями развития лесного комплекса РФ являются [4]:
• создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
• улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборотадревесины;
• оптимизация структуры экспорта лесной продукции;
• стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
• развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;
• создание мощностей по глубокой переработке древесины;
• развитие лесной транспортной инфраструктуры.
Лесная стратегия предусматривает два альтернативных пути (сценария) развития лесного комплекса — инерционный и инновационный, акцентируя внимание на развитии лесопромышленного комплекса.
Первый путь — инерционное развитие — базируется на сохранении тенденций в социально-экономических условиях развития лесного комплекса, в том числе лесного хозяйства. Экономические показатели этого пути учитывают особенности инерционного сценария развития экономики до 2020г. (Стратегия — 2020), не предусматривающего реализацию прорывных инновационных инвестиционных проектов. Основное развитие в лесном комплексе связывают с модернизацией и реконструкцией действующих производств. Этот сценарий не предусматривает существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции за счет снижения материалоемкости и энергоемкости производства продукции и повышения производительности труда, нивелирующих прогнозов цен на энергоносители, электроэнергию и железнодорожные перевозки, заложенные в сценариях Стратегии — 2020.
Преимущество отдается новым проектам в лесопильно-деревообрабатывающей и плитной промышленности. Целлюлозно-бумажная промышленность будет развиваться в основном благодаря модернизации, техническому перевооружению и созданию новых производств на уже действующих предприятиях. Развитие лесо-восстановления, охраны и защиты лесов и лесопользования будет происходить строго в рамках действующего лесного законодательства. В целом развитие лесного комплекса по инерционному пути будет характеризоваться следующими явлениями и процессами:
• неспособностью лесного комплекса к функционированию в режиме интенсивного расширенного воспроизводства;
• закреплением за Россией статуса поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела и усилением импортной зависимости по большой группе лесобумажных товаров;
• снижением конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции;
• снижением уровня жизни населения, связанного с функционированием лесного комплекса. Второй путь — инновационное развитие — предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного комплекса в дополнение к ранее принятым механизмам, закрепленным в законодательстве. В основе данного сценария заложены следующие условия:
• максимальный вариант развития экономики до 2020 г. согласно Стратегии—2020;
• ускорение инвестиционного процесса — строительство новых целлюлозно-бумажных предприятий;
• масштабная технологическая модернизация действующих производств, внедрение ресурсо-и энергосберегающих технологий, значительный рост производительности труда;
• возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, производимой в развитых странах, — современные конструкционные материалы из древесины, высокосортные виды бумаги и картона, биотопливо;
• совершенствование государственной лесной политики и управления лесами, интенсификация использования и воспроизводства лесов, усиление охраны и защиты лесов;
• восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технических потенциалов, закупки лицензий, организации совместных производств.
Согласно инновационному сценарию предусматриваются коренные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности, создания крупных лесопромышленных кластеров (полюсов роста), где ядром являются производствацеллюлозы, бумаги и картона. В состав кластера войдут лесопильно-деревообрабаты-вающие, фанерные, плитные производства, лесозаготовка и лесное хозяйство. Одним из приоритетов
данного сценария является масштабное развитие деревянного малоэтажного домостроения и производство необходимых для этого конструкционных материалов на основе древесины, что является важным социальным аспектом развития лесного потенциала (сохранение культурных традиций), а также реализацией экологических функций — применение процедуры лесной сертификации.
Отраслевые документы, принятые на федеральном уровне, задают вектор соответствующим региональным документам — стратегиям социально-экономического развития регионов, схемам территориального планирования, программам. В совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов с целью повышения качества жизни в регионе. Очевидно, что пространством реализации и развития национального лесного потенциала выступают регионы России — субъекты и группы субъектов Федерации. Лесной потенциал интегрирован в подсистему — региональное хозяйство. Целевыми позициями стратегического планирования развития лесного потенциала на региональном уровне выступают:
1) обеспечение устойчивого развития управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
2) удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
3) снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке;
4) повышение вклада лесного потенциала в социально-экономическое развитие регионов страны;
5) обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Однако на данный момент в региональных
стратегиях недостаточно проработаны вопросы, связанные с определением стратегических направлений развития лесного комплекса, его перспективного вклада в валовой региональный продукт. При этом в рамках новых правовых условий субъекты Федерации наделены правами и полномочиями в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Это обстоятельство должно способствовать повышению эффективности управления лесами. Перечисленные целевые установки должны найти отражение в основных документах регионального стратегического планирования —
Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу; прогнозе социально-экономического развития на среднесрочный период; программе социально-экономического развития на среднесрочный период; схеме территориального планирования. В свою очередь каждый из названных документов имеет методику своей разработки и подкрепляется рядом разъясняющих документов более низкого порядка, которые в целом формируют систему опорных стратегических документов, призванных обеспечить пространственную стратегию государства.
Стратегическое планирование регионального развития имеет свои особенности. Первая особенность определяется тем, что стратегическое планирование регионального развития должно соответствовать общегосударственной стратегии развития [9], которая определена Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В ней определены основные элементы стратегического планирования регионального развития: целевые ориентиры, задачи и механизмы их решения [15]. Следует упомянуть о государственной региональной политике, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона. Как правило, в региональных стратегиях присутствует традиционный акцент на реализацию преимущественно экономических функций регионального лесного потенциала и не в полной мере оцениваются возможности выполнения лесами защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. Но и при таком традиционном подходе в разделах региональных стратегий, посвященных расширению производственной инфраструктуры, не определяются планы строительства лесных дорог, развития энергосистемы для освоения лесных ресурсов региона, не всегда представлены перспективы лесохозяйственных работ в системе сельского хозяйства, хотя эта взаимосвязь очевидна. В числе механизмов реализации стратегии не уделяется внимания механизму реализации потенциала лесного комплекса, не раскрываются формы и масштабы государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Схемы территориального планирования субъектов РФ (далее — Схемы) дополняют содержательную часть региональной стратегии картами (схемами) планируемого развития и размещения объектов регионального значения. В комплексный анализ территории субъекта РФ (комплексную оценку территории) входит оценка природно-ресурсного
потенциала, включающая оценку лесосырьевого потенциала. Лесные ресурсы оцениваются с точки зрения их пригодности для создания и/или развития зон рекреации и отдыха населения в данном регионе, что позволяет конкретизировать информационное поле для реализации регионального лесного потенциала.
Как известно, важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов РФ является развитие на их территориях производственной, социальной и экологической инфраструктур. Однако отсутствует целостная система стратегического планирования развития инфраструктуры. Это сказывается и на развитии лесной инфраструктуры в регионе. В Схемах по развитию транспортной инфраструктуры намечаются мероприятия по развитию автодорожной сети, однако они не касаются расширения сети лесных дорог (в том числе лесовозных дорог, обслуживающих, как правило, несколько лесозаготовительных предприятий, каждое из которых может быть градообразующим). Очевидно, что лесные дороги важны для сохранения жизни небольших поселков. Но, кроме того, они позволяют использовать нерыночные полезности леса — охотиться, заниматься рыбалкой, сбором грибов и ягод, а также отдыхать в лесных массивах.
Население региона использует для своих нужд и лесохозяйственные, и противопожарные, и иные дороги, находящиеся на землях лесного фонда. Очевидно, что недостаточное развитие сети лесных дорог оказывает негативное влияние на освоение лесного потенциала, прежде всего, сокращая площадь экономической доступности лесов. Отсутствие мероприятий по расширению сети лесных дорог в Схемах связано с нерешенностью целого ряда проблем. В частности, это несовершенство отраслевой нормативно-правовой базы в области использования и развития сети лесных дорог. В регионах необходимо изменить общий подход к лесным дорогам, так как они могут выполнять функции магистралей общего пользования, атакже способствовать обеспечению пожарной безопасности объектов и населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости к лесному фонду. В целом организация процесса территориального планирования, который занимает ключевое место в системе стратегического планирования, ведется медленно. В совокупности с другими факторами это существенно сдерживает планирование и реализацию частных инвестиционных проектов, и общую деловую активность в регионах.
Логическим продолжением сопряженного (отраслевого и регионального) стратегического планирования должно стать построение стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала, что вытекает из многофункциональности и системности объекта, значительной дифференциации лесорастительныхусловий, необходимости соблюдения научных принципов устойчивого лесопользования (см. рисунок).
Стратегическое планирование в развитии регионального лесного потенциала должно основываться на комплементарности двух основных процессов — освоения и воспроизводства, обеспечения их совместных стратегических преимуществ — это возможность выхода на новый уровень конкурентоспособности как отрасли, так и регионов.
Учитывая относительно длительный перспективный период времени и, соответственно, неопределенность многих показателей, стратегическое планирование выполняет функции прогноза с применением при разработке соответствующих методов прогнозирования. Среди них внимания заслуживает метод, известный как SWOT-aнaлиз. Он позволяет определить сильные и слабые стороны объекта управления, а также тенденции во внешней среде, которые могут повлиять (позитивно или негативно) на его развитие и должны учитываться
при выборе стратегии развития. SWOT-aнaлиз предоставляет лицам, принимающим решения, структурированное информационное поле. Также данный метод помогает выявить стратегические направления развития как объекта в целом, так и его отдельных составляющих (сильных сторон), опираясь на которые и учитывая внешние возможности, можно достичь развития. Целью SWOT-aнa-лиза, который проводится на региональном уровне, является изыскание резервов и определение тех особенностей, которые могут быть привлекательны для потенциальных инвесторов. Таким образом, задача SWOT-aнaлизa — найти и использовать региональные детерминанты.
Используя лесной потенциал как точку роста экономики региона в силу его многофункциональности, следует ожидать появления (проявления) положительных экстернальных эффектов от его реализации. Результаты SWOT-aнaлизa являются входными данными для разработки стратегий реализации и развития регионального лесного потенциала.
Разработка стратегий развития — этап стратегического планирования, следующий за этапом SWOT-aнaлизa. Детализация стратегий до конкретных мероприятий и действий, их увязка по срокам являются завершающим этапом стратегического планирования. Стратегические решения строятся
Национальная
доктрина
т
Концепция
развития лес-
ного хозяйства
РФ до 2010 г.
- А
Государственная Прогноз социально- Научно-технологический Послания Пре- Стратегия нацио- Государственная
стратегия устойчи- экономического раз- прогноз на долгосрочный зидента нальной безопасно- политика в актах
вого развития РФ вития (СЭР) на долго- период сти РФ до 2020 г. Президента
срочный период и Правительства
Лесная Стратегия РФ до 2020 г.
Схемы территориального планирования РФ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
Стратегия устойчивого развития регионального лесного потенциала
Лесной паспортрегиона
Межрегиона/ целевая программ
Региональная целевая программа
Стратегия социально-экономического развития региона
Схема территориального планирования
Прогноз СЭР на среднесрочный период
Программа СЭР на среднесрочный период
Индикативный план СЭР субъекта РФ
Лесной план
Бюджетный план
Основные документы стратегического планирования, разрабатываемые в субъектах РФ
Лесохозяйственный регламент
Проект освоения лесов
Рис. 1, Стратегия развития регионального лесного потенциала в координатах стратегического планирования
из следующих элементов: использование сильных сторон, уменьшение слабостей, использование внешних возможностей, противодействие угрозам.
Разработка стратегий предполагает получение ответа на вопрос, как привести региональное лесопользование из реального исходного состояния в целевое. Следовательно, в основе разработки стратегий реализации и развития регионального лесного потенциала лежит стратегический анализ, позволяющий определить:
• место, занимаемое лесным сектором в общем социо-эколого-экономическом пространстве страны (региона);
• основные внешние факторы, воздействующие на реализацию лесного потенциала региона;
• сопряженные приоритетные направления социально-экономического развития региона и лесной отрасли.
Стратегический анализ складывается из анализа сильных и слабых сторон в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды. В обобщенном виде процесс стратегического планирования реализации и развития регионального лесного потенциала может быть организован в три стадии (см. таблицу).
В интересах стратегического планирования необходим сбор и обработка полной и достоверной
Стадии разработки стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала
информации. Методика представления и анализа исходных данных для стратегического планирования должна учитывать отраслевую и региональную специфику развития лесного потенциала. Потенциал и перспективы его развития обусловлены внешними и внутренними факторами. Совокупность факторов SWOT-aнaлизa реализации и развития регионального лесного потенциала включает отраслевые показатели и региональные категории. Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам и положению во внешней среде, производится путем анализа различных сочетаний как сильных, так и слабых сторон с угрозами и возможностями.
В целом же стратегия должна ориентироваться на развитие внутренних сильных сторон, устранение слабых позиций, использование внешних возможностей и нейтрализацию внешних угроз. Применение матричных методов позволяет сконцентрировать внимание на важнейшей информации. Особое внимание в стратегическом анализе необходимо уделить:
• оценке возможности выполнения лесами социальных и защитных (экологических) функций;
• роли лесного комплекса в экономике региона;
• развитию мощностей по глубокой переработке древесины;
• внедрению новых прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
Как было отмечено, важнейшей задачей является комплементарное соединение стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала с региональными стратегиями социально-экономического развития. Эта задача должна найти решение в программе социально-экономического развития региона, которую правильнее называть интегрированной системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсо- и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов сложной социально-экономической системы (подсистемы), которой является субъект Российской Федерации. Программные мероприятия должны быть увязаны с задачами стратегического развития отраслей экономики и социальными целями [14].
Два основных процесса — освоения и воспроизводства получают отражение в различных видах и формах экономической деятельности в зависимости от типа региона. При построении стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала для регионов каждого типа (лесоизбыточ-
№ и/и Стадия Проводимые мероприятия
I Стратегический анализ Исследование целей и приоритетов развития; анализ внутренних закономерностей развития; изучение внешних факторов и условиий развития; установление достигнутого уровня реализации (использования); уточнение специфических региональных детерминант
II Формирование (выбор) стратегии Определение типовых (инерционных) стратегий; определение альтернативных (инновационных) стратегий; выбор предпочтительных стратегий
III Реализации стратегии Обсуждение проекта стратегии; разработка стратегического плана; инвентаризация ресурсов; внедрение стратегии; мониторинг (наблюдение за ходом реализации) и корректировка стратегического плана
ный, лесодефицитный, лесообеспеченный) следует рассматривать особенности реализации лесного потенциала по трем основным стратегическим направлениям (далее — стратегиям):
• освоение лесного потенциала;
• воспроизводство лесных ресурсов и развитие
защитных функций лесного потенциала;
• обеспечение экономической и экологической
безопасности лесов.
Построение отдельных стратегий устойчивого развития регионального лесного потенциала сталкивается с проблемой отсутствия информационного сопровождения процесса реализации лесного потенциала региона. С этой целью целесообразно использование в качестве элемента общего механизма лесного паспорта региона (паспорта реализации лесного потенциала региона). Уточнение «паспортных данных» возможно через 10 лет с учетом реализации лесного плана региона. С целью создания лесного паспорта региона следует пересмотреть роль лесов в экономике в целом, для чего необходима современная методика эколого-экономической оценки лесного потенциала, учитывающая его многофункциональность. В данную оценку должна войти достоверная и исчерпывающая информация о наличии и использовании всех видов лесных ресурсов и продуктов их переработки, а также оценка возможной и косвенной стоимости составляющих лесного потенциала. Данные лесного паспорта, по мнению автора, состоят из трех основных блоков информации:
1) современные данные по лесным ресурсам;
2) синтезированные сведения о лесном потенциале территории (кроме лесоресурсного) и характеристиках его использования (прямая, косвенная, возможная). Эти сведения позволяют оценивать в социально-эколого-экономическом плане то, что дает и может дать в будущем населению использование лесного потенциала в территориальном сочетании с другими природными ресурсами;
3) результаты постоянного наблюдения (мониторинга) за динамикой использования и воспроизводства лесного потенциала региона (спрос налесные ресурсы и продукты их переработки, образование отходов «лесных» видов деятельности), за рекреационной привлекательностью территории). Следовательно, мониторинг лесов должен стать необходимым и обязательным условием для обоснования развития лесного потенциала региона и возможных изменений развития экономики региона. В этой связи следует отметить, что одной из первейших стратегических целей программы
социально-экономического развития любого региона Российской Федерации является обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования (лесопользования). Для этого необходимо создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду продвижения и реализации региональных программ.
Главным фактором успеха стратегического планирования является правильное понимание роли каждого процесса в реализации выработанной стратегии. В частности, речь идет о роли кластерного подхода в стратегических документах. В федеральных округах определены зоны опережающего экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта РФ экономических специализаций, составляющих основу для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих основной вклад в экономику соответствующего субъекта РФ. Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов РФ должны составить единую основу для планирования действий органов региональной власти и органов местного самоуправления. Обозначим возможные стратегические направления развития лесного потенциала по федеральным округам.
В Центральном федеральном округе перспективы развития лесного потенциала связаны как с освоением и лесопереработкой в Костромской и Ивановской областях, так и воспроизводством лесных ресурсов. Выполнение защитных функций приоритетно в Центрально-Черноземной зоне, поскольку направления развития регионов этой части округа связаны с использованием их главной региональной детерминанты — плодородных земель. Также следует учесть роль лесного потенциала в вопросах экологической безопасности (состояние здоровья населения в высокоурбанизированной зоне).
В Северо-Западном федеральном округе сочетаются стратегии освоения, воспроизводства и экономической и экологической безопасности. Наличие значительных запасов экономически доступных лесных ресурсов определяет перспективы развития крупного лесоперерабатывающего кластера на территории Вологодской и Костромской областей. К нему будет тяготеть лесопромышлен-
ный комплекс Республики Карелия, включающий лесозаготовительные, лесоперерабатывающие и целлюлозно-бумажные производства (города Петрозаводск, Сортавала, Медвежьегорск, Кос-томукша). Составляющие лесопромышленного комплекса, представленного в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе, формируют перспективный территориально-производственный кластер, включающий лесозаготовку, деревообработку, целлюлозно-бумажное и лесохимическое производство. С другой стороны, туристско-рекреаци-онный потенциал Северо-Западного федерального округа значителен, что окажет заметное влияние на развитие субъектов РФ, входящих в состав округа. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Вологодская, Псковская области и Республика Карелия образуют историко-культурный кластер; природные ландшафты Карелии и Валдая — основа для развития экологического туризма, зона Финского залива и Калининградская область имеют потенциал для развития приморской рекреации.
Конфликтные ситуации следует предусмотреть в связи с реализацией рекреационных функций на территории Ленинградской области вместе с развитием здесь целлюлозно-бумажной промышленности. При выполнении ресурсной функции возможны стратегические конфликты. Сочетание природных ресурсов округа превращает его в ведущую ресурсную зону всей Европейской части России. Преимущества приграничного положения Северо-Западного федерального округа и выхода на страны Европейского Союза усиливают актуальность вопросов экономической безопасности региона и обеспечения национальных интересов. Развитие экономик субъектов РФ, расположенных в Северо-Западном федеральном округе (и в особенности в северной части его территории), связано с государственной поддержкой — созданием благоприятных условий для частных инвестиций в техническую и технологическую реновацию целлюлозно-бумажной отрасли, лесозаготовки и лесопереработки, с восстановлением сырьевой базы лесозаготовок в районах с более развитой транспортной инфраструктурой.
В Южном федеральном округе, обладающем природно-рекреационным потенциалом (Краснодарский край), где необходимо создать условия для опережающего развития туристической отрасли, лесной потенциал выполняет преимущественно санитарно-защитные функции. Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся
группы городов Новороссийск—Анапа—Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и поддерживающие его машиностроение, транспортно-ло-гистические услуги), Краснодар—Армавир — Горячий Ключ — Кропоткин (агропромышленный комплекс). Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р. Волги, где двигателями экономического роста наряду с промышленностью (Астраханская, Волгоградская области) выступает сельское хозяйство (Республика Калмыкия), важны защитные функции лесного потенциала, и, следовательно, необходима стратегия его воспроизводства. С точки зрения межрегиональной интеграции экономики этих субъектов РФ они интегрированы с субъектами РФ, входящими в состав Приволжского федерального округа.
В Северо-Кавказском федеральном округе перспективы развития Ставропольского края и республик Северного Кавказа в значительной мере определяются развитием их традиционных экономических специализаций — курортно-рек-реационного и агропромышленного комплексов (Ставропольский край). Это требует реализации защитных функций лесного потенциала и актуализации таких стратегических направлений, как воспроизводство, экономическая и экологическая безопасность [5].
В Приволжском федеральном округе наблюдается четкая территориальная дифференциация, существенная для формирования различных стратегий. Развитие северной части округа (Пермский край, Республика Удмуртия и Кировская область) определяется перспективами лесопромышленного комплекса в сочетании с другими традиционными отраслями (машиностроительный комплекс, включая оборонные отрасли и атомную промышленность, химия и нефтехимиия) — стратегия освоения.
Потенциал юга Приволжского федерального округа определяется туристско-рекреационным сектором в сочетании с научно-образовательным комплексом, опирающимся на систему отраслевых исследовательских институтов — стратегия экологической безопасности. Основой развития юго-восточной части округа (Оренбургская область) является сельское хозяйство и, соответственно, защитная стратегия (полезащитное лесоразведение).
В Уральском федеральном округе расположены несколько крупных полифункциональных агломераций — города Екатеринбург, Челябинск, Тюмень — с высокой концентрацией квалифицированных трудовых ресурсов. Особенностью территории яв-
ляется наличие крупнейшего металлургического Челябинско-Магнитогорского кластера, а также накопленный ущерб природной среде. Основным стратегическим направлением развития лесного потенциала здесь должно стать воспроизводственно-защитное и санитарно-защитное лесоразведение.
Сибирский федеральный округ характеризуется значительной территориальной дифференциацией — поляризацией. Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской и Омской областей, Алтайский край и Республика Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной специализацией (Южносибирская зерновая зона входит в число крупнейших в стране), а также наличием значительных и уникальных туристско-рекреационных ресурсов. Ключевое значение для Сибирского федерального округа имеет Красноярская агломерация, в которой сосредоточен ряд экономических специализаций — химия и нефтехимия, тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, цветная металлургия, деревообработка, транспортная логистика, наука и образование. Особого внимания требует Нижнее Приангарье, на территории которого формируется промышленно-энергетический комплекс по добыче и глубокой переработке цветных и редких металлов, топливных, лесных и иных природных ресурсов. Развитие этого комплекса в силу географических, природных, экономических факторов тесно связано с развитием индустриальной зоны на северо-западе Иркутской области, где сосредоточены лесная и лесоперерабатывающая промышленность, в комплексе с добычей и глубокой переработкой рудных полезных ископаемых. Таким образом, генеральная стратегия освоения лесного потенциала должна быть сопряжена с воспроизводственно-защитной стратегией.
Для Дальневосточного федерального округа сочетание стратегий освоение — воспроизводство дополняется стратегией экономической безопасности в связи с геополитическим положением. Освоение (переработка) лесных ресурсов характерно для Хабаровской агломерации и территориально-производственного комплекса г. Комсомольск-на-Амуре. Данное направление в развитии регионального лесного потенциала сочетается здесь с другими перспективными видами деятельности — авиастроение, судостроение и судоремонт.
Уникальные природные ландшафты Камчатки, Приморья, Курил перспективны для развития морской рекреации, экологического, этнографического и экстремального туризма. Таким образом, стратегия освоения регионального лесного потенциала
в округе должна быть комплементарна стратегиям безопасности и воспроизводственно-защитной.
В случае стандартизации принимаемых управленческих решений будет игнорироваться своеобразие территории, на которой разворачивается деятельность [11]. Это в свою очередь приведет к появлению новых экологических проблем и угроз. Обязательный учет своеобразия территории как раз и учитывается при стратегическом планировании развития лесного потенциала. Сопряженное стратегическое планирование социально-экономического развития субъектов РФ и устойчивого развития регионального лесного потенциала должно сочетаться с применением мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов.
Сопряженное стратегическое планирование регионального развития и устойчивого развития регионального лесного потенциала требует научного сопровождения. Построение концепции стратегии развития регионального лесного потенциала опирается на научные принципы историзма и непрерывного, неистощимого пользования лесом. Также это касается анализа пространственно-временных взаимосвязей, возникающих в природно-эконо-мических системах. Выявление этих взаимосвязей возможно в случае проведения прикладных исследований, в процессе которых объединяются результаты разных направлений исследований. Такой междисциплинарный синтез служит информационной базой решения управленческих задач, связанных как с государственным стратегическим планированием регионального развития, так и регулированием природопользования и сохранения природной среды.
Успех сопряженного стратегического планирования во многом зависит от степени согласованности, от целого ряда объективных и субъективных факторов и, конечно, понимания сущности стратегического планирования, которое отличается от планирования от достигнутого уровня или планирования на основе прогнозов, опирающихся на выявленные тенденции прошлого развития [16].
Необходимо особо подчеркнуть, что инновационное социально ориентированное развитие экономики будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Показатели эффективности должны стать наблюдаемыми и измеряемыми, характеризующими вклад результатов реализации лесного потенциала в социально-экономическое развитие регионов. Следует еще раз отметить важность взаимозависимости,
координации, комплементарности стратегии устойчивого развития регионального лесного потенциала с основными документами стратегического планирования, разрабатываемыми в субъектах Российской Федерации. Это позволит согласовать стратегические планы развития хозяйствующих субъектов и, как следствие, активизировать приток инвестиций в регионы. Рекомендации по формированию отмеченных стратегических направлений устойчивого развития регионального лесного потенциала, созданию экономических инструментов, институтов, механизмов реализации стратегий являются предметом дальнейших исследований.
Список литературы
1. Антонов А. В. Стратегическое управление лесным комплексом: монография / А. В. Антонов, В. Н. Фроловичев. М.: МГУЛ, 2008. 216 с.
2. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001.
3. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин C.B. Управление региональной экономикой / М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Минэкономразвития, 2008. 211с.
5. Макар C.B. Региональные особенности лесопользования в условиях реформирования управления лесным фондом // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». 2009. № 1 (27). С. 41-51.
6. Моисеев H.A. Экономика лесного хозяйства: учебное пособие. М.: МГУЛ, 2006. 384 с.
7. Петров А. П. Лесной план субъекта Российской Федерации или как устойчиво развивать лесной
сектор в условиях децентрализации власти // Лес и бизнес. 2007. № 4 (34). С. 14-19.
8. Писаренко А. П., Страхов В. В. О национальной лесной политике России // Лесное хозяйство. 2008. № 1,С. 2-4.
9. Поярков Б. В. Об особенностях стратегического планирования регионального развития. URL: http://www. newscom. ru.
10. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебн. пособие / под ред. В. В. Ивантера, И. А. Буданова, А. Г. Коровкина, В. С. Сутягина. М.: Экономиста, 2007. 896 с.
11. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19—20 октября 2007г.). М.: Научный эксперт, 2008. 1080 с.
12. Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2004. 360 с.
13. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гран-берга, А. П. Егоршина; ООО РАН НИМБ. М.: Экономика. 2004.
14. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Минпромторги Минсельхоз России. 2008. 74 с.
15. Чернякевич Л. МСтруктурные и экономические реформы системы государственного лесоуправ-ления и ведения лесного хозяйства. Научное издание. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. 260 с.
16. Экономический потенциал административных и производственных систем: Монография / под общей ред. О. Ф. Балацкого. Сумы: Университетская книга. 2006. 973 с.