Научная статья на тему 'Развитие регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)'

Развитие регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / КОМПЛЕКС СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ / МЕТОД / СТРАТЕГИЯ / КЛАСТЕР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максименко Александр Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы развития кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края, управления региональным комплексом средств массовых коммуникаций, повышения эффективности его развития как наиболее перспективного в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)»

А.В.Максименко

Развитие регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (На примере Отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края).

Решение комплексной научной проблемы управления развитием регионального кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края в условиях модернизации экономики современной России в настоящее время приобретает особую актуальность.

На основе объективных процессов интеграции хозяйственных отношений в регионах России возникает необходимость формирования и развития кластеров, обладающих различными функциями и структурной организацией, отличающихся по способу связи входящих в них хозяйствующих субъектов, потенциалу, пространственной протяженности и стратегической ориентации развития. Каждый из таких кластеров занимает определенное место в экономике региона и претендует на ту или иную форму локализации в виде различных организационно-правовых форм.

Комплекс средств массовых коммуникаций занимает ведущее место во многих территориальных экономических системах современной России, в том числе в системе Краснодарского края.

Доступ к информации и возможность её оперативного распространения выступает в качестве необходимого условия успешного функционирования и развития практически всех хозяйствующих субъектов, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, местных сообществ и домохозяйств региона.

При этом инфраструктурные проблемы Комплекса средств массовых коммуникаций Краснодарского края и процесс приватизации краевых СМИ, который должен завершиться в 2012 году [1] дополнительно актуализируют

появление в институциональной организации новых форм взаимодействия между входящими в этот комплекс хозяйствующими субъектами.

«Уроки» современного глобального кризиса показали очевидность неотвратимости процесса диверсификации экономики Российской Федерации и рассматриваемого нами региона.

Цель нашего исследования состоит в раскрытии специфических характеристик кластера средств массовых коммуникаций, складывающихся во внутренней среде региональных экономических систем современной России, определении основных факторов развития этого кластера, обосновании инструментов его развития, адаптированных к условиям процесса модернизации экономики.

Реализация данной цели исследования требует постановки и решения комплекса следующих взаимосвязанных задач:

- определение основных потребностей формирования и развития кластера средств массовых коммуникаций в Краснодарском крае;

- раскрытие способа организации кластера и специфических его характеристик;

- установление места кластера средств массовых коммуникаций в экономической системе края;

- выявление, классификация и оценка основных факторов его развития;

- обоснование и разработка эффективных инструментов развития кластера, адаптированных к условиям модернизации экономики.

Рассмотрим процесс формирования и развития кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края в условиях модернизации экономики современной России.

Изменения, произошедшие в отечественной экономике за последние десятилетия, привели к появлению принципиально новых рыночных отношений между субъектами информационного рынка в рамках полифункциональ-ной, сложной социально-экономической системы средств массовой информации (СМИ). Свобода слова, отсутствие цензуры, регистрационный прин-

цип организации СМИ явились катализатором к существенному умножению числа телеканалов, радиостанций и, особенно, периодических печатных изданий. Доказательством движения России по пути создания сильного, независимого, жизнеспособного государства, живущего в гармонии с обществом, должно явиться утверждение в СМИ высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого, в соответствии с Конституцией, будет находиться принцип соблюдения прав и уважения интересов каждой личности [2, с. 294-297].

Трудность заключается в определении специфических характеристик регионального кластера средств массовых коммуникаций, установлении основных барьеров на пути его развития в хозяйственном пространстве края, обосновании институциональных инструментов управления развитием регионального кластера средств массовых коммуникаций, адаптированным к условиям модернизации экономики России.

Полученное в работе конкретное приращение научного знания представлено следующими основными элементами:

- раскрыт доминирующий способ структурной организации кластера средств массовых коммуникаций региональных экономических систем современной России - это административно-хозяйственная локализация;

- определены специфические характеристики регионального кластера средств массовых коммуникаций: незавершенность системного качества взаимодействия входящих в них элементов; затяжной характер становления локальных рынков СМИ;

- установлены основные барьеры на пути развития кластера средств массовых коммуникаций региона;

- предложены инструменты оценки уровня развития рассматриваемого нами кластера;

- обоснованы институциональные инструменты развития кластера средств массовых коммуникаций.

Телерадиовещание Комплекса средств массовых коммуникаций Краснодарского края, в связи с проведением Олимпиады в г.Сочи в 2014 году, одним из первых в нашей стране будет переведено в цифровой формат.

Техническая основа системы распространения телевизионных программ в аналоговом формате в Российской Федерации сформировалась практически к концу 80-х годов. К тому времени были построены мощные телевизионные радиовещательные центры, тысячи ретрансляторов с соответствующей инфраструктурой. Вся эта, не имеющая аналогов в мире, система обслуживает государственный сектор вещания России и является базисом для всех негосударственных вещательных организаций.

Обеспечение дальнейшего развития многопрограммного телевизионного вещания напрямую связано с переходом на работу в цифровом формате.

Переход на цифровые технологии затрагивает центры производства телевизионных программ, сети распределения, сети вещания и системы коллективного и индивидуального приема. При этом можно выделить две области цифровизации: телецентры и сети распределения, с одной стороны и системы цифрового вещания и пользовательские приемники, - с другой. Если в первой области цифровизация идет достаточно давно, испытывая, в основном, технические и финансовые трудности, то во второй - из-за огромного парка находящихся в эксплуатации аналоговых телевизоров к этим трудностям добавляются социально-экономические, психологические и политические факторы. Таким образом, замена аналогового телевизионного вещания цифровым порождает проблемы, которые в максимальной степени проявляются в сфере цифрового наземного телевизионного вещания.

Опыт перехода экономически развитых стран на цифровое ТВ показывает, что даже в условиях развитой рыночной экономики требуются серьезные правительственные директивы по заданию этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания, конверсии радиочастотного спектра. Необходимо выделение субсидий малоимущим слоям населения, совмещение в одном вещательном мультиплексе программных потоков различных компаний,

обеспечение экологической безопасности, регулирование налогообложения и пр.

Перевод государственной телевизионной сети с устаревших и затратных аналоговых технологий на новые цифровые технологии вещания будет знаменовать собой принципиально новый этап в развитии отечественной отрасли телерадиовещания и создает условия для:

- выполнения государством социальных функций в области культуры, образования и просвещения;

- обеспечения в стране единого информационного пространства, обеспечения информационной безопасности;

- развития рынка услуг связи в области телерадиовещания, увеличения его доли в совокупном продукте телекоммуникационного рынка страны;

- реформирования телевизионного вещания в современную, устойчиво функционирующую и обладающую потенциалом саморазвития в рыночных условиях отрасль экономики.

Решение этих задач имеет важнейшее народно-хозяйственное значение как для страны в целом, так и для Краснодарского края в частности.

По сравнению с аналоговыми телевизионными сетями сети наземного цифрового телевидения обладают следующими преимуществами:

- возможность значительного увеличения количества ТВ программ, передаваемых в сети вещания;

- повышение качества передачи изображения и звукового сопровождения;

- использование более низких, по сравнению с аналоговыми системами, мощностей передачи;

- гибкость при планировании сетей, позволяющая варьированием параметров системы достигать требуемого качества передачи, количества дополнительных услуг, предоставляемых пользователям требуемой зоны охвата территории;

- возможность качественного приема на мобильные и переносные приемники;

- возможность организации как федеральных, так и региональных или локальных одночастотных сетей;

- эффективность использования ресурса радиоспектра за счет передачи мультиплексированных цифровых потоков данных, а также организации одночастотных сетей;

- более низкая стоимость внедрения, по сравнению с другими системами цифрового вещания (спутниковыми и кабельными), за счет возможностей использования операторами существующей инфраструктуры аналоговых телевизионных сетей, а для зрителей - за счет использования существующих приемных антенных систем;

- возможность предоставления зрителям в зоне обслуживания цифровой сети набора информационных услуг (справочная информация о работе общественных и культурных учреждений, расписаний движения транспорта и др.) и сопутствующих услуг, определяемых потребностями рынка и возможностями операторов (реклама, телешопинг, адресноориентированные передачи и т.д.).

Для вещателей, привлекательность цифрового ТВ вещания связана с возможностью существенного увеличения числа услуг, предоставляемых зрителям. Один ТВ радиопередатчик может передавать сигналы нескольких цифровых служб, снижая тем самым удельные расходы в пересчете на одну службу. По данным ЕВи затраты на канал в период смешанного вещания немного возрастают за счет доли цифровой инфраструктуры. После перехода на цифровое вещание относительные затраты на распространение радиотелевизионных программ значительно снижаются.

Поэтому регулирующая роль государства должна состоять в выделении достаточных дополнительных средств на обеспечение режима смешанного вещания и, с другой стороны, в обеспечении правильного баланса платных и социальных услуг телевизионного вещания, их номенклатуры и привлека-

тельности для того, чтобы в период цифрового вещания при общей высокой рентабельности снизить стоимость каждой отдельной услуги.

Литература

1. Деловая газета Юг. Электронная версия. http://www.dg-yug.ru/a/2011/07/13/Kubanskie_chinovniki_nacel (дата обращения: 21.10.2011 г.

2. Максименко А.В. Отдельные направления развития регионального кластера в системе мер по диверсификации региона (На примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)// Экономический вестник Ростовского государственного университета, том 6. №3. 2008.С. 294-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.