Научная статья на тему 'Развитие рефлексивной педагогической компетентности офицеров в процессе проблемно-деятельностного обучения'

Развитие рефлексивной педагогической компетентности офицеров в процессе проблемно-деятельностного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / REFLEXIVE PEDAGOGICAL COMPETENCE / TRAINING OF OFFICERS / PEDAGOGICAL ACTIVITY / DEVELOPMENT / PROBLEM-ACTIVITY TRAINING / INTRINSIC SIGNS / CRITERIA OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляев Владимир Николаевич, Климов Роман Александрович

Представлены сущностные признаки и критерии эффективности проблемно-деятельностного подхода в процессе развития рефлексивной педагогической компетентности офицеров. Обосновано, что актуальным, интегрированным результатом системы подготовки военных педагогов становится рефлексивный уровень педагогической компетентности. Выявлены теоретико-методологические основания проблемно-деятельностного обучения. Раскрыты критерии, отражающие организационно-мыслительную, организационно-коммуникативную и организационно-деятельностную стороны процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляев Владимир Николаевич, Климов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of officers’ reflexive pedagogical competence in the process of problem-activity training

Providing an appropriate level of military education in modern conditions demands advancing development of theoretical-methodological and technological bases of preparation, professional development and training of military teachers. The reflexive level of pedagogical competence corresponding to the imperatives of continuous complication of pedagogical activity carried out by them becomes the actual result of the system of military teacher training. The analysis of researches in this area shows that the development of reflexive pedagogical competence of officers in the course of their training to pedagogical activity is carried out most effectively within the problem-activity approach to training. Within the problem-activity training the task of achievement of the greatest adequacy of the phenomenal process of training of the problem-activity essence of life of the subject of activity is set. The status of problem-activity training as spontaneous pedagogical theory and practice causes need of teachers to enter the interdisciplinary and methodological levels of search-research activity in the field of the theory and practice of problem-activity training. It finds manifestation in extreme mobility of substantial components of the system of criteria and indicators of its efficiency. Therefore, if the theoretical-methodological bases of problem-activity training are revealed, it is possible to speak about the level of objectivity of the criteria reflecting the validity of ways of achievement of the set pedagogical purpose, and achievement of compliance of the reached results of training with goals. The process of generalization of technological ideas of problem-activity training reveals in a system set of organizational-activity, organizational-communicative and organizational-cogitative games. Therefore, during the research, the criteria reflecting the organizational-cogitative, organizational-communicative and organizational-activity sides of officer training to pedagogical activity from the positions of the problem-activity approach were proved and approved. It should be noted also that the carried-out comparative analysis of the problem-activity approach in training of officers to pedagogical activity with other conceptual approaches in the field shows that the fundamental difference from them is that within the problem-activity training self-development of pedagogical activity of the trained is modeled. Therefore, signs of self-sufficiency of future teachers in the “steadily unbalanced” pedagogical environment of a higher education institution expressed, as a rule, in the intrinsic form of the studied phenomena become the main criteria signs of efficiency of this approach in earlier and this researches. These intrinsic signs are derivatives of the process of continuous self-development of training of officers to pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивной педагогической компетентности офицеров в процессе проблемно-деятельностного обучения»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 192-195

УДК 378.046

В.Н. Гуляев, Р.А. Климов

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Представлены сущностные признаки и критерии эффективности проблемно-деятельностного подхода в процессе развития рефлексивной педагогической компетентности офицеров. Обосновано, что актуальным, интегрированным результатом системы подготовки военных педагогов становится рефлексивный уровень педагогической компетентности. Выявлены теоретико-методологические основания проблемно-деятельностного обучения. Раскрыты критерии, отражающие организационно-мыслительную, организационно-коммуникативную и организационно-деятельностную стороны процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению. Ключевые слова: рефлексивная педагогическая компетентность; подготовка офицеров; педагогическая деятельность; развитие; проблемно-деятельностное обучение; сущностные признаки; критерии эффективности.

Основой обеспечения высокого уровня военного образования является соответствующее качество и эффективность подготовки военных педагогов. Это требует опережающего развития теоретико-методологических и технологических основ подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных педагогов. Данное обстоятельство отражает

тот факт, что в современных условиях актуальным, интегрированным результатом системы подготовки военных педагогов становится рефлексивный уровень педагогической компетентности, соответствующий императивам непрерывного усложнения осуществляемой ими педагогической деятельности [1. С. 249] (рис. 1).

Рис. 1. Рефлексивная компетентность - условие соответствия педагога императивам усложнения педагогической деятельности

Анализ исследований в этой области показывает, что наиболее эффективно процесс развития рефлексивной педагогической компетентности у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности осуществляется в рамках проблемно-деятельностного подхода к обучению (далее ПДО) [2-4] (рис. 2).

В рамках ПДО ставится задача достижения наибольшей адекватности феноменального процесса обучения проблемно-деятельностной сущности бытия субъекта деятельности [5. С. 157]. Естественно, достичь исчерпывающей адекватности в этом направлении невозможно. Данное обстоятельство придаёт ПДО статус саморазвивающейся педагогической теории и практики и обусловливает необходимость выхода педагогов на междисциплинарный и методологический уровни поисково-исследовательской деятельности в области теории и практики

ПДО, что, в свою очередь, проявляется в чрезвычайной подвижности содержательных и формных компонентов системы критериев и показателей его эффективности. Следовательно, в той мере, в какой выявлены теоретико-методологические основания ПДО, можно говорить об уровне объективности критериев, отражающих обоснованность способов достижения поставленной педагогической цели, и достижении соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям.

Процесс генерализации технологических идей ПДО «опредмечивается» в системной совокупности организационно-деятельностных, организационно-коммуникативных и организационно-мыслительных педагогических проектов, в рамках которых моделируются фундаментальные инварианты самоорганизации проблемно-деятельностного характера бытия субъекта и, следовательно, формируется потенциал

его самодостаточности в версии способности к организации саморазвития не только себя, но и других [6, 7]. Это происходит потому, что процесс подготовки

офицеров к педагогической деятельности, спроектированный таким образом, является деятельностным проживанием ими педагогической функции.

Рис. 2. Система концептуальных идей ПДО

В рамках проекта ПДО деятельность обучающихся носит саморазвивающийся характер. Источником их самодвижения становится внутренняя противоречивость, присущая феномену деятельности. С одной стороны, деятельность актуализируется в ситуации «проблемы» как универсальный способ депроблема-тизации. С другой стороны, «проблема» появляется как производная феноменальной деятельности субъекта. В нашем исследовании проект подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе с позиций ПДО модельно представлен как эволюция процесса педагогической деятельности, состоящей из этих ритмов. Они генерируют друг друга и создают эффект непрерывного саморазвития ПДО и, следовательно, эффект непрерывного саморазвития обучающихся. Интериоризация субъектами процесса подготовки к педагогической деятельности этапов саморазвития феноменальной педагогической деятельности, спроектированных педагогом, экстериоризируется затем в реальных условиях в виде самоорганизующегося развития - способа существования педагога в инновационной среде педагогической деятельности [7, 8].

В рамках ПДО достигается деятельностная форма единства теоретических и практических ингредиентов функциональности обучающегося педагогической деятельности, т.е. в процессе подготовки офицеров достигается единство концептуального и технологического оснований педагогической деятельности обучающихся. Это обеспечивается тем, что опыт педагогической деятельности систематически подвергается осмыслению, а собственно процесс осмысления - последующему уровню осмысления. Тем самым, сло-

жившийся стереотип «смыслообразования» пробле-матизируется, и актуализируется императив «смыс-лопорождения». Создаваемый концептуальный конструкт трансформируется в проектную, технологическую норму, которая, в силу специфики ПДО, постоянно повышает свою интеллектуалоёмкость, т.е. повышает интеллектуалоёмкость «способа превращения цели в результат». Затем саморазвивающийся цикл-флуктуация повторяется вновь. Это позволяет будущему педагогу видеть не только контекст возникшей педагогической ситуации, но и контекст процесса опережающей проблематизации функциональности будущих обучающихся с целью выведения их на уровень соответствия норме проблемности феноменальной учебной ситуации [8].

Таким образом, спецификой проблемно-деятельностного обучения в вузе в процессе развития рефлексивной педагогической компетентности офицеров, выделяющей его среди других подходов к обучению, является появление в процессе подготовки, в качестве основной задачи, моделирования нормы проблемности, соответствующей норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности. Такая задача не ставится в рамках других подходов к подготовке офицеров к педагогической деятельности [9. С. 111]. В процессе подготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению проектируется модель саморазвития их педагогической компетентности, что позволяет «снять» норму проблемности, соответствующую норме проблемности феномена саморазвивающейся педагогической деятельности.

Несоответствие нормы проблемности, моделируемого процесса переподготовки офицеров к педагогической деятельности, норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности, актуализируемой в реальных условиях, является основным источником развития процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности. Таким образом, моделирование в процессе подготовки офицеров к педагогической деятельности нормы проблемности, адекватной норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности, становится основной закономерностью и основным сущностным признаком процесса подготовки.

В ходе исследования были обоснованы и апробированы критерии, отражающие организационно -мыслительную, организационно-коммуникативную и организационно-деятельностную стороны процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода. Критерии, отражающие организационно-мыслительную сторону процесса: смена парадигмальных оснований динамической смысловой системы обучающихся, ме-тодологизация их педагогического мышления, формирование культуры смыслопорождения и т.д. Критерии, отражающие организационно-коммуникативную сторону процесса: опыт проектирования саморазвивающихся педагогических коммуникаций и педагогического управления ими с ценностных оснований ПДО, способность к пересистематизации концептуальных оснований проектирования педагогических коммуникаций в соответствии с логикой смены качественных этапов их эволюции в учебном процессе и т.д. Критерии, отражающие организационно-деятельностную сторону процесса: способность к це-леполаганию процесса педагогической деятельности с позиций ПДО; способность к проектированию и реализации модели саморазвивающейся педагогической деятельности; способность к дифференциации качественных этапов управления процессом обучения с позиций ПДО и т. д.

Данное и ранее проведенные исследования [9] свидетельствуют о том, что проекты подготовки кадров к различным видам профессиональной деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению моделируют эволюцию процесса приращения негэнтропийного потенциала субъекта, выражающегося в непрерывно саморазвивающейся компетентности субъекта деятельности. Но приращение это происходит противоречиво в так называемой диссипативной форме, т.е. посредством организации усилий обучающихся по пересистематизации своего системно существующего опыта [10. С. 108]. Этот сущностный процессуальный признак ПДО, моделирующий фундаментальный инвариант процесса развития и педагогической деятельности, выступает в качестве одного из основных критериев эффективности подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе.

Следует также отметить, что проведённое исследование процесса развития рефлексивной педагогической компетентности офицеров показывает, что принципиальное отличие ПДО от других концептуальных подходов к подготовке офицеров к педагогической деятельности заключается в том, что в рамках ПДО моделируется процесс саморазвития педагогической деятельности обучающихся [11. С. 30]. Поэтому основными критериальными признаками эффективности данного подхода в ранее осуществлённых и в данном исследовании становятся признаки самодостаточности будущих педагогов в «устойчиво неравновесной» педагогической среде вуза, выраженные, как правило, в сущностной форме исследуемых явлений. Эти сущностные признаки являются производными процесса постоянного саморазвития подготовки офицеров к педагогической деятельности. Поэтому, в отличие от исследований в этой области с позиций других подходов, в исследованиях с позиций проблемно-деятель-ностного подхода качественные изменения в подготовке офицеров к педагогической деятельности оцениваются преимущественно не на квалиметрическом, а на качественно-содержательном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуляев В.Н. Методология и технология развития рефлексивной компетентности военного педагога // Материалы первой Международной

межведомственной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития военного образования». Астана, 2013. С. 248-252.

2. Гуляев В.Н. Методология совершенствования проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе. М. : ВАГШ, 2001. 172 с.

3. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

382 с.

4. Гуляев В.Н. Проблемно-деятельностный подход к обучению в высшей военной школе - методология и технология педагогической без-

опасности // Кирсановские чтения : сб. науч. ст. Казань, 2012. Вып. 1. С. 29-38.

5. Гуляев В.Н., Марченков В.И. Проблемно-деятельностный подход к обучению в высшей военной школе как методологическая и техноло-

гическая основа педагогической безопасности // Мир образования - образование в мире. 2012. № 1. С. 155-163.

6. Гуляев В.Н., Недбайло С.В. Развитие научных и прикладных основ проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе. М. :

Военный университет, 2012. 138 с.

7. Гуляев В.Н., Логинов И.П. Технологии развивающего обучения в вузах силовых ведомств: теоретико-методологический аспект // АПС :

материалы Междунар. конф. Алматы, 2012. С. 66-81.

8. Гуляев В.Н., Климов Р.А. Реализация проблемно-деятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности //

Мир образования - образование в мире. 2013. N° 4. С. 95-99.

9. Климов Р.А. Анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности // Теория и практика обще-

ственного развития. 2013. № 10. С. 250-252.

10. Гуляев В.Н., Воронов В.Н. Анализ существующих подходов к обучению в высшей школе // Мир образования - образование в мире. 2012. № 2. С. 107-114.

11. Гуляев В.Н., Воронин Д.В. Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов // Юридическая психология. 2013. № 2. С. 29-31.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 22 октября 2014 г.

DEVELOPMENT OF OFFICERS' REFLEXIVE PEDAGOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROBLEM-ACTIVITY TRAINING

Tomsk State University Journal, 2014, 389, pp. 192-195.

Gulyaev Vladimir N. Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: vlgulyaev@mail.ru

Klimov Roman A. Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: x999cc@rambler.ru

Keywords: reflexive pedagogical competence; training of officers; pedagogical activity; development; problem-activity training; intrinsic signs; criteria of efficiency.

Providing an appropriate level of military education in modern conditions demands advancing development of theoretical-methodological and technological bases of preparation, professional development and training of military teachers. The reflexive level of pedagogical competence corresponding to the imperatives of continuous complication of pedagogical activity carried out by them becomes the actual result of the system of military teacher training. The analysis of researches in this area shows that the development of reflexive pedagogical competence of officers in the course of their training to pedagogical activity is carried out most effectively within the problem-activity approach to training. Within the problem-activity training the task of achievement of the greatest adequacy of the phenomenal process of training of the problem-activity essence of life of the subject of activity is set. The status of problem-activity training as spontaneous pedagogical theory and practice causes need of teachers to enter the interdisciplinary and methodological levels of search-research activity in the field of the theory and practice of problem-activity training. It finds manifestation in extreme mobility of substantial components of the system of criteria and indicators of its efficiency. Therefore, if the theoretical-methodological bases of problem-activity training are revealed, it is possible to speak about the level of objectivity of the criteria reflecting the validity of ways of achievement of the set pedagogical purpose, and achievement of compliance of the reached results of training with goals. The process of generalization of technological ideas of problem-activity training reveals in a system set of organizational-activity, organizational-communicative and organizational-cogitative games. Therefore, during the research, the criteria reflecting the organizational-cogitative, organizational-communicative and organizational-activity sides of officer training to pedagogical activity from the positions of the problem-activity approach were proved and approved. It should be noted also that the carried-out comparative analysis of the problem-activity approach in training of officers to pedagogical activity with other conceptual approaches in the field shows that the fundamental difference from them is that within the problem-activity training self-development of pedagogical activity of the trained is modeled. Therefore, signs of self-sufficiency of future teachers in the "steadily unbalanced" pedagogical environment of a higher education institution expressed, as a rule, in the intrinsic form of the studied phenomena become the main criteria signs of efficiency of this approach in earlier and this researches. These intrinsic signs are derivatives of the process of continuous self-development of training of officers to pedagogical activity.

REFERENCES

1. Gulyaev V.N. [Methodology and technology of the military teacher reflective competence development]. Materialy pervoy mezhdunarodnoy

mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya voennogo obrazovaniya " [Proceedings of the First International interdepartmental scientific-practical conference "Current state and prospects of development of military education"]. Astana, 2013, pp. 248-252. (In Russian).

2. Gulyaev V.N. Metodologya sovershenstvovaniyaproblemno-deyatel'nostnogo obucheniya v vysshey voennoy shkole [Methodology for improving

the activity of problem-learning in higher military school]. Moscow: VAGSh Publ., 2001. 172 p.

3. Gulyaev V.N. Razvitie teorii ipraktikiproblemno-deyatel'nostnogo obucheniya v vysshey voennoy shkole. Dis. d-ra ped. nauk [Development of the

theory and practice problem-activity learning in higher military school. Pedagogy Dr. Diss.]. Moscow, 2003. 382 p.

4. Gulyaev V.N. Problemno-deyatel'nostnyy podkhod k obucheniyu v vysshey voennoy shkole - metodologiya i tekhnologiya pedagogicheskoy

bezopasnosti [Problem-active approach to teaching in higher military school: methodology and technology of teaching security]. Kirsanovskie chteniya, 2012 issue 1, pp. 29-38.

5. Gulyaev V.N., Marchenkov V.I. Problemno-deyatel'nostnyy podkhod k obucheniyu v vysshey voennoy shkole kak metodologicheskaya i

tekhnologicheskaya osnova pedagogicheskoy bezopasnosti [Problem-active approach to learning in higher military school as a methodological and technological basis for teaching security]. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, 2012, no. 1, pp. 155-163.

6. Gulyaev V.N., Nedbaylo S.V. Razvitie nauchnykh i prikladnykh osnov problemno-deyatel'nostnogo obucheniya v vysshey voennoy shkole

[Development of scientific and applied principles of problem-activity learning in higher military school]. Moscow: Voennyy universitet Publ., 2012. 138 p.

7. Gulyaev V.N., Loginov I.P. [Technology of developing training in higher schools of law enforcement agencies: theoretical and methodological

aspect]. APS: materialy mezhd. konf. [APS: Proc. of the International Conference]. Almaty, 2012, pp. 66-81. (In Russian).

8. Gulyaev V.N., Klimov R.A. Realizatsiya problemno-deyatel'nostnogo podkhoda v perepodgotovke ofitserov k pedagogicheskoy deyatel'nosti [The

implementation of problem-active approach to the training of officers for teaching]. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, 2013, no. 4, pp. 9599.

9. Klimov R.A. Analysis of how well the problem of officers' retraining for teaching activities is researched. Teoriya i praktika obshchestvennogo

razvitiya — Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 10, pp. 250-252. (In Russian).

10. Gulyaev V.N., Voronov V.N. Analiz sushchestvuyushchikh podkhodov k obucheniyu v vysshey shkole [Analysis of existing approaches to teaching in higher education].Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, 2012, no. 2, pp. 107-114.

11. Gulyaev V.N., Voronin D.V. Optimizatsiya tekhnologicheskikh podkhodov k obucheniyu kursantov voennykh vuzov [Optimization of technological approaches to teaching students of military universities]. Yuridicheskayapsikhologiya, 2013, no. 2, pp. 29-31.

Received: 22 October 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.