Научная статья на тему 'Развитие рефлексивности как профилактика экстремизма у студентов вуза'

Развитие рефлексивности как профилактика экстремизма у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / РЕФЛЕКСИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / TERRORISM PREVENTIVE MEASURES / SELF-ANALYSIS / YOUTH / SOCIAL DISADAPTATION / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Бабиянц Каринэ Артёмовна

В статье анализируются вопросы профилактики экстремизма у студентов высших учебных заведений. Авторами разработана методика профилактики экстремизма в молодежной среде для различных этноконфессиональных групп. Представлены результаты исследования среди учащейся молодежи профессиональных образовательных организаций на предмет оценки эмоциональных состояний и социальной дезадаптации и обоснована необходимость формирования и развития рефлексивного мышления, а также необходимость работы в студенческих группах по рефлексии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Бабиянц Каринэ Артёмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVITY AS THE PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the analysis of the issues of terrorism preventive measures among university students. The authors elaborated the methods of terrorism preventive measures among youngsters for various ethno-confessional groups. They present the results of researches held among the students of vocational educational establishments. The aim was to estimate the emotional state and social disadaptation. The authors justify the need to develop the reflexive thinking as well as activity in students’ group of self analysis.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивности как профилактика экстремизма у студентов вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ПРОФИЛАКТИКА

ЭКСТРЕМИЗМА У СТУДЕНТОВ ВУЗА

И.В. Абакумова, К.А. Бабиянц

Аннотация. В статье анализируются вопросы профилактики экстремизма у студентов высших учебных заведений. Авторами разработана методика профилактики экстремизма в молодежной среде для различных этноконфессиональных групп. Представлены результаты исследования среди учащейся молодежи профессиональных образовательных организаций на предмет оценки эмоциональных состояний и социальной дезадаптации и обоснована необходимость формирования и развития рефлексивного мышления, а также необходимость работы в студенческих группах по рефлексии поведения.

Ключевые слова: профилактика экстремизма, рефлексия, молодежная среда, социальная дезадаптация, эмоциональное состояние.

REFLEXIVITY AS THE PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM

AMONG UNIVERSITY STUDENTS

I. Abakumova, K. Babiyants

Abstract. The article deals with the analysis of the issues of terrorism preventive measures among university students. The authors elaborated the methods of terrorism preventive measures among youngsters for various ethno-confessional groups. They present the results of researches held among the students of vocational educational establishments. The aim was to estimate the emotional state and social disadaptation. The authors justify the need to develop the reflexive thinking as well as activity in students' group of self analysis.

Keywords: terrorism preventive measures, self-analysis, youth, social disadaptation, emotional state.

Сегодня антиэкстремистская и

антитеррористическая деятельность в среде молодежи стала наиболее актуальной. Юношам и девушкам начиная с момента сепарации от родительской семьи очень не просто взрослеть, становиться

самостоятельными. Семья как ячейка общества сегодня ослабила свою воспитательную функцию в силу ряда причин, к которым можно отнести как морально-нравственные аспекты, так и культурно-конфессиональные, аспекты гражданского воспитания. В условиях все ускоряющегося экономического развития, нарастающей урбанизации и Интернет-технологий увеличивается чувство разобщенности между людьми, теряются доверительные отношения, и эту пустоту может заполнить любая красиво поданная идея, обещающая любовь, успешность, значимость и достаток. Поэтому профилактическая работа с молодежью в целом и конкретно с молодежью, которая обучается в высших учебных заведениях и в будущем составит интеллектуальную основу общества, нужно проводить в направлении роста рефлексии, самосознании как гражданского, так и личностного.

В Южном федеральном университете на протяжении пяти лет проводится такая работа,

сутью которой является профилактика молодежного экстремизма, разработка коррекционных тренингов, лекционных, практических курсов, диагностико-

исследовательских комплексов для

студенческой молодежи различных

культурных, конфессиональных и расовых составов. Целью является обучение студентов психологическим основам восприятия людей с иными ценностными, смысложизненными, конфессиональными, культурными

установками, обучение умению

дифференцировать свои установки и чувства, цели и способы их достижения, умению устанавливать причинно-следственные связи в проявляющихся феноменах межличностного взаимодействия, формирование понимания эмоциональных состояний, обучение основам элементарной политической грамотности и многое другое [1].

Нами была разработана методика профилактики экстремизма в молодежной среде для различных этноконфессиональных групп [2]. Она применялась в различных регионах России, и сейчас ведется активная работа по исследованию в приграничных районах, конфликтных и постконфликтных регионах. Методика представляет собой две части. Первая часть - проективная, она

состоит из 9 проективных картинок, представляющих 3 ситуации, - вовлечение в экстремистскую группировку, проявление экстремизма в молодежной среде, угроза террористического акта. При предъявлении картинки испытуемому происходит идентификация его с тем, что изображено, и если ситуация значима, то человек испытывает эмоциональную фрустрацию, его ответы являются показательными относительно того, как он будет реагировать в реальных условиях, какие у него возникают проекции, мысли, чувства. Статистически обработанные ответы далее сравниваются с исследованием индивидуально-типологических особенностей этих же испытуемых, делаются вероятностные прогнозы. Так, например, у молодых людей и девушек в возрасте от 16 до 25 лет, которых мы исследовали в Южном федеральном университете и в число которых входило более 18 национальностей, доминирует основная реакция в ситуации проявления молодежного экстремизма - это реакция самозащиты с нападением на источник фрустрации (60% из 100%). Для молодых людей от 25 лет до 35 лет свойственны следующие реакции: фиксация на самозащите с обвинением источника фрустрации (20%), фиксация на источнике фрустрации (50%), установка на разрешение ситуации - 30%, причем половина из этой группы решает ситуацию, принимая основную функцию на себя, а другая половина перекладывает ответственность на

специальные организации, функционал которых заключается в защите и устранении непорядков. Индивидуально-типологическое исследование данной группы студентов указывает на выраженность самых разнообразных темпераментальных установок и формировании на их основе социально-желаемых качеств, таких как лидерство, коммуникативность, индивидуалистичность. У большинства студентов Южного федерального университета выражены такие

темпераментальные качества, как

агрессивность (10%), тревожность (30%), интровертированность (30%),

экстравертированность (15%). Нет ярко выраженных доминирующих особенностей в плане социальных установок, однако есть небольшой процент студентов (15%), у которых ярко выражены так называемые разнонаправленные тенденции

индивидуально-типологических реакций. Этот термин ввела в психологию личности Л.Н. Собчик [3]. Она отмечает, что такие свойства, как агрессия-тревожность, интроверсия-

экстраверсия, сенситивность-спонтанность, ригидность-эмоциональная лабильность

являются полярными и взаимоисключающими. Но если они выражены одновременно высоко у одного и того же человека, то это может свидетельствовать о внутреннем

психоэмоциональном напряжении,

противоречиях, на основе которых формируются акцентуации характера и может развиваться социальная дезадаптация. Таким образом, у небольшого количества студентов выражены такие социальные качества как зависимость, конформизм, с одной стороны, и стремление к лидерству, нонконформизму, коммуникативности, с другой. Такие разнонаправленные тенденции указывают на отсутствие дифференциации в понимании собственных эмоциональных состояний и на выраженную социальную дезадаптацию, что как раз может привести к вовлечению в экстремистскую группировку или склонить к негативным социальным поступкам.

Для сравнительного анализа мы проводили похожие исследования в Чеченском государственном педагогическом

университете. В нем принимали участие 30 девушек в возрасте 18 - 21 года и 10 девушек в возрасте 25 - 30 лет. Нами были выявлены следующие закономерности. Процент разнонаправленных тенденций у испытуемых гораздо более выражен, чем у студенток Южного федерального университета. Практически у всех девушек, в 80% случаев, сформирована социальная дезадаптация по показателям «зависимость», «конформизм», «компромиссность», «социальная

ригидность», в то время как индивидная база выражена различными и разнонаправленными свойствами. Таким образом, в обеих группах необходима работа по рефлексии поведения, поскольку в силу различных причин и у русских, и у чеченских студенток выражены иррациональные установки на нормативные условия межличностного взаимодействия. Эта позиция подтверждается показателями по проективной методике: высоко выраженные показатели самозащиты с фиксацией на переживании препятствия и тенденциями к самообвинению, склонность к самозащите с обвинением источника фрустрации.

Поэтому вторая часть методики профилактики экстремизма в молодежной среде посвящена формированию и развитию рефлексивного мышления. Нами неоднократно проводилась рефлексивная игра, ход которой генерируется в процессе игры, но при заданных условиях (в том числе с

применением проективных картинок, осознанием типа и направления реакции фрустрации в ситуации вовлечения в экстремистскую группировку, проявления террористического акта и проявления экстремизма). В ходе рефлексивной игры предоставляется возможность участникам с различными установками, ценностями, взглядами и верованиями выработать единое мнение по поводу того, как наиболее конструктивно можно было бы себя вести и взаимодействовать в сложившейся ситуации,

что полезного участники могут приобрести, получив новые навыки реагирования.

Таким образом, как показывает пятилетняя практика, профилактическая работа с молодежью помогает развивать составляющие осознанной рефлексии собственных мотивов и межличностных отношений, приобрести более четкую позицию относительно затронутых ситуаций, найти способ противостояния экстремизму вообще и в молодежной среде в частности.

Литература:

1. Абакумова И.В. Психологические технологии формирования антитеррористических ценностей в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - N0 5-6. -С. 23-26.

2. Бабиянц К.А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Научно-методический журнал «Психология в вузе». - 2011. - №5. - С. 2342.

3. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. - СПб.: Питер, 2010.

4. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: // http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

7. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О

методических рекомендациях". Режим доступа: http ://www. garant.ru/iv/request/#ixzz3 rvH9rJyN

8. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ш/#/kind-docИst/7560/Акты органов власти:11]

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" .

10. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: // http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторах:

Абакумова Ирина Владимировна (г. Ростов-на-Дону, Россия), профессор, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития, Южный Федеральный Университет.

Бабиянц Каринэ Артёмовна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, доцент Института психологии, управления и бизнеса Южного федерального университета.

Data about the authors:

I. Abakumova (Rostov-on-Don, Russia), corresponding member of the Russian Academy of Education, doctor of psychological sciences, full professor, head of the Department of General Psychology and Developmental Psychology, Southern Federal University.

K. Babiyants (Rostov-on-Don, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of General Psychology and Developmental Psychology, associate professor at the Institute of Psychology, Management and Business of the Southern Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.