Научная статья на тему 'Рефлексивная игра как профилактика молодежного экстремизма сквозь призму позитивной психотерапии'

Рефлексивная игра как профилактика молодежного экстремизма сквозь призму позитивной психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / POSITIVE PSYCHOTHERAPY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова О.В.

В статье рассматривается необходимость профилактики экстремизма в молодежной студенческой среде и раскрывается один из способов профилактики экстремизма посредством рефлексивной игры в сочетании с методом позитивной психотерапии. Раскрываются возможности применения трех основных принципов позитивной психотерапии в личностной рефлексии, раскрывается сущность психотерапевтического подхода. Приводятся некоторые практические результаты применения балансной модели Н. Пезешкиана, методики профилактики фрустрации в ситуации экстремизма и терроризма К. А. Бабиянц, результаты проведения рефлексивной игры О. В. Мануйловой. Особое внимание уделяется четырем типам реакции на конфликты и типу воспитания в семье, который формирует такие реакции на технологию выявления иррациональных установок, действующих на бессознательном уровне и управляющих нашим поведением в момент эмоциональной фрустрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive Game as Prevention of Youth Extremism in the Light of Positive Psychotherapy

The article discusses the need for prevention of extremism in the youth student community and reveals one of the ways to prevent extremism by the reflexive game in conjunction with the method of positive psychotherapy. Reveals the possibility of using the three basic principles of positive psychotherapy in personal reflection, reveals the essence of a psychotherapeutic approach. We present some practical results of applying a balanced model of N. Pezeshkian, methods of prevention of frustration in the situation of extremism and terrorism of K. A. Babiyants, O. V. Manuilova's results from reflexive games. Particular attention is paid to the four types of responses to conflict and type of education in the family, which forms such a reaction to the technology to identify irrational plants operating at an unconscious level and controls our behavior at the moment of emotional frustration.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная игра как профилактика молодежного экстремизма сквозь призму позитивной психотерапии»

РЕФЛЕКСИВНАЯ ИГРА КАК ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Мануйлова О. В.

В статье рассматривается необходимость профилактики экстремизма в молодежной студенческой среде и раскрывается один из способов профилактики экстремизма посредством рефлексивной игры в сочетании с методом позитивной психотерапии. Раскрываются возможности применения трех основных принципов позитивной психотерапии в личностной рефлексии, раскрывается сущность психотерапевтического подхода. Приводятся некоторые практические результаты применения балансной модели Н. Пезешкиана, методики профилактики фрустрации в ситуации экстремизма и терроризма К. А. Бабиянц, результаты проведения рефлексивной игры О. В. Мануйловой. Особое внимание уделяется четырем типам реакции на конфликты и типу воспитания в семье, который формирует такие реакции на технологию выявления иррациональных установок, действующих на бессознательном уровне и управляющих нашим поведением в момент эмоциональной фрустрации.

Ключевые слова: позитивная психотерапия, рефлексия, молодежь, фрустрация, терроризм, экстремизм, профилактика.

Метод позитивной психотерапии был создан немецким психотерапевтом персидского происхождения Н. Пезешкианом. Он базируется на трех основных принципах: «принцип надежды» - ему соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека; «принцип баланса» - ему соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого является гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека; «принцип самопомощи» -ему соответствует пятишаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности - в начале, в самом процессе психотерапии, и затем -в процессе самопомощи человека себе и своему окружению. С помощью историй и рассказов, примеров из различных культур Н. Пезешкиан наделил своих клиентов способностью расширять свою перспективу и видеть свой конфликт с другой точки зре-

ния. Он указывал на то, что расстройства и конфликты могут существовать в пределах семейства (личности, общества) и поэтому источники исцеления можно искать в этих структурах [3].

Работая с группами студенческой молодежи в рамках профилактики экстремизма и опираясь на технологию рефлексивной игры, целью которой является осознание своей сущности, своей мировоззренческой позиции, мы увидели возможность интегрировать в такую профилактическую работу основные подходы позитивной психотерапии [5, 7]. Нужно сказать о том, что Н. Пезешкиан не называет технологии позитивной психотерапии рефлексивными, но, по сути, они приводят к тому, что человек задумывается, откуда берутся иррациональные установки, которые он транслирует в межличностное взаимодействие относительно четырех основных сфер распределения энергии - телесной, деятельной, коммуникативной и мира фантазии. В процессе рефлек-

сивной игры мы создавали такие ситуации, в которых участник задумывался, почему он решил поступить так или иначе в ситуации угрозы террористического акта, в ситуации вовлечения в экстремистскую группировку и в ситуации проявления экстремизма в молодежной среде. Мы давали возможность распределить 100 % энергии по четырем сферам балансной модели переработки конфликта по Н. Пезешкиану. Всего было четыре сферы: сфера «тело» - все, что связано с ощущениями своего тела (сон, питание, секс, спорт, гигиена, заболевание); сфера «достижения / деятельность» (достижения, карьера, деньги, разум); сфера «контакты / традиции» (способность к поддержанию отношений с собой, партнером, родственниками, друзьями, коллегами); сфера «фантазия / интуиция» (озарение, вдохновение, творческий порыв, мечты, будущее, смыслы, фантазия, религия) [3].

Далее были рассмотрены четыре реакции на конфликты и тип воспитания в семье, который формировал такие реакции. Реакции типа «Бегство в болезнь / бегство в тело», а также «Бегство в фантазии» связаны с аддикцией, социальной дезадаптацией как способы защиты от переживаний и конфликтов и являются наиболее благодатным материалом для работы потенциальных вербовщиков, вовлекающих молодых людей в экстремистскую деятельность. «Бегство в работу» - связано с дисбалансом, который сформировался на основе актуальной потребности в послушании, когда требования преобладают над любовью и вторичными способностями является усиление работоспособности, при этом основная концепция человека: «Я хорош, если выполню ожидания других». «Бегство в общение / контакты» возникает при сверхопекающем воспитании родителей, когда актуальной способностью является любовь, преобладающая над требованиями. У таких людей формируется концепция поведения: «Я не могу делать это в одиночку, другие должны мне помочь». При «маятниковом», непоследовательном воспитании может возникать дисбаланс то в одной, то в другой сферах, и основной проблемой человека становится «привязанность-отделение», тип реакции «двойного захвата» по Н. Пезешкиану, деви-

зом которого являются концепции: «Я могу справиться в одиночку, но все же помоги мне», «Я хочу, но я не хочу». Сбалансированным типом реакции будет являться распределение энергии по четырем сферам равномерно и при этом баланс любви и требований, который создает благополучный климат для своевременного и результативного отделения, девизом которого является концепция: «Я смогу справиться сам» [3].

Мы проводили похожие исследования в различных этноконфессиональных регионах страны (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Чеченская Республика) и пришли к выводу, что механизмы рефлексии, связанные с распределением энергии, и выявление стадии фиксации приводят к одинаковым результатам, а, следовательно, можно говорить о некоторых закономерностях. Так, студенты, у которых выражена сбалансированная модель и фиксация на стадии «отделение», являются наиболее конструктивными в конфликтных взаимодействиях со сверстниками и наиболее эффективно противостоят попыткам вовлечения в экстремистскую группировку, демонстрируют наиболее адекватные реакции в ситуациях угрозы террористического акта и проявления экстремизма в молодежной среде. Наиболее подверженными всем этим негативным моментам являются студенты с выраженным дисбалансом и уходом в контакты, и с непоследовательным, «маятниковым» дисбалансом [2, 5, 7].

Для понимания того, как можно использовать феноменологию рефлексии по Н. Пезешкиану в антиэкстремистской и антитеррористической деятельности для субъектов - определенных представителей социальных групп, необходимо обратиться к типам и видам рефлексии. Наиболее интересным для нашего исследования является подход И. Н. Семенова. Глубинные, мировоззренческие и экзистенциальные смыслы рассматриваются им как содержание культураль-ной и экзистенциальной рефлексии [4, 6]. Используя рефлексивную игру в качестве профилактики экстремизма в молодежной среде, мы обращаемся к содержательным и смысловым структурам творческого мыш-

ления, в процессе которого развиваются операциональный, предметный, рефлексивный и личностный компоненты [4, 6].

Личностная рефлексия довольно хорошо изучена в отечественной литературе (Н. И. Гуткина, Г. И. Давыдова, В. К. Зарецкий, Е. Р. Новикова, И. Н. Семенова, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанова, А. Б. Холмогорова, Г. А. Цукерман) [4, 6], но следует отметить, что центральным для большинства работ является понимание рефлексии как процесса переосмысления, процесса дифференциации различных ипостасей Я - физического, социального, биологического, творческого, а также целостности Я как уникальной интегрированной структуры [8, 9, 10]. Личностная рефлексия подразумевает возможность субъекта оценивать свои личностные и физические качества, результатом чего становится формирование образа Я: Я-реального и Я-идеального, Я в прошлом, настоящем и будущем, Я как носителя культуры, правил и норм общества, Я как носителя гражданской позиции, т. е. всего того, что чрезвычайно важно учитывать и развивать в рефлексивных подходах к формированию антитеррористической и антиэкстремистской молодежной политики. Коммуникативная рефлексия в области педагогической и социальной психологии дает возможность рассмотрения таких понятий как «Я - глазами других», формирование рефлексивных образов Мы, Ты, Вы, Они, которые лежат в основе социально-перцептивной рефлексии и понимании друг друга в совместной деятельности (А. А. Бодалев, Л. Регуш) [4, 6, 8, 9, 10].

В возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии бытует многоплановость подходов к исследованию рефлексии на разных этапах онтогенеза (Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьев, И. В. Орлова) [1, 6, 8]. Однако можно выделить общепсихологический феномен - он заключается в непрерывности нахождения взрослеющего субъекта в психической общности Я - Значимый другой [1, 8, 10]. В этом процессе возможно перерождение натурально-природной данности в культурно-выраженную способность к рефлексии с последующим отчуждением ее на основе объективации и формированием собственной Самости, способной

к исследованию своей мысли и своей деятельности (И. В. Абакумова, Н. В. Дорофеева, Л. Ц. Кагермазова, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин) [1].

В этой связи схема, предложенная Н. Пезешкианом, может открыть доступ к еще одному рефлексивному процессу «Я - глазами меня со стороны», смысл которой в понимании своих собственных установок, которые сформировались под влиянием ближайшего и значимого окружения; это может стать очень мощным толчком не только в понимании своей позиции, поступков и мотивации, но и произвести психотерапевтический эффект.

С этой целью мы использовали ромб Н. Пезешкиана, но четырьмя сферами уже были четыре модели для подражания. Они представляют собой возможности реализации всеми людьми своей способности устанавливать отношения с самим собой, с родителями, близкими родственниками, партнерами, обществом, окружающим миром, религией и своим мировоззрением. Мы просили написать метафоры к каждой из четырех сфер: «Я» - родители и сиблинги; «Ты» - родители между собой; «Мы» - родители и общество, окружающий мир; «Пра-Мы» - родители и религия, мировоззрение, жизненная философия. Ответы и метафоры, которые иногда были удивительными даже для тех, кто их писал, давали ответы на различные установки (как рационального, так и иррационального характера) одинаково эффективно, несмотря на разную национальную, этническую и конфессиональную принадлежность участников исследования.

Таким образом, очень важным аспектом, на наш взгляд, является возможность осуществления в рефлексивной игре взаимосвязи между различными типами рефлексии и привлечения психоаналитического метода Н. Пезешкиана, который помогает сформировать понимание личностного и поведенческого аспектов в ситуациях угрозы террористического акта или вовлечения в экстремистскую группировку, проявления экстремизма в молодежной среде; понимание возможных собственных реакций, реакций значимых и незначимых других, вовлеченных в ту же ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смысло-образование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Научно-методический журнал «Психология в вузе». - 2011. -№ 5.

2. Бабиянц К. А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Научно-методический журнал «Психология в вузе». - 2011. - № 5.

3. Карикаш В. И., Босовская Н. А., Кравченко Ю. Е., Кириченко С. А. Основы позитивной психотерапии. Первичное интервью. - Черкассы: Изд-во Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента, 2011.

4. Лефевр В. А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003.

5. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник. Под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. - М.: КРЕДО, 2013.

6. Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии. - Красноярск, 2009.

7. Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России // Тезисы международной научно-практической конференции «Кавказ наш общий дом!». -Ростов н/Д, 2009.

8. Rodrigues T. F. Meaning in couples relationships // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - no. 7 (3).

9. Shadrikov V. D. The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - no. 6 (2).

10. Zinchenko Yu. P. Extremism from the perspective of a system approach // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - no. 7 (1).

Ю0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.