https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 15.08.2018; опубликована 03.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Обидина Т.В. Развитие рефлексии и проявление конформных тенденций в межличностных отношениях у современных юношей и девушек // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Obidina T.V. (2018). The development of reflection and the manifestation of conformai trends in the interpersonal relations of modern youth. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN518.pdf (in Russian)
Обидина Татьяна Валентиновна
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия
Московский промышленно-экономический колледж
Преподаватель E-mail: TatianaObidina@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=709277
Развитие рефлексии и проявление конформных тенденций в межличностных отношениях
Аннотация. В статье исследуются особенности развития рефлексии у современных юношей и девушек вследствие их активной деятельности в интернет-среде киберпространства, которая в основном носит публичный характер. В этой связи поднимается вопрос о большем привлечении внимания юношей и девушек к публичным, чем к внутренним, личным аспектам своего «Я», а также преобладании интерпсихической направленности над интрапсихической в процессе развития рефлексии. Автором выдвигается предположение о преобладании конформных тенденций в поведении у современных юношей и девушек с более высоким уровнем развития рефлексии средствами Интернета. В статье приводятся основные характеристики понятий «рефлексия», «конформность» и «конформизм» с точки зрения психологического и социально-психологического подходов, дан краткий обзор основных положений негативного и позитивного взгляда на конформизм. В результате исследования с участием 56 юношей и девушек были выявлены различия в проявлении конформных и неконформных тенденций в межличностном поведении испытуемых с низким уровнем развития рефлексии и испытуемых со средним уровнем развития рефлексии. У юношей и девушек со средним уровнем развития рефлексии чаще проявляются конформные тенденции, чем у их ровесников с низким уровнем развития рефлексии. Исследование проводилось с помощью опросника Т. Лири, направленного на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми, а также созданного В.А. Плешаковым и Т.В. Обидиной на основании рефлексивного опросника А.В. Карпова опросника «Развитие рефлексии средствами Интернета».
Ключевые слова: интернет; интернет-среда; киберсоциализация; киберкоммуникация; конформизм; конформность; рефлексия; юношество
For citation:
УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.39
у современных юношей и девушек
https://mir-nauki.com
Исследование рефлексии не теряет своей актуальности, как в отечественной, так и в зарубежной психологии на протяжении долгого времени.
Развитие теоретических, экспериментальных и прикладных исследований «привело в конце XX в. к образованию таких новых областей человекознания, как рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика» [11].
В связи с вхождением человечества в эру киберсоциализации [7] также получило свое развитие исследование рефлексии в процессе деятельности человека в интернет-среде киберпространства.
Под рефлексией в психологии понимается «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и т. д.» [10, с. 616].
В социальной психологии рефлексия определяется, как «осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению» [2, с. 121].
Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, однако активное ее развитие происходит, как отмечают многие авторы, в юности.
Юношеская рефлексия представляет собой способность замечать проявления своего характера, анализировать свои поступки, переживания, понимать природу появившихся потребностей и устремлений. В процессе самоанализа у юношей и девушек актуализируется внутренний диалог с самими собой, который позволяет искать и находить ответы на вопросы: каков я, какими обладаю способностями, в какой области деятельности их лучше проявить; правильно ли поступил в тех или иных обстоятельствах и т. д. [6, с. 73].
Современные подрастающие поколения активно вовлекаются в процесс киберсоциализации [8, с. 24], поэтому на развитие их рефлексии во многом оказывает влияние деятельность в Интернете.
Значительная часть деятельности в интернет-среде киберпространства носит публичный характер, поэтому люди, независимо от того, выстраивают ли они отношения с собеседником в процессе киберкоммуникации, ведут ли они блог или дневник, оставляют ли они запись на своей странице в социальной сети или комментарий к чужой записи все чаще начинают задумываться о том, как они выглядят в глазах других пользователей Интернета.
В этой связи, нас, прежде всего, интересует подход к определению рефлексии с точки зрения социальной психологии.
Учитывая, что все чаще рефлексия современного человека сводится к осознанию того, как он воспринимается другими, возникает вопрос о ее взаимосвязи с конформным поведением.
Под конформностью или конформным поведением в социальной психологии подразумевают психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению. Конформность констатируется в том случае, когда происходит преодоление конфликта между мнением индивида и мнением группы в пользу группы. В этом случае противоположными конформности понятиями являются «независимость», «самостоятельность позиции» и т. д. [2, с. 201].
Следует отметить, что не все ученые выделяют отдельно термин «конформность», определяя конформизм, как изменение поведения или убеждений индивида в результате давления группы, которое проявляется в форме уступчивости и в форме одобрения. При этом уступчивость определяется, как внешнее следование требованиям группы при внутреннем
неприятии их, а одобрение, как поведение, сформированное в результате социального давления, но при внутреннем согласии индивида [5, с. 266].
Иногда «конформизм» и «конформность» используются как синонимы.
В исследованиях, в основном, выделяются два подхода к анализу феномена конформизма, один из которых «описывает данное явление исключительно в негативном ключе. Конформизм в таком случае выглядит склонностью к бездумному и иррациональному (внерациональному) подчинению индивида массовым предпочтениям, поражением личности перед status quo» [1, с. 35]. С точки зрения другого подхода, конформизм выступает как механизм социальной адаптации и интеграции индивидов в социо-культурный порядок, как способ сохранения обществом традиций, культуры и т. п.
Начиная с ХХ века, отмечается тенденция к росту конформизма вследствие индустриализации и массового потребления не только товаров, но и культуры, идей, мнений [1, с. 27].
В наше время этот процесс усугубляется в связи с использованием Интернета, поскольку у современных людей все меньше остается времени на размышления, все больше они погружаются в интернет-среду киберпространства.
Учитывая изложенное, мы сделали предположение о том, что в процессе деятельности в Интернете происходит преобладание развития интерпсихической направленности рефлексии над интрапсихической, и юноши и девушки с более развитой рефлексией имеют тенденцию к проявлению конформного поведения.
Для определения различий в проявлении конформных и неконформных тенденций в межличностном поведении у современных юношей и девушек с разными уровнями развития рефлексии, мы использовали опросник Т. Лири [4, с. 203] и созданный нами в соавторстве в В.А. Плешаковым на основании рефлексивного опросника А.В. Карпова опросника «Развитие рефлексии средствами Интернета» [9].
Рефлексивный опросник, предложенный А.В. Карповым «предназначен для диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности» [3, с. 385]. Теоретическая позиция автора состоит в том, что рефлексия должна изучаться в таких трех аспектах, как психический процесс, психическое состояние и психическое свойство. Данный опросник нацелен также на диагностику направленности рефлексивности (интрапсихическая и интерпсихическая) и ее вида (ситуативная, ретроспективная и перспективная).
Также, как и в опроснике А.В. Карпова, в нашем опроснике предусмотрено, что диагностика свойства рефлексивности должна учитывать ее направленность и вид.
На выявление интра- и интерпсихической направленности рефлексивности направлены следующие утверждения опросника:
• Прежде чем, сделать замечание человеку во время переписки в Интернете я обязательно думаю, как это сделать так, чтобы его не обидеть.
• Интернет не дает возможность человеку лучше разобраться в себе.
• Сайты наподобие «Спрашивай.ру» помогают узнать что-то новое о себе.
• У меня бывают конфликты в Интернете из-за того, что иногда я не могу предугадать, чего от меня ждут собеседники.
• Сайты наподобие «Спрашивай.ру» помогают узнать что-то новое о собеседнике.
• Иногда я задумываюсь о том, что подумают обо мне в будущем, увидев мою станицу в Интернете.
• Сайты наподобие «Спрашивай.ру» существуют просто для общения.
• Мне все равно, что будут думать люди через несколько лет о том, что я пишу в Интернете.
Следует заметить, что сайт «Спрашивай.ру. позволяет любому желающему, независимо от того, зарегистрирован он на сайте или нет анонимно задать зарегистрированному пользователю вопрос.
Опросник «Развитие рефлексии средствами Интернета» также включает утверждения, направленные на определение развития рефлексивности по временному признаку.
На ситуативную (актуальную) рефлексию предъявляются утверждения:
Редко бывает так, что я жалею, если написал(-а) что-то не то в Интернете.
После участия в обсуждении интересной темы в Интернете, я долго думаю о ней, даже выйдя из Интернета.
Прежде чем написать что-то в Интернете я планирую, что буду писать.
Иногда я могу ответить собеседникам в Интернет первое, что пришло в голову.
На ретроспективную рефлексию предлагаются утверждения:
Возвращаясь к своим старым записям в Интернете, я сравниваю свои мысли тогда и сейчас.
Обычно я не возвращаюсь к своим старым записям в Интернете.
Не вижу смысла читать то, что писал(-а) в Интернете раньше.
Люблю пролистывать свою страничку в соц. сети назад, вспоминать о своих чувствах и переживаниях.
На перспективную рефлексию предлагаются следующие утверждения:
Не думаю, что мне будет интересно читать мои записи в Интернете годы спустя;
Я задумываюсь о том, как буду воспринимать через несколько лет то, что пишу в соц. сети сейчас.
В исследовании приняли участие 56 юношей и девушек в возрасте 17-19 лет.
С помощью опросника «Развитие рефлексии средствами Интернета» мы выявили уровни развития рефлексии испытуемых. В результате исследования мы установили, что 27 испытуемых имеют низкий уровень развития рефлексии, 26 человек - средний и 3 человека -высокий уровень развития рефлексии.
Мы также выявили группу испытуемых, состоящую из 21 человека, межличностное поведение которых характеризуется преобладанием неконформных тенденций в межличностном поведении и группу, состоящую из 35 человек, у испытуемых которой преобладают конформистские установки.
Для определения этих групп мы использовали опросник Т. Лири. Данный опросник направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенно влияющих на взаимодействие с другими людьми, и состоит из 128 характеристик, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили:
«авторитетный»; «независимо-доминирующий»; «агрессивный»; «недоверчивый-скептический»; «покорно-застенчивый»; «зависимый»; «сотрудничающий»;
«альтруистический». Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладанием неконформных тенденций в поведении, вторые четыре - преобладанием конформных установок. При интерпретации данных необходимо больше ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины. Анализируя, полученные данные, мы подсчитали абсолютные значения по каждому испытуемому по октантам (рисунки 1-3) и, соответственно, отнесли тех, у кого больше величина показателей по первым четырем октантам к типу, у которого преобладают неконформные тенденции в межличностных отношениях. Испытуемых, у которых больше величина показателей по вторым четырем октантам мы отнесли к типу, у которого преобладают конформистские установки.
60 50 40 30 20 10 0
■ minniirmiriri
I Абсолютное значение показателей по первым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Абсолютное значение показателей по вторым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Рисунок 1. Проявление конформных и неконформных тенденций в межличностных отношениях у испытуемых с низким уровнем развития рефлексии средствами Интернета (составлено автором)
100 80 60 40 20
■МГИГШИГППВПГГТГ
Абсолютное значение показателей по первым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Абсолютное значение показателей по вторым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Рисунок 2. Проявление конформных и неконформных тенденций в межличностных отношениях у испытуемых, имеющих средний уровень развития рефлексии средствами Интернета (составлено автором)
03PSMN518
0
80 70 60 50 40 30 20 10 0
| Абсолютное значение показателей по первым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Абсолютное значение показателей по вторым четырем октантам по опроснику Т. Лири
Рисунок 3. Проявление конформных и неконформных тенденций в межличностных отношениях у испытуемых с высоким уровнем развития рефлексии средствами Интернета (составлено автором)
С помощью критерия Фишера мы сравнили различия в проявлении конформных и неконформных тенденций в межличностном поведении испытуемых с низким уровнем развития рефлексии и испытуемых со средним уровнем развития рефлексии. Сравнение с группой испытуемых, имеющих высокий уровень развития рефлексии, не производилось, поскольку у всех троих преобладают конформистские установки.
Таблица 1
Соотношение испытуемых с разными уровнями развития рефлексии по проявлению конформных и неконформных тенденций в межличностном поведении
Уровень развития рефлексии Количество испытуемых с данным уровнем развития рефлексии Количество испытуемых, межличностное поведение которых характеризуется преобладанием неконформных тенденций Количество испытуемых, межличностное поведение которых характеризуется преобладанием конформистских установок
в абсолютном выражении, чел. в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, % в абсолютном выражении, чел. в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, %
Низкий 27 14 51,9 13 48,1
Средний 26 7 26,9 19 73,1
Высокий 3 0 - 3 -
Составлено автором
Рассчитав, эмпирическое значение критерия Фишера (таблица 1), мы выявили различия в проявлении конформных и неконформных тенденций в межличностном поведении испытуемых с низким уровнем развития рефлексии и испытуемых со средним уровнем развития рефлексии на уровне 5 % значимости, поскольку в данном случае эмпирическое значение критерия Фишера попадает в зону неопределенности (Фэмп. = 1,88).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у современных юношей и девушек с более высоким уровнем развития рефлексии чаще проявляются конформные тенденции в межличностном поведении, чем у их ровесников с более низким уровнем развития рефлексии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрамонов Д.К. Конформизм и нонконформизм в обществе постмодерна (социально-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский городской педагогический университет. - Москва, 2016. - 164 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 363 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2008. -688 с.
4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 794 с.
5. Петров И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2004. - 161 с.
6. Плешаков В.А. Эксперименты с онлайн-идентичностью: выбор кибер-альтер-эго // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст.: Вып. 37. / Под ред. Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010. - С. 28-30.
7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. - М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. - 400 с.
8. Плешаков В.А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе киберсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1559. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-16768.
9. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 375 с.
10. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 896 с.
11. Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир, 2017. № 1. - С. 121-150. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chelovekimir.ru/engine/documents/document200. pdf.
https://mir-nauki.com
Obidina Tatiana Valentinovna
Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia E-mail: TatianaObidina@yandex.ru
The development of reflection and the manifestation of conformal trends in the interpersonal relations of modern youth
Abstract. The article explores the particular qualities of the development of reflection of modern youth in connection with their activity in the Internet environment, which is mainly has a public nature. There is the question of the greater attention of youth to the public aspects of their "I", than to the internal, personal aspects of their "I". The author of the article suggests that modern youth with a higher level of development of reflection with the help of the Internet has conformal trends in behavior in contrast to youth with a low level of development of reflection. The article describes the main characteristics of the concepts of "reflection", "conformity" and "conformism" from the point of view of psychological and socio-psychological approaches. There is also overview of the main provisions of a negative view and of a positive view on conformism. There are 56 persons of age of from 17 to 19 took part in research. As a result, we have revealed differences in the manifestation of conformal trends in the interpersonal behavior between the youth with a low level of development of reflection and the youth with an average level of development of reflection. Conformal trends are more often manifested among the youth with an average level of development of reflection than among the youth with a low level of development of reflection. The study was conducted with the help of inquirer «The forming of the reflection by resources of the Internet», that was created by Pleshakov V.A. an d Obidina T.V. and with the help of Leary Interpersonal Diagnosis.
Keywords: Internet; Internet - environment; cybersocialization; conformism; conformity; reflection; cybercommunication; youth; adolescence
03PSMN518