Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КАРАТЕ'

РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КАРАТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карате / реакция / тренировки / нейромышечная координация / боевые искусства / эксперимент / спортивная подготовка / karate / reaction / training / neuromuscular coordination / martial arts / experiment / sports training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С П. Максименко

В статье рассмотрено влияние регулярных тренировок по карате на развитие зрительной и звуковой реакции у студентов. Проведен эксперимент с участием 40 студентов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Результаты показали значительное улучшение времени реакции у участников, что свидетельствует о положительном влиянии занятий карате на когнитивную и нейромышечную координацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С П. Максименко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS' REACTIONS IN KARATE CLASSES

The article examines the influence of regular karate training on the development of visual and sound reactions in students. An experiment was conducted with the participation of 40 students divided into control and experimental groups. The results showed a significant improvement in the participants' reaction time, which indicates a positive effect of karate classes on cognitive and neuromuscular coordination.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КАРАТЕ»

РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КАРАТЕ С.П. Максименко, преподаватель

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Россия, г. Томск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-69-71

Аннотация. В статье рассмотрено влияние регулярных тренировок по карате на развитие зрительной и звуковой реакции у студентов. Проведен эксперимент с участием 40 студентов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Результаты показали значительное улучшение времени реакции у участников, что свидетельствует о положительном влиянии занятий карате на когнитивную и нейромышечную координацию.

Ключевые слова: карате, реакция, тренировки, нейромышечная координация, боевые искусства, эксперимент, спортивная подготовка.

Актуальность исследования обусловлена значительной ролью быстроты реагирования в боевых искусствах и спортивных единоборствах. В каратэ быстрая и точная реакция на действия соперника является ключевым элементом для достижения успеха. Проблематика заключается в том, что многие студенты, приходящие на занятия, имеют разный уровень физической подготовки, что делает процесс развития их реакционных способностей неоднородным. В то же время, существует потребность разработки программ, направленных на комплексное развитие реакций, их сен-сомоторные и психофизиологические аспекты.

Прежде всего стоит сказать, что скорость реакции является важнейшим показателем в боевых искусствах, включая каратэ. Развитие реакции в единоборствах напрямую связано с физической и нейро-психологической подготовкой спортсмена. Исследования показывают, что спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами, обладают более высоким уровнем реакции по сравнению с теми, кто не тренируется в этом направлении [1].

Нейромышечная реакция в спорте включает в себя скоординированную работу центральной нервной системы и мышечной системы, что позволяет спортсмену быстро и эффективно реагировать на стимулы. Для карате характерна необходимость мгновенной реакции на действия противника, что требует не только быст-

роты движений, но и когнитивной подготовки для правильного предугадывания намерений соперника.

Методика исследования. В эксперименте приняли участие 40 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Уровень физической подготовки варьировался от начального до среднего. Все участники не имели ранее опыта занятий боевыми искусствами. Участники были разделены на две группы: контрольную (20 человек) и экспериментальную (20 человек). Экспериментальная группа проходила 8-недельные тренировки по карате, включающие 3 занятия в неделю по 90 минут. Контрольная группа не подвергалась физическим нагрузкам, связанным с боевыми искусствами, а занималась общефизической подготовкой.

Методы измерения реакции: для измерения реакции использовались стандартные тесты на зрительную и звуковую реакцию с применением реактометров (Яеайотйег У-3) и компьютерных тестов на скорость реакции. Оценка проводилась до и после тренировочного периода.

Оборудование и условия: использовались стандартные спортивные залы, реак-тометры для замера времени реакции, компьютерные тестовые программы для оценки скорости когнитивных процессов.

Тренировочный план: техническая подготовка: работа над основными приемами карате (удары руками, ногами); тактическая подготовка: спарринги с учетом времени реакции на действия соперника;

упражнения на развитие реакции: работа с партнером, тренировка уклонов, блоков.

Результаты эксперимента. После 8 недель тренировок среднее время реакции участников экспериментальной группы снизилось на 15% в сравнении с исходными показателями. В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось.

Экспериментальная группа показала значительное улучшение как зрительной, так и звуковой реакции ф < 0.05), в то время как контрольная группа продемонстрировала лишь незначительное улучшение, не превышающее допустимых границ статистической погрешности.

Для проверки статистической значимости изменений был проведен ^тест для зависимых выборок, который показал, что различия между показателями до и после тренировок в экспериментальной группе значимы ^ = 4.56, p < 0.001).

Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярные тренировки по карате способствуют значительному улучшению скорости реакции. Это связано с увеличением когнитивной и нейромышечной координации, что подтверждается результатами предыдущих исследований в боксе и дзюдо. Тренировки по карате развивают как когнитивную реакцию (способность предугадывать действия соперника), так и физическую (способность быстро двигаться и блокировать удары).

Таким образом, тренировки по карате оказывают положительное влияние на развитие реакции у студентов. Результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что регулярные занятия боевыми искусствами могут значительно улучшить скорость реакции как на визуальные, так и на звуковые стимулы.

В заключение, результаты настоящего исследования подчеркивают важность внедрения программ, направленных на развитие реакционных способностей у студентов через занятия карате. Повышение скорости реакции не только может улучшить спортивные результаты, но и положительно сказаться на других аспектах жизни студентов, таких как концентрация и способность к быстрому принятию решений.

Учитывая разнообразие уровня физической подготовки участников, дальнейшие исследования могут сосредоточиться на разработке дифференцированных программ тренировок, учитывающих индивидуальные особенности студентов. Это может способствовать более равномерному развитию реакций и улучшению когнитивных функций среди занимающихся.

Кроме того, использование технологий для измерения реакции и анализа результатов представляет собой полезный инструмент для тренеров и преподавателей. Это поможет более точно оценивать прогресс студентов и настраивать тренировочные программы в зависимости от их потребностей и результатов.

Таким образом, регулярные занятия боевыми искусствами, в частности, карате, могут быть рекомендованы не только как способ физического развития, но и как эффективный метод улучшения психофизиологических характеристик, необходимых для успеха в спортивной деятельности и повседневной жизни.

В дополнение к приведенным выводам, стоит отметить, что занятия карате способствуют развитию таких качеств, как дисциплина, уважение и настойчивость. Эти характеристики формируются в процессе тренировок и успешного преодоления сложностей, что может значительно повысить общую устойчивость студентов к стрессовым ситуациям как в спорте, так и в учебной деятельности.

Также важно подчеркнуть, что внедрение программ боевых искусств в образовательный процесс может улучшить атмосферу в коллективе, способствуя командной работе и взаимопомощи. Студенты, занимающиеся карате, учатся поддерживать друг друга и развивать навыки коммуникации, что является неотъемлемой частью современного образования.

Кроме того, интеграция технологий в практику карате открывает новые горизонты для анализа и оптимизации тренировочного процесса. Использование видеозаписей и специализированных приложений для отслеживания прогресса позволяет тренерам не только выявлять слабые места, но и оказывать целенаправленное вли-

яние на индивидуальное развитие каждого студента.

В итоге, сочетание традиционных методов обучения с современными инструментами может вывести образовательные программы на новый уровень, обеспечивая максимальную эффективность и всестороннее развитие. Кроме того, занятия карате способствуют формированию лидерских качеств у студентов. В ходе тренировок учащиеся часто берут на себя ответственность за своих товарищей, что развивает их способность принимать решения и вести за собой. Лидерство, основанное на уважении и поддержке, становится основой для успешной коммуникации в коллективе.

Некоторые исследования показывают, что дети и подростки, занимающиеся бое-

обладают более высокими уровнями социальной адаптации. Это проявляется в их способности успешно взаимодействовать с окружающими, что важно не только в спортивной сфере, но и в жизни в целом. Умение находить общий язык с различными людьми помогает им в будущем строить профессиональные карьеры и отношения.

Таким образом, карате становится не просто физической активностью, а целостной системой, которая благоприятно влияет на личностное развитие. Воспитание таких характеристик, как уважение, дисциплина и настойчивость, значительно повышает шансы студентов на успех в различных сферах их жизни, включая учебу, карьеру и межличностные отношения студентов.

выми искусствами, более уверены в себе и

Библиографический список

1. Овчинников И.Н. Особенности воспитания скоростно-силовых способностей в единоборстве // Проблемы педагогики. - 2021. - №7. - С. 58-64.

2. Герасимов И.В. Специфика скоростно-силовой подготовки в единоборствах // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 29-34.

3. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 с.

4. Еганов В.А. Особенности методики развития скоростно-силовых качеств в ударных видах единоборств // Молодой ученый. - 2024. - № 15 (514). - С. 450-451.

DEVELOPING STUDENTS' REACTIONS IN KARATE CLASSES S.P. Maksimenko, Lecturer

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Russia, Tomsk)

Abstract. The article examines the influence of regular karate training on the development of visual and sound reactions in students. An experiment was conducted with the participation of 40 students divided into control and experimental groups. The results showed a significant improvement in the participants' reaction time, which indicates a positive effect of karate classes on cognitive and neuromuscular coordination.

Keywords: karate, reaction, training, neuromuscular coordination, martial arts, experiment, sports training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.