УДК 796.85
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ФОРМАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ В ГЕТЕРОГЕННЫХ ГРУППАХ КОНТАКТНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
О.Ю. Захаров, директор филиала МБУ Спортивная школа №11, г. Ростов-на-Дону, М.Б. Ингерлейб, старший преподаватель кафедры психологии образования Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (АПП ЮФУ), г. Ростов-на-Дону,
И.А. Бушин, доцент кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: sen-e [email protected].
В рамках добровольной спортивной деятельности в условиях рыночных отношений достижение высокого уровня удовлетворенности и сохранение многолетней лояльности своей спортивной организации является важной задачей. Особую сложность данная задача приобретает в гетерогенных группах контактных единоборств, объединяющих спортсменов разного возраста, уровня спортивной подготовки, задач и мотиваций.
Описаны методологические достоинства использования формальных комплексов в практике спортивных контактных единоборств. Обозначены виды формальных комплексов, их происхождение и историческое развитие, разновидности, аспекты их реализации в тренировочной деятельности.
Отдельно выделен «феномен ката» как наиболее целостная реализация концепции формальных комплексов в контактных единоборствах.
Проведена связь между субъективной удовлетворенностью спортсменов и степенью их лояльности к своей спортивной организации. Представлена сложная структура субъективной удовлетворенности учебно-тренировочной деятельностью.
Проведено исследование, объектом которого является учебно-тренировочный процесс в гетерогенных группах, занимающихся контактными единоборствами в Ростовском и Краснодарском региональных отделениях Федерации всестиле-
вого каратэ России, Ростовской ассоциации киокусинкай (всего более 2300 опрошенных). Предметом исследования являются формальные комплексы упражнений (ката) как средство учебно-тренировочного процесса в контактных единоборствах.
Исследование проводилось методом анонимного анкетирования по авторскому опроснику с субъективной оценкой уровня удовлетворенности учебно-тренировочным процессом и сосредоточенностью в работе с ката. Полученные результаты указывают на зависимость степени субъективной удовлетворенности от частоты и углубленности в практику формальных комплексов.
Сформулирован вывод, что высокие показатели удовлетворенности результатами тренировочной деятельности среди занимающихся со стереотипом частой практики ката делает формальные комплексы значимым инструментом мотивации спортсменов, что особенно важно с точки зрения успешности спортивной организации, привлечения учащихся и сохранения контингента занимающихся.
Ключевые слова: спортивный маркетинг; единоборства; карате; фехтование; ката; гетерогенные группы; удовлетворенность; лояльность; мотивация.
Актуальность. Единоборства занимают особое место и в мировом спортивном движении, и в истории древних и современных Олимпийских игр. На рубеже
ХХ-ХХ1 веков, особенно в последние годы, существенно расширились спектр, формат и география соревнований и различных фестивалей по восточным единоборствам. Международная организация Бро|1:ассогС с 2010 года проводит Всемирные игры боевых искусств. На 129-й сессии МОК в Рио-де-Жанейро в августе 2016 года каратэ вошло в программу летних Олимпийских игр в Токио 2020 года. По данным Всемирной федерации каратэ ^КР), 100 млн человек в мире практикуют различные направления каратэ. Российский союз боевых искусств объединяет более пяти миллионов человек в стране, практикующих разнообразные направления спортивно-боевых единоборств [4, 11].
Тренеры по спортивным единоборствам, работающие в массовом спорте, в своей работе должны ориентироваться, прямо или косвенно, на «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», принятую Правительством РФ в 2009 г. Четвертый раздел этого документа прямо говорит об увеличении доли граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Следствием этой политики становится усложнение деятельности тренера контактных единоборств как представителя популярного массового вида спорта, которому приходится планировать учебно-тренировочную нагрузку на контингент занимающихся, сильно различающийся по возрасту, физическим кондициям, тренировочным возможностям, а также целям и ориентирам своих спортивных занятий.
Одним из основных приоритетов тренерской работы в контактных единоборствах является интенсификация тренировочной работы за счет ускоренного формирования технических навыков и физических кондиций спортсменов. Здесь реализуется весь спектр доступных тренеру методов - как самые современные, основанные на последних достижениях медицины, биологии, биомеханики, спортивной науки, так и традиционные, проверенные опытом методики. Это касается всего спектра контактных единоборств, представленных как спортивными (бокс, спортивное карате, кикбоксинг, различные виды рукопашного боя, ушу, таеквондо), так и коммерческими направлениями (например, ММА). Сюда надо отнести и фехтование, которое восстанавливает свою популярность как массовый спорт, как в виде олимпийских, так и реконструкторских (исторических) или прикладных (к примеру, ножевой бой) направлений [1, 2, 13].
В простейшем виде основную задачу тренера можно сформулировать как достижение максимального уровня комплексной подготовки единоборца за кратчайшее время. Решить такую задачу можно только с полным учетом физических и психологических особенностей спортсменов, планомерным выстраиванием учебно-тренировочного процесса, формирующим волевые качества личности и мотивационные составляющие, навыки самонаблюдения, рефлексии, психорегуляции. Эта работа должна выстраиваться на всех этапах
многолетней подготовки, начиная с этапа начальной подготовки, до этапа высшего спортивного мастерства [3, 5, 6, 7, 25].
Однако ситуация такова, что условия массового спорта требуют максимально эффективного использования спортивных сооружений и специализированных залов. Эта тенденция, а также требования экономической целесообразности повсеместно приводят к ситуации формирования гетерогенных групп занимающихся. Такие группы объединяют занимающихся разного пола и возраста, различных по уровню физической подготовки, соматической и общей психологической зрелости, жизненному опыту и целям, которые планируют достигнуть как результат занятий. Выстраивание единого учебно-тренировочного процесса в таких условиях становится неэффективным, а формирование индивидуальной траектории развития для каждого занимающегося тренеру невозможно реализовать физически [2, 8].
Задача создания оптимальной учебно-тренировочной нагрузки в гетерогенных группах контактных единоборств может решаться только методологически, когда сама организация процесса тренировки оптимизирует уровень осознанности собственной деятельности каждым занимающимся и постановку ясной задачи на каждом этапе занятия, выполнение которой он может проконтролировать самостоятельно или по предложенному образцу.
Наиболее эффективными и простыми методами, которые способны реализовать данную методологическую модель, включающую и учитывающую индивидуальные особенности занимающихся (психологические, физиологические, технические), являются давно и широко известные формальные комплексы. К последним мы можем отнести феномен, характерный для дальневосточных боевых искусств и развившихся из них спортивных единоборств, - ката [10, 20, 26, 28, 30].
Ката являются способом передачи закодированной информации:
1) о самостоятельной технике каратэ в точно заложенном технически идеальном варианте, не позволяющем подвергаться изолированному развитию и изменениям, модификациям, ведущим к утрате идентификационного кода традиционной школы;
2) концепции применения определенных технических действий, разработанной патриархами стиля;
3) способах и стилях перемещения, ориентации в пространстве;
4) технике дыхания и времени напряжения - расслабления мышечных систем;
5) способах реакции на нападение противника, на групповое нападение [30].
Кроме того, ряд авторов обоснованно толкуют понятие «формальные комплексы» значительно шире, чем «феномен ката», относя сюда и фехтовальный салют, и армейские «наставления» по рукопашному бою, штыковому бою, используемые в правоохранительных органах комплексы применения полицейской дубинки,
специальные приемы задержания, конвоирование и т. д. [1, 5, 14, 16, 18, 21].
Мы же в нашем исследовании сосредоточимся в первую очередь на «феномене ката» и его связи с уровнем субъективной индивидуальной удовлетворенности занимающихся.
Исследование связи между субъективной удовлетворенностью занимающихся процессом занятий и достигнутыми результатами является важной задачей в современных условиях, когда наиболее распространенной моделью спортивной деятельности является ее добровольный характер в условиях рыночных отношений.
Связь между удовлетворенностью и потребительской лояльностью является общепризнанным моментом в психологии и маркетинге.
Однако, рассматривая удовлетворенность как комплексную социально-психологическую категорию, мы сталкиваемся со сложной задачей, а именно: в контексте спортивных контактных единоборств мы одновременно имеем дело с удовлетворенностью процессом собственной деятельности (труда) и с удовлетворенностью качеством и организацией занятий (потребительская удовлетворенность, удовлетворенность услугой) и с удовлетворенностью процессом обучения (удовлетворенность качеством образовательной услуги, которая несет признаки двух вышеперечисленных видов удовлетворенности).
Получая в результате проведенного в процессе данного исследования опроса субъективную оценку индивидуальной удовлетворенности, мы расцениваем ее как интегральный показатель, характеризующий одновременно:
1) удовлетворенность как отношение личности к спортивной деятельности;
2) удовлетворенность как психическое состояние в момент (во время, в процессе) деятельности;
3) удовлетворенность как оценку, как выражение субъективного отношения к спортивно-тренировочной деятельности;
4) удовлетворенность как психологическую установку в рамках концепции аттитюда, как преднастрой-ку, как позитивное состояние когнитивной, эмоциональной и поведенческой готовности к специфической спортивной деятельности;
5) удовлетворенность деятельностью как мотив.
Эта тема, выходящая за рамки «физкультурной услуги», еще недостаточно теоретически разработана российскими исследователями в области спортивной психологии и спортивного маркетинга.
При этом и сам феномен ката изучен еще недостаточно [10, 17, 26, 27, 29].
Так, японские и ряд отечественных авторов придерживаются точки зрения, что ката - это уникальное явление, характерное именно для дальневосточного региона и дальневосточной воинской традиции. Именно там ката стали традиционным, повсеместно применяемым методом подготовки учеников и предметом упор-
ной работы мастеров, своеобразной «технической энциклопедией стиля», обязательной частью экзаменов на мастерство [4, 5, 10, 20, 28].
Мишенев С.В., известный историк боевых искусств, считает, что подобные формальные комплексы (и в первую очередь - с использованием оружия) берут свое начало еще в ритуалах первобытных охотников. С его точки зрения, в дальнейшем такие ритуалы трансформировались в боевые танцы, в которые вошли наиболее эффектные, эффективные и сложные движения, требующие специального изучения. И уже эта общечеловеческая культурная традиция воплотилась в дальневосточных школах в форме «феномена ката (таолу, пхумсэ)», где они достигли высочайшего развития. Эта общемировая культурная тенденция опиралась на стремление национальных культур выработать и сохранить обучающие комплексы формализованных последовательностей техник, объединенных смыслами ведения поединка с одним или группой противников [18].
Рассуждая о панкратионе Платон говорит о скиама-хии (от греч. skia - тень и machesthai - борюсь) - «бое без противника», древней форме боя с тенью. В Древней Греции существовал и воинский танец называемый «пургихия» - «как сражаться с противником». Обе эти формы индивидуальной тренировки являются предшественниками ката в восточных боевых искусствах [30].
Таким образом, формальные комплексы и «феномен ката» можно рассматривать только как многофакторный метод. Мы выделяем следующие аспекты учебно-тренировочного использования формальных комплексов в контактных единоборствах:
Дыхательный аспект - каждый формальный комплекс несет информацию о желательном ритме его исполнения. Каждый ритм привязан к ритму дыхания и выполняемых технических действий. Нарушение взаимодействия между ритмом, движением и дыханием не только делает исполнение ката неверным, но и может нанести вред здоровью. Напротив, четкое взаимодействие между дыханием и движением способствует росту физических кондиций [6, 7, 12, 13];
Идеомоторный аспект - используется во многих контактных единоборствах и оценивается специалистами очень высоко, как одно из достижений современной спортивной педагогики. Прорабатывая технику движений мысленным усилием, занимающиеся достигают прироста техники, сопоставимого, а зачастую и превосходящего, с эффектом двигательной тренировки [5, 6, 19, 24, 25];
Исторический аспект - процесс постижения ката настолько тесно взаимосвязан с традиционной системой «учитель - ученик», что закономерно поощряет занимающихся к изучению истории единоборства, культурной модели, в рамках которой оно сформировалось, поощряет расширение кругозора;
Обучающий аспект - собственно разучивание формального комплекса, шлифовка связок, комбинаций технических действий, отдельных элементов движений;
Психотренирующий аспект - сосредоточение занимающихся на достижении специфических мобилизующих состояниях психики («дзаншин», «тякуган») способствует развитию способностей к концентрации, управлению вниманием, является вариантом «двигательной медитации»;
Рекреационно-реабилитационный аспект - использование ката позволяет создать оптимальный тренировочный режим для восстановления формы после травм и/или пропусков тренировок (реабилитация), щадящий режим после интенсивных тренировок, семинаров, сборов, соревнований (рекреация) [12, 13];
Саморегуляторный аспект - углубленная работа в ката, формирование навыков самооценки и рефлексии способствует выработке самоконтроля, росту навыков как эмоциональной, так и соматопсихической саморегуляции [7, 13, 19];
Символический аспект - формальные комплексы традиционных восточных единоборств несут в зашифрованном виде основные постулаты дзэнской и восточной философии и эзотерики;
Соревновательный аспект - описание этого аспекта абсолютно очевидно.
Представленный список, возможно, является неполным, и дальнейшие исследования выявят и другие грани этого феномена. Порядок перечисления аспектов исследуемого феномена ни в коей мере не отражает взглядов авторов на важность или второстепен-ность, а лишьслужит целям систематизации.
Работа с ката позволяет учесть различные физические способности, уровень эмоциональной зрелости, психологические факторы, и создает условия, идеально формирующие индивидуальную динамику для каждого учащегося. Также ката является неотъемлемой частью опыта «активной медитации» как метода психологической закалки личности [25].
Циклический характер обучения с использованием ката позволяет добиться общего прогресса и в то же время позволяет сосредоточить внимание отдельных лиц на конкретных недостатках. Таким образом, этот метод идеально подходит для максимизации обучаемости в гетерогенных группах, что является актуальным, когда мы рассматриваем добровольный характер спортивной деятельности в рыночном аспекте.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в гетерогенных группах, занимающихся контактными единоборствами.
Предмет исследования: формальные комплексы упражнений (ката) как средство учебно-тренировочного процесса в контактных единоборствах.
Цель исследования: выявить взаимосвязь частоты использования формальных комплексов упражнений в учебно-тренировочном процессе с уровнем субъективной удовлетворенности занятиями.
Задачи исследования:
Рассмотреть эффективность использования формальных упражнений в учебно-тренировочном процессе для занимающихся в гетерогенных группах контактных единоборств.
Определить уровень субъективной удовлетворенности занятиями в гетерогенных группах занимающихся контактными единоборствами в зависимости от индивидуальной практики ката.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие мееоды:анализ научной и научно-методической литературы по иссле-дуеной тематике, педагогические наблюдения, метод анонимного анкетирования по авторскому опроснику с субъективной нценкой уровня удовлетвоьеннокти учебно-тренировочным процессом и сосредоточенностью в раНотес ката, методы математическай статистики.
Рисунок 1. Уровеньсубъективной удовлетворенности занятиями в зависимости от индивидуальной практики
ката (Ростовская область)
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
У
л*
I Низкий уровень удовлетворенности (0-3 балла)
Средний уровень удовлетворенности (4-6 баллов)
Высокий уровень удовлетворенности (7-10 баллов)
Рисунок 2. Уровень субъективной удовлетворенности занятиями в зависимости от индивидуальной
практики ката (Краснодарский край)
Результаты исследования. По результатам опроса, проводимого среди обучающихся в Ростовской области (1400 респондентов) и в Краснодарском крае (900 респондентов) в период январь - май 2017 г., мы можем констатировать четкую зависимость между уровнем удовлетворенности занимающихся и их индивидуальной сосредоточенностью на практике ката (рисунки 1, 2).
Некоторые отличия можно наблюдать при использовании в учебно-тренировочном процессе формальных комплексов упражнений 1 раз в неделю и реже, а также при включении их в учебно-тренировочный процесс непосредственно перед соревнованиями или аттестацией на пояса. Однако в исследовании не учитывалось разделение респондентов по возрасту, стажу занятий и соревновательной специализации (формальные комплексы или поединки).
При практике ката ежедневно (ежедневные занятия, в том числе самостоятельные) и трехразовых занятиях в неделю (основная масса респондентов) результаты, полученные в Ростовской области и Краснодарском крае, близки по соотношению вариантов и свидетельствуют о высокой субъективной удовлетворенности занятиями.
Согласно возрастной периодизации, большая часть исследуемых соответствовала периоду второго детства, подростковому возрасту, юношескому и первому периоду зрелого возраста.
По данным педагогических наблюдений, выше указанные возрастные группы в большей степени мотивированы на соревновательную деятельность, при этом чаще выбирают участие в соревнованиях по поединкам. Соответственно тренер включает в учебно-тренировочный процесс формальные упражнения эпизодически. Основное время занятий используется на подготовку к соревнованиям по поединкам. Хотя тенденция последних лет - это увеличение соотноше-
ния участников соревнований по всестилевому каратэ и каратэ киокусинкай в сторону ката.
В возрастной группе старше 30 лет снижается мотивация к соревновательной деятельности, особенно в разделе поединков, так как данный раздел сопряжен с повышенной психострессорностью. Однако любители единоборств, начавшие занятия в зрелом возрасте, с большим удовольствием воспринимают включение в учебно-тренировочный процесс формальных упражнений и часть спортсменов желает принимать участие в соревнованиях по ката. Практика формальных упражнений приобщает к занятиям боевыми искусствами, при этом значительно снижаются травматизм и психостресс, присущие поединкам.
В зависимости от возраста и стажа занятий могут меняться направленность учебно-тренировочной работы и мотивация на соревновательную деятельность. В связи с этим, для более глубокого исследования ценности использования ката в учебно-тренировочном процессе, необходимо «сужать» контингент, рассматривая каждую возрастную группу отдельно, при этом учитывать стаж занятий.
Выводы: авторы считают, что ката является эффективным тренировочным методом, позволяющим создать оптимальный уровень интегральных нагрузок для всех занимающихся в гетерогенных группах контактных единоборств.
«Феномен ката» несет значительный объем методологической информации, которая требует дальнейшего углубленного изучения.
Высокие показатели удовлетворенности результатами тренировочной деятельности среди занимающихся со стереотипом частой практики ката делает формальные комплексы также значимым инструментом мотивации, что особенно важно с точки зрения успешности спортивной организации, привлечения учащихся и сохранения контингента занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашкинази С., Горелов А., Цед Н., Утенко В. Обучение рукопашному бою в армиях Северной Кореи, Китая и Израиля // Русское боевое искусство. - СПб., - 2000.
- Вып. - С. 4-5.
2. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации: моногр. / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск, 2000. -179 с.
3. Бушин И.А. Проблемы традиционной системы подготовки в каратэ-до // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 1.
4. Вихманн В.Д. Школа каратэ-до. Искусство ката (выпуск 1) / пер. с нем. - М.: Советский спорт, 1991 -11 л. - более 500 ил.
5. Воронов И.А. Внушающее воздействие в обучении рукопашному бою по методике китайского генерала ЦиЦзигуана (XVI в.) / И.А. Воронов, В.П. Колесник, С.А. Цветков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 73-76.
6. Гожин В.В. Формирование состояния боевой готовности спортсмена-единоборца: монография / В.В. Гожин, В.Л. Дементьев, С.В. Сизяев. - М.: Физическая культура, 2009. - 240 с.
7. Захаров О.Ю. Саморегуляция психических процессов и эмоционального состояния спортсменов в каратэ киокусинкай // Спортивный психолог. - № 2. (14). -2008. - С.77-78.
8. Захаров О.Ю., Ли Чжон Ги. Проблемы обеспечения массовости и сохранения контингента обучающихся в секциях спортивных единоборств // Физическая культура и спорт - наука и практика. - № 1. - 2010.
- С. 52-60.
9. Захаров О.Ю. Проблемы и перспективы судейства соревнований по ката в каратэ // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: научные труды XIX Международной научно-практической конгресс-конференции. - Ростов-на-Дону. - 2016. - С. 71-75.
10. Захаров О.Ю. Феномен ката в системе дальневосточной воинской педагогики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -№ 4. - 2017. - С. 63-70.
11. Захаров О.Ю., Ингерлейб М.Б. Психолого-педагогические особенности обучения формальным упражнениям в контактных единоборствах // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/1. -С. 42-53.
12. Ингерлейб М.Б. Все дыхательные гимнастики. - М.: Эксмо, 2013 - 320 с.
13. Ингерлейб М.Б. Роль комплекса образных представлений в эффективности процесса саморегуляции при использовании дыхательных упражнений // Психосоматика и саморегуляция. - 2015. - № 2. - С. 41-46.
14. Ингерлейб М.Б., Кадочников А.А. Специальный армейский рукопашный бой /А.А. Кадочников, М.Б. Ин-герлейб. - Ростов-на-Д.: Феникс, 2003. - 352 с.
15. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Калмыков Е.В. - М.,1996. - 46 с.
16. Куц В.А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты. Связки. Защита. Оружие. - СПб.: Астер-Пресс, 2011. - 296 с.
17. Лапшин С.А. Каратэ-до. Ката для начинающих и мастеров. - Д.: Сталкер, 1996. - 336 с.
18. Мишенев С.В. Соло-композиция с оружием в методике обучения актера // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - Вып. 1. - С. 55-63.
19. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.
20. Орлов Ю.Л. Терминология тактики спортивного каратэ // Додзе. Боевые искусства Японии. М.: ООО «Будо-спорт». - 2003. № 4. - С. 37.
21. Панченко Г.К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций / под ред. Г.К. Панченко. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», - 1996. - 480 с.
22. Передельский А.А. Философия, педагогика и психология единоборств: учеб. пособие. - М.: Физическая культура, 2008. - 240 с.
23. Подливаев Б.А. Механизмы энергообеспечения в соревнованиях по ката в спортивном каратэ-до / Б.А. Подливаев, С.Н. Жуков // Актуальные проблемы спортивной борьбы / под ред. И.Д. Свищева. - М.: СпортУниверПресс, 2003. - С. 52-60.
24. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
25. Самохвалова В. Дзэнский психотренинг в боевых искусствах // Кэмпо. - Минск, 1992. - № 5. - С. 18-20.
26. Donohue J. Kaho: Cultural Meaning and Educational Method in Kata Training // Karate kata. For the Transmission of High-Level Combative Skills. - 2015. Vol.1 p.1-12.
27. Friday K. Kabala in motion: Kata and pattern practice in traditional bugei // Journal of Asian Martial Arts, - 1995, №4, p.27-39.
28. Habersetzer R. Karate kata. Les 30 katas du Shotokan. -Paris, Amphora, 2004.
29. Rosenbaum M. Kata and the transmission of knowledge in traditional martial arts / 1st. ed. - Boston, Mass.: YMAA Publication Center, 2004. -198p.
30. Sebej F. Karate kata. - Sport, Slovensketelovychovnevyd avatel'stvo, Bratislava 1986.
METHODOLOGICAL VALUE OF FORMAL COMPLEXES OF EXERCISES IN THE HETEROGENEOUS GROUPS OF CONTACT MARTIAL ARTS
0. Zakharov, Branch Director of the MBE Sport school №11, Rostov-on-Don, М. Ingerleib, Senior Lecturer of the Psychology of Education Department
Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (APP SFU), Rostov-on-Don,
1. Bushin, Associate Professor of the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sport Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: sen-e [email protected].
Within the voluntary sports activities in market conditions the achievement of a high level satisfaction and the preservation of a long-term loyalty to your sports organization is an important task. This task becomes particularly difficult in heterogeneous groups of contact martial arts, uniting athletes of different ages, athletic training level, tasks and motivations.
Methodological advantages of usage of formal complexes in the practice of sports contact martial arts are described. Types of formal complexes, their origin and historical development, varieties, aspects of their implementation in training activities are indicated.
The «kata phenomenon» is singled out as the most complete realization of the concept of formal complexes in contact martial arts.
The relationship between the subjective satisfaction of athletes and the degree of their loyalty to their sports organization was conducted. Complex structure of subjective satisfaction with training activities was shown.
The study was conducted where the object was the educational and training process in heterogeneous groups engaged in contact single martial arts in Rostov-on-Don and Krasnodar regional branches of the Russian Federation All Style Karate Federation, Rostov-on-Don Kyokush-inkai Association (more than 2300 respondents). The subject of the study is the formal complexes of exercises (kata) as a mean of educational and training process in contact martial arts.
The study was conducted using the method of anonymous authorial questionnaire with a subjective assessment of satisfaction level with educational and training process and concentration in the work with kata. The obtained results indicate the dependence of subjective satisfaction level with frequency and depth of formal complexes in the practice.
The conclusion can show that high satisfaction level with the results of the training activity among engaged persons with the stereotype of frequent practice of kata makes formal complexes an important motivation tool for athletes, which is especially important for the success of
the sports organization, students' attraction and contingent's maintenance.
Keywords: sports marketing, martial arts, karate, fencing, kata, heterogeneous groups satisfaction, loyalty, motivation.
References:
1. Ashkinazi S., Gorelov A., Ced N., Utenko V. Training in hand-to-hand fight in armies of North Korea, China and Israel. Russkoe boevoe iskusstvo [Russian martial art]. St. Petersburg, 2000, no 4-5. (in Russian)
2. Babushkin G.D., Babushkin E. G. Formirovanie sportivnoj motivacii [Formation of sports motivation]. Omsk, 2000, 179 p. (in Russian)
3. Bushin I.A. Problems of traditional system of preparation in karate - to. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka iprak-tika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2011, no 1. (in Russian)
4. Vihmann V.D. Shkola karatje-do. Iskusstvo kata [School of karate - to. Art of the kat]. Moscow, Sovetskij sport, 1991, 111 p. (in Russian)
5. Voronov I. A., Kolesnik V. P., Cvetkov S. A. The inspiring influence in training in hand-to-hand fight in a technique of the Chinese general Qijiguang (16th century). Uchjonye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2012, no 6 (88), pp. 73-76. (in Russian)
6. Gozhin V.V., Dement'ev V.L., Sizjaev S.V. Formirovanie sostojanija boevoj gotovnosti sportsmena-edinoborca [Formation of alert of the athlete martial artist]. Moscow, Fizicheskaja kul'tura, 2009, 240 p. (in Russian)
7. Zaharov O. Ju. Self-control of mental processes and emotional condition of athletes in Kyokushin kaikan karate. Sportivnyjpsiholog [Sports Psychologist], no 2, (14), 2008, pp. 77-78.
8. Zaharov O. Ju., Li Chzhon Gi. Problems of ensuring mass character and preservation of the contingent of the combat sports studying in sections. Fizicheskaja kul'tura i sport - nauka ipraktika [Physical Education and Sport -Science and Practice], no 1, 2010, pp. 52-60. (in Russian)
9. Zaharov O.Ju. Problems and the prospects of refereeing of competitions on the kat in karate Innovative transformations in the sphere of physical culture, sport and tourism. Scientific works of the XIX International Scientific
and Practical Congress Conference. Rostov-na-Donu, 2016, pp. 71-75. (in Russian)
10. Zaharov O.Ju. A kat phenomenon in the system of the Far East military pedagogics. Izvestija Juzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [News of Southern Federal University. Pedagogical Sciences], no 4, 2017, pp. 63-70.
11. Zaharov O. Ju., Ingerlejb M. B. Psychology and pedagogical features of training in formal exercises in contact single combats. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vest-nik [North Caucasian Psychological Messenger], 2017, no 15/1, pp. 42-53.
12. Ingerlejb M. B. Vse dyhatel'nye gimnastiki [All respiratory gymnastics]. Moscow, Jeksmo, 2013, 320 p.
13. Ingerlejb M. B. A role of a complex of figurative representations in efficiency of process of self-control when using breathing exercises. Psihosomatika i samoreguljacija [Psychosomatics and Self-Control], 2015, no 2, pp. 41-46.
14. Ingerlejb M. B., Kadochnikov A. A. Special'nyjarmejskijru-kopashnyj boj [Special army hand-to-hand fight]. Rostov-on-Don, Feniks, 2003, 352 p. (in Russian)
15. Kalmykov E.V. Individual style of activity in combat sports. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1996, 46 p. (in Russian)
16. Kuc V.A. Russkij kulachnyj boj. Tradicionnaja i sovremen-naja kul'tura samozashhity. Svjazki. Zashhita. Oruzhie [Russian fisticuffs. Traditional and modern culture of self-defense. Sheaves. Protection. Weapon]. St. Petersburg, Aster-Press, 2011, 296 p. (in Russian)
17. Lapshin S. A. Karatje-do. Kata dlja nachinajushhih i mas-terov [Karate-to. A cat for beginners and masters]. D. Stalker, 1996, 336 p.
18. Mishenev S. V. Solo composition with weapon in a technique of training of the actor. Vestnik Sankt-peterburg-skogo universiteta [Bulletin of the St. Petersburg University], 2014, no 1, pp. 55-63. (in Russian)
19. Nekrasov V. P., Hudadov N. A., Pikkenhajn L., Frester R. Psihoreguljacija vpodgotovke sportsmenov [Psychoregu-lation in Training of Athletes]. Moscow, FiS, 1985, 176 p. (in Russian)
20. Orlov Ju. L. Terminology of tactics of sports karate. Dojo. Martial arts of Japan. Moscow, OOO «Budo-sport», 2003, no 4, 37 p. (in Russian)
21. Panchenko G. K., Istorijaboevyh iskusstv. Kolybel'civilizacij [History of martial arts. cradle of civilizations]. Moscow, Olimp, OOO «Izdatel'stvo AST», 1996, 480 p. (in Russian)
22. Peredel'skij A. A. Filosofija, pedagogika ipsihogogika edi-noborstv [Philosophy, pedagogics and psikhogogika of single combats]. Moscow, Fizicheskaja kul'tura, 2008, 240 p. (in Russian)
23. Podlivaev B.A., Zhukov S.N., Mehanizmy jenergoobe-spechenija v sorevnovanijah po kata v sportivnom karatje-do [Power supply mechanisms in competitions on the kat in sports karate - to]. Moscow, SportUniverPress, 2003, pp. 52-60. (in Russian)
24. Workshop on sports psychology. St. Petersburg, Piter, 2002, 288 p. (in Russian)
25. Samohvalova V. Dzensky psychotraining in martial arts. Kjempo, Minsk, 1992, no 5, pp. 18-20.
26. Donohue J. Kaho: Cultural Meaning and Educational Method in Kata Training Karate kata. For the Transmission of High-Level Combative Skills, 2015, vol. 1, pp.1-12.
27. Friday K. Kabala in motion Kata and pattern practice in traditional bugei. Journal of Asian Martial Arts, 1995, no 4, pp. 27-39.
28. Habersetzer R. Karate kata. Les 30 katas du Shotokan. Paris, Amphora, 2004.
29. Rosenbaum M. Kata and the transmission of knowledge in traditional martial Arts. 1st. ed. Boston, Mass, YMAA Publication Center, 2004, 198 p.
30. Sebej F. Karate kata. Sport, Slovensketelovychovnevyda vatel'stvo, Bratislava, 1986.