Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА В ФЕРГАНСКОМ РЕГИОНЕ'

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА В ФЕРГАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ферганский регион / этническое туристское пространство / архитектурный туризм / город Риштан / мастера-керамисты / развитие архитектурного туризма в регионе / Fergana region / ethnic tourism space / architectural tourism / Rishtan city / master ceramists / development of architectural tourism in the region

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Goncharova, Natalya Ivanovna, Mukhamedzyanov, Alexander Ravilievich

Статья посвящена исследованию туристского пространства, характерного для развития туризма. Показано, что ведущим в этническом культурном пространстве Ферганского региона может стать архитектурный туризм. Исследованы туристско-рекреационные ресурсы региона и определена возможность развития архитектурного туризма в одном из уникальных поселений Ферганского региона – городе Риштане -городе мастеров-керамистов. В развитии архитектурного туризма. определенного по результатам социологического исследования заинтересовано как местное население, так и частные предприниматели. Кроме того, дальнейшее насыщение туристского рынка региона связывается с развитием индивидуального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Goncharova, Natalya Ivanovna, Mukhamedzyanov, Alexander Ravilievich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VARIOUS TYPES OF TOURISM IN THE FERGANA REGION

The article is devoted to the study of the tourist space, characteristic for the development of tourism. It is shown that architectural tourism can become the leading one in the ethnic cultural space of the Fergana region. The tourist and recreational resources of the region have been studied and the possibility of developing architectural tourism in one of the unique settlements of the Fergana region the city of Rishtan, the city of ceramic masters, has been determined. In the development of architectural tourism. determined by the results of a sociological study, both the local population and private entrepreneurs are interested. In addition, further saturation of the tourist market in the region is associated with the development of individual tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА В ФЕРГАНСКОМ РЕГИОНЕ»

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

ISSN 2181-2357

T. 2 №10. 2022

Texnik fanlar / Technical sciences / Технические науки

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

Year: 2022 Issue: 10 Volume: 2 Published: 31.10.2022

http ://alferganus.uz

Citation:

Goncharova, N.I., Mukhamedzyanov, A.R. (2022). Development of various types of tourism in the Fergana region.

SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (10), 7-15.

Goncharova, N.I., Mukhamedzyanov, A.R. (2022). Развитие различных видов туризма в ферганском регионе. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (10), 7-15.

QR-Article

Goncharova, Natalya Ivanovna

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of "Construction of Buildings and Structures", Fergana Polytechnic Institute Mukhamedzyanov, Alexander

Ravilievich Assistant, Department of Architecture,

Fergana Polytechnic Institute UDC 338.48+338.25

DEVELOPMENT OF VARIOUS TYPES OF TOURISM IN THE FERGANA

REGION

Abstract. The article is devoted to the study of the tourist space, characteristic for the development of tourism. It is shown that architectural tourism can become the leading one in the ethnic cultural space of the Fergana region. The tourist and recreational resources of the region have been studied and the possibility of developing architectural tourism in one of the unique settlements of the Fergana region - the city of Rishtan, the city of ceramic masters, has been determined. In the development of architectural tourism. determined by the results of a sociological study, both the local population and private entrepreneurs are interested. In addition, further saturation of the tourist market in the region is associated with the development of individual tourism. Key words: Fergana region, ethnic tourism space, architectural tourism, Rishtan city, master ceramists, development of architectural tourism in the region.

© ®

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА В ФЕРГАНСКОМ

РЕГИОНЕ

Гончарова Наталья.Ивановна

К.т.н., доцент,

кафедра «Строительство зданий и сооружений», Ферганский политехнический институт

Мухамедзянов Александр Равильевич

Ассистент, кафедра "Архитектура", Ферганский политехнический институт E-mail: aleks30313@gm ail. com

Аннотация. Статья посвящена исследованию туристского пространства, характерного для развития туризма. Показано, что ведущим в этническом культурном пространстве Ферганского региона может стать архитектурный туризм. Исследованы туристско-рекреационные ресурсы региона и определена возможность развития архитектурного туризма в одном из уникальных поселений Ферганского региона - городе Риштане -городе мастеров-керамистов. В развитии архитектурного туризма. определенного по результатам социологического исследования заинтересовано как местное население, так и частные предприниматели. Кроме того, дальнейшее насыщение туристского рынка региона связывается с развитием индивидуального туризма. Ключевые слова: Ферганский регион, этническое туристское пространство, архитектурный туризм, город Риштан, мастера-керамисты, развитие архитектурного туризма в регионе.

FARG'ONA VILOYATIDA TURIZMNING TURLI ShAKLLARINI

RIVOJLANTIRISh

Goncharova Natalya Ivanovna

Texnika fanlari nomzodi, dotsent, "Bino va inshootlar qurilishi" kafedrasi, Farg'ona politexnika instituti Muxamedzyanov Aleksandr Ravilevich

Assistent, "Arxitektura" kafedrasi, Farg'ona politexnika instituti

Annotatsiya. Maqola turizmni rivojlantirishga xos bo'lgan turistik makonni o'rganishga bag'ishlangan. Arxitektura turizmi Farg'ona viloyatining etnik madaniy makonida

cc

®

8

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

yetakchi bo'lishi mumkinligi ko'rsatilgan. Mintaqaning turistik va rekreatsion resurslari o'rganilib, Farg'ona viloyatining noyob aholi punktlaridan biri - Rishtan shahri-usta-keramika ustalari shahrida me'moriy turizmni rivojlantirish imkoniyati aniqlandi. Arxitektura turizmini rivojlantirishda. sotsiologik tadqiqotlar natijalariga ko'ra mahalliy aholi ham, xususiy tadbirkorlar ham qiziqish bildirmoqda. Bundan tashqari, mintaqaning turizm bozoriningyanada to'yinganligi individual turizmning rivojlanishi bilan bog'liq. Kalit so'zlar: Farg'ona viloyati, etnik sayyohlik maydoni, arxitektura turizmi, Rishtan shahri, usta keramika ustalari, mintaqada arxitektura turizmini rivojlantirish.

Цель Стратегии действий в республике, как известно, направлена на коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализация приоритетных направлений по модернизации страны и либерализация всех сфер жизни [1].

Туристская деятельность в Ферганском регионе подчиняется правилам и принципам любой хозяйственной деятельности и всегда имеет территориальную ориентацию и обладает значимыми туристскими и рекреационными ресурсами.

При проектировании туристско-рекреационных систем в Ферганском регионе должны учитываться следующие факторы:

• общность территории;

• наличие туристских пространств и туристско-рекреационных ресурсов;

• транспортная доступность;

• наличие туристской инфраструктуры;

• определение наличия суперструктуры - объектов для построения туристских маршрутов (существующих и потенциальных) [2].

Анализ использованной литературы

С теоретической точки зрения базой исследования явились работы исследователей практиков Лось М.А, Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Аигина Е.В., Новикова В.С.

Анализ и результаты

На данный момент Ферганский регион может быть представлен ценным антропологическим (этническим) туристским пространством, дающим возможность туристам изучать национальную культуру, фольклор, эпос, гастрономию, а также заниматься ремеслами, декоративно-прикладным искусством и пр. В данном туристском пространстве получают развитие этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, центры и мастерские ремесел, народные художественные промыслы и прочее.

К разновидности культурного туризма следует отнести архитектурный туризм. Увлечение архитектурой не новое явление, но его нынешнее измерение, характер и растущая популярность побуждают к более пристальному и критическому взгляду на него.

Тема архитектурного туризма привлекает внимание как местных, так и зарубежных исследователей. До сих пор большинство научных исследований в

Введение

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

области архитектурного туризма было сосредоточено на анализе отношения туристов, которые являются пользователями и наблюдателями архитектуры: их мотивов, типов и мотиваций. Оказалось, что выбор архитектурного туризма подавляющим большинством туристов обусловлен эстетикой построек.

На протяжении веков люди преодолевали сотни километров, чтобы увидеть и описать описываемые уникальные города, зарисовать их панораму и его отдельные доминанты. Популяризировались дневники и хроники, к примеру «Хроники мира» Гартмана Шеделя 1493 года или Civitates Orbis Terrarum Брауна и Хогенберга 1572-1618 годов, а также их многочисленные переиздания. Содержащиеся в них иллюстрации городов и их архитектуры были ориентиром для современных путешественников [8].

Зачастую путешественники, иллюстраторы и летописцы возвращались в избранные места, чтобы еще раз взглянуть на город и здания в ретроспективе.

Подобная идея сохранилась и до наших дней. Распространение идеи принадлежит известному архитектору Ричарду Мейер (американский архитектор, ведущий представитель нью-йоркского авангарда, лауреат Притцкеровской премии 1984 года), считающий, что «в архитектуре должно быть что-то большее, чем можно увидеть с первого взгляда, что-то, что необходимо открыть, и что мы, как наблюдатели, должны найти на нескольких уровнях» [7]. Недостаточно просто стоять перед архитектурным объектом, его еще нужно прочувствовать.

Вот почему, многие архитекторы, историки или энтузиасты архитектуры отправляются на другой конец света, чтобы не только увидеть, но и «испытать» любимый объект, которым восхищаются. Достигнув места назначения, они останавливаются перед ним и анализируют каждую деталь одну за другой, тщательно фотографируя ее, обходя ее и касаясь ее. Однако этот тип архитектурного туризма всегда относился к небольшой группе людей.

Вместе с тем появление за последние годы уникальных современных топов архитектуры привлекает все большее количество туристов, желающих запечатлеть эти чудеса архитектуры воочию. Потенциальным получателем поступающих предложений может стать широкий круг людей - от организаторов туризма до городских властей, исследовательских клубов, специализированных ассоциаций, школ, исследовательских клубов и т. д. [6].

Архитектурный туризм может быть сосредоточен на поиске новейших и наиболее значимых объектов или объектов, занимающих устойчивое положение, или наиболее спорных и необычных, или характерных для данной географической области, страны, города и т. д.

И это могут быть следующие подформы архитектуры:

1. Архитектура так называемого "stararchitects" (звезды архитектуры),

2. Иконы современной архитектуры,

3. Архитектура современных объектов культуры и искусства,

4. Архитектура небоскребов,

5. Религиозная архитектура,

6. Архитектура виноградников (винных туров),

7. Спортивная архитектура,

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

8. Архитектура модных домов / магазинов.

Возможные формы категоризации в области архитектурного туризма представляют собой предложение, которое потребует более широкого обсуждения. На основе каждого из них может быть создано отдельное туристическое предложение. Однако следует учитывать, что большинство любителей архитектуры стараются увидеть в данном месте как можно больше современных построек, спроектированных известными архитекторами.

При этом отдельные категории можно использовать для популяризации архитектурного туризма и современной архитектуры среди широкой аудитории. Кроме того, вышеупомянутые категории могут быть расширены за счет включения архитектуры всемирных выставок EXPO, домов известных архитекторов, отелей, обновленных или отремонтированных объектов, промышленной, модернистской архитектуры и т. д.

Несомненно, архитектурный туризм имеет огромный потенциал, на который стоит обратить внимание при планировании туристического предложения и в нашем государстве.

Развитие туризма и все увеличивающаяся потребность в его продвижении на территории республики определяет необходимость проектирования центров туризма с комплексом зданий с разнообразыми функциями. Основным условием жизнеспособности подобных центров являются принципы:

- универсальности; - смены функциональных приоритетов;

- функциональной, композиционной, образной ориентации на реального и на потенциального адресата.

Рассматривая туристское пространство Ферганы следует остановиться на одном из ее уникальных поселений - городе Риштане -городе мастеров-керамистов.

Риштан - один из самых древних городов Ферганской долины и Центральной Азии на Великом шелковом пути и крупнейший в Центральной Азии центр по производству уникальной глазурованной керамики.

В конце XIV века были предприняты попытки разгадать секрет производства китайского фарфора. Поскольку в Ферганской долине не было залежей высококачественной каолиновой глины, эти попытки не удались, но в Риштане открыли способ выделки из местных глин полуфаянса, покрытого белой глазурью с синей росписью, так называемую керамику "чини", то есть китайскую.

Этот стиль получил оригинальное развитие на узбекской земле. Надо сказать, что гончары Риштана еще в XIX веке делали посуду "чини". По древневосточным верованиям сине-голубой цвет символизирует счастье, ведь это цвет воды и неба.

Учеными собраны сведения о мастерах начиная середины XIX — начала XX века, а также сведения о современных риштанских мастерах.

Наследники Хасана Кулола ар-Рошидоний — Усто Пири, Абду Джалола (Усто Джалила), Абду Джамида (Усто Кури), Абдулло Кулола (Кали Абдулло), Усто Абдул Косыма Балтабая и других, сохраняя память своих предков из поколения в поколение передают их драгоценное наследство - знаменитой на весь мир риштанской керамики.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

Основной творческий костяк мастеров Риштана, нацеленных на создание высокохудожественных изделий, объединился в Риштанское отделение Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд» (Искусный ремесленник). Сегодня в ассоциации более 130 мастеров, из них 40-50 -постоянные участники выставок и ярмарок " [9]".

Опираясь на вышеприведенные данные при разработке композиции инновационного архитектурного проекта центра туризма в Риштане должны быть учтены исторические корни города и современные тенденции его развития. При этом с учетом традиций ремесленничества должны быть запроектированы дома мастеров (возможно с симметричной композицией и ритмичным построением зданий).

Интересен вариант проектирования зданий домов мастеров переменной этажности. На крышах одноэтажной части могут быть устроены айваны с перголами. Окна и двери устроены в нишах со стрельчатым очертанием, что характерно для среднеазиатской средневековой архитектуры. Для обеспечения в домах достаточного воздхообмена желательно их протяженное построение. Замкнутая композиция домов мастеров с внутренним двором, характерная для сухого жаркого климата обеспечит микроклимат.

Композиционно в центре туризма должны быть предусмотрены здания администрации, выставочные залы и другие функционально потребные здания и сооружения. Не должны быть забыты автостоянки для экскурсионного транспорта.

В архитектуре здания должны быть использованы национальные традиции. Конструктивно здания могут быть решены с применением местных строительных материалов.

Оснащение проектируемых центров туризма в Ферганском регионе современным инженерно-технологическим оборудованием позволит

максимально удовлетворить потребности клиентов, предоставляя услуги на высоком уровне и обеспечит дальнейшее продвижение туризма во всех регионах республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключения и предложения

На основании данных проведенных исследований сформулированы следующие выводы:

• ресурсный потенциал проектируемого туристско-рекреационного комплекса Ферганского региона разнообразен и определен его выгодным географическим положением в Ферганской долине Узбекистана, отличающейся благоприятными природными условиями, архитектурными памятниками, археологическими раскопками, продукцией традиционных ремёсел (гончарные изделия, изделия с резьбой по ганчу, натуральное шелководство). Регион имеет удовлетворительное транспортное сообщение как в региональном, так и в межрегиональном сообщении;

• несмотря на значительный потенциал, архитектурный туризм как вид культурно-познавательного туризма в активной форме и в форме народного творчества и ремёсел в Ферганском регионе развит крайне слабо вследствие низкого уровня информированности населения. Однако, результаты

© ®

ш

ISSN 2181-2357

Т. 2 №10. 2022

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH _

SJIF 2022:5.962

социологического исследования свидетельствуют о заинтересованности местного населения и частных предпринимателей в развитии архитектурного туризма;

•анализ фактора отношения туристов к выбору архитектурного туризма определился их соприкосновением с эстетикой построек в посещаемом месте, представленных не только архитектурными памятниками, но и современной архитектурой с местным колоритом, спроектированных архитекторами республиканского значения;

•в архитектуре инновационных проектов центров туризма запроектированных как дома-мастеров керамистов в Риштане использованы традиции национальной архитектурной школы;

• дальнейшее насыщение туристского рынка региона связывается с развитием индивидуального туризма, созданием новых внутри региональных туристских центров, расширением информационного пространства, связей с общественностью в продвижении и реализации разрабатываемых турпродуктов.

Список использованной литературы:

1. О туризме. Закон Республики Узбекистан от 18 июля 2019 г., № ЗРУ-549. Национальная база данных законодательства, 19.07.2019 г., № 03/19/549/3446; 12.10.2021 г., № 03/21/721/0952; 07.06.2022 г., № 03/22/775/0477. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 227.

2. Abdullaev, A. M., & Khudaykulov, A. (2020). Challenges of coping with the economic consequences of the global pandemic COVID-19. ISJ Theoretical & Applied Science, 5(85), 1.

3. Goncharova N.I., & Rahmonova G.A. (2020). Some features of architecture and construction in the conditions of Uzbekistan. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(6), 1303-1306.

4. Ivanovich, K. K. (2020). About some questions of classification of institutional conditions determining the structure of doing business in Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 10(5), 17-28. Doi: https://doi.org/10.5958/2249-877X.2020.00029.6

5. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., & Kurpayanidi, K. I. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641

6. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., Kurpayanidi, K. I., & Misdiyono, M. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641

7. Margianti, E.S., Ikramov, M.A., Abdullaev, A.M., Kurpayanidi, K. (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation Jakarta, Gunadarma Publisher, Indonesia, 2022. ISBN: 978-602-0764-474, 205 p. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6658834

@ ®

13

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №10. 2022

RESEARCH!_,

ISJIF 2022:5.962

8. Tsoy, D., Tirasawasdichai, T., & Kurpayanidi, K. I. (2021). Role of social media in shaping public risk perception during COVID-19 pandemic: A theoretical review.

International Journal of Management Science and Business Administration, 7(2), 35-41.

9. Абдуллаев, А. М. (2012). Об инновационной составляющей предпринимательской среды. Экономическое возрождение России. 4(34). - С. 129134.

10. Абдуллаев, А. М. и др. (2020). Актуальные вопросы инновационной стратегии развития территорий Узбекистана. Финансово-правовые и инновационные аспекты инвестирования экономики региона: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Москва-Фергана, 27 мая 2020 года. - Москва-Фергана: Общество с ограниченной ответственностью Русайнс.

11. Абдуллаев, А. М. Экономическая теория: Учебное пособие для проведения практических занятий. Для неэкономических направлений бакалавриата высших образовательных учреждении / А. М. Абдуллаев, К. И. Курпаяниди, И. Н. Родионова. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2019. - ISBN 978-5-907205-51-2.

12. Адилов, З. Р., & Болгабоев, Д. (2021). Реставрация и сохранение существующих историческо-архитектурных памятников Наманганской области-основа развития международного туризма. Вестник Науки и Творчества, (11 (71)), 38-44.

13. Боголюбова, С. А., & Зленко, А. Д. (2018). Новое понимание сущности" усадебного туризма". In Актуальные проблемы развития сферы услуг (pp. 39-43).

14. Джанджугазова, Е. А. (2020). Туризм как фактор успешного развития городского пространства. Российские регионы: взгляд в будущее, 7(4), 1-15.

15. Заднепровская, Е. Л., & Гишаева, З. В. (2019). Архитектурное наследие как основа для развития туризма. In Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий (pp. 121-124).

16. Курпаяниди, К. И. (2021). Современные концепции и модели развития предпринимательства. Бюллетень науки и практики. 7( 9). - С. 425-444. - Doi: https://doi.org/10.33619/2414- 2948/70/40.

17. Курпаяниди, К. И. (2022). Инновационная деятельность в ретроспективе экономической науки. Экономика. Бизнес. Финансы. 7. - С. 3-11.

18. Курпаяниди, К. И. (2022). К вопросам методологических подходов исследования институциональной среды малого предпринимательства. Бюллетень науки и практики. 8(9). С. 442-460. Doi: https://doi.org/10.33619/2414-2948/82/50.

19. Курпаяниди, К. И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика. 3-1(85). - С. 186188. - Doi: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-3-1-186-188 .

20. Курпаяниди, К. И. Основы экономических знаний: Учебное пособие для неэкономических направлений бакалавриата высших образовательных учреждений / К. И. Курпаяниди, Э. А. Муминова; study guide. - Фергана: ALFERGANUS, 2022. - 280 с. - ISBN 978-9943-7707-9-9. - Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6880920

@ ®

14

ш

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №10. 2022

^mШ__

SJIF 2022:5.962

21. Макринова, Е. И., & Сотник, А. П. (2019). Ресурсное обеспечение развития туризма и гостиничного хозяйства в Белгородской области на основе проектно-целевого подхода. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, (4 (77)), 84-99.

22. Мисалимов, Р. М., & Зиязиева, Л. Р. (2020). Роль архитектуры в туризме. Scientific Evolution, (1), 162-168.

23. Рафикова, Д. М. (2019). Архитектура регионального туризма в мировой практике. Международный научно-исследовательский журнал, (6-2 (84)), 95-99.

24. Соколова, Н. В., Мимоход, А. К., Хамзина, Л. Н., & Снимщикова, О. А. (2020). Особенности мониторинга и финансового управления предприятий сферы туризма и гостиничного хозяйства. Экономика устойчивого развития, (1), 202-205.

25. Тимофеева, С. О. (2018). Архитектурные руины как объект туризма. Туризм: технологии & тренды.—Екатеринбург, 2018, 229-235.

© ®

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.