УДК: 797.12
ТРЕНЕР
РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЁРОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Зеленин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
BALANCE DEVELOPMENT IN ROWING AND CANOEING USING SPECIALIZED SIMULATORS IN VIEW OF THEORETICAL ANALYSIS L.A. Zelenin, associate professor, Ph.D.
Perm national research polytechnic university, Perm
Key words: motor coordination ability, space and time body balance, effective muscle force distribution, balancing in motor activity, rowing and canoeing, analyzers. In rowing and canoeing the certain body balance is required to perform rowing actions. It is impossible to reach a certain level of mastery of the effective technique of a motor action without the relevant level of development of maintaining of the body position in the balance space. Balance is one of the main types of motor coordination to be trained by rowers when learning and training. The purpose of the study was the theoretical validation of the system of maintaining balance in rowing and canoeing. Based on the findings the authors designed a system of balance development, where motor actions (walking, jumps, multiple jumps, turns and rotations) are correlated with maintaining balance. It actively provides normal functioning of all physiological systems of the body, stimulates the manifestation of the optimal range of movements, determines the rational distributions of muscle efforts resulting in more rational energy expenditure and efficient motor activity in maintaining the balance. Hence, the designed system of special physical exercises which is intended to develop balance using training simulators was proved to be effective in development of the proper balance level via rational collocation of body parts, minimizing degrees of freedom of the moving system, timely distribution and redistribution of muscle efforts with high level of space orientation, which is impossible without the corresponding physical and special trainings.
The role of the cerebellum cannot be forgotten that has a vast number of nervous connections and takes an active part in numerous acts of maintaining body balance. There is a reason to believe that the cerebellum is a higher regulatory center, where all proprioceptive and vestibular impulses gather via the nervous motor cell system and via the system of various analyzers (vegetative organs, visual, nervous and muscular systems). The roles of analyzers in the body balance control are different. Motor analyzer is essential when performing motor actions for maintaining balance. But the visual, vestibular, tactile, vegetative and kinesthetic analyzers are involved also, being actively related to specific sport.
Ключевые слова: двига-тельно-координационная способность, устойчивость тела в пространстве и времени, рациональное распределение мышечных усилий, удержание равновесия в двигательной деятельности, гребной спорт, анализаторы.
В гребном спорте при выполнении гребковых движений требуется проявление определённой устойчивости тела. Без соответствующего уровня развития удержания положения тела в пространстве равновесия невозможно достичь определённого уровня овладения рациональной техникой двигательного действия [1, 10, 12, 13, 16].
Равновесие - одна из ведущих двигательных координаций, которую в учебно-тренировочном процессе гребцов следует постоянно совершенствовать [7, 8, 12, 15].
Цель исследования - теоретически обосновать систему удержания равновесия в гребном спорте.
Результаты исследования и их обсуждение. С учетом изложенного мы разработали систему развития равновесия, где двигательные действия (ходьба, прыжки, многоскоки, повороты и вращения) связаны с удержанием равновесия. Она активно обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма, стимулирует проявление оптимальной амплитуды движений, определяет рациональное распределение мышечных усилий, приводящих к экономичности энерготрат и повышению эффективности двигательной деятельности в удержании равновесия [8].
Частью разработанной системы развития равновесия являются тренажёрные устройства, которые стимулируют активное развитие всех систем организма, развивают амплитуду, темп и ритм гребковых движений, оптимизируют ра-
циональное взаиморасположение звеньев тела, стимулируют сохранение равновесия. Выполнение специальноподготовительных упражнений на развитие равновесия в значительной степени повышает устойчивость тела в пространстве и непосредственно активно воздействует на удержание равновесия в позе каноиста. Гребля на байдарках и каноэ, особенно последняя, предъявляет огромные требования к удержанию устойчивости положения тела гребца в лодке, в силу чего необходимо развитие специфического (водного) равновесия (связано с водными видами спорта, в которых следует активно проявлять способность удержания устойчивого положения тела гребца в лодке с выполнением сложнокоординационных движений - гребков).
Созданные нами специализированные тренажёрные устройства стимулируют развитие равновесия гребца, которое успешно совершенствует переход с тренажёра в лодку, на воду. Разработанная система направленных физических упражнений позволяет намного быстрее и качественнее развивать равновесие, способствует активному овладению техникой гребковых движений. Выполняемые упражнения помогают ориентироваться в пространстве и времени, а также стимулируют поддержание определённого уровня устойчивости тела в разных исходных положениях (на двух ногах, на одной, затем на другой, в позе каноиста). Без необходимого уровня развития равновесия особенно проблематично овладеть рациональной техникой гребковых двигательных действий, где на тренажёрных устройствах специфическое (водное) равновесие развивается и совершенствуется. Таким образом, равновесие является одной из главных координационных способностей, его необходимо постоянно совершенствовать у начинающих гребцов с первых занятий на гребных тренажёрах [6, 7, 8, 11, 14].
Удержание равновесия - это определённое положение тела в пространстве и во времени, противодействующее земной гравитации. Чем лучше гребец преодолевает и использует силы гравитации, тем успешнее он сохраняет устойчивое положение тела, чему способствует удержание равновесия на гребных тренажёрах [6, 8].
Одним из способов удержания равновесия является преодоление гравитации, связанное с приближением общего центра тяжести к опоре. Выполнение разных упражнений на развитие 74
равновесия помогает добиться рационального расположения всех звеньев тела в пространстве. Например, ходьба по лежащему на земле бревну 0 300-400 мм в полуприседе с руками, разведенными в стороны, способствует лучшему удержанию равновесия, чем ходьба в полный рост. Рациональное взаиморасположение звеньев тела в статике и динамике - один из важнейших компонентов равновесия.
В «Толковом словаре спортивных терминов» под равновесием понимают состояние устойчивого положения тела в статическом и динамическом положении [16].
При этом Л. Д. Назаренко даёт такое определение равновесию: это способность сохранять устойчивое положение тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия [13].
В. М. Зациорский под равновесием понимает способность к сохранению устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз [7].
Выполнение разнообразных физических упражнений на развитие равновесия стимулирует проявление рациональной спортивной техники гребковых движений для ее ускоренного усвоения на тренажёрных устройствах, что, по Н. А. Бернштейну [2, 3], способствуют активной экономизации энергии. Не вся затраченная на выполнение гребковых движений энергия полезна, так как некоторая её часть расходуется на преодоление сил сопротивления. Недостаточная координация движений затрудняет технику гребли, при этом впустую тратится большая часть энергии. Удержание устойчивого положения тела связано с минимизацией количества степеней свободы, что способствует улучшению равновесия [14]. Устойчивое равновесие - способность механической системы, находящейся под действием сил равновесия, после незначительного отклонения возвращаться в исходное положение.
Система развития равновесия имеет разнообразно направленные двигательные действия, активно стимулирует проявление сотни степеней свободы, однако рациональная деятельность характеризуется прежде всего уменьшением количества степеней свободы и выполнением правильной техники гребли. При выполнении гребковых движений на тренажёрах наблюдается большая степень свободы движений (в сумме - более 20), что затрудняет управление дви-
жениями. Движения, выполняемые на гребных тренажёрах, позволяют значительно уменьшить количество двигательных ошибок и избежать постоянного переучивания, что неизбежно при традиционном процессе обучения и тренировки гребцов. Уменьшение степеней свободы в двигательном задании приводит к его качественному усвоению. Таким образом, удержание равновесия в сопряжённом освоении техники гребли на гребных тренажёрах невозможно без минимизации количества степеней свободы движущейся системы [2, 3].
Для гребного спорта вообще, а для гребли на байдарках и каноэ в особенности, характерно статодинамическое удержание равновесия. При удержании равновесия тело гребца не остаётся абсолютно неподвижным, оно всё время колеблется. Гребец в лодке на мгновение как бы теряет равновесие и вновь его восстанавливает. Хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстро находит.
Опираясь на знания теории и методики физической культуры и спортивной тренировки, а также на свой многолетний педагогический опыт, мы пришли к заключению о необходимости введения понятия «статическая выносливость равновесия» - это координационная способность гребца длительно по времени удерживать устойчивое вертикальное положение тела в статической (неподвижной) стойке каноиста, несмотря на трудности, вызванные биомеханическими особенностями внешних условий, и балансировать при этом едва заметными движениями передней ноги и отведением таза с выполнением сложно-двигательных гребковых движений.
В системе развития равновесия преобладают физические упражнения, направленные на развитие устойчивости тела в пространстве. При этом мышцы наиболее напряжены, проявляют наибольшие усилия, несущие основную нагрузку в сохранении равновесия. Тренажёрные устройства, способствующие развитию равновесия, активно помогают освоению техники и обеспечивают внутримышечную и межмышечную координацию при сохранении состояния равновесия звеньев тела. Например, в гребле на каноэ высокая активность характерна для мышц спины, рук, нижней части тела, мышц ног. При этом постоянно происходит дозировка и перераспределение мышечных усилий, участвующих в сохранении равновесия.
Разработанная система развития равновесия обеспечивает удержание устойчивого положения тела, что определяет уровень пространственной ориентации. Чем выше уровень ориентации в пространстве, тем легче удерживать устойчивое положение тела. Пространственная ориентация при выполнении гребковых движений на тренажёрах определяет перемещение тела и его отдельных звеньев при сохранении точности движений.
При выполнении специальных упражнений на равновесие огромное значение имеет точность движений. Например, спортивная техника гребковых движений содержит цикл двигательных актов с определённой структурой и точным осуществлением движений, а информация о его параметрах по специальным каналам направляется в систему управления.
В основе техники гребли лежат понятия «чувство равновесия», «чувство воды», «чувство скольжения», «чувство лодки» и т. д., которые тончайшим образом взаимодействуют с комплексом функциональных систем, позволяющих контролировать гребковые движения, а также равновесие на тренажёрных устройствах. При этом рекомендуются элементы техники на гребных тренажёрах с закрытыми глазами, выполнить которые гораздо труднее, чем с открытыми глазами.
Таким образом, разработанная система специальных физических упражнений, направленная на развитие равновесия с использованием тренажёрных устройств, успешно развивает необходимый уровень равновесия, что достигается рациональным взаиморасположением звеньев тела, минимизацией степеней свободы движущейся системы, своевременным распределением и перераспределением мышечных напряжений с высоким уровнем пространственной ориентации. Это невозможно без соответствующей физической и специальной подготовки.
Необходимо упомянуть о роли мозжечка, который располагает огромным количеством нервных связей и принимает самое активное участие во всевозможных актах удержания равновесия тела. Есть основание полагать, что мозжечок является высшим регулирующим центром, к которому стекаются все проприоцептивные и вестибулярные импульсы [4, 15].
Участие анализаторов в управлении равновесием неодинаково. При выполнении двига-
тельных действий на сохранение равновесия значительную роль играет двигательный анализатор, но также задействованы зрительный, вестибулярный, тактильный, вегетативный, мышечно-суставной, которые активно связаны с конкретным видом спорта.
Вывод. Упражнения на развитие равновесия на суше, а также специальноподготовительные упражнения на равновесие на тренажёрах совершенствуют проявление гребцом мышечной силы. Начинающие заниматься греблей тратят намного больше усилий на удержание равновесия при выполнении гребковых двигательных действий, чем подготовленные.
Литература
1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1947. - 255 с.
3. Бернштейн Н.А. Равновесие тела / Н.А. Бернштейн // Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 1947. - Т. XIII.
4. Блеер А.Н. Влияние физического утомления спортсмена на надёжность проявления двигательного навыка борца /
A.Н. Блеер, В.В. Шиян // Теория и практика физ. культуры. -2000. - № 6. - С. 36.
5. Гавердовский Ю.К. Структурные отношения в сообществах сложнокоординированных движений и виртуальные формы переноса двигательного навыка (на материале спортивной гимнастики): Сб. науч. трудов / Ю.К. Гавердовский / Под ред. В.Б. Коренберга // Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1991. - С. 49-60.
6. Донской Д.Д. Двигательная задача в спортивных действиях / Д.Д. Донской // Теория и практика физ. культуры. - 1994. -№ 11. - С. 40-43.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 365 с.
8. Зеленин Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: дис. ... канд. пед. наук /Л. А.Зеленин. - Чайковский, 2004. - 198 с.
9. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей / Е.П. Ильин // Психомоторика. - Л., 1976. - С. 4-22.
10. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координации основных видов движений / А.Г. Карпеев // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 9. - С. 5-7.
11. Коренберг В.Б. Рефлекс и построение двигательной деятельности / В.Б. Коренберг // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб.науч. трудов / Под ред. В.Б. Коренберга // Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1991.- С. 74-79.
12.Лях В.И. Совершенствуя координационные способности /
B.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1996. - № 4. - С. 18-20.
13. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. - М.: «Теория и практика физической культуры», 2001. - 33 с.
14. Ратов И.П. К проблемам и методологии объяснения механизмов движений с позиции достижения двигательных максимумов / И.П. Ратов // Принципиальные вопросы кинезио-
логии спорта. Сб. науч. трудов / Под ред. В.Б.Коренберга/ Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1991. - С. 85-90.
15. Сарапулов С.Н. Методика развития статокинетической устойчивости в процессе физической подготовки курсантов авиационных институтов: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сарапулов. - Тюмень, 2003. - С. 239.
16.Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 480 с.
References
1. Balsevich, V.K. The conversion of high technologies of sports training as an actual direction of enhancement of physical education and sport for all / V.K. Balsevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1993. - № 4. - P.21-23. (In Russian)
2. Bernstein, N.A. On motions construction / N.A. Bernstein. -Moscow: Meditsina, 1947. - 255 P. (In Russian)
3. Bernstein, N.A. Body balance / N.A. Bernstein // Big medical encyclopedia. - Moscow: Meditsina, 1947. - P. XIII. (In Russian)
4. Bleer, A.N. The influence of athlete's physical fatigue on reliability of wrestler's motor skill / A.N. Bleer, V.V. Shiyan // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2000. - № 6. - P. 36. (In Russian)
5. Gaverdovsky, Yu.K. Structural relations in associations of comprehensive coordination moves and virtual forms of transition of the motor skill (case study of gymnastics): Collected researches / Yu.K. Gaverdovsky / Ed, by V.B. Korenberg // Moscow reg. state inst-te of physical culture. - Malakhovka, 1991. - P. 49-60. (In Russian)
6. Donskoy, D.D. Motor task in sports actions / D.D. Donskoy // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1994. - № 11. - P. 4043. (In Russian)
7. Zatsiorsky, V.M. Athlete's physical qualities / V.M. Zatsiorsky. -Moscow: Fizkultura i sport, 1970. - 365 P. (In Russian)
8. Zelenin, L.A. Improvement of balance of novice canoeists using special physical exercises and training simulator: Ph.D. thesis /L.A. Zelenin. - Chaykovskiy, 2004. - 198 P. (In Russian)
9. Il'in, E.P. The structure of psychomotor abilities / E.P. Il'in // Psychomotorics. - Leningrad, 1976. - P. 4-22. (In Russian)
10. Karpeev, A.G. DIrections and principles of studies of motor coordination of the basic types motions / A.G. Karpeev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1995. - № 9. - P. 5-7. (In Russian)
11. Korenberg, V.B. Reflex and organization of motor activity / V.B. Korenberg // The matters of principle of sports kinesiology: Collected researches / Ed. by V.B. Korenberg // Moscow reg. state inst-te of physical culture. - Malakhovka, 1991. - P. 7479. (In Russian)
12. Lyakh, V.I. Training coordination abilities / V.I. Lyakh // Fizicheskaya kultura v shkole. - 1996. - № 4. - P. 18-20. (In Russian)
13. Nazarenko, L.D. Development of motor coordination qualities as a recreational factor of children and adolescents / L.D. Nazarenko. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2001. - 33 P. (In Russian)
14. Ratov, I.P. On the problems and methodology of interpretation of motor mechanisms in view of achieved motor maximums / I.P. Ratov // Principle matters of sports kinesiology. Collected researches // Ed. by V.B. Korenberg/ Moscow reg. state inst-te of physical culture. - Malakhovka, 1991. - P. 85-90. (In Russian)
15. Sarapulov, S.N. The technology of development of statokinetic balance of cadets of aviation institutes during exercise: Ph.D. thesis / S.N. Sarapulov. - Tyumen, 2003. - P. 239. (In Russian)
16. Explanatory dictionary of sports terms. - Moscow: Fizkultura i sport, 2001. - 480 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
zelenindoz48@mail.ru
Поступила в редакцию 30.05.2013 г.