Развитие рационального природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: институциональный и экономический
аспект
The development of environmental management in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra: the institutional and economic aspects
Арасланов Ренат Камилович к.э.н., доцент кафедры экономики Института менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»
S ireniti_85 @mail. ra
Araslanov Renat Kamilovich Ph.D., Associate Professor of Economics, Institute of Management and Economics
Ugra State University S ireniti_85 @mail. ru
Аннотация: целью работы - попытка систематизировать проблемы рационального природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и разработать мероприятия по решению данных проблем. В работе изучен институциональный и экономический аспект развития рационального природопользования в Югре. Проведен анализ экологических аспектов развития экономики ХМАО-Югры, приведена авторская классификация институтов рационального природопользования, исследована специфика рационального природопользования региона. Annotation: purpose of work - an attempt to systematize the problems of environmental management in the Khanty-Mansi Autonomous District - Yugra, and develop measures to address these problems. The paper examined the institutional and economic aspects of environmental management in Ugra. The
analysis of the environmental aspects of economic development Khanty-Ugra, the
author shows the classification of environmental management institutions,
investigated the specificity of environmental management in the region.
Ключевые слова: институты рационального природопользовании,
природоохранные мероприятия, экологическая политика, несырьевой сектор.
Keywords: institutions of environmental management, environmental protection measures, environmental policy, non-oil sector.
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Ретроспектива, специфика и прогнозирование эволюции экономических институтов ресурсодобывающего региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)», соглашение №15-12-86001/15 от 24.04.2015 г.
Введение.
Российская экономика традиционно основана на ресурсодобывающих отраслях, бюджетообразующей остается нефтегазовая отрасль. Ресурсодобывающие отрасли России характеризуются относительно высокой доходностью на вложенный капитал, в связи с чем наибольшая инвестиционная активность частных и институциональных инвесторов приходится именно на данные отрасли, что способствует освоению новых ареалов природной среды. Подобные тенденции приводят к росту антропогенной нагрузки на экосистемы и, как следствие, деградации природно-ресурсного потенциала территорий в части водных ресурсов, земли, включая почвенные ресурсы, растительности, включая лесные ресурсы, животного мира, включая рыбные ресурсы. Сохранение неминеральных природных ресурсов и развитие системы рационального природопользования приобретает особую актуальность в условиях стремления Правительства РФ и ресурсодобывающих регионов к снижению зависимости соответствующих экономик от сырьевой составляющей.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее ХМАО-Югра) располагает огромным природно-ресурсным потенциалом, является основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Природный капитал является одной из главных составляющих устойчивого развития территории. Он служит фундаментом экономического роста и повышения благосостояния населения. Однако ресурсная специфика территории, географические и климатические особенности, а также развитие промышленного сектора определяют и основные экологические проблемы автономного округа: загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов и земель; проблемы размещения и утилизации отходов; трансформация среды обитания животного и растительного мира. Данные факторы противоречат принципам рационального природопользования и, как следствие, устойчивого развития.
Исследование.
В целях изучения институциональных аспектов рационального природопользования, дадим определение соответствующим данной тематике понятиям.
Природопользование - использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества [1, с. 199]; наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом — комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук [2, с. 531].
В условиях рационального природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной
прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие» [3].
Сбалансированное эколого-экономическое развитие, прежде всего, подразумевает нахождение точки равновесия, в которой экологические издержки, возникшие в ходе экономической деятельности, компенсировались бы приобретенными экономическими, социальными, культурными выгодами. Учитывая нестабильность финансово-экономического положения множества российских предприятий и высокие затраты, необходимые для перевода российской экономики на «зеленые рельсы» развития, особенно важным становится выбор приоритетных направлений, которые в наибольшей степени способствовали достижению успеха [4, с. 5].
Основные показатели, характеризующие экологическую ситуацию в ХМАО-Югре отражены в таблице 1.
Данные таблицы свидетельствуют о положительных тенденциях в сфере экологии и рационального природопользования в регионе. Доля нерекультивированных земель имеет нисходящую динамику, хотя по итогам 2014 года остаётся на высоком уровне 71%. Площадь загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра по состоянию на 01.01.2015 год составляет 4668 гектар. В отношении площади региона это незначительная площадь, но, если учесть специфику расположения данных земель, можно сделать вывод о том, что большая их часть расположена в стратегически важных местах развития несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, в частности лесопромышленного комплекса, рыболовства и традиционных промыслов Севера - Ханты-Мансийский, Нефтеюганский и Сургутский районы.
Важным элементом сохранения экологического баланса является динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в частности от сжигания попутного нефтяного газа.
Таблица 1 - Динамика основных показателей развития рационального природопользования в ХМАО-Югре [5]
№ п/п Наименование контрольного показателя Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014
1 Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель (по отношению к 2010 году) % 100 92 91,7 80,4 70,9
2 Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых отходов (нарастающим итогом) % 30 31 36 43 50
3 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников Тысяч тонн 2129,4 2352,8 2429,6 1866 1866
4 Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления % 64 65 66,5 79,9 80
5 Доля оплаченных постановлений об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды от вступивших в силу % Н.д 72 83 83 94
6 Доля устраненных нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды % Н.д 73 85 75 81
7 Сумма предъявленных/ возмещенных ущербов лесному фонду млн. руб. Н.д 220,8/ 6,4 (3%) 1 004/ 184,8 (18%) 1 148,4/ 492 (43%) 2 105,5/ 1 042 (49%)
Позитивная динамика основных показателей развития рационального природопользования безусловно определятся становлением
соответствующих институтов. Институциональная основа механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды представлена следующими элементами [6, с. 15-21]:
1. Система имущественных прав на экологические блага и природные ресурсы;
2. Совокупность органов экологического контроля
Система имущественных прав основывается на классических формах собственности: частной, государственной, муниципальной и др. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра. Частной собственности (двум ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль. Органы экологического контроля представлены государственными, региональными и частными структурами.
В целях дальнейшего исследования институтов развития рационального природопользования ХМАО-Югры определимся с их составом как на макро-, так и на мезоуровне.
В таблице 2 отражена классификация институтов, способствующих развитию рационального природопользования как на макроуровне, так и на микроуровне. В сущности данные институты можно разделить на две группы:
1. Субъекты, способствующие соблюдение основополагающих принципов рационального природопользования и природоохраны;
2. Финансово-экономический механизм реализации функций первых.
Таблица 2 - Классификация институтов экологического контроля и рационального природопользования
По уровню (масштабам) функционирования По способу функционирования
непосредственно (с использованием административных , рыночных, финансовых инструментов) через органы государственной власти и управления посредством специально созданных организаций
Макроэкономические институты -регулирующие природопользование в национальных и мировых масштабах ГРИНПИС. Программы Природоохранное законодательство Экологические стандарты Лицензирование Прогнозирование природоохранной деятельности Проектирование природоохранных мероприятий Природно-ресурсные платежи, платежи за загрязнение природной среды Экологические и ресурсные налоги Инвестиции Залоговая система Способы экологического саморегулирования Инструменты финансирования Страхование экологических рисков Кредиты на меры по охране окружающей среды
Мезоэкономические институты - регулирующие природопользование в региональных (отраслевых) масштабах Волонтерство Экологические и ресурсные налоги Природно-ресурсные платежи, платежи за загрязнение природной среды Проектирование природоохранных мероприятий Природоохранное законодательство Кредиты на меры по охране окружающей среды Микрофинансирование Страхование экологических рисков Инвестиции
Источник: составлено автором
Природоохранная и экологическая политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлена на решение проблем в сфере охраны окружающей среды, повышения качества жизни населения Югры, рост его экологического сознания путем создания сбалансированной системы управления охраной окружающей среды.
Специфическими особенностями системы природопользования в ХМАО-Югре являются следующие факторы:
• динамичный рост промышленного производства, интенсивное развитие дорожной сети, начавшаяся реализация крупномасштабных проектов по освоению Приполярного Урала;
• преобладающая роль нефтегазодобывающего комплекса в экономике автономного округа;
• сжигание огромных объемов попутного нефтяного газа на факелах, использование при добыче и подготовке нефти и газа большого количества опасных химических реагентов;
• большие масштабы накопленного загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири;
• насыщенность территории автономного округа магистральными и промысловыми нефте- и газопроводами;
• значительные лесные и водные ресурсы, наличие больших площадей водно-болотных экосистем, имеющих общемировое значение;
• климатические особенности территории автономного округа, характеризующиеся замедленностью биологических процессов, вызванной низкими среднегодовыми температурами;
• подверженность территории воздействию трансграничного переноса загрязняющих веществ;
• неоднородность территории автономного округа (разная степень хозяйственной освоенности районов автономного округа, наличие резко
отличающихся районов по степени техногенного воздействия, концентрация населения и промышленного производства);
• повышенные показатели предельно допустимых концентраций по некоторым видам загрязняющих веществ (естественный фон);
• недостаточный уровень развития рынка услуг и частного предпринимательства в области рекультивации земель, переработки, обезвреживания отходов производства и потребления;
• наличие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ведущих образ жизни, особенно чувствительный к состоянию окружающей среды, необходимость особого учета этого фактора при ведении хозяйственной и иной деятельности.
Основополагающим условием эффективной работы всех институтов рационального природопользования является степень развития нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей природоохранную деятельность в РФ.
Основные ее элементы составляют:
• общая часть: Законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха» и др.;
• особенная часть: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Законы «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и др.
В Югре сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование полномочий автономного округа в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которая состоит из следующих нормативных актов:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.04.1996 г. № 15-оз «О недропользовании».
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 г. № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре».
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2005 г. № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2006 г. № 148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.04.2007 г. № 31-оз «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Помимо этого принято 18 постановлений и 4 распоряжения Правительства Югры, регулирующие и уточняющие широкий спектр вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Таким образом, законодательство округа достаточно полно сформировано для целей развития устойчивого рационального природопользования и природоохраны. Несмотря на это, нормотворческая деятельность достаточно активно реагирует на изменения современной экологической ситуации и развитие промышленности в округе.
Высокий уровень развития природоохранного законодательства в ХМАО-Югре обусловил формирование и достаточно эффективное функционирование инфраструктуры развития рационального природопользования и природоохраны в регионе, которая представлена следующими институтами:
1. Ханты-Мансийская центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»
(Росгидромет) - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов; радиационной обстановки.
2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Росреестр) - в части государственного мониторинга земель (за исключением сельскохозяйственных земель);
3. Отдел водных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре Нижне-Обского бассейнового водного управления (Росводресурсы) - в части государственного мониторинга водных объектов;
4. Филиал ФБУ «Рослесозащита» - «Центральная заводская лаборатория Тюменской области» (Рослесхоз) - в части государственного лесопатологического мониторинга;
5. Отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» (Росрыболовство) - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
6. Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Роспотребнадзор) - в части санитарно-гигиенического мониторинга состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения;
7. Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - в части мониторинга объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания, мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, комплексного экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
8. Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
9. Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана;
10.ОАО «Научно-производственный центр мониторинг» 11.Технопарк, в части развития проектов в сферах биотехнологии и энергосбережении.
Помимо этого достаточно активно развивается университетская среда ХМАО-Югры в сфере рационального природопользования, которая представлена двумя вузами:
1. ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет, в частности, Институт природопользования, а также Научно-образовательный центр «Динамика окружающей среды и глобальные изменений климата»;
2. БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», в частности НИИ «Экологии экологии Севера».
Таким образом, можно констатировать о достаточно динамичном развитии системы рационального природопользования в ХМАО-Югре. Особенно данный факт подтверждает завершение строительства ЮжноПриобского НПЗ, который позволит достичь уровня использования попутного нефтяного газа (далее ПНГ) в 95,4%.
Результаты.
Несмотря на позитивные тенденции в области рационального природопользования и природоохраны округа, в регионе наблюдается ряд
существенных проблем, негативно влияющих на систему рационального
природопользования и, как следствие, на сохранение природно-ресурсного
потенциала развития несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры:
1. Негативное воздействие на объекты природопользования деятельности нефтегазовых предприятий посредством выбросов загрязняющих веществ как в результате основной деятельности, так и в результате аварий из-за изношенности трубопроводного фонда, особенно на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;
2. Площади действующих особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) недостаточно для обеспечения экологической стабильности на территории автономного округа, особенно в районах интенсивного промышленного развития;
3. В результате роста населения наблюдается усиление негативного воздействия на окружающую среду объектов ЖКХ;
4. Автономный округ характеризует низкая обеспеченность населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов;
5. Рост выбросов от эксплуатации и обслуживания автотранспорта, в следствие роста численности населения и количества автовладельцев;
6. Снижение доли продуктивной древесины в результате опережающего развития лесопромышленного производства по сравнению с восстановительными работами;
7. Низкий уровень и неэффективность переработки природных ресурсов с дополнительной экологической нагрузкой на объекты природопользования;
8. Уменьшение разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений, сокращение численности ценных промысловых животных, уменьшение продуктивности дикоросов, сокращение площади девственных лесов и др.
9. Недостаточный уровень развития рынка услуг и частного предпринимательства в области рекультивации земель, переработки, обезвреживания отходов производства и потребления [5].
Для решения вышеизложенных проблем можно предложить следующее:
1. создание новых ООПТ, в первую очередь природных парков, заказников и памятников природы;
2. совершенствование нормативно-правовой базы ХМАО-Югры в сфере ООПТ;
3. развитие системы очистных сооружений
4. привлечение частных инвестиций в проекты обеспечения экологической безопасности на принципах государственно-частного партнерства;
5. применение налоговых и иных льгот при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение негативного (опасного) воздействия на окружающую среду, в том числе в обрабатывающем секторе экономики;
6. применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением природоохранной деятельности и уменьшением негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
7. обеспечение полного взимания с хозяйствующих субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее использование на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
Направления дальнейших исследований.
Анализ институциональных и экономических аспектов развития системы рационального природопользования в ХМАО-Югре позволяет сделать вывод о том, что основные институты рационального природопользования региона сформированы и достаточно эффективно функционируют, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Вместе с тем, система рационального природопользования и природоохраны ХМАО-Югры, несмотря на активную работу органов власти округа и специализированных организаций, не лишена ключевых проблем,
решение которых формирует базис для развития эколого-ориентированной экономики, в частности несырьевого сектора экономики и традиционного природопользования, как основы замещения нефтегазовых доходов и формирование условий для эффективного импортозамещения.
Библиографический список:
1. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь.=Akhatov A.G. Ecology. Encyclopaedic Dictionary.- Казань=Kazan, ТКИ, Экополис, 1995. -С. 199.
2. Природопользование // Экологический энциклопедический словарь / Под ред. А. С. Монина. — М.,: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
3. Сайт Википедии: свободного словаря [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (дата обращения 8.09.2015)
4. Семячков, К. А. Оценка эффективности миниэкономических институтов рационального природопользования // Вопросы современной экономики: электронный научный журнал. - 2013. - № 2 . - С. 5.
5. Отчёт о результатах деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности за 2014 год [Электронный ресурс] http ://www.prirodnadzor.admhmao.ru/wps/portal/env/home/statisticheskaj a-informacija (дата обращения 9.09.2015)
6. Кетова Н. П. Современный механизм управления природопользованием в России: экономический и институциональный аспекты//Экономические науки.-2012.-№1(86). - с. 15-21.